Обсудив с клиентом задачу, я поставил несколько требований к характеристикам разрабатываемого логотипа:
1. Он должен передавать характер носителя логотипа и, по возможности, еще и тематику его деятельности.
Логотип (и айдентика, если брать шире) — как одежда. Какой-нибудь наряд может быть классным сам по себе, хорошо смотреться на модели в фэшн-журнале, но просто не подходить конкретному человеку. Не на каждого человека можно надеть коллекцию с последнего показа, чтобы он чувствовал себя комфортно, воспринимал эту одежду своей и не выглядел как чмошник. Так и логотип — прекрасный логотип в вакууме прямиком из дизайнерских пинтерестных подборок может смотреться нелепо на неподходящей компании. Логотип должен хорошо «сидеть» на своем обладателе, это важнее, чем респекты других дизайнеров.
Особенности требуемого характера логотипа лиги я уже упоминал: он не должен был пытаться выглядеть модным, заумным и хипстерским, вместо этого нужна была некоторая спокойность и солидность. Поэтому буквы у меня статичные, толстые и основательные, конструкция крепкая. При это я не хотел сделать его слишком серьезным и брутальным, это всё же не логотип инвестиционной или строительной компании, поэтому все углы в логотипе заплюшевил (конечно же, не обошлось без моего скрипта скругления), чтобы об них нельзя было поцарапаться.
1. Он должен передавать характер носителя логотипа и, по возможности, еще и тематику его деятельности.
Логотип (и айдентика, если брать шире) — как одежда. Какой-нибудь наряд может быть классным сам по себе, хорошо смотреться на модели в фэшн-журнале, но просто не подходить конкретному человеку. Не на каждого человека можно надеть коллекцию с последнего показа, чтобы он чувствовал себя комфортно, воспринимал эту одежду своей и не выглядел как чмошник. Так и логотип — прекрасный логотип в вакууме прямиком из дизайнерских пинтерестных подборок может смотреться нелепо на неподходящей компании. Логотип должен хорошо «сидеть» на своем обладателе, это важнее, чем респекты других дизайнеров.
Особенности требуемого характера логотипа лиги я уже упоминал: он не должен был пытаться выглядеть модным, заумным и хипстерским, вместо этого нужна была некоторая спокойность и солидность. Поэтому буквы у меня статичные, толстые и основательные, конструкция крепкая. При это я не хотел сделать его слишком серьезным и брутальным, это всё же не логотип инвестиционной или строительной компании, поэтому все углы в логотипе заплюшевил (конечно же, не обошлось без моего скрипта скругления), чтобы об них нельзя было поцарапаться.
Medium
Плавное скругление углов в Adobe Illustrator
Возможно, вы в курсе, что скругление углов при помощи простого встраивания фрагментов окружностей — не лучший из вариантов.
Передача тематики деятельности компании через логотип — задача скорее факультативная. Огромное количество самых крупных корпораций обладают логотипом, который никак не сообщает о сфере деятельности компании (найк, икея, автопроизводители и т.д.) или же даже запутывает непосвященных (яблоко у производителя электроники эпла, крокодил у производителя одежды лакоста и т.д.).
При этом логотипы крупных компаний постоянно на виду и просто своим присутствием в повседневной жизни как бы подают пример, как надо в логотипы, но для мелких компаний это может быть вредным советом. Ведь мегакорпорации с общемировой узнаваемостью и тоннами маркетинга могут не только яблоко в логотип засунуть, они могут себе позволить даже не упоминать название компании на лого. Корпоративные армии маркетологов просто не оставят на свете непосвященных о деятельности компании, а отделы мифотворцев поведают миру, что спрятанная в Fedex стрелка символизирует перевозки, кольца в олимпийском логотипе — части света, а заколки в логотипе Ямахи — это камертоны.
Но подражающие им мелкие компании без маркетинговых катков могут не потянуть такие понты. Чем ниже компания располагается в пирамиде потребностей человека, тем меньше мифотворчества в ее брендинге и больше прямоты. Банки обычно не рисуют монетки и купюры на своих логотипах, но у зоомагазинов на логотипе будет лапка, мордочка, силуэт животного, поводок с миской и т.д.
При этом логотипы крупных компаний постоянно на виду и просто своим присутствием в повседневной жизни как бы подают пример, как надо в логотипы, но для мелких компаний это может быть вредным советом. Ведь мегакорпорации с общемировой узнаваемостью и тоннами маркетинга могут не только яблоко в логотип засунуть, они могут себе позволить даже не упоминать название компании на лого. Корпоративные армии маркетологов просто не оставят на свете непосвященных о деятельности компании, а отделы мифотворцев поведают миру, что спрятанная в Fedex стрелка символизирует перевозки, кольца в олимпийском логотипе — части света, а заколки в логотипе Ямахи — это камертоны.
Но подражающие им мелкие компании без маркетинговых катков могут не потянуть такие понты. Чем ниже компания располагается в пирамиде потребностей человека, тем меньше мифотворчества в ее брендинге и больше прямоты. Банки обычно не рисуют монетки и купюры на своих логотипах, но у зоомагазинов на логотипе будет лапка, мордочка, силуэт животного, поводок с миской и т.д.
Ну ок, вот я убедил себя, что любительская футбольная лига не сильно далеко ушла от «земли» в абстрактные материи постиндустриальной экономики, и захотел осилить эту задачу со звездочкой, добавить в логотип лиги футбольность. Но задача эта на самом деле коварная.
В других видах спорта форма, цвет или крой игровых снарядов легко может стать узнаваемой основной логотипа. Подобное место в коллективном сознании о футболе занимает классический пятнистый черно-белый мяч, но...
