МашТех – Telegram
МашТех
42.9K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Главная проблема российской промышленности — не санкции, а нехватка кадров.

Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков уверяет, что российская промышленность обладает инвестиционным ресурсом и технологическими компетенциями. Именно поэтому на ней слабо отразились введённые санкции и попытки западных стран отрезать РФ от мировых кооперационных цепочек и поставщиков. Но проблемы в отрасли есть, и связаны они с дефицитом кадров.

Данные Института Гайдара свидетельствуют о том, что дефицит кадров в промышленности побил рекорд 1996 года. Порядка 35% опрошенных предприятий заявили о недостатке сотрудников. Подтверждает дефицит кадров и исследование hh.ru. В одном только Петербурге открыты десятки тысяч вакансий, но рабочих все равно не хватает даже при зарплате 200 тысяч рублей.

При этом Минэкономразвития оценивает уровень безработицы в феврале и марте в 3,4%, и это рекордно низкий показатель за всю новейшую историю страны.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На полях форума "Металлобработка-2023" директор по закупкам "Группы ГАЗ" Сергей Кайстро поговорил с директором по работе с машиностроительными компаниями "Северстали" Георгием Аргуновым и рассказал о ситуации на рынке коммерческой техники.

Главное из заявлений Сергея Кайстро:

● развиваются линейки автомобилей "ГАЗ". Их разработка не останавливалась ни в этом, ни в прошлом году, несмотря на ситуацию;

● более надежно чувствует себя отрасль, где реализуются инфраструктурные проекты, где существуют программы, в том числе финансируемые государством;

● в сегменте автобусов в прошлом году снижение рынка составило порядка 7%, а уже в первом квартале этого года рост на 10%;

● в рынке тяжелых грузовиков спрос поддерживается за счет реализации крупных строительных проектов. В прошлом году серьезный рост показали продажи китайских грузовиков. И в первом квартале этого года самые популярные модели - китайские;

● в сегменте LCV (к этому сегменту относится Газель) потребителем является малый и средний бизнес, который пострадал больше всего. Падение рынка в 2022 году составило порядка 50%. И на сегодняшний день оно не восстанавливается;

● в связи с уходом западных брендов доля ГАЗа на рынке выросла до 60%.
Выпуск дизельных двигателей побил рекорд СССР.

В I квартале этого года объем ежемесячно выпускаемых модернизированных дизельных двигателей на 12% превысил показатели периода холодной войны. Входящее в концерн "Уралвагонзавод" предприятие достигло такого уровня впервые за его новейшую историю.

Как рассказал директор по особым поручениям "Уралвагонзавода" Игорь Мешков, помогла модернизация производства, техническое обновление и увеличившаяся на 30% за последний год численность коллектива.

За один только март этого года «ЧТЗ-УРАЛТРАК» открыл 600 новых вакансий, а в феврале искал 900 новых рабочих. Предприятие наняло станочников широкого профиля, фрезеровщиков, наладчиков станков с ЧПУ, токарей, кузнецов-штамповщиков.

Основная продукция ЧТЗ – дизельные двигатели мощностью до 1500 л. с. Они применяются как в гражданской, так и в спецтехнике. Но в первую очередь двигатели, производящиеся на предприятии, нужны для танков и самоходных артиллерийских установок, участвующих в СВО. Его изделиями оснащены танки Т-72, Т-90, Т-14, БМПТ "Терминатор", самоходки "Акация", "Мста-С", "Коалиция" и другие.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Новый российский самолет МС-21с отечественным двигателем ПД-14 проходит испытания на уровень шума на местности.

Испытания проходят в Жуковском, где ранее самолет уже проверили на способность выдерживать нагрузки при грубой посадке, то есть приземлении с превышением вертикальной скорости. В декабре на статичных испытаниях были реализованы случаи нагружения эксплуатационного уровня, максимального расчетного уровня, а также нагрузки до разрушения фюзеляжа (определение несущей способности).
Вагоны идут под откос.

В Ленобласти открыли крупнейший вагоноремонтный завод ГК "Новотранс" стоимостью 2,5 млрд рублей, который позволит увеличить объемы ремонта вагонов в два раза. Мощность предприятия — 80 отремонтированных вагонов в сутки. Балтийский вагоноремонтный завод будет каждый год осуществлять комплексное обслуживание 30 тысяч вагонов и 36 тысяч колесных пар.

Но на проектную мощность завод выйдет только к 2025–2026 гг., а пока обещания могут не сбыться. По данным обзора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился в I квартале 2023 г. на 16% из-за дефицита комплектующих. Такая ситуация наверняка отразится и на ремонтных заводах.

Сильнее всего в январе – марте просел выпуск инновационных вагонов с повышенной нагрузкой 25 т на ось. Их выпуск рухнул на 51% до чуть более 3000 единиц. А общий объем сокращения составил около 13 000 единиц.

Подтверждают ситуацию на рынке и в НП "Объединение производителей железнодорожной техники", хотя дают несколько иные данные. Как утверждается, выпуск грузовых вагонов сократился на 14,5% в годовом измерении, до 16 686 штук. Было выпущено

● 4317 полувагонов, что в 2,1 раза меньше объемов января-апреля 2022 года;

● 3608 платформ. И тут снижение в 1,7 раза;

● производство хопперов выросло в 2.1 раза и достигло 5046 единиц;

● позитивно дела обстоят и с цистернами - рост в 1.8 раза, до 2465 штук;

● а вот вагонов-самосвалов выпущено всего 106 единиц, паление составило 27%.

В результате ухода иностранных производителей образовался масштабный дефицит необходимых для выпуска инновационных вагонов комплектующих, а затем и полное их отсутствие на рынке.

Эта ситуация спровоцировала остановку выпуска новых вагонов и вывод уже произведённых из эксплуатации из-за невозможности проведения своевременного ремонта. В 2023 г. списание вагонов достигнет 30 000–32 000 единиц, что на 25–30% больше, чем в прошлом году.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Отечественные роботы пошли в поля, но это мизер в мире.

Российские агрохозяйства начали переходить на использование "умных" тракторов с системой автопилота на основе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot, которые производят на дочернем предприятии Сбера и Cognitive Technologies. За апрель-май было поставлено более 100 комплектов в 15 регионов.

Но если в России за несколько месяцев установили "более 100 систем", то весь мировой рынок беспилотных тракторов насчитывает порядка 44,8 тыс. единиц, а к 2025 году и вовсе вырастет до 61 тыс. шт. с динамикой роста около 25%. Российские цифры на фоне мировых не выглядят действительно серьезно.

При этом в отраслевой ассоциации уверяют, что по уровню разработки и использованию ИИ для пилотирования сельхозтехники Россия занимает лидирующие позиции в мире, что опять же слабо "бьется" с реальными цифрами. Так, например, первые 50 серийных тракторов с автопилотом от Сognitive Technologies отправились в поля лишь прошлым летом.

Сам автопилот представляет собой искусственный интеллект, объединяющий возможности компьютерного зрения и спутниковой навигации. Разработчики утверждают, что система позволяет:

● повысить производительность техники до 25%;

● экономить время и топливо до 7%;

● повысить урожайность до 10%;

● экономить удобрения и семена до 20% и 40% соответственно.

Комплекты устанавливаются в том числе и серийно на тракторы "Кировец". Цена системы для установки на тракторы других моделей – около 1 млн рублей. Впрочем, компания уже повышала стоимость своих разработок для РЖД, поэтому названная цифра может оказаться неактуальной.
"Москвич" раскрывает все новые и новые модели, но пока не может справиться с продажами уже существующих.

За четыре месяца текущего года продано всего 35 электрических "Москвичей 3е". Видимо, не все готовы платить 3,5 млн рублей за "отечественный" электромобиль с запасом хода 410 км. Во всяком случае, машина не интересна частным покупателям, при этом две тысячи электромобилей "Москвич" уже заказаны для таксопарков-партнеров "Яндекс. Такси".
Концепция-2030: много планов, много денег.

