Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram
Каждая сеть имеет предел максимального количества участников, и часто это напрямую зависит от используемого механизма Proof of Work. Практически в каждой сети количество пассивных наблюдателей намного превышает количество активных участников.

Это не значит, что неправильно использовать Proof of Work. Введение ограничения, которое раскрывает творческий потенциал людей, — это именно то, что позволяет социальным сетям находить Product/Market Fit.

Но все же потолок есть потолок. Если вы хотите определить максимально возможное количество активных пользователей для любой социальной сети, определите, сколько людей имеют навыки и мотивацию для участия в этой новой статусной игре.

Основная проблема с сетевыми эффектами заключается в том, что они как разворачиваются, так и сворачиваются очень быстро. Когда вы строите классический продукт, решающий какой-то комплекс проблем, его, как правило, довольно долго можно улучшать, тем самым предлагая юзерам все больше ценности. То есть случаи, когда продукт или услуга описываются как “слишком полезные” – большая редкость.

В случае с соцсетями все обстоит по-другому. Большинство видов социального капитала строится на каком-то дефиците. Соответственно, если в один момент времени приток большого количества людей необходим для развития статусной игры, то в другой – слишком большой приток может ее в одночасье разрушить. Наступает переломный момент, когда социальная сеть, также как клуб или ресторан, становятся слишком попсовыми, чтобы не потерять свою крутость.

То есть даже если у вас получилось найти рабочую концепцию новой статусной игры, очень важно не прошляпить момент, когда она начинает стагнировать.

Как его не прошляпить? Как правило, первыми начинают уходить юзеры с самым высоким статусом. Как только вы начинаете замечать усиление оттока инфлюенсеров с платформы, нужно предпринимать активные действия.

Эти действия условно можно разбить на 2 типа:
утилитарные – превращение соцсети в инструмент для решения проблем, т.е. повышение полезности. Пример – Foursquare. В начале юзеров привлекала новая статусная игра, в которой люди могли собирать очки, бейджики и купоны за активное посещение и чекины в различных местах. В наши же дни Foursquare пытается стать скорее базой данных об интересных местах. Другими яркими примерами можно считать IMDb, Wikipedia, Reddit и Quora. Пользователи изначально приходят за статусом, а затем помогают создать полезный инструмент.;
игровые – добавление новых механизмов Proof of Work, которые могут либо вдохнуть новую жизнь в старую статусную игру, либо запустить новые. Пример – Stories, Boomerang и Reels в Instagram.
Подростки и молодежь быстрее всего вступают и распространяют новые статусные игры (читай – соцсети).

Взрослые люди, как правило, успели накопить больше социального капитала: семья, дети, карьерные успехи, образование, недвижимость, автомобиль и так далее. Молодые люди же, в большинстве своем, еще не успели обзавестись сильными элементами статуса.

Также они управляют большим количеством идентичностей и чаще их меняют – так молодые люди ищут статусные игры, в которые им интереснее всего играть. В школе или университете они придерживаются одной идентичности, дома – другой, с друзьями - третьей (а компаний друзей может быть и несколько, и для каждой из них идентичность будет другой), а те, кто уже пошел на первую работу, придерживаются там четвертой.

Для важных идентичностей они постоянно ищут статусные игры. И для разных сфер жизни статусные игры разнятся, и иногда не просто разнятся – за их перемешивание может прилететь штраф. Вспомните, ваши эмоции, когда мама подписалась на вас в Инстаграме, или когда вы случайно отправили боссу сообщение, предназначавшееся друзьям.

Ну и не менее важный фактор – у молодежи есть не только желание пробовать больше статусных игр, но и больше времени это делать.

Главный вывод? В большинстве случаев в новую статусную игру изначально нужно привлекать молодую аудиторию.

На этом мини-цикл “социальные сети – статусные игры” подходит к концу. Если пропустили, ловите ссылки на предыдущие посты:
социальные сети – статусные игры
скопировать статусную игру практически невозможно
сетевые эффекты ослабнут
Привет, давно не виделись!

В первые месяцы после начала войны не находил в себе сил постить что-то, все казалось совсем не важным в сравнении в тем, что происходит в Украине. Но жизнь должна победить смерть, и помочь мы можем, продолжая жить. Апатия и пассивность все равно нифига не помогают ускорить наступление хэппи энда.


Пару месяцев как я вернулся к блоггингу, но решил начать все заново и на английском. Да, тяжелее, да, было и будет много косяков, но оно того все равно стоит. Если вам интересно продолжать следить за моими бдениями, подписывайтесь на Твиттер и Сабстек – там уже есть много чего свежего.

Но и канал совсем забрасывать жалко, поэтому я решил постить сюда разные интересные линки (иногда с моими комментами). Я пропускаю через себя тонны контента (можно убрать человека из аналитики, но аналитику из человека – никогда), но постить обещаю только самые достойные вашего внимания материалы.


Лучше показать, чем рассказать, поэтому ловите первый линк. Морган Хаусел, партнер Collaborative Fund, рассуждает о фундаментальных силах, которые определяют развитие мира:
– старение населения, меняющее структуру экономики;
– достижение предела экономического неравенства;
– доступ к информации и его влияние на социальное неравенство.
Не очень свежий, но очень актуальный манифест EUREKA! Юрия Мильнера, основателя DST Global, одного из самых именитых венчурных инвесторов и, пожалуй, главного популяризотора науки прямо сейчас.

В нем Юрий размышляет о том, что:
– у человечества до сих пор нет единой сформированной миссии;
– и это ставит под угрозу выживание нашей цивилизации.

А также предлагает свою формулировку:

EXPLORE AND UNDERSTAND OUR UNIVERSE.

Не поленитесь и выделите часик-полтора, чтобы прочитать целиком: https://yurimilnermanifesto.org


PS – напоминаю, что авторские посты теперь выходят на Сабстек и иногда в Твиттере. В последнем я делюсь мнением, почему "just survive" – дерьмовый совет для стартапов даже в кризисные времена. Почитать (и подписаться, если понравится) можете вот тут.

PPS – на картинке то, как Midjourney визуализирует слово EUREKA!
Интересное мнение о том, куда пришла венчурная индустрия, что с ней будет, какие проблемы и, соответственно, возможности это открывает.

С усилением притока институциональных денег power law начал работать еще сильнее, что побуждает классические венчурные фонды искать не просто потенциальных единорогов, а компании, которые могут стоить десятки миллиардов.

Это заставляет предпринимателей брать на себя еще больше риска, чтобы иметь хотя бы мизерный шанс достичь таких масштабов. Из-за этого давления гибнет много достойных, но не enormously huge компаний.

Отличное приключение же не обязательно должно быть на вершину Эвереста. И поддержка ресурсами компаний, которые могут стать большими, но не многорогами – это интересная проблема для решения.

Целиком читайте ТУТ.

Также хочу напомнить, что я теперь пишу посты на Сабстек. Недавно вот поделился мыслями о том, как метавселенные могут расширить креативные возможности человечества, или вот о том, как режим выживания влияет на креативность.

Залетайте, читайте, подписывайтесь. Обнял!
Немножко AI. По ссылке ниже – мнение писателя о том, что AI сможет писать лучше людей, а что – нет.

Спойлер – точно сможет все, что люди читают утилитарно (новости, копирайт и т.д.).

Скорее всего (?), не сможет то, что люди читают для того, чтобы напомнить себе о том, что они не одиноки, что другие люди проходят через разные моменты в своих жизнях и справляются с ними очень по-разному. Люди хотят чувствовать то, что чувствуют другие. И вопрос, смогут ли алгоритмы дать это чувство, пока остается открытым.

Enjoy!
Nikita Bier, основатель самой “горячей” consumer social платформы 2022 года (и это не BeReal, а Gas, установленный каждым третьим американским подростком), еще в январе запулил отличный тред с советами для фаундеров в consumer social.

В нем много уже не раз подсвеченных фреймворков (что не мешает их освежить и в своей голове), но также много уникальных и дико полезных инсайтов.

Пару примеров:
– для формирования привычки критически важно, чтобы люди шерили и видели контент из вашей платформы на других платформах. Это один из ключевых факторов формирования ретеншна;
– если приложение нельзя использовать короткими интервалами (например, в туалете или на светофоре), у пользователей будет мало возможностей сформировать привычку;
аудитории, одержимые чем-либо (геймеры, люди с хобби, и т.д.), – лучшие для запуска новых платформ. Чтобы расшевелить шестеренки и запустить сетевые эффекты, нужно чрезвычайно высокий уровень вовлечения, на грани с помешательством.

Полный тред можете найти вот ТУТ.
👍7🔥4
Connie Chan is a16z считает, что следующий большой тренд в consumer tech – это платные сообщества.

Это обусловливается многими предпосылками, но основная – платные сообщества существенно повышают вовлеченность юзеров.

Основные фреймворки для построения эффективного платного сообщества:
микс платных и “зарабатываемых” перков для поддержания баланса;
уровни членства для поддержания чистоты сообщества;
баланс между функциональностью и “флексом” – люди готовы тратить время и деньги за дополнительную пользу, но сообщество будет работать еще эффективнее, если у них появятся новые способы “кичиться”, повышать свой социальный статус.

Внутри также есть большая таблица с фичами Weibo, китайской платформы, которая продвинулась в построении платных сообществ, пожалуй, дальше всех существующих на рынке игроков.

Enjoy the thread HERE.
🔥113👍1
Ловите интересные мысли Сивеша Сукумара из balderton о том, что UX – это одна из самых больших проблем (читать, возможностей) в сфере искусственного интеллекта.

ии-модели скоро станут коммодити – очень распространенным ресурсом с легко заменяемыми поставщиками. На уровне базовых моделей произойдет примерно то же самое, что произошло с клаудом (aws как пример);

– встает вполне логичный вопрос – где искать конкурентные преимущества и как повышать defensibility продукта, если все будут иметь возможность использовать практически все модели?

– Сивеш считает, что ответ кроется в вертикализации и ux. Между “вау”-моментом и конвертацией юзера в платящего существует большой разрыв, который и должен быть заполнен грамотным ux, позволяющим не только помогать юзерам интуитивно получать максимально точные prompts, но и собирать обратные данные для файн-тюнинга модели и, соответственно, построения этих самых конкурентных преимуществ.


Полная версия здесь. Enjoy!
🔥5❤‍🔥1👍1💯1
Очень крутой тред о все том же gas, самой “горячей” consumer social платформе 2022 года, установленной каждым третьим американским подростком. На этот раз о том, как они хакнули запуск этой соцсети.


Основной затык запуска социальных продуктов заключается в том, что для того, чтобы они приносили ценность, а юзеры вовлекались и оставались, нужно какое-то (зачастую довольно большое) количество активных юзеров примерно с первой секунды.

Команда gas решила эту задачу необычно.

Их целевая аудитория – это подростки, учащиеся в старшей школе. Первым шагом они создали кучу инстаграм-аккаунтов с названием школ по типу “gas.highschoolname”, сделали аккаунты приватными и подписались на учащихся этих школ.

Многие из них решили подписаться в ответ, но команда gas не спешила подтверждать их запросы.

В день запуска, в момент, когда в школах звучал последний звонок, они массированно начали подтверждать запросы. Ученики одновременно получили пуши о том, что их запрос принят, зашли в профили gas и увидели описание приложения с четким call to action (“see who likes you”) и ссылкой на скачивание.

Все закрутилось настолько быстро, что в первые дни приложение скачивало порядка 30 тысяч людей в ЧАС (!).


Подробнее в ТРЕДЕ.

——————————————————

Пользуясь случаем, напомню о том, что я также пилю контент на английском в своей Substack-рассылке, которая, кстати, потихоньку раскочегаривается!

Вот пару недавних постов:
AI versus DAO: an upcoming battle;
The hardest part of being a startup founder, seemingly obvious, still killing thousands of startups;
How metaverse can unlock humans’ creative potential, and why I’m super excited about it.

Читайте и подписывайтесь, если интересно! Это пока бесплатно)
🔥13👍1😈1👀1
Старый, но от этого не менее топовый двухчасовой подкаст Джо Рогана с Навалем, ко-фаундером и бывшим ceo angellist. Под новый год и новую жизнь зайдет вообще идеально 😉


Некоторые из моих заметок:

Люди как вид не приспособлены работать с 9 до 5. Для большинства самым эффективным подходом будет подход профессиональных атлетов (или львов): работа короткими, но очень интенсивными спринтами, затем довольно продолжительный период отдыха.

Многие смогут так работать уже в ближайшем будущем. Когда AI избавит нас от большинства рутинных и рутинных креативных задач, высококвалифицированная работа сможет перейти в состояние gig-economy (как uber, doordash, как это работает в том же голливуде) – команды из нескольких или нескольких десятков профессионалов, объединяющихся вокруг проектов. За счет нивелирования фактора рутинной работы, большинство таких проектов смогут быть реализованы небольшими командами и в гораздо более сжатые сроки, поэтому и сможет произойти переход к gig-economy.

Ключевая битва современного человека происходит с быстрым дофамином (игры, еда с высоким содержанием сахара, порно, вещества) и зависимостью от него. К сожалению, в этой борьбе человеку никто не поможет, кроме него самого.

Лучший тест любой системы на устойчивость: вы строите систему, а затем на десятилетие отдаете управление ей своим оппонентам/врагам.

Самый эффективный способ вырваться из ловушки конкуренции – быть аутентичным, найти то, что ты умеешь делать лучше других, потому что тебе действительно нравится это делать.


Подкаст действительно длинный и прямо напичканный инсайтами и вопросами для размышления. Уверен, большинство найдет в нем для себя что-то. Полная версия здесь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥13👍63
Астрологи объявили неделю Наваля. Матвей в своем канале делится его книгой
Лучшая книга, которую я прочитал за 2022 - The Almanack of Naval Ravikant

В книге транслируются тысячи твитов и размышлений Наваля про работу, счастье, здоровье, деньги и вот это все. При этом упаковали это в читабельном “литературном” стиле, где залинковали одно к другому и добавили элемент повествования.

В комменты закинул книгу в формате Epub и PDF.
👍9🤩3🔥2
Привет! Как вы, уже начали воплощать в жизнь свои планы на 23-й год? Между прочим, прошло уже 4% от нового года, не откладывайте дела слишком на потом!


Разгребая и сортируя старые заметки, наткнулся на back-to-2019 дискуссию в Твиттере, которая в 22-м и, похоже, 23-м будет очень актуальна.

В ней Пол Грэм, основатель Y Combinator, говорит о том, что если бы он запускал стартап сейчас, то:
– поднял бы $500k ангельских денег;
– держался бы подальше от блеска и внимания Долины, и;
– с небольшой командой в тесной кооперации с будущими юзерами работал над продуктом;
– с прицелом запустить MVP и выйти на безубыточность за эти $500k;
– при масштабировании бизнеса старался бы сохранять команду настолько небольшой, насколько это возможно. Меньше людей – меньше берн рейт и меньше нужды становиться фулл-тайм менеджером;
– после поднятия на ноги уже решал бы, привлекать ли внешние инвестиции, и делал бы это только на своих условиях.

Оригинал тут
👍15🔥4
Отличный материал NfX о стадиях принятия людьми инноваций:

– практически все новое вызывает у большинства людей разного рода страхи;

– это происходит потому что люди, как стайные животные, постоянно играют в статусные игры, а инновации зачастую меняют правила игры, угрожая уже накопленному и потенциальному статусу игроков. Никто не хочет быть выброшенным на обочину;

– интереснее всего то, что чем лучше инновация работает, тем больше отторжения она вызывает. Например, если что-то повышает производительность труда на 10-15%, это не вызывает у людей дискомфорта, воспринимается, как полезный помощник. Если же инновация повышает производительность на 100%, это ставит под потенциальный удар место людей в иерархии “полезности” и вызывает отторжение;

– 5 стадий отношения: игрушка (что-то новое и прикольное, не опасное), осуждение (осознание угрозы статусу), страх (реальное ощущение изменений в статусной игре), сомнение (осторожное, обычно “секретное” изучение приходящей реальности), принятие (новый статус-кво);

- процесс можно ускорить, внятно объясняя людям, как инновация может помочь им сохранить или улучшить социальный статус. Иногда этим можно управлять, иногда приходится ждать необходимых социокультурных и рыночных изменений.


Оригинал по ссылке. Чирз!
🔥8👍41👀1
Наткнулся на занятный материал о концепции “Culture-Market Fit”.


Большинство стартапов умирает, не найдя Product-Market Fit. Даже если компания его находит, на пути ее поджидают сотни, если не тысячи моментов, которые могут стать фатальными. Обычно это моменты, когда нужно принимать тяжелые решения, и далеко не всегда у руководителей одинаковое видение ситуации. Ведь тяжелые решения – это в первую очередь решения, ведущие к неочевидным результатам.

В такие моменты как никогда важным становится Culture-Market Fit – то, насколько культура в компании помогает или мешает ей продвигаться к конкретному видению на конкретном рынке.

Хочешь не хочешь, у любой компании формируется та или иная культура. Она формируется буквально всем: тем, как люди в команде общаются друг с другом, как они взаимодействуют с клиентами, что думают и говорят о руководстве и т.д. Многие неопытные фаундеры пускают этот процесс на самотек, и зачастую это приводит к дополнительным проблемам.

Хорошая культура строится на глубоком понимании:
клиентов, их болей и мотивации;
людей, которые лучше всего подходят для построения и продажи именно такого продукта именно таким клиентам;
процессов, подходов и практик, которые помогают принимать верные решения и работать эффективнее.

Невозможно научиться строить культуру, не начав строить культуру. Да, материалов на этот счет очень много, но это практически всегда теории и обобщения, от которых пользы немного – для разных команд в разных ситуациях могут работать абсолютно разные, иногда даже противоречащие друг другу подходы.

Помочь может изучение опыта команд и рефлексия о том, какой тип людей и процессов больше всего подходит для того или иного типа клиентов, рынков и продуктов.


Оригинал, как обычно, по ссылке.
👍62🔥2
Стартап – это движение.
Old but gold – колонка Дэвида Сакса из PayPal Mafia.


В мире есть множество успешных компаний, но и среди них есть наиболее яркие. Как правило, это компании, которые выросли на том, что ломали статус-кво, создавали новые смыслы.

Создание новых смыслов всегда сопряжено с запредельным уровнем неопределенности: правильно ли определена проблема, четко ли построены посылы, ценен ли продукт для клиентов, понимают ли члены команды, что и почему происходит, и множеством других.

У очень многих из компаний, у которых в итоге получилось, была одна общая черта. Они создавали не просто продукт, команду, посылы или компанию – они создавали движения. Это позволяет Tesla продавать сотни тысяч машин без прямых затрат на рекламу, это же привлекает сотни тысяч людей на конференцию Dreamforce, организованную Salesforce.

Люди (как клиенты, так и сотрудники с партнерами) хотят быть частью чего-то большего, чем просто создание и продажа (или покупка и использование) продукта. На этих желаниях и играют компании, меняющие игру.
↓↓↓
🔥4💯1
↓↓↓
Несмотря на то, что все кейсы уникальны, общие моменты в искусстве построения движений все-таки есть.

Первый шаг – определить цель, большую, чем ваша компания. Что вы хотите изменить в устройстве мира, почему это важно и полезно для людей? Важно сформулировать проблему и раскрыть ее точнее, чем другие, показать, что вы не просто о ней прочитали или слышали, вы ее прожили и прочувствовали.

Нужно бросить вызов статусу-кво и дать определение категории. Поделитесь вашим видением, как именно решить обозначенную проблему. Не переходите сразу на уровень непосредственно продукта, обозначьте категорию и ее основные черты и поставьте ее выше, чем вы и ваша компания. Когда вы создаете категорию, люди инстинктивно воспринимают вас ее лидером. Если (а точнее, когда) рядом появятся конкуренты, не паникуйте и не воспринимайте их как врагов. Ведь они – подтверждение того, что все больше сил соглашается в вашей точкой зрения.

Создайте сообщество. Место, где последователи могут вносить вклад в движение. Место, где рождаются евангелисты, самые активные сторонники движения, распространяющие его вокруг себя (что важно, ведь люди в 2023-м намного больше верят людям, а не компаниям). Делитесь прогрессом онлайн, организуйте мероприятия, чтобы регулярно напоминать о важности вашего движения и тех изменений, которые вы приближаете.

Начните поединок с достойным соперником. Большие движения всегда проходят через один или несколько больших поединков, во многих случаях сами их инициируя. Чтобы вызвать у людей желание вас поддержать в этих поединках, важно противостоять чему-то большему (Давид против Голиафа), точно подметить, в чем ваше видение (и решение) намного лучше, и фокусироваться на этом.

Ну и самое важное – не улетайте в облака. Высокие материи очень помогают, но в конечном итоге все все равно сводится к ценности. И если посылы, которые вы транслируете, слишком далеки от того, что вы на самом деле предлагаете, вы создадите не движение, а издевательский мем, который еще долго будет вас преследовать.


Оригинал
👍5