Математические байки – Telegram
Математические байки
4.3K subscribers
1.44K photos
15 videos
27 files
914 links
Рассказы про разную математику.

Архив: http://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mathtabletalks/
Download Telegram
Поэтому для прямой иголки число пересечений это аддитивная функция от её длины L — то есть c*L для некоторой константы c (если считать, что расстояние D между линиями фиксировано).
А любую (гладкую) иголку можно разбить на много-много маленьких почти-прямых кусочков, и их будет столько же, сколько и для прямой иголки такой же длины — а значит, и матожидание будет таким же.
Итак, матожидание числа пересечений для кривой длины L равно c*L — где c от кривой не зависит. Осталось его найти.
Так вот, давайте возьмём в качестве кривой иглы — окружность диаметра, равного расстоянию между линиями!
Она всегда пересекает линии ровно в двух точках.
Значит, матожидание равно 2. Ну а длина этой кривой — L=πD. Отсюда c=2/(πD).
И тем самым уже для любой кривой длины L матожидание числа пересечений равно 2L/πD.
Всё!
Эта история, которую я узнал из лекции Ингрид Добеши (https://www.youtube.com/watch?v=Z19uz6Bol3I&feature=youtu.be&t=160 ) на ICM-2018 в Рио — не совсем про математику, а про её применение в искусстве.

Там было несколько сюжетов, но один из них — про холсты картин и преобразование Фурье. И мне кажется, это очень крутая история. (Я её пересказывал некоторое время назад, но в более узком кругу, и поскольку очень эту историю люблю — позволю себе повторить и тут.)
Картины пишут на холстах, на ткани (хорошо, не только — но забудем про все остальные варианты). Причём эту ткань обрабатывают свинцовыми белилами — чтобы она впитывала краску чуть менее сильно. А свинцовые белила (и потому и нити холста) хорошо видны на рентгене:
(Тут и позитив и негатив.)
Образуется периодическая структура. И несложно объяснить компьютеру, как искать её периоды, вертикальный и горизонтальный: через преобразование Фурье.
(Коллега комментирует, что можно научить компьютер считать частоту и ещё разными способами, а преобразование Фурье это скорее тот самый универсальный молоток, которым можно делать много что, в том числе и это; но раз в лекции Добеши Фурье, то я скажу "Фурье".)
Так вот, самое интересное.
Холст тех времён штука неидеальная, расстояния между нитями могут быть чуть больше или чуть меньше, угол может быть чуть больше или чуть меньше, и так далее. Можно раскрасить картину по таким характеристикам — и получить раскраски для горизонтальных нитей и для вертикальных:
Берём две картины, которые Ван Гог нарисовал примерно в одно и то же время. Смотрим на раскраску —
Он (как и многие художники) покупал холст в больших рулонах, а потом из рулона вырезал кусок для картины!
И все эти параметры, все эти раскраски оказываются "цифровыми отпечатками" рулонов холста.
То есть в руках у искусствоведов оказывается возможность выяснять, что две разные картины нарисованы на кусках холста, вырезанных из одного и того же большого рулона.
И раскраски приводят, например, вот к такому. Смотрим раз: