Абиссинецъ – የሐበሻ መስኮብ – Telegram
Абиссинецъ – የሐበሻ መስኮብ
1.51K subscribers
5.91K photos
90 videos
54 files
3.08K links
Всё о «стране 13 месяцев солнца» и ее сопределах со спонтанными лирическими отступлениями в иные области личного опыта.
Download Telegram
Завтра Эфиопская церковь празднует Собор архиереев – «рыкыʹбэ-кахынаʹт» (ርክበ ካህናት).

В Эфиопской церкви, как и в других восточных церквях, что православных, что дохалкидонских, архиерейский собор выступает органом высшей власти и управления. В Эфиопской церкви он собирается дважды в год: в 12 день месяца тыкымт (22 октября по европейскому календарю) и на 25 день по Пасхе (в этом году – 29 мая).

Праздник установлен в память о явлении Спасителя по Его воскресении одиннадцати Своим ученикам и в память о первом в истории Эфиопской церкви архиерейском соборе, созванном в 1450 году благоверным царем Зэра-Яыкобом (ዓፄ ዘርዐ ያዕቆብ; «семя Иаковлево») в монастыре Дэбрэ-Мытмак (ደብረ ምጥማቅ; «монастырь Крещенской купели»). Собор был призван разрешить богословский спор между двумя крупнейшими монашескими конгрегациями – евстафианами и стефанитами – о почитании субботы по ветхозаветным правилам. По настоянию царя, председательствовавшего на соборе, почитание субботы было признано соответствующим церковным канонам, и таким образом спор был разрешен в пользу евстафиан. Стефаниты же подверглись гонениям; в качестве предлога было использовано якобы недостаточное почитание ими Пресвятой Богородицы.

В 1454 году в одну из царских ставок на севере Шоа (в раннефеодальные времена царский двор не имел постоянного места расположения и кочевал с места на место) доставили несколько десятков стефанитов, которых подвергли изощренным пыткам, а затем казнили. На этом месте благоверный царь основал монастырь и назвал его Дэбрэ-Бырхан (ደብረ ብርሃን; «монастырь Света [миру]»); там же учредил и свою постоянную резиденцию. У основателя отечественной школы исторического востоковедения Бориса Александровича Тураева благоверный царь Зэра-Яыкоб заслужил оценку «африканского Филиппа II, царя-богослова, палача еретиков и радетеля церковного благочиния». Но это, как говорится, «уже совсем другая история».

#Эфиопскаяцерковь
1
Благоверный царь Зэрэ-Яыкоб (ዓፄ ዘርዐ ያዕቆብ).

#Эфиопскаяцерковь
4🙏2👏1
Сегодня, в 21 день месяца гынбот по эфиопскому календарю (29 мая по европейскому), наряду с уже описанным выше Собором архиереев, Эфиопская церковь отмечает один из (их всего 33 в годовом литургическом цикле) Богородичных праздников – Явление и Преображение Божией Матери в храме на горе Митмак в Египте – «бэаʹле-дэʹбрэ-мытмаʹк» (በዓለ ደብረ ምጥማቅ). Оба праздника исторически взаимосвязаны: монастырь Дэбрэ-Мытмак (ደብረ ምጥማቅ; «монастырь Крещенской купели»), в котором состоялся первый в истории Эфиопской церкви архиерейский собор, был возведен по указу благоверного царя Зэра-Яыкоба

В 1441 году Зэра-Яыкоб получил из Александрии от коптского патриарха Иоанна (напомню, что до получения автокефалии в 1959 году Эфиопская церковь была автономной и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви) послание, в коем первоиерарх сообщал абиссинскому самодержцу о разрушении мамлюками коптского монастыря, находившегося на пути эфиопских паломников в Святую Землю и известного под арабским названием Дейр-эль-Магтис или Дейр-эль-Мигтас (монастырь купели). Узнав об этом, Зэра-Яыкоб основал в местности Тэгулет на северо-востоке Шоа царскую церковь и монастырь при ней, назвав их Дэбрэ-Мытмак. Это был прямой перевод на древнеэфиопский язык (гыыз) наименования уничтоженной мамлюками обители.

Праздничный тропарь Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии «О, Марие!» – «Марьяʹм антиʹ» (ማርያም አንቲ)

О, Марие, небесное облако, напоившее дождем (2)
Земную поросль Адама и Евы, вновь плодоносящую через Тебя (2).
Адама и Евы, взятых от земли и обретших Тобою жизнь вечную; (2)
Ты – небесное облако, несущее [животворящий] дождь (2).

Марьяʹм анти дэмэнаʹ сэмаʹй зэахазкиʹ зынамэʹ (2)
Тэкляʹтэ мэреʹт адаʹм хеваʹн зэфэрэʹю быʹки дагымэʹ (2)
Кэмэреʹт йетэгэʹнню адаʹм ыннаʹ хеваʹн хыйвоʹт ягэʹннюббыщ (2)
Зынаʹмын йеязыʹщ йесэмаʹй дэмэнаʹ анчиʹ нэщ (2).

ማርያም አንቲ ደመና ሰማይ ዘአኃዝኪ ዝናመ (፪)
ተክላተ መሬት አዳም ወሔዋን ዘፈረዩ ብኪ ዳግመ (፪)
ከመሬት የተገኙ አዳምና ሔዋን ሕይወት ያገኙብሽ (፪)
ዝናምን የያዝሽ የሰማይ ደመና አንቺ ነሽ (፪)

#Эфиопскаяцерковь
3👏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
"ማርያም አንቲ"
ማርያም አንቲ ደመና ሰማይ ዘአኃዝኪ ዝናመ(፪)
ተክላተ መሬት አዳም ወሔዋን ዘፈረዩ ብኪ ዳግመ(፪)

ከመሬት የተገኙ አዳምና ሔዋን ሕይወት ያገኙብሽ(፪)
ዝናምን የያዝሽ የሰማይ ደመና ማርያም አንቺ ነሽ(፪)
በማኅበረ ቅዱሳን መዘምራን

@Ethiopian_Orthodox
@Ethiopian_Orthodox
👍2🥰1
Икона праздника Явления и Преображения Божией Матери в храме на горе Митмак в Египте (በዓለ ደብረ ምጥማቅ).

#Эфиопскаяцерковь
2
Песнопения эфиопских христиан, на мой предвзятый взгляд, отличает от песнопений православных – наших, в частности, и греческих, в особенности, – неподдельная детская завораживающая радость. Всё – по апостолу Павлу: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Фил. 4:4)

#Эфиопскаяцерковь
5👍3👏1
На начавшем работу сегодня архиерейском соборе Эфиопский церкви ее первоиерарх Патриарх и Католикос Эфиопии Его Святейшество Абуна Матфий Первый, Архиепископ Аксумский и Ычегге (местоблюститель) трона преподобного Тэкле-Хайманота посетовал на то, что в современных условиях Эфиопская церковь сталкивается не только с внешним давлением, но и с проблемами внутреннего свойства. В церкви возобладал дух честолюбия и стяжательства (ፍቅረ ሢመትና ፍቅረ ንዋይ), разделения и осуждения (መለያየትና መነቃቀፍ).

#Эфиопскаяцерковь
Эфиопские военные строители окончили строительством подъездную дорогу к Нильской ГЭС «Хыддасе» («Возрождение»). На днях был сдан в эксплуатацию последний пусковой комплекс протяженностью 66 км. Общая протяженность дороги составляет 276 км. Дорога имеет щебеночное (гравийное) покрытие.
👍8👏1
А эфиопы умеют в кутюр!
👍9