N.Trans Lab – Telegram
N.Trans Lab
17.1K subscribers
2.28K photos
302 videos
19 files
1.01K links
Экспертный канал по транспортной логистике

Здесь мы обсуждаем:
🔻транспортную отрасль
🔻логистический бизнес
🔻решения РЖД и Минтранса РФ

Для комментариев и обращений: n.translab@gmail.com

#V4MMR
Download Telegram
Про инвестиции, ROI, эффективность, спрос и предложение не только на товар, но и на финансовые инструменты со стороны институциональных инвесторов, которые будут представлены известными банками и брокерами.

ВЕДОМОСТИ

И да! Очередная дискуссионная сессия по углю:)

Отрадно, что нас услышали и уважаемое издание организовало дебаты с участием не только одной стороны, а "оппонентов" с целью
"выработать сбалансированный взгляд на будущее угольной отрасли", "организовать открытый диалог между ключевыми игроками о текущем состоянии добывающих предприятий, механизмах их поддержки и перспективах привлечения новых инвестиций в сектор".


Нам очень отзываются заявленные цели. Всем уже пора выходить из парадигмы "стенка на стенку", где все стоят на своих изначальных позициях и вроде бы готовы к торгу, сближению и компромиссам, но непонятно кто сделает первый шаг, чтобы не потерять лицо ...

Заявленные спикеры - авторитетные, их аргументы, скорее всего отражают среднюю температуру по рынку и в различных коридорах власти. Однако, очень надеемся на дискуссию в рамках заявленной темы, а именно про инвестиции, ROI, эффективность, спрос и предложение не только на товар, но и на финансовые инструменты со стороны институциональных инвесторов, которые будут представлены известными банками и брокерами.

Будем держать вас в курсе!
Не только мы заметили качественный, аргументированный и убедительный характер тезисов от Якова и Партнеров на тему реалистичного выхода из угольного пике
👇👇👇
Forwarded from Бойлерная
Уголь уперся в тупик: почему субсидирование экспорта лишь усугубляет кризис, считает старший эксперт аналитического центра «Яков и Партнеры» Софья Мангилева.

Старая стратегия поддержки угольной отрасли через скидки и субсидии себя исчерпала. Новые данные показывают, что это не только дорого, но и контрпродуктивно.

В чем проблема?

Уголь — малодоходный груз для РЖД. На фоне бума контейнерных перевозок компания экономически заинтересована в приоритете более выгодных грузов.
Логистика на Востоке остается «дефицитной». Даже к 2030 году пропускной способности в 186 млн тонн будет недостаточно.
Субсидии консервируют убыточность. Государственная поддержка лишь продлевает агонию нерентабельных шахт, не решая структурных проблем и не принося значимых налогов в бюджет.

Система перекрестного субсидирования перевозок грузов на железной дороге снижают привлекательность перевозок угля, ограничивая доступность провозной мощности. В условиях роста спроса на перевозку контейнеров и других более доходных грузов приоритет для РЖД будет смещаться в их пользу, что еще больше осложняет положение угольной отрасли.

Дальнейшее субсидирование экономически неоправданно. Единственным разумным выходом становится управляемый вывод из эксплуатации малорентабельных и опасных шахт. Это снизит нагрузку на логистику и позволит перераспределить трудовые ресурсы в более перспективные отрасли.

Для РЖД высвобождение провозной способности в объеме 10–15 млн т (~ 50% добычи убыточных шахт), будет перераспределено в пользу более доходных номенклатур, в первую очередь контейнерных перевозок, где спрос со стороны клиентов уже значительно превышает предложение.

В долгосрочной перспективе, к 2030 году, ожидается дополнительный рост перевозок на 0,2–0,3 млн т (что в эквиваленте РЖД соответствует примерно 10 млн т угля). Таким образом, высвободившиеся объемы создают возможность для реализации всего экспортного потенциала.
Поход на круглый стол «Ведомостей», посвящённый углю, обогатил наш жизненный опыт пониманием того, как чувствовал себя знаменитый Пакьяо на ринге за титул чемпиона… Сегодня страх перед нашими аргументами о необходимости реорганизации угольной отрасли заставил противоположную сторону выставить целых три уровня защиты от МОЕГО выступления (это было по-настоящему смешно 🤭).

Каждый из нападавших на меня чётко отыгрывал роль в бою без правил, стараясь изо всех сил ударить по коленной чашечке как можно больнее (для иллюстрации см. видео).

Кстати, задать вопрос мне удалось случайно — за пять минут до этого организаторы, которые настаивали на моём присутствии, сказали, что выступить я не смогу 🤷‍♀️.

Из содержательного, к сожалению, наши надежды на финансовое рефери и заявленное желание «Ведомостей» взаправду найти решение угольной проблемы, как и предполагалось, не оправдались. Мы вновь подверглись инсинуациям о фантастическом сценарии падения угольных перевозок до нуля, что якобы приведёт к катастрофе с доходами РЖД и удорожанию перевозок для всех грузоотправителей.

Но если такое передёргивание, о котором НИКТО И НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ — про отказ от угледобычи целиком — используется как значимый аргумент, то кризис обоснованности угольного лобби — на-ли-цо!

В реальности же моя речь всегда идёт о сокращении добычи и исключении из экспортных потоков нерентабельного и малорентабельного угля!

Кстати, гендиректор «Русского угля» привёл очень показательный пример управляемого сокращения добычи в собственной компании на 10 млн тонн для сохранения рентабельности. Бизнес-кейс, который, на наш взгляд, достоин обобщения и тиражирования.

Наше обращение к финансовым аналитикам о том, что скидка с тарифа — это вертолётные средства, направленные на ещё большую деградацию и так социально отсталых угольных регионов, нашло ответчика только в лице ИПЭМ. Которого не смущает зашкаливающий уровень смертности, крайне высокий уровень заболеваний, низкий уровень зарплат и жизни в угольных регионах, и особенно на Кузбассе. Он предлагает и дальше вкладывать деньги всей экономики в поддержку социальной катастрофы в угольных регионах, усугубляя её ещё больше.

Кроме прочего, как и ожидалось, мы не услышали от угольных компаний или банков о готовящихся частных размещениях, выходе компаний на рынки заёмного или публичного капитала в ожидании перспективного роста.

А прежний разговор о необходимости роста жд инфраструктуры под уголь был опровергнут самим угольным бизнесом, который активно прибегает к сокращению производства как к разумному поведению на рынке падающего спроса.

В заключение хочется поблагодарить «Ведомости» — сказать спасибо, что они хотя бы попытались создать видимость дискуссии. Но ясно, что даже им не под силу закамуфлировать формат коммерческого мероприятия с ЗАКАЗЧИКОМ под настоящий диалог.

Ну и действительно: в сложившихся условиях спорить на равных угольщики могут, только слушая самих себя. Поэтому формат множественных, дорогих и малорепрезентативных конференций для них — единственный вариант, к огромному сожалению 😢.
…завидуйте мне экономисты! это Вам (нам) не скидки для угля делить, тут про устойчивый значимый экономический рост от признанных Гуру и авторитетов в экономике!
Пока коллеги готовят итоги заседания Столыпинского клуба, посвященного вопросам текущей и перспективной социально-экономической модели России, позиционированию России в мировой экономике, вопросам институциональных преобразований. С ключевым докладом в рамках которого вчера выступил экономист с мировым именем, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Абел Гезевич Аганбегян.

Мой вопрос академику Аганбегяну был связан с противоречивыми решениями правительства в области тарифной и финансовой политики. Когда государство с одной страны не прибегает к эмиссии для поддержания бюджета и инвестиций, пускает в дело непопулярный росту налогов, и все это с целью исключения инфляции, а с другой стороны не только поднимает тарифы естественных монополий, но и отменяет единственный разумный принцип ограничения роста тарифов/затрат жд монополии - «инфляция минус». Тем самым явно способствуя новому витку инфляции. 
С большой помпой, и возможно даже нарочито показательно, два дня назад прошла встреча президентов Казахстана и Азербайджана в Астане.

Как будто бы они что-то знали 🤷‍♀️

Частью обсуждения стала тема Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Который соединяет Китай через центральную Азию и Европу, минуя Россию.

