Климат в Эфиопии – муссоного типа с резким преобладание осадков летом и почти полным их отсутствием зимой. Однако сухой период («бэгаʹ» / በጋ) составляет три четверти года, с октября по июнь, а дождливый («кырэʹмт» / ክረምት) – всего лишь четверть, с июля по сентябрь.
В свою очередь, сухой период делится на:
– сезон цветения («мэцоʹу» / መፀው) с октября по декабрь;
– наиболее засушливый и жаркий сезон («хаггаʹй» / ሐጋይ или «мэккэʹр» / መከር) с января по март;
– сезон малых дождей («бэльг» / በልግ или «цэддэʹй» / ጸደይ) с апреля по июнь.
Аграрный цикл четко привязан к указанным сезонам: сезон малых дождей – посевная кампания, сезон больших дождей и сезон цветения – выращивание урожая, наиболее засушливый и жаркий сезон – уборочная кампания. Примечательно, что производным от амхарского слова «мэккэʹр», что переводится как «жатва», является слово «мэккэраʹ» – «страдание», полный эквивалент русского «страда», то бишь периода тяжёлого, напряжённого крестьянского труда.
В свою очередь, сухой период делится на:
– сезон цветения («мэцоʹу» / መፀው) с октября по декабрь;
– наиболее засушливый и жаркий сезон («хаггаʹй» / ሐጋይ или «мэккэʹр» / መከር) с января по март;
– сезон малых дождей («бэльг» / በልግ или «цэддэʹй» / ጸደይ) с апреля по июнь.
Аграрный цикл четко привязан к указанным сезонам: сезон малых дождей – посевная кампания, сезон больших дождей и сезон цветения – выращивание урожая, наиболее засушливый и жаркий сезон – уборочная кампания. Примечательно, что производным от амхарского слова «мэккэʹр», что переводится как «жатва», является слово «мэккэраʹ» – «страдание», полный эквивалент русского «страда», то бишь периода тяжёлого, напряжённого крестьянского труда.
👍6❤1🔥1
Климат в Эфиопии меняется не так, как у нас в широтном, а в высотном измерении. Традиционно выделяют пять климатических поясов:
– холодный с сильно влажным (относительная влажность свыше 85%) воздухом («вурч» / ውርጭ): на высотах от 3200 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков свыше 2200 мм и среднегодовой температурой до 11,5° С;
– прохладный с умеренно влажным (относительная влажность от 71% до 85%) воздухом («дэʹга» / ደጋ): на высотах от 2300 до 3200 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 1200 до 2200 мм и среднегодовой температурой в пределах 11,5-17,5°С;
– умеренный с умеренно сухим (относительная влажность от 56% до 70%) воздухом («уоʹйна-дэʹга» / ወይና ደጋ): на высотах от 1500 до 2300 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 800 до 1200 мм и среднегодовой температурой в пределах 17,5-20,0°С;
– жаркий с сухим (относительная влажность от 20% до 55%) воздухом («коʹлля» / ቆላ): на высотах от 500 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 200 до 800 мм и среднегодовой температурой в пределах 20,0-27,5°С;
– жаркий пустынный с недостаточно сухим (относительная влажность менее 20%) воздухом («бэрэхаʹ» / በረሀ): на высотах ниже 500 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков менее 200 мм и среднегодовой температурой более 27,5°С.
– холодный с сильно влажным (относительная влажность свыше 85%) воздухом («вурч» / ውርጭ): на высотах от 3200 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков свыше 2200 мм и среднегодовой температурой до 11,5° С;
– прохладный с умеренно влажным (относительная влажность от 71% до 85%) воздухом («дэʹга» / ደጋ): на высотах от 2300 до 3200 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 1200 до 2200 мм и среднегодовой температурой в пределах 11,5-17,5°С;
– умеренный с умеренно сухим (относительная влажность от 56% до 70%) воздухом («уоʹйна-дэʹга» / ወይና ደጋ): на высотах от 1500 до 2300 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 800 до 1200 мм и среднегодовой температурой в пределах 17,5-20,0°С;
– жаркий с сухим (относительная влажность от 20% до 55%) воздухом («коʹлля» / ቆላ): на высотах от 500 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков от 200 до 800 мм и среднегодовой температурой в пределах 20,0-27,5°С;
– жаркий пустынный с недостаточно сухим (относительная влажность менее 20%) воздухом («бэрэхаʹ» / በረሀ): на высотах ниже 500 м над уровнем моря, со среднегодовым количеством осадков менее 200 мм и среднегодовой температурой более 27,5°С.
👍9
Пара эфиопских пословиц на тему климатических зон:
– Господь за посохом в коллю не снизойдет.
– Если спать, то на кровати; если жить, то в дэге.
Кстати, в дэге и уойна-дэге живет 60% населения Эфиопии.
#мудростьнарода
– Господь за посохом в коллю не снизойдет.
– Если спать, то на кровати; если жить, то в дэге.
Кстати, в дэге и уойна-дэге живет 60% населения Эфиопии.
#мудростьнарода
👍8🤡1
У нас принято говорить о выносе сора из избы, у англичан о стирке грязного белья на людях, а у эфиопов в подобных случаях говорят о показе пригоревшей еды гостям.
#мудростьнарода
#мудростьнарода
👍10🤡1
В продолжение темы об амхарских пословицах и поговорках.
Вот еще одна, весьма автохтонная: дубба и кыль растут вместе, а в пищу идут по отдельности.
Необходимые пояснения: дубба = тыква гигантская, гарбуз (Cucurbita maxima); кыль = тыква бутылочная, горлянка (Lagenaria siceraria).
Кыль считался в средневековой Эфиопии пищей бедняков. Собственно, само слово бедняк в амхарском звучит как «кыль-багэнь» (в переводе на русский «мне бы кылем разжиться»).
Долго искал русский эквивалент. Ближайшее, что нашел: похожа свинья на быка, только шерсть не така.
#мудростьнарода
Вот еще одна, весьма автохтонная: дубба и кыль растут вместе, а в пищу идут по отдельности.
Необходимые пояснения: дубба = тыква гигантская, гарбуз (Cucurbita maxima); кыль = тыква бутылочная, горлянка (Lagenaria siceraria).
Кыль считался в средневековой Эфиопии пищей бедняков. Собственно, само слово бедняк в амхарском звучит как «кыль-багэнь» (в переводе на русский «мне бы кылем разжиться»).
Долго искал русский эквивалент. Ближайшее, что нашел: похожа свинья на быка, только шерсть не така.
#мудростьнарода
👍7🔥3🤡1
Еще одна пословица с местной спецификой ("ветераны движения" поймут).
Сколько бы мух ни собралось, им не открыть крынку с молоком.
#мудростьнарода
Сколько бы мух ни собралось, им не открыть крынку с молоком.
#мудростьнарода
👍4🤡1
У нас говорят: клин клином вышибают.
У эфиопов: косо выводят посредством косо.
Косо – это амхарское название гагении абиссинской (Hagenia abyssinica), вечнозеленого дерева, высота которого может нередко превышать 25 м. Его женские цветки содержат смесь производных флороглюцина с масляной кислотой, называемых косинами (sic!). В них также содержатся дубильные вещества, эфирное масло и смолистые вещества. Порошок или экстракт женских цветков применяется как антигельминтное средство.
Если быть точным, то первое и основное значение слова «косо» в амхарском языке – глист; а название дерева – это метоним, второе, производное значение.
#мудростьнарода
У эфиопов: косо выводят посредством косо.
Косо – это амхарское название гагении абиссинской (Hagenia abyssinica), вечнозеленого дерева, высота которого может нередко превышать 25 м. Его женские цветки содержат смесь производных флороглюцина с масляной кислотой, называемых косинами (sic!). В них также содержатся дубильные вещества, эфирное масло и смолистые вещества. Порошок или экстракт женских цветков применяется как антигельминтное средство.
Если быть точным, то первое и основное значение слова «косо» в амхарском языке – глист; а название дерева – это метоним, второе, производное значение.
#мудростьнарода
🔥5👍2🤡1
А вот еще нечто сугубо местное. Долго искал русский эквивалент, но пока не нашел.
Кто не умеет переносить камни, тот либо поднимает камень слишком высоко, и тогда он давит на грудь, либо опускает камень слишком низко, и тогда он бьет по ногам.
#мудростьнарода
Кто не умеет переносить камни, тот либо поднимает камень слишком высоко, и тогда он давит на грудь, либо опускает камень слишком низко, и тогда он бьет по ногам.
#мудростьнарода
👍4
У нас говорят "упрям, как осел".
Эфиопы говорят о таком человеке "расэ-дынгай": дословно - "каменная башка".
#мудростьнарода
Эфиопы говорят о таком человеке "расэ-дынгай": дословно - "каменная башка".
#мудростьнарода
👍6
Несколько жизненных советов от эфиопов:
Не приводи в дом норовистого быка и сварливую жену!
Воздержись от неравного брака!
Отправляйся в путь, пока светит солнце; наряжайся, пока жив отец!
Что отрезал [от цельного куска] – съешь, что начал – окончи!
#мудростьнарода
Не приводи в дом норовистого быка и сварливую жену!
Воздержись от неравного брака!
Отправляйся в путь, пока светит солнце; наряжайся, пока жив отец!
Что отрезал [от цельного куска] – съешь, что начал – окончи!
#мудростьнарода
👍10👏1
Сегодня в новостной ленте министерства национальной обороны Эфиопии мелькнуло название нового оперативно-тактического соединения вооруженных сил страны – корпуса стратегических систем вооружения (የስትራቴጂክ መሳሪያዎች ኮር). Полагаю, что под «стратегическими системами вооружения» эфиопы подразумевают оперативно-тактические (тактические) ракетные комплексы, крупнокалиберные реактивные системы залпового огня и крупнокалиберные системы ствольной артиллерии, состоящие на вооружении сухопутных войск.
Одна из таких систем вооружения - китайская модульная система высокоточного оружия (гибрид оперативно-тактического ракетного комплекса и реактивной системы залпового огня с управляемыми реактивными снарядами) SY400/BP-12A была продемонстрирована в январе с.г. на параде в военно-техническом училище в Ауаш-40.
Там же были продемонстрированы китайские 155-мм самоходные гаубицы SH-15 (экспортное обозначение системы PLC-181) на колесном шасси и российские 152-мм самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С». Из того, что осталось за кадром, но может состоять на вооружении эфиопской армии и быть включенным в состав огневых средств корпуса, – китайские 300-мм РСЗО AR2 и китайские же 155-мм буксируемые гаубицы AH2.
В целом, считаю необходимым отметить, что никакого оперативно-стратегического (и даже оперативно-тактического) смысла в этом организационном мероприятии не просматривается. Я с трудом представляю себе на тамошнем театре войсковую операцию, где потребуется централизованное применение ракетных войск и артиллерии соединениями корпусного состава. В большей степени это выглядит, как очередная генеральская синекура; впрочем, переход на корпусную организацию летом 2021 года – из той же оперы. Напомню: высших офицеров в вооруженных силах Эфиопии сейчас – за две сотни; их надо пристраивать так, чтоб должность звучала. У эритрейцев генералов в пять раз меньше при том, что численный состав вооруженных сил уступает эфиопским всего лишь в 1,7 раза.
Одна из таких систем вооружения - китайская модульная система высокоточного оружия (гибрид оперативно-тактического ракетного комплекса и реактивной системы залпового огня с управляемыми реактивными снарядами) SY400/BP-12A была продемонстрирована в январе с.г. на параде в военно-техническом училище в Ауаш-40.
Там же были продемонстрированы китайские 155-мм самоходные гаубицы SH-15 (экспортное обозначение системы PLC-181) на колесном шасси и российские 152-мм самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С». Из того, что осталось за кадром, но может состоять на вооружении эфиопской армии и быть включенным в состав огневых средств корпуса, – китайские 300-мм РСЗО AR2 и китайские же 155-мм буксируемые гаубицы AH2.
В целом, считаю необходимым отметить, что никакого оперативно-стратегического (и даже оперативно-тактического) смысла в этом организационном мероприятии не просматривается. Я с трудом представляю себе на тамошнем театре войсковую операцию, где потребуется централизованное применение ракетных войск и артиллерии соединениями корпусного состава. В большей степени это выглядит, как очередная генеральская синекура; впрочем, переход на корпусную организацию летом 2021 года – из той же оперы. Напомню: высших офицеров в вооруженных силах Эфиопии сейчас – за две сотни; их надо пристраивать так, чтоб должность звучала. У эритрейцев генералов в пять раз меньше при том, что численный состав вооруженных сил уступает эфиопским всего лишь в 1,7 раза.
👍2👏1
На днях (15 июля) в центре допризывной и начальной военной подготовки «Сауа» (ማእከል ስልጠና ሃገራዊ ኣገልግሎት ሳዋ) в горно-пустынной местности на западе Эритреи состоялся выпуск курсантов 35 набора. Курсантами указанного центра становятся все эритрейские юноши и девушки по окончании 11 класса средней школы; программу 12 класса они проходят в «Сауа», готовясь к единому государственному экзамену (восемь месяцев), совмещая ее с изучением военно-учетной специальности, боевой и политической подготовкой (четыре месяца). В Эритрее, в отличие от Эфиопии, действует закон о всеобщей воинской обязанности 1992 года (с поправками 1995 года).
Курсанты обучаются в так называемой «школе связи поколений» (ቤት ትምህርቲ ዋርሳይ ይከኣሎ), где преподавателями учебных дисциплин являются ветераны вооруженной борьбы за независимость («йикэалё»), которые передают в ходе учебного процесса традиции ответственности, решимости и самоотверженности наследникам из числа молодежи («уарсай»), готовящейся к вступлению в самостоятельную взрослую жизнь. Сам центр допризывной и начальной военной подготовки входит в структуру одноименного учебного центра «Сауа» вооруженных сил Эритреи (ማእከል ስልጠና ሓይልታት ምክልኻል ኤርትራ).
Церемонию выпуска ежегодно посещает президент Эритреи Исайяс Афэорки, который вручает аттестаты о среднем образовании и медали лучшим выпускникам. Не стал исключением и этот год.
Начальник центра допризывной и начальной военной подготовки полковник Дэбэссай Гыдэ (ኮሎኔል ደበሳይ ግደ) с своем выступлении отметил, что выпускники 35 набора преуспели в учебе, военной и политической подготовке, воинской дисциплине и этичном поведении. Общая успеваемость курсантов по всем общеобразовательным и воинским дисциплинам составила 75,4%. К выпуску подошли 95,8% курсантов; 4,2% не смогли по разным причинам завершить программу обучения. Из общего числа курсантов половину (49,8%) составили девушки, которые по словам начальника центра, ни в чем не уступают парням.
В заключение состоялся военный парад и спортивный праздник, объединенные единым девизом «Героизм сплоченных рядов».
Курсанты обучаются в так называемой «школе связи поколений» (ቤት ትምህርቲ ዋርሳይ ይከኣሎ), где преподавателями учебных дисциплин являются ветераны вооруженной борьбы за независимость («йикэалё»), которые передают в ходе учебного процесса традиции ответственности, решимости и самоотверженности наследникам из числа молодежи («уарсай»), готовящейся к вступлению в самостоятельную взрослую жизнь. Сам центр допризывной и начальной военной подготовки входит в структуру одноименного учебного центра «Сауа» вооруженных сил Эритреи (ማእከል ስልጠና ሓይልታት ምክልኻል ኤርትራ).
Церемонию выпуска ежегодно посещает президент Эритреи Исайяс Афэорки, который вручает аттестаты о среднем образовании и медали лучшим выпускникам. Не стал исключением и этот год.
Начальник центра допризывной и начальной военной подготовки полковник Дэбэссай Гыдэ (ኮሎኔል ደበሳይ ግደ) с своем выступлении отметил, что выпускники 35 набора преуспели в учебе, военной и политической подготовке, воинской дисциплине и этичном поведении. Общая успеваемость курсантов по всем общеобразовательным и воинским дисциплинам составила 75,4%. К выпуску подошли 95,8% курсантов; 4,2% не смогли по разным причинам завершить программу обучения. Из общего числа курсантов половину (49,8%) составили девушки, которые по словам начальника центра, ни в чем не уступают парням.
В заключение состоялся военный парад и спортивный праздник, объединенные единым девизом «Героизм сплоченных рядов».
👍4
Раз уж сегодня об Эритрее и эритрейцах, то вот, до кучи, представители основных (официально признано девять) этнических групп населения страны в традиционных костюмах.
🔥9❤2
Этнический состав населения Эритреи представлен народами семитской (тиграи и тигре) и кушитской (афар, хедареб, беджа, билин и сахо) языковых групп афразийской макросемьи, а также двумя народами нило-сахарской макросемьи (кунама и нара). Большинство населения составляют тиграи (57% населения) и тигре (27% населения); доля прочих этносов варьирует от 2% до 4% .
Большинство населения придерживается ислама (52%) или христианства (47%); на атеистов приходится 1%. При этом мусульмане в подавляющем большинстве исповедуют ислам суннитского толка, христиане – монофизитство . Христиане преобладают в населении центральных горных районов, мусульмане – на равнинах запада и востока страны.
Конституция Эритреи не предусматривает официального языка, но в качестве рабочих используются тигринья, арабский и английский языки. Фактически доминирует тигринья. В немалой степени это обусловлено тем, что в среде кадровых военных, включая преподавателей и инструкторов центра допризывной и начальной военной подготовки и учебного центра вооруженных сил «Сауа», преобладают этнические тиграи. Посему старшеклассники и военнослужащие срочной службы всех национальностей изначально ориентированы на использование в повседневной жизни преимущественно тигриньи, как языка межнационального общения.
Большинство населения придерживается ислама (52%) или христианства (47%); на атеистов приходится 1%. При этом мусульмане в подавляющем большинстве исповедуют ислам суннитского толка, христиане – монофизитство . Христиане преобладают в населении центральных горных районов, мусульмане – на равнинах запада и востока страны.
Конституция Эритреи не предусматривает официального языка, но в качестве рабочих используются тигринья, арабский и английский языки. Фактически доминирует тигринья. В немалой степени это обусловлено тем, что в среде кадровых военных, включая преподавателей и инструкторов центра допризывной и начальной военной подготовки и учебного центра вооруженных сил «Сауа», преобладают этнические тиграи. Посему старшеклассники и военнослужащие срочной службы всех национальностей изначально ориентированы на использование в повседневной жизни преимущественно тигриньи, как языка межнационального общения.
👍2