Сегодня, в день триумфа эфиопских патриотов, отстоявших свободу и независимость своей Родины от европейских культуртрегеров в пробковых шлемах и их фашиствующих последышей в шлемах стальных, уместно будет вспомнить героев и антигероев того героического пятилетия 1936-1941 годов, отделив агнцев от козлищ.
Сперва об агнцах, многие из которых были отданы на заклание, равнодушием мирового сообщества и злой волей обстоятельств. Среди выдающихся деятелей внутреннего Сопротивления или, как теперь принято говорить, полевых командиров следует упомянуть дэджазмача Зоуде Асфау (ደጃዝማች ዘውዴ አስፋው) и его отряд о сотне человек; раса Аббэбэ Аррэгая (ራስ አበበ አረጋይ) и полсотни его соратников, уойзэро Кэббэдэч Сыйюм (ወይዘሮ ከበደች ስዩም), вдовствующую супругу дэджазмача Абэрры Кассы (ደጃዝማች አበራ ካሣ), и ее отряд о сорока человек, дэджазмача Мэсфына Сылещщи (ደጃዝማች መስፍን ስለሺ) и три десятка его сподвижников. Их активные действия не позволяли расслабиться итальянскому гарнизону Аддис-Абебы.
На периферии отряды балямбараса Гэрасу Дуки (ባላምባራስ ገረሱ ዱኪ) на Джиммском тракте, фитаурари Таффэрэ (ፊታውራሪ ታፈረ) на Нэкэмтском тракте, дэджазмача Гэбрэ-Хиуота Мэщещи (ደጃዝማች ገብረሂወት መሸሻ) в ущелье Лималимо горного массива Сымен, дэджазмача Тэсфая Мэдэбая (ደጃዝማች ተስፋይ መደባይ) в долине пограничной с Эритреей реки Мэрэб и дэджазмача Бэляя Зэллекэ (ደጃዝማች በላይ ዘለቀ) в долине реки Голубой Нил (численностью от 500 до 3000 человек каждый) крайне осложняли жизнь оккупантов. Не могу перечислить всех, но как минимум, еще десяток-полтора командиров партизанских отрядов могу при необходимости указать.
А теперь о козлищах. Коллаборационистами стали рас Хайле-Сыллясе Гугса (ኃይለ ሥላሴ ጉግሳ) и рас Сыйюм Мэнгэща (ራስ ሥዩም መንገሻ) в Тыграе, рас Хайлю Тэкле-Хайманот (ራስ ኃይሉ ተክለ ሃይማኖት) в Годжаме, рас Гэбрэ-Хыйвот Микаэль (ራስ ገብረሕይዎት ሚካኤል) и дэджазмач Амде Али (ደጃዝማች አመዴ አሊ) в Уолло, дэджазмач Аялёу Бырру (ደጃዝማች አያሌው ብሩ) и дэджазмач Арайя Гэбрэ-Мэдхын (ደጃዝማች አርአያ ገብረመድኅን) в Гондэре, рас Гетаччоу Аббатэ (ራስ ጌታቸው አባተ) и дэджазмач Аббавукау Бырру (ደጃዝማች አባውቃው ብሩ) в Шоа, султан Абба-Джобир Абба-Джифар (ሱልጣን አባ ጆቢር አባ ጅፋር) и султан Абдулла Абба-Джифар (ሱልጣን አብዱላህ አባ ጅፋር) в Джимме, дэджазмач Хабтэ-Мариам Кумса (ደጃዝማች ሀብተማርያም ቁምሳ), дэджазмач Хонаынна Джоте (ደጃዝማች ሆናዕና ጆቴ) и дэджазмач Йоханныс Джоте (ደጃዝማች ዮሐንስ ጆቴ) в Уоллеге и еще с десяток аристократов.
Сперва об агнцах, многие из которых были отданы на заклание, равнодушием мирового сообщества и злой волей обстоятельств. Среди выдающихся деятелей внутреннего Сопротивления или, как теперь принято говорить, полевых командиров следует упомянуть дэджазмача Зоуде Асфау (ደጃዝማች ዘውዴ አስፋው) и его отряд о сотне человек; раса Аббэбэ Аррэгая (ራስ አበበ አረጋይ) и полсотни его соратников, уойзэро Кэббэдэч Сыйюм (ወይዘሮ ከበደች ስዩም), вдовствующую супругу дэджазмача Абэрры Кассы (ደጃዝማች አበራ ካሣ), и ее отряд о сорока человек, дэджазмача Мэсфына Сылещщи (ደጃዝማች መስፍን ስለሺ) и три десятка его сподвижников. Их активные действия не позволяли расслабиться итальянскому гарнизону Аддис-Абебы.
На периферии отряды балямбараса Гэрасу Дуки (ባላምባራስ ገረሱ ዱኪ) на Джиммском тракте, фитаурари Таффэрэ (ፊታውራሪ ታፈረ) на Нэкэмтском тракте, дэджазмача Гэбрэ-Хиуота Мэщещи (ደጃዝማች ገብረሂወት መሸሻ) в ущелье Лималимо горного массива Сымен, дэджазмача Тэсфая Мэдэбая (ደጃዝማች ተስፋይ መደባይ) в долине пограничной с Эритреей реки Мэрэб и дэджазмача Бэляя Зэллекэ (ደጃዝማች በላይ ዘለቀ) в долине реки Голубой Нил (численностью от 500 до 3000 человек каждый) крайне осложняли жизнь оккупантов. Не могу перечислить всех, но как минимум, еще десяток-полтора командиров партизанских отрядов могу при необходимости указать.
А теперь о козлищах. Коллаборационистами стали рас Хайле-Сыллясе Гугса (ኃይለ ሥላሴ ጉግሳ) и рас Сыйюм Мэнгэща (ራስ ሥዩም መንገሻ) в Тыграе, рас Хайлю Тэкле-Хайманот (ራስ ኃይሉ ተክለ ሃይማኖት) в Годжаме, рас Гэбрэ-Хыйвот Микаэль (ራስ ገብረሕይዎት ሚካኤል) и дэджазмач Амде Али (ደጃዝማች አመዴ አሊ) в Уолло, дэджазмач Аялёу Бырру (ደጃዝማች አያሌው ብሩ) и дэджазмач Арайя Гэбрэ-Мэдхын (ደጃዝማች አርአያ ገብረመድኅን) в Гондэре, рас Гетаччоу Аббатэ (ራስ ጌታቸው አባተ) и дэджазмач Аббавукау Бырру (ደጃዝማች አባውቃው ብሩ) в Шоа, султан Абба-Джобир Абба-Джифар (ሱልጣን አባ ጆቢር አባ ጅፋር) и султан Абдулла Абба-Джифар (ሱልጣን አብዱላህ አባ ጅፋር) в Джимме, дэджазмач Хабтэ-Мариам Кумса (ደጃዝማች ሀብተማርያም ቁምሳ), дэджазмач Хонаынна Джоте (ደጃዝማች ሆናዕና ጆቴ) и дэджазмач Йоханныс Джоте (ደጃዝማች ዮሐንስ ጆቴ) в Уоллеге и еще с десяток аристократов.
🔥5👏1
Будут либо Аббый, что желательно, но маловероятно, либо Тайе, что наиболее реально.
https://tass.ru/politika/23866141
https://tass.ru/politika/23866141
TACC
На параде Победы будут присутствовать 29 зарубежных лидеров
Помощник президента Юрий Ушаков уточнил, что в их числе лидеры Бразилии, КНР, Сербии и Словакии
Как образно!
Кынтáт (ቅንጣት) – крупица, частичка, зёрнышко, толика.
Кынтáт лидж (ቅንጣት ልጅ) – единственный ребенок, кровиночка.
Кынтáт (ቅንጣት) – крупица, частичка, зёрнышко, толика.
Кынтáт лидж (ቅንጣት ልጅ) – единственный ребенок, кровиночка.
🥰7
Эфиопы, когда просят о любезности или одолжении, предваряют просьбу такой вот идиомой: «Будь любезен и да продлит твои годы [Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева] Мария, сделай то-то или то-то».
«Бэкýмых Марьяʹм такýмых…» (በቁምህ ማርያም ታቁምህ)
«Бэкýмых Марьяʹм такýмых…» (በቁምህ ማርያም ታቁምህ)
👍6
На днях в инженерно-саперной дивизии (የውጊያ ምሕንድስና ክፍለ ጦር) главного инженерного управления вооруженных сил Эфиопии (የመከላከያ መሐንዲስ ዋና መምሪያ) состоялся выпуск младших специалистов, в том числе понтонёров. В опубликованном по случаю фотосете мелькнул снимок понтонно-мостового парка, коим располагают армейцы.
👍1
Может, кому из изучающих амхарский язык пригодится.
Я неоднократно упоминал в этом канале о четырех исторических областях компактного расселения амхарского этноса – Уóлло, Гóндэр, Годжáм и Шóа.
Сообразно, в амхарé выделяют четыре субэтноса – уоллáйцев (уоллёйé / ወሎዬ), гóндэрцев (гонэррé / ጎንደሬ), годжáмцев (годжаммé / ጎጃሜ) и шоáнцев (щоуве / ሸዌ или щэйе / ሸዬ) и три диалекта амхарского языка – гондэрский (гондэрыння / ጎንደርኛ), годжамский (годжамыння / ጎጃምኛ) и шоанский (щоувення / ሸዌኛ или щэйення / ሸዬኛ).
Уоллайское наречие считается базовым, образцовым; неспроста альтернативное название области Уолло – Бéтэ-Амáра (ቤተ አማራ), что переводится на русский как «дом амхарыʹ».
Кстати, на приведенной карте Гондэр обозначен, как Бэгем[ы]дыʹр (በጌምድር); это второе традиционное название северо-западной части региона расселения амхары. На русский переводится, как «земля овец». Оно и понятно – самая высокогорная область из четырех перечисленных.
Я неоднократно упоминал в этом канале о четырех исторических областях компактного расселения амхарского этноса – Уóлло, Гóндэр, Годжáм и Шóа.
Сообразно, в амхарé выделяют четыре субэтноса – уоллáйцев (уоллёйé / ወሎዬ), гóндэрцев (гонэррé / ጎንደሬ), годжáмцев (годжаммé / ጎጃሜ) и шоáнцев (щоуве / ሸዌ или щэйе / ሸዬ) и три диалекта амхарского языка – гондэрский (гондэрыння / ጎንደርኛ), годжамский (годжамыння / ጎጃምኛ) и шоанский (щоувення / ሸዌኛ или щэйення / ሸዬኛ).
Уоллайское наречие считается базовым, образцовым; неспроста альтернативное название области Уолло – Бéтэ-Амáра (ቤተ አማራ), что переводится на русский как «дом амхарыʹ».
Кстати, на приведенной карте Гондэр обозначен, как Бэгем[ы]дыʹр (በጌምድር); это второе традиционное название северо-западной части региона расселения амхары. На русский переводится, как «земля овец». Оно и понятно – самая высокогорная область из четырех перечисленных.
❤8👍2👏2
Примечательная эфиопская житейская мудрость, близкая нашей «сегодня пан, а завтра пропал». Отчасти напоминает изречение царя Соломона: «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» (Притч. 27:1).
Коли не ведаешь, что будет завтра, не хвались своим сегодняшним положением.
Нэʹгэн саттáй бэзáре аттыкурá. ነገን ሳታይ በዛሬ አትኩራ።
#мудростьнарода
Коли не ведаешь, что будет завтра, не хвались своим сегодняшним положением.
Нэʹгэн саттáй бэзáре аттыкурá. ነገን ሳታይ በዛሬ አትኩራ።
#мудростьнарода
👍4
Мобилизация сентября 1935 года: так начинался кровавый пятилетний путь к победе.
Мобилизовали полмиллиона. Вооружили их антиквариатом конца XIX века. Разнокалиберность – бич тыла любой армии. Каким в этих условиях был боезапас на первой линии, можно только гадать и охать. Но эфиопы не слили!
На первом снимке у «воттадэʹров» 7,7-мм (.303) британская винтовка Lee Metford Mk II обр. 1888 г. под патрон 7,7×56 мм R.
На втором снимке – итальянская 6,5-мм винтовка Vetterli-Vitali обр. 1871/87 гг. под патрон 6,5×52 мм Carcano.
На третьем снимке – французская 8-мм винтовка Gras обр. 1874 г. под патрон 8×50 мм R Lebel.
P.S. Амхарское слово «воттадэʹр» (ወታደር) образовано словостяжением двух компонентов – «воттó» (ወቶ), т.е. выйдя [в открытое место], и «адэʹр» (አደር), т.е. ночующий – вместе дающих понятие о «ночующем в поле», то бишь военнослужащем (сравните с европейским «зольдатом», который является производным от презренных пиастров).
Мобилизовали полмиллиона. Вооружили их антиквариатом конца XIX века. Разнокалиберность – бич тыла любой армии. Каким в этих условиях был боезапас на первой линии, можно только гадать и охать. Но эфиопы не слили!
На первом снимке у «воттадэʹров» 7,7-мм (.303) британская винтовка Lee Metford Mk II обр. 1888 г. под патрон 7,7×56 мм R.
На втором снимке – итальянская 6,5-мм винтовка Vetterli-Vitali обр. 1871/87 гг. под патрон 6,5×52 мм Carcano.
На третьем снимке – французская 8-мм винтовка Gras обр. 1874 г. под патрон 8×50 мм R Lebel.
P.S. Амхарское слово «воттадэʹр» (ወታደር) образовано словостяжением двух компонентов – «воттó» (ወቶ), т.е. выйдя [в открытое место], и «адэʹр» (አደር), т.е. ночующий – вместе дающих понятие о «ночующем в поле», то бишь военнослужащем (сравните с европейским «зольдатом», который является производным от презренных пиастров).
👍7👏3
Что касается формата участия эфиопов в наших торжествах по случаю 80-летия Победы.
Я изначально ожидал именно Тайе, а не Аббыя (хотя мечтал о прибытии последнего – это было бы супер-месседжем «кому надо») по той простой причине, что для эфиопов (какой бы ценностно-эмоциональный смысл мы ни вкладывали в данное событие) участие есть чисто протокольное мероприятие. Между тем с европейцами, которые к нашим торжествам отнюдь не амбивалентно расположены, эфиопам в обозримом будущем иметь (и иметь) дело, причем в полный рост.
Аббый – для бизнеса (ничего личного). Тайе – для протокола (чтобы никого не обидеть).
Так вижу.
Я изначально ожидал именно Тайе, а не Аббыя (хотя мечтал о прибытии последнего – это было бы супер-месседжем «кому надо») по той простой причине, что для эфиопов (какой бы ценностно-эмоциональный смысл мы ни вкладывали в данное событие) участие есть чисто протокольное мероприятие. Между тем с европейцами, которые к нашим торжествам отнюдь не амбивалентно расположены, эфиопам в обозримом будущем иметь (и иметь) дело, причем в полный рост.
Аббый – для бизнеса (ничего личного). Тайе – для протокола (чтобы никого не обидеть).
Так вижу.
💯3🤝2
Красота по-эфиопски: искусство «щиррубá» (ሽሩባ), то бишь плетения косичек (вспомним «у москвички – две косички, у узбечки – двадцать пять»).
#красотастрашнаясила
#красотастрашнаясила
🔥7❤2👏2
В преддверии праздника я могу лишь перепостить старую запись.
Telegram
Абиссинецъ – የሐበሻ መስኮብ
Между этими двумя снимками четыре года войны: первый снимок сделан в начале 1941 года, второй – летом 1945 года.
🔥8❤5
На первом снимке – начальник полковой школы 5 железнодорожного полка Западного Особого военного округа.
На втором снимке – командир 112 восстановительного батальона 13 отдельной железнодорожной бригады Ленинградского фронта.
На втором снимке – командир 112 восстановительного батальона 13 отдельной железнодорожной бригады Ленинградского фронта.
«…как в костре потухшем таял уголёк».
Это ощущение Победы роднит нас с эфиопами.
Наша героическая эпопея длилась 1418 дней (22.06.1941-09.05.1945), их – 2251 день (03.10.1935-30.11.1941). И у нас, и у эфиопов массовый характер приобрело партизанское движение.
Мы потеряли 13,5% довоенного населения (26,6 млн / 196,7 млн), они – 4,5% (0,76 млн / 16,9 млн). Как и в нашем случае, у эфиопов потери гражданского населения составили более половины от общего количества безвозвратных потерь: «сверхчеловеки» и «культуртрегеры» считали нас «недочеловеками» и вели себя сообразно своим чудовищным представлениям о мироустройстве.
Всех – с Праздником, который «со слезами на глазах»!
Это ощущение Победы роднит нас с эфиопами.
Наша героическая эпопея длилась 1418 дней (22.06.1941-09.05.1945), их – 2251 день (03.10.1935-30.11.1941). И у нас, и у эфиопов массовый характер приобрело партизанское движение.
Мы потеряли 13,5% довоенного населения (26,6 млн / 196,7 млн), они – 4,5% (0,76 млн / 16,9 млн). Как и в нашем случае, у эфиопов потери гражданского населения составили более половины от общего количества безвозвратных потерь: «сверхчеловеки» и «культуртрегеры» считали нас «недочеловеками» и вели себя сообразно своим чудовищным представлениям о мироустройстве.
Всех – с Праздником, который «со слезами на глазах»!
❤14🔥5🙏5👍2