МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.75K photos
940 videos
33 files
3.04K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Рост обрабатывающей промышленности за 10 лет составил 35%. И это на фоне внешнего давления

Пускай этот рост носит и неоднородный характер, но тенденция налицо. Российская промышленность набирает обороты. И немалую роль в этом играют инструменты поддержки, в том числе те, которые предоставляет НОВИКОМ.

Он как раз провёл масштабный ребрендинг, отражающий не только его роль, но и планы на будущее. В основе нового логотипа — чертёж, отправная точка инженерной мысли. НОВИКОМ нацелен не просто на поддержку промышленности, а на поиск новых прорывных технологий, без которых нет будущего.

Причём кейс с банком НОВИКОМ — это тот случай, когда практика и позиционирование не расходятся. Он действительно активно поддерживает промпредприятия. НОВИКОМ финансирует разработку двигателей ПД-14 для самолётов МС-21. А МС-21, как мы писали, — это будущее российского авиапрома.
📊 Аналитики SBS Consulting подготовили исследование "Тренды развития искусственного интеллекта и цифровых технологий на основе ИИ к 2030 году", в котором нашлось место для оценки рынка беспилотного и автономного транспорта. Итак, что нам прогнозируют:

🔹наиболее быстрорастущий сегмент - легковые беспилотники. В 2023 году объем мирового рынка составлял $55 млрд, а к 2030 году вырастет в 3,6 раза, до $200 млрд;

🔹чуть медленней расти будут беспилотные грузовики - в 2,2 раза, с $31 млрд до $68 млрд соответственно;

🔹объем рынка БАС к 2030 году подрастет в 1,9 раза, до $63 млрд. В 2023 году объем рынка составлял $34 млрд;

🔹водный и жд-транспорт с нынешних $14 млрд подрастет до $25 млрд, то есть в 1,8 раза;

🔹примерно так же будет расти и беспилотная сельхозтехника - с $81 млрд до $146 млрд соответственно.

🗓 Аналитики считают, что сейчас по всем основным направлениям развития беспилотного и автономного транспорта, кроме рельсового, Россия не отстает от мировых трендов. Посмотрим, что будет в 2030 года и сбудутся ли прогнозы по росту объемов рынка.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Китайцев попытаются удивить турбиной.

📷 Ростех собирается впервые представить в Китае российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М. Точнее говоря, в ходе VIII российско-китайского ЭКСПО в Харбине покажут её макет.

Произведенная в ОДК турбина имеет КПД более 36%, что сопоставимо с лучшими мировыми газотурбинными двигателями. Правда, китайцев она вряд ли сильно удивит, поскольку у них с турбинами тоже всё хорошо.

По своим технико-экономическим показателям агрегат не уступает зарубежным аналогам, при этом российская турбина гораздо компактнее и легче «одноклассников» производства других зарубежных компаний


📎 Удивить китайцев попытаются российским унифицированным газоперекачивающим агрегатом нового поколения УГПА-16(25), в котором можно применять несколько типов двигателей мощностью 16 или 25 МВт. А еще на стенде продемонстрируют макеты МС-21, SJ-100, тяжелого транспортника Ил-76МД-90А, многоцелевых вертолетов Ка-226Т и Ка-32А11ВС.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🚚 Сегодня предлагаем посмотреть, как производят приборные панели и прочие пластиковые детали для грузовичков "Соболь", "Газель", "Газон" и "Садко".

Пластмассовый мир победил (о-о и всё такое), а потому вариантов материалов используется сразу несколько: ударопрочный и жаростойкий или мягкий и пластичный, а иногда и их комбинации.

🪛 При этом применяются такие интересные технологии, как вибросварка: детали вибрируя прижимаются друг к другу, разогреваются от трения, пластик размягчается и склеивается. А после остывания получается очень прочное соединение.
Промышленный пульс Тульской области.

🗺 МашТех запускает новый спецпроект, в котором будет чуть подробнее рассказывать о промышленности в регионах. Начнем, пожалуй, с Тульской области, где есть не только пряники и самовары, но и мощное промпроизводство.

В 2023 году Тульская область вошла в топ-3 регионов по развитию промышленности в ЦФО и в топ-10 по стране, оказавшись на 8 месте. По отношению к 2022 году промышленное производство в регионе выросло на 14,5%.

По объему поставленной продукции область опять же оказалась на третьем месте с показателем в полтора триллиона рублей. Обрабатывающий сектор в 2023 году в среднем по стране рос на 7,5%, а в Тульской области - на 16%. Если говорить о конкретных примерах за последнее время, то:

🎙 в начале марта автоконцерн Great Wall Motor ввел в строй завод автодвигателей на площадке индустриального парка "Узловая". Завод планирует выпускать более 100 тыс. моторов в год, они должны устанавливаться на 90% российских Haval;

🎙 тогда же стало известно, что "ИНЖТЕХМАШ" планирует построить завод по производству оборудования для коммунального хозяйства и пищевой промышленности, инвестировав в проект 535 млн рублей;

🎙 а 2,8 млрд рублей потратят на создание научно-производственных центров в сфере беспилотных авиасистем. Его главной задачей определено производство легких БПЛА и разработка специализированного ПО для тренажеров БАС.

А вообще в регионе реализуется около 100 инвестиционных проектов на сумму порядка 400 млрд рублей. Только в ОЭЗ "Узловая" построено и введено 14 объектов на сумму более 3,3 млрд рублей. На стадии строительства ещё 20 инфраструктурных объектов на сумму свыше 3 млрд рублей.

📊 А в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности в 2023 году Тульская область заняла четвертое место: привлечено более 235 млрд рублей, реализовано 19 инвестпроектов почти на 20 млрд рублей, создано порядка 1900 рабочих мест.

Но разумеется, производить в регионе могут и хотят больше, а потому вакансии в сфере производства остаются одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. По данным HeadHunter, в феврале предлагаемые тулякам зарплаты выглядели следующим образом:

🎙 фрезеровщик – от 170 до 340 тыс рублей;

🎙 токарь – от 160 до 320 тыс рублей;

🎙 оператор-наладчик станков с ПУ – от 230 до 280 тыс рублей;

🎙 оператор-наладчик станков с ЧПУ – от 210 тыс рублей;

🎙 токарь-универсал – от 210 тыс рублей;

🎙 технолог-программист – от 200 тыс рублей;

🎙 токарь-фрезеровщик – от 200 тыс рублей;

К хорошим зарплатам прилагается еще и безопасность: по итогам 2023 года Тульская область заняла 1-е место по охране труда в ЦФО и 6-е - по всей России. Количество несчастных случаев на производстве удалось снизить на 19%.

Это наш первый обзор на промышленность региона, но наверняка не последний. Мы еще вернемся в Тулу позже, но в ближайшем выпуске #ПульсРегиона поговорим о других городах нашей большой страны.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Главное из большого интервью Сергея Чемезова.

📷 Глава "Ростеха" в общении с РБК рассказал о страхах восточных партнеров и обмане со стороны западных:

🔹в приоритете для госкорпорации - гособоронзаказ, гражданская авиация, производство турбин для энергетики;

🔹cегодня у нас экспортный портфель [вооружения] составляет почти $60 млрд. Это рекордная цифра;

🔹рентабельность производства продукции у нас [в вооружении] сегодня составляет всего 2,28%, а должно быть минимум 5%, а вообще от 5 до 10%. С текущим показателем рентабельности трудно развиваться;

🔹многие директора оборонных предприятий не заинтересованы повышать производительность. Если он добьется сокращения расходов на производство, со следующего года ему Минобороны поставит ту цену, которую он достиг;

🔹конкуренция на внешних рынках — это одна из целей после 2025 года. Но в первую очередь мы должны обеспечить нашу страну, наш рынок всем необходимым;

🔹буквально за пять месяцев был развернут выпуск современных БПЛА "Суперкам" для армии. И разведывательных, и ударных. Открыли цех, где и производство, и обучение пилотированию идет, то есть полный цикл;

🔹но за массовое производство не все предприятия берутся, потому что требуются дополнительные средства. А в "гаражном" производстве нужного количества не добьешься;

🔹основная точка роста - авиация. С 2030 года начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов;

🔹перед нами стоит задача — часть акций в наших компаниях продавать частным инвесторам. У нас уже сегодня есть на некоторые предприятия такие претенденты. Не 100%, но до 49% продадим, 51% оставим;

🔹восточные партнеры боятся вторичных санкций. С превеликим удовольствием хотят зайти, но, с другой стороны, опасаются. Поэтому просят не афишировать сотрудничество;

🔹при этом для китайских товаров [автомобилей] ограничения какие-то нужно делать со стороны правительства. Без этого никак.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Производственный дайджест.

▪️ "НТК Криогенная техника" запустил в Омске первое отечественное серийное производство вакуумных криогенных насосов, которые используют при создании ракетно-космической техники нового поколения и электронной компонентной базы. Планирует производить до 100 вакуумных криогенных насосов в год и нарастить свою долю рынка до 50%, потеснив зарубежные аналоги. Инвестиции составили 140 млн рублей.

▪️ Пермская компания "Промобот" запустила производство шестиосевых коллаборативных роботов-манипуляторов Promobot M13 для промпредприятий. Их можно использовать для упаковки, сварки, сборки, подъема, перемещения деталей весом до 13 кг и других операций. Роборука позволяет обеспечивать качественную эксплуатацию без навыков сложного программирования.

▪️ В Ярославской области до конца 2024 года откроют завод компании "ПСМ Прайм" по производству блочно-комплектных электростанций большой мощности. Первый корпус был введен в эксплуатацию еще в 2021 году, а новые цеха позволят серьезно увеличить производство дизельных и газовых электростанций мощностью свыше 500 кВт.

▪️ В белорусской Орше на заводе "Красный борец" начнут производить шлифовальные станки из белорусских и российских компонентов. В России для производства будут закупаться металл, электронные компоненты, системы ЧПУ, электроавтоматика и подшипники. Но новый станок уже поступили заказы и есть интерес со стороны крупных предприятий, таких как МТЗ, МАЗ и БелАЗ.

▪️ Новосибирской власти одобрили инвестпроект стоимостью почти 20 млрд рублей по строительству нового завода грузового транспорта. Предприятие будет выпускать широкую линейку машин от 2 до 15 тонн сначала из отечественных и зарубежных комплектующих, а потом из собственных узлов и агрегатов. Главным инвестором станет компания ООО "Тренд", а первый пятитонный грузовик сойдет с конвейера уже в 2027 году.
🚁 На фоне визита Владимира Путина в КНР снова всплыла тема совместного российско-китайского авиастроения. И если с проектом по созданию дальнемагистрального самолета CR929 всё уже совсем грустно, то разработка российско-китайского тяжелого вертолета идет по графику.

Во всяком случае об этом заявил вице-премьер Денис Мантуров. По его словам контракт на разработку тяжелого вертолета AC332 AHL, который был подписан холдингом "Вертолеты России" ("Ростех") с китайской Avicopter в 2021 году, сейчас находится в процессе исполнения. Согласно ему:

🔹Россия должна разработать трансмиссию, рулевой винт, противообледенительную систему и накачку ресурса;

🔹Китай создаст целостный опытный образец, возьмет на себя испытания, лицензирование и продвижение вертолета на рынке;

🔹cрок реализации проекта - около 13 лет.

Предполагается, что дальность полёта AC332 AHL будет достигать 630 км, максимальная скорость — 300 км/ч, максимальная высота — 5,7 км. Вертолёт сможет перевозить груз массой 10 тонн внутри фюзеляжа. А если груз разместить на внешней подвеске, то его масса может достигать 15 тонн. Максимальный взлетный вес - 38 тонн, экипаж - три человека, вместимость - 30 человек.

✈️ Ах да. про CR929 Мантуров тоже вспомнил. Сказал, что Россия рассматривает поставки различных компонентов для совместного с Китаем проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. В том числе и двигателей. Осталось только понять, что по этому поводу думает Китай.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🇨🇳 Китайская газета "Жэньминь Жибао" пишет, что сельхозробот М200 от MQ Autonomous Agritech вышел на широкий рынок: его продают в 15 провинциях Китая, а также экспортируют в США, Канаду, Мексику и Португалию.

Поэтому мы решили показать вам, что он из себя представляет. Основная функция робота - обработка полей химикатами, но может он использоваться и для перевозки грузов. При этом работать он способен как по заранее запрограммированному маршруту, так и управляясь с пульта дистанционно.
Разбираемся в распоряжении правительства.

✈️ Правительство внесло изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года, в очередной раз изменив прогнозы по числу выпущенных самолетов.

Если раньше планировалось собрать 1081 отечественных самолетов, то теперь уже 994. А если говорить о конкретных цифрах, то:

🔹к 2030 году прогнозируют поставку 142 самолетов SSJ-New. При этом сертификация перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки - на 2026-й;

🔹МС-21 собираются сделать 270 единиц. Их выпуск тоже сместился с 2024 на 2025 год;

🔹планируется произвести 51 единицу Ил-114-300, хотя раньше обещали 70 самолетов. Поставки тоже перенесены с 2023-го на 2026 год;

🔹немного урезали и обещания по Ту-214 - 113 (или 115, тут таблица и текст немного противоречат друг другу) самолетов к 2030 году;

🔹Ил-96-300 обещают произвести 14 штук;

🔹хуже всего дела обстоят с "Ладогой". Сертификация перенесена с 2024 на 2027-й, первые поставки с 2025 на 2028-й, а объем производства со 140 до 105 самолетов;

🔹"Байкалы" урезали со 154 до 139 самолетов, а первый выпуск сместили с 2024 на 2025 год;

🔹совместных российско-белорусских "Освеев" планируют произвести 158 штук начиная с 2027 года.

С вертолетами дела обстоят чуть лучше. Их прогнозируемый выпуск даже увеличился (на одну винтокрылую машину) до 765 единиц. При этом "Ансаты" урезали с 201 до 187 машин, а вот планы по Ми-8 увеличили с 276 до 303 единиц.

С замиранием сердца ждем следующее обновление документа с переносами сроков и урезанием объемов производства. А пока можно посмотреть прикрепленный ниже файл - там прогнозы и по самолетам, и по вертолетам, и по двигателям к ним.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Прогнозы_правительства_по_самолетам,_вертолетам,_двигателям.pdf
1.1 MB
Распоряжение правительства об изменениях в комплексной программе развития авиаотрасли.
🛤 Возможно для кого-то станет сюрпризом, но в сельской местности ЕС есть проблемы с транспортом и заброшенные пригородные железнодорожные маршруты. И именно для таких заброшенных рельсовых путей в Германии начали создавать монорельсовые вагоны-такси.

Это кабинки вместимостью 4-6 человек, которые могут передвигаться в обоих направлениях по одной колее. По задумке европейских властей такие вагончики будут пользоваться большим спросом, чем редкие электрички и пригородные автобусы. К тому же, электрический транспорт согласуется с курсом на отказ от ископаемого топлива.

📆 Финансировать проект начали в 2022 году, и пока удалось создать вагончики, которые передвигаются с опорой на второй рельс без системы самобалансирования. Но в 2028 году обещают запустить вагончики без этого дополнительного колеса, а еще создать путевую машину, которая будет автоматически переносить их с одного рельса на другой.
Наконец-то полноценная рабочая неделя и подборка самого интересного в МашТехе за семь дней.

Про Китай.

▪️Китайцы говорят, что готовы сотрудничать с Россией в сфере авиации. Факты говорят об обратном.

▪️Хотя совместный проект разработки вертолета пока еще жив. По крайней мере так говорит Мантуров.

Про статистику.

▪️"КамАЗ" снова на первом месте по продажам грузовиков. Но вряд ли надолго.

▪️А вот производство процессоров и контроллеров в России снижается уже который год подряд. В том числе из-за балльной системы.

Про производство.

▪️В Удмуртии начали производить зарядные станции для электромобилей.

▪️А в Барнауле перезапустили производство станков, остановленное два года назад. Санкции отработали своё.

Про деньги.

▪️Минпромторг выделит деньги на цифровых двойников. А может и нет, но планы такие точно есть.

▪️Но если кто-то деньги выделяет, значит кто-то другой будет отбирать. Утильсбор на автомобили и технику собираются серьезно повысить.

▪️Но если где-то выделяют и отбирают, то где-то их "пилят". Руководству стартапа "Зетта" грозят сроки из-за выделенных Минпромторгом миллионов.

Про планы.

▪️В России на заводах планируется довести количество роботов почти до 100 тысяч к 2030 году. Но вряд ли получится.

▪️А вот планы по производству самолетов снова урезали и пересмотрели. Новая порция авиапессимизма вот тут.

Про мнения.

▪️Глава "Ростеха" дал большое интервью, в котором жаловался на западных партнеров, страх восточных перед санкциями, и на нерентабельность производства.

Про пульс.

▪️А еще мы запустили новый спецпроект, в котором будем держать руку на пульсе промышленности регионов. Начали с Тульской области.
📊 Производство экскаваторов в России за 2022-2023 годы снизилось относительно 2021-го на 60%. Во всяком случае об этом свидетельствует статистика BusinesStat. Разумеется, такое падение в 2022 году связано с введенными антироссийскими санкциями.

Часть предприятий была вынуждено сократить или полностью остановить производство из-за проблем, связанных с доступом к импортным комплектующим. Об остановке выпуска машин заявили и крупные международные корпорации, имеющие производственные площадки в России. В том числе:

🔹Hitachi Construction Machinery (завод в Тверской области);

🔹Komatsu (Ярославская область);

🔹Caterpillar (Ленинградская область).

Но к концу 2023 года ситуация начала постепенно выправляться. Решение о совместном производстве гусеничных гидравлических экскаваторов между МГ КРАНЭКС и Komatsu было принято в сентябре 2023-го, а первые машины были выпущены в 2024 году.

📈 В ноябре появилось решение о приобретении российских активов Caterpillar компанией "ПСК-новые решения". Реанимировали производство и другие отечественные компании. А значит есть все основания для того, чтобы в 2024 году статистика была значительно более позитивной.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Россия" стала чуть дальше.

🚢 Сверхмощный ледокол "Россия" ориентировочно построят к 2030 году, хотя раньше планировалось, что в эксплуатацию он будет введен в 2027 года. Новые сроки озвучил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров на совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Следующий ледокол "Якутия" планируем сдать в конце текущего года. Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год. Ну и, конечно, самый мощный ледокол, который сегодня строится на "Звезде", это единственный в своем роде в мире 120-мегаваттный ледокол "Россия", который должен быть тоже построен ориентировочно к 2030 году


О том, что стоимость строительства атомного ледокола "Россия" может вырасти на 60%, а сроки сдачи будут сдвинуты, стало известно еще в марте 2023 года.

Проблема возникла с поставками оборудования для энергоустановки и импортных комплектующих. Источники сообщали, что изменения придется вносить и в конструкцию ледокола из-за необходимости заменить импортное радиолокационное и навигационное оборудование.

📆 При этом в декабре 2023 года в гендиректор "Атомфлота" Леонид Ирлица заявлял, что строительство идет по графику. По тому самому графику, в котором спуск судна проекта 10510 на воду планируется на октябрь 2025 года, а подписание приемного акта — в декабре 2027 года. Готовность ледокола на начало декабря составляла 11,14%.

Ледоколы нужны для работы на Севморпути, но даже в случае соблюдения всех планов производства, ледокольного флота все равно не хватит для обеспечения ежегодного трафика в 200 млн тонн грузов.

🆘 Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков говорил, что к 2030 году требуются еще шесть ледоколов вдобавок к заложенным и запланированным. А значит, пока не поздно, следует обратиться за помощью к судостроителям Индии и Китая.
ОДК начнет выращивать ПД-35.

Объединенная двигателестроительная корпорация начнет выпускать крупногабаритные детали для авиадвигателей при помощи 3D-печати, а точнее методом прямого лазерного выращивания.

Выращивать будут в том числе детали для авиационного двигателя ПД-35. Для этого был создан цех с отечественным оборудованием, позволяющим производить детали диаметром до двух метров, высотой до одного метра, и весом до 400 кг.

С помощью нового оборудования в институте будет отработана научно-технологическая компетенция по аддитивным технологиям. Ее внедрение на предприятиях корпорации существенно повысит объемы производства деталей современных авиадвигателей для гражданской авиации


Как именно выращиваются детали с помощью лазера, мы вам уже показывали и рассказывали. Технология представляет из себя процесс послойного формирования заготовки путем постепенного наращивания объема металла при плавлении лазерным излучением порошкового материала, подаваемого инертным газом.

📊 Установка ИЛИСТ-XL позволяет производить изделия из жаропрочных никелевых и титановых сплавов, а крупногабаритные детали будут изготавливаться гибридным комплексом, состоящим из лазерной установки и пятикоординатного фрезерного станка.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В погоне за фотоникой.

🔒 В России появится программа развития фотоники до 2035 года, а Михаил Мишустин уже потребовал вывести нашу страну в топ-10 лидеров в этой области. Придется разбираться, что это такое и зачем нам всем это нужно.

Фотоника представляет собой аналог электроники, в которой вместо электронов используются кванты электромагнитного поля – фотоны. По сути это "электроника будущего", оптоволокно, лазерные системы, светодиоды и т.д. По оценке Мишустина, рынок этой техники – один из самых перспективных и уже сейчас его объем составляет $10 млрд.

Сейчас спрос на программы в фотонике только растет. Здесь очень важно объединить усилия промышленников, разработчиков, научного сообщества и - главное - локализовать всю технологическую цепочку производства. Только так мы сможем быть конкурентоспособными и на внутреннем рынке, и экспортировать свои технологии, и войти в десятку мировых лидеров


Передовая фотоника нужна и для развития беспилотного транспорта, космоса, аддитивных технологий и аппаратного обеспечения для исследований в области ИИ. И именно поэтому премьер поддержал подготовку программы развития фотоники до 2035 года:

Программа нужна. В принципе уже занимаемся. Но все это надо будет еще раз осмыслить, сделать лекала правильные. Посмотрим, в какую форму их (проекты) облечем


🔬При этом правительство поддержало ряд исследований в области этих технологий, включая производство линейки твердотельных лазеров, оптоволоконных систем для телекоммуникаций. В прошлом году был запущен проект по разработке технологий проектирования и изготовления фотонных интегральных схем. Субсидиями была поддержана работа по разработке волоконных, твердотельных лазеров, квантронов.

📊 Сейчас разработками в области фотоники в России занимаются Институт общей физики РАН, ИТМО, IRE-Polus и многие другие. И несмотря на то, что именно советские ученые создали первые лазеры, сейчас сильнее всего продвинулись в направлении фотоники американские, китайские, японские и европейские разработчики. А нам придется догонять.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В Нижнем Новгороде внезапно показали целую линейку новых российских автомобилей Volga. Ну как российских? Китайских Changan, но с российскими шильдиками (по крайней мере седан явно напоминает перелицованный Changan Raeton Plus).

Мишустин: «Руль пока китайский. Хочется, чтобы был российский. Это же не так сложно, как другие элементы. Нужно задавать себе вопрос: то что простое - вперед»

Производство собираются запустить уже в этом году, нам обещают бензиновые моторы мощностью 188 л.с. и 7-ступенчатую автоматическую коробку. Причем будет целых три модели: седан D-класса Volga С40 и кроссоверы Volga K30 (C-класса) и Volga K40 (D-класса ).