Мы дошли до того момента, когда даже Гарвардская школа бизнеса выпускает лекции на YouTube о том, что произойдёт, когда ИИ заберёт у нас все рабочие места.
https://www.youtube.com/watch?v=YpbCYgVqLlg
@vistehno
https://www.youtube.com/watch?v=YpbCYgVqLlg
@vistehno
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Как сгенерировать миллиард демо-примеров для обучения роботов?
Проект Dex1B показывает, как это сделать просто — с помощью симуляции и генеративных моделей!
📌 Цель проекта: создать масштабный датасет для двух задач:
● Grasping — захват объектов🖐️
● Articulation — манипуляции с подвижными частями робота
Как это работает:
1. Создание Seed-датасета
Сначала используется оптимизационный алгоритм, чтобы вручную (или полуавтоматически) собрать небольшой, но точный набор демонстраций — так называемый *Seed Dataset*.
2. Обучение генеративной модели
На основе Seed-датасета обучается DexSimple— простая C-VAE модель (Conditional Variational Autoencoder). Она умеет порождать новые сцены, основываясь на контексте: тип объекта, поза руки, желаемое взаимодействие.
3. Масштабирование до 1 миллиарда
С помощью DexSimple создаются миллиарды новых демонстраций. При генерации учитывается разнообразие поз и объектов: используется преднамеренное «смешение» данных, чтобы не переобучаться на узком распределении.
4. Симуляция и проверка
Все демонстрации валидируются в физическом симуляторе ManiSkill/SAPIEN. Только успешные взаимодействия остаются в финальном наборе.
✔️ Что внутри:
- Grasping-сцены (1 млн штук): построены на базе ассетов из Objaverse
- Articulation-сцены: используют объекты из PartNet-Mobility — богатая коллекция с подвижными частями (двери, ящики, рычаги и т.п.)
- Каждая сцена содержит: 3D-модель объекта, позу руки, физику взаимодействия и результат
Почему это важно:
- Ручной сбор миллиардов примеров невозможен — здесь это решается генеративным путём
- Dex1B создаёт разнообразные и физически валидные примеры
- Это открывает путь к масштабному обучению роботов с использованием имитационного обучения
🟡 Сайт проекта: https://jianglongye.com/dex1b)
🟡 Статья : https://jianglongye.com/dex1b/static/dex1b.pdf
@ai_machinelearning_big_data
#ai #robots #ml
Проект Dex1B показывает, как это сделать просто — с помощью симуляции и генеративных моделей!
● Grasping — захват объектов
● Articulation — манипуляции с подвижными частями робота
Как это работает:
1. Создание Seed-датасета
Сначала используется оптимизационный алгоритм, чтобы вручную (или полуавтоматически) собрать небольшой, но точный набор демонстраций — так называемый *Seed Dataset*.
2. Обучение генеративной модели
На основе Seed-датасета обучается DexSimple— простая C-VAE модель (Conditional Variational Autoencoder). Она умеет порождать новые сцены, основываясь на контексте: тип объекта, поза руки, желаемое взаимодействие.
3. Масштабирование до 1 миллиарда
С помощью DexSimple создаются миллиарды новых демонстраций. При генерации учитывается разнообразие поз и объектов: используется преднамеренное «смешение» данных, чтобы не переобучаться на узком распределении.
4. Симуляция и проверка
Все демонстрации валидируются в физическом симуляторе ManiSkill/SAPIEN. Только успешные взаимодействия остаются в финальном наборе.
- Grasping-сцены (1 млн штук): построены на базе ассетов из Objaverse
- Articulation-сцены: используют объекты из PartNet-Mobility — богатая коллекция с подвижными частями (двери, ящики, рычаги и т.п.)
- Каждая сцена содержит: 3D-модель объекта, позу руки, физику взаимодействия и результат
Почему это важно:
- Ручной сбор миллиардов примеров невозможен — здесь это решается генеративным путём
- Dex1B создаёт разнообразные и физически валидные примеры
- Это открывает путь к масштабному обучению роботов с использованием имитационного обучения
@ai_machinelearning_big_data
#ai #robots #ml
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Прошу прощения, повторите, как называется ваша статья?
@data_analysis_ml
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🚀 Парадигма меняется: локальные модели выходят на новый уровень
Polaris — это набор простых, но мощных приёмов, который позволяет даже компактным LLM (4 B, 7 B) догнать и превзойти «тяжеловесов» на задачах рассуждения (открытая 4B модель превосходи Claude-4-Opus).
Вот как это работает и почему важно:
• Управление сложностью данных
– Генерируем несколько (например, 8) вариантов решения от базовой модели
– Оцениваем, какие примеры слишком простые (8/8) или слишком сложные (0/8), и убираем их
– Оставляем «умеренные» задачи с правильными решениями в 20–80 % случаев, чтобы быть ни слишком лёгкими, ни слишком сложными
• Разнообразие «прогонов» (rollout-ов)
– Мы запускаем модель несколько раз на одной и той же задаче и смотрим, как меняются её рассуждения: одни и те же входные данные, но разные «пути» к решению.
– Считаем, насколько разнообразны эти пути (т. е. их «энтропия»): если модели всё время идут по одной линии, новых идей не появляется; если слишком хаотично — рассуждения неустойчивы.
– Задаём начальную “температуру” генерации там, где баланс между стабильностью и разнообразием оптимален, а затем постепенно её повышаем, чтобы модель не застревала на одних и тех же шаблонах и могла исследовать новые, более креативные ходы.
• “Train-short, generate-long”
– Во время RL-обучения используем короткие цепочки рассуждений (короткие CoT) для экономии ресурсов
– На inference увеличиваем длину CoT, чтобы получить более детальные и понятные объяснения без накрутки стоимости обучения
• Динамическое обновление датасета
– По мере роста точности удаляем примеры с accuracy > 90 %, чтобы не «портить» модель слишком лёгкими задачами
– Поддерживаем постоянный вызов модели на её пределе возможностей
• Улучшенная reward-функция
– Комбинируем стандартный RL-reward с бонусами за разнообразие и глубину рассуждений
– Это позволяет модели учиться не только давать правильный ответ, но и объяснять логику своих решений
Преимущества Polaris
• Благодаря Polaris даже компактные LLM (4 B и 7 B) достигают и даже «тяжеловесов» (32 B–235 B) на AIME, MATH и GPQA
• Обучение на доступных GPU уровня consumer-grade — до 10× экономии ресурсов и затрат по сравнению с традиционными RL-пайплайнами
• Полный открытый стек: исходники, подборка данных и веса
• Простота и модульность: готовый к использованию фреймворк для быстрого внедрения и масштабирования без дорогостоящей инфраструктуры
Polaris доказывает, что качество данных и грамотная настройка RL-процесса важнее просто «больших моделей». С ним вы получите продвинутую reasoning-LLM, которую можно запустить локально и масштабировать везде, где есть обычная GPU.
▪Blog post: https://hkunlp.github.io/blog/2025/Polaris
▪Model: https://huggingface.co/POLARIS-Project
▪Code: https://github.com/ChenxinAn-fdu/POLARIS
▪Notion: https://honorable-payment-890.notion.site/POLARIS-A-POst-training-recipe-for-scaling-reinforcement-Learning-on-Advanced-ReasonIng-modelS-1dfa954ff7c38094923ec7772bf447a1
@ai_machinelearning_big_data
#ml #ai • #Polaris #PostTraining #ReinforcementLearning #LLM
Polaris — это набор простых, но мощных приёмов, который позволяет даже компактным LLM (4 B, 7 B) догнать и превзойти «тяжеловесов» на задачах рассуждения (открытая 4B модель превосходи Claude-4-Opus).
Вот как это работает и почему важно:
• Управление сложностью данных
– Генерируем несколько (например, 8) вариантов решения от базовой модели
– Оцениваем, какие примеры слишком простые (8/8) или слишком сложные (0/8), и убираем их
– Оставляем «умеренные» задачи с правильными решениями в 20–80 % случаев, чтобы быть ни слишком лёгкими, ни слишком сложными
• Разнообразие «прогонов» (rollout-ов)
– Мы запускаем модель несколько раз на одной и той же задаче и смотрим, как меняются её рассуждения: одни и те же входные данные, но разные «пути» к решению.
– Считаем, насколько разнообразны эти пути (т. е. их «энтропия»): если модели всё время идут по одной линии, новых идей не появляется; если слишком хаотично — рассуждения неустойчивы.
– Задаём начальную “температуру” генерации там, где баланс между стабильностью и разнообразием оптимален, а затем постепенно её повышаем, чтобы модель не застревала на одних и тех же шаблонах и могла исследовать новые, более креативные ходы.
• “Train-short, generate-long”
– Во время RL-обучения используем короткие цепочки рассуждений (короткие CoT) для экономии ресурсов
– На inference увеличиваем длину CoT, чтобы получить более детальные и понятные объяснения без накрутки стоимости обучения
• Динамическое обновление датасета
– По мере роста точности удаляем примеры с accuracy > 90 %, чтобы не «портить» модель слишком лёгкими задачами
– Поддерживаем постоянный вызов модели на её пределе возможностей
• Улучшенная reward-функция
– Комбинируем стандартный RL-reward с бонусами за разнообразие и глубину рассуждений
– Это позволяет модели учиться не только давать правильный ответ, но и объяснять логику своих решений
Преимущества Polaris
• Благодаря Polaris даже компактные LLM (4 B и 7 B) достигают и даже «тяжеловесов» (32 B–235 B) на AIME, MATH и GPQA
• Обучение на доступных GPU уровня consumer-grade — до 10× экономии ресурсов и затрат по сравнению с традиционными RL-пайплайнами
• Полный открытый стек: исходники, подборка данных и веса
• Простота и модульность: готовый к использованию фреймворк для быстрого внедрения и масштабирования без дорогостоящей инфраструктуры
Polaris доказывает, что качество данных и грамотная настройка RL-процесса важнее просто «больших моделей». С ним вы получите продвинутую reasoning-LLM, которую можно запустить локально и масштабировать везде, где есть обычная GPU.
▪Blog post: https://hkunlp.github.io/blog/2025/Polaris
▪Model: https://huggingface.co/POLARIS-Project
▪Code: https://github.com/ChenxinAn-fdu/POLARIS
▪Notion: https://honorable-payment-890.notion.site/POLARIS-A-POst-training-recipe-for-scaling-reinforcement-Learning-on-Advanced-ReasonIng-modelS-1dfa954ff7c38094923ec7772bf447a1
@ai_machinelearning_big_data
#ml #ai • #Polaris #PostTraining #ReinforcementLearning #LLM
📣 NVIDIA представили NVFP4 — новый 4-битный формат, который переопределяет экономику AI-инференса на базе архитектуры Blackwell.
Формат NVFP4 работает на тензорных ядрах 5-го поколения и сочетает:
• масштабирование по блокам в формате FP8 (4M3)
• масштабирование по тензору в формате FP32
Такой подход позволяет сохранять точность моделей при резком снижении объёма памяти и ускорении вычислений.
🔋 Преимущества:
• До 50× выше энергоэффективность
• Снижение стоимости владения (TCO)
• Повышенная производительность при масштабировании
📦 Поддержка уже реализована в:
• TensorRT Model Optimizer
• TensorRT-LLM
• Интегрируется в vllm project
• Поддержка также готовится доя lmsysorg
📌Blog : https://developer.nvidia.com/blog/introducing-nvfp4-for-efficient-and-accurate-low-precision-inference/
📌 HF: https://huggingface.co/collections/nvidia/model-optimizer-66aa84f7966b3150262481a4
Формат NVFP4 работает на тензорных ядрах 5-го поколения и сочетает:
• масштабирование по блокам в формате FP8 (4M3)
• масштабирование по тензору в формате FP32
Такой подход позволяет сохранять точность моделей при резком снижении объёма памяти и ускорении вычислений.
🔋 Преимущества:
• До 50× выше энергоэффективность
• Снижение стоимости владения (TCO)
• Повышенная производительность при масштабировании
📦 Поддержка уже реализована в:
• TensorRT Model Optimizer
• TensorRT-LLM
• Интегрируется в vllm project
• Поддержка также готовится доя lmsysorg
📌Blog : https://developer.nvidia.com/blog/introducing-nvfp4-for-efficient-and-accurate-low-precision-inference/
📌 HF: https://huggingface.co/collections/nvidia/model-optimizer-66aa84f7966b3150262481a4
VideoPrism - базовый визуальный энкодер от Google. Это универсальный инструмент, способный разобраться в самых разных нюансах видеоконтента: от простого распознавания объектов до генерации описаний или ответов на вопросы.
По заявлению создателей, VideoPrism демонстрирует топовые результаты на 31 из 33 общедоступных бенчмарков. В тестах на zero-shot, VideoPrism обошел аналоги в задачах классификации (Kinetics-600) и ответов на вопросы (MSRVTT-QA), даже не используя дополнительных модальностей вроде аудио.
В основе VideoPrism - ViT, но с существенными модификациями, учитывающими специфику видеоданных. В его создании инженеры Google DeepMind применили так называемый "факторизованный" подход, разделяя обработку пространственных и временных измерений и исключили слой глобального усреднения, чтобы сохранить максимум информации из каждого кадра и его временной позиции.
Секрет эффективности VideoPrism кроется в его тщательно продуманном двухэтапном методе обучения на гигантском корпусе данных в 600+ миллионов пар "видео-текст" и чуть менее миллиарда "изображение-текст" из набора данных WebLI:
На первом этапе модель осуществляет своего рода "синхронизацию" между видео- и текстовым энкодерами. Используя огромные массивы пар "видео-текст", они учатся сопоставлять визуальные данные с их семантическими описаниями посредством контрастивного обучения. Это позволяет видеоэнкодеру освоить основные визуальные концепции.
На втором этапе обучение продолжается уже исключительно на видеоданных, применяя усовершенствованную технику маскированного моделирования. Здесь часть видеороликов подвергается маскированию, а VideoPrism должен восстановливать скрытые части.
Token shuffling (предотвращает "копипасту" ошибок декодера) и global-local distillation (перенос знаний из первого этапа), помогают VideoPrism одновременно усваивать детали изображений и тонкости движений, избегая при этом "катастрофического забывания".
@ai_machinelearning_big_data
#AI #ML #Encoder #VideoPrism #Google #DeepMind
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM