МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.78K photos
941 videos
33 files
3.06K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Промышленный пульс Тульской области.

🗺 МашТех запускает новый спецпроект, в котором будет чуть подробнее рассказывать о промышленности в регионах. Начнем, пожалуй, с Тульской области, где есть не только пряники и самовары, но и мощное промпроизводство.

В 2023 году Тульская область вошла в топ-3 регионов по развитию промышленности в ЦФО и в топ-10 по стране, оказавшись на 8 месте. По отношению к 2022 году промышленное производство в регионе выросло на 14,5%.

По объему поставленной продукции область опять же оказалась на третьем месте с показателем в полтора триллиона рублей. Обрабатывающий сектор в 2023 году в среднем по стране рос на 7,5%, а в Тульской области - на 16%. Если говорить о конкретных примерах за последнее время, то:

🎙 в начале марта автоконцерн Great Wall Motor ввел в строй завод автодвигателей на площадке индустриального парка "Узловая". Завод планирует выпускать более 100 тыс. моторов в год, они должны устанавливаться на 90% российских Haval;

🎙 тогда же стало известно, что "ИНЖТЕХМАШ" планирует построить завод по производству оборудования для коммунального хозяйства и пищевой промышленности, инвестировав в проект 535 млн рублей;

🎙 а 2,8 млрд рублей потратят на создание научно-производственных центров в сфере беспилотных авиасистем. Его главной задачей определено производство легких БПЛА и разработка специализированного ПО для тренажеров БАС.

А вообще в регионе реализуется около 100 инвестиционных проектов на сумму порядка 400 млрд рублей. Только в ОЭЗ "Узловая" построено и введено 14 объектов на сумму более 3,3 млрд рублей. На стадии строительства ещё 20 инфраструктурных объектов на сумму свыше 3 млрд рублей.

📊 А в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности в 2023 году Тульская область заняла четвертое место: привлечено более 235 млрд рублей, реализовано 19 инвестпроектов почти на 20 млрд рублей, создано порядка 1900 рабочих мест.

Но разумеется, производить в регионе могут и хотят больше, а потому вакансии в сфере производства остаются одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. По данным HeadHunter, в феврале предлагаемые тулякам зарплаты выглядели следующим образом:

🎙 фрезеровщик – от 170 до 340 тыс рублей;

🎙 токарь – от 160 до 320 тыс рублей;

🎙 оператор-наладчик станков с ПУ – от 230 до 280 тыс рублей;

🎙 оператор-наладчик станков с ЧПУ – от 210 тыс рублей;

🎙 токарь-универсал – от 210 тыс рублей;

🎙 технолог-программист – от 200 тыс рублей;

🎙 токарь-фрезеровщик – от 200 тыс рублей;

К хорошим зарплатам прилагается еще и безопасность: по итогам 2023 года Тульская область заняла 1-е место по охране труда в ЦФО и 6-е - по всей России. Количество несчастных случаев на производстве удалось снизить на 19%.

Это наш первый обзор на промышленность региона, но наверняка не последний. Мы еще вернемся в Тулу позже, но в ближайшем выпуске #ПульсРегиона поговорим о других городах нашей большой страны.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Главное из большого интервью Сергея Чемезова.

📷 Глава "Ростеха" в общении с РБК рассказал о страхах восточных партнеров и обмане со стороны западных:

🔹в приоритете для госкорпорации - гособоронзаказ, гражданская авиация, производство турбин для энергетики;

🔹cегодня у нас экспортный портфель [вооружения] составляет почти $60 млрд. Это рекордная цифра;

🔹рентабельность производства продукции у нас [в вооружении] сегодня составляет всего 2,28%, а должно быть минимум 5%, а вообще от 5 до 10%. С текущим показателем рентабельности трудно развиваться;

🔹многие директора оборонных предприятий не заинтересованы повышать производительность. Если он добьется сокращения расходов на производство, со следующего года ему Минобороны поставит ту цену, которую он достиг;

🔹конкуренция на внешних рынках — это одна из целей после 2025 года. Но в первую очередь мы должны обеспечить нашу страну, наш рынок всем необходимым;

🔹буквально за пять месяцев был развернут выпуск современных БПЛА "Суперкам" для армии. И разведывательных, и ударных. Открыли цех, где и производство, и обучение пилотированию идет, то есть полный цикл;

🔹но за массовое производство не все предприятия берутся, потому что требуются дополнительные средства. А в "гаражном" производстве нужного количества не добьешься;

🔹основная точка роста - авиация. С 2030 года начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов;

🔹перед нами стоит задача — часть акций в наших компаниях продавать частным инвесторам. У нас уже сегодня есть на некоторые предприятия такие претенденты. Не 100%, но до 49% продадим, 51% оставим;

🔹восточные партнеры боятся вторичных санкций. С превеликим удовольствием хотят зайти, но, с другой стороны, опасаются. Поэтому просят не афишировать сотрудничество;

🔹при этом для китайских товаров [автомобилей] ограничения какие-то нужно делать со стороны правительства. Без этого никак.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Производственный дайджест.

▪️ "НТК Криогенная техника" запустил в Омске первое отечественное серийное производство вакуумных криогенных насосов, которые используют при создании ракетно-космической техники нового поколения и электронной компонентной базы. Планирует производить до 100 вакуумных криогенных насосов в год и нарастить свою долю рынка до 50%, потеснив зарубежные аналоги. Инвестиции составили 140 млн рублей.

▪️ Пермская компания "Промобот" запустила производство шестиосевых коллаборативных роботов-манипуляторов Promobot M13 для промпредприятий. Их можно использовать для упаковки, сварки, сборки, подъема, перемещения деталей весом до 13 кг и других операций. Роборука позволяет обеспечивать качественную эксплуатацию без навыков сложного программирования.

▪️ В Ярославской области до конца 2024 года откроют завод компании "ПСМ Прайм" по производству блочно-комплектных электростанций большой мощности. Первый корпус был введен в эксплуатацию еще в 2021 году, а новые цеха позволят серьезно увеличить производство дизельных и газовых электростанций мощностью свыше 500 кВт.

▪️ В белорусской Орше на заводе "Красный борец" начнут производить шлифовальные станки из белорусских и российских компонентов. В России для производства будут закупаться металл, электронные компоненты, системы ЧПУ, электроавтоматика и подшипники. Но новый станок уже поступили заказы и есть интерес со стороны крупных предприятий, таких как МТЗ, МАЗ и БелАЗ.

▪️ Новосибирской власти одобрили инвестпроект стоимостью почти 20 млрд рублей по строительству нового завода грузового транспорта. Предприятие будет выпускать широкую линейку машин от 2 до 15 тонн сначала из отечественных и зарубежных комплектующих, а потом из собственных узлов и агрегатов. Главным инвестором станет компания ООО "Тренд", а первый пятитонный грузовик сойдет с конвейера уже в 2027 году.
🚁 На фоне визита Владимира Путина в КНР снова всплыла тема совместного российско-китайского авиастроения. И если с проектом по созданию дальнемагистрального самолета CR929 всё уже совсем грустно, то разработка российско-китайского тяжелого вертолета идет по графику.

Во всяком случае об этом заявил вице-премьер Денис Мантуров. По его словам контракт на разработку тяжелого вертолета AC332 AHL, который был подписан холдингом "Вертолеты России" ("Ростех") с китайской Avicopter в 2021 году, сейчас находится в процессе исполнения. Согласно ему:

🔹Россия должна разработать трансмиссию, рулевой винт, противообледенительную систему и накачку ресурса;

🔹Китай создаст целостный опытный образец, возьмет на себя испытания, лицензирование и продвижение вертолета на рынке;

🔹cрок реализации проекта - около 13 лет.

Предполагается, что дальность полёта AC332 AHL будет достигать 630 км, максимальная скорость — 300 км/ч, максимальная высота — 5,7 км. Вертолёт сможет перевозить груз массой 10 тонн внутри фюзеляжа. А если груз разместить на внешней подвеске, то его масса может достигать 15 тонн. Максимальный взлетный вес - 38 тонн, экипаж - три человека, вместимость - 30 человек.

✈️ Ах да. про CR929 Мантуров тоже вспомнил. Сказал, что Россия рассматривает поставки различных компонентов для совместного с Китаем проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. В том числе и двигателей. Осталось только понять, что по этому поводу думает Китай.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🇨🇳 Китайская газета "Жэньминь Жибао" пишет, что сельхозробот М200 от MQ Autonomous Agritech вышел на широкий рынок: его продают в 15 провинциях Китая, а также экспортируют в США, Канаду, Мексику и Португалию.

Поэтому мы решили показать вам, что он из себя представляет. Основная функция робота - обработка полей химикатами, но может он использоваться и для перевозки грузов. При этом работать он способен как по заранее запрограммированному маршруту, так и управляясь с пульта дистанционно.
Разбираемся в распоряжении правительства.

✈️ Правительство внесло изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года, в очередной раз изменив прогнозы по числу выпущенных самолетов.

Если раньше планировалось собрать 1081 отечественных самолетов, то теперь уже 994. А если говорить о конкретных цифрах, то:

🔹к 2030 году прогнозируют поставку 142 самолетов SSJ-New. При этом сертификация перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки - на 2026-й;

🔹МС-21 собираются сделать 270 единиц. Их выпуск тоже сместился с 2024 на 2025 год;

🔹планируется произвести 51 единицу Ил-114-300, хотя раньше обещали 70 самолетов. Поставки тоже перенесены с 2023-го на 2026 год;

🔹немного урезали и обещания по Ту-214 - 113 (или 115, тут таблица и текст немного противоречат друг другу) самолетов к 2030 году;

🔹Ил-96-300 обещают произвести 14 штук;

🔹хуже всего дела обстоят с "Ладогой". Сертификация перенесена с 2024 на 2027-й, первые поставки с 2025 на 2028-й, а объем производства со 140 до 105 самолетов;

🔹"Байкалы" урезали со 154 до 139 самолетов, а первый выпуск сместили с 2024 на 2025 год;

🔹совместных российско-белорусских "Освеев" планируют произвести 158 штук начиная с 2027 года.

С вертолетами дела обстоят чуть лучше. Их прогнозируемый выпуск даже увеличился (на одну винтокрылую машину) до 765 единиц. При этом "Ансаты" урезали с 201 до 187 машин, а вот планы по Ми-8 увеличили с 276 до 303 единиц.

С замиранием сердца ждем следующее обновление документа с переносами сроков и урезанием объемов производства. А пока можно посмотреть прикрепленный ниже файл - там прогнозы и по самолетам, и по вертолетам, и по двигателям к ним.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Прогнозы_правительства_по_самолетам,_вертолетам,_двигателям.pdf
1.1 MB
Распоряжение правительства об изменениях в комплексной программе развития авиаотрасли.
🛤 Возможно для кого-то станет сюрпризом, но в сельской местности ЕС есть проблемы с транспортом и заброшенные пригородные железнодорожные маршруты. И именно для таких заброшенных рельсовых путей в Германии начали создавать монорельсовые вагоны-такси.

Это кабинки вместимостью 4-6 человек, которые могут передвигаться в обоих направлениях по одной колее. По задумке европейских властей такие вагончики будут пользоваться большим спросом, чем редкие электрички и пригородные автобусы. К тому же, электрический транспорт согласуется с курсом на отказ от ископаемого топлива.

📆 Финансировать проект начали в 2022 году, и пока удалось создать вагончики, которые передвигаются с опорой на второй рельс без системы самобалансирования. Но в 2028 году обещают запустить вагончики без этого дополнительного колеса, а еще создать путевую машину, которая будет автоматически переносить их с одного рельса на другой.
Наконец-то полноценная рабочая неделя и подборка самого интересного в МашТехе за семь дней.

Про Китай.

▪️Китайцы говорят, что готовы сотрудничать с Россией в сфере авиации. Факты говорят об обратном.

▪️Хотя совместный проект разработки вертолета пока еще жив. По крайней мере так говорит Мантуров.

Про статистику.

▪️"КамАЗ" снова на первом месте по продажам грузовиков. Но вряд ли надолго.

▪️А вот производство процессоров и контроллеров в России снижается уже который год подряд. В том числе из-за балльной системы.

Про производство.

▪️В Удмуртии начали производить зарядные станции для электромобилей.

▪️А в Барнауле перезапустили производство станков, остановленное два года назад. Санкции отработали своё.

Про деньги.

▪️Минпромторг выделит деньги на цифровых двойников. А может и нет, но планы такие точно есть.

▪️Но если кто-то деньги выделяет, значит кто-то другой будет отбирать. Утильсбор на автомобили и технику собираются серьезно повысить.

▪️Но если где-то выделяют и отбирают, то где-то их "пилят". Руководству стартапа "Зетта" грозят сроки из-за выделенных Минпромторгом миллионов.

Про планы.

▪️В России на заводах планируется довести количество роботов почти до 100 тысяч к 2030 году. Но вряд ли получится.

▪️А вот планы по производству самолетов снова урезали и пересмотрели. Новая порция авиапессимизма вот тут.

Про мнения.

▪️Глава "Ростеха" дал большое интервью, в котором жаловался на западных партнеров, страх восточных перед санкциями, и на нерентабельность производства.

Про пульс.

▪️А еще мы запустили новый спецпроект, в котором будем держать руку на пульсе промышленности регионов. Начали с Тульской области.
📊 Производство экскаваторов в России за 2022-2023 годы снизилось относительно 2021-го на 60%. Во всяком случае об этом свидетельствует статистика BusinesStat. Разумеется, такое падение в 2022 году связано с введенными антироссийскими санкциями.

Часть предприятий была вынуждено сократить или полностью остановить производство из-за проблем, связанных с доступом к импортным комплектующим. Об остановке выпуска машин заявили и крупные международные корпорации, имеющие производственные площадки в России. В том числе:

🔹Hitachi Construction Machinery (завод в Тверской области);

🔹Komatsu (Ярославская область);

🔹Caterpillar (Ленинградская область).

Но к концу 2023 года ситуация начала постепенно выправляться. Решение о совместном производстве гусеничных гидравлических экскаваторов между МГ КРАНЭКС и Komatsu было принято в сентябре 2023-го, а первые машины были выпущены в 2024 году.

📈 В ноябре появилось решение о приобретении российских активов Caterpillar компанией "ПСК-новые решения". Реанимировали производство и другие отечественные компании. А значит есть все основания для того, чтобы в 2024 году статистика была значительно более позитивной.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Россия" стала чуть дальше.

🚢 Сверхмощный ледокол "Россия" ориентировочно построят к 2030 году, хотя раньше планировалось, что в эксплуатацию он будет введен в 2027 года. Новые сроки озвучил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров на совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Следующий ледокол "Якутия" планируем сдать в конце текущего года. Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год. Ну и, конечно, самый мощный ледокол, который сегодня строится на "Звезде", это единственный в своем роде в мире 120-мегаваттный ледокол "Россия", который должен быть тоже построен ориентировочно к 2030 году


О том, что стоимость строительства атомного ледокола "Россия" может вырасти на 60%, а сроки сдачи будут сдвинуты, стало известно еще в марте 2023 года.

Проблема возникла с поставками оборудования для энергоустановки и импортных комплектующих. Источники сообщали, что изменения придется вносить и в конструкцию ледокола из-за необходимости заменить импортное радиолокационное и навигационное оборудование.

📆 При этом в декабре 2023 года в гендиректор "Атомфлота" Леонид Ирлица заявлял, что строительство идет по графику. По тому самому графику, в котором спуск судна проекта 10510 на воду планируется на октябрь 2025 года, а подписание приемного акта — в декабре 2027 года. Готовность ледокола на начало декабря составляла 11,14%.

Ледоколы нужны для работы на Севморпути, но даже в случае соблюдения всех планов производства, ледокольного флота все равно не хватит для обеспечения ежегодного трафика в 200 млн тонн грузов.

🆘 Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков говорил, что к 2030 году требуются еще шесть ледоколов вдобавок к заложенным и запланированным. А значит, пока не поздно, следует обратиться за помощью к судостроителям Индии и Китая.
ОДК начнет выращивать ПД-35.

Объединенная двигателестроительная корпорация начнет выпускать крупногабаритные детали для авиадвигателей при помощи 3D-печати, а точнее методом прямого лазерного выращивания.

Выращивать будут в том числе детали для авиационного двигателя ПД-35. Для этого был создан цех с отечественным оборудованием, позволяющим производить детали диаметром до двух метров, высотой до одного метра, и весом до 400 кг.

С помощью нового оборудования в институте будет отработана научно-технологическая компетенция по аддитивным технологиям. Ее внедрение на предприятиях корпорации существенно повысит объемы производства деталей современных авиадвигателей для гражданской авиации


Как именно выращиваются детали с помощью лазера, мы вам уже показывали и рассказывали. Технология представляет из себя процесс послойного формирования заготовки путем постепенного наращивания объема металла при плавлении лазерным излучением порошкового материала, подаваемого инертным газом.

📊 Установка ИЛИСТ-XL позволяет производить изделия из жаропрочных никелевых и титановых сплавов, а крупногабаритные детали будут изготавливаться гибридным комплексом, состоящим из лазерной установки и пятикоординатного фрезерного станка.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В погоне за фотоникой.

🔒 В России появится программа развития фотоники до 2035 года, а Михаил Мишустин уже потребовал вывести нашу страну в топ-10 лидеров в этой области. Придется разбираться, что это такое и зачем нам всем это нужно.

Фотоника представляет собой аналог электроники, в которой вместо электронов используются кванты электромагнитного поля – фотоны. По сути это "электроника будущего", оптоволокно, лазерные системы, светодиоды и т.д. По оценке Мишустина, рынок этой техники – один из самых перспективных и уже сейчас его объем составляет $10 млрд.

Сейчас спрос на программы в фотонике только растет. Здесь очень важно объединить усилия промышленников, разработчиков, научного сообщества и - главное - локализовать всю технологическую цепочку производства. Только так мы сможем быть конкурентоспособными и на внутреннем рынке, и экспортировать свои технологии, и войти в десятку мировых лидеров


Передовая фотоника нужна и для развития беспилотного транспорта, космоса, аддитивных технологий и аппаратного обеспечения для исследований в области ИИ. И именно поэтому премьер поддержал подготовку программы развития фотоники до 2035 года:

Программа нужна. В принципе уже занимаемся. Но все это надо будет еще раз осмыслить, сделать лекала правильные. Посмотрим, в какую форму их (проекты) облечем


🔬При этом правительство поддержало ряд исследований в области этих технологий, включая производство линейки твердотельных лазеров, оптоволоконных систем для телекоммуникаций. В прошлом году был запущен проект по разработке технологий проектирования и изготовления фотонных интегральных схем. Субсидиями была поддержана работа по разработке волоконных, твердотельных лазеров, квантронов.

📊 Сейчас разработками в области фотоники в России занимаются Институт общей физики РАН, ИТМО, IRE-Polus и многие другие. И несмотря на то, что именно советские ученые создали первые лазеры, сейчас сильнее всего продвинулись в направлении фотоники американские, китайские, японские и европейские разработчики. А нам придется догонять.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В Нижнем Новгороде внезапно показали целую линейку новых российских автомобилей Volga. Ну как российских? Китайских Changan, но с российскими шильдиками (по крайней мере седан явно напоминает перелицованный Changan Raeton Plus).

Мишустин: «Руль пока китайский. Хочется, чтобы был российский. Это же не так сложно, как другие элементы. Нужно задавать себе вопрос: то что простое - вперед»

Производство собираются запустить уже в этом году, нам обещают бензиновые моторы мощностью 188 л.с. и 7-ступенчатую автоматическую коробку. Причем будет целых три модели: седан D-класса Volga С40 и кроссоверы Volga K30 (C-класса) и Volga K40 (D-класса ).