Про зависимость/независимость от западного ПО.
🖥️ В новом пакете санкций под запрет попали поставки и обновление САПР (средств автоматизированного проектирования), при этом на зарубежные решения в России приходится 15–20% рынка используемых лицензий. Отечественные предприятия продолжают пользоваться иностранным софтом, и продолжат делать это еще как минимум несколько лет, несмотря на ограничения.
В 2022–2023 годах крупные зарубежные вендоры покинули российский рынок, и госорганы вынуждены были приобретать отечественные решения - в 2022-м на них пришлось 93,39% закупок. Продолжился тренд и в 2023 году: выручка "Аскон" выросла на 47% до 5,6 млрд рублей, а у "Нанософта" на 41,8% до 3,5 млрд рублей. Но фактический прирост выручки российских разработчиков составил всего 15–20% и сам рынок не достиг показателей 2021 года, а пользователи продолжили работать на пиратском западном ПО.
⚙️ Та же Autodesk запретила российским компаниям использовать AutoCAD еще в марте, а официально приостановил свою работу в России еще в 2022 году. Однако, даже начиная разрабатывать новые проекты с российским ПО, предприятия продолжают использовать AutoCAD, системы от Siemens и Dassault Systèmes. Просто потому что им нужно обращаться к своим прежним наработкам. А для большинства использовать иностранный софт проще, удобнее и привычнее.
В 2022–2023 годах крупные зарубежные вендоры покинули российский рынок, и госорганы вынуждены были приобретать отечественные решения - в 2022-м на них пришлось 93,39% закупок. Продолжился тренд и в 2023 году: выручка "Аскон" выросла на 47% до 5,6 млрд рублей, а у "Нанософта" на 41,8% до 3,5 млрд рублей. Но фактический прирост выручки российских разработчиков составил всего 15–20% и сам рынок не достиг показателей 2021 года, а пользователи продолжили работать на пиратском западном ПО.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Для авиа и космической техники сделают аналог микросхем Intel.
💻 Расположенный в Зеленограде Научно-исследовательский институт молекулярной электроники (НИИМЭ) разработает аналог микросхем Intel за 365 млн рублей. Они предназначены для использования в бортовых цифровых вычислительных системах авиационной и космической техники.
Согласно условиям контракта, опубликованным на сайте Госзакупок, "разработка и освоение серийного производства микросхем базового матричного кристалла ёмкостью 10 миллионов базовых цифровых ячеек с встроенными СФ блоками ОЗУ, PLL, LVDS" будет разделена на три этапа:
◾️ на первом НИИМЭ получит 78,9 млн рублей;
◾️ на втором - 118,3 млн рублей;
◾️ на третьем - 167, 7 млн рублей.
Речь идет о разработке и изготовлении на отечественном производстве микросхемы базового матричного кристалла. Отечественных аналогов таких микросхем не существует, а ближайший зарубежный - ПЛИС 5CEFA9 от Intel (Altera).
🔄 Собственно говоря, в техническом задании прямо указано, что микросхемы будут использовать в качестве замены зарубежных ПЛИС семейства Cyclone V компании Intel.
Согласно условиям контракта, опубликованным на сайте Госзакупок, "разработка и освоение серийного производства микросхем базового матричного кристалла ёмкостью 10 миллионов базовых цифровых ячеек с встроенными СФ блоками ОЗУ, PLL, LVDS" будет разделена на три этапа:
Речь идет о разработке и изготовлении на отечественном производстве микросхемы базового матричного кристалла. Отечественных аналогов таких микросхем не существует, а ближайший зарубежный - ПЛИС 5CEFA9 от Intel (Altera).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Как бы выглядела спецтехника от известных марок автомобилей.
Дизайнеры явно скоро потеряют работу, потому что ИИ уже справляется значительно лучше. Хотя инженеры в итоге переделают такие концепты до неузнаваемости, чтобы они вписывались в реальность.
↔️ На первом фото, кстати, реальный трактор Lamborghini, который производится прямо сейчас. И как видно, по дизайну он очень сильно уступает творению нейросетей. Хотя для спецтехники это совсем не важно
Дизайнеры явно скоро потеряют работу, потому что ИИ уже справляется значительно лучше. Хотя инженеры в итоге переделают такие концепты до неузнаваемости, чтобы они вписывались в реальность.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Две двухдневные рабочие недели позади, подводим их новостные итоги. Про что мы писали в МашТехе.
Про недоработки.
▪️беспилотный "КамАЗ" едва не устроил ДТП на трассе М-11. Машины, а точнее прицепы, явно нуждаются в доработке.
Про деньги.
▪️триллион рублей из ФНБ потратят на различные проекты в 2024 году, в том числе на производство самолетов и льготный лизинг транспорта.
▪️миллиарды на технологии раздаст и Фонт НТИ. Их смогут получить проекты в беспилотии, робототехнике, микроэлектронике и прочих важных отраслях.
Про микроэлектронику.
▪️в России появятся полигоны для тестирования оборудования и материалов, необходимых в производстве микроэлектроники.
▪️а Минпромторг потратит 365 млн рублей на создание микросхем, чтобы заменить ими продукцию Intel в авиа и космической технике.
▪️но это не сравнится с тем, сколько на оборудование на производство чипов тратит Китай. Посчитали - прослезились.
Про кадры.
▪️Их дефицит никуда не исчез, а потому предприятиям приходится брать людей без опыта и тратить месяцы на их переобучение.
Про санкции.
▪️США выкатили очередной санкционный пакет, и в нем столько отечественных предприятий, что перечислить их все невозможно. Но мы попытались.
▪️запретили новым пакетом и использование промышленного ПО. Рассказываем, чем это грозит.
▪️и как запрет на обновление и использование САПР повлияет на отечественные предприятия.
Про роботизацию.
▪️предприятия все еще осторожно к ней относятся. Рассказываем, в чем проблема и как её можно решить.
▪️но все изменится (наверное), потому что правительство расширит программу развития станкоинструментальной промышленности и робототехники до нацпроекта.
Про электротранспорт.
▪️продажи электромобилей в России растут, и в топе есть отечественные машины. Ну или почти отечественные.
▪️при этом уже существующие электромобили постепенно переводят на бензин, обещая гибридные версии к 2026 году. В какую сторону прогресс едет?
Про попытки.
▪️"Роскосмос" во второй раз получил частоты для "Гонца" и создания мобильной спутниковой сети. В первый раз это ни к чему не привело.
Про недоработки.
▪️беспилотный "КамАЗ" едва не устроил ДТП на трассе М-11. Машины, а точнее прицепы, явно нуждаются в доработке.
Про деньги.
▪️триллион рублей из ФНБ потратят на различные проекты в 2024 году, в том числе на производство самолетов и льготный лизинг транспорта.
▪️миллиарды на технологии раздаст и Фонт НТИ. Их смогут получить проекты в беспилотии, робототехнике, микроэлектронике и прочих важных отраслях.
Про микроэлектронику.
▪️в России появятся полигоны для тестирования оборудования и материалов, необходимых в производстве микроэлектроники.
▪️а Минпромторг потратит 365 млн рублей на создание микросхем, чтобы заменить ими продукцию Intel в авиа и космической технике.
▪️но это не сравнится с тем, сколько на оборудование на производство чипов тратит Китай. Посчитали - прослезились.
Про кадры.
▪️Их дефицит никуда не исчез, а потому предприятиям приходится брать людей без опыта и тратить месяцы на их переобучение.
Про санкции.
▪️США выкатили очередной санкционный пакет, и в нем столько отечественных предприятий, что перечислить их все невозможно. Но мы попытались.
▪️запретили новым пакетом и использование промышленного ПО. Рассказываем, чем это грозит.
▪️и как запрет на обновление и использование САПР повлияет на отечественные предприятия.
Про роботизацию.
▪️предприятия все еще осторожно к ней относятся. Рассказываем, в чем проблема и как её можно решить.
▪️но все изменится (наверное), потому что правительство расширит программу развития станкоинструментальной промышленности и робототехники до нацпроекта.
Про электротранспорт.
▪️продажи электромобилей в России растут, и в топе есть отечественные машины. Ну или почти отечественные.
▪️при этом уже существующие электромобили постепенно переводят на бензин, обещая гибридные версии к 2026 году. В какую сторону прогресс едет?
Про попытки.
▪️"Роскосмос" во второй раз получил частоты для "Гонца" и создания мобильной спутниковой сети. В первый раз это ни к чему не привело.
Производители радиоэлектроники остались без субсидий.
💻 Новый глава Минпромторга Антон Алиханов озаботился эффективностью расходования средств, а потому министерство приостановило выдачу субсидий по направлению радиоэлектроники и проверяет эффективность использования ранее выделенных денег. Отложено было субсидирование проектов НТЦ "Модуль", "Аквариус", МЦСТ и других компаний.
Связывают беспокойства в министерстве с невыполнением получателями средств показателей госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" и отсутствием дополнительного финансирования. Так, один из производителей собирался получить в этом году 1,5 млрд рублей на проект, срок выполнения которого не превышает пяти лет, но Минпромторг перенес выдачу субсидии на следующий год.
О каких суммах идет речь?
💵 Всего в этом году поддержка в рамках нескольких госпрограмм в микроэлектронике может достичь 211 млрд рублей. Для сравнения, в 2023 году это было 147 млрд рублей, а в 2020-м - всего 30 млрд рублей.
Увы, из-за повышения ключевой ставки деньги довольно быстро закончились и банки перевели крупных производителей электроники на рыночные процентные ставки. В итоге ставки подросли с "льготных" 1-5% до 15-20% "на общих основаниях".
📆 В итоге в Минпромторге задумались над тем, чтобы направить на поддержку отечественных производителей часть денег от продажи "Яндекса" и Ozona. Пока этого не сделали, что может быть одной из причин приостановки выдачи субсидий.
Что говорят в Минпромторге.
💬 В министерстве опровергают приостановку выдачи субсидий. Более того, в пресс-службе уверяют, что прямо сейчас ведется очередной отбор по постановлению правительства 1252. Но проверки в Минпромторге всё же косвенно подтвердили и заявили, что вместе с количеством одобренных проектов увеличивается и количество проверок контролирующими органами, "так как каждая выданная государством субсидия должна быть обеспечена результатом, а расходование средств должно вестись эффективно".
Связывают беспокойства в министерстве с невыполнением получателями средств показателей госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" и отсутствием дополнительного финансирования. Так, один из производителей собирался получить в этом году 1,5 млрд рублей на проект, срок выполнения которого не превышает пяти лет, но Минпромторг перенес выдачу субсидии на следующий год.
О каких суммах идет речь?
Увы, из-за повышения ключевой ставки деньги довольно быстро закончились и банки перевели крупных производителей электроники на рыночные процентные ставки. В итоге ставки подросли с "льготных" 1-5% до 15-20% "на общих основаниях".
Что говорят в Минпромторге.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Система удаленного управления для кранов внедряется на промышленных площадках предприятия, в портах и на стройках. Для этого используется специальное оборудование и софт. Крановщики при этом трудятся в безопасных и комфортных условиях, что становится еще актуальнее в разгар горячего сезона.
После внедрения системы удаленного управления операторы переезжают на удобные эргономичные рабочие места в офис. При этом один крановщик может управлять несколькими кранами, а операционные затраты снижаются на 30%.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Промышленные роботы дешевеют, продажи растут.
🦾 В 2023 году мировые отгрузки промышленных роботов превысили 500 тыс штук. Продолжится рост и ближайшие пару лет, хотя темпы его будут не впечатляющими - в среднем на 3.7% в год. Говорится об этом в исследовании Interact Analysis.
Средняя стоимость промышленных роботов при этом снижается, что особенно заметно на фоне "пандемийного" скачка стоимости в 2021 году. И тренд на снижение продолжится в 2024-2028 годах - в среднем, на 3% в год. В первую очередь, происходит это благодаря китайским производителям. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится и наибольшая доля поставок:
◾️ там обеспечивают 62% мировой выручки;
◾️ на рынки Северной и Южной Америки приходится примерно 17% выручки;
◾️ еще 22% приходится на Европу, Ближний восток и Африку.
Аналитики отмечают, что промышленность США не спешит включаться в процессы реиндустриализации, несмотря на все попытки американских властей и господдержку. В первом квартале 2024 года продажи роботов в Северной Америке не просто остаются низкими, но еще и сокращаются на 6% год к году.
📊 Что касается применения роботов, то тут популярней всего погрузочно-разгрузочные работы, сварка и сборка. На эти работы приходится больше 70% выручки от реализации промышленных роботов в 2023 году. При этом "обработка" обеспечила примерно треть выручки. Увы, российским показателям до всей этой статистики еще очень далеко.
Средняя стоимость промышленных роботов при этом снижается, что особенно заметно на фоне "пандемийного" скачка стоимости в 2021 году. И тренд на снижение продолжится в 2024-2028 годах - в среднем, на 3% в год. В первую очередь, происходит это благодаря китайским производителям. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится и наибольшая доля поставок:
Аналитики отмечают, что промышленность США не спешит включаться в процессы реиндустриализации, несмотря на все попытки американских властей и господдержку. В первом квартале 2024 года продажи роботов в Северной Америке не просто остаются низкими, но еще и сокращаются на 6% год к году.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Российские активы Caterpillar стали армянскими.
⚙️ После того, как Владимир Путин одобрил продажу российских активов американской Caterpillar, они были переданы российскому ООО "ПСК - Новые решения", принадлежащему компании "Ромуальд". На тот момент она находилась в руках у экс-сотрудников "Сбербанка" Кирилла Полишкина и Яна Вейцмана.
Но с начала июня "ПСК - Новые решения" на 99% принадлежит фонду Balchug Capital армянского предпринимателя Давида Амаряна. Оставшейся долей в 1% владеет Артем Орусь. Таким образом Амаряну достался завод спецтехники ООО "Катерпиллар Тосно" в Ленобласти и московская лизинговая компания ООО "Катерпиллар Файненшнл".
🔧 Мы уже писали, что на предприятии осталось много нового оборудования, а значит на нем можно будет локализовать производство китайской техники. Но, скорее всего, покупателей интересовал лизинговый бизнес, а предприятие пришлось взять "в нагрузку".
Но с начала июня "ПСК - Новые решения" на 99% принадлежит фонду Balchug Capital армянского предпринимателя Давида Амаряна. Оставшейся долей в 1% владеет Артем Орусь. Таким образом Амаряну достался завод спецтехники ООО "Катерпиллар Тосно" в Ленобласти и московская лизинговая компания ООО "Катерпиллар Файненшнл".
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Глава "АвтоВАЗа" снова недоволен конкуренцией, кто-то делает дешевле.
🚗 Досталось от Максима Соколова российским предприятиям, которые посмели делать машины из китайских комплектующих дешевле и конкурентоспособней российских.
А потому, по мнению гендиректора "АвтоВАЗа", на меры господдержки должно рассчитывать его предприятие и те, кто выпускает высоколокализованную продукцию. Например, тульская площадка Haval. А вот продукцию "Автотора" и других предприятий он назвал скрытым импортом и предложил лишить доступа к госзакупкам такие машины, пожаловавшись на неравные конкурентные условия
💵 Но если действительно называть вещи своими именами, то неравные условия с помощью пошлин, утильсбора и господдержки создаются именно в пользу "АвтоВАЗа". В результате потребителям приходится покупать менее качественные и менее современные отечественные машины дороже, чем стоят автомобили более высокого класса в том же Китае. В реальной конкурентной борьбе у отечественной продукции просто нет шансов.
При этом сам "АвтоВАЗ" заняться переклеиванием шильдиков на китайских машинах не против. Еще год назад компания громко запускала выпуск Lada X-Cross 5, который на самом деле является кроссовером FAW. Тогда Максим Соколов был не против поддержки таких проектов и благодарил Минпромторг за оказанное содействие.
Во-первых, китайский рынок – это 30 миллионов автомобилей, именно на эту массу декомпозируется стоимость автокомпонентов, а наш – всего 500 тысяч. Понятно, что себестоимость одного и того же компонента, производимого на рынок 30 миллионов и 500 тысяч абсолютно разная.
Во-вторых, кредитная ставка в Китае – максимум 4%.
И, наконец, в-третьих, китайские компании не находятся под тем жестким санкционным давлением, в котором находится вся наша страна
А потому, по мнению гендиректора "АвтоВАЗа", на меры господдержки должно рассчитывать его предприятие и те, кто выпускает высоколокализованную продукцию. Например, тульская площадка Haval. А вот продукцию "Автотора" и других предприятий он назвал скрытым импортом и предложил лишить доступа к госзакупкам такие машины, пожаловавшись на неравные конкурентные условия
Мы видим в утвержденном к госзаказу перечне автомобилей модели Kaiyi, Citroen. Это российские автомобили? Наверное, не совсем. <...> В целом, я считаю, что неправильно считать любой произведенный на территории России автомобиль – даже если вы прикрутили здесь шильдик – отечественным.
При этом сам "АвтоВАЗ" заняться переклеиванием шильдиков на китайских машинах не против. Еще год назад компания громко запускала выпуск Lada X-Cross 5, который на самом деле является кроссовером FAW. Тогда Максим Соколов был не против поддержки таких проектов и благодарил Минпромторг за оказанное содействие.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM