МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Позитив и много работы.

Любопытное исследование, касающееся несырьевого неэнергетического экспорта, подготовили аналитики компании "Яков и Партнёры". (Есть в редакции МашТеха)

Чтобы справиться с изменениями внешних условий российским экспортерам пришлось:

● переориентировать экспорт на дружественные страны. Так поступило 52% опрошенных;

● или увеличить продажи на внутренних рынках. Такой выход из ситуации нашли 47% респондентов.

Справившись с проблемами, экспортеры зарядились позитивом и довольно оптимистично смотрят в будущее: 70% из них ожидают роста экспортной выручки в размере от 10% до 30% и более уже в ближайшие три года.

Но для этого придется хорошенько поработать. Есть три основных варианта:

● 54% предпочитают освоение новых регионов, поиск и заключение партнерств;

● 28% опрошенных приоритетным направлением считают развитие продуктовой линейки;

● 20% главным направлением работы считают наращивание объемов производства продукции.

Самые большие возможности роста экспорта – в машиностроении, но они требуют расширения продуктовой линейки. В среднесрочной перспективе можно нарастить экспорт в энергетическом и транспортном машиностроении, оборудовании для горнодобывающей промышленности.

Однако 54% опрошенных испытывает сложности при выходе на новые рынки и поиске торговых партнеров на них. Тут нужна помощь каждому второму экспортеру – все они хотели бы получать поддержку в поиске и работе с местными партнерами.

Еще одна проблема – расчеты в национальных валютах в Африки, Индии, Латинской Америки. Этот фактор сдерживающим развитие назвали 38% опрошенных экспортеров.

Но даже если с незнакомыми валютами разобраться получится, товар нужно еще привезти, а он застревает в узких местах логистики.

Тут от государства необходима работа по повышению пропускной способности железнодорожных сетей и развитию транспортных артерий для экспорта товаров на ключевые рынки.
Минпромторг подготовил список автомобилей для использования госслужащими.

Министерство представило список российских автомобилей, на который должны будут пересесть чиновники в ближайшее время. Среди "отечественных" машин ровно половина марок оказалась китайскими, зато с высоким уровнем локализации:

● Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend.

● УАЗ: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР.

● Aurus: Senat, Komendant.

● "Москвич": 3, 3е, 6.

● Evolute: I-PRO, I-JOY, I-SKY.

● Haval: Jolion, Dargo, F7/F7x, H9.

Список обещают пополнять по мере выхода на рынок новых моделей.
Продажи ДСТ в России продолжают расти.

За январь-сентябрь только отечественные производители дорожно-строительной техники продали на 22% машин больше, нарастив объем до 59 млрд рублей. Выпуск российского оборудования вырос на те же 22%, до 65,2 млрд рублей. Согласно данным "Росспецмаша":

● отгрузка кранов-трубоукладчиков выросла в 4,1 раза;

● экскаваторов отгрузили на 99% больше, чем годом ранее;

● дорожных катков - на 22%;

● отгрузка кранов-манипуляторов выросла на 21%;

● мини-погрузчиков - на 16%, фронтальных - на 6%, а экскаваторов-погрузчиков - на 1,6%.

Но есть по некоторым направлениям и снижение отгрузки отечественной техники. Виной всему агрессивный импорт из Китая, который с января по июль вырос на 66%, до 254 млрд рублей.

В итоге иностранные машины доминируют в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. В них доля импортной техники варьируется от 65% до 94%, а отгрузка отечественной продолжает снижаться:

● поставки отечественных автогрейдеров за январь-сентябрь уменьшились на 27%;

● телескопических погрузчиков - на 21%;

● в сегменте гусеничных бульдозеров снижение составило 19%;

● отгрузка отечественных автокранов уменьшилась на 1,6%.

Отечественные производители считают, что оказались в неравных условиях конкуренции с иностранными компаниями из-за более выгодных условий производства в Китае и отсутствия производства ряда ключевых компонентов в России. Решить проблему в отрасли призывают повышением утильсбора и увеличением господдержки.
МашТех
Photo
Вы нам писали.

В Sitronics Electro отреагировали на недавнюю публикацию МашТеха о новых ЭЗС и необходимости развивать многопостовые станции мощностью как минимум 300 кВт.

Компания не согласилась с нашим тезисом о том, что зарядные станции до 150 кВт потеряют свою актуальность в обозримом будущем, и подкрепила свое мнение сразу тремя аргументами:

● Сейчас статистика сети показывает, что средняя мощность потребления на машину порядка 24 кВт*ч. И вообще на рынке очень небольшой процент электромобилей, которые могут принимать хотя бы 100 кВт. Поэтому 150 кВт станции будут еще долгое время достаточно востребованы.

● Увеличение мощности разумно только в тех местах, где оборот зарядных сессий в этом мощностном диапазоне составит не менее 70% от максимального суточного отпуска электроэнергии. В противном случае, операторам придется закладывать в себестоимость услуги более высокие затраты на техприсоединение.

● Нерациональное использование выделенной сетевой мощности (отсутствие отбора мощности) приведет к увеличению стоимости электроэнергии и, как следствие, к росту цен на услуги зарядки.

Спорить с коллегами не хочется, да и предмета спора как такового нет. Все же в Sitronics говорят о статистике и ситуации "на здесь и сейчас", а мы писали о перспективах на электрическое грядущее, стремительно и неумолимо наступающее. И взгляды именно на него у нас полностью совпадают.

В Sitronics Electro рассказали, что будущее действительно за многопостовыми зарядными станциями и созданием хабов. В компании эту мысль поддерживают и уже работают в этом направлении.

Периодически #МашТехупишут и другие компании по разным темам и поводам, как поддерживая наше мнение, так и выдвигая контраргументы. У нас есть канал обратной связи @Mashtech_otvet, которым вы всегда можете воспользоваться. Мы хотим слышать вас, потому что вы слушаете и читаете нас.
Софт power.

Ассоциация "Руссофт" посчитала, как вел себя рынок отечественного ПО в 2022 году, на фоне происходящего вокруг и внутри страны. И внезапно выяснилось, что он вырос, несмотря на санкции и уход западных ИТ-компаний.

Если говорить о российском IT-рынке вообще, то по итогам 2022 года он ужался на 8-10% (до 2,75 трлн рублей), а в долларах – на 2,5-3%. Но рынок программного обеспечения вырос на 1% в рублевом выражении, составив 1,13 трлн рублей. В долларовом выражении он увеличился на 8%, до $16,56 млрд:

● по расчетам "Руссофта", продажи отечественных компаний на внутреннем рынке ПО составили 640 млрд рублей. Примерно $9,35 млрд по актуальному тогда курсу.

● услуг по заказной разработке было продано на 264 млрд рублей – это уже $3,86 млрд.

● импорт компьютерных услуг составил $3,358 млрд или 218 млрд рублей.

По вполне понятным причинам снизилась доля зарубежного ПО на рынке, а отечественного наоборот стала больше:

● доля российского софта выросла с 66% до почти 80%;

● зарубежного уменьшилась с 34% до почти 20%;

● продажи российских софтверных компаний на внутреннем рынке выросли на 37,1%;

● импорт компьютерных услуг сократился в рублевом выражении на 40%.

Не особо изменился объем продаж по заказной разработке софта. Если в 2021 году на эти услуги приходилось 23,5% от общего объема рынка, то в 2022-м - 23%. Зато значительно возросла доля отечественных программных продуктов — с 42,5% до почти 57%.
Институт экономической политики им. Гайдара провел очередной опрос руководителей компаний, на этот раз узнав у них о факторах, которые оказывают негативное влияние на рост промышленности.

