Смотря какой ethical approach
Корреспондентка Пресс-избы находит трех философов на полянке у Столовой. В руках каждого — табличка с одним из терминов:
На Биеннале участники Мастерской философии организовали консилиум, на котором предлагают летнешкольникам разобрать любые кейсы с неоднозначным моральным выбором и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения разных этических теорий. Руководствуясь общественным интересом, корреспондетка Пресс-избы сразу же предлагает триумвирату разрешить ситуацию:
На обеденную раздачу традиционно сбежалась огромная толпа летнешкольников. Один человек из мастерской N встает в конец очереди и медленно, но верно приближается к заветной гречке с тушенкой. Когда законопослушный летнешкольник оказывается предельно близок к цели, пришедшие позже коллеги — в количестве аж 5 человек — замечают товарища и, игнорируя вереницу людей, занимают место в очереди рядом с ним. Этичен ли этот поступок?
Философы синхронно ухмыляются, признаваясь, что предвидели этот вопрос, и предлагают начать разбор с деонтологии. Главный ее постулат гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом. Применив эту формулу к нашему примеру, получаем: каждый обладает правом миновать очередь, а значит, обед рискует превратится в потасовку. Кант бы такое точно не одобрил.
Переходим к этике добродетели. Это учение сосредоточено на моральных качествах субъекта, принимающего решение. Этичным будет считаться поступок, который побуждает человека проявить лучшие черты своего характера. Игнорируя очередь, мы внутренне удаляемся от справедливости и умеренности — двух из четырех главных добродетелей. Чтобы приблизиться к идеальному образу самого себя и продолжить путь к счастью, нужно набраться терпения, а не заставлять остальных ждать дольше отведенного.
Напоследок — консеквенциализм. Критерием моральной оценки тут, как объясняет участница консилиума Мила, является результат. Если последствия твоего действия, приносят пользу и удовольствие, его можно считать этичным. Вот только есть нюанс: польза и удовольствие считаются категориями количественными. В нашем случае счастливы и сыты раньше других будут только 5 человек. А нарушать общественный порядок ради счастья меньшинства и недовольства большинства — дело неугодное.
Пытаемся обсудить и другие летнешкольные дилеммы — вроде похода в душ не по расписанию, но довольно быстро приходим к безоговорочному «неэтично». Сбой в единодушии случается лишь при обсуждении мясоедов, которые из раза в раз покушаются на вегетарианскую раздачу. Консеквенционализм встает на их защиту:
— В абсолюте такое действие нужно признать неэтичным. Но если мы обладаем информацией о точном количестве веганов на базе и доподлинно знаем, что еды, приготовленной для них, хватит также и другим, решение мясоеда прийти за порцией лечо можно считать этичным.
Неожиданно поддерживает и этика добродетели:
— Как мне кажется, тут нужно ввести еще одно дополнительное условие: каждый мясоед, желающий поесть овощей, должен отказаться от своей порции тушенки. В таком случае мы не только учтем принцип справедливости, но и проявим добродетель умеренности и рассудительности. Если ты берешь то, что тебе не положено, отказываясь от того, что тебе положено, и не наносишь вред другим, все в порядке.
Исчерпав запас моральных задачек, корреспондентка Пресс-избы предлагает коллективно поразмышлять: во вселенной какой из этических подходов мы все-таки живем?
Отсылки к истории и сложностям мироустройства быстро приводят к выводу о том, что ни одна этическая теория не универсальна. В конечном счете моральные ориентиры людей довольно часто не согласуются с их действиями и решениями. Придерживаться этики добродетели, деонтологии или консеквенционализма легко на словах, гораздо сложнее — нести ответственность за принятое (а)моральное решение.
Текст: Алена Перцева
Фото: Лена Ростунова
Корреспондентка Пресс-избы находит трех философов на полянке у Столовой. В руках каждого — табличка с одним из терминов:
Этика добродетели.
Деонтология.
Консеквенциализм.
На Биеннале участники Мастерской философии организовали консилиум, на котором предлагают летнешкольникам разобрать любые кейсы с неоднозначным моральным выбором и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения разных этических теорий. Руководствуясь общественным интересом, корреспондетка Пресс-избы сразу же предлагает триумвирату разрешить ситуацию:
На обеденную раздачу традиционно сбежалась огромная толпа летнешкольников. Один человек из мастерской N встает в конец очереди и медленно, но верно приближается к заветной гречке с тушенкой. Когда законопослушный летнешкольник оказывается предельно близок к цели, пришедшие позже коллеги — в количестве аж 5 человек — замечают товарища и, игнорируя вереницу людей, занимают место в очереди рядом с ним. Этичен ли этот поступок?
Философы синхронно ухмыляются, признаваясь, что предвидели этот вопрос, и предлагают начать разбор с деонтологии. Главный ее постулат гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом. Применив эту формулу к нашему примеру, получаем: каждый обладает правом миновать очередь, а значит, обед рискует превратится в потасовку. Кант бы такое точно не одобрил.
Переходим к этике добродетели. Это учение сосредоточено на моральных качествах субъекта, принимающего решение. Этичным будет считаться поступок, который побуждает человека проявить лучшие черты своего характера. Игнорируя очередь, мы внутренне удаляемся от справедливости и умеренности — двух из четырех главных добродетелей. Чтобы приблизиться к идеальному образу самого себя и продолжить путь к счастью, нужно набраться терпения, а не заставлять остальных ждать дольше отведенного.
Напоследок — консеквенциализм. Критерием моральной оценки тут, как объясняет участница консилиума Мила, является результат. Если последствия твоего действия, приносят пользу и удовольствие, его можно считать этичным. Вот только есть нюанс: польза и удовольствие считаются категориями количественными. В нашем случае счастливы и сыты раньше других будут только 5 человек. А нарушать общественный порядок ради счастья меньшинства и недовольства большинства — дело неугодное.
Пытаемся обсудить и другие летнешкольные дилеммы — вроде похода в душ не по расписанию, но довольно быстро приходим к безоговорочному «неэтично». Сбой в единодушии случается лишь при обсуждении мясоедов, которые из раза в раз покушаются на вегетарианскую раздачу. Консеквенционализм встает на их защиту:
— В абсолюте такое действие нужно признать неэтичным. Но если мы обладаем информацией о точном количестве веганов на базе и доподлинно знаем, что еды, приготовленной для них, хватит также и другим, решение мясоеда прийти за порцией лечо можно считать этичным.
Неожиданно поддерживает и этика добродетели:
— Как мне кажется, тут нужно ввести еще одно дополнительное условие: каждый мясоед, желающий поесть овощей, должен отказаться от своей порции тушенки. В таком случае мы не только учтем принцип справедливости, но и проявим добродетель умеренности и рассудительности. Если ты берешь то, что тебе не положено, отказываясь от того, что тебе положено, и не наносишь вред другим, все в порядке.
Исчерпав запас моральных задачек, корреспондентка Пресс-избы предлагает коллективно поразмышлять: во вселенной какой из этических подходов мы все-таки живем?
Отсылки к истории и сложностям мироустройства быстро приводят к выводу о том, что ни одна этическая теория не универсальна. В конечном счете моральные ориентиры людей довольно часто не согласуются с их действиями и решениями. Придерживаться этики добродетели, деонтологии или консеквенционализма легко на словах, гораздо сложнее — нести ответственность за принятое (а)моральное решение.
Текст: Алена Перцева
Фото: Лена Ростунова
🌭13 9👍5❤4 1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Разбежавшись, прыгнули в Новый год!
В канун Нового года ЛШ посетилаБелочка Елочка. Пели частушки, ели праздничную гречу, загадывали желания, водили хороводы и, конечно же, исполнили нашу панк-оперу.
Главное, никто не пострадал и не был огорчен. Авада кидабра!
P.S. Движ!!11!
В канун Нового года ЛШ посетила
Главное, никто не пострадал и не был огорчен. Авада кидабра!
P.S. Движ!!11!
❤🔥47 10❤8🔥3 3 3
Лучше смотреть правде в глаза
Удобнее всего смотреть на нее на веранде второго корпуса, где студенты мастерской дата-журналистики от издания «Системный блокъ» повесили гирлянду с занимательными графиками, основанными на анализе результатов опросов летнешкольников и других данных об участниках. Директор мастерской Илья Булгаков утверждает, что теперь его мастерская знает все о «Летней школе».
Студенты выяснили, что участники ЛШ чаще выбирают в качестве гарнира гречку — если, конечно, на раздаче нет макарон — а спрос на чечевицу все же существует и увеличивается с возрастом участников.
Более того, они выяснили, что на 4-6 циклы приехали учиться 8 кандидатов наук и столько же аспирантов. Вероятно, они же и общаются, сидя на ступеньках. На вопрос, существует ли зависимость между ученой степенью и выбором чечевицы на гарнир, ДатаЖур, к сожалению, не дал ответ.
Хотите узнать больше интересных и неожиданных фактов и увидеть новые красивые графики? Приходите 4 августа в 15:30 на открытую защиту проектор мастерской дата-журналистики «Системного блока» в Столовую.
Автор: Никита Золотарев
Удобнее всего смотреть на нее на веранде второго корпуса, где студенты мастерской дата-журналистики от издания «Системный блокъ» повесили гирлянду с занимательными графиками, основанными на анализе результатов опросов летнешкольников и других данных об участниках. Директор мастерской Илья Булгаков утверждает, что теперь его мастерская знает все о «Летней школе».
Студенты выяснили, что участники ЛШ чаще выбирают в качестве гарнира гречку — если, конечно, на раздаче нет макарон — а спрос на чечевицу все же существует и увеличивается с возрастом участников.
Более того, они выяснили, что на 4-6 циклы приехали учиться 8 кандидатов наук и столько же аспирантов. Вероятно, они же и общаются, сидя на ступеньках. На вопрос, существует ли зависимость между ученой степенью и выбором чечевицы на гарнир, ДатаЖур, к сожалению, не дал ответ.
Хотите узнать больше интересных и неожиданных фактов и увидеть новые красивые графики? Приходите 4 августа в 15:30 на открытую защиту проектор мастерской дата-журналистики «Системного блока» в Столовую.
Автор: Никита Золотарев
❤59🔥20❤🔥10👍2👎1 1