Ценность финального текста не в том, что в нем написано, а в том, что от него отрезано.
Обычно речь идет о метафорических ножницах. Но если все совсем грустно, то на помощь приходит стопка бумаги, ножницы, клей и очень большой стол (пол тоже подойдет). К концу упражнения текст должен усохнуть процентов на 20-30%.
Говард Беккер во “Writing for Social Scientists” радуется, что ему больше не нужны ножницы, корректор и клей, чтобы вносить исправления. Но на деле иногда без ножниц и клея не обойтись. За последние четыре дня я сократила большой текст с 454 тыс знаков до 411 тыс, кое-где сильно поменяла структуру и она стала лучше . Пройдено 68 страниц из 200. Если дело пойдет так же бодро, то к финалу черновик, действительно, сократится процентов на 20.
Обычно речь идет о метафорических ножницах. Но если все совсем грустно, то на помощь приходит стопка бумаги, ножницы, клей и очень большой стол (пол тоже подойдет). К концу упражнения текст должен усохнуть процентов на 20-30%.
Говард Беккер во “Writing for Social Scientists” радуется, что ему больше не нужны ножницы, корректор и клей, чтобы вносить исправления. Но на деле иногда без ножниц и клея не обойтись. За последние четыре дня я сократила большой текст с 454 тыс знаков до 411 тыс, кое-где сильно поменяла структуру и она стала лучше . Пройдено 68 страниц из 200. Если дело пойдет так же бодро, то к финалу черновик, действительно, сократится процентов на 20.
Следующие несколько постов, по-видимому, будут про написание обзора литературы. Я немного запуталась в классификациях и подходах к написанию обзоров литературы и начну с того, что хорошо работает для меня самой.
https://telegra.ph/Konspektirovanie-v-tablice-01-28
#конспект #обзор
https://telegra.ph/Konspektirovanie-v-tablice-01-28
#конспект #обзор
Telegraph
Систематический обзор литературы
Систематический обзор литературы всегда требуется в науках, где широко используются количественные и экспериментальные методы. В социальных науках систематический обзор литературы встречается несколько реже. При систематическом обзоре литературы ее читают…
Я пока опасаюсь переходить к традиционным литобзорам, и продолжу про систематические.
Из предыдущего поста могло показаться, что систематический обзор возможен только для количественных эмпирических исследований. Однако в социальных науках довольно много качественных исследований, которые сделаны с позиции зависимых и объясняющих переменных. Иногда это сказано напрямую, как, например, у Алексея Трошева “…by providing variation of the dependent variable, judicial power (зависимая переменная), the Russian case allows us to compare both successes and failures of judicial empowerment in similar contexts” и ниже он пишет: “First, it defines judicial empowerment (зависимая переменная) as a dynamic feedback among the three variables: the court design, judicial decision making, and the enforcement of court decisions (объясняющие переменные)” и отдельно пишет про контрольные переменные “intra-country comparisons allow control for various background variables, such as historical legacies, the immediate context of post-authoritarian transition, and political leadership”. #обзор
Из предыдущего поста могло показаться, что систематический обзор возможен только для количественных эмпирических исследований. Однако в социальных науках довольно много качественных исследований, которые сделаны с позиции зависимых и объясняющих переменных. Иногда это сказано напрямую, как, например, у Алексея Трошева “…by providing variation of the dependent variable, judicial power (зависимая переменная), the Russian case allows us to compare both successes and failures of judicial empowerment in similar contexts” и ниже он пишет: “First, it defines judicial empowerment (зависимая переменная) as a dynamic feedback among the three variables: the court design, judicial decision making, and the enforcement of court decisions (объясняющие переменные)” и отдельно пишет про контрольные переменные “intra-country comparisons allow control for various background variables, such as historical legacies, the immediate context of post-authoritarian transition, and political leadership”. #обзор
Cambridge Core
Judging Russia by Alexei Trochev
Cambridge Core - Comparative Law - Judging Russia - by Alexei Trochev
Но, как правило, подобного тщательного разбора по переменным авторы не делают. Тем не менее можно попробовать выделить их самостоятельно и заполнить таблицу систематического обзора даже в этом случае. Конечно, такой подход ведет к слишком сильному упрощению источника, но часто помогает собрать разные источники в одном документе и увидеть, как она связана. #обзор #конспект
Полезнейший ресурс для тех, кто пишет по-английски, но не только - многие вещи можно скалькировать на русский. Это банк готовых синтаксических решений для описания разных явлений в эссе/диссертации.
Я собиралась в каком-нибудь из постов посокрушаться, что в учебниках английского академического письма всегда можно найти список ловких фраз и выражений, чтобы сформулировать, например, противопоставление или последовательно описать явление. Но на русском я таких списков пока не находила.
Этот ресурс даже лучше любого учебника. И ведь я когда-то о нем знала, да забыла. Не могу не поделиться. Но пользоваться им следует осознанно, чтобы не свалиться в плагиат.
http://www.phrasebank.manchester.ac.uk
Я собиралась в каком-нибудь из постов посокрушаться, что в учебниках английского академического письма всегда можно найти список ловких фраз и выражений, чтобы сформулировать, например, противопоставление или последовательно описать явление. Но на русском я таких списков пока не находила.
