LIMANSKY – Telegram
LIMANSKY
3.3K subscribers
1.33K photos
229 videos
197 links
Про кино, сериалы, музыку, моду и не только.

Мои курсы по монтажу и креативу https://news.1rj.ru/str/marklimansky/2413
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
ГЛАВА III. ЗАСТАВКА И МУЗЫКА

Дени Эльфман - один из самых популярных композиторов Голливуда. Широкую известность ему принесло сотрудничество с режиссёром Тимом Бертоном (Эльфман писал музыку ко всем его фильмам).

Эльфман одинаково востребован и в авторском независимом кино и в большом коммерческом кинопроизводстве (фильмы Marvel, «Миссия невыполнима», «Люди в чёрном»). Заполучить в телепроект композитора такого уровня было для «Отчаянных домохозяек» подарком судьбы. До этого так повезло только «Симпсонам».

Эльфман написал музыку к открывающей заставке «Домохозяек» и к основным темам персонажей.

Эльфман умеет писать торжественные, яркие, по хорошему сумасшедшие, но при этом совершенно не пафосные мелодии. Все эти характеристики творчества композитора идеально сочетаются с общим настроением «Отчаянных домохозяек».

Открывающая заставка сериала, сделанная методом анимированного коллажа, в сочетании с мелодией Эльфмана готовит зрителя к большому количеству сатиры, иронии и фарса.

#домохозяйкиЛиманского
👍51🔥10
ГЛАВА IV. ЖАНРЫ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНА

Наверное, эта глава про «Отчаянных домохозяек» будет самой длинной, но короткой она быть и не может, ведь именно в жанровой специфике, по большей части, кроется секрет мирового успеха сериала.

Начнём издалека. Приближаясь к рубежу второго и третьего тысячелетий человеческая цивилизация погрузилась в очередной хаос и стресс. Причин на то было несколько: финансовые кризисы и реформы в большом количестве стран, политические и общественные волнения, обусловленные историческими путями ряда государств, и стремительный технологический прогресс, меняющий быт людей и порождающий новые способы получения информации и коммуникации. Как следствие - религиозные кризисы в частности и перемена мирового сознания в целом. Подобные эпизоды регулярно встречаются на протяжении всей истории человечества, и, безусловно, когда меняются настроения общества, трансформируется и искусство.

Так когда-то аскетичное средневековье сменилось красочным ренессансам, а намного позже многогранный авангард уступил место сдержанному минимализму. А на пороге 21 века классические каноны кинематографа пошатнулись под давлением постмодернизма.

Весь 20 век киноиндустрия (сейчас не берём в расчёт независимое кино), как и полагается массовому искусству, отвечало запросам аудитории. Аудитория, воспитанная на классической литературе и не имеющая большого количества источников информации хотела видеть мир полярным. Ведь намного проще жить, формировать ценности и судить других, когда есть очевидное добро и очевидное зло. Аудитория в 20 веке хотела в кино чёткости и определённости (которых не хватало в жизни). Этот запрос аудитории рождает конкретные жанровые разделения и очень четкую типологию персонажей. Как следствие - появляются клише. Клише - это не плохо. Клише - это понятная зрителю азбука кино. Самая простая и понятная всем форма киноязыка, пусть даже эта доступность и очевидность порой к сценарному примитивизму.

Аудитория начала 21 века учились получать информацию ото всюду, и уже не стеснялась открыто критиковать консервативные плохо работающие концепции (это не только про кино, а точнее совсем не про кино). Аудитория критически мыслящая, полная скептицизма. Аудитория, которая просто ставит цели, переставая верить в мечты. Разумеется, для такого зрителя стереотипная полярность добра и зла казалась уже не просто примитивной, но и лживой и нелепой. Аудитория хотела видеть, как клишейные карикатурные образы обнажаются, как лицемерие сменяется честностью. Даже если вместо сладкой лжи придётся жить с горькой правдой - зритель хотел именно этого. Постмодернизм удовлетворил все эти запросы аудитории.

Таким образом, постмодернистское кино характеризуется следующими критериями:

1. Нет абсолютного добра и зла. Добродетель сопровождается выгодой, а злодеев порождает общество (Поэтому в сценариях стало модно оправдывать и прославлять плохишей: от Малефисенты до Джокера)
2. Модернизация привычной жанровой классификации. Постмодернисты чаще работают на стыке жанров (комедия ужасов, эротический триллер, драмеди, трагикомедия) или, как они иногда утверждают - вне жанров.
3. Постмодернизм высмеивает классику и консерватизм, а также сопровождающие их клише и стереотипы (хотя к 2010-м это высмеивание невольно превратилось в романтизацию, что вернуло интерес зрителя к старым концептам. По сути любой фильм постмодерна - это мозаика из осколков разбитой классики).
4. Переосмысление или отказ классических архетипов персонажей (опять же - в рамках борьбы с клише). К примеру, общим достижением постмодернизма и феминизма можно считать рост количества самостоятельных и самодостаточных женских персонажей, которым для жизни в сюжете уже не нужно быть просто спутницей главного героя-красавчика.

Первыми яркими кинокартинами постмодернизма принято считать «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Прирождённые убийцы» Оливера Стоуна и, конечно же, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.

#домохозяйкиЛиманского
👍27🔥81
ПРОДОЛЖЕНИЕ ГЛАВЫ IV.

Индустрия телевизионных сериалов всегда, как младшая сестра кинематографа, донашивала за старшим братом вещи.

В кино есть место экспериментам, есть возможность пробовать новое. В кинотеатральном прокате более простая и предсказуемая финансовая модель, меньше рисков. А вот телеиндустрия экспериментов себе позволить не могла, поэтому создатели сериалов высматривали удачные новые приёмы в кино и уже по шаблонам использовали в телепроектах. Поэтому было ожидаемо, что после рассвета постмодернизма в кино (с конца 89-х и до конца 90-х), в начале нулевых сериалы тоже начнут меняться.

Сегодня, в эпоху стриминговых платформ (это отдельная тема), зритель привык к самым разным сюжетам, к самым неожиданным стилизациям, к любым типам персонажей и, конечно же, к тому, что в одном сериале мы можем заметить характеристики сразу нескольких жанров. Но в начале нулевых для телесериалов это был грандиозный шаг и новый этап.

До нулевых телесериалы (как и кино) следовали классическим канонам. Были совершенно четкие жанровые блоки (мыльные оперы, детективные сериалы, семейные сериалы, ситкомы, драматические или комедийные процедуралы). Российские телеканалы, которые не поняли, что настала эпоха постмодернизма, продолжали работать по этим блокам вплоть до середины 2010-х. Но в США уже в 2000-х стало ясно, что нужно создавать мультижанровые проекты. Чтобы зритель в одном сериале мог и посмеяться от души, и пофилософствовать на тему жизни и смерти, строить догадки в детективной линии и наблюдать за романтическими отношениями полюби героев. Особенно это касалось многосезонных сериалов, которые в перспективе должны были удерживать внимание зрителя годами.

Мои ровесники считают переходным к постмодернизму сериалом проект «Во все тяжкие». Он действительно имел огромную популярность и соответствовал всем канонам мультижанровости. Но он был далеко не первым. Однако, чтобы быть честным скажу, что и «Отчаянные домохозяйки» не были первым. Но были «одними из первых» в этом направлении. До них в векторе постмодернизма стал развиваться сериал «Зена - королева воинов». После успеха «Зены» стало понятно, что зрителю хочется и наблюдать за игрой с жанрами и видеть лидирующих женских персонажей. На волне успеха «Зены» запустили «Зачарованных» и «Секс в большом городе» (но в «Сексе» четкие жанровые рамки, поэтому это не совсем постмодернизм). А если говорить о «Зене» и «Зачарованных», то тут до абсолютного перехода в постмодерн не хватает кое-чего очень важного. Реалистического контекста. Оба этих сериала базируются на мифологии, фентази и мистике, где всегда было место переходам от жанра к жанру и где очень просто вводить новые концепты, объясняя их правилами магических миров (к примеру, в одной из серии «Зены - королевы воинов» главная героиня силами шаманки перемещается во времени в наши дни»). Нужны были постмодернистские проекты, сюжет которых полностью основан на исключительном реализме современности. В 2001 году вышел сериал «Клиент всегда мёртв» про большую семью и семейный бизнес героев - похоронное бюро. Зритель наблюдает за бытовыми, социальными и внутренними конфликтами членов семьи. Эти конфликты простые, из разряда «мелочи жизни», знакомые каждому, но параллельно зритель погружается в философские рассуждения о глобальных темах жизненного пути и смерти. Очень рекомендую этот сериал. И вот уже следом за ним, в 2004 году вышли «Отчаянные домохозяйки».

По части смешения жанров «Домохозяйки» переплюнули «Клиент всегда мёртв». Тут и основная криминальная линия, в которой слились и детектив и триллер, и глубокая драма каждого отдельного персонажа, любовные линии и конечно же - много сатиры и комедии.

В общем, благодаря «Зене», «Клиенту» и «Домохозяйкам» постмодернизм перешёл и на телевидение, а границы жанров с сериалах стёрлись. И уже по протоптанной дорожке этих проектов появились и «Во все тяжкие» и Netflix и весь современный сериальный мир в том виде, в котором мы его привыкли видеть сегодня.

#домохозяйкиЛиманского
🔥26👍183
ГЛАВА V. ПЕРСОНАЖИ

Несмотря на все концептуальные нововведения, связанные с постмодернистской повесткой, сериалы все равно трансформировались не резко. Нужно было действовать деликатно, чтобы зрителю новые концепции со временем стали казаться привычными. Да и сценарные школы, по правилам которых пишутся даже самые необычные сюжеты, ещё никто не отменял.

Поэтому, конечно же, какие-то моменты оставались неизменными. В случае с «Отчаянными домохозяйками» - архетипичные персонажи. Каждый герой работает в своём поле, имеет свой мир, свою внутренний конфликт и цель. В драматургии по всем этим критериям персонажи распределяются по архетипам.

Архетипы - это шаблоны, которые рискуют показаться картонными, если персонажей в сериале или фильме мало, но в «Домохозяйках» персонажей десятки, а то и сотни, и потому у зрителя нет проблем с тем, что каждый из них олицетворяет какую-то конкретный образ и модель поведения. Сериал даёт возможность наблюдать за множеством разных типов людей в самых разных обстоятельствах. В сюжетах с маленьким количеством героев четкое деление на архетипы не работает, так как в отсутствии разнообразия шаблонов, зритель начинает чувствовать себя ограниченным в выборе персонажа, за которым хотел бы наблюдать или с кем бы хотел олицетворять себя.

В «Домохозяйках», будьте уверены, вы точно найдёте себя или кого-нибудь из своей семьи или окружения.

#домохозяйкиЛиманского
👍20
ПРОДОЛЖЕНИЕ ГЛАВЫ V.

Самые яркие архетипичные персонажы «Отчаянных домохозяек»:

Габриель Солис - «любовница» (персонаж, зависимый от любви и обрекающий на эту зависимость всех, с кем вступает в близкий контакт. Архетипу свойственен инфантилизм, страстность и внешняя эстетика)

Сьюзан Мейр - «шут» (персонаж трагичный по своей сути, но призванный смешить зрителя)

Бри Ван де Камп - «психопат» (персонаж, имеющий явные патологии личности)

Майк Дельфино - «герой» (притягательный персонаж с миссией спасителя или вершителя правосудия)

Карен МакЛаски - «ведьма» (или «отшельник», реже называют «городской сумасшедший». Неоднозначный персонаж, выполняющий вспомогательные сюжетные функции)

Иди Брит - «роковая красотка» (она же - «femme fatale». Обольстительница, собственница, владычица. Внушает трепет, вожделение и вместе с тем ужас)

Марта Хьюберт - «серый кардинал» (персонаж, отвечающий за интриги и провоцирование конфликтов между героями).

Этот список можно продолжать бесконечно)

#домохозяйкиЛиманского
🔥29👍6
ГЛАВА VI. ПРИГЛАШЕННЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

Как и любой популярный сериал, «Отчаянные домохозяйки» пользуются классическим телевизионным приемом для повышения рейтингов. И прием этот - приглашенные звезды.

Ниже просто оставляю список приглашенных знаменитостей сериала:

Райан О’Нил и Ширли Найт - звезды Голливуда 60-х и 70-х.

Дэни Трэхо - легендарный мексиканский актер боевиков.

Мария Кончита Алонсо - латиноамериканская актриса и певица.

Хлоя Морец - юная звезда кино.

Дана Делейни - звезда сериалов 80-х и 90-х.

Сара Полсон и Френсис Конрой - звезды «Американской истории ужасов».

Арми Хаммер - актер и просто красавчик.

Роберт Форстер - актер детективных сериалов 70-х и 80-х.

Кэти Наджими - популярная комедиантка 90-х.

Хайди Клум - немецкая супермодель.

Ванесса Уильямс - американская актриса и певица.

Футболист Дэвид Бэкхем и певец Робби Уилльямс должны были сыграть в сериале семейную пару, но по причине занятости спортсмена и музыканта данная интеграция не состоялась.

#домохозяйкиЛиманского
18🔥4👏2👍1
ГЛАВА VII. СЮЖЕТ И СЦЕНАРИЙ

Крайне сложно удерживать внимание зрителя на протяжении 8 сезонов, но «Отчаянным домохозяйкам» это удалось. Сначала напишу основные причины «завлекательности» сюжета БЕЗ СПОЙЛЕРОВ, а затем СО СПОЙЛЕРАМИ отмечу необычные сценарные решения.

БЕЗ СПОЙЛЕРОВ. Чем так хорош сюжет и сценарий «Отчаянных домохозяек»:

👁 Академичность. Есть сценаристы-самоучки, есть новаторы и экспериментаторы, отвергающие классические сценарные школы, а есть люди, которые доказывают, что кинематографическое образование - это не пустой звук. Марк Черри, создатель «Домохозяек», относится к последним. Сценарий сериала написан по всем правилам кинодраматургии, будто бы «методичке». Все очень строго: персонажи представляются и раскрываются зрителю в пропорциональной последовательности, все заявленные арки (сюжетные линии) персонажей закрываются (обычно в сериалах с таким количеством персонажей часто образуются дыры в сценарии, упущения в биографиях персонажей, а также появляются «потеряшки» - герои, которых заявили, но об их исходе не рассказали).

👁 Разнообразие героев. В «Отчаянных домохозяйках» десятки главных и второстепенных персонажей, так или иначе связанных с развитиям основной сюжетной линии. В сериале отлично сплетены судьбы жителей Вистериа-Лэйн таким образом, что даже самый малозначительный персонаж кажется важным и смотрится «на своем месте». И, как уже было написано ранее, среди большого количества героев зрителю легче найти своего «любимчика», за которым хочется наблюдать от сезона к сезону.

👁 Детективная основа. В сериале присутствует основная сюжетная линия в жанре детектива и криминала. Это самые популярные жанровые направления, удерживающие внимание зрителей в сериалах. И хоть экранного времени у этой линии в «Домохозяйках» значительно меньше, чем у мелодраматических и комедийных эпизодов, именно детективная ветка, охватывающая по несколько сезонов сразу, не позволяет зрителю «соскочить» с сериала.

👁 Перевоплощения персонажей. Во всех сценарных школах говорится о том, что зрителю нравится следить за тем, как герой меняется (исключение - ситкомы). При этом персонаж должен оставаться в своем поле узнаваемости, не теряя свой образ. Изменения в основном внутренние, основанные на травмах, моральном выборе и внешних факторах. В «Отчаянных домохозяйках» персонажи трансформируются от сезона к сезону. И это прекрасно, ведь 8 сезонов - это 8 лет жизни не только зрителя, но и героев сериала (хотя для них прошло лет 15). Когда одни персонажи достигали своей финальной точки трансформации, их уводили на второй план и на их место ставили новых героев с новыми историями. Если бы персонажи не менялись, это было бы крайне неубедительно и скучно.

#домохозяйкиЛиманского
15👍4👏3🥰1
ПРОДОЛЖЕНИЕ ГЛАВЫ VII.

Разумеется, 8 лет работы сценаристов не могли пройти без приключений и трудностей. Так что сейчас мы пробежимся по моментам, в которых авторы оказывались в тупике, но, на мой взгляд, красиво вышли из ситуации!

❗️ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ❗️

👁 Смерть Идди Брит. Идди - очень яркий персонаж сериала. Исполняющая Идди актриса Николетт Шеридан с первой серии полюбилась зрителям, и потому создатели сериала давали ей столько же экранного времени, сколько и актрисам главных ролеей. Звучит неплохо, если бы не одно «но». Гонорар Николетт был в разы меньше чем у основного состава, что категорически не устраивало актрису. Она не раз просила повысить ей гонорар и размещать ее на постерах вместе с другими главными «Домохозяйками», но создатели лишь «кормили ее завтраками». Во время производства третьего сезона Марсиа Кросс, исполнительница роли Бри Ван де Камп, из-за беременности взяла перерыв от съемок. В итоге создатели были вынуждены уделить больше времени персонажу Николетт Шеридан и, наконец, повысить ей гонорар. Проблемы возникли когда Кросс вернулась в проект, а Шеридан не хотела возвращаться к прежнему гонорару. В целях экономии сценаристам от продюсеров поступила задача вывести персонажа Идди Брит из сюжета. И ее смерть в сериале была одна из самых демонстративных, эпичных и неожиданных (еще до «Игры престолов»): Идди врезается в электрическую вышку, провода от вышки рвутся и падают на мокрый асфальт, Идди выходит из машины и становится в лужу, из-за чего ее убивает разрядом тока.

👁 Торнадо. Четвертый сезон сериала был одним из самых популярных (это редкость, когда следующий сезон проекта обгоняет по рейтингам предыдущие) и вместе с тем - самым кризисным. Сценаристы введи слишком много персонажей и не могли грамотно завершить их сюжетные арки. К многим второстепенным персонажам у зрителей начал пропадать интерес. Также съемки 4 сезона выпали на масштабную забастовку гильдии сценаристов в США. Был риск закрытия многих популярных сериалов, а потому возникло опасение, что четвертый сезон «Домохозяек» станет финальным. В итоге нужно было придумать ход, который в случае продолжения сериала выведет из истории всех ненужных персонажей, а в случае завершения сериала приведет сюжет к эффектному финалу. Авторы, что называется «психанули», и в середине 4 сезона по Вистериа-Лейн проходит убийственный торнадо. В итоге сериал продлили, а «не рейтинговые» герои погибли в страшной катастрофе. А чтобы не уделять много времени теме восстановления городка после торнадо, в следующем сезоне зрителей перебросили по сюжету на 5 лет вперед.

👁 Финал. Самое сложное в многосезонных проектах - вовремя остановиться. А еще сложнее - придумать красивое логическое завершение общей истории. Авторам «Отчаянных домохозяек» это удалось. Финальная сцена сериала - это простой символизм, с широким диапазоном чувств: от переосмысления всего происходящего в сюжете до ностальгии по первым сезонам сериала. Ощущение светлой грусти не покидает зрителя еще долгое время после титров. А ведь все сделано достаточно просто: Сьюзан уезжает из Вистериа-Лейн и видит вдоль дороги призраков всех погибших в сериале героев. И эффект эмоционального взрыва и трепета рождается в последнем кадре: общий план Вистерии-Лейн, композиционно идентичный самому первому кадру первой серии первого сезона. Круг замкнулся. Просто и красиво.

#домохозяйкиЛиманского
👏297🔥1🥰1
ГЛАВА VIII. ЛИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

После разговора об индустрии телесериалов в США и истории создания «Отчаянных домохозяек» настало время поговорить о том, почему этот сериал запал мне в душу настолько, что каждый год я пересматриваю его с тем же интересом, что и в первый раз.

Марк Черри, придумал этот сериал, вдохновившись реальной историей об обычной американской домохозяйке, которая убила пятерых своих детей в результате выгорания и нервного срыва. При этом внешних признаков ее расстройств никто не наблюдал. Все говорили, что она всегда выглядела счастливой. Основным референсом сериала стал культовый фильм «Красота по-американски». И фильм и сериал развиваются под единой фабулой: никто не знает, сколько скелетов в шкафу у самых образцовых семей и никто не знает сколько боли скрывают люди за маской радости.

У меня очень большая семья, и в ней было много эпизодов, которыми нельзя похвастаться и которые лучше не вспоминать. В «Домохозяйках» практически каждая сюжетная линия мне знакома по опыту моей семьи. И вместе с тем, важно отметить, что несмотря на общую трагичную фабулу, сериал смотрится с лёгкостью благодаря умеренно чёрному юмору и бесконечной иронии. И опять же, это очень похоже на то, как в нашей семье принято преодолевать трудности. Через юмор и иронию. Это наша защитная реакция и лично для меня это действительно эффективная защита от тягот и невзгод.

Также стоит отметить ещё один момент, который меня «зацепил» и заставил посмотреть сериал первый раз от начала и до конца. Ранее я писал, что изначально смотрел сериал урывками по телевизору. И однажды я попал на серию, ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕР! где персонажу Линнет Скаво ставят диагноз - рак. Когда мне было 12 у моей мамы тоже был рак. И она тоже многодетная мама. И хоть она и никогда не была карьеристкой и бизнес-леди как Линнет, но амбиции, в первую очередь творческие, у неё были всегда. И в какие-то моменты ей приходилось отодвигать эти амбиции на задний план в пользу семьи и материнства. После беглого знакомства с сюжетной линией Линнет я понял, что должен посмотреть сериал полностью. И я не пожалел.

#домохозяйкиЛиманского
27🔥7👍1🥰1
Без лишних слов, просто одна из моих любимейших сцен в сериале

https://youtu.be/ZAp49I1gJxg
🔥17😁62🥰2
ЭПИЛОГ. ВЫВОДЫ

«Отчаянные домохозяйки» - не просто сериал о четырёх подругах из благоустроенного пригорода. Это глубокая жизненная драма по своей сути и яркая комедия абсурда по своей форме. Это сложные темы, раскрытые с лёгкостью и рассказанные простым языком.

«Отчаянные домохозяйки» - один из первых мультижанровых сериалов постмодернистской эпохи.

«Отчаянные домохозяйки» - это 8 сезонов грамотно написанного сценарного материала и хорошо проработанных персонажей.

«Отчаянные домохозяйки» - это психологизмы, жизненные истории и герои, напоминающие нам наших друзей, знакомых, родственников и даже самих себя.

«Отчаянные домохозяйки» - пример сериала, который сделан одновременно с душой и любовью и вместе с тем - с холодным сценарным и продюсерским расчетом. Все выверено до мелочей, а в съёмке и монтаже нет ни одного киноляпа (почти 200 серий по 45 минут).

«Отчаянные домохозяйки» - это широчайший диапазон эмоций.

На этом всё! Спасибо всем, кто читал посты про сериал)

#домохозяйкиЛиманского
👍4418👏4🔥2🎉1
Как и обещал, после разбора "Отчаянных домохозяек" начну выкладывать рекомендации музыки) Не знаю насколько это удобно, но мне нравится, что тут можно прикреплять песни файлами)
🥰6😱1
Рошин Мерфи - одна из моих любимых исполнительниц. Открыл я ее для себя совершенно случайно. Искал в ВК песни Гвен Стефани, и кто-то, судя по всему, под авторством Гвен залил трек Мерфи. Я по голосу сразу распознал подвох и по тексту песни (Шазама тогда не было) я нашел Рошин.

Рошин известна как солистка британской группы Moloko, а также как одна из первых композиторов-авангардистов танцевальной клубной музыки.
В творчестве Мерфи электронная клубная музыка с сочетании с ее отличным вокалом звучит как искусство. А сама певица вне музыки - настоящая икона стиля.

Ниже прикрепляю свои самые любимые песни Рошин Мерфи.

#музыкаЛиманского
6🤩1
И чтобы понять какая Рошин крутая - рекомендую посмотреть ее домашний лайф (поищите на ютубе, их несколько), записанный во время локдауна (кто помнит, что коронавирус еще существует?).

Рошин у себя дома создавала антураж для домашних мини-концертов совместно с несколькими диджеями. Это очень уютно и очень талантливо.

https://www.youtube.com/watch?v=Ezt-Au5QxWo
🔥5