Правительство утвердило Концепцию технологического развития страны до 2030 года с объемом бюджетного и частного финансирования в 3 трлн рублей.

План предусматривает, что уже "к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий". К 2030 году в России планируют наладить производство микроэлектроники, высокоточных станков, робототехники, беспилотников, программного обеспечения, ускорителей и детекторов заряженных частиц.

Концепция предусматривает:

● рост внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45%;

● увеличение инновационной активности в промышленности и других областях в 2,3 раза;

● рост затрат на инновационную активность в 1,5 раза;

● рост объема инновационных товаров, работ и услуг в 1,9 раза;

● увеличение количества патентных заявок в 2,4 раза;

● увеличение количества предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, в 1,6 раза.

Теперь Минэкономразвития совместно с Минобрнауки должны будут разработать план первоочередных шагов. Реализация задач Концепции должна удвоить долю отечественных решений, увеличив ее почти до 75%.
Илон Маск чипирует людей.

Принадлежащей Илону Маску компании Neuralink разрешили проводить клинические испытания по вживлению чипов в мозг человека. Мозговой чип под названием Link должен помочь пациентам с тяжелой разновидностью паралича.

С его помощью человек сможет управлять внешними технологиями за счет одних лишь нейронных сигналов. И даже общаться с близкими, печатая текст на виртуальной клавиатуре силой мысли.

Но это все пока лишь теория, а чипы Neuralink до этого испытывали только на обезьянах. Тогда же с ними случился скандал - Министерство транспорта США заподозрило компанию в перевозке имплантов, зараженных опасными патогенами. Чипы, извлеченные из мозга обезьян, были неправильно упакованы на время перевозки.
Кадровый маневр с перемещением миллионов людей между регионами.

Согласно докладу Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, на рынке труда одновременно сформировалось два тренда: избыточная занятость и дефицит кадров. ЦМАКП предлагает решить эту проблему с помощью оргнабора - перераспределения кадров между регионами и секторами.

На предприятиях поддерживается искусственная занятость, что приводит к низкой производительности. А на производстве всё большую роль играют недостаточно квалифицированные кадры, что сказывается на качестве. Экономисты считают, что создание новых вакантных мест должно сопровождаться:

● комплексной модернизацией существующих рабочих мест;

● созданием гибкого рынка труда вплоть до «оргнабора»;

● введением современной системы профпереподготовки;

● развитием рынка жилья и среды для комфортной жизни.

То есть необходимо провести так называемый "отраслевой маневр" - переобучать и помогать с переездом примерно миллиону занятых в год в течение десяти лет. Придется вспомнить опыт СССР, когда людей массово привлекали для строительства БАМа и других крупных строек народного хозяйства.

При поддержке служб занятости люди и сейчас могут переехать на новое место, в том числе вместе с семьей. Человеку помогут подобрать вакансию, оплатят проезд, провоз багажа, выплатят суточные на время пути и единовременное пособие. Работодатель, привлекающий сотрудников из других регионов, тоже получает поддержку в размере от 225 тыс. рублей до 1 млн рублей на одного человека.

Вот только воспользовались такой возможность в прошлом году всего 7,5 тыс. безработных вместо необходимого миллиона.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Корпорация "Иркут" показала робота-укладчика композитного волокна, которого планируют использовать для серийного производства "чёрного" крыла лайнера МС-21. Обещают, что аппарат поможет выйти на ритмичный выпуск до 36 МС-21 в год.

Робот автоматически укладывает сухую углеродную ленту, которая послойно формирует будущую деталь самолета, а лазер разогревает и склеивает её слой за слоем. Непрерывность выкладки обеспечивается свернутой на бобине лентой длиной от 3000 до 3500 метров.

Пока это лишь опытный образец робота, запущенный в промышленную эксплуатацию в московской лаборатории компании "АэроКомпозит". Для того, чтобы обещание сбылось и аппарат начал делать крыло для МС-21, предстоит внедрить его в серийное производство.

