N.Trans Lab – Telegram
N.Trans Lab
17.1K subscribers
2.27K photos
301 videos
19 files
1.01K links
Экспертный канал по транспортной логистике

Здесь мы обсуждаем:
🔻транспортную отрасль
🔻логистический бизнес
🔻решения РЖД и Минтранса РФ

Для комментариев и обращений: n.translab@gmail.com

#V4MMR
Download Telegram
Forwarded from Столыпин 2.0
Свидетель вечности (ну почти) академик РАН Абел Аганбегян выступил на Столыпинском клубе

В свои 93 удивляет уникальной памятью на цифры и колоссальным опытом работы во время и плановой экономики, и рыночных реформ. Главная мысль Абела Гезевича: ему бывает грустно изучать российскую экономику. С 1991 г. она выросла на 33% (в США – в 2 раза, в Европе - почти в 2, в Китае - в 13, в постсоциалистических странах – в 2,5, а в Индии – в 8).

За 35 лет на турбулентность (пандемия, санкции, адаптация к распаду СССР) можно списать всего несколько. В остальном годы были нормальные, но организовать устойчивый экономический рост мы не смогли. Россия технологически отстала от лидеров, а именно «экономика знаний» определяет положение страны в современном мире. В Китае 350 фирм-единорогов (у нас ни одной) и 536 крупных инновационных фирм (у нас почти нет). Доля высокотехнологичных товаров и услуг уступает США (25%) и Китаю (18%), у нас 1,3%.

В чем причина, по мнению Аганбегяна? В том, что мы создали социально-экономическую систему без мотора. Без двигателя, с недоразвитым рынком, не имеющим рынка капитала и конкурентной среды – главных двигателей рыночной экономики. Без стратегического реального планирования – дополнительного локомотива, который двигал странами, когда они пытались сделать рывок.

🔻На инвестиции в основной капитал в России приходится 18% ВВП, у Китая – 45%, у развивающихся стран – 30-35%, у развитых – около 20%.
🔻 Монетизация (объём денежной массы М2) в РФ 50-60 % ВВП. В Японии – 291%, Китае – 224%, Великобритании – 142%, Германии – 110%, Бразилии – 111%, ЮАР – 79%.
🔻Активы банковской системы - 90% ВВП. В Китае – 218%, Японии – 171%, Великобритании – 146%, Бразилии – 132%, Германии – 98%, Турции – 93%.
🔻Внебанковские фонды «длинных» денег - 20% ВВП. В США – 200%, Евросоюзе – 120%.

В России разрушили плановую систему экономики и не создали полноценную конкурентную рыночную. Сейчас нам жизненно необходим социально-экономический рост – устойчивый, базирующийся на научно-технологическом и инновационном развитии. И это не 2% в год, а гораздо больше. Нужны серьезные реформы.

Что ключевое: показатели долей инвестиций в основной капитал и в экономику знаний – 2 главных фактора, они определяют развитие. Оно будет, если доля этих факторов будет не ниже 45% для индустриальной страны. В России она сейчас 20%, а в среднем – 17-18%. Нужно дополнительно 10 трлн рублей, чтобы их инвестировать в экономику. Тогда и инфляция будет падать. Потому что борьба с инфляцией – не в искусственном сокращении спроса, а в органическом росте предложения.

Куда направить деньги?

1️⃣ на массовое техническое перевооружение наиболее важных предприятий, на чью продукцию есть спрос. Срок окупаемости таких затрат – 5-7 лет, но предприятия должны иметь возможность брать инвесткредиты под 5% годовых.
2️⃣ на новые мощности. Мы в 4 раза отстаем по производству инновационной продукции. Это 10-12 лет окупаемости. Такие инвесткредиты нужно выдавать под 3% годовых.
3️⃣на инфраструктуру. США, Китай и другие страны на свои инфраструктурные объекты – автострады, скоростные дороги – дают кредиты на 20-25 лет под 3% годовых.
4️⃣ на удвоение объемов жилищного строительства и автомобилестроения. Это отрасли с самым большим мультипликационным эффектом. Рост объемов строительства жилья на 10% обеспечит троекратный рост связанных с ним отраслей – стройматериалов, коммуникаций и др. То же самое – с автопромом. В совокупности это даст от 1,5% до 2% роста ВВП дополнительно.

🎯 От себя добавим: пока нелегко. Модернизация производств невозможна при ставках под 20%. Для нормальной работы рынка, в том числе фондового, венчурного, нужна еще работающая, как часы, экономическая судебная система, борьба с монополиями. Та инфраструктура, которая готова стать опорой роста, а именно энергетика (сейчас нехватка 50 ГВт).

На госуровне приняты серьезные директивные разработки к 2030 году. Чтобы их выполнить, нужен глоток смелых структурных решений, меняющих текущую парадигму. Подход крайне сильный и интересный, будем верифицировать и использовать в наших программах.
Пленарная дискуссия об условиях долгосрочного развития России на Форуме Стратегов 2025,организованная Советом Стратегов AV Group.

⚡️Цитата из выступления Дмитрия Белоусова
«Мы будем ,блин, пятипроцентный рост на сужающемся населении устраивать?! Худшее перед дракой … тут же половина мужиков либо дрались сам, либо в секции ходили… худшее- это когда ты себе какой-то бред рассказываешь, как ты одним ударом всех положишь. Ситуацию надо трезво оценивать…»


Это – ОГОНЬ! Лучшее, что я слышала в части стратегического планирования экономики нашей страны за последнее время, если не за всю жизнь.

Кроме того, в дискуссии прозвучали на мой взгляд очень здравые и трезвые оценки и предложения по стратегическому планированию экономики России:

- В России исчерпана старая модель экономики основанная на внешней капитализации
- Единственный выход — это рост за счет инвестиций на уровне 3%, при том, что высокая ставка ЦБ работает против инвестиций и утягивает экономику в сценарий 1% роста на долгосрочную перспективу
- Капиталоемкие сектора ТЭК и логистика (инфраструктура), которые вынужденно будут потреблять большое количество инвестиций для обеспечения их жизнедеятельности
-Одна из важных проблем российской экономической модели - ограничение диффузии технологий в массовое производство
- ЕС вероятнее всего будет стремиться к колонизации Украины, в расчете на дешёвый труд и ресурсы
- Для эффективного развития нужна концентрация на 2-3ключевых проектах развития, в том числе и в инфраструктуре, выделив их из сотен пунктов Нацпроектов.

Лучшее для вас в режиме видео-дайджест здесь👇👇👇
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Vgudok
#инфраструктура

Вьетнам и Россия договорились о совместном продвижении крупного железнодорожного проекта. Новая магистраль должна пройти через территорию Китая и Монголии, обеспечив прямое сообщение между странами и став частью более широкой системы региональной транспортной интеграции.

«Реализуется идея установления железнодорожного сообщения с Вьетнамом через Китай и через Монголию», — сообщил вице-премьер РФ Алексей Оверчук.

Как заявлено, проект направлен на усиление торгово-экономических контактов и развитие логистических маршрутов в Евразии. По словам представителей транспортных ведомств, железнодорожная линия создаст новые возможности для грузоперевозок и будет способствовать диверсификации путей доставки товаров, снижая зависимость от морских направлений.

Эксперты отмечают, что инициатива может стать важным звеном в формировании транспортного коридора, соединяющего Юго-Восточную Азию с Россией и странами Европы, а также поддержит рост взаимной торговли и промышленного сотрудничества.

Ну и в отпуск можно будет ездить поездом… если у вас есть лишний месяц в запасе.
Дорогие коллеги и подписчики, сегодня мы выступаем на металлургической конференции «Русская Сталь»… тут интересно, самобытно и правдиво … но к сожалению, по просьбе организаторов, самые лучшие выступления/посты о них мне придется удалить😢

Мне казалось, что основная цель отраслевых конференций именно обмен мнениями с рынком и регуляторами … но тут, видимо, задача обмена мнениями с узким кругом 30 человек, которые присутствуют в зале🤷‍♀️

Вынуждено подчиняюсь, и поделюсь с вами впечатлениями от дискуссии близко к тексту прямой речи докладчиков, через пересказ позиций и мнений докладчиков :))

…coming soon!


UPD так же отчет с конференции в режиме онлайн можно посмотреть на канале Фарида Хусаинова
Пускай меня расстреляют , но этот слайд я не могу не выложить :)) тут у нас у угля тариф не рос 20 лет … а даже падал суммарно …
«Транспорт и металлургия – 2025».

ПАНЕЛЬНАЯ СЕССИЯ
«Взаимодействие железной дороги и металлургических предприятий»
 
Минимум информации, максимум фото - продолжая поддерживать запрет на содержательную трансляцию дискуссии, делимся личными фото … надеюсь это не наказуемо :))
Что я хочу сказать, в простонародье это называется «или трусы, или крест»

Если ты делаешь конференцию - это в любом случае ПУБЛИЧНОЕ мероприятие.
Публично - означает в присутствии публики, открыто, гласно, предназначено для всех.


При этом, нас с Фаридом Хусаиновым организаторы лишили возможности писать о конференции «Металлургия и транспорт 2025», а Грузопоток - издание с 36 тысячной аудиторией изложило все в деталях … где логика 🤷‍♀️

👇👇👇

https://news.1rj.ru/str/gruz0potok/8689
Минтранс продвигает российские транспортные коридоры

На проходящем в эти дни в Стамбуле Веронском Евразийском экономическом форуме Минтранс активно продвигает наши ключевые логистические маршруты как надежную альтернативу для международной торговли.

Замминистра Дмитрий Зверев сделал акцент на том, что Россия не просто наращивает свои провозные мощности, а предлагает миру самые быстрые и эффективные логистические решения по маршруту Азия-Европа через свои международные транспортные коридоры – Трансарктический и Восточный железнодорожный полигон.

Развитие Трансарктического коридора - самый амбициозный и перспективный проект. В качестве примера, сейчас все указывают на пионерский коммерческий рейс контейнеровоза «Istanbul Bridge», который доставил груз из Китая в Великобританию за рекордные 20 дней, что на 7 дней быстрее аналогичной доставки по железной дороге и на 3 недели быстрее доставки морем через Суэц.

Замминистра также озвучил амбициозные планы, которые хотелось бы уточнить в деталях. Во-первых, «откуда деньги, Зин», а также по спецификации. Например, о том, что мощности российских портов будут увеличены к 2030 г. на 225 млн тонн до 1,5 млрд тонн. В условиях избытка портовых мощностей, это заявление звучит свежо. В добавление к нему, развитие мощностей ж/д подходов к крупнейшим морским портам. Также из нового (и не проверенного) в заявлении замминистра - грузоперевозки по Восточному полигону вырастут с нынешних 180 млн. тонн до 210 млн тонн к 2028 г., и далее до 270 млн тонн к 2032 г. Ранее речь шла о 210 млн тонн только к 2030, а не к 2028. Плюс. Реализуемы ли эти оптимистичные планы на фоне сокращения инвестпрограммы РЖД – большой вопрос к министерству.

Однозначно позитивно звучат планы Минтранса улучшить пропускную способность сквозных автодорог, обеспечивающих транзитный грузовой трафик. В ближайшие пять лет запланировано строительство 50 обходов городов, в сумме это 2 тыс. км новых федеральных дорог и порядка 5 тыс. региональных и местных трасс.

В целом, считаем такой продюсерский подход Минтранса к продвижению российских транспортных коридоров на международных площадках единственно правильным. Собственные возможности нужно продвигать активно и с оптимистичными оценками. А сказанные и процитированные информагентствами слова замминистра можно считать слоганом.

Маршрут через Россию - "кратчайший путь, самый быстрый и самый дешевый".
Как же по разному некоторые из нас читают «классику» … вот мы, если помните, говоря про впечатления от страт-форума и выступления Дмитрия Белоусова не заметили ничего связанного с УГЛЕМ и мотивацией Китая к переходу на зеленый кДж (хотя казалось бы кому как не нам…), а вот коллеги из общественно-политического блока толкователей все подвели именно под этот нарратив
👇👇👇

https://news.1rj.ru/str/tolk_tolk/26271
Логистическая экспансия России

Из материалов к проекту федерального бюджета следует, что на создание зарубежной логистической инфраструктуры в 2025 г было направлено 837 млн рублей, а в 2026 г - уже 2 млрд руб.  

К 2028 г. объём финансирования вырастет в 13 раз  до10,5 млрд руб. Все эти инвестиции будут осуществляться из федерального бюджета в рамках стартовавшего с 2025 года  федерального проекта «Создание зарубежной инфраструктуры», который предусматривает формирование сети транспортно-логистических центров и промышленных зон в странах Азии, Африки, Ближнего Востока и СНГ.

Главная заявленная цель проекта — укрепить присутствие России на ключевых внешних рынках и создать новые маршруты поставок в обход санкций.  По сравнению с китайскими амбициями и их проектом "Шелковый путь" - это выглядит как капля в море, но то, что мы начали реализовывать собственную стратегию про логистической экспансии и создания собственных товарных транспортных коридоров - факт несомненно отрадный. Остается только вопрос эффективной реализации в условиях ограниченных средств.
 
В числе «опорных стран» названы Китай, Бразилия (БРИКС), Азербайджан, Узбекистан (СНГ), а также партнеров Турция, Венесуэла, Пакистан - всего 26 государств. В рамках программы около 7 млрд будет направлена на компенсацию логистических издержек при экспорте продукции (надеемся, что не сырьевой),  4 млрд руб предусмотрено для помощи компаниям, создающим транспортно-логистические центры и промзоны, и  4,5 млрд получит ВЭБ.РФ для развития российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала в Египте.

Участок площадью 50 га в районе Айн-Сохна арендован на 49 лет и предоставляет резидентам налоговые льготы, приоритетными направлениями для этой промзоны станут автомобилестроение и машиностроение, фармацевтика, химия, агропромышленный комплекс.
 
К 2030 году в рамках федерального проекта планируется построить 13 объектов зарубежной инфраструктуры. Также изучается возможность строительства логистического хаба в Иране после финализации параметров МТК Север-Юг, возможно, это будет терминал в порту Бендер-Аббас. Также в Минпромторге обсуждает возможность создания логистического хаба в Объединенных Арабских Эмиратах, а также промышленно-логистической площадки в Таджикистане.
 
Пока рано говорить о том, поможет ли эта программа создать по-настоящему значимый инфраструктурный плацдарм для будущих товарных потоков между странами БРИКС и глобальным Югом, но первый шаг сделан. Транспортно-логистические центры в опорных странах позволят размещать склады, проводить первичную обработку и дистрибуцию товаров, локализовать производство или сборку российской продукции.  Компенсации за перевозки по приоритетным коридорам делают российский экспорт более конкурентным.
И хорошо, что мы не забиваем, что все это в целом для того, чтобы достичь заявленных целей по увеличению объема несырьевого экспорта до $248 млрд к 2030 г.
⁉️Господа, друзья и товарищи… вопрос у меня:

Я правильон понимаю, что начальника департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» РЖД Сергея Галкина задержали за получение взятки на полгода позднее, чем тех, кто ему ее давал?
 
Задержанные В НАЧАЛЕ ЭТОГО ГОДА взяткодатели - Евгений Прилепин и Руслан Пух (ЦРПИ, где Прилепин служил СЕО, и КТЛР соответственно) как указано, совершили противоправное действие с целю согласования дополнительных планов перевозки.

При этом, сам департамент Сергея Галкина никакого формального отношения к планам не имел, в его функции входит в основном работа «по повышению эффективности перевозочного процесса, поддержанию и развитию необходимой для этого инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включая локомотивный комплекс», а также «обеспечение технологической координации работы подразделений ОАО РЖД и дочерних и зависимых обществ». То есть, это не ЦД и даже не ЦФТО( для понимающих).

При этом г-н Прилепин, в задачи которого входило
«повышение всего экспортного потенциала нашей старины»

не мог об это не знать.

Возможно, причина разбега во времени между задержанием участников в том, что г-н Галкин тоже выступает посредником
🤷‍♀️


Ну и вишенка на торте этого дела – цитата на фото👇
Forwarded from План 2030: BRICS+
Доля доллара и евро в торговых расчетах между Россией и Китаем снизилась до уровня статистической погрешности. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на 30-й регулярной встрече глав правительств двух стран. По его словам, Пекин сегодня является крупнейшим внешнеэкономическим партнёром Москвы, а переход на расчёты в национальных валютах стал устойчивым трендом.

Фактически Россия и Китай завершили процесс дедолларизации двусторонней торговли, выстраивая расчётную систему на основе рубля и юаня. Это не только снижает зависимость от западных финансовых систем, но и укрепляет роль Китая как эмитента ключевой валюты в Евразии.
По данным Forbes, за Газпромом и Роснефтью в лидерах инвестиций 2024г - идут РЖД, которым совсем немного не хватило до второго места.

В 2024 году инвестиции компании выросли почти на 13%, до 1,42 трлн рублей, и это третья строчка в рейтинге. В отчетном году РЖД направили 342 млрд рублей на развитие Восточного полигона, 275 млрд рублей на обновление подвижного состава, 198 млрд рублей на реконструкцию железнодорожных путей и 97 млрд рублей на развитие Центрального транспортного узла.

То есть 342 млрд рублей инвестиций 2024 вновь пришлись на угольный сектор, который как мы заем,забирает 90% прироста мощностей всего Восточного полигона.

Думаю, это одна из самых значительных, в стоместном выражении, мер целевой отраслевой поддержки в России
Идеальный шторм российского комодитис прирастает металлургией
 
По данным за 2024 год фактическое состояние российского металлургического комплекса (в части черной металлургии) – это почетное 5-ое место в мировом производстве, сразу за Китаем, Индией, Японией, США. Где Китай производит 53%, а Россия- 4% .
 
В части экспорта мы также на 5-ом месте с долей 5 %, Китай27%, ЕС 26%, Япония и Ю.Корея по 7%.
 
С 2021 года в экспорте мы потеряли 11млн.т (35%), в производстве- 9 млн.тон (или 13%). Падение экспорта было частично скомпенсировано внутренним потреблением (рост в 2023 составил около 6%) . Поэтому темпы падения производства в металлургии ниже, чем -экспорта.

Однако, в 2024 году, рост внутреннего потребления сменился падением. Общие показатели здесь вернулись к 2021 году, а прогноз 2025 года предполагает 14% падение внутрироссийского спроса.

В отрасли наблюдается снижение цен по основным позициям готовой продукции. Арматура –(минус) 18%, г/к лист – 7%, трубы – 12%, новы выросли показатели затрат: э/э +26%, железнодорожные тарифы +32%, а/м перевозки+ 43%, з/п +32%, ставка кредитования +50%.
 
Надо отметить, что сегодня российское комодитис в целом переживает идеальный шторм. Это вполне относиться и к сфере черной металлургии. Среди общих, почти для всех российских сырьевых отраслей, проблем можно выделить- тотальную экспансию китайских производителей, которая все резче влияет на всех экспортёров. По металлургии за прошедшие 9 месяцев экспорт Китая на металлургическом рынке вырос на 16,7%. При общемировом росте на 3%. Это говорит о том, что Китай забирает на себя все большую долю металлургического рынка.
 
Это во многом подкрепляется огромными размерами внутреннего металлургического рынка Китая. Страна как маркетмейкер может рулить ценами и объемами спроса и предложения мировой торговли. А этот статус позволяет Китаю более гибко управлять инвестициями, внедрять новые технологии, и увеличивать свои конкурентные преимущества за счет роста производительности, нового оборудования, технологий и тд.
 
При этом, в самом Китае наблюдается снижение темпов роста спроса, что так же характерно и для Европейского рынка. Что еще больше давит на рост предложения и падение цен в металлургии.
 
Повышение конкурентоспособности за счет технологий, производительности или хотя бы девальвации рубля у нас так же не получается, потому что с одной стороны кредитование не доступно, а с другой - укрепляется рубль.
 
В тоже время, российский внутренний рынок потребления металлургической продукции активно стагнирует из-за высокой ключевой ставки, санкций и отсутствия инвестиций. Внутри РФ очевидна тенденция к замедлению темпов роста. Она не прервалась и в 3 квартале 2025 года. Данные за июль-август и опережающие индикаторы Росстата и ЦБ указывают на ухудшение настроений в бизнесе, новости пестрят заголовками о переходе на неполную рабочую неделю или неоплачиваемые отпуска в ряде секторов.
 
Добывающая и обрабатывающая промышленности нашей страны также находятся в подавленном состоянии, тенденция на ухудшение видна не только в ожиданиях, но и в динамике показателей выпуска; лишь благодаря смягчениям ограничений ОПЕК+ сырьевой сектор ненадолго приблизился к нулевым темпам роста снизу.
 
Таким образом, ситуация практически патовая, а от того, что она у почти у ВСЕХ такая – гайки в металлургии закручиваются и со стороны государства, и со стороны монополий, и со стороны потребителей. Налоги растут, железнодорожные тарифы, цены рынка падают.

Самое время искать нетривиальные пути, возможности и методы повышения эффектности👇👇👇
1) Во-первых, это может быть перераспределение капитала внутри бизнеса в направлении контроля цепочек поставок. При низкой маржинальности прибыль может перераспределяться в узкие места или монопольные сектора цепочек поставок. Это может быть все, что угодно, где есть дефицит.
 
Сейчас мы видим железнодорожные услуги, где опережающими темпами растут тарифы, (даже несмотря на существенное их инфляционное влияние),растут цены на отстой лишнего парка, ставки фрахта на несанкционные суда и тд.
 
2) Следующий момент - биржевая торговля. В глобальном плане –это инструмент, которым пользуются те же лидеры рынка, формируя и саму торговлю и создавая производные инструменты для укрепления своей гегемонии и лидерства. Однако, в период формирования новых конфигураций на рынке, и во время противоборства крупных игроков (США и Китай) можно находить новые возможности в перепрошивке рынков. Например, как бы Китай не хотел, чтобы юань не стал новой международной валютой расчетов, а из-за противостояния с США они вынуждены создать цифровой юань, как альтернативу SWIFT/ систему прямых платежей, минуя доллар. Объём этого рынка уже насчитывает более 90млрд$.
 
В цветной металлургии у нас на фоне LME, есть Шанхайская биржа, которая, кстати, котирует ставки с учётом логистики.
 
В России мы видим пока незрелый биржевой рынок комодитис, причин этому много. Но плюс в том, что торговля через, например, Санкт-Петербургскую биржу нефтепродуктами осуществляется с услугами логистики. Это дает надежду на то, что постепенно и сама логистика станет биржевым продуктом. Что позволит ей стать более зрелой, прозрачной и с оптимизированной.
 
Заметим, что на протяжении всего существования рынка оперирования жд вагонами, тяготеющего к открытой биржевой торговле и сопротивляющегося этому, его высокая волатильность не меняется. И это очень плохо… , страдают все смежники:  ивагоностроение, и металлургия, и даже владельцы путей необщего пользования вынуждены то разбирать, то прокладывать рельсы заново, так как ставки за отстой вагонов различаются в 5-6 раз.
 
Прозрачность рынка оперирования вагонами, его большая прогнозируемость и равномерность дадутэффект сокращения затрат для всей экономики. Особенно это будет заметно в сегодняшней ситуации низкой маржинальности российского сырьевого сектора.
 
3) Следующий элемент- цифровизация и внедрение искусственного интеллекта в логистике. Это -один из основных катализаторов перемен в укладе торговли и центров маркетмейкерства.
 
В этой части в российской логистике мы, можно сказать, вступаем в новую эру. С 1-ого сентября у нас обязательное цифровое фиксирование всех сделок на рынке перевозок на НЦТЛП. А это значит всеперевозки окажутся в одних руках, и будут виданыэксклюзивно этим самым «рукам». Тут открываются огромные возможности, как для поиска эффектов, так и для злоупотреблений. Тут вам и новый маркетплейс логистики, и центр оптимизации, и новый значимый игрок в управлении цепями поставок … Кому не нравится Платон, и монополия пломбирования вагонов тот просто не понимает: что такое настоящая цифровая монополизация – через учет и контроль со стороны большого брата!
 
Среди примеров фундаментальных переделов на логистическом рынке на основе цифры можно выделить услуги такси. Еще недавно этим бизнесом владели автопарки, теперь он полностью в руках IT-компаний.
 
Само собой все эти методы не исключают традиционных способов «борьбы за выживание» на сжимающемся рынке. Это и инвестиции в технологии, которые выросли у металлургов за последние 2 года на 51%, и борьба заращение затрат в монопольных секторах (металлургии здесь лидеры скидок 2025 года), и пр… но наравне с этим важно искать и использовать новые возможности тренды активно меняющегося мира экономики и бизнеса нового столетия.