Этот ресурс даже лучше любого учебника. И ведь я когда-то о нем знала, да забыла. Не могу не поделиться. Но пользоваться им следует осознанно, чтобы не свалиться в плагиат.
http://www.phrasebank.manchester.ac.uk
Academic Phrasebank
Home
Это библиотека Альбертина в Лейпциге. Примерно так должна выглядеть хорошая библиотека: открытые полки, довольно много рабочих мест, а главное - часы работы: с 8 до 22 (для Лейпцига это невозможно долго, зимой жизнь тут заканчивается примерно в 18.45). Правда, кофе в кафетерии ужасный, поэтому звания “наипрекраснейшая” библиотека не получает.
Полку с книгами по академическому письму долго искать не пришлось: она находится прямо у входа, по правую руку, в разделе “Allgemeine” (общая литература). Правда, полка эта совсем короткая. Кроме классических пособий по подготовке к IELTS, SAT, TOEFL, на ней нашлись буквально пять книг с названиями “How to write a Master Thesis”, “Authoring a PhD”, “How to Prepare a Dissertation Proposal”.
Но мое внимание задержала книга Oliu, Brusaw & Alred “Writing that Works”. Это книга не совсем про академическое письмо, а про те формы письма, которыми приходится постоянно пользоваться в обычной жизни - отчеты, деловые письма, заявки на финансирование, презентации и так далее. Авторы обсуждают и обычные исследовательские вопросы - как организовать сбор первичной и вторичной информации, как структурировать документы, как работать с соавторами. Но не забывают и о простых, но способных серьезно испортить жизнь автора вещах: какой тип и размер шрифта использовать для разных типов документов, как оформлять диаграммы, какие отступы должны быть в тексте, как начинать и завершать тексты разных типов.
В книжном секонд-хенде abebooks.com ее можно найти за 4,28 доллара. В Россию отправляет не каждый продавец, но многие. Я, пожалуй, закажу ее для работы. #книги #библиотека
Полку с книгами по академическому письму долго искать не пришлось: она находится прямо у входа, по правую руку, в разделе “Allgemeine” (общая литература). Правда, полка эта совсем короткая. Кроме классических пособий по подготовке к IELTS, SAT, TOEFL, на ней нашлись буквально пять книг с названиями “How to write a Master Thesis”, “Authoring a PhD”, “How to Prepare a Dissertation Proposal”.
Но мое внимание задержала книга Oliu, Brusaw & Alred “Writing that Works”. Это книга не совсем про академическое письмо, а про те формы письма, которыми приходится постоянно пользоваться в обычной жизни - отчеты, деловые письма, заявки на финансирование, презентации и так далее. Авторы обсуждают и обычные исследовательские вопросы - как организовать сбор первичной и вторичной информации, как структурировать документы, как работать с соавторами. Но не забывают и о простых, но способных серьезно испортить жизнь автора вещах: какой тип и размер шрифта использовать для разных типов документов, как оформлять диаграммы, какие отступы должны быть в тексте, как начинать и завершать тексты разных типов.
В книжном секонд-хенде abebooks.com ее можно найти за 4,28 доллара. В Россию отправляет не каждый продавец, но многие. Я, пожалуй, закажу ее для работы. #книги #библиотека
По не очень мне понятной траектории наш пятничный вечерний разговор от обсуждения покраски стен перебрался к Говарду Беккеру. Его “Writing for Social Scientist” уже упоминалась здесь и еще не раз будет упоминаться. Среди прочего, у него есть сюжет об организации рабочей рутины и о том, что каждому автору необходимо разобраться в собственных ритуалах и пользоваться ими. Они помогают снизить писательскую тревожность. Моя же рутина мне несколько приелась, захотелось обновления. Простое решение - подвигать мебель и покрасить стены.
Так, за обсуждением опыта перекрашивания стен, Катя призналась, что до сих пор многие знают ее как автора текста “О страданиях и рисках академического письма”, появившегося в результате чтения Беккера. Хотя с той публикации прошло ровно 10 лет и за это время Катерина защитила диссертацию, опубликовала почти два десятка статей в хороших журналах и возглавила научный центр, страдания и риски никуда не делись. С каждым новым проектом все идет по кругу: предвкушение от работы с новыми данными, понятные, но преодолимые трудности при их анализе и терзания и боль при написании текста. #письмо #коллеги #продуктивность
Так, за обсуждением опыта перекрашивания стен, Катя призналась, что до сих пор многие знают ее как автора текста “О страданиях и рисках академического письма”, появившегося в результате чтения Беккера. Хотя с той публикации прошло ровно 10 лет и за это время Катерина защитила диссертацию, опубликовала почти два десятка статей в хороших журналах и возглавила научный центр, страдания и риски никуда не делись. С каждым новым проектом все идет по кругу: предвкушение от работы с новыми данными, понятные, но преодолимые трудности при их анализе и терзания и боль при написании текста. #письмо #коллеги #продуктивность
polit.ru
О страданиях и рисках академического письма
Статья социолога Екатерины Губа (Европейский университет в Санкт-Петербурге) - заметки на полях книги американского социолога Говарда Беккера
Нашла в черновиках одного из своих незавершенных текстов пост Пэт Томсон о разнице между целью (aims) и задачами (objectives) исследования. Раз я когда-то решила сохранить ее пост целиком, видимо, он мне показался важным и имеет смысл обсудить его содержание поподробнее.
Формулирование целей и задач исследования, как правило, не очень просто дается начинающему исследователю. Томсон предлагает для облегчения этой задачи подставить вопросы. Цель отвечает на вопрос “что?” (о чем исследование), задачи - на вопрос “как?”.
Цель исследования - это то, что вы надеетесь получить в результате, ответ на какой вопрос хотите получить. Это то, для чего делается исследование. Будь то теоретическое исследование (я хочу разобраться в теории Z…) или практическое исследование (я хочу обнаружить связь между X и Y). Цель формулируется с использованием инфинитивов. “Цель работы - показать… / Цель работы - объяснить… / Цель работы - обнаружить связь…”. Важно, что цель должна быть сформулирована конкретно, должна быть достаточно амбициозная, но досягаемая (про досягаемость целей исследования, конечно, следует читать Умберто Эко).
В поисках примеров пролистала несколько авторефератов диссертаций с dissercat - в них обязательно будет постановка целей и задач. Открыла первые штук 15 работ по специальности 22.00.03 “Экономическая социология и демография”. По этой специальности много эмпирических работ, а значит можно надеяться найти хорошую формулировку целей. Но даже в этих диссертациях хороших образцов не так много.
Плохая формулировка цели исследования: “дать социологическое объяснение специфики…” (слишком метафизично). Похожая формулировка “цель заключается в социологическом осмыслении и эмпирической оценке”.
Тоже не очень хорошо: “выявление особенностей личностных качеств” - сформулирована через отглагольное существительное, а следует использовать глагол. Отглагольные существительные вместо глагола в инфинитиве в формулировании целей встречаются сплошь и рядом: “целью является исследование влияния“, “цель заключается в разработке”.
Конкретная, но не достаточно амбициозная цель: “описать процесс формирования института” ( открыла работу случайно, но оказалось, что я знаю, как рождалась эта диссертация, и догадываюсь, что в формулировании цели можно было бы использовать и более сильный глагол, вроде “объяснить”).
Почти хорошая постановка цели, если бы она была сформулирована не через отглаголольное существительное: “Цель исследования: концептуализация уровня жизни сельского населения РФ и измерение его динамики в контексте социально-экономической трансформации села.” Понятие “уровень жизни” - непростое и его, действительно надо наполнить смыслом. Понятно, и время, и место анализа. В-общем, из этой цели мне понятно о чем работа и понятно для чего она сделана.
Формулирование целей и задач исследования, как правило, не очень просто дается начинающему исследователю. Томсон предлагает для облегчения этой задачи подставить вопросы. Цель отвечает на вопрос “что?” (о чем исследование), задачи - на вопрос “как?”.
Цель исследования - это то, что вы надеетесь получить в результате, ответ на какой вопрос хотите получить. Это то, для чего делается исследование. Будь то теоретическое исследование (я хочу разобраться в теории Z…) или практическое исследование (я хочу обнаружить связь между X и Y). Цель формулируется с использованием инфинитивов. “Цель работы - показать… / Цель работы - объяснить… / Цель работы - обнаружить связь…”. Важно, что цель должна быть сформулирована конкретно, должна быть достаточно амбициозная, но досягаемая (про досягаемость целей исследования, конечно, следует читать Умберто Эко).
В поисках примеров пролистала несколько авторефератов диссертаций с dissercat - в них обязательно будет постановка целей и задач. Открыла первые штук 15 работ по специальности 22.00.03 “Экономическая социология и демография”. По этой специальности много эмпирических работ, а значит можно надеяться найти хорошую формулировку целей. Но даже в этих диссертациях хороших образцов не так много.
Плохая формулировка цели исследования: “дать социологическое объяснение специфики…” (слишком метафизично). Похожая формулировка “цель заключается в социологическом осмыслении и эмпирической оценке”.
Тоже не очень хорошо: “выявление особенностей личностных качеств” - сформулирована через отглагольное существительное, а следует использовать глагол. Отглагольные существительные вместо глагола в инфинитиве в формулировании целей встречаются сплошь и рядом: “целью является исследование влияния“, “цель заключается в разработке”.
Конкретная, но не достаточно амбициозная цель: “описать процесс формирования института” ( открыла работу случайно, но оказалось, что я знаю, как рождалась эта диссертация, и догадываюсь, что в формулировании цели можно было бы использовать и более сильный глагол, вроде “объяснить”).
Почти хорошая постановка цели, если бы она была сформулирована не через отглаголольное существительное: “Цель исследования: концептуализация уровня жизни сельского населения РФ и измерение его динамики в контексте социально-экономической трансформации села.” Понятие “уровень жизни” - непростое и его, действительно надо наполнить смыслом. Понятно, и время, и место анализа. В-общем, из этой цели мне понятно о чем работа и понятно для чего она сделана.
patter
aims and objectives – what’s the difference?
You’re ready, you’re aimed, and now you have to fire off the objectives. But you’re a bit confused. What”s the difference between the two? An aims-objectives confusion might…
Открыла экономические работы (родная специальность 08.00.01 “Экономическая теория”) - но там с формулировкой целей все еще хуже. Типичны подобные конструкции: “Целью работы является развитие теоретических положений…”. И даже в очень симпатичной по названию, использованной теории и эмпирическим методам работе “Социальный капитал как фактор успеха национальных сборных: на примере футбола” цель сформулирована слишком непрозрачно: “Цель диссертации заключается в том, чтобы теоретически продемонстрировать и эмпирически оценить роль социального капитала как фактора успеха национальных сборных команд по футболу.”
У физиков (специальность 01.04.06. Акустика) дела с амбициозностью и конкретностью обстоят гораздо лучше: “Целью данной работы является построение теории, способной во всей полноте описать клиновые акустические волны, не ограничиваясь ни фиксированным углом клина, ни типом симметрии упругой среды”. Ее бы переформулировать в “цель работы - построить полную теорию клиновых акустических волн” - и стало бы совсем хорошо. Тут понятно - работа теоретическая и касается она только клиновых акустических волн. Уточнение про среды и угол клина я бы убрала из формулировки цели и перенесла в задачи.
Томсон также приводит список английских глаголов, которые более уместны в формулировании цели исследования: to synthesise, to catalogue, to challenge, to critically interrogate” по сравнению с более мягкими “to investigate, to understand, and to explore…”. Над списком русских аналогов придется помозговать.
#диссертация #стиль
У физиков (специальность 01.04.06. Акустика) дела с амбициозностью и конкретностью обстоят гораздо лучше: “Целью данной работы является построение теории, способной во всей полноте описать клиновые акустические волны, не ограничиваясь ни фиксированным углом клина, ни типом симметрии упругой среды”. Ее бы переформулировать в “цель работы - построить полную теорию клиновых акустических волн” - и стало бы совсем хорошо. Тут понятно - работа теоретическая и касается она только клиновых акустических волн. Уточнение про среды и угол клина я бы убрала из формулировки цели и перенесла в задачи.
Томсон также приводит список английских глаголов, которые более уместны в формулировании цели исследования: to synthesise, to catalogue, to challenge, to critically interrogate” по сравнению с более мягкими “to investigate, to understand, and to explore…”. Над списком русских аналогов придется помозговать.
#диссертация #стиль
Задачи объясняют, как исследователь собирается достигать поставленную цель. Здесь используются активные глаголы: “я соберу такие-то данные”, “я проанализирую”, “я протестирую гипотезы”. Задач всегда больше, чем одна и обычно их представляют в виде списка. Задачи должны быть сформулированы так, чтобы, действительно, помочь в достижении цели исследования. Их можно представить как набор конкретных шагов, которые надо сделать, чтобы исследование состоялось. Но не стоит мельчить и превращать список задач в список покупок, их не должно быть слишком много. И, конечно, задачи должны быть достижимы. Это особенно важно, если вы работаете над проектом исследования, не готовите финальный текст. В авторефератах с формулировками задач дела обстоят обычно лучше, чем с формулировкой целей, поэтому примеры я приводить не буду.
Еще один момент здесь возникает: уместно ли использовать “я” в научном тексте. Я соглашаюсь с теми, кто считает, что это делать можно и постановка задач - это как раз тот случай, где “я” стоит на своем месте. Но я понимаю, что есть традиция российского академического текста и не всегда стоит настаивать на ее сломе в ущерб достижению более важной цели. По вопросу использования “мы” вместо “я” в нашем маленьком исследовательском коллективе сломано не одно копье. Я считаю, что если автор один, то он не должен писать о себе “мы” (его королевское высочество”. Тогда уже лучше использовать инфинитивные формы глагола, но не вязкую пассивную форму. Вместо “для достижения этой цели была собрана база данных” можно написать “задача - сформировать базу данных”.
#диссертация #стиль
Еще один момент здесь возникает: уместно ли использовать “я” в научном тексте. Я соглашаюсь с теми, кто считает, что это делать можно и постановка задач - это как раз тот случай, где “я” стоит на своем месте. Но я понимаю, что есть традиция российского академического текста и не всегда стоит настаивать на ее сломе в ущерб достижению более важной цели. По вопросу использования “мы” вместо “я” в нашем маленьком исследовательском коллективе сломано не одно копье. Я считаю, что если автор один, то он не должен писать о себе “мы” (его королевское высочество”. Тогда уже лучше использовать инфинитивные формы глагола, но не вязкую пассивную форму. Вместо “для достижения этой цели была собрана база данных” можно написать “задача - сформировать базу данных”.
#диссертация #стиль
Недавно человек 15 лет попытался набрать текст на моем ноутбуке и не смог этого сделать. Он спросил - “ну как? как ты это делаешь?”.
Я-то полагала, что если он из того поколения, что уже рождалось с клавиатурой в руках, то таким вопросом задаваться не будет. Но ведь правда, мало где обсуждается, что в академической жизни нужен такой простой навык как умение быстро и без опечаток набирать текст.
Первый компьютер у меня появился сразу после окончания университета. В одной из IT фирм будущего Парка высоких технологий списывали компьютеры и в мою сторону списали IBM 486. Машина была древняя, но с хорошими для того времени мозгами и ужасным всем остальным. Танцы с бубнами и отверткой стали моим любимым развлечением на следующие полтора года.
Приятель, притащивший компьютер в мой дом, настоятельно рекомендовал освоить слепую печать - мол, без этого тебя ни на какую работу не возьмут. Работы, и правда, не было, вечерами я бегала по репетиторствам, а днем тарабанила на “Соло на клавиатуре” и учила английский. Бесплатными были только 40 первых уроков, я их освоила за три дня. Потом еще разочек повторила. Английский делать не стала, а зря. После начали прилетать подработки, где умение быстро печатать очень пригодилось. Среди прочего я набирала рукописи последнего народного поэта Беларуси Рыгора Барадуліна - горжусь. Я не довела навык до совершенства, набираю тексты с опечатками и в английском больше их больше, чем в русском. Но даже половинчатое умение слепой печати очень пригодилось. Мой первый ноутбук был из американского секонд-хенда - никакой русской клавиатуры там, конечно, не было. И еще один компьютер, купленный уже здесь, в Петербурге, по традиции был с очень хорошей начинкой и не русифицированной клавиатурой. На нем и пишу этот пост. Умение пользоваться отверткой и забираться внутрь компьютера тоже актуально до сих пор - две трети деталей уже заменены на запчасти с Али экспресса, но расстаться с лучшим другом не могу.
Сейчас клавиатурных тренажеров много - не обязательно учиться по “Соло на клавиатуре”. С нуля обучение занимает дня три, переучивание, возможно, пойдет быстрее, возможно, медленнее. Ну и для прокрастинации отличное занятие.
#софт #производительность
Я-то полагала, что если он из того поколения, что уже рождалось с клавиатурой в руках, то таким вопросом задаваться не будет. Но ведь правда, мало где обсуждается, что в академической жизни нужен такой простой навык как умение быстро и без опечаток набирать текст.
Первый компьютер у меня появился сразу после окончания университета. В одной из IT фирм будущего Парка высоких технологий списывали компьютеры и в мою сторону списали IBM 486. Машина была древняя, но с хорошими для того времени мозгами и ужасным всем остальным. Танцы с бубнами и отверткой стали моим любимым развлечением на следующие полтора года.
Приятель, притащивший компьютер в мой дом, настоятельно рекомендовал освоить слепую печать - мол, без этого тебя ни на какую работу не возьмут. Работы, и правда, не было, вечерами я бегала по репетиторствам, а днем тарабанила на “Соло на клавиатуре” и учила английский. Бесплатными были только 40 первых уроков, я их освоила за три дня. Потом еще разочек повторила. Английский делать не стала, а зря. После начали прилетать подработки, где умение быстро печатать очень пригодилось. Среди прочего я набирала рукописи последнего народного поэта Беларуси Рыгора Барадуліна - горжусь. Я не довела навык до совершенства, набираю тексты с опечатками и в английском больше их больше, чем в русском. Но даже половинчатое умение слепой печати очень пригодилось. Мой первый ноутбук был из американского секонд-хенда - никакой русской клавиатуры там, конечно, не было. И еще один компьютер, купленный уже здесь, в Петербурге, по традиции был с очень хорошей начинкой и не русифицированной клавиатурой. На нем и пишу этот пост. Умение пользоваться отверткой и забираться внутрь компьютера тоже актуально до сих пор - две трети деталей уже заменены на запчасти с Али экспресса, но расстаться с лучшим другом не могу.
Сейчас клавиатурных тренажеров много - не обязательно учиться по “Соло на клавиатуре”. С нуля обучение занимает дня три, переучивание, возможно, пойдет быстрее, возможно, медленнее. Ну и для прокрастинации отличное занятие.
#софт #производительность
Я долго составляла в голове этот пост, мозговала, как можно бы получше рассказать о менеджерах цитат, потому что рассказывать о них нельзя никак иначе кроме как вопросами "ты чего? такой крутой штукой еще не пользовался?!" и показывать крутизну на примерах. Но видеоблогером, чтобы показать их на примерах, я становиться не хочу, поэтому придумала, что попробую рассказать про плюсы и минусы двух самых популярных менеджеров цитат Zotero и Mendeley.
#софт #производительность
https://telegra.ph/Menedzhery-citat-03-04
#софт #производительность
https://telegra.ph/Menedzhery-citat-03-04
Telegraph
Менеджеры цитат
Как кажется, в академическом мире совсем немногие пользуются менеджерами цитат. Я же думаю, что они крайне полезны. До того, как я познакомилась со Scrivener, именно менеджер цитат Mendeley был моей любимой зверушкой в ряду программ, поддерживающих академическую…
Два видео про менеджеры цитат.
Рассказ про Zotero от чудесной Алины из Казахстана, которая изучает нанотехнологии в Австралии.
#тьюториал #блоги #софт
https://www.youtube.com/watch?v=gMGrWBkB7wE
Рассказ про Zotero от чудесной Алины из Казахстана, которая изучает нанотехнологии в Австралии.
#тьюториал #блоги #софт
https://www.youtube.com/watch?v=gMGrWBkB7wE
YouTube
Как оформить список литературы и хранить все документы / Менеджер цитирования Zotero
Где скачать Zotero: https://www.zotero.org/ (НЕ ЗАБЫВАЕМ СКАЧАТЬ Zotero Connector!)
База стилей Zotero: https://www.zotero.org/styles
Где скачать Mendeley: https://www.mendeley.com/?interaction_required=true
Где посмотреть на EndNote: https://endnote.com/…
База стилей Zotero: https://www.zotero.org/styles
Где скачать Mendeley: https://www.mendeley.com/?interaction_required=true
Где посмотреть на EndNote: https://endnote.com/…
И не такой задорный, но полезный рассказ о Mendeley от представителя Elsevier.
#тьюториал #софт
https://www.youtube.com/watch?v=MZqlweHziBo
#тьюториал #софт
https://www.youtube.com/watch?v=MZqlweHziBo
YouTube
Семинар по программе Mendeley (Reference Manager Workshop)
Спикер: Андрей Локтев
Консультант по ключевым информационным решениям компании Elsevier и разработчик программного обеспечения. Тема семинара: "Как создать и структурировать персональную научную библиотеку и взаимодейстовать с учеными всего мира с помощью…
Консультант по ключевым информационным решениям компании Elsevier и разработчик программного обеспечения. Тема семинара: "Как создать и структурировать персональную научную библиотеку и взаимодейстовать с учеными всего мира с помощью…
Источник-источнику рознь.
В поиске литературы есть один момент, на который поначалу редко обращаешь внимание - это разнообразие типов источников. Мы привыкли считать, что вершину в иерархии научных текстов занимает статья в первом-втором квартиле Web of Science или Scopus. Но не всегда знание раздобывается исключительно в статьях.
Одна из возможных классификаций жанров текстов - это классификация по уровню научной новизны.
На первом уровне находятся учебники. В учебниках содержится конденсированное и проверенное временами знание по узкой дисциплине. Разные авторы могут делать акценты на разных аспектах в дисциплине, но набор базовых теорий, терминология и основные эмпирические находки будут более-менее одинаковыми. Хорошие учебники содержат проработанный дидактический аппарат: вопросы для обсуждения в аудитории, задачи, тесты, вопросы для эссе. В конце хорошего учебника есть два важных указателя - указатель имен и тематический указатель. Они помогают быстро сориентироваться в учебнике и зачастую несут гораздо больше пользы, чем попытка найти ответ на вопрос по оглавлению. На уровне магистратуры и аспирантуры учебники по дисциплине уже почти не открываются. Однако имеет смысл заглянуть в них, если чувствуется растерянность перед материалом, с которым предстоит работать.
Второй уровень учебной литературы - хрестоматии классических текстов. В 2014 сначала наши коллеги из Центра независимых социологических исследований, потом мы сами выпустили хрестоматии текстов по праву и обществу. Но эти книги, скорее, следовало бы называть не хрестоматиями, а коллекциями текстов на тему. Эти книги не плохи и в свое время решали важную задачу по введению русскоязычного читателя в дискуссию по нашей тематике. Почему же эти книги не хрестоматии. Отличие - в дидактическом аппарате. В классических хрестоматиях всегда есть хорошо поставленные вопросы к тексту. Это могут быть фактические вопросы - "из каких элементов складывается теория автора?" Это могут быть и методические вопросы, например "как в пятом абзаце текста автор формулирует свой аргумент?" или "как развивается аргумент на 4-5 страницах текста". Внимательная работа с такими хрестоматиями лучше помогает понять классические статьи по дисциплине. Она также помогает выделять лучшие практики письма. Зачастую, редакторы хрестоматий существенно сокращают текст, оставляя для студентов только самые важные и прорывные моменты текстов. В таком случае внимательное чтение одной хрестоматии позволяет охватить все дисциплинарное поле и быстро нарастить в нем компетенцию. #литература #книги
В поиске литературы есть один момент, на который поначалу редко обращаешь внимание - это разнообразие типов источников. Мы привыкли считать, что вершину в иерархии научных текстов занимает статья в первом-втором квартиле Web of Science или Scopus. Но не всегда знание раздобывается исключительно в статьях.
Одна из возможных классификаций жанров текстов - это классификация по уровню научной новизны.
На первом уровне находятся учебники. В учебниках содержится конденсированное и проверенное временами знание по узкой дисциплине. Разные авторы могут делать акценты на разных аспектах в дисциплине, но набор базовых теорий, терминология и основные эмпирические находки будут более-менее одинаковыми. Хорошие учебники содержат проработанный дидактический аппарат: вопросы для обсуждения в аудитории, задачи, тесты, вопросы для эссе. В конце хорошего учебника есть два важных указателя - указатель имен и тематический указатель. Они помогают быстро сориентироваться в учебнике и зачастую несут гораздо больше пользы, чем попытка найти ответ на вопрос по оглавлению. На уровне магистратуры и аспирантуры учебники по дисциплине уже почти не открываются. Однако имеет смысл заглянуть в них, если чувствуется растерянность перед материалом, с которым предстоит работать.
Второй уровень учебной литературы - хрестоматии классических текстов. В 2014 сначала наши коллеги из Центра независимых социологических исследований, потом мы сами выпустили хрестоматии текстов по праву и обществу. Но эти книги, скорее, следовало бы называть не хрестоматиями, а коллекциями текстов на тему. Эти книги не плохи и в свое время решали важную задачу по введению русскоязычного читателя в дискуссию по нашей тематике. Почему же эти книги не хрестоматии. Отличие - в дидактическом аппарате. В классических хрестоматиях всегда есть хорошо поставленные вопросы к тексту. Это могут быть фактические вопросы - "из каких элементов складывается теория автора?" Это могут быть и методические вопросы, например "как в пятом абзаце текста автор формулирует свой аргумент?" или "как развивается аргумент на 4-5 страницах текста". Внимательная работа с такими хрестоматиями лучше помогает понять классические статьи по дисциплине. Она также помогает выделять лучшие практики письма. Зачастую, редакторы хрестоматий существенно сокращают текст, оставляя для студентов только самые важные и прорывные моменты текстов. В таком случае внимательное чтение одной хрестоматии позволяет охватить все дисциплинарное поле и быстро нарастить в нем компетенцию. #литература #книги
Третий уровень обзорной литературы - это энциклопедии. Я знаю два типа энциклопедий. Первый - это массивные энциклопедии вроде 11-томной The Blackwell Encyclopedia of Sociology. Это развивающийся проект, который постоянно пополняется словарными статьями. В больших библиотеках будет стоять бумажная версия, но доступнее, конечно, электронная. В сети легко находится старый и очень тяжелый pdf - не загружайте его в менеджер цитат - он повесит любой компьютер. Самые свежие статьи ищите на sci-hub. Эту энциклопедию отличают несколько моментов. Во-первых, статьи в ней довольно короткие - не больше 3-7 страниц. Во-вторых, статьи написаны учеными, имеющими серьезную репутацию и большой исследовательский опытом в теме, по которой они пишут словарную статью. По крайней мере, те статьи, что я могу оценить, написаны лучшими специалистами в своей области знаний. В-третьих, они всегда дополнены небольшим списком литературы и можно быть уверенным, что эта литература максимально релевантная исследуемому вопросу. Эту энциклопедию можно читать и чтобы расширить свои компетенции за пределы области специализации, и чтобы сориентироваться в новой исследовательской теме. Второй тип обзорных книг - это не совсем энциклопедии, а сборники обзорных статей на узкую тему. Обычно такие книги называются Research Handbook. Опять же, они полезны, чтобы войти в тему, сориентироваться в литературе, теориях, основных концепциях и классических эмпирических результатах. Качество может различаться. В некоторых случаях знакомство с одним таким хэндбуком в самом деле помогает понять тему. В других случаях они оказываются довольно бесполезными. Прямо сейчас у меня на столе лежит книга под редакцией Walter Powel and Richard Steinberg. The Non-Profit Sector. A Research Handbook. Second Edition. Даже не заглядывая внутрь, понятно, что, скорее всего, это сборник статей по организационной социологии (раз редакторы Пауэл и Стейнберг), в фокусе - некоммерческие организации и книга довольно популярная, раз это второе издание. Значит, надежная. Мне из огромного и очень тяжелого тома нужна только одна статья, но это статья отобрана квалифицированными редакторами, а не выхвачена мной из гугла.
Наконец, на вершине стоят монографии. Это серьезные фокусированные исследования на узкую тему. В идеале эти книги являются прорывными в своей дисциплине, со временем они входят в корпус классической литературы. Некоторые исследования не становятся прорывными, но понять это можно только со временем. Если по ключевым словам и по названию книга попала в орбиту вашего внимания, оценить, стоит ли читать ее или нет можно по рецензиям в научных журналах и по упоминанию в премиях. Важными еще могут оказаться издательство и серия, в которой выпущена книга. Но эти моменты заслуживают отдельного рассказа.
#литература #книги
Наконец, на вершине стоят монографии. Это серьезные фокусированные исследования на узкую тему. В идеале эти книги являются прорывными в своей дисциплине, со временем они входят в корпус классической литературы. Некоторые исследования не становятся прорывными, но понять это можно только со временем. Если по ключевым словам и по названию книга попала в орбиту вашего внимания, оценить, стоит ли читать ее или нет можно по рецензиям в научных журналах и по упоминанию в премиях. Важными еще могут оказаться издательство и серия, в которой выпущена книга. Но эти моменты заслуживают отдельного рассказа.
#литература #книги
Wiley Online Library
The Blackwell Encyclopedia of Sociology
Named a Best Reference Work for 2009 by Library Journal The Blackwell Encyclopedia of Sociology is published in both print and online. Arranged across eleven volumes in A-Z format, it is the definitive reference source for students, researchers, and academics…
Люди вокруг меня вдруг стали интересоваться всякими штучками для продуктивной работы. Оказалось, не все знают про прекрасное браузерное расширение StayFocused. Оно точно есть для Chrome. В Оперу можно добавить, если предварительно поставить расширение для того, чтобы ставить расширения под Chrome. Я преимущественно пользуюсь Opera из-за встроенного vpn, поэтому пришлось ставить два расширения.
В расширении есть три режима.
1. Черный список - в него можно внести сайты, которые вам мешают работать. Приложение само вам предложит добавить в этот список facebook и инстарам, медузу и вконтакте придется вписать самостоятельно. Приложение будет блокировать все сайты из черного списка, если вы превысите время их использования. У меня это 30 минут в день с 23.00 до 20.00. Соответственно, с 20.00 до 23.00 я могу бродить по всем сайтам. Частенько случается, что свои 30 дневных минут я использую прямо тут же вечером и тогда на следующий день вообще никакого фейсбука и медузы.
2. Белый список - в него вносятся сайты, которые не блокируются никогда. В моем случае это thesaurus.com, jstor, datacamp, grammarly и еще пара полезных в работе сайтов.
3. Нуклеарная опция - не знаю, как правильно перевести The Nuclear Option. Это возможность заблокировать вообще весь интернет - можно выбрать блокировку, включая белый список, или все-таки исключить блокировку белого списка. Применяется в самых отчаянных случаях прокрастинации.
Приложение довольно строгое. Поменять настройки сложно. При каждой попытке дать себе послабление оно вступает с тобой в беседу - “ты точно уверен, что хочешь увеличить время доступа к запрещенным сайтам”, “не стыдно ли тебе лентяйничать”, “может, ты все-таки подумаешь”. В-общем, ограничить себя легко, снять ограничения - не очень. Поэтому будьте осторожны при первой настройке.
Важно - поставить на все браузеры, так, чтобы открыв что-нибудь запрещенное из другого браузера, не залипнуть там. #софт #производительность
В расширении есть три режима.
1. Черный список - в него можно внести сайты, которые вам мешают работать. Приложение само вам предложит добавить в этот список facebook и инстарам, медузу и вконтакте придется вписать самостоятельно. Приложение будет блокировать все сайты из черного списка, если вы превысите время их использования. У меня это 30 минут в день с 23.00 до 20.00. Соответственно, с 20.00 до 23.00 я могу бродить по всем сайтам. Частенько случается, что свои 30 дневных минут я использую прямо тут же вечером и тогда на следующий день вообще никакого фейсбука и медузы.
2. Белый список - в него вносятся сайты, которые не блокируются никогда. В моем случае это thesaurus.com, jstor, datacamp, grammarly и еще пара полезных в работе сайтов.
3. Нуклеарная опция - не знаю, как правильно перевести The Nuclear Option. Это возможность заблокировать вообще весь интернет - можно выбрать блокировку, включая белый список, или все-таки исключить блокировку белого списка. Применяется в самых отчаянных случаях прокрастинации.
Приложение довольно строгое. Поменять настройки сложно. При каждой попытке дать себе послабление оно вступает с тобой в беседу - “ты точно уверен, что хочешь увеличить время доступа к запрещенным сайтам”, “не стыдно ли тебе лентяйничать”, “может, ты все-таки подумаешь”. В-общем, ограничить себя легко, снять ограничения - не очень. Поэтому будьте осторожны при первой настройке.
Важно - поставить на все браузеры, так, чтобы открыв что-нибудь запрещенное из другого браузера, не залипнуть там. #софт #производительность
I survived
Zoom пришлось осваивать на лету. Я полтора дня готовилась вести занятия в Skype for business. Но за 40 минут до первой лекции стало ясно, что Скайп не взлетит. Стремительно пришлось переносить все в Zoom. Все бы ничего, если бы работать надо было с доброжелательными коллегами. Но мне предстояло вести занятия в группе, в которой я никого не знала, у студентов, которые по сложности написания имени на полтора корпуса обходят мое собственное. (Ну правда ведь, Erdenechimeg Baasandamba или Ndimyake Mwalugaja несколько сложнее Aryna Dzmitryieva. Хотя нет, не сильно-то и сложнее - Чим и Деми со мной не согласились бы). В расписании было три дня лекций по 4 астрономических (даже не академических) часа.
Когда все закончилось, я на репите раз семь прослушала песенку выжившего профессора.
На следующий день я даже согласилась провести вебинар про Zoom и все такое. Этот вебинар я проводила в Webex, потому что Зум, прямо посреди моего четвергового занятия сказал - все пробный безлимит закончился, теперь у тебя сорок минут (или плати денежку). Изучать тарифы посреди занятия я не стала, провела кусочками по 40 минут - и это точно гораздо здоровее для организма и лучше способствует выживанию, чем четырехчасовой безлимит. В воскресенье я уже работала в Вебексе - потому что надо было сделать работу вебинара плавной и потому что присоединиться должны были человек 20-30 (по факту было 52).
В пятницу же мне сказали, что во вторник мне предстоит работать в BlueJeans. Ну Синие джинсы так Синие джинсы - разберемся. Хотя инструкцию все-таки прочитаю.
#коронадистант #преподавание
Zoom пришлось осваивать на лету. Я полтора дня готовилась вести занятия в Skype for business. Но за 40 минут до первой лекции стало ясно, что Скайп не взлетит. Стремительно пришлось переносить все в Zoom. Все бы ничего, если бы работать надо было с доброжелательными коллегами. Но мне предстояло вести занятия в группе, в которой я никого не знала, у студентов, которые по сложности написания имени на полтора корпуса обходят мое собственное. (Ну правда ведь, Erdenechimeg Baasandamba или Ndimyake Mwalugaja несколько сложнее Aryna Dzmitryieva. Хотя нет, не сильно-то и сложнее - Чим и Деми со мной не согласились бы). В расписании было три дня лекций по 4 астрономических (даже не академических) часа.
Когда все закончилось, я на репите раз семь прослушала песенку выжившего профессора.
На следующий день я даже согласилась провести вебинар про Zoom и все такое. Этот вебинар я проводила в Webex, потому что Зум, прямо посреди моего четвергового занятия сказал - все пробный безлимит закончился, теперь у тебя сорок минут (или плати денежку). Изучать тарифы посреди занятия я не стала, провела кусочками по 40 минут - и это точно гораздо здоровее для организма и лучше способствует выживанию, чем четырехчасовой безлимит. В воскресенье я уже работала в Вебексе - потому что надо было сделать работу вебинара плавной и потому что присоединиться должны были человек 20-30 (по факту было 52).
В пятницу же мне сказали, что во вторник мне предстоит работать в BlueJeans. Ну Синие джинсы так Синие джинсы - разберемся. Хотя инструкцию все-таки прочитаю.
#коронадистант #преподавание
YouTube
I Will Survive, Coronavirus version for teachers going online