Раньше такое оборудование закупалось за рубежом, но теперь, как уверяют разработчики, все ключевые элементы нового робота производятся в РФ. При этом на "руке" робота "кто-то" аккуратно прикрыл "что-то" белыми листами бумаги, а сам манипулятор напоминает продукцию немецкой компании Kuka. Совпадение.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зря вы не посещаете отраслевые выставки и форумы.

На одном из стендов Национального металлообрабатывающего форума NMF-2023 в Москве прочность конструкций и идеально обработанный металл шеста демонстрировала полуголая девушка.

В следующий раз, когда жена застукает вас в стриптиз-клубе, можете смело заявлять ей, что находитесь там по работе. Очень срочно нужно было проверить, не загнулась ли в стране индустрия металлобработки пилонов.
Хороший пример пиара не только отдельного предприятия, но и профессии.

Уральский Завод Металлоконструкций выпускает у себя на ютуб-канале "сериал", главную роль в котором исполняет Андрей Рожков из "Уральских пельменей". Для сериала выбрали простую и максимально понятную молодому поколению форму - тикток видео. В итоге серии собирают тысячи, а иногда и миллионы просмотров.
Систему оценки локализации и жизнь автопроизводителей снова усложнят.

Минпромторг хочет поменять систему оценки уровня локализации автомобилей. И это снова усложнит жизнь российским предприятиям, и так испытывающим проблемы из-за санкций. Изменения приведут к тому, что ни один производитель не будет соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок. Даже Lada после изменения системы рискует лишиться преференций и полной компенсации утильсбора.

Министерство хочет перераспределить баллы в рамках системы оценки локализации автомобилей от сварки, окраски и штамповки кузовных деталей машин в пользу автокомпонентов. По новым правилам оценка кузовных операций в расчете локализации резко снизится, а цениться станет использование отечественных комплектующих. При этом многие из них у нас в стране не производятся, а автопром и не планировал выпускать их на территории страны.

Например, сейчас обновленная Vesta набирает в совокупности 4500 баллов, а для полной компенсации утильсбора производителю сейчас нужны 2500 баллов. Новые правила отберут у Лады примерно 1700 баллов, что уже поставит модель "на грань".

В 2025–2026 годах для получения полной компенсации автомобиль должен будет набрать уже 3701 баллов, а значит условная Vesta точно выпадет из списка автомобилей, получающих преференции, если серьезно не увеличит количество "импортозамещенных" комплектующих. В 2027 году минимальная планка снова вырастет - до 4835 баллов, а в 2028 году и вовсе до 5400.

Изменениями правил Минпромторг пытается заставить производителей развивать компонентную отрасль, но пока есть все шансы на то, что отечественных комплектующих так и не появится, а машины просто будут лишаться баллов. Разумеется, автопроизводители переложат свои финансовые потери на плечи покупателей, сделав и так не самые дешевые машины еще дороже.
Промышленность жалуется на несварение.

Исследования hh.ru продолжают фиксировать острый дефицит кадров в промышленной сфере. На этот раз речь идет о сварщиках. По данным компании, российские работодатели с начала года открыли 37,2 тысячи вакансий для людей этой профессии – на 18 % больше по сравнению с прошлым годом.

Первое место по дефициту занимает Башкортостан - там открыто 5,4% от всех вакансий для сварщиков в России. Второе и третье места делят Челябинская и Свердловская области - по 5%. При этом больше всего в таких специалистах нуждаются:

● компании из строительной отрасли – 16% от всех вакансий;

● на металлургию, металлообработку приходится 12% вакансий;

● тяжелое машиностроение – 8%;

● столько же у производителей промышленного оборудования, техники, станков и комплектующих;

● автомобильный бизнес - 7%;

● 5% занимают услуги для бизнеса;

● добывающая отрасль - 3%.

И пусть строительная отрасль формально находится на первом месте, но суммарно именно промышленные направления демонстрируют действительно самый серьезный дефицит кадров.

Не помогают даже зарплаты в два раза выше средней по региону. Так, например, на Южном Урале диапазон предлагаемых зарплат составляет от 68 966 до 137 931 рубля. Зарплата мастеров в Тюмени и Омске доходит до 172 тыс. рублей.