Один из самых интересных вопросов в венчурном инвестировании – «Из кого получаются лучшие венчурные инвесторы: из тех, кто имеет опыт основания стартапов (фаундеров) или из тех, кто своих компаний не основывал?».
Есть множество примеров, когда успешные предприниматели создают свои собственные венчурные фонды. Никлас Ценнстрем, соучредитель Skype, заработавший капитал на сделке с eBay на $2,6B и продаже Skype за $8,5B, создал Atomico, один из лучших венчурных фондов в Европе. Создатели MySQL, продавшие его Oracle, основали фонд Open Ocean Capital. Джо Лонсдейл, основатель Palantir, оцененного более чем в $20B, привлек в свой фонд Formation 8 $400M.
Однако, последнее исследование CB Insights доказывает, что среди наиболее успешных венчурных инвесторов преобладают инвесторы без опыта основания стартапов – из топ-100 венчурных капиталистов по рейтингу CB Insights 38 оказались фаундерами, а 62 - нет. Шесть инвесторов из топ-10 не являлись фаундерами. Более того, два лучших венчурных инвестора рейтинга CB Insights (Билл Гурли из Benchmark и Крис Сакка) также не основывали своих стартапов.
Есть множество примеров, когда успешные предприниматели создают свои собственные венчурные фонды. Никлас Ценнстрем, соучредитель Skype, заработавший капитал на сделке с eBay на $2,6B и продаже Skype за $8,5B, создал Atomico, один из лучших венчурных фондов в Европе. Создатели MySQL, продавшие его Oracle, основали фонд Open Ocean Capital. Джо Лонсдейл, основатель Palantir, оцененного более чем в $20B, привлек в свой фонд Formation 8 $400M.
Однако, последнее исследование CB Insights доказывает, что среди наиболее успешных венчурных инвесторов преобладают инвесторы без опыта основания стартапов – из топ-100 венчурных капиталистов по рейтингу CB Insights 38 оказались фаундерами, а 62 - нет. Шесть инвесторов из топ-10 не являлись фаундерами. Более того, два лучших венчурных инвестора рейтинга CB Insights (Билл Гурли из Benchmark и Крис Сакка) также не основывали своих стартапов.
Свежий Шлаганов via @like
Венчурная индустрия многогранна и порой отследить все важные события бывает достаточно трудно. Ниже список тех источников, которыми чаще всего пользуюсь я. Все они на английском, потому что информацию всегда лучше черпать из первоисточника - так она поступает быстрее всего и не проходит через призму видения переводчика.
VenturePulse – всегда свежая информация об интересных сделках и трендах венчурного капитала;
Techcrunch – основное мировое издание о технологиях (куда уж без него!);
Pitchbook – отличный микро- и макроэкономический анализ отрасли и качественные отчёты;
Product Hunt – информация о новых продуктах (зачастую даже в беты записываюсь);
Crunchbase – тут можно найти наиболее полную информацию об интересующем стартапе (описание, количество раундов и их размер, инвесторов, ссылки на статьи и т.д.).
VenturePulse – всегда свежая информация об интересных сделках и трендах венчурного капитала;
Techcrunch – основное мировое издание о технологиях (куда уж без него!);
Pitchbook – отличный микро- и макроэкономический анализ отрасли и качественные отчёты;
Product Hunt – информация о новых продуктах (зачастую даже в беты записываюсь);
Crunchbase – тут можно найти наиболее полную информацию об интересующем стартапе (описание, количество раундов и их размер, инвесторов, ссылки на статьи и т.д.).
Свежий Шлаганов via @like
Два выпускника Массачусетского технологического института, работавшие в Microsoft и Google, собрали команду, которая в течение последних трех лет переосмысляла подход к работе с документами и в итоге сделала Coda – конкурента Excel, который совсем не похож на Excel. На первый взгляд, Coda – это просто таблица, но как только ты начинаешь копать в функционал глубже, сразу обнаруживается, что таблицу можно переделать практически во что угодно – в to-do list, в CRM-систему, в инструмент инвентаризации и т.д. Основная фраза, которой CEO стартапа Шишир Меротра питчил инвесторов, была «Это настолько кастомизируемый документ, что в нем вы даже можете создавать приложения».
В октябре закрыли первый раунд, в рамках которого команда привлекла $60M у таких именитых инвесторов, как Greylock, Kleiner Perkins, New Enterprise Associates, Khosla Ventures и General Catalyst. Соучредитель LinkedIn Рейд Хоффман и Хэмант Танейя из General Catalyst вошли в совет директоров.
Закрытое бета-тестирование проекта началось 19 октября сразу после анонсирования инвестиционного раунда. До этого бета-версией уже успели попользоваться в нескольких отделах Uber и, вроде как, остались более чем довольны.
Основной проблемой, с которой столкнется Coda, как я вижу, будет нежелание пользователей менять старый, громоздкий, но все же уютный Excel или Таблицы Google на кардинально новый продукт. Меротра, кстати, тоже осознаёт эту проблему, и говорит, что Coda не собирается уничтожать стандартные менеджеры таблиц, а собирается работать параллельно с ними. Цель Coda состоит в том, чтобы объединять приложения, которые можно объединить, и создавать новые прецеденты и кейсы использования главного преимущества продукта – его гибкости.
PS - не устану повторять, что привлечение больших раундов отнюдь не гарантирует успех стартапам, а иногда идёт им во вред.
В октябре закрыли первый раунд, в рамках которого команда привлекла $60M у таких именитых инвесторов, как Greylock, Kleiner Perkins, New Enterprise Associates, Khosla Ventures и General Catalyst. Соучредитель LinkedIn Рейд Хоффман и Хэмант Танейя из General Catalyst вошли в совет директоров.
Закрытое бета-тестирование проекта началось 19 октября сразу после анонсирования инвестиционного раунда. До этого бета-версией уже успели попользоваться в нескольких отделах Uber и, вроде как, остались более чем довольны.
Основной проблемой, с которой столкнется Coda, как я вижу, будет нежелание пользователей менять старый, громоздкий, но все же уютный Excel или Таблицы Google на кардинально новый продукт. Меротра, кстати, тоже осознаёт эту проблему, и говорит, что Coda не собирается уничтожать стандартные менеджеры таблиц, а собирается работать параллельно с ними. Цель Coda состоит в том, чтобы объединять приложения, которые можно объединить, и создавать новые прецеденты и кейсы использования главного преимущества продукта – его гибкости.
PS - не устану повторять, что привлечение больших раундов отнюдь не гарантирует успех стартапам, а иногда идёт им во вред.
Интересный факт: в январе 2017 года был собран самый большой в истории венчурный фонд – New Enterprise Associates. Объём собранного фонда составляет $3,3B. NEA инвестирует во все раунды: от посевных до самых поздних. Если посмотреть по Crunchbase, можно заметить, что фонд еженедельно инвестирует в 3-5 стартапов, а в портфель фонда уже успели попасть такие хайповые стартапы, как Coda (о нем я недавно рассказывал), letgo, Coursera и Robinhood.
Свежий Шлаганов via @like
Самая важная вещь для успешных венчурных инвесторов - это генерация большого потока сделок. Интересно, что одного результата (большого количества проектов, подающих заявки на получение инвестиций) успешные инвесторы достигают с помощью множества различных стратегий.
К примеру, Брэд Фелд из Foundry Group ведет популярный блог FeldThoughts, который развивает его личный бренд. Джош Копельман в полной мере использует силу нетворкинга, создав сеть контактов, тесно связывающую портфельные компании его фонда First Round Capital. Небезызвестный Юрий Мильнер же сделал себе имя, предлагая предпринимателям более выгодные условия (к примеру, оценку выше рыночной), чем его коллеги.
К примеру, Брэд Фелд из Foundry Group ведет популярный блог FeldThoughts, который развивает его личный бренд. Джош Копельман в полной мере использует силу нетворкинга, создав сеть контактов, тесно связывающую портфельные компании его фонда First Round Capital. Небезызвестный Юрий Мильнер же сделал себе имя, предлагая предпринимателям более выгодные условия (к примеру, оценку выше рыночной), чем его коллеги.
Свежий Шлаганов via @like
PitchBook выпустил интересный материал про «компании-зомбироги». Если вкратце, то это стартапы, перевалившие по капитализации отметку в $1B за счёт неадекватно высоких инвестиционных оценок при проведении раундов.
За последние 4 года количество единорогов в США выросло с 40 до 120. А сравнивая с 2008 годом, и количество увеличилось примерно в 16 раз (!). Цифры кажутся фантастическими, но за ними скрываются серьёзные проблемы. Самая важная из них – это сложность процесса выхода из компаний с такой большой капитализацией.
Как итог, появляются зомбироги – стартапы слишком большие и слишком старые для продажи, живущие вопреки законам рынка, но в то же время, как говорят американцы, «too big to die». Для венчурных инвесторов процесс выхода из таких компаний может занять несколько лет. Это, кстати, подтверждает и статистика – если в 2008 году средний возраст стартапа на момент выхода из него венчурного инвестора составлял примерно 3,5 года, то сейчас – почти 8 лет.
Что является причинами этого? Да, похоже, сами венчурные капиталисты. На мировом рынке действительно чувствуется, что предложение венчурного капитала становится излишним. Компании проводят не 1-2 раунда, как раньше, а 4-5, в некоторых случаях – больше. Кроме того, основатели компаний имеют больше влияния на инвесторов – это выливается в более привлекательные условия для них с меньшими гарантиями для инвесторов.
Результаты последнего исследования, проведенного известными американскими учеными Горнеллом и Стребулаевым показывают, что в среднем (!) оценка компаний-единорогов в США завышается на 50%, когда в сделке участвуют венчурные капиталисты. Кстати, завышение оценки очень негативно влияет на компании, которые собираются выходить на IPO. Это наглядно показывают последние провальные IPO таких компаний, как Snap, LendingClub и др.
Похоже, что если ситуация не изменится, в ближайшем будущем венчурный рынок США будет ждать массовый отток инвесторов – останутся только самые сильные. Это нормальный переход от одного жизненого цикла к другому, но лучше к быть к нему готовым. Предпрежден – значит, вооружен. Всем венчур!
За последние 4 года количество единорогов в США выросло с 40 до 120. А сравнивая с 2008 годом, и количество увеличилось примерно в 16 раз (!). Цифры кажутся фантастическими, но за ними скрываются серьёзные проблемы. Самая важная из них – это сложность процесса выхода из компаний с такой большой капитализацией.
Как итог, появляются зомбироги – стартапы слишком большие и слишком старые для продажи, живущие вопреки законам рынка, но в то же время, как говорят американцы, «too big to die». Для венчурных инвесторов процесс выхода из таких компаний может занять несколько лет. Это, кстати, подтверждает и статистика – если в 2008 году средний возраст стартапа на момент выхода из него венчурного инвестора составлял примерно 3,5 года, то сейчас – почти 8 лет.
Что является причинами этого? Да, похоже, сами венчурные капиталисты. На мировом рынке действительно чувствуется, что предложение венчурного капитала становится излишним. Компании проводят не 1-2 раунда, как раньше, а 4-5, в некоторых случаях – больше. Кроме того, основатели компаний имеют больше влияния на инвесторов – это выливается в более привлекательные условия для них с меньшими гарантиями для инвесторов.
Результаты последнего исследования, проведенного известными американскими учеными Горнеллом и Стребулаевым показывают, что в среднем (!) оценка компаний-единорогов в США завышается на 50%, когда в сделке участвуют венчурные капиталисты. Кстати, завышение оценки очень негативно влияет на компании, которые собираются выходить на IPO. Это наглядно показывают последние провальные IPO таких компаний, как Snap, LendingClub и др.
Похоже, что если ситуация не изменится, в ближайшем будущем венчурный рынок США будет ждать массовый отток инвесторов – останутся только самые сильные. Это нормальный переход от одного жизненого цикла к другому, но лучше к быть к нему готовым. Предпрежден – значит, вооружен. Всем венчур!
Moon - это левитирующая веб-камера. В принципе, это всё, что о ней нужно знать. Камерой можно управлять удаленно (ворочать), в ней есть несколько «умных» функций типо включения записи при обнаружении движения в поле зрения. Всё это добро на Indiegogo стоит больше $200.
Кажется, что это какая-то бессмыслица, но продукт на краудфандинге собрал почти $200K. Единственное объяснение, которое я вижу этому – это внешний вид. Он невероятен. Ни одна современная веб-камера и близко не стоит к этому левитирующему шару, который будто бы прилетел из будущего.
Как итог, продукт очень нишевый, исключительно для фанатов продуктового дизайна и различных гаджетов. Но, как показала краудфандинг-кампания, ниша эта не настолько узкая, как кажется на первый взгляд.
Кажется, что это какая-то бессмыслица, но продукт на краудфандинге собрал почти $200K. Единственное объяснение, которое я вижу этому – это внешний вид. Он невероятен. Ни одна современная веб-камера и близко не стоит к этому левитирующему шару, который будто бы прилетел из будущего.
Как итог, продукт очень нишевый, исключительно для фанатов продуктового дизайна и различных гаджетов. Но, как показала краудфандинг-кампания, ниша эта не настолько узкая, как кажется на первый взгляд.
Мои хорошие знакомые выпустили большое интервью с двумя интересными белорусскими предпринимателями, развивающими блокчейн-продукты. Вышло очень занятно, советую выделить час времени и послушать: https://www.youtube.com/watch?v=F4HMbX1frQo
YouTube
Блокчейн, биткоин, ICO, венчурные инвестиции - зачем это все бизнесу? [MiB-E03]
HSD.BY - Неудержимые. Made in Belarus (E03)
Блокчейн, биткоин, ICO, венчурные инвестиции - зачем это все бизнесу? [MiB-E03]
===
Основные темы выпуска:
- Что такое блокчейн (blockchain)?
- Зачем бизнесу внедрять блокчейн и можно ли на этом заработать?
- Чек…
Блокчейн, биткоин, ICO, венчурные инвестиции - зачем это все бизнесу? [MiB-E03]
===
Основные темы выпуска:
- Что такое блокчейн (blockchain)?
- Зачем бизнесу внедрять блокчейн и можно ли на этом заработать?
- Чек…
Свежий Шлаганов via @like
Вопрос финансовой поддержки проектов на стадии идеи (то есть даже до ангелов/preseed) до сих пор остаётся актуальным в большинстве стран мира. Не у всех потенциальных стартаперов, есть состоятельные друзья или семья, а потребность в средствах в большинстве случаев всё-таки существует. Часть этой потребности закрывается акселлераторами и грантами, но этого, естественно, не всегда достаточно.
Интересно вот уже несколько десятилетий решают эту проблему в Израиле. В стране работает так называемый Офис главного ученого - государственная организация, основной задачей которой является финансовая поддержка зарождающихся предприятий. Осуществляется поддержка проектов, прошедших отбор, в виде предоставления гранта. Отличие от обычного гранта - в случае успеха бизнес-модели предприятие должно вернуть вложенные государством средства посредством направления в Офис главного ученого 3% от прибыли. В случае неудачи возврата средств у предпринимателя не требуют.
Получается win-win ситуация. Предприниматель получает первичную оценку идеи и, в случае позитивной оценки, финансовую поддержку. Государство же хотя бы частично возвращает деньги, направленные на грантовые программы, и таким образом может профинансировать больше зарождающихся предприятий.
Интересно вот уже несколько десятилетий решают эту проблему в Израиле. В стране работает так называемый Офис главного ученого - государственная организация, основной задачей которой является финансовая поддержка зарождающихся предприятий. Осуществляется поддержка проектов, прошедших отбор, в виде предоставления гранта. Отличие от обычного гранта - в случае успеха бизнес-модели предприятие должно вернуть вложенные государством средства посредством направления в Офис главного ученого 3% от прибыли. В случае неудачи возврата средств у предпринимателя не требуют.
Получается win-win ситуация. Предприниматель получает первичную оценку идеи и, в случае позитивной оценки, финансовую поддержку. Государство же хотя бы частично возвращает деньги, направленные на грантовые программы, и таким образом может профинансировать больше зарождающихся предприятий.
Свежий Шлаганов via @like
Большинство успешных предпринимателей, особенно в технологическом секторе, рано или поздно начинают задумываться о создании своего венчурного фонда. Причин этому множество, но основная - это, естественно, приобретение престижного статуса инвестора. Многие предприниматели ведь люди эгоцентричные.
Однако, далеко не у всех получается не то что сделать успешный фонд, а иногда даже собрать его. Дело в том, что, несмотря на тесную связь, предпринимательство и инвестирование всё-таки требуют разных компетенций. Сбор фонда, формирование портфеля и поиск возможностей для выгодного выхода из них - это гораздо более широкомасштабная деятельность, чем создание конкретного стартапа в конкретной отрасли. И не всем это по силам.
Так чем же должен обладать человек для того, чтобы стать успешным венчурным инвестором? На мой взгляд, 3 самые важные компетенции для открытия венчурного фонда это:
- Умение искать и привлекать проекты. Об этом навыке я, кстати, недавно писал, можете полистать немного выше.
- Умение выбирать из найденных проектов лучшие. О выборе, думаю, напишу отдельный материал позже.
- Умение "выигрывать сделки" - платить проектам не больше рынка (хотя бывают исключения, как, например, Юрий Мильнер, чьи завышенные оценки стали его “фишкой”).
Собирать собственный венчурный фонд стоит только если вы обладаете хотя бы двумя из этих трёх ключевых навыков. Если же присутствует чувство недостатка этих компетенций, лучше заняться чем-либо более конкретным и быть намного более полезным обществу.
Однако, далеко не у всех получается не то что сделать успешный фонд, а иногда даже собрать его. Дело в том, что, несмотря на тесную связь, предпринимательство и инвестирование всё-таки требуют разных компетенций. Сбор фонда, формирование портфеля и поиск возможностей для выгодного выхода из них - это гораздо более широкомасштабная деятельность, чем создание конкретного стартапа в конкретной отрасли. И не всем это по силам.
Так чем же должен обладать человек для того, чтобы стать успешным венчурным инвестором? На мой взгляд, 3 самые важные компетенции для открытия венчурного фонда это:
- Умение искать и привлекать проекты. Об этом навыке я, кстати, недавно писал, можете полистать немного выше.
- Умение выбирать из найденных проектов лучшие. О выборе, думаю, напишу отдельный материал позже.
- Умение "выигрывать сделки" - платить проектам не больше рынка (хотя бывают исключения, как, например, Юрий Мильнер, чьи завышенные оценки стали его “фишкой”).
Собирать собственный венчурный фонд стоит только если вы обладаете хотя бы двумя из этих трёх ключевых навыков. Если же присутствует чувство недостатка этих компетенций, лучше заняться чем-либо более конкретным и быть намного более полезным обществу.
Недавнее исследование показало, что работодатели серьёзно ошибаются, когда думают, что деньги волнуют их работников больше всего. На самом деле они просто хотят признания. Они хотят этого даже больше, чем высокую зарплату, интересную работу или хорошие условия работы. Серьезно, просто отмечайте успехи своих сотрудников чаще и более публично - это значительно повысит моральный дух вашей команды.
Свежий Шлаганов via @like
Илон Маск и его команда - гении инвестиционного маркетинга. SpaceX уже 15 лет генерирует колоссальные убытки, и всё равно привлекает рой инвесторов. В этом месяце, вот, подняли новый раунд на $450 M.
Недавно со мной связалась девушка из краудфандинговой платформы Boomstarter (https://boomstarter.ru/). Скорее всего, вы слышали и о ней, и о её харизматичном основателе и авторе видеоблога Жизнь БИ Евгении Гаврилине. Ребята приняли правильное решение и открыли свой канал в Телеграме, на котором они рассказывают о краудфандинге - @crowdnews.
Специально для подписчиков моего канала один из представителей компании расписал небольшой гайд о том, как повысить шансы на успешный исход вашей краудфандинг-кампании. Передаю слово.
Всем большой привет! Меня зовут Юлия и я из BOOMSTARTERa. Сегодня я расскажу о том, что необходимо знать, если собираешься запустить свой проект на краудплатформе
Начнем с того, что краудфандинг - это не про простое “получил деньги и забыл”. Для того, чтобы ваш проект стал действительно успешным и собрал как можно больше средств, вы должны потратить на него как можно больше сил и времени.
Простые 4 правила:
1) Подготовка - важна
- изучаем другие проекты на платформе, в том числе и проекты конкурентов. Определяем уникальность и ценность вашего проекта для “бэкеров” (поддерживающих). Обязательно просматриваем неудавшиеся проекты, ведь лучше учиться на ошибках других.
- связываемся со СМИ. Ищем те СМИ, которые вам подходят по теме, продвигаем ваш проект в популярных каналах в Телеграм, Инстаграм, ВК и в других сетях. Пытаемся как можно чаще мелькать у потенциальных бэкеров перед глазами
2) Ваша идея должна охватывать большой рынок, чтобы ваши шансы на успех были выше.
3) Дизайн и тексты - важны. Думаю, не нужно объяснять насколько важна визуальная составляющая вашего проекта. Дизайн должен проистекать из сути вашей идей, чтобы сформировать гармоничный проект. Тексты и шрифты так же важны, ведь именно слова ваш главный инструмент.
4) Старайтесь поддерживать интерес к вашему проекту:
- активно пишите о проекте в соц. сетях, о стадиях работы, о трудностях, о маленьких победах и т.д.
- благодарите бэкеров.
- развивайте PR компанию по мере продвижения проекта.
Примером очень успешного проекта может служить “DevDuino” (https://www.kickstarter.com/projects/1799914219/devduino-the-best-way-to-learn-and-explore-arduino?ref=home_recommended) c Kikstarter, который собрал почти 85 тысяч евро вместо необходимых 8, превысив план более чем на 1000%.
Или абсолютный рекордсмен с Boomstarter - игра “Серп” (https://boomstarter.ru/projects/332992/serp_-_alternativnaya_istoriya_evropy_na_vashem_stole), которая вместо заявленных 100 тысяч собрала почти 7 миллионов рублей.
Надеюсь, информация была для вас полезна и поможет вам при запуске собственного проекта!
Специально для подписчиков моего канала один из представителей компании расписал небольшой гайд о том, как повысить шансы на успешный исход вашей краудфандинг-кампании. Передаю слово.
Всем большой привет! Меня зовут Юлия и я из BOOMSTARTERa. Сегодня я расскажу о том, что необходимо знать, если собираешься запустить свой проект на краудплатформе
Начнем с того, что краудфандинг - это не про простое “получил деньги и забыл”. Для того, чтобы ваш проект стал действительно успешным и собрал как можно больше средств, вы должны потратить на него как можно больше сил и времени.
Простые 4 правила:
1) Подготовка - важна
- изучаем другие проекты на платформе, в том числе и проекты конкурентов. Определяем уникальность и ценность вашего проекта для “бэкеров” (поддерживающих). Обязательно просматриваем неудавшиеся проекты, ведь лучше учиться на ошибках других.
- связываемся со СМИ. Ищем те СМИ, которые вам подходят по теме, продвигаем ваш проект в популярных каналах в Телеграм, Инстаграм, ВК и в других сетях. Пытаемся как можно чаще мелькать у потенциальных бэкеров перед глазами
2) Ваша идея должна охватывать большой рынок, чтобы ваши шансы на успех были выше.
3) Дизайн и тексты - важны. Думаю, не нужно объяснять насколько важна визуальная составляющая вашего проекта. Дизайн должен проистекать из сути вашей идей, чтобы сформировать гармоничный проект. Тексты и шрифты так же важны, ведь именно слова ваш главный инструмент.
4) Старайтесь поддерживать интерес к вашему проекту:
- активно пишите о проекте в соц. сетях, о стадиях работы, о трудностях, о маленьких победах и т.д.
- благодарите бэкеров.
- развивайте PR компанию по мере продвижения проекта.
Примером очень успешного проекта может служить “DevDuino” (https://www.kickstarter.com/projects/1799914219/devduino-the-best-way-to-learn-and-explore-arduino?ref=home_recommended) c Kikstarter, который собрал почти 85 тысяч евро вместо необходимых 8, превысив план более чем на 1000%.
Или абсолютный рекордсмен с Boomstarter - игра “Серп” (https://boomstarter.ru/projects/332992/serp_-_alternativnaya_istoriya_evropy_na_vashem_stole), которая вместо заявленных 100 тысяч собрала почти 7 миллионов рублей.
Надеюсь, информация была для вас полезна и поможет вам при запуске собственного проекта!
Свежий Шлаганов via @like
Этими областями стали:
- Виртуальная реальность
- Дроностроение
- Искусственный интеллект
- Блокчейн
Самым активным венчурным инвестором в эти области стал фонд New Enterprise Associates с 20 инвестиционными раундами. Второе место занял Y Combinator с 19 раундами, а третье место с 18 раундами поделили First Round Capital и Digital Currency Group.
Что интересно, DCG на пару с Blockchain Capital стали единственными фондами в рейтинге, которые специализируются на одной области.
Ещё один интересный факт - блокчейн-проектов нет в портфеле только двух инвесторов - Andreessen Horowitz и SOSV.
Более подробная информация, как всегда, на инфографике выше.
- Виртуальная реальность
- Дроностроение
- Искусственный интеллект
- Блокчейн
Самым активным венчурным инвестором в эти области стал фонд New Enterprise Associates с 20 инвестиционными раундами. Второе место занял Y Combinator с 19 раундами, а третье место с 18 раундами поделили First Round Capital и Digital Currency Group.
Что интересно, DCG на пару с Blockchain Capital стали единственными фондами в рейтинге, которые специализируются на одной области.
Ещё один интересный факт - блокчейн-проектов нет в портфеле только двух инвесторов - Andreessen Horowitz и SOSV.
Более подробная информация, как всегда, на инфографике выше.