Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram
Вопрос финансовой поддержки проектов на стадии идеи (то есть даже до ангелов/preseed) до сих пор остаётся актуальным в большинстве стран мира. Не у всех потенциальных стартаперов, есть состоятельные друзья или семья, а потребность в средствах в большинстве случаев всё-таки существует. Часть этой потребности закрывается акселлераторами и грантами, но этого, естественно, не всегда достаточно.

Интересно вот уже несколько десятилетий решают эту проблему в Израиле. В стране работает так называемый Офис главного ученого - государственная организация, основной задачей которой является финансовая поддержка зарождающихся предприятий. Осуществляется поддержка проектов, прошедших отбор, в виде предоставления гранта. Отличие от обычного гранта - в случае успеха бизнес-модели предприятие должно вернуть вложенные государством средства посредством направления в Офис главного ученого 3% от прибыли. В случае неудачи возврата средств у предпринимателя не требуют.

Получается win-win ситуация. Предприниматель получает первичную оценку идеи и, в случае позитивной оценки, финансовую поддержку. Государство же хотя бы частично возвращает деньги, направленные на грантовые программы, и таким образом может профинансировать больше зарождающихся предприятий.
Инвесторы из США периодически вкладывают средства в российские компании. Топ-5 таких раундов представлены на картинке. С введением санкций поток, конечно, ослаб, что можно видеть на последнему столбцу
Большинство успешных предпринимателей, особенно в технологическом секторе, рано или поздно начинают задумываться о создании своего венчурного фонда. Причин этому множество, но основная - это, естественно, приобретение престижного статуса инвестора. Многие предприниматели ведь люди эгоцентричные.

Однако, далеко не у всех получается не то что сделать успешный фонд, а иногда даже собрать его. Дело в том, что, несмотря на тесную связь, предпринимательство и инвестирование всё-таки требуют разных компетенций. Сбор фонда, формирование портфеля и поиск возможностей для выгодного выхода из них - это гораздо более широкомасштабная деятельность, чем создание конкретного стартапа в конкретной отрасли. И не всем это по силам.

Так чем же должен обладать человек для того, чтобы стать успешным венчурным инвестором? На мой взгляд, 3 самые важные компетенции для открытия венчурного фонда это:
- Умение искать и привлекать проекты. Об этом навыке я, кстати, недавно писал, можете полистать немного выше.
- Умение выбирать из найденных проектов лучшие. О выборе, думаю, напишу отдельный материал позже.
- Умение "выигрывать сделки" - платить проектам не больше рынка (хотя бывают исключения, как, например, Юрий Мильнер, чьи завышенные оценки стали его “фишкой”).

Собирать собственный венчурный фонд стоит только если вы обладаете хотя бы двумя из этих трёх ключевых навыков. Если же присутствует чувство недостатка этих компетенций, лучше заняться чем-либо более конкретным и быть намного более полезным обществу.
Занятная инфографика. на которой отражен разрез топ-10 американских компаний по капитализации. Особенно интересно было погуглить компании из 17 или 67 года и посмотреть, где они находятся сейчас.
Команда - это основа любого успешного бизнеса. А мотивация - основа построения успешной команды. Вопрос о том, чего на самом деле хотят работники, поднимается с незапамятных времен.
Недавнее исследование показало, что работодатели серьёзно ошибаются, когда думают, что деньги волнуют их работников больше всего. На самом деле они просто хотят признания. Они хотят этого даже больше, чем высокую зарплату, интересную работу или хорошие условия работы. Серьезно, просто отмечайте успехи своих сотрудников чаще и более публично - это значительно повысит моральный дух вашей команды.
Илон Маск и его команда - гении инвестиционного маркетинга. SpaceX уже 15 лет генерирует колоссальные убытки, и всё равно привлекает рой инвесторов. В этом месяце, вот, подняли новый раунд на $450 M.
Недавно со мной связалась девушка из краудфандинговой платформы Boomstarter (https://boomstarter.ru/). Скорее всего, вы слышали и о ней, и о её харизматичном основателе и авторе видеоблога Жизнь БИ Евгении Гаврилине. Ребята приняли правильное решение и открыли свой канал в Телеграме, на котором они рассказывают о краудфандинге - @crowdnews.

Специально для подписчиков моего канала один из представителей компании расписал небольшой гайд о том, как повысить шансы на успешный исход вашей краудфандинг-кампании. Передаю слово.

Всем большой привет! Меня зовут Юлия и я из BOOMSTARTERa. Сегодня я расскажу о том, что необходимо знать, если собираешься запустить свой проект на краудплатформе

Начнем с того, что краудфандинг - это не про простое “получил деньги и забыл”. Для того, чтобы ваш проект стал действительно успешным и собрал как можно больше средств, вы должны потратить на него как можно больше сил и времени.

Простые 4 правила:

1) Подготовка - важна
- изучаем другие проекты на платформе, в том числе и проекты конкурентов. Определяем уникальность и ценность вашего проекта для “бэкеров” (поддерживающих). Обязательно просматриваем неудавшиеся проекты, ведь лучше учиться на ошибках других.
- связываемся со СМИ. Ищем те СМИ, которые вам подходят по теме, продвигаем ваш проект в популярных каналах в Телеграм, Инстаграм, ВК и в других сетях. Пытаемся как можно чаще мелькать у потенциальных бэкеров перед глазами

2) Ваша идея должна охватывать большой рынок, чтобы ваши шансы на успех были выше.

3) Дизайн и тексты - важны. Думаю, не нужно объяснять насколько важна визуальная составляющая вашего проекта. Дизайн должен проистекать из сути вашей идей, чтобы сформировать гармоничный проект. Тексты и шрифты так же важны, ведь именно слова ваш главный инструмент.

4) Старайтесь поддерживать интерес к вашему проекту:
- активно пишите о проекте в соц. сетях, о стадиях работы, о трудностях, о маленьких победах и т.д.
- благодарите бэкеров.
- развивайте PR компанию по мере продвижения проекта.

Примером очень успешного проекта может служить “DevDuino” (https://www.kickstarter.com/projects/1799914219/devduino-the-best-way-to-learn-and-explore-arduino?ref=home_recommended) c Kikstarter, который собрал почти 85 тысяч евро вместо необходимых 8, превысив план более чем на 1000%.

Или абсолютный рекордсмен с Boomstarter - игра “Серп” (https://boomstarter.ru/projects/332992/serp_-_alternativnaya_istoriya_evropy_na_vashem_stole), которая вместо заявленных 100 тысяч собрала почти 7 миллионов рублей.

Надеюсь, информация была для вас полезна и поможет вам при запуске собственного проекта!
Crunchbase выделил 4 основных технологических тренда по состоянию на 2017-18 годы и отметил самых активных венчурных инвесторов в них.
Этими областями стали:
- Виртуальная реальность
- Дроностроение
- Искусственный интеллект
- Блокчейн

Самым активным венчурным инвестором в эти области стал фонд New Enterprise Associates с 20 инвестиционными раундами. Второе место занял Y Combinator с 19 раундами, а третье место с 18 раундами поделили First Round Capital и Digital Currency Group.

Что интересно, DCG на пару с Blockchain Capital стали единственными фондами в рейтинге, которые специализируются на одной области.

Ещё один интересный факт - блокчейн-проектов нет в портфеле только двух инвесторов - Andreessen Horowitz и SOSV.

Более подробная информация, как всегда, на инфографике выше.
Пользователи (клиенты) - это то, без чего не может выжить ни один бизнес. Поэтому очень важно как можно раньше понять, где их найти, как заставить попробовать ваш продукт и как удержать от ухода к конкурентам.

Зачастую в погоне за большим входящим трафиком молодые предприниматели начинают одновременно использовать десятки различных каналов привлечения пользователей - от блогеров и контекстной рекламы до конференций. Может показаться, что это правильный подход - ведь чем больше источников, тем больше пользователей. Однако, такой подход в большинстве случаев ошибочен.

Дело вот в чём. Почти все успешные стартапы или компании получают большую часть своего клиентов из одного канала. В случае же, когда у вас запущен десяток-другой каналов привлечения одновременно, вычленить самый эффективный, который, скорее всего и приносит 70-80% пользователей, становится намного сложнее. В результате теряется фокус и понимание, на что делать упор в развитии.

Правильный подход - проводить экспресс-тест каждого канала привлечения пользователей отдельно. Это даст вам самое главное - сравнительную статистику, которую можно будет проанализировать и вычленить 1-3 основных канала, дабы затем вбухать в них основную часть маркетингового бюджета.
Финансирование стартапов, разрабатывающих технологии беспилотного управления или смежные с ними, в 2017 году** достигло своего исторического максимума** всего за первое полугодие - до июля было вложено порядка $1,6B.

Безусловно, ближайшее будущее, скорее всего, за беспилотниками и самоуправляющимся транспортом, однако, с точки зрения венчурных инвесторов, этот рынок очень опасен и непредсказуем.

Сейчас существуют сотни, если не тысячи стартапов, которые по сути разрабатывают схожие технологии с минимальными отличиями, поэтому "вникнуть" в рынок и даже попытаться предсказать, какая из этих сотен технологий в итоге выстрелит и станет стандартом (если стандарт вообще появится) не представляется возможным. Именно поэтому, по моему мнению, следует воздержаться от инвестирования в этот сектор как минимум на 1-2 года. Согласны?
Неожиданно осознал, что не рассказал вам о готовящейся нормативно-технологической революции в Беларуси, а именно - о декрете о ПВТ 2.0.