Год назад слабый рубль в октябре признали проблемой только 6% респондентов ИЭП. А хуже, чем сейчас, ситуация была в начале 2016 года - тогда недовольных было 36%. Но и курс перевалил "всего лишь" за уровень 75 рублей за доллар. Попривыкли.

Но он оказался лишь на четвертом месте в списке проблем. На первом - дефицит кадров. На него указали 57% опрошенных руководителей промышленных компаний. А мы говорим о нем так часто, что даже не стали делать эту тему заглавной. И так понятно.

На втором месте в списке с 43% оказалась "неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив", хотя еще недавно она была на первом. Видимо, понимание пришло.

А на третьем месте рейтинга обеспокоенности обосновался внутренний платежеспособный спрос: его проблемой назвали 38% респондентов.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Росатом отгрузил первый реактор для новейшего атомного ледокола «Чукотка».

Реактор весом 147,5 т доставят из Подольска по железной дороге до станции Новый порт в Санкт-Петербурге, далее по воде на верфи Балтийского завода.

В акватории Северного морского пути сейчас работают три ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Балтийский завод в настоящее время продолжает строительство третьего и четвертого: «Якутия» - сдача в декабрь 2024 года и «Чукотка» – сдача декабрь 2026 года.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире: длина — 174 м; ширина — 34 м; осадка — 10,5 м / 9,3 м; мощность — 60 МВт (на валах); водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; расчетный срок службы — 40 лет; численность экипажа — 53 человека.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Первый вице-премьер Андрей Белоусов дал классификацию российских видов бизнеса, которую придумал его знакомый в 90-х. Берите на вооружение, как говорится, раз уж даже вице-премьеры пользуются:

● "крысить" - это налетели, съели, побежали на другую кучу;

● "хрючить" - это когда корыто есть, и все припадают к нему долго и отгоняют друг друга;

● "копытить" - это вот когда олень из-подо льда добывает кусочек ягеля, долго стучит, выковыривая, и так далее.

А вот слова "единорожить" в этой классификации нет, хотя озвучил её Белоусов и на пленарной сессии "Единороги на рынках будущего" во время экспортного форума "Сделано в России".
Пока китайские машины захватывают АвтоВАЗ, модели российского автогиганта прокрались в КНР. В Китае на испытаниях фотошпионы засняли новую Ладу Весту SW Cross, кузов и даже дверные карты которой частично оклеены камуфляжной плёнкой.

Вряд ли российская машина выйдет на китайский рынок, и наверняка под камуфляжем не скрываются какие-то новые дизайнерские решения. Скорее всего, в Китае испытывают некие комплектующие местного производства.

Есть предположение, что в 2024 году Веста может получить вариатор WLY (CVT18) от фирмы WanLiYang, и именно его связку с двигателем тестируют на сфотографированной машине. Могут испытывать в Китае и новый турбированный двигатель для российских машин, но этот вариант уже на более дальнюю перспективу.
Еще семь дней позади, а значит пришло время рубрики "МашТех за неделю". Про что мы писали.

Про испытания.

● В Питере завершили испытания трамвая, который выглядит старым, а на деле почти беспилотник. Напоминает одного знаменитого персонажа из американских новостей.

● А в "Ростехе" протестировали ПД-35 - самый большой авиадвигатель в истории России. Пока все нормально, лишь бы не закончилось как с самым большим колоколом и пушкой.

● Завершилось тестирование и нового электродвигателя для электровозов. Но там немного попроще и всё не самое большое.

● Зато все сложнее у Sitronics Electro, которые разрабатывают и испытывают новые зарядные станции для электромобилей. У нас с ними даже завязался диалог по этому поводу.

Про кадры.

● Но настоящим испытанием станет дефицит кадров, который работодатели попытаются победить повышением зарплат.

● Но побороть его не получится, потому что подготовят специалистов меньше, чем нужно.

● И большинство считает именно кадры главной проблемой, тормозящей всё. Даже курс рубля беспокоит не так сильно.

Про Китай.

● КНР и Россия вложат 100 млрд в совместный фонд развития гражданского авиапрома. Возможно, это поможет российским авиастроителям. А может все будет как с ДСТ.

● Китайская дорожно-строительная техника постепенно отжирает рынок у российской, потому что условия в Китае лучше.

● А вот у АвтоВАЗа с Китаем пока все нормально, и даже Лада Веста отправилась на испытания в КНР. Мы, кажется, даже знаем зачем.

Про поддержку.

● Промышленную ипотеку станет больше и дольше, но условия её - суровей. Субсидии тоже будут считать иначе, привыкайте.

● Зато в новых регионах отечественное ПО начнут продавать с 80% скидкой. Если, конечно, оно там кому-то нужно.

Про электронику.

● Производитель чипов откроет новое производство печатных плат за два миллиарда, но есть проблемы с оборудованием и кадрами.

● А правительство выделило чуть больше тех же двух миллиардов на развитие четырех технопарков в ближайшие три года. Кажется, так мы электронику с колен не поднимем.
Трудно найти, легко потерять и невозможно забыть.

На рынке труда в России сохраняется недостаток кадров при рекордно низком уровне безработицы во всех отраслях, но в первую очередь о дефиците заявляют представители промышленных и сельхозпредприятий.

По данным Центробанка, хуже всего дела обстоят в обрабатывающих производствах:

● там в третьем квартале 2023 года показатель обеспеченности предприятий кадрами составил -41,9 пунктов;

● в промышленности дела обстоят не намного лучше - минус 36,4 пункта;

● в добыче - минус 32,9;

● в целом по всем отраслям показатель составляет -26,7 пунктов.

Эксперты HR-холдинга Ventra подсчитали, что выросли и сроки закрытия вакансий. Если раньше на поиск работника уходило 30 дней, то теперь – 2-3 месяца.

● Сейчас за месяц кадровики закрывают лишь 16% вакансий, год назад было 25%;

● до 13% выросло количество вакансий, над которыми приходится работать от трех до шести месяцев. Раньше было всего 5%.

Виноват во всем дефицит кадров, вызванный демографической ямой, и низкая готовность соискателей к релокации внутри страны.

Зачастую и сами кандидаты на должность отказываются от нее, так как их успевают переманить конкуренты или удержать улучшением условий прежние работодатели. Борьба за специалистов усиливается, а вместе с ней и проблемы с поиском кадров.
Москвич без прописки.

На недавнем "Международном автомобильном форуме" в Москве "КамАЗ" не только рассказал о своем беспилотном будущем, но и случайно засветил на слайдах новую модель "Москвича". Или нет.

Рассказывая о перспективных транспортных средствах компании, нам показали не только электрический "Москвич 3е", к производству которого "КамАЗ" имеет непосредственное отношение, но и совершенно новую модель, в которой легко можно узнать китайский FAW Bestune NAT.

NAT или Next Automatic Taxi был создан специально для работы в такси и каршеринге. Ёмкость батареи автомобиля составляет 55 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 419 км. Электромотор расположен на передней оси, его максимальная отдача — 100 кВт (136 л.с.) и 260 Нм.

О планах запустить производство этой машины в Саратове мы уже рассказывали, однако тогда выпуск электромобилей под маркой Alfarus был приостановлен, так и не успев стартовать. Проблемы с логистикой и финансами возникли у инвестора, коим значился промышленный холдинг "АльфаТех".

Проект застопорился еще весной, однако всего неделю назад министр промышленности и энергетики Саратовской области Михаил Торгашин рассказал, что он не был полностью остановлен и сейчас ведутся работы по опытным образцам.

Никаких подробностей Торгашин не привел, но вполне может быть, что инвестиции "АльфаТех" сменились на деньги "КамАЗа" и мы увидим все ту же машину, но уже под другим названием. Например, "Москвич 9". Это уже не кажется фантастикой, учитывая увлечение столичных властей электротранспортом.
Ну ИИ.

