Mental Engineering – Telegram
Mental Engineering
3.07K subscribers
2.17K photos
2 videos
102 files
172 links
Ментальная инженерия
Download Telegram
Когнитивная наука: семь принципов для лучшего обучения

Перед наукой, в том числе когнитивной, долгие годы стоял важный вопрос: как лучше учиться, больше впитывать информации и применять полученные знания? Достигнутые результаты весьма удовлетворительны, но не выдающиеся. В этой сфере пока еще не наступил революционный прорыв. Гарвардский ученый Дениэл Уиллингэм написал книгу под названием «Why Don’t Students Like School?», которая полностью посвящена принципам обучения с позиции когнитивистики.

Уиллингэм утверждает, что эти принципы:
«...базируются на большом количестве информации, а не на паре исследований»;
«...это факты работы человеческого мозга, поэтому не имеет значения, изучаете вы испанский или математику»;
«...учитывая новизну этих принципов, нужны новые методы преподавания и обучения»;
«между использованием принципов и не использованием находится большая пропасть; это не просто теории, их можно применять здесь и сейчас».

Несмотря на его утверждения, некоторые из принципов достаточно спорные, хотя, без сомнения, интересные.

1. Фактические знания предшествуют навыкам
Уиллингэм считает, что Эйнштейн ошибался: знания более важны, чем воображение, потому что это глина, из которой можно вылепить любую идею и фантазию. Есть исследования, которые показывают важность знаний — они влияют на то, как мы обучаемся. Без огромного количества знаний большинство озарений Эйнштейна были бы невозможны.
Тщательные исследования показывают, что солидный багаж знаний положительно влияет на скорость обучения, позволяет понять и запомнить больше. С этим трудно поспорить, ведь многие выдающиеся люди тоннами поглощали книги. Вопрос лишь в том, развивались ли с этим их когнитивные способности.
Уиллингэм утверждает, что вы не сможете научить человека правильно думать без определенного количества того, о чем думать.

2. Память — это остаток мыслей
Существует техника Ричарда Фейнмана, которая указывает, что человек во время чтения или обучения должен брать небольшие паузы и быстро резюмировать пройденный материал, обдумывая его. Данный подход стимулирует обращать внимание на смысл, лежащий в основе, а это именно то, что нужно для обучения.

3. Мы впитываем знания в контексте того, что уже знаем
Абстрактные предметы вроде математики, физики, финансов или законодательства при изучении кажутся наиболее сложными. Причина в том, что мы изучаем вещи в контексте того, что уже знаем, а абстрактные предметы тяжело поддаются представлению.
Иногда человеку кажется, что он что-то понял, когда на самом деле это не так. Без понимания сути абстрактной вещи такого утверждать нельзя. Умные ученики прекрасно понимают свои слабости, поэтому выстраивают подмостки (графики, диаграммы) для того, чтобы вникнуть в суть абстрактных знаний.

4. Профессионализм требует практики
Единственный путь стать в чем-то экспертом — практика. Но что удивительно, некоторые базовые навыки требуют больших усилий, чем сложные.
Важно, даже будучи профессионалом, время от времени напоминать себе самые простые вещи.

5. Уровни познания
Должны ли вы изучать науку, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты как настоящие ученые? Уиллингэм говорит, что нет.
Знание о создании чего-либо и знание о приобретении знаний — это совершенно разные вещи. Для большинства дисциплин понимание научных фактов важнее понимания самого научного процесса.

6. Люди обучаются практически одинаково
Уиллингэм утверждает, что стили обучения — это глупости. Не существует никаких визуальных, аудиальных и кинетических учеников. Он также говорит, что это верно и в отношении других теорий обучения.

7. Интеллект можно развивать напряженными непрерывными тренировками
Интеллект формируют гены, опыт и трудолюбие. Уиллингэм утверждает, что человек может стать умнее, если будет непрерывно развивать свои интеллектуальные способности.
История эпидемий за последние 100 лет
20 цитат физика-пофигиста Ричарда Фейнмана

Жил-был в Америке один физик. Он был очень непохож на обычных физиков, любил шутить, рассказывать интересные истории. Студенты на его лекции ломились, потому что там было не только понятно, но и интересно. Он занимался физикой играючи, при этом умудрился сделать много открытий, так что хватило и на Нобелевскую премию.

1. Ты не несешь ответственности за то, чего ждут от тебя другие люди. Если от тебя ждут слишком многого, то это их ошибка, а не твоя вина.

2. Ты все время говоришь себе: «Я могу это сделать, но не буду», — но это не более чем другой способ сказать, что ты не можешь.

3. Важно не имущество, которое мы имеем, а способность создать это имущество.

4. Я притормозил — на первом попавшемся месте — и внимательно прочитал следующее предложение. В точности я его не помню, но оно было очень похожим на такое: «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? «Люди читают».

5. Второй психиатр был, очевидно, более образованным, поскольку его каракули оказалось прочесть труднее.

6. Физика — как секс: может не давать практических результатов, но это не повод ею не заниматься.

7. Чем меньшей культурой обладают люди, тем меньше они способны мыслить, тем скорее теряют голову.

8. Чего не могу воссоздать, того не понимаю.

9. Однажды я даже подумывал о том, чтобы принять наркотик, но испугался: я люблю думать и не хочу портить машину, которая помогает мне в этом.

10. Разумеется, жизнь у каждого из нас только одна, и, когда вы совершаете все положенные ошибки и начинаете понимать, чего вам делать не следует, тут-то она к концу и подходит.

11. Мне всегда нравилось преуспевать в том, что у меня никак не должно было получиться.

12. Чтобы добавить к вашей жизни одну секунду, вам придется пролететь вокруг земли 400 миллионов раз, но все эти самолетные завтраки сократят вашу жизнь гораздо значительнее.

13. Если вы ученый, квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан.

14. Я всегда так поступаю: влезаю во что-нибудь и смотрю, как далеко там можно продвинуться.

15. Математики могут доказать только тривиальные теоремы, потому что каждая теорема, которая доказана, тривиальна.

16. Главный принцип — не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным.

17. Фон Нейман подал мне интересную идею: вовсе не обязательно быть ответственным за тот мир, в котором живешь. В результате совета фон Неймана я развил очень мощное чувство социальной безответственности. Это сделало меня счастливым человеком с тех пор.

18. Что нам действительно нужно, так это воображение, но воображение в надежной смирительной рубашке.

19. Попытаться открыть что-нибудь секретное — одно из моих хобби.

20.
— Насколько вы цените жизнь?
— Шестьдесят четыре.
— Почему вы сказали «шестьдесят четыре»?
— А как, вы полагаете, можно измерить ценность жизни?
— Нет! Я имею в виду, почему вы сказали «шестьдесят четыре», а не «семьдесят три», например?
— Если бы я сказал «семьдесят три», вы задали бы мне тот же вопрос!
Обесценивание как вид эмоционального насилия