Математические байки – Telegram
Математические байки
4.3K subscribers
1.44K photos
15 videos
27 files
914 links
Рассказы про разную математику.

Архив: http://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mathtabletalks/
Download Telegram
И рассуждения у Витте очень наглядные; давайте я их набросаю для SL(3,Z). Идея состоит в том, чтобы рассматривать «параболические» подгруппы — вроде
(1 * *)
(0 1 *)
(0 0 1);
правда, если мы рассматриваем подгруппу индекса d, то мы получим не все такие элементы, но уж d-ю степень любого элемента мы точно там получим.
А подгруппа, как выше — это группа Гейзенберга: два элемента a и b,
(1 d 0)
(0 1 0)
(0 0 1)
и
(1 0 0)
(0 1 d)
(0 0 1),
у которых коммутатор даёт третий,
(1 0 d^2)
(0 1 0)
(0 0 1)
с ними коммутирующий. (И да, тут есть ассоциация с квантовой механикой, где коммутатор операторов координаты и импульса это умножение на константу iℏ.)
Математические байки
И рассуждения у Витте очень наглядные; давайте я их набросаю для SL(3,Z). Идея состоит в том, чтобы рассматривать «параболические» подгруппы — вроде (1 * *) (0 1 *) (0 0 1); правда, если мы рассматриваем подгруппу индекса d, то мы получим не все такие элементы…
После чего оказывается, что такое устроить на прямой можно. Но один из элементов a и b должен сдвигать точки прямой « гораздо сильнее », чем любая степень c. После чего — давайте возьмём 6 таких подгрупп в SL(3,Z), по одной для каждого порядка координат. И тот элемент, который играет роль a в одной из них, окажется играющим роль c в другой. После чего возникнет « круговая » цепочка неравенств, где каждый следующий по кругу элемент должен сдвигать точки на прямой сильнее (любой степени) предыдущего. А за 6 шагов мы вернёмся к исходной ситуации — вот и противоречие.
Математические байки
Эту неделю я в Institut Henri Poincaré, на воркшопе «Low Dimensional Actions»; и доклады первого дня были очень классные! Ну и я попробую воспользоваться этим, чтобы какие-то кусочки написать сюда. А ещё у IHP есть прямая трансляция — см. https://www.ihp.fr/en/live…
Но для рассуждения Витте нужны как раз вот такие «параболические» подгруппы. А что, если их в Г нет? Что, если Г — кокомпактная решётка в SL(3,R)?
Этот вопрос долго висел открытым, пока его не решили — тоже очень красивым и геометрическим рассуждением! — Бертран Деруан и Себастьян Хуртадо. И это всего несколько лет назад, в 2020-м:
см. Bertrand Deroin, Sebastian Hurtado, Non left-orderability of lattices in higher rank semi-simple Lie groups.
(Помню, как смотрел онлайн один из первых докладов Бертрана об этом — с ощущением «вау, они это сделали! а как???»)

Вот про это — на доске доклада Катрин галочка и строчки
1994 Witte Morris
2020 Deroin, Hurtado
напротив dim=1.

А следующие строчки,
«dim>=2 open» и «Open Q[uestion]:<…>»,
это то, что мотивировало меня написать этот пересказ. Потому что — даже для двумерной сферы не известно конечно-порождённых групп Г без элементов конечного порядка, про которые можно было бы сказать, что «вот эта группа на сфере точно не действует».
(Хотя, конечно, философия гипотезы Циммера подсказывает, что решётки в группах Ли большого ранга должны бы быть такими.)
Вот.
Вчера я писал про сложные вещи — давайте сегодня, для баланса, про чуть более простые. А именно — я хочу порекламировать отличную лекцию, которую Владлен Тиморин недавно прочёл для Кроссворда Тьюринга (вот её анонс, комментарии после лекции со ссылками на материалы, и запись на YouTube).

Вопрос для затравки: вот есть теорема Бояйи—Гервина. Она утверждает, что если даны два многоугольника одинаковой площади, то один из них можно разрезать на части и передвинуть их так, что получится второй.
А что, если части разрешается только параллельно переносить, но не поворачивать? Например, можно ли превратить такими операциями правильный треугольник вершиной вверх в равный ему правильный треугольник вершиной вниз? А повернуть квадрат на 30 градусов?
Окончание лекции Владлена было посвящено внешним бильярдам. Определяются они так: пусть на плоскости задана выпуклая фигура P. Зададим отображение F в её дополнении так: чтобы найти F(x), проведём из точки x (правую) касательную к P, после чего отразим x симметрично относительно точки касания.

Стандартный вопрос теории динамических систем — что можно сказать о таком отображении, о его итерациях? В частности, как могут быть устроены его периодические точки?

Рассмотрим частный случай, когда P это выпуклый многоугольник — соответствующая динамическая система называется полигональным внешним бильярдом. Тогда плоскость делится на области, в которых внешняя касательная касается многоугольника в конкретной его вершине — и в ограничении на каждую такую область отображение F это центральная симметрия вокруг соответствующей вершины. А вторая итерация, F^2, состоит в разрезании области на части и применении на каждой из них какого-то параллельного переноса (композиция двух центральных симметрий). То есть получается отображение, чем-то похожее на перекладывание отрезков.

Если взять в качестве области P правильный треугольник, квадрат или шестиугольник, то оказывается, что все точки плоскости периодичны — на третьей из картинок иллюстрация для случая единичного квадрата; траектории всех точек из той же «клеточки» (с такими же целыми частями абсциссы и ординаты) замкнутся, пройдя по такому же пути.

(Впрочем, если говорить совсем аккуратно, надо ещё оговорить, что есть точки, где отображение F не определено — лежащие на продолжениях сторон; именно они и их прообразы разделяют идущие по-разному траектории.)
А что будет для других правильных многоугольников? Вообще-то, было бы логично, чтобы случаи n=3,4,6 оказались исключением. Потому что в этих-то случаях вектора, соединяющие различные вершины, все принадлежат некоторой решётке — и каждая вторая итерация обязана только на вектора из такой решётки смещаться, так что варианты для неё дискретны. А отсюда до периодичности уже недалеко: достаточно не убежать на бесконечность.

Но для других-то правильных многоугольников всё не так, множество в принципе возможных векторов сдвига (за много итераций) тут уже всюду плотное (а вовсе не дискретное)…

Скриншот выше — из записок обзорной лекции Р. Шварца (R. Schwartz, Survey Lecture on Billiards, ICM-2022).
Математические байки
А что будет для других правильных многоугольников? Вообще-то, было бы логично, чтобы случаи n=3,4,6 оказались исключением. Потому что в этих-то случаях вектора, соединяющие различные вершины, все принадлежат некоторой решётке — и каждая вторая итерация обязана…
Этот отрывок у Шварца начинается с результата Табачникова — я его процитирую чуть-чуть по-другому:

Теорема (С. Табачников): Для внешнего бильярда, заданного вне правильного пятиугольника, существуют непериодические траектории. Более того, хаусдорфова размерность множества непериодических траекторий равна log(6)/ log(\sqrt{5} +2).

(Скриншот из статьи: С. Л. Табачников, “Внешние биллиарды”, УМН, 48:6(294) (1993), 75–102)
Ещё два скриншота из статьи Табачникова. Если пересказывать — отображение внешнего бильярда для правильного пятиугольника в некоторых областях на плоскости оказывается периодичным. Но между ними возникает «паутина» непериодических траекторий.
И объяснение тут — это своего рода «самоподобие» получающейся динамики. А именно — для простоты отождествим точки плоскости, отличающиеся на поворот на 2π/5, сохраняющий исходный правильный пятиугольник. Посмотрим на аккуратно выбранную область, четырёхугольник OKNM; с точностью до этого отождествления она просто переходит в себя. Посмотрим, как перекладываются её кусочки — как работает соответствующее отображение T. Вертикальный треугольник OKL поворачивается (поворотом вокруг U) в горизонтальный RMO, а тупоугольный MLN возвращается (поворотом вокруг V) обратно, в NRK.

(Скриншоты из той же статьи: С. Л. Табачников, “Внешние биллиарды”, УМН, 48:6(294) (1993), 75–102)
И если такое отображение T на OKNM применить несколько раз — то в его кусочках за несколько применений появляется опять такое же отображение T, с точностью до гомотетии!
(Точнее, на одном треугольнике нужно сделать 7 шагов, на другом 3, но это уже детали…)

Отсюда и следует самоподобие (и вообще непустота) множества непериодических траекторий — ведь можно такое увеличение применять «до бесконечности».


И к этому относится абзац из Шварца:

Theorem 6.4 is proved by establishing that the first return map to a certain triangular region T in the plane is a renormalizable polygon exchange map. In this case, this means that the first return map to some smaller triangle T’⊂T is conjugate, via a similarity, to the first return map to T.
Это очень красиво — но для того, чтобы такое доказательство работало, нужно некоторое чудо, возможность ренормализации. Шварц дальше пишет про самоподобные структуры при для конкретного числа сторон (8,10,12) — но совершенно неясно, как что-то такое делать в общем случае (ну и, продолжая его цитировать, «I think that the cases n = 9, 11 are not understood at all.»).
И в обзоре ICM-2022 Шварц формулирует гипотезу, что ни при каких n, кроме 3,4,6, внешний бильярд, заданный вовне правильного n-угольника, периодичным не будет.

Так вот — завершающий аккорд лекции Владлена был рассказом о том, как доказывается совсем свежая их теорема, которая решает этот вопрос при всех n, кроме делящихся на 4. Я тут процитирую аннотацию их препринта — она, кажется, исчерпывающая:
Euclidean dual billiard outside a regular N-gon or 2N-gon, for N>3 odd, has aperiodic points.

Alexei Kanel-Belov, Philipp Rukhovich, Vladlen Timorin, Valery Zgurskii, Aperiodic points for dual billiards, arXiv:2311.09643.

И да, вопрос про разрезания многоугольников, с которого я начал этот пересказ, к их теореме имеет прямое отношение. 🙂
Математические байки
Можно?
Давайте я дам ответ — и объясню, почему он именно такой.

Треугольник «перевернуть» разрезаниями и перекладываниями нельзя. Как обычно, чтобы доказать, что что-то сделать нельзя, нужно придумать какой-то инвариант. Давайте посмотрим у многоугольника на длины его горизонтальных сторон. Сложим их со знаком: с плюсом, если внутренняя часть многоугольника лежит сверху от стороны, и с минусом, если снизу. Наконец, если у нас есть несколько многоугольников — сложим такие суммы длин для них для всех. Обозначим такую величину для набора F фигур через J_{гор.}(F).
Утверждение: получающаяся величина сохраняется как при параллельном переносе, так и при разрезании многоугольника на части.
Доказательство. Первое очевидно, а при проведении горизонтального разреза он даёт равный вклад с плюсом и с минусом — и потому сумма не изменяется.

Так что сумма J_{гор.}(F) — инвариант. И этот инвариант разный для треугольников вершинами вверх и вниз — он как раз отличается знаком.

Естественно, можно брать не только горизонтальные стороны, а стороны любого фиксированного направления L. Так что получается целый набор таких инвариантов Хадвигера J_L(F) — которые можно объединить в один, но векторный (со значениями в функциях из направлений в числа, не равных нулю лишь в конечном числе значений).
Математические байки
Давайте я дам ответ — и объясню, почему он именно такой. Треугольник «перевернуть» разрезаниями и перекладываниями нельзя. Как обычно, чтобы доказать, что что-то сделать нельзя, нужно придумать какой-то инвариант. Давайте посмотрим у многоугольника на длины…
А вот у квадрата, как бы он ни был расположен, инвариант Хадвигера нулевой. Так что, как минимум, препятствий к тому, чтобы его повернуть на какой-нибудь угол, нет.

Так вот — это и впрямь можно сделать. А именно — давайте сначала посмотрим на переформулировку теоремы Пифагора: если на катетах и гипотенузе прямоугольного треугольника построить по квадрату, то сумма площадей меньших квадратов равна площади большего. И это можно доказать, разрезая меньшие квадраты, передвигая части и собрав из них больший, и не используя повороты!
После чего — можно разрезать большой квадрат на два маленьких, и собрать из них обратно большой, но уже повёрнутый: см. иллюстрацию.

(image credit: Yves Coudène, Un triangle et une énigme, Images de Mathématiques.)

И это — частный случай теоремы Хадвигера—Глюра, утверждающей, что площадь S(F) и набор инвариантов Хадвигера J_L(F) это и есть полный инвариант для операций разрезания и параллельного сдвига частей.
https://youtu.be/QNznD9hMEh0

большое видеоинтервью Саймонса