Объем российского рынка искусственного интеллекта растет год от года, и об этом мы в основном рассказываем в Беспилоте. В 2021 году рынок составлял более 550 млрд рублей, в 2022-м — уже порядка 650 млрд руб.

В 2025 году ИИ позволит российским организациям сэкономить около 1 трлн рублей, но поговорить хотелось бы не об этом, а о проблемах, которые ИИ может решить в машиностроении.

▪️Довольно часто вывод продуктов на рынок затягивается, а сроки старта производства или сдачи проекта срываются, поскольку тесты на реальных прототипах слишком сложны и дорогостоящи.

▫️И именно тут на помощь приходят системы на базе искусственного интеллекта, которые позволяют проводить необходимое число симуляций и визуализировать результаты процессов испытаний без создания физического прототипа. И это серьезная экономия времени, денег и ресурсов, поскольку реальный прототип создавать и испытывать в таком случае приходится лишь на завершающих этапах.

▪️Еще одна проблема – планирование и прогнозирование. Не все мы родились с даром Ванги (даже сама Ванга под сомнением), поэтому ошибки в прогнозах приводят к убыткам и дефициту или переизбытку сырья или продукции на складах.

▫️Решить её может единая система планирования на базе нейросетей, которая позволит учитывать исторические данные, логистические цепочки и использовать складские площади.

По данным опросов Сбера, Минэкономразвития и ФОМ, 45% представителей малого бизнеса уже применяют технологии искусственного интеллекта в работе. Но при этом каждый четвертый опрошенный не знает, что это такое.

Консалтинговое агентство PwC рассчитало, что через десять лет благодаря ИИ мировой ВВП вырастет на $15,7 трлн. И российским предприятиям тоже важно не упустить момент и вовремя начать использовать все блага современных технологий.

Есть поводы и для позитива: эксперты Центра компетенций НТИ "Искусственный интеллект" оценивали, что рынок нейросетей растет в России в среднем в шесть раз быстрее экономики. Но расслабляться рано.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сызранский "ТЯЖМАШ" показал процесс транспортировки сверхгабаритного транспортного шлюза для АЭС "Руппур", из-за которого в городе пришлось отключать электричество и даже воду.

И было из-за чего. В собранном виде его длина составляет 13 метров, а масса — 300 тонн. А для перевозки пришлось задействовать специальный автотрал с модульными платформами общей длиной более 40 метров и шириной 5 метров.

И это уже второй шлюз, изготовленный сызранскими машиностроителями для строящейся в Бангладеш атомной электростанции. Первый, такой же большой, был отправлен летом 2022 года.

Предназначен он для провоза с сохранением герметичности отработанного и свежего ядерного топлива, радиоактивных отходов, а также транспортно-технологического оборудования при строительстве или ремонте реакторной установки.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Недавно мы давали статистику по рынку оборудования для пищевой промышленности страны и выяснили грустное: доля российских машин в этой отрасли упала на 13%, а отечественных производителей теснят даже испанцы. Но, как оказалось, теснят далеко не всех и тут тоже есть хорошие новости.

Пермская производственная компания "Меридиан" разработала этикетировочную машину, которая наносит самоклеящиеся этикетки на продукт. Как она работает, можно посмотреть на видео. Но если говорить коротко, то тут задействовано техническое зрение, которое помогает определять координаты для точного нанесения этикеток аппликатором.

Приклеить таким образом этикетки машина может на 35 000 банок в час. Точнее говоря, не только банок. Благодаря модульной конструкции использовать её можно для любой продукции, упакованной в бутылки или банки круглого сечения: пива, молока, сгущенки, газировки и т.д.

Еще одна проблема, о которой мы говорили вчера, касается зависимости отечественных производителей от импорта компонентов. Тут её удалось избежать: машина почти на 100% состоит из российских деталей. Что опять же добавляет позитива на фоне той статистики.