Нижний вам не Новгород – Telegram
Нижний вам не Новгород
233 subscribers
298 photos
8 videos
4 links
Заметки нижегородского экскурсовода.
Для связи и заказа экскурсий: @guide_svl
Download Telegram
Скажи мне, милая мамаша,
Я не пойму своим умом,
Зачем за книжкой братец Саша
Сидит с учителем вдвоём?
Одной без дела, право, скучно,
Зачем бы вместе нам не быть?
«Затем, что девушке не нужно
Того, что мальчику учить»...
Зачем моё образованье
Идёт другою стороной?..
«Затем, что девушки призванье –
Быть кроткой, любящей женой»
Женой? Ужель одно замужство
Лежит у женщин на пути,
Чтоб выдти замуж – нужно чувство,
А чувство может не придти.
Как я найду по сердцу дело,
Коль ничего не стану знать!
«Об этом девушка так смело
Не смеет даже рассуждать».
P.S. Это профеминистское стихотворение А.Мысовской. О ней следующий пост.
Нижегородская поэтесса Анна Мысовская заговорила о правах женщин, когда Клара Цеткин и Роза Люксембург были еще юными и идеи феминизма только зарождались в их головах. Мысовская родилась в 1840 году в семье военного врача, где получила хорошее домашнее образование. Ненадолго вышла замуж, вскоре развелась и посвятила свою жизнь творчеству. Ей хотелось доказать консервативному обществу, что счастье женщины не только в семье. А потому в стихах она призывала женщин к труду и учебе. В быту была невзыскательна, мало заботилась о внешних приличиях и вообще была независима и самостоятельна. Много стихов писала от мужского имени. В своем доме в Нижнем Мысовская устраивала литературные вечера. Один из ее знакомых вспоминал: "Врезались в память ее двенадцать кошек, поднос с табаком и гильзами и ворчливо-приветливый бас хозяйки". Поэтесса дружила с Короленко, Горьким, Шаляпиным. По просьбе драматурга А.Островского переводила французские пьесы. Комедию "Жена Сократа" в 1886 году поставил Малый театр в Москве.
В 1771 году в России случилась эпидемия бубонной чумы. Болезнь пришла с Турецкого фронта и стремительно проникла в центр России. Нижний Новгород не был готов к ее приходу: один городской врач на 30 000 жителей, ни аптек, ни лекарств. Из Москвы, где тоже свирепствовала болезнь, прибыли казенные лекари, но как лечить болезнь, не знали и они. На бубоны накладывали лепешки из муки, меда, лука, смазывали смесью из творога, чеснока и сала. Пытаясь избежать заражения, врачи носили на груди мешочки с камфорой, пульс больным щупали через табачный лист. Здоровым в профилактических целях предписывали обкуривать дома ароматическими травами, мыть все тело два-три раза в день холодной водой, носить белье, смоченное уксусом и как можно чаще выплевывать слюну. Эпидемия бушевала четыре месяца и унесла 4000 жизней. Болезнь остановил внезапный мороз в -30С, продержавшийся неделю в январе 72-го. Однако несмотря на такой урок, первая аптека в Нижнем появилась только спустя десять лет. Открыл ее немецкий фармацевт Георг Христиан Эвениус ("Егор Крестьяныч") и управлял ею почти 50 лет.
22 марта на Руси отмечали славянский праздник - Жаворонки. В этот день и в Нижегородской губернии из пресного теста пекли "на счастье" печенье в форме птичек. "Раскатам тесто, расшлепам, да на одном конце для головки-те оставим. Потом задний конец вдоль ножиком подрежем, загнем с краев-те в виде гнездышка. И хвост оставим. В клювик-то соломку воткнем, а вместо глаз-те - пшено". А ребятишки зазывали весну, подбрасывая печенье вверх, и затем съедали. Бывало, собака подбежит да съест "жаворонка". Слёз-то было сколько! В некоторых деревнях дети ходили по дворам собирать "птичек", приговаривая: "Жаворонки, летите нам в котомки. Цивиль, цивиль!"
Если вы сейчас на самоизоляции, то сравните свой день с распорядком дня А.С.Пушкина. Как известно, осенью 1830 года из-за эпидемии холеры в Москве он три месяца провел в селе Большое Болдино Нижегородской губернии. Поэт просыпался около 6 утра, обливался ледяной водой, пил кофе и снова ложился в постель. До трех часов дня он сочинял, лежа в кровати. Затем обедал. Вечерами Пушкин любил совершать прогулки по округе верхом на лошади и иногда беседовал с местными мужиками. За 86 дней карантина в Б.Болдино
поэт написал более 45 произведений, по одному каждые 2-3 дня. Это 30 стихотворений, "Повести Ивана Петровича Белкина", "Пиковую даму", две сказки, три поэмы и многое чего еще. Это был самый плодотворный период в жизни поэта.
Из полицейских хроник Нижнего Новгорода конца XIXв.
В ювелирных лавках города изощренным способом похищали драгоценности. В каблуке сапога вор выдалбливал дырку и заливал смолой. В этих сапогах он приходил в магазин и под видом покупателя просил показать какую-нибудь драгоценность. "Нечаянно" ронял ее на пол и быстро наступал каблуком, в котором увязало изделие. На прилавок похититель возвращал заранее выполненную медную фальшивку со стразами. Раскрываемость краж из ювелирных лавок была невысокая. Если преступники сдавали изделия в ломбарды или продавали на рынке, то обнаружить воров было проще.
Фотографическое искусство добралось до Нижнего Новгорода в 40-е годы XIX в. В то время называли дагерротипия по имени французского изобретателя Луи Даггера. Фотоателье открывали в самых верхних этажах зданий, в мансардах, ближе к дневному свету. Желающих запечатлеть себя было много. Клиент поднимался на высокий помост, а фотограф вставал на табурет. До появления штативов фотокамеру подвешивали к потолку или помещали на полку напротив снимающегося. Съемка занимала 10-15 мин., и в течение этого времени клиент не должен шевелиться. Качество изображений оставляло желать лучшего, поэтому их часто подкрашивали. Первыми фотографами в городе были иностранцы. Через несколько лет это ремесло освоили местные жители. И тогда фотомастерские стали открывать все, кому не лень. От студента до профессора, врачи, учителя, инженеры, купцы.
На месте этого особняка на Верхневолжской набережной до 1878 года стоял небольшой двухэтажный каменный дом, в котором жила престарелая тетушка Сергея Михайловича Рукавишникова - богатого промышленника. Когда племянник задумал построить дворец, старушка категорически запретила ему сносить этот дом. Тогда модный московский архитектор Петр Бойцов, которому Рукавишников заказал проект, виртуозно вписал его в здание нового дворца. Скульптуры и внешний декор здания придумал Михаил Микешин, автор памятника 1000-летия Руси в Великом Новгороде. По сей день дворец считается одним из красивейших зданий Нижнего Новгорода. Потомки Рукавишникова живут в Москве. Его правнук Александр - известный скульптор, автор памятника Юрию Никулину на Цветном бульваре, футболисту Льву Яшину, Муслиму Магомаеву, Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище и многих других.
Отец, мать и сын Александра тоже скульпторы.
У Чкаловской лестницы в Нижнем в три раза больше ступенек, чем у Потемкинской в Одессе: 642 против 192. Эту лестницу на Волжском откосе начали строить во время войны в 1943 г. в честь победы в Сталинградской битве. Москва выделила для этого 8 млн руб., но строительство двигалось медленно, не хватало рабочих рук и не укладывались в смету. Для оптимизации затрат к строительству привлекли военнопленных немцев, которых этапировали в Горький в конце войны, отказались от создания скульптур вдоль перил и балюстрад. Лестницу открыли летом 1949 г. Однако через полгода инициатора этого проекта, председателя горьковского горисполкома А.М. Шульпина обвинили в растрате государственных средств и отправили в лагеря. Спустя четыре года он вернулся и потом много лет работал руководителем строительных организаций.
В 1941 году чекисты облюбовали в Горьком Волжский откос с высотой берега 70 м для строительства специального бомбоубежища, где мог бы укрыться Сталин. Проектирование и строительство поручили московским метростроевцам. Для сооружения площадью 1231 кв.м вынули восемь тысяч кубометров земли. Подземная часть бункера состояла из двух командных пунктов, семи кабинетов с коврами и мебелью, двух санузлов, вентиляционной камеры, семи штолен. Внутри горы работал лифт-подъёмник, в котором помещался автомобиль. Как известно, Сталин Москву покидать не стал, а потому вся стройка оказалась бесполезна и даже вредна. Весной 1943г. на откосе сошли оползни. Берег пошел трещинами, что грозило сползанию всей Верхневолжской набережной, внутри объекта деформировались несущие конструкции. Случилось это потому, что строительство бункера потребовало выемки большого количества грунта и нарушило естественный режим отведения грунтовых вод. Специалисты начали срочные работы по укреплению откоса,и в 1945 году бункер ликвидировали.
В преддверии Дня Победы расскажу, как бывший нижегородский купец Дмитрий Васильевич Сироткин помог в войну советским войскам. Родился он в Нижегородской губернии в 1865 году. В Нижнем занимался судоходным делом. Был одним из самых богатых и влиятельных людей города. Являлся председателем Совета судовладельцев Волжского бассейна. Его называли "хозяином" Волги. Был последним до революции городским головой. В 1919 году Сироткин эмигрировал в Сербию, где организовал судоходный бизнес. В 1945 году передовые части советской армии вышли на берег Дуная. С наступлением темноты к берегу подплыла лодка. С нее сошел бородатый немолодой человек. Он предложил армии свои буксиры и баржи для переправы через Дунай. Это был эмигрант из Нижнего Сироткин. Советские военначальники, помешкав, согласились. Переправа прошла очень оперативно и незаметно для врага. Эта операция способствовала успешному наступлению на Белград наших войск. В 2011 году нижегородцу Сироткину в Белграде поставили памятник.
В конце XIX века за Нижним Новгородом закрепилось звание "кармана России". Это потребовало улучшения банковской системы, и 17 мая 1913 года в Нижнем открыли отделение Государственного банка. Здание спроектировал петербургский архитектор Владимир Покровский, мастер неорусского стиля, в котором и выполнен банк. А эскизы для росписи стен и потолка создал Иван Билибин, известный иллюстратор русских сказок. Открытие приурочили к 300-летию Дома Романовых. На церемонии присутствовал сам император Николай II с цесаревичем. В честь визита царской семьи в Нижний состоялся "высочайший обед" на пароходе "Царь Михаил Федорович". Посмотрите (ниже) меню обеда и список заздравных тостов.
История из местной газеты 1894 г.:
Из Москвы в Нижний Новгород переехал некто Л.Лурье и обратился с просьбой в городскую ремесленную управу разрешить ему содержать кухмистерскую на ул.Александровской (фото). Просителю не отказали, но с условием, что он должен сдать экзамен по практике на звание кухмистера. Экзаменаторы попросили Лурье приготовить "пожарскую" котлету. Котлетка не удалась, и его лишили права иметь кухмистерскую. Лурье обжаловал решение управы. Та в свою очередь обратилась к съезду мировых судей. На съезде защитник г.Венский указал на то, что экзамен был произведен неправильно, так как экзаменаторы предложили приготовить "пожарскую" котлету. Между тем Лурье содержит еврейскую кухмистерскую, где такие кушанья не готовятся, а потому он не знал, да и не должен знать, как готовить предложенную на экзамене котлету. Съезд отменил решение ремесленной управы.
На фото балчуг (ветошный базар), где в Нижнем под стенами кремля в конце XIX-нач.XXв.в. торговали старьем и краденым товаром. Воровских профессий сыщики насчитывали в городе более 50. Расскажу о некоторых. Кроме известных названий - медвежатники, карманники, чердачники, были такие, как, например, городушники. Они промышляли в магазинах, переодеваясь в форму служащих разных ведомств. Были еще клюквенники, которые обворовывали церкви ("клюква" на жаргоне). Хипесники в сговоре с проституткой грабили клиентов. А вот рыболовами называли тех, кто специализировался на краже чемоданов с задней части конных экипажей.
Пушкин любил носить кольца, придавал им особый смысл. Наиболее популярна история перстня-печатки с сердоликом. Поэт даже свой талант соединял с его участием и бережно хранил, считая талисманом. Этот перстень - золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и вырезанной на нем восточной надписью. Кольцо поэту подарила графиня Елизавета Воронцова в 1824 г. во время пребывания его в Одессе. Воронцова была очень красива и привлекательна, и потому неудивительно, что между красавицей и поэтом вспыхнул бурный роман. Муж Воронцовой яалялся губернатором и непосредственным начальником поэта, и, узнав о романе, выслал его из Одессы. После гибели Пушкина кольцо с сердоликом, которое было на его пальце во время дуэли, досталось Василию Жуковскому. Он носил его постоянно. Потом перстень перешел Тургеневу. После смерти писателя Полина Виардо передала его в музей Александровского лицея, из которого перстень исчез безвозвратно в 1917 г.
Нижегородская ярмарка в конце XIX в. была не только местом заключения выгодных сделок, но и центром развлечений. Здесь находилось больше сотни всяких площадок, где можно поесть и повеселиться, от забегаловок до роскошных ресторанов. Самых лучших заведений было немного, и все носили звучные названия: "Россия", "Германия", "Эрмитаж", "Аполло", "Повар". У каждого ресторана свои манеры. В одном официанты носили салфетку на плече. В другом - на сгибе локтя. В третьем - подмышкой или зажатой в кулаке. Ни один уважающий себя ресторан не обходился без хора. В "России" пел русский хор в боярских костюмах. В "Эрмитаже - хор "сибирских бродяг". В "Германии" пели немецкие песни. Однако наиболее популярны были цыгане. Хористки не имели жалованья, а работали за чаевые. Это называлось "на булавки" и "ноты". Загулявшие посетители дарили большие деньги и бриллианты."Московский листок" от 6.09.1902г. писал: "Начинается "прилет" купечества с нижегородской ярмарки. Вид у "прилетающих" довольно общипанный...".
15 июля 1822 года в Нижнем Новгороде торжественно открылась знаменитая на весь мир ярмарка. И ежегодно летом до 1917 г. это было главное событие, благодаря которому Нижний стал одним из самых известных в мире. Решила сделать серию постов о ярмарке. Итак, начинаем. Кто же в ней участвовал? Отрывок из очерка М.Максимова 1868 года: "Крупные купцы-тузы, мелкие торгаши, заводчики, фабриканты и прочие промышленники темного и светлого свойства. Смесь одежд, лиц и наречий. Вы встретите гордого и молчаливого англичанина, неутомимого гражданина Американских штатов, вертлявого крикуна француза, чернокудрого итальянца, глубокомысленного немца-флегматика... Бросаются в глаза татары в ермолках, армяне в кафтанах с длинными откидными рукавами, евреи в длиннополых сюртуках, персияне в бараньих шапках, китайцы в суконных юбках, хивинцы, бухарцы, калмыки. Приезжают и такие, которые собираются деньгу нажить воровством, мошенничеством, шулерством в карты и прочие игры". На фото китайские торговые ряды.
В позапрошлом веке весь чай, который пили в России, попадал в страну через Нижегородскую ярмарку. Привозили его из китайского всем теперь известного Уханя. Первые сделки на ярмарке были с чаем. Затем китайские купцы, получив миллионы, закупали нужный им товар, и ярмарка начиналась. Чай прибывал в Россию в "цибиках" - специальных ящиках из камыша или тростника. Их прокладывали листьями бамбука, обшивали кожей для защиты от влаги, внутри чай плотно закрывали желтой китайской бумагой. Вмещали цибики от 40 до 80 фунтов, это 16-32 кг. Со временем такая оптовая тара стала единицей измерения чая. Интересно было наблюдать картину: в чайных складах собирались приказчики, вокруг стояли стаканы с чаем для дегустации, и приказчики по вкусу выбирали чай. Стоимость его была высокой для простого человека. За 100 г 60 коп., тогда как пуд ржаной муки стоил в среднем 35 коп. В 80-е гг. XIX в. уханьский чай потеснил появившийся на рынке чай из Европы, тоже китайский. Он был худшего качества, зато дешевле.
В 1890 году на ярмарку в Нижний Новгород впервые прибыли афганские купцы. Они загрузили целую баржу разного товара, купленного на ярмарке, и уже собирались отправиться домой. И вдруг началась страшная гроза. Молния попала в баржу, та загорелась и погибла в пожаре вместе с грузом. Русское ярмарочное купечество решило компенсировать гостям убытки. Они бесплатно отдали им такого же товара на потраченную сумму - 250 000 руб. Это, конечно, был и политический ход. Россия только что заключила с Афганистаном договор о торговых отношениях. Такое неудачное начало могло отпугнуть восточных торговцев. Терять этот крупный рынок было нельзя. На следующий год, приехав на ярмарку, афганцы возместили русским купцам все расходы, хотя такого уговора не было.
В этом доме в Нