Абиссинецъ – የሐበሻ መስኮብ
У нас говорят "пилить сук, на котором сидишь". Эфиопы говорят: "Легкомысленный слепой ссорится со своим поводырём". #мудростьнарода
По-амхарски звучит так: Ыввуʹр сиʹккэнаʹтта кэмэриʹу гар йиʹтталляʹль.
Пишется так: ዕውር ሲቀናጣ ከመሪው ጋር ይጣላል።
#мудростьнарода
Пишется так: ዕውር ሲቀናጣ ከመሪው ጋር ይጣላል።
#мудростьнарода
👍4
Мы говорим: раз маху дашь — год не справишься.
Эфиопы скажут: день – на ошибку, год – на раскаяние.
Анд кэн биʹссасаʹту амэʹт йиʹццаццаʹту. አንድ ቀን ቢሳሳቱ ዓመት ይጻጻቱ።
#мудростьнарода
Эфиопы скажут: день – на ошибку, год – на раскаяние.
Анд кэн биʹссасаʹту амэʹт йиʹццаццаʹту. አንድ ቀን ቢሳሳቱ ዓመት ይጻጻቱ።
#мудростьнарода
👍5⚡1
Карлу, похоже, предстоит тест на порядочность и достоинство.
Эфиопия призвала Великобританию вернуть сокровища, захваченные во время штурма горной крепости Магдала в 1868 году, назвав дальнейшее обладание ими «аморальным». Артефакты, в том числе священные предметы Эфиопской церкви, хранятся в королевской коллекции (Royal Collection) и других британских учреждениях культуры. Официальные лица Эфиопии планируют официально обратиться за поддержкой к правительству Великобритании в следующем году в рамках более широкой кампании по восстановлению культурного наследия.
Директор управления культурного наследия Эфиопии Абэбау Айялёу, подчеркнул священный характер артефактов. «Их нельзя просто так куда-то поместить. Они священны», – заявил он, имея в виду рукописные книги, украшенные цветными миниатюрами и образами святых. – «Подобного рода рукописные книги считаются священными. К ним даже нельзя прикасаться».
В прошлом британцы трижды возвращали августейшим особам часть украденного (а разграбление Магдалы носило тотальный характер – грабили все, грабили всё), но это была малая толика, пусть и наиболее ценная, от похищенного.
В 1872 году королева Виктория вернула императору Йоханнысу IV (ራብዓዊ አፄ ዮሓንስ) священную книгу «Кыʹбрэ-Нэгэʹст» (ክብረ ነገሥት), в переводе на русский «О величии царей», династический трактат на древнеэфиопском богослужебном языке гыыз, обосновывающий право потомков библейского царя Соломона и царицы Савской на верховную власть в христианской Эфиопии.
В 1924 году король Георг V вернул тогда еще регенту и наследнику престола расу Тэфэри Мэконныну (ራስ ተፈሪ መኮንን), в будущем императору Хайле-Сылласе I (ቀዳማዊ ዐፄ ኃይለሥላሴ), а точнее – его супруге Мэнэн Асфау (መነን አስፋው) серебряную корону императрицы.
В 1965 году королева Елизавета II вернула императору Хайле-Сылласе I золотую корону и печать императора Теодроса II (ዳግማዊ ዐፄ ቴዎድሮስ), застрелившегося в ходе последнего штурма британцами крепости Магдала, дабы не попасть в плен. Цесаревич Эрмияс Сахле-Сылассе, внук последнего самодержца Эфиопии, назвал возвращение символических сокровищ «одной из форм восстановительного правосудия». И добавил: «Это стало бы замечательной инициативой со стороны Его Величества».
Вот и посмотрим, чем ответиткупечество величество.
Кстати, о происхождении топонима Магдала. Магдала (ивр. מגדל, араб. قرية المجد, гыыз መግደላ) – древний галилейский город на территории современного Израиля, упоминаемый в Священном Писании как родина Марии Магдалины, «Мэгдэляуит Марьям» (መግደላዊት ማርያም) по-амхарски. В арамейском языке слово magdala означает «красивый», «великий» или «башня»; на иврите migdal – «башня». В гыызе изначальное «мэгдэʹля» (መግደላ) со временем трансформировалось в «мэкдэʹля» (መቅደላ) и в таком виде фигурирует в современном амхарском языке). Крепость Магдала/Мэкдэля, своего рода большая башня, располагалась на вершине одноименной столовой горы (в амхарском языке столовые горы носят название «аʹмба») на высоте 1888 м над уровнем моря. В настоящее время на ее месте расположен поселок Амба-Марьям (አምባ ማርያም); это в Уолло в 40 км к северо-востоку от города Дэссе.
Эфиопия призвала Великобританию вернуть сокровища, захваченные во время штурма горной крепости Магдала в 1868 году, назвав дальнейшее обладание ими «аморальным». Артефакты, в том числе священные предметы Эфиопской церкви, хранятся в королевской коллекции (Royal Collection) и других британских учреждениях культуры. Официальные лица Эфиопии планируют официально обратиться за поддержкой к правительству Великобритании в следующем году в рамках более широкой кампании по восстановлению культурного наследия.
Директор управления культурного наследия Эфиопии Абэбау Айялёу, подчеркнул священный характер артефактов. «Их нельзя просто так куда-то поместить. Они священны», – заявил он, имея в виду рукописные книги, украшенные цветными миниатюрами и образами святых. – «Подобного рода рукописные книги считаются священными. К ним даже нельзя прикасаться».
В прошлом британцы трижды возвращали августейшим особам часть украденного (а разграбление Магдалы носило тотальный характер – грабили все, грабили всё), но это была малая толика, пусть и наиболее ценная, от похищенного.
В 1872 году королева Виктория вернула императору Йоханнысу IV (ራብዓዊ አፄ ዮሓንስ) священную книгу «Кыʹбрэ-Нэгэʹст» (ክብረ ነገሥት), в переводе на русский «О величии царей», династический трактат на древнеэфиопском богослужебном языке гыыз, обосновывающий право потомков библейского царя Соломона и царицы Савской на верховную власть в христианской Эфиопии.
В 1924 году король Георг V вернул тогда еще регенту и наследнику престола расу Тэфэри Мэконныну (ራስ ተፈሪ መኮንን), в будущем императору Хайле-Сылласе I (ቀዳማዊ ዐፄ ኃይለሥላሴ), а точнее – его супруге Мэнэн Асфау (መነን አስፋው) серебряную корону императрицы.
В 1965 году королева Елизавета II вернула императору Хайле-Сылласе I золотую корону и печать императора Теодроса II (ዳግማዊ ዐፄ ቴዎድሮስ), застрелившегося в ходе последнего штурма британцами крепости Магдала, дабы не попасть в плен. Цесаревич Эрмияс Сахле-Сылассе, внук последнего самодержца Эфиопии, назвал возвращение символических сокровищ «одной из форм восстановительного правосудия». И добавил: «Это стало бы замечательной инициативой со стороны Его Величества».
Вот и посмотрим, чем ответит
Кстати, о происхождении топонима Магдала. Магдала (ивр. מגדל, араб. قرية المجد, гыыз መግደላ) – древний галилейский город на территории современного Израиля, упоминаемый в Священном Писании как родина Марии Магдалины, «Мэгдэляуит Марьям» (መግደላዊት ማርያም) по-амхарски. В арамейском языке слово magdala означает «красивый», «великий» или «башня»; на иврите migdal – «башня». В гыызе изначальное «мэгдэʹля» (መግደላ) со временем трансформировалось в «мэкдэʹля» (መቅደላ) и в таком виде фигурирует в современном амхарском языке). Крепость Магдала/Мэкдэля, своего рода большая башня, располагалась на вершине одноименной столовой горы (в амхарском языке столовые горы носят название «аʹмба») на высоте 1888 м над уровнем моря. В настоящее время на ее месте расположен поселок Амба-Марьям (አምባ ማርያም); это в Уолло в 40 км к северо-востоку от города Дэссе.
The Telegraph
Ethiopia demands that King Charles return ‘immoral’ treasures
Addis Ababa plots crusade to reclaim artefacts from the Royal Collection amid hopes that Labour will be more amenable than Tories
👍8👌1
Похоже в эфиопской армии созрела фронда внутриполитическому курсу действующего правительства. Нет, не в экономической его части, но именно в политической. Сперва советник начальника генштаба аккуратно намекнул, теперь вот начальник военного университета в голос заявляет:
«Мы не желаем нашему народу бунта, не желаем кровопролития ни себе, ни нашему народу. Это ведь мы по вашему приказу проливаем свою кровь не только в нашей стране, но и за ее пределами. Так сядьте уже [за стол переговоров] и решите свои проблемы! Нам в XXI веке только и не хватало, как биться друг с другом. И это – мнение каждого эфиопского солдата».
Из выступления бригадного генерала Кэббэдэ Рэгассы (ብ/ጀ ከበደ ረጋሳ) перед парламентариями на этой неделе.
"እኛ ከዚህ በኋላ ህዝባችን እንዲበጠበጥ፣ የእኛም ሆነ የህዝባችን ደም እንዲፈስ አንፈልግም። እናንተ በምትሰጡን ትዕዛዝ ሀገራችን ውስጥ ብቻ ሳይሆን ከሀገር ውጪም ደማችንን እናፈሳለን። ቁጭ ብላችሁ ችግራችሁን ፍቱ፣ በ21ኛው ክፍለ ዘመን እርስበርሳችን የምንዋጋው እኛ ብቻ ሳንሆን አንቀርም፣ ይሄ የእያንዳንዱ የኢትዮጵያ ወታደር ድምጽ ነው።"
ብ/ጀ ከበደ ረጋሳ ሰሞኑን በፓርላማ መድረክ ከሰጡት አስተያየት በከፊሉ
Генерал также прошелся и по власть предержащим, заявив, что армия лояльна не личностям, а народу и конституции, и именно за них она проливает кровь военнослужащих. Подобного рода заявление свидетельствует о том, что армии небезразлична возможная утрата авторитета в народе на фоне многолетнего гражданского противостояния, в котором ее используют в качестве последнего (и надо понимать, не самого убедительного) довода.
«Мы не желаем нашему народу бунта, не желаем кровопролития ни себе, ни нашему народу. Это ведь мы по вашему приказу проливаем свою кровь не только в нашей стране, но и за ее пределами. Так сядьте уже [за стол переговоров] и решите свои проблемы! Нам в XXI веке только и не хватало, как биться друг с другом. И это – мнение каждого эфиопского солдата».
Из выступления бригадного генерала Кэббэдэ Рэгассы (ብ/ጀ ከበደ ረጋሳ) перед парламентариями на этой неделе.
"እኛ ከዚህ በኋላ ህዝባችን እንዲበጠበጥ፣ የእኛም ሆነ የህዝባችን ደም እንዲፈስ አንፈልግም። እናንተ በምትሰጡን ትዕዛዝ ሀገራችን ውስጥ ብቻ ሳይሆን ከሀገር ውጪም ደማችንን እናፈሳለን። ቁጭ ብላችሁ ችግራችሁን ፍቱ፣ በ21ኛው ክፍለ ዘመን እርስበርሳችን የምንዋጋው እኛ ብቻ ሳንሆን አንቀርም፣ ይሄ የእያንዳንዱ የኢትዮጵያ ወታደር ድምጽ ነው።"
ብ/ጀ ከበደ ረጋሳ ሰሞኑን በፓርላማ መድረክ ከሰጡት አስተያየት በከፊሉ
Генерал также прошелся и по власть предержащим, заявив, что армия лояльна не личностям, а народу и конституции, и именно за них она проливает кровь военнослужащих. Подобного рода заявление свидетельствует о том, что армии небезразлична возможная утрата авторитета в народе на фоне многолетнего гражданского противостояния, в котором ее используют в качестве последнего (и надо понимать, не самого убедительного) довода.
Telegram
Абиссинецъ – የሐበሻ መስኮብ
Правительство Эфиопии, похоже, приняло решение вывести войска из национального округа Амхара после более чем полуторагодичной спецоперации.
Федеральное правительство это решение официально не обнародовало, но оно было принято. Это следует из сказанного генерал…
Федеральное правительство это решение официально не обнародовало, но оно было принято. Это следует из сказанного генерал…
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В Телеге по оппозиционным амхароязычным каналам гуляет запись этого эмоционального выступления, на котором в числе других присутствовали спикер нижней палаты эфиопского парламента Таггэсэ Чафо (አቶ ታገሰ ጫፎ) и представитель правительства в парламенте Тэсфайе Бэльджиге (አቶ ተስፋዬ በልጅጌ).
Премьер Аббый и его супруга Зыннащ отметились сегодня в Джимме на открытии отреставрированного дворца последнего правителя одноименного царства Абба Джифара II (ዳግማዊ አባ ጅፋር / Mootii Abbaa Jifaar). Об этой личности есть пространная статья в англоязычной Вики; о нем же написал и наш знаменитый соотечественник ротмистр-конногвардеец Александр Ксаверьевич Булатович, известный нам по рассказу о гусаре-схимнике в 12 главе культового романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». В своих дневниковых записях, изданных позже в виде книги «С войсками Менелика II», во 2 главе он подробно рассказывает о встрече с ним в его царской обители.
Telegram
EBC (Ethiopian Broadcasting Corporation)
ጠቅላይ ሚኒስትር ዐቢይ አሕመድ (ዶ/ር) የጅማ አባ ጅፋር ቤተ መንግስትን ጎበኙ
****************
ጠቅላይ ሚኒስትር ዐቢይ አሕመድ (ዶ/ር) የጅማ አባ ጅፋር ቤተ መንግስት እድሳትን እና በጅማ የገበታ ለትውልድ ፕሮጀክትን ጎብኝተዋል::
****************
ጠቅላይ ሚኒስትር ዐቢይ አሕመድ (ዶ/ር) የጅማ አባ ጅፋር ቤተ መንግስት እድሳትን እና በጅማ የገበታ ለትውልድ ፕሮጀክትን ጎብኝተዋል::
👍3