В других видах спорта форма, цвет или крой игровых снарядов легко может стать узнаваемой основной логотипа. Подобное место в коллективном сознании о футболе занимает классический пятнистый черно-белый мяч, но...
...проблема в том, что так выглядит футбольный мяч для тех, кто не разбирается в футболе. А разбирающийся знает, что профессиональные футболисты в последний раз играли мячом такого фасона лет 50 лет назад.
Современные профессиональные футбольные мячи бывают какого угодно цвета и кроя, кроме как раз канонического черно-белого пятнистого дизайна — такой внешний вид сигнализирует, что мяч куплен в сувенирной лавке, отделе детских товаров или на вьетнамском вещевом рынке, и играть им невозможно.
Так что использование такого футбольного мяча может прокатить в логотипе какой-нибудь детско-спортивной благотворительной акции, он может встретиться в старом футбольном логотипе, но в современном логотипе это маркер, сигнал для футболистов и сопричастных, что дизайнер «не шарит». По мере редизайнов солидные футбольные лиги от таких мячиков отказываются:
Современные профессиональные футбольные мячи бывают какого угодно цвета и кроя, кроме как раз канонического черно-белого пятнистого дизайна — такой внешний вид сигнализирует, что мяч куплен в сувенирной лавке, отделе детских товаров или на вьетнамском вещевом рынке, и играть им невозможно.
Так что использование такого футбольного мяча может прокатить в логотипе какой-нибудь детско-спортивной благотворительной акции, он может встретиться в старом футбольном логотипе, но в современном логотипе это маркер, сигнал для футболистов и сопричастных, что дизайнер «не шарит». По мере редизайнов солидные футбольные лиги от таких мячиков отказываются:
Ок, мячик не годится, но как тогда сообщить в логотипе о футбольности? В подборке выше логотипы справа (нынешние) может и выглядят лучше, но явно о футбольности из них сообщает разве что немецкая бундеслига. Использованный в их логотипе силуэт спортсмена — популярный способ обозначить вид спорта:
Шведская лига выбрала своим символом фаната. Вероятно, подразумевается, что по шарфам угарают только футбольные фанаты:
Другой популярный способ добавить логотипу футбольности — использовать фрагмент разметки поля (хотя вот греческая лига пожадничала). Штрафная площадь не так графична, поэтому чаще обращаются к центральному кругу. Его же решил использовать и я в своем логотипе:
Перечеркнутый кружок — лаконичная деталь, которая для постороннего человека особо ничего не значит, для математика это пустое множество, а у футбольного человека сразу вызывает нужную ассоциацию. neuron_activation.jpg
2. Следующее требования к логотипу — быть узнаваемым. Для многих современных компаний основная, а иногда и единственная среда обитания их логотипов — это аватарки в соцсетях и мессенджерах. И тут приходится выдерживать мощную конкуренцию за внимание, ведь каждая аватарка пользователей, чатов и каналов — это по сути логотипы-конкуренты, среди которых необходимо не затеряться.
Я эту задачу попробовал осилить цветовым решением: окрасил логотип в термоядерный кислотно-зеленый цвет и поместил на темно-зеленый фон. Так логотип невозможно пропустить в ленте, и даже без логотипа это сочетание цветов объединяет аватарки родственных чатов в одно семейство:
2. Следующее требования к логотипу — быть узнаваемым. Для многих современных компаний основная, а иногда и единственная среда обитания их логотипов — это аватарки в соцсетях и мессенджерах. И тут приходится выдерживать мощную конкуренцию за внимание, ведь каждая аватарка пользователей, чатов и каналов — это по сути логотипы-конкуренты, среди которых необходимо не затеряться.
Я эту задачу попробовал осилить цветовым решением: окрасил логотип в термоядерный кислотно-зеленый цвет и поместил на темно-зеленый фон. Так логотип невозможно пропустить в ленте, и даже без логотипа это сочетание цветов объединяет аватарки родственных чатов в одно семейство:
Есть у этого цветового решения и идеологическое обоснование. Кислотно-зеленый — это самый популярный цвет манишек, одного из главных аксессуаров любительского футбола. А у манишек такой цвет по той же причине — чтобы быть максимально заметными в ленте аватарок на поле. Темно-зеленый фон же символизирует искусственный газон, еще один символ любительского футбола:
(для каноничности надо было, конечно, еще присыпать логотип черной крошкой)
3. Следующее требование связано с предыдущим: логотип должен выживать в маленьких кругляшах. Да, это всё те же соцсети, задавшие стандарт круглых, изредка квадратных аватарок. Можно делать фотопривязки и кайфовать над тем, как логотип выглядит на рекламном банере во всю стену или обоиной телефона, но суровая реальность такова, что чаще всего ваш логотип будут наблюдать в кружочке с диаметром 50‒70 пикселей.
Поэтому я отказался от мелких деталей в основной версии логотипа и по возможности не дал ему растечься по горизонтали, чтобы пропорции были близки к квадрату. В этом, конечно, сильно помогло трехбуквенное название лиги.
Скажем, Panasonic с его длинным чисто текстовым логотипом справляется уже тяжеловато, в соцсетях его логотип превратился в белую палочку:
Поэтому я отказался от мелких деталей в основной версии логотипа и по возможности не дал ему растечься по горизонтали, чтобы пропорции были близки к квадрату. В этом, конечно, сильно помогло трехбуквенное название лиги.
Скажем, Panasonic с его длинным чисто текстовым логотипом справляется уже тяжеловато, в соцсетях его логотип превратился в белую палочку:
4. Готовность логотипа существовать в одном цвете. Опять же, требование времени — почти у всех современных логотипов, если они не были изначально отрисованы в один цвет, есть монохромная версия для размещения на сложных фото- и видеофонах.