В 2019 году Россия увеличила экспорт продукции АПК в Бангладеш до 542 млн долл., что на 37% больше аналогичного периода 2018 года. Основной позицией российских поставок в эту страну является пшеница, отгрузки которой выросли на 43% до 525 млн долл. Также Россия продает зернобобовые, в том числе сушеный горох (11 млн долл.), чечевицу (1 млн долл.) и сушеный нут (197 тыс. долл.).
Кроме того, Бангладеш импортирует из России семена масличных культур: горчицы (3,3 млн долл.), льна (716 тыс. долл.) и рапса (496 тыс. долл.). Поставки российского подсолнечного масла, которое республика закупает с 2013 года, в текущем году показали 12-кратный рост, увеличившись до 725 тыс. долл.
В 2016-2017 годах Бангладеш входил в топ-3 крупнейших импортеров российской пшеницы, однако по итогам 2018 года опустился на шестое место на фоне роста российских отгрузок в другие страны. В прошлом году благодаря наращиванию закупок злака Бангладеш вновь вошел в тройку лидеров с долей около 8%. Также южноазиатская страна находится в пятерке крупнейших покупателей российских зернобобовых культур.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», помимо зерновых Россия имеет потенциал роста экспорта бобовых культур, ключевыми поставщиками которых в Бангладеш в настоящее время являются Канада и Австралия. Кроме того, перспективным направлением российского экспорта в республику является поставка растительных масел.
Население Бангладеш составляет 165 млн человек. По данным Всемирного банка, примерно половина работающего населения Бангладеш трудоустроена в сельском хозяйстве. Несмотря на это, страна импортирует продукции АПК на сумму 9 млрд долл. (данные за 2018 год). В том числе Бангладеш входит в десятку крупнейших мировых импортеров пшеницы: по оценке FAS USDA, в сезоне 2019/20 страна закупит за рубежом 6 млн тонн злака. Традиционно основной зерновой культурой в стране является рис, однако с ростом доходов все большую популярность завоевывают продукты из пшеничной муки. С 2008 года внутреннее потребление пшеницы в стране удвоилось.
Кроме того, Бангладеш импортирует из России семена масличных культур: горчицы (3,3 млн долл.), льна (716 тыс. долл.) и рапса (496 тыс. долл.). Поставки российского подсолнечного масла, которое республика закупает с 2013 года, в текущем году показали 12-кратный рост, увеличившись до 725 тыс. долл.
В 2016-2017 годах Бангладеш входил в топ-3 крупнейших импортеров российской пшеницы, однако по итогам 2018 года опустился на шестое место на фоне роста российских отгрузок в другие страны. В прошлом году благодаря наращиванию закупок злака Бангладеш вновь вошел в тройку лидеров с долей около 8%. Также южноазиатская страна находится в пятерке крупнейших покупателей российских зернобобовых культур.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», помимо зерновых Россия имеет потенциал роста экспорта бобовых культур, ключевыми поставщиками которых в Бангладеш в настоящее время являются Канада и Австралия. Кроме того, перспективным направлением российского экспорта в республику является поставка растительных масел.
Население Бангладеш составляет 165 млн человек. По данным Всемирного банка, примерно половина работающего населения Бангладеш трудоустроена в сельском хозяйстве. Несмотря на это, страна импортирует продукции АПК на сумму 9 млрд долл. (данные за 2018 год). В том числе Бангладеш входит в десятку крупнейших мировых импортеров пшеницы: по оценке FAS USDA, в сезоне 2019/20 страна закупит за рубежом 6 млн тонн злака. Традиционно основной зерновой культурой в стране является рис, однако с ростом доходов все большую популярность завоевывают продукты из пшеничной муки. С 2008 года внутреннее потребление пшеницы в стране удвоилось.
Главное таможенное управление (ГТУ) КНР вынесло на обсуждение проект нового «Положения об управлении регистрацией зарубежных предприятий по производству продуктов питания». Проект документа вызвал много вопросов среди российских экспортеров. Федеральный центр «Агроэкспорт» проанализировал содержание документа и выяснил, какие именно изменения могут произойти в случае его вступления в силу.
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений стало появление возможности проверки при помощи видеонаблюдения при аттестации зарубежных предприятий. Каким образом предполагается проводить видеонаблюдения, в тексте не разъясняется. Однако необходимо отметить, что подписанные с китайской стороной протоколы о взаимных поставках требований по обеспечению видеонаблюдения не содержат, поэтому оно не может стать обязательным на уже открытых рынках. Новый пункт может быть включен только во вновь подписываемые протоколы, изменения в уже действующие протоколы, в соответствии с их текстом, могут вноситься только «по письменному согласию сторон».
«Возможное введение видео-фиксации, напугавшее производителей, в нынешнем виде является скорее дополнительной мерой к выездным инспекциям и не может применяться ко всем экспортерам в обязательном порядке. При проведении аттестации и сейчас проводится видео- и фотосъемка производства», - прокомментировал заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Сергей Оганов.
В предложенном для обсуждения проекте также содержится требование, чтобы аттестованные для поставок предприятия указывали регистрационный номер, название и адрес «на минимальной продажной упаковке». Российские экспортеры опасаются, что такое требование обяжет производителей внести изменения в макеты упаковки, которые зачастую уже зарегистрированы в ГТУ КНР. Однако и по существующим правилам экспортеры в Китай обязаны на упаковке помимо описания продукта указывать страну происхождения, регистрационный номер производителя, его контакты. Таким образом, каких-либо значительных изменений к оформлению упаковки не предполагается и, судя по всему, китайская сторона стремится лишь конкретизировать требования, чтобы избежать их неоднозначного толкования.
Также обеспокоенность вызвал пункт о регистрации зарубежных предприятий, желающих экспортировать пищевую продукцию в Китай, в ГТУ КНР. При этом в действующих протоколах также предусмотрено, что производители должны быть зарегистрированы и «находиться под контролем» ГТУ.
Вынесенный на обсуждение проект определяет в 5 лет предельный срок действия сертификата, полученного по итогам проверки предприятия. В действующей версии положения указано, что «регистрация должна действовать в течение четырех лет». Таким образом, по сравнению с нынешними правилами срок действия сертификата для экспорта в Китай предполагается увеличить.
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений стало появление возможности проверки при помощи видеонаблюдения при аттестации зарубежных предприятий. Каким образом предполагается проводить видеонаблюдения, в тексте не разъясняется. Однако необходимо отметить, что подписанные с китайской стороной протоколы о взаимных поставках требований по обеспечению видеонаблюдения не содержат, поэтому оно не может стать обязательным на уже открытых рынках. Новый пункт может быть включен только во вновь подписываемые протоколы, изменения в уже действующие протоколы, в соответствии с их текстом, могут вноситься только «по письменному согласию сторон».
«Возможное введение видео-фиксации, напугавшее производителей, в нынешнем виде является скорее дополнительной мерой к выездным инспекциям и не может применяться ко всем экспортерам в обязательном порядке. При проведении аттестации и сейчас проводится видео- и фотосъемка производства», - прокомментировал заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Сергей Оганов.
В предложенном для обсуждения проекте также содержится требование, чтобы аттестованные для поставок предприятия указывали регистрационный номер, название и адрес «на минимальной продажной упаковке». Российские экспортеры опасаются, что такое требование обяжет производителей внести изменения в макеты упаковки, которые зачастую уже зарегистрированы в ГТУ КНР. Однако и по существующим правилам экспортеры в Китай обязаны на упаковке помимо описания продукта указывать страну происхождения, регистрационный номер производителя, его контакты. Таким образом, каких-либо значительных изменений к оформлению упаковки не предполагается и, судя по всему, китайская сторона стремится лишь конкретизировать требования, чтобы избежать их неоднозначного толкования.
Также обеспокоенность вызвал пункт о регистрации зарубежных предприятий, желающих экспортировать пищевую продукцию в Китай, в ГТУ КНР. При этом в действующих протоколах также предусмотрено, что производители должны быть зарегистрированы и «находиться под контролем» ГТУ.
Вынесенный на обсуждение проект определяет в 5 лет предельный срок действия сертификата, полученного по итогам проверки предприятия. В действующей версии положения указано, что «регистрация должна действовать в течение четырех лет». Таким образом, по сравнению с нынешними правилами срок действия сертификата для экспорта в Китай предполагается увеличить.
В январе 2020 года в ряде европейских стран зафиксированы вспышки гриппа птиц. По данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), в начале месяца вирус был подтвержден на предприятии в Польше, специализирующемся на производстве индейки, уничтожено свыше 65 тыс. птиц. 10 января появилась информация о выявлении заболевания на птицефабрике на западе Словакии. Несколько дней спустя о вспышке сообщила Венгрия.
Всего, по данным МЭБ, с 1 по 24 января в Европе зафиксировано 26 очагов гриппа птиц H5N8 в семи странах: среди дикой птицы – в Германии и Польше, среди домашней – в Польше, Словакии, Венгрии, Чехии, Румынии, Украине. В последней вирус был обнаружен 18 января на предприятии «Хутор» в Винницкой области, где содержалось более 100 тыс. голов. Еще 25 очагов среди домашней птицы зарегистрировано на Тайване и в Индии и два – в ЮАР, среди дикой птицы – три случая в КНР. Если в декабре совокупные потери (погибшая и уничтоженная птица) в действующих очагах в мире оценивались в 98 тыс. птиц, то с 1 по 24 января – в 419 тыс. птиц.
Грипп птиц – вирусное заболевание птиц, относится к особо опасным, так как не поддается лечению, приводит к массовому заболеванию, большой смертности и значительному экономическому ущербу. Чтобы предотвратить занесение вируса, государства, как правило, ограничивают поставки мяса птицы и яиц из стран или регионов, где он зафиксирован.
Из-за выявления H5N8 на Украине Евросоюз 23 января приостановил импорт из этой страны мяса и мясной продукции из птицы, ограничения также ввели Белоруссия и Молдавия. За последние годы Украина стала одним из крупнейших поставщиков мяса бройлеров в Евросоюз. В 2018 году она экспортировала 329 тыс. тонн мяса птицы и субпродуктов на сумму 506 млн долл., почти половина этого объема (234 млн долл.) пришлась на страны Евросоюза.
ОАЭ, входящие в топ-10 мировых импортеров мяса птицы, запретили его ввоз из Венгрии и Словакии. Временный запрет на поставки из Польши ввели Филиппины, в ближайшее время возможен ввод ограничений на отгрузки польского мяса птицы в КНР. В 2018 году Польша экспортировала мяса и субпродуктов домашней птицы на сумму 2,8 млрд долл. и входила в тройку крупнейших глобальных экспортеров этого вида мяса. Совокупно в 2018 году страны Евросоюза отгрузили за рубеж 5,3 млн тонн стоимостью 11,9 млрд долл. (44% стоимостного объема мирового экспорта).
Объемы, выпадающие на рынках стран-импортеров в результате вводимых из-за гриппа птиц ограничений, кто-то должен будет восполнить, пояснил «Агроэкспорту» заместитель гендиректора по техническому регулированию группы компаний «Дамате» Константин Карамышев. «Конечно, потенциально есть возможность, что и российские экспортеры смогут занять освободившиеся ниши», – уверен Карамышев. Это касается в том числе рынков Китая, ОАЭ, Филиппин. При этом страны-экспортеры, которых затронул грипп птиц, будут стараться перенаправить экспортные объемы на те рынки, которые не введут ограничения. «Например, это страны Африки. И России придется с этими объемами конкурировать», – указал Карамышев.
С другой стороны, высоки риски возникновения гриппа птиц и в России, акцентирует Карамышев. «Распространение вируса сейчас идет очень активно, и ни одна страна в мире не застрахована от его заноса, какая бы у нее ни была биозащита», – обратил внимание эксперт.
Угроза появления гриппа птиц в России очень высока, соглашается президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Сейчас нас могут спасти только холода. Но через пару месяцев начнется весенняя миграция птиц, и бассейн Черного и Азовского морей и далее вся европейская часть Российской Федерации окажутся в зоне риска. Когда мы говорим об экспортном потенциале, всегда это нужно иметь в виду», – подчеркнул он.
В России действующих очагов гриппа птиц на текущий момент не зарегистрировано. По данным Россельхознадзора, последний раз заболевание выявлялось в начале 2019 года в Ростовской области на двух площадках «Урсдона» (входит в группу «Евродон»).
Всего, по данным МЭБ, с 1 по 24 января в Европе зафиксировано 26 очагов гриппа птиц H5N8 в семи странах: среди дикой птицы – в Германии и Польше, среди домашней – в Польше, Словакии, Венгрии, Чехии, Румынии, Украине. В последней вирус был обнаружен 18 января на предприятии «Хутор» в Винницкой области, где содержалось более 100 тыс. голов. Еще 25 очагов среди домашней птицы зарегистрировано на Тайване и в Индии и два – в ЮАР, среди дикой птицы – три случая в КНР. Если в декабре совокупные потери (погибшая и уничтоженная птица) в действующих очагах в мире оценивались в 98 тыс. птиц, то с 1 по 24 января – в 419 тыс. птиц.
Грипп птиц – вирусное заболевание птиц, относится к особо опасным, так как не поддается лечению, приводит к массовому заболеванию, большой смертности и значительному экономическому ущербу. Чтобы предотвратить занесение вируса, государства, как правило, ограничивают поставки мяса птицы и яиц из стран или регионов, где он зафиксирован.
Из-за выявления H5N8 на Украине Евросоюз 23 января приостановил импорт из этой страны мяса и мясной продукции из птицы, ограничения также ввели Белоруссия и Молдавия. За последние годы Украина стала одним из крупнейших поставщиков мяса бройлеров в Евросоюз. В 2018 году она экспортировала 329 тыс. тонн мяса птицы и субпродуктов на сумму 506 млн долл., почти половина этого объема (234 млн долл.) пришлась на страны Евросоюза.
ОАЭ, входящие в топ-10 мировых импортеров мяса птицы, запретили его ввоз из Венгрии и Словакии. Временный запрет на поставки из Польши ввели Филиппины, в ближайшее время возможен ввод ограничений на отгрузки польского мяса птицы в КНР. В 2018 году Польша экспортировала мяса и субпродуктов домашней птицы на сумму 2,8 млрд долл. и входила в тройку крупнейших глобальных экспортеров этого вида мяса. Совокупно в 2018 году страны Евросоюза отгрузили за рубеж 5,3 млн тонн стоимостью 11,9 млрд долл. (44% стоимостного объема мирового экспорта).
Объемы, выпадающие на рынках стран-импортеров в результате вводимых из-за гриппа птиц ограничений, кто-то должен будет восполнить, пояснил «Агроэкспорту» заместитель гендиректора по техническому регулированию группы компаний «Дамате» Константин Карамышев. «Конечно, потенциально есть возможность, что и российские экспортеры смогут занять освободившиеся ниши», – уверен Карамышев. Это касается в том числе рынков Китая, ОАЭ, Филиппин. При этом страны-экспортеры, которых затронул грипп птиц, будут стараться перенаправить экспортные объемы на те рынки, которые не введут ограничения. «Например, это страны Африки. И России придется с этими объемами конкурировать», – указал Карамышев.
С другой стороны, высоки риски возникновения гриппа птиц и в России, акцентирует Карамышев. «Распространение вируса сейчас идет очень активно, и ни одна страна в мире не застрахована от его заноса, какая бы у нее ни была биозащита», – обратил внимание эксперт.
Угроза появления гриппа птиц в России очень высока, соглашается президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Сейчас нас могут спасти только холода. Но через пару месяцев начнется весенняя миграция птиц, и бассейн Черного и Азовского морей и далее вся европейская часть Российской Федерации окажутся в зоне риска. Когда мы говорим об экспортном потенциале, всегда это нужно иметь в виду», – подчеркнул он.
В России действующих очагов гриппа птиц на текущий момент не зарегистрировано. По данным Россельхознадзора, последний раз заболевание выявлялось в начале 2019 года в Ростовской области на двух площадках «Урсдона» (входит в группу «Евродон»).
Об итогах 2019 года для зерновой отрасли, перспективах экспорта в текущем году, потребностях в инфраструктуре и новых технологиях в эксклюзивном интервью для Федерального центра «Агроэкспорт» рассказал исполнительный директор Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
По его оценке, прогноз экспорта зерна на вторую половину сезона - 20 млн тонн. В аналогичном периоде прошлого сезона экспортировали 14,5 млн тонн. Таким образом, ожидаемый рост составит 37,9%. В целом по сезону 2019/20 экспорт ожидается на уровне 45 млн тонн.
В 2020 году в России начнется широкомасштабная реализация Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса. Союз планирует активно участвовать в ее мероприятиях, чтобы обеспечить достижение ключевых показателей экспорта.
Среди ключевых задач Эдуард Зернин назвал развитие экспортной товаропроводящей инфраструктуры, активное участие в процессе открытия новых и закрепление позиций на традиционных рынках сбыта, особенно в странах Азии, Африки и Ближнего Востока.
Текст интервью читайте на нашем сайте http://aemcx.ru/print_news.php?id=70
По его оценке, прогноз экспорта зерна на вторую половину сезона - 20 млн тонн. В аналогичном периоде прошлого сезона экспортировали 14,5 млн тонн. Таким образом, ожидаемый рост составит 37,9%. В целом по сезону 2019/20 экспорт ожидается на уровне 45 млн тонн.
В 2020 году в России начнется широкомасштабная реализация Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса. Союз планирует активно участвовать в ее мероприятиях, чтобы обеспечить достижение ключевых показателей экспорта.
Среди ключевых задач Эдуард Зернин назвал развитие экспортной товаропроводящей инфраструктуры, активное участие в процессе открытия новых и закрепление позиций на традиционных рынках сбыта, особенно в странах Азии, Африки и Ближнего Востока.
Текст интервью читайте на нашем сайте http://aemcx.ru/print_news.php?id=70
Российский экспорт продукции АПК в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в 2019 году увеличился на 12% до 244 млн долл. Основной экспортной позицией является пшеница, отгрузки которой по сравнению с 2018 годом выросли на 8,1% до 150 млн долл., в результате чего в списке покупателей российской пшеницы ОАЭ вышли на 8-е место. На второй позиции в структуре экспорта – шоколадные кондитерские изделия, их продажи увеличились на 27% до 31 млн долл. (7-е место среди стран-импортеров).
Вывоз зернобобовых культур из России в ОАЭ показал рост на 48% до 14 млн долл. Основные экспортные позиции в этой категории – чечевица (7,7 млн долл., +60% к 2018) и горох (5,1 млн долл., +24%).
Российский экспорт куриных яиц в ОАЭ, начавшийся в 2017 году, по итогам прошлого года составил 8,3 млн долл., 4,9 млн долл. – экспорт мяса и субпродуктов птицы. Отгрузки подсолнечного масла выросли вдвое до 5,2 млн долл., а также впервые в прошлом году начались поставки маргарина.
По данным ФАО, площадь сельхозземель ОАЭ составляет 389 тыс. га при численности населения около 10 млн человек, внутреннее сельхозпроизводство обеспечивает лишь 2% потребностей государства в зерне, 14% – молочных продуктах, 21% – фруктах и овощах, 26% – мясе. В среднем более 80% потребляемых в стране продуктов питания импортируется.
Кроме того, ОАЭ является третьим по объему реэкспорта хабом (после Гонконга и Сингапура), что делает его важным транзитным пунктом для налаживания поставок в другие ближневосточные страны. Ключевыми факторами развития международной торговли являются выгодное местоположение государства, развитая логистическая инфраструктура, а также отсутствие таможенных пошлин на импорт и реэкспорт основных товаров АПК. Около 80% товарооборота приходится на Дубай, в котором расположен самый большой порт на Ближнем Востоке (Джебель-Али), а также в городе действует более 20 свободных экономических зон.
В 2018 году импорт продукции АПК в ОАЭ оценивался в 18 млрд долл., а экспорт – в 13 млрд долл. Основные потоки шли в Ирак (1,9 млрд долл.), Саудовскую Аравию (1,6 млрд долл.), Иран (1,5 млрд долл.), Оман (1,2 млрд долл.).
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциалом роста поставок в ОАЭ из России обладают мясо птицы, говядина и баранина, произведенные по стандарту «халяль», а также зерновые, зернобобовые и рыба.
В Дубае ежегодно проходит одна из крупнейших в мире выставок продуктов питания и напитков Gulfood, которая собирает более 5 тыс. участников из 120 стран и свыше 100 тыс. посетителей. В этом году Gulfood пройдет с 16 по 20 февраля и в ней примут участие 49 российских компаний.
Вывоз зернобобовых культур из России в ОАЭ показал рост на 48% до 14 млн долл. Основные экспортные позиции в этой категории – чечевица (7,7 млн долл., +60% к 2018) и горох (5,1 млн долл., +24%).
Российский экспорт куриных яиц в ОАЭ, начавшийся в 2017 году, по итогам прошлого года составил 8,3 млн долл., 4,9 млн долл. – экспорт мяса и субпродуктов птицы. Отгрузки подсолнечного масла выросли вдвое до 5,2 млн долл., а также впервые в прошлом году начались поставки маргарина.
По данным ФАО, площадь сельхозземель ОАЭ составляет 389 тыс. га при численности населения около 10 млн человек, внутреннее сельхозпроизводство обеспечивает лишь 2% потребностей государства в зерне, 14% – молочных продуктах, 21% – фруктах и овощах, 26% – мясе. В среднем более 80% потребляемых в стране продуктов питания импортируется.
Кроме того, ОАЭ является третьим по объему реэкспорта хабом (после Гонконга и Сингапура), что делает его важным транзитным пунктом для налаживания поставок в другие ближневосточные страны. Ключевыми факторами развития международной торговли являются выгодное местоположение государства, развитая логистическая инфраструктура, а также отсутствие таможенных пошлин на импорт и реэкспорт основных товаров АПК. Около 80% товарооборота приходится на Дубай, в котором расположен самый большой порт на Ближнем Востоке (Джебель-Али), а также в городе действует более 20 свободных экономических зон.
В 2018 году импорт продукции АПК в ОАЭ оценивался в 18 млрд долл., а экспорт – в 13 млрд долл. Основные потоки шли в Ирак (1,9 млрд долл.), Саудовскую Аравию (1,6 млрд долл.), Иран (1,5 млрд долл.), Оман (1,2 млрд долл.).
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциалом роста поставок в ОАЭ из России обладают мясо птицы, говядина и баранина, произведенные по стандарту «халяль», а также зерновые, зернобобовые и рыба.
В Дубае ежегодно проходит одна из крупнейших в мире выставок продуктов питания и напитков Gulfood, которая собирает более 5 тыс. участников из 120 стран и свыше 100 тыс. посетителей. В этом году Gulfood пройдет с 16 по 20 февраля и в ней примут участие 49 российских компаний.
Россельхознадзор достиг принципиальной договоренности об экспорте российского сухого молока в КНР, сообщил замглавы ведомства Константин Савенков. По его словам, с китайскими коллегами проведен ряд встреч и «согласован в принципе подход по внесению изменений в протокол, который был подписан два года назад в Китае, чтобы добавить туда и сухую молочную продукцию». Савенков выразил надежду, что в ближайшее время изменения в протокол будут внесены.
В настоящее время экспорт российской молочной продукции в КНР открыт для сегмента B2C-продуктов. Протокол о поставках молочной продукции на китайский рынок был подписан в ноябре 2018 года, в соответствии с ним российские производители могут экспортировать в КНР коровье, козье и овечье молоко и продукцию из него, за исключением сухого молока, сухих сливок и сыворотки. Право на экспорт имеют 34 производителя молочной продукции, еще 49 – мороженого. По итогам 2019 года Россия экспортировала в Китай 480 тонн молочной продукции на сумму 919 тыс. долл.
В сегменте B2B-продуктов – сухого молока и сыворотки Китай пока остается для России закрытым, в то время как именно эти молочные товары являются наиболее перспективными для поставок в КНР. В первую очередь – сухая сыворотка, молочные пермеаты, концентраты сывороточных белков, рассказал «Агроэкспорту» гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов. «По сыворотке российские компании могут быть очень конкурентоспособны на китайском рынке и имеют возможность поставлять существенные объемы, которые исчисляются десятками тысяч тонн», – уверен он.
По словам Белова, у ряда российских производителей уже есть предварительные договоренности о продаже сыворотки с китайской стороной. «Поэтому если поставки будут открыты, то их старт – это вопрос нескольких месяцев. А полностью «развернуться» российские производители смогут в течение 1-1,5 лет», – спрогнозировал гендиректор «Союзмолоко». Что касается экспорта в КНР сухого цельного и обезжиренного молока, то в ближайшие годы России будет сложно конкурировать в этом сегменте, признает Белов. «В России пока высокая себестоимость сухого молока из-за высокой стоимости сырья, – пояснил Белов. – Хотя стратегически, в течение 3-5 лет, мы вполне можем выйти и на этот рынок».
КНР является крупнейшим в мире импортером сыворотки, в 2018 году страна ее ввезла в объеме 555 тыс. тонн на сумму 622 млн долл. Также Китай является ведущим импортером сухого молока (801 тыс. тонн стоимостью 2,4 млрд долл.).
В настоящее время экспорт российской молочной продукции в КНР открыт для сегмента B2C-продуктов. Протокол о поставках молочной продукции на китайский рынок был подписан в ноябре 2018 года, в соответствии с ним российские производители могут экспортировать в КНР коровье, козье и овечье молоко и продукцию из него, за исключением сухого молока, сухих сливок и сыворотки. Право на экспорт имеют 34 производителя молочной продукции, еще 49 – мороженого. По итогам 2019 года Россия экспортировала в Китай 480 тонн молочной продукции на сумму 919 тыс. долл.
В сегменте B2B-продуктов – сухого молока и сыворотки Китай пока остается для России закрытым, в то время как именно эти молочные товары являются наиболее перспективными для поставок в КНР. В первую очередь – сухая сыворотка, молочные пермеаты, концентраты сывороточных белков, рассказал «Агроэкспорту» гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов. «По сыворотке российские компании могут быть очень конкурентоспособны на китайском рынке и имеют возможность поставлять существенные объемы, которые исчисляются десятками тысяч тонн», – уверен он.
По словам Белова, у ряда российских производителей уже есть предварительные договоренности о продаже сыворотки с китайской стороной. «Поэтому если поставки будут открыты, то их старт – это вопрос нескольких месяцев. А полностью «развернуться» российские производители смогут в течение 1-1,5 лет», – спрогнозировал гендиректор «Союзмолоко». Что касается экспорта в КНР сухого цельного и обезжиренного молока, то в ближайшие годы России будет сложно конкурировать в этом сегменте, признает Белов. «В России пока высокая себестоимость сухого молока из-за высокой стоимости сырья, – пояснил Белов. – Хотя стратегически, в течение 3-5 лет, мы вполне можем выйти и на этот рынок».
КНР является крупнейшим в мире импортером сыворотки, в 2018 году страна ее ввезла в объеме 555 тыс. тонн на сумму 622 млн долл. Также Китай является ведущим импортером сухого молока (801 тыс. тонн стоимостью 2,4 млрд долл.).
В 2019 году группа «Дамате» отправила на экспорт 1,4 тыс. тонн продукции из мяса индейки, увеличив экспортные поставки более чем в два раза по отношению к 2018. Ассортимент, реализуемый компанией за рубежом, включает в себя анатомические части индейки, такие как голень, крыло, филе бедра, филе грудки, а также полуфабрикаты из мяса индейки.
Наибольший объем поставок пришелся на Китай – более 700 тонн. В начале 2019 года «Дамате» вошла в список первых российских компаний, получивших разрешение на экспорт продукции из мяса птицы в Китай, и начала продажи в эту страну. Ассортимент включает привычные для российского потребителя голень, крыло. «Традиционно в Китае отдают предпочтение красному мясу птицы, поэтому крылья индейки, которые не так популярны в России, пользуются стабильным спросом на китайском рынке. В том числе такие продукты, как гузка и кисть крыла», – пояснила «Агроэкспорту» заместитель гендиректора по маркетингу УК «Дамате» Дарья Лащенко.
Еще 250 тонн продукции группа поставила в прошлом году в ОАЭ, весь объем поставок пришелся на филе грудки индейки. Также, по словам Лащенко, в стране есть спрос на филе бедра индейки. Она напомнила, что основным требованием ближневосточных стран является соответствие международному стандарту халяль, что «Дамате» неоднократно подтверждала аудитами.
В этом году компания планирует увеличить объемы экспортных продаж и отправить за рубеж мяса индейки на сумму 25 млн долл. «В 2020 году «Дамате» начнет поставлять за рубеж субпродукты индейки, что значительно увеличит объем экспорта. Кроме того, мы продолжим поставки анатомических частей, расширим их ассортимент. Например, начнем отправлять в Китай филе бедра», – рассказала Лащенко. Основным сдерживающим фактором развития экспортного потенциала она назвала отсутствие регионализации в России. Из-за этого российская продукция закрыта по эпизоотической обстановке на ряде перспективных рынков, в том числе на тех, где уже подтвердила свое высокое качество, сетует Лащенко.
Группа «Дамате» – крупнейший производитель индейки в России (бренд «Индилайт»). Также холдинг реализует проекты в молочном животноводстве, переработке молока, производстве баранины. Экспортное направление «Дамате» развивает с 2015 года. Согласно собственным данным, группа имеет разрешения на экспорт продукции в страны Евросоюза, ЕАЭС и еще в 18 стран мира, среди которых Гонконг, страны Африки и Ближнего Востока.
Наибольший объем поставок пришелся на Китай – более 700 тонн. В начале 2019 года «Дамате» вошла в список первых российских компаний, получивших разрешение на экспорт продукции из мяса птицы в Китай, и начала продажи в эту страну. Ассортимент включает привычные для российского потребителя голень, крыло. «Традиционно в Китае отдают предпочтение красному мясу птицы, поэтому крылья индейки, которые не так популярны в России, пользуются стабильным спросом на китайском рынке. В том числе такие продукты, как гузка и кисть крыла», – пояснила «Агроэкспорту» заместитель гендиректора по маркетингу УК «Дамате» Дарья Лащенко.
Еще 250 тонн продукции группа поставила в прошлом году в ОАЭ, весь объем поставок пришелся на филе грудки индейки. Также, по словам Лащенко, в стране есть спрос на филе бедра индейки. Она напомнила, что основным требованием ближневосточных стран является соответствие международному стандарту халяль, что «Дамате» неоднократно подтверждала аудитами.
В этом году компания планирует увеличить объемы экспортных продаж и отправить за рубеж мяса индейки на сумму 25 млн долл. «В 2020 году «Дамате» начнет поставлять за рубеж субпродукты индейки, что значительно увеличит объем экспорта. Кроме того, мы продолжим поставки анатомических частей, расширим их ассортимент. Например, начнем отправлять в Китай филе бедра», – рассказала Лащенко. Основным сдерживающим фактором развития экспортного потенциала она назвала отсутствие регионализации в России. Из-за этого российская продукция закрыта по эпизоотической обстановке на ряде перспективных рынков, в том числе на тех, где уже подтвердила свое высокое качество, сетует Лащенко.
Группа «Дамате» – крупнейший производитель индейки в России (бренд «Индилайт»). Также холдинг реализует проекты в молочном животноводстве, переработке молока, производстве баранины. Экспортное направление «Дамате» развивает с 2015 года. Согласно собственным данным, группа имеет разрешения на экспорт продукции в страны Евросоюза, ЕАЭС и еще в 18 стран мира, среди которых Гонконг, страны Африки и Ближнего Востока.
Китай опубликовал список из 37 российских компаний, имеющих право поставлять растительный шрот в республику. Разрешения на экспорт получили основные российские производители, в том числе «Юг Руси», «Содружество», «Эфко», «Русагро», «Благо», «Астон», «Бунге» и др.
Протоколы, позволяющие начать экспорт из любого российского региона подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов, были подписаны с КНР еще 5 июня 2019 года. Однако, несмотря на высокую заинтересованность поставщиков и покупателей, в 2019 году отгрузки шрота так и не начались из-за отсутствия аккредитации китайской стороной российских компаний.
Поставки могут начаться в ближайшие месяцы, подтвердил «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. По его словам, наиболее высокий экспортный потенциал имеет подсолнечный шрот, однако и рапсовый, и соевый также обладают экспортными возможностями. «Доля рапсового шрота в потреблении ниже, однако и здесь российские производители рассчитывают наладить поставки. Что касается соевого шрота, то Россия планирует поставлять преимущественно пищевой – так называемый "белый лепесток"», – добавил Мальцев.
По оценке FAS USDA, внутреннее потребление шротов и жмыхов в Китае составляет около 90 млн тонн в год. В 2018 году Китай закупил за рубежом 1,7 млн тонн шротов и жмыхов на сумму 543 млн долл. Основным продавцом подсолнечного шрота являлась Украина, рапсового — Канада, соевого – Дания. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт» наибольшие перспективы роста импорта в КНР у подсолнечного шрота. Среднегодовые темпы роста объемов в натуральном выражении до 2024 года составят 2,7% в год.
Экспорт масел и семечки растет
В 2019 году поставки масложировой продукции из России в Китай увеличились на 61% до 591 млн долл. Положительная динамика наблюдалась по всем основным видам продукции, в результате чего Китай занял первое место среди всех стран-покупателей. При этом доля КНР в общем объеме российских поставок по итогам прошлого года выросла с 12% до 15%.
Наибольшая часть отгружаемой масложировой продукции в Китай по-прежнему приходится на подсолнечное масло, экспорт которого в стоимостном выражении по сравнению с 2018 годом увеличился на 74% до 273 млн долл., а в физическом – почти вдвое до 390 тыс. тонн.
Вторым по значимости продуктом масложировой отрасли, экспортируемым из России в Китай, по итогам прошлого года стало рапсовое масло. Его отгрузки составили 217 тыс. тонн на сумму 170 млн долл., что в 2,5 раза больше объема 2018. В результате КНР вышла в лидеры среди импортеров российского рапсового масла, оттеснив на второе место Норвегию. В 2019 году на азиатскую страну пришлась треть всех отгрузок этого товара из России.
Поставки соевого масла в физическом объеме в 2019 году выросли на 7,2% до 213 тыс. тонн, однако в стоимостном рост оказался ниже и составил 0,5% до 143 млн долл. за счет снижения средней цены реализации до 668 долл./тонна против 713 долл./тонна годом ранее. Как и в случае с рапсовым маслом, Китай является крупнейшим покупателем, на который приходится более трети поставок.
Закупки семян подсолнечника показали десятикратный прирост, до 22 млн долл., экспорт семян льна увеличился в 2,9 раза до 81 млн долл. В то же время на фоне роста отгрузок рапсового и соевого масел экспорт семян рапса и соевых бобов снизился на 15% – до 209 млн долл. и 52 млн долл. соответственно. «Сократив вывоз сырья и одновременно нарастив продажи переработанной продукции, Россия увеличивает добавленную стоимость экспорта», – напомнил Мальцев. К настоящему времени семена подсолнечника и соевые бобы в Китай могут ввозиться со всей территории России, семена рапса – из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Экспортный потенциал не исчерпан
Согласно предварительным данным Росстата, в 2019 году валовой сбор подсолнечника в России вырос на 18%, достигнув рекордных 15,1 млн тонн. Урожай соевых бобов увеличился на 7,9% до 4,3 млн тонн, семян рапса – на 3,6% до 2,1 млн тонн. По прогнозу Минсельхоза России, в 2020 году урожай масличных культур в России как минимум повторит рекорд предыдущего года.
Протоколы, позволяющие начать экспорт из любого российского региона подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов, были подписаны с КНР еще 5 июня 2019 года. Однако, несмотря на высокую заинтересованность поставщиков и покупателей, в 2019 году отгрузки шрота так и не начались из-за отсутствия аккредитации китайской стороной российских компаний.
Поставки могут начаться в ближайшие месяцы, подтвердил «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. По его словам, наиболее высокий экспортный потенциал имеет подсолнечный шрот, однако и рапсовый, и соевый также обладают экспортными возможностями. «Доля рапсового шрота в потреблении ниже, однако и здесь российские производители рассчитывают наладить поставки. Что касается соевого шрота, то Россия планирует поставлять преимущественно пищевой – так называемый "белый лепесток"», – добавил Мальцев.
По оценке FAS USDA, внутреннее потребление шротов и жмыхов в Китае составляет около 90 млн тонн в год. В 2018 году Китай закупил за рубежом 1,7 млн тонн шротов и жмыхов на сумму 543 млн долл. Основным продавцом подсолнечного шрота являлась Украина, рапсового — Канада, соевого – Дания. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт» наибольшие перспективы роста импорта в КНР у подсолнечного шрота. Среднегодовые темпы роста объемов в натуральном выражении до 2024 года составят 2,7% в год.
Экспорт масел и семечки растет
В 2019 году поставки масложировой продукции из России в Китай увеличились на 61% до 591 млн долл. Положительная динамика наблюдалась по всем основным видам продукции, в результате чего Китай занял первое место среди всех стран-покупателей. При этом доля КНР в общем объеме российских поставок по итогам прошлого года выросла с 12% до 15%.
Наибольшая часть отгружаемой масложировой продукции в Китай по-прежнему приходится на подсолнечное масло, экспорт которого в стоимостном выражении по сравнению с 2018 годом увеличился на 74% до 273 млн долл., а в физическом – почти вдвое до 390 тыс. тонн.
Вторым по значимости продуктом масложировой отрасли, экспортируемым из России в Китай, по итогам прошлого года стало рапсовое масло. Его отгрузки составили 217 тыс. тонн на сумму 170 млн долл., что в 2,5 раза больше объема 2018. В результате КНР вышла в лидеры среди импортеров российского рапсового масла, оттеснив на второе место Норвегию. В 2019 году на азиатскую страну пришлась треть всех отгрузок этого товара из России.
Поставки соевого масла в физическом объеме в 2019 году выросли на 7,2% до 213 тыс. тонн, однако в стоимостном рост оказался ниже и составил 0,5% до 143 млн долл. за счет снижения средней цены реализации до 668 долл./тонна против 713 долл./тонна годом ранее. Как и в случае с рапсовым маслом, Китай является крупнейшим покупателем, на который приходится более трети поставок.
Закупки семян подсолнечника показали десятикратный прирост, до 22 млн долл., экспорт семян льна увеличился в 2,9 раза до 81 млн долл. В то же время на фоне роста отгрузок рапсового и соевого масел экспорт семян рапса и соевых бобов снизился на 15% – до 209 млн долл. и 52 млн долл. соответственно. «Сократив вывоз сырья и одновременно нарастив продажи переработанной продукции, Россия увеличивает добавленную стоимость экспорта», – напомнил Мальцев. К настоящему времени семена подсолнечника и соевые бобы в Китай могут ввозиться со всей территории России, семена рапса – из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Экспортный потенциал не исчерпан
Согласно предварительным данным Росстата, в 2019 году валовой сбор подсолнечника в России вырос на 18%, достигнув рекордных 15,1 млн тонн. Урожай соевых бобов увеличился на 7,9% до 4,3 млн тонн, семян рапса – на 3,6% до 2,1 млн тонн. По прогнозу Минсельхоза России, в 2020 году урожай масличных культур в России как минимум повторит рекорд предыдущего года.
Российские компании столкнулись с серьезным вызовом – им необходимо перестроить бизнес-процессы для развития экспорта. В том числе требуется повысить эффективность, чтобы успешно конкурировать на зарубежных рынках. О том, сколько компаний готово к поставкам за рубеж, об экспортных перспективах для мясной отрасли и росте цен на мясо в Китае «Агроэкспорту» рассказал президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев.
- Как Вы оцениваете итоги года для российского экспорта?
- Я думаю, год получился прорывным — не столько в объеме, сколько в качестве. Это объясняется тем, что 2019 год по сравнению с предыдущими стал годом реализации тех подготовительных мероприятий, которые разрабатывались за два-три года до этого. Пошла реальная работа по программе поддержки и развития сельхозэкспорта, был создан Федеральный центр «Агроэкспорт», который сразу запустил несколько полезных инициатив. Было несколько успешных выставок как внутри страны, так и за рубежом. Самое главное - у нас открылись новые рынки. Они открылись для разных групп продуктов и в разных географических направлениях. Безусловно, большой отдачи мы пока в деньгах и объемах не получили, поскольку отгрузки, в основном, начались во второй половине года. Но открылся такой важнейший рынок, как Китай, что привлекло большое внимание российских потенциальных экспортеров и даже наших конкурентов.
- Каковы Ваши ожидания от российского экспорта в 2020 году?
- Я ожидаю резкого увеличения объемов и стоимости экспорта, по крайней мере, по мясной группе. Думаю, что по мясу птицы, говядине мы увидим значительный рост по сравнению с 2019 годом. Как минимум в два раза, причем в деньгах особенно. Тот же самый Китай, Ближний Восток - Россия будет продавать на эти рынки больше продукции в объеме и в более широком и дорогом ассортименте. Единственный риск – это неурожай, который может снизить объем экспорта зерновых и масличных и продуктов их переработки, а также приподнять себестоимость животноводческой продукции, сделав ее чуть менее конкурентоспособной.
Полный текст интервью читайте на нашем сайте: http://www.aemcx.ru/print_news.php?id=75
- Как Вы оцениваете итоги года для российского экспорта?
- Я думаю, год получился прорывным — не столько в объеме, сколько в качестве. Это объясняется тем, что 2019 год по сравнению с предыдущими стал годом реализации тех подготовительных мероприятий, которые разрабатывались за два-три года до этого. Пошла реальная работа по программе поддержки и развития сельхозэкспорта, был создан Федеральный центр «Агроэкспорт», который сразу запустил несколько полезных инициатив. Было несколько успешных выставок как внутри страны, так и за рубежом. Самое главное - у нас открылись новые рынки. Они открылись для разных групп продуктов и в разных географических направлениях. Безусловно, большой отдачи мы пока в деньгах и объемах не получили, поскольку отгрузки, в основном, начались во второй половине года. Но открылся такой важнейший рынок, как Китай, что привлекло большое внимание российских потенциальных экспортеров и даже наших конкурентов.
- Каковы Ваши ожидания от российского экспорта в 2020 году?
- Я ожидаю резкого увеличения объемов и стоимости экспорта, по крайней мере, по мясной группе. Думаю, что по мясу птицы, говядине мы увидим значительный рост по сравнению с 2019 годом. Как минимум в два раза, причем в деньгах особенно. Тот же самый Китай, Ближний Восток - Россия будет продавать на эти рынки больше продукции в объеме и в более широком и дорогом ассортименте. Единственный риск – это неурожай, который может снизить объем экспорта зерновых и масличных и продуктов их переработки, а также приподнять себестоимость животноводческой продукции, сделав ее чуть менее конкурентоспособной.
Полный текст интервью читайте на нашем сайте: http://www.aemcx.ru/print_news.php?id=75
Российский экспорт продукции АПК в Пакистан в прошлом году увеличился на 71% до 86 млн долл. Рост произошел благодаря поставкам зернобобовых, которые за год прибавили 82% до 84 млн долл. В результате среди покупателей российских зернобобовых культур страна вышла на первое место, сместив Турцию. За 2016-2019 годы отгрузки зернобобовых в Пакистан в физическом объеме выросли в 4,6 раза до 278 тыс. тонн.
Основными культурами, закупаемыми исламской республикой в России, являются нут, ввоз которого увеличился вдвое до 51 млн долл., горох (+38% до 28 млн долл.) и чечевица (в 4 раза до 4,5 млн долл.). Кроме того, в 2019 году Пакистан начал импортировать из России сорго (386 тонн стоимостью 67 тыс. долл.) и картофельные хлопья (42 тонны на 46 тыс. долл.).
Пакистан входит в тройку крупнейших мировых импортеров зернобобовых, причем в последние годы импортный спрос на них внутри страны имеет тенденцию к росту на фоне сокращения внутреннего производства. Еще два десятилетия назад Пакистан полностью обеспечивал внутренние потребности в зернобобовых. В настоящее время государство производит около 500 тыс. тонн (нут, чечевица, фасоль), а еще до 1 млн тонн закупает за рубежом.
По данным ООН, Пакистан находится на шестом месте в мире по численности населения (208 млн человек в 2017 году), а его прирост - 2,4% в год - является самым высоким в Южной Азии. Более 40% населения заняты в сельском хозяйстве, основными культивируемыми культурами являются пшеница, хлопок, рис, кукуруза и сахарный тростник. При этом Пакистан импортирует многие агропродовольственные товары, среди которых соевые бобы и соевое масло, семена рапса, молочные продукты и молочная сыворотка, кукуруза, маргарин.
В 2018 году Пакистан закупил продукции АПК на сумму 6,1 млрд долл., крупнейшими поставщиками являлись Индонезия с долей 25%, США (13%), Малайзия (10%).
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», Россия имеет возможность дальнейшего значительного увеличения экспорта зернобобовых и зерновых в эту страну. Кроме того, высокий экспортный потенциал имеют соевое масло, соевые бобы и сахар.
Основными культурами, закупаемыми исламской республикой в России, являются нут, ввоз которого увеличился вдвое до 51 млн долл., горох (+38% до 28 млн долл.) и чечевица (в 4 раза до 4,5 млн долл.). Кроме того, в 2019 году Пакистан начал импортировать из России сорго (386 тонн стоимостью 67 тыс. долл.) и картофельные хлопья (42 тонны на 46 тыс. долл.).
Пакистан входит в тройку крупнейших мировых импортеров зернобобовых, причем в последние годы импортный спрос на них внутри страны имеет тенденцию к росту на фоне сокращения внутреннего производства. Еще два десятилетия назад Пакистан полностью обеспечивал внутренние потребности в зернобобовых. В настоящее время государство производит около 500 тыс. тонн (нут, чечевица, фасоль), а еще до 1 млн тонн закупает за рубежом.
По данным ООН, Пакистан находится на шестом месте в мире по численности населения (208 млн человек в 2017 году), а его прирост - 2,4% в год - является самым высоким в Южной Азии. Более 40% населения заняты в сельском хозяйстве, основными культивируемыми культурами являются пшеница, хлопок, рис, кукуруза и сахарный тростник. При этом Пакистан импортирует многие агропродовольственные товары, среди которых соевые бобы и соевое масло, семена рапса, молочные продукты и молочная сыворотка, кукуруза, маргарин.
В 2018 году Пакистан закупил продукции АПК на сумму 6,1 млрд долл., крупнейшими поставщиками являлись Индонезия с долей 25%, США (13%), Малайзия (10%).
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», Россия имеет возможность дальнейшего значительного увеличения экспорта зернобобовых и зерновых в эту страну. Кроме того, высокий экспортный потенциал имеют соевое масло, соевые бобы и сахар.