Если вкратце, ПВТ (Парк высоких технологий) - это особая экономическая зона, резиденты которой (в основном айти компании) получают ряд весомых привилегий в налоговом и юридическом плане.

В прошлом году экспорт всех резидентов ПВТ превысил $1B, что довольно весомо для Беларуси. И вот, руководство страны сейчас в шаге от того, чтобы сделать в Беларуси самый настоящий технологический хаб для всей Восточной Европы, а, возможно, и Азии.

Что же такого революционного в новом декрете? Много вещей, я остановлюсь на 3 основных.

1) В первую очередь этот документ станет первым в мире (!) нормативно-правовым документом, комплексно регулирующим блокчейн-экономику и криптовалюты. Причём регулирующим неплохо.

Декрет определяет права юрлиц по владению, хранению, созданию и размещению собственных токенов через резидентов ПВТ. Таким образом в Беларуси легализуется ICO.

Операции с токенами не будут считаться предпринимательской деятельностью. Токены и доходы от операций с ними не подлежат декларированию физическими лицами в декларациях о доходах и имуществе.

2) Во-вторых, в белорусскую юрисдикцию вводятся инструменты английского права, такие как опционы (да, до сих пор их в Беларуси не было), конвертируемый заем, drag-along, tag-along и др. Это упростит структурирование венчурных сделок в белорусской юрисдикции.

3) В-третьих, резидентом ПВТ сможет стать почти любая компания. Существенно расширены виды деятельности, ранее не предусмотренные Положением о ПВТ. Например, услуги для финтеха, медицинские и биотехнологии, IoT, образовательная деятельность в сфере ИТ, выпуск токенов, деятельность биржи криптовалют, деятельность оператора обмена криптовалют, майнинг, облачные вычисления, деятельность в сфере киберспорта и др.

На днях Президент пообещал, что Декрет будет подписан до конца года, а в силу вступит в течение первой половины 2018 года. Ждём.
С хорошими стартапами случаются ситуации, когда они имеют несколько инвестиционных предложений от разных инвесторов. По какому же критерию фаундеры выбирают наиболее подходящего?

Логично подумать, что по большей оценке и объёму инвестиций, но это не так. Согласно недавнему исследованию, самым желаемым качеством инвестора они видят подходящий характер (28% из опрошенных). И только затем идут опыт (15%), условия сделки (14%) и наличие большого объема свободных для последующего инвестирования средств (11%). Интересно также, что 1,7% опрошенных выбрали инвестора просто случайно, "ткнув пальцем в небо".
Привлечь почти **$2B инвестиций**, 6 лет заниматься разработкой и, наконец, показать результат людям. На прошлой неделе свой **продукт наконец-то представил стартап Magic Leap**.

Напомню, ребята занимаются разработкой платформы для дополненной реальности.

Что же именно они показали? Очки дополненной реальности, нацеленные на разработчиков софта под них. Дополняются очки шайбой, цепляющейся на ремень, и ручным контроллером.

Выглядит набор, конечно, ужасно. Стоимость не разглашается, но у меня есть стойкое чувство, что гаджет не будет доступным. В целом, продемонстрированный продукт вызвал некое разочарование. Захотелось привести цитату Матвея Федоренчика, белорусского IT-стартапера: "АR-девайсы не станут массово распространёнными, пока их не сделают с дизайном обычных Rayban и ценой в $200-300. Пока что все это дорогие цацки, причем с хреновым дизайном".
Стоимость валюты, в том числе и криптовалюты, формируется из двух составляющих - использования её в качестве средства спекуляции (то есть купил дешевле - продал дороже) и в качестве средства обмена (к примеру, для совершения покупок). И если с первым пунктом у битка всё хорошо (сейчас, кажется, даже наши бабушки задумываются о покупке раскрученной крипты), то по второму фронту наблюдаем полный завал.

Рост сети битка превратил процесс его оборота из быстрого и практически бесплатного в долгий, мучительный и, к слову, очень дорогой (смотрим график снизу). И всё это при ежедневном объеме транзакций в $300M. Для сравнения, VISA обрабатывает $17B.

Биткойн - это пионер блокчейн-экономики, однако, его технические ограничения не позволят ему выжить в качестве основной, да даже и одной из основных криптовалют в долгосрочной перспективе. Рано или поздно на смену ему придут более гибкие коллеги (Zcash, IOTA, Monero, Verge или какая-нибудь ныне несуществующая валюта).