Очевидно, что в нормальных условиях при наличии альтернативной устойчивой логистики через территорию России, развивающегося СМП и базового маршрута через Суэцкий канала, ТМТМ имеет сугубо региональное значение и не предполагает значимых инвестиций и расширения.

Однако, на встрече было подчёркнуто, что объем грузоперевозок по ТМТМ вырос на 62% и составил 4,5 миллиона тонн. В текущем году рост составил 2%. Идет работа по устранению так называемых «узких мест», и установлению единого долгосрочного тарифа вдоль коридора
. «Это повысит эффективность, обеспечит бесперебойность поставок по всему маршруту и, как мы планируем, позволит довести объем грузоперевозок до 10 миллионов тонн. Кроме того, отмечена важность развития терминальных мощностей портов. Казахстан строит контейнерный хаб в Актау. Хорошие перспективы открывает строительство грузового терминала в порту Алят с участием зарубежных, включая китайских, партнеров. «В ходе переговоров обсуждена возможность создания новой Транскаспийской паромной системы для экспорта грузов»,

—сказал Токаев

Видится, что в условиях санкций и их последнего усиления, а так же их особой направленности против логистики, целесообразность маршрута ТМТК для Средней Азии и Закавказья кратно возрастает, в нашем же случае растут риски потери транзита и логистического партнеров…
Хотелось бы такую прекрасную бижуху! … жаль нашему лагерю не светит получать таких подарков от «производителя», но есть надежда купить за «свои», сэкономленные стране на эффективном (хоть и болезненном) отраслевом лечении

👇👇👇

https://news.1rj.ru/str/Coala_russia/8346
Forwarded from Coala
Завтра выйдет полная версия интервью министра энергетики Сергея Цивилева. Однако уже сейчас в СМИ появилась любопытная цитата, которая касается возможной консолидации угольной отрасли.

По словам Цивилева, Минэнерго не исключает такой сценарий. Консолидация вокруг крупных компаний, по его мнению, может способствовать стабилизации сектора, однако для ее реализации нужна всесторонняя и комплексная оценка.

Минэнерго уже ведет такую работу, готовя обновленную программу развития угольной отрасли до 2050 года. После ее утверждения мы сможем конкретно говорить о консолидации, в том числе в рамках смещения добычи на Восток.


🪨 Coala
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from План 2030: BRICS+
Китай больше не просто строит порты — он переписывает мировую морскую карту. За два десятилетия Пекин создал крупнейшую сеть глубоководных терминалов за рубежом, охватывающую более 90 портов на всех континентах. От Джибути до Дарвина — китайское присутствие ощущается в каждом ключевом узле мировой торговли.

Эта инфраструктура давно вышла за рамки экономики и стала инструментом влияния. Государственные гиганты China Merchants Port и COSCO, а также частные структуры управляют терминалами в 22 портах Европы, включая Пирей, а также в Панамском канале, Латинской Америке и Африке. Формально — это логистика, фактически — новая геоэкономическая архитектура, где контроль над морскими путями превращается в рычаг глобальной политики. Пекин не просто экспортирует товары — он экспортирует управление потоками мировой торговли.
Эксперт VS Ведомости … или Министр против скидок.

Продолжая боксёрскую терминологию говоря об угольной пиаркомапнии, кажется, что Эксперт, где вышло свежее интервью министра энергетики Сергея Цивилева, нокаутировал Ведомости.

А как можно иначе понять, если сам Министр вопреки невероятному натиску пиар-активности угольного лобби под лозунгом «за скидки», говорит о том, что отрасль нуждается в более умной перестройке и модернизации, чем вертолётные дотации через железнодорожные тарифы.

Если обратить внимание, на прошедшей конференции Ведомостей по углю, Я как раз говорили о том, что пришло время по-умному распределить государственную поддержку в перестройке угольной промышленности, а не закопать госсубсидии в усиление социального кризиса и деградации угольных регионов.

В Ведомостях наше мнение проигнорировали. И как заезженная мантра: «даешь скидки на перевозку по железной дороге!»- прозвучал итоговый вывод конференции. Но, слава Богу, это ложное утверждение поправил Министр энергетики в своем интервью.

Не будем подробно развивать его очевидные решения: уменьшение неэффективных производств, смещение центра добычи к рынкам сбыта (сокращение логистического плеча).

Важным лично для меня кажется момент связанныйс идеей консолидации угольных предприятий, когда конкурентоспособность на внешних рынках достигается не за счет всеобщего спасения убыточных шахт на-гора, а за счет укрупнения эффективных бизнесов по угледобыче.

Второй важный тезис - естественным рыночным путем, хеджируя риски дефицита логистики, угольные компании более 10 лет назад стали активно инвестировать в профильный для себя бизнес – логистическую цепочку поставки угля на внешние рынки. Началось все с портовых мощностей, затем операторский бизнес, а теперь и вагоностроение.
По-моему, это вполне последовательно, логично и разумно. В условиях волатильности рынка угля, маржинальность распределена по всей цепочке поставки. Наибольшая ее часть будет приходиться на самое дефицитное звено. Это может быть и сама добыча, и ж.д. перевозка, и вагоны, и порты, и суда… Все эти пики в условиях низкой рентабельности угольного бизнеса следует контролировать еще больше.
 
Я бы еще добавила к словам министра идею про инвестиционные инструменты. Приход реальных инвесторов в отрасль – был бы более показательным, чем миллионы разных прогнозов о перспективах угольного рынка. Тут все просто, кто верит в «светлое будущее» – инвестирует, а нет … тогда государство инвестирует в перестройку, диверсификацию, решение социальной задачи и помощь людям, которые останутся без привычного дела из-за поэтапного сокращения неэффективных производств.
 
Думается, что именно такой вывод - рациональный экономически и социально ориентированный мог бы быть и на нашей конференции в Ведомостях, но, к сожалению, силы были потрачены на страх, чтобы любой ценой не дать слово адекватной экспертизе – против вредных вертолетных скидок для угольщиков по железной дороге.
 
Надо отдать должное коллегам по ТГканалью… хорошая идея нарезать эфир по маленьким кусочкам и выдавать порционно … и ничего, что сам диалог двух недельной свежести, а участник дискуссии , не такие уж молодые люди, если в разрезе склероза*… так вот некоторые уже успели и забыть, что говорили тогда.

Но зато, если 2 часа эфира делить на по 7 минут контента, может хватить до нового года … если не частить с постами:))

Предприимчиво все ж!👏

*это я про себя
Forwarded from Столыпин 2.0
Свидетель вечности (ну почти) академик РАН Абел Аганбегян выступил на Столыпинском клубе

В свои 93 удивляет уникальной памятью на цифры и колоссальным опытом работы во время и плановой экономики, и рыночных реформ. Главная мысль Абела Гезевича: ему бывает грустно изучать российскую экономику. С 1991 г. она выросла на 33% (в США – в 2 раза, в Европе - почти в 2, в Китае - в 13, в постсоциалистических странах – в 2,5, а в Индии – в 8).

За 35 лет на турбулентность (пандемия, санкции, адаптация к распаду СССР) можно списать всего несколько. В остальном годы были нормальные, но организовать устойчивый экономический рост мы не смогли. Россия технологически отстала от лидеров, а именно «экономика знаний» определяет положение страны в современном мире. В Китае 350 фирм-единорогов (у нас ни одной) и 536 крупных инновационных фирм (у нас почти нет). Доля высокотехнологичных товаров и услуг уступает США (25%) и Китаю (18%), у нас 1,3%.

В чем причина, по мнению Аганбегяна? В том, что мы создали социально-экономическую систему без мотора. Без двигателя, с недоразвитым рынком, не имеющим рынка капитала и конкурентной среды – главных двигателей рыночной экономики. Без стратегического реального планирования – дополнительного локомотива, который двигал странами, когда они пытались сделать рывок.

🔻На инвестиции в основной капитал в России приходится 18% ВВП, у Китая – 45%, у развивающихся стран – 30-35%, у развитых – около 20%.
🔻 Монетизация (объём денежной массы М2) в РФ 50-60 % ВВП. В Японии – 291%, Китае – 224%, Великобритании – 142%, Германии – 110%, Бразилии – 111%, ЮАР – 79%.
🔻Активы банковской системы - 90% ВВП. В Китае – 218%, Японии – 171%, Великобритании – 146%, Бразилии – 132%, Германии – 98%, Турции – 93%.
🔻Внебанковские фонды «длинных» денег - 20% ВВП. В США – 200%, Евросоюзе – 120%.

В России разрушили плановую систему экономики и не создали полноценную конкурентную рыночную. Сейчас нам жизненно необходим социально-экономический рост – устойчивый, базирующийся на научно-технологическом и инновационном развитии. И это не 2% в год, а гораздо больше. Нужны серьезные реформы.

Что ключевое: показатели долей инвестиций в основной капитал и в экономику знаний – 2 главных фактора, они определяют развитие. Оно будет, если доля этих факторов будет не ниже 45% для индустриальной страны. В России она сейчас 20%, а в среднем – 17-18%. Нужно дополнительно 10 трлн рублей, чтобы их инвестировать в экономику. Тогда и инфляция будет падать. Потому что борьба с инфляцией – не в искусственном сокращении спроса, а в органическом росте предложения.

Куда направить деньги?

1️⃣ на массовое техническое перевооружение наиболее важных предприятий, на чью продукцию есть спрос. Срок окупаемости таких затрат – 5-7 лет, но предприятия должны иметь возможность брать инвесткредиты под 5% годовых.
2️⃣ на новые мощности. Мы в 4 раза отстаем по производству инновационной продукции. Это 10-12 лет окупаемости. Такие инвесткредиты нужно выдавать под 3% годовых.
3️⃣на инфраструктуру. США, Китай и другие страны на свои инфраструктурные объекты – автострады, скоростные дороги – дают кредиты на 20-25 лет под 3% годовых.
4️⃣ на удвоение объемов жилищного строительства и автомобилестроения. Это отрасли с самым большим мультипликационным эффектом. Рост объемов строительства жилья на 10% обеспечит троекратный рост связанных с ним отраслей – стройматериалов, коммуникаций и др. То же самое – с автопромом. В совокупности это даст от 1,5% до 2% роста ВВП дополнительно.

🎯 От себя добавим: пока нелегко. Модернизация производств невозможна при ставках под 20%. Для нормальной работы рынка, в том числе фондового, венчурного, нужна еще работающая, как часы, экономическая судебная система, борьба с монополиями. Та инфраструктура, которая готова стать опорой роста, а именно энергетика (сейчас нехватка 50 ГВт).

На госуровне приняты серьезные директивные разработки к 2030 году. Чтобы их выполнить, нужен глоток смелых структурных решений, меняющих текущую парадигму. Подход крайне сильный и интересный, будем верифицировать и использовать в наших программах.
Пленарная дискуссия об условиях долгосрочного развития России на Форуме Стратегов 2025,организованная Советом Стратегов AV Group.

⚡️Цитата из выступления Дмитрия Белоусова
«Мы будем ,блин, пятипроцентный рост на сужающемся населении устраивать?! Худшее перед дракой … тут же половина мужиков либо дрались сам, либо в секции ходили… худшее- это когда ты себе какой-то бред рассказываешь, как ты одним ударом всех положишь. Ситуацию надо трезво оценивать…»


Это – ОГОНЬ! Лучшее, что я слышала в части стратегического планирования экономики нашей страны за последнее время, если не за всю жизнь.

Кроме того, в дискуссии прозвучали на мой взгляд очень здравые и трезвые оценки и предложения по стратегическому планированию экономики России:

- В России исчерпана старая модель экономики основанная на внешней капитализации
- Единственный выход — это рост за счет инвестиций на уровне 3%, при том, что высокая ставка ЦБ работает против инвестиций и утягивает экономику в сценарий 1% роста на долгосрочную перспективу
- Капиталоемкие сектора ТЭК и логистика (инфраструктура), которые вынужденно будут потреблять большое количество инвестиций для обеспечения их жизнедеятельности
-Одна из важных проблем российской экономической модели - ограничение диффузии технологий в массовое производство
- ЕС вероятнее всего будет стремиться к колонизации Украины, в расчете на дешёвый труд и ресурсы
- Для эффективного развития нужна концентрация на 2-3ключевых проектах развития, в том числе и в инфраструктуре, выделив их из сотен пунктов Нацпроектов.

Лучшее для вас в режиме видео-дайджест здесь👇👇👇
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM