N.Trans Lab – Telegram
N.Trans Lab
17.1K subscribers
2.28K photos
302 videos
19 files
1.01K links
Экспертный канал по транспортной логистике

Здесь мы обсуждаем:
🔻транспортную отрасль
🔻логистический бизнес
🔻решения РЖД и Минтранса РФ

Для комментариев и обращений: n.translab@gmail.com

#V4MMR
Download Telegram
Великолепное первое выступление конференции «Угольщиков для своих же» от Плакиткина Юрия — доктора экономических наук, профессора, руководителя Центра инновационного развития отраслей энергетики ФГБУН ИНЭИ РАН.

Любопытно, что, по мнению докладчика, конкурентоспособность российского угля будет достигаться за счёт отказа от шахтеров🤷‍♀️

Большая часть выступления касалась прогнозов мирового спроса на уголь и была, по-моему, сильно путаной, профессору явно не хотелось говорить о консенсусе экспертов по неизбежному падению рынка угля, но цифры — вещь упрямая… и врать с ними тяжело.

Строить БАМ для угля, по мнению профессора, не надо.

UPD: цель включения государства в поддержку угольной отрасли, по мнению Юрия Анатольевича, — социальный фактор и политическая активность жителей Кузбасса-угольщиков (от шантажа «касками», к сожалению, мы пока не ушли).

По-моему, очень взвешенное выступление г-на Плакиткина, по крайней мере в сравнении с аналогичной конференцией «Предвзято за уголь»в РИА «Новости» две недели назад: сегодня нам не говорили ни про радужные перспективы спроса на уголь, ни про агонию РЖД от падения угледобычи.
Любопытно, что Владимир Савчук считает, что порт Лавна — плохая идея для перемещения угля из Мурманского порта, дорогая и нерациональная.

Он также согласен с г-ном Плакиткиным, что третья очередь восточного полигона (БАМ-3) — проект сомнительный, а точнее, уже не нужен.
Доклад Алекса Гуо
Mysteel — это китайская организация , являющаяся крупным поставщиком отраслевых данных и ценовой информации.


Дискуссия о перспективах рынка угля быстро свелась к определению перспектив и потребностей Китая в угольной генерации и стратегии подхода к выбору поставщиков.

Китай подтверждает свою приверженность развитию производства и ВИЭ. Вопрос сроков  снижения потребления углеводородов для страны останется открытым. Баланс 50 на 50 ВИЭ и традиционные источники будет достигнут к 2030-35 годам. 

При этом Китай будет диверсифицировать поставки энергетического угля между Россией, Австралией и Индонезией, так чтобы не терять конкуренции на рынке поставщика. 
Прирост собственного производства будет так же определяться , исходя из себестоимости, внутри которой включаются и транспортные затраты.

Любопытно, что сегодня цена российского угля в Китае на базисе CFR китайский порт выше, чем Австралийского соответственно-836 и 815 юаней.

Уровень себестоимости китайского угля четырех крупнейших добывающих компаний Китая составляет от 312 до 344 юаней, а стоимость продажи от 491 до 564 юаня.

Падение поставок российского угля в Китай в 2025 году составило 16% к 2024 году. 
В целом, вопреки ожиданиям, конференция оказалась интересной и содержательной.
Тема логистики закончилась через 20 минут от начала дня на докладе ИПЭМ. Где, как ни странно, не было наезда на РЖД, а даже наоборот, речь шла об улучшении эксплуатационной работы, достатке локомотивов и мешающих лишних вагонах.

Далее было самое интересное: перспективы, рейтинги и прогнозы рынка угля.

Любопытно, что уровень исследований этой темы сегодня широк и разнообразен, и уровень компетенции участников, неожиданно, высокий.

Участие китайских и корейских коллег, их прогнозы и возможность уточнений — действительно редкость.

Ничего похожего на вечный дискусс «РЖД Vs Угольщики» — и это особенно круто, — не было!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ну и «вишенка на торте» — то, что сделало эту конференцию радикально непохожей на другие мероприятия по логистике угля!

В финале конференции с политическим призывом выступил Александр - сноубордист из Кемерово (не шутка) с темой защиты прав арестованного акционера одной из шахт Кузбасса.

Тема объективно вызывает сочувствие и становится примером использования угольных площадок для заявлений о несправедливости и волюнтаризме на местах в части российского бизнеса и его владельцев.
Forwarded from Proeconomics
По данным Росстата, за первые 7 месяцев года угольный сектор понес убытки в размере 225 млрд рублей. Для сравнения: в 2023 году сектор получил прибыль в размере 375 млрд рублей. По данным Минэнерго, к сентябрю закрылись 23 российских угольных компании — примерно 13% от общего числа предприятий в стране, ещё 53 компании под угрозой закрытия.
Перспективы улучшения конъюнктуры мирового рынка угля также остаются мрачными. Есть ли шансы на спасение угольной отрасли в России? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Консультант аналитического агентства «Национальный Эксперт» Николай Иванов:

Угольной отрасли сейчас реально непросто, она оказалась в худшей за последние 50 лет ситуации. Тем не менее, она выстоит, несмотря на ряд существующих ограничений для подъёма, начиная от спада поставок в Китай и Индию и заканчивая «узкими» местами на железных дорогах.

Вместе с тем, существующее положение дел уберёт из неё слабые предприятия, имеющие низкую рентабельность даже при высоких ценах, оставив сильных игроков с хорошей сырьевой базой и денежной подушкой, позволяющей им пережить трудное время.
К тому же власти не оставят угольные шахты и разрезы в беде и окажут им поддержку. Возможных вариантов здесь может быть много - и рассрочки по уплате налогов, и даже временный найм на муниципальные работы горняков с остановившихся предприятий.

Основатель проекта «N.Trans LAB», эксперт Института экономики роста им. П.А. Столыпина Мария Никитина:

Пока падение производства угля не превышает 5% от общего объёма производства угля в РФ. Численность убыточных предприятий выглядит как более значительная цифра, но она не коррелирует с объёмами. Так, 10% предприятий могут производить 90% объёмов угля. В целом мировые прогнозы сходятся во мнении, что рынок угля будет неизбежно падать. Это значит, что цены будут снижаться, и всё больше российских предприятий откажутся за гранью рентабельности. В первую очередь это коснется предприятий с большим транспортным плечом до рынков сбыта - Кузбасса и Сибири.

В сравнении с основными конкурентами — Австралией, Индонезией, транспортные плечи которых не превышают 200 км, среднее расстояние перевозок по железной дороге для России — 4 тыс. км. Это делает наш уголь менее конкурентоспособным в международном разрезе. При этом перевозка угля субсидируется другими российскими грузами (нефтью и углём) в размере 300 млрд руб. ежегодно за счёт более низких тарифов на уголь и более высоких — для нефти и металлов.
В целом по отрасли около 30% угольного производства не сможет выдержать конкуренцию, постепенно сокращаясь на горизонте до 2030. Все это говорит о том, что падение угля неизбежно, и задача страны сегодня — быстро переключиться с поддержки сохранения убыточного угля на помощь шахтёрам, их семьям и угольным регионам.

Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев:

До 2022 года Россия экспортировала половину своего угля. Основными покупателями были страны Европы и Азии. После введения санкций европейский рынок утерян полностью. В обозримом будущем вряд ли вернется азиатский рынок. И полностью компенсировать потери мы не смогли. Потому что логистика на восток через Транссиб и БАМ была перегружена даже до кризиса. Доставка угля из Кузбасса на Дальний Восток просто нерентабельна. Это логистическая ловушка, потому что железнодорожные тарифы, стоимость фрахтов судов, портовые услуги часть экспортной выручки просто съедают. Энергетический уголь - вообще низкомаржинальный товар. Любое удорожание в цепочке поставок тут же отражается на маржинальности. Мировые цены падают. В 2022 году был пик на мировых угольных рынках. За последние три года цены существенно снизились на угольных мировых рынках. Это связано с более мягкой зимой в Европе и с использованием альтернативных источников энергии.

(продолжение в следующем посте)
Forwarded from Coala
"Лавне" для окупаемости нужен космос.

Чтобы окупить строительство терминала "Лавна" в Мурманской области, тариф на перевалку угля там должен быть "космическим" – так считает замгендира ИПЕМ Владимир Савчук.

По его словам, перевалка угля в Мурманске стоит "очень невысоких денег" – порт недозагружен и работает на минимальной марже. На этом фоне "Лавна" не сможет предложить конкурентную цену: чтобы проект окупился, тариф перевалки придется поднять значительно выше текущего уровня.

Какую стоимость перевалки предложит "Лавна" для грузов, которые должны переключаться из Мурманска? Она будет явно выше, чем та, что есть сейчас в Мурманском торговом порту. А это значит, что экономика перевозок угля еще дополнительно может обрушиться.


Напомним, на прошлой неделе владельцы "Лавны" просили местные власти помочь перевести все угольные потоки из Мурманска к ним.

При этом в ИПЕМ считают, что если потоки и будут в ближайшее время смещаться, то в сторону АЧБ.

🪨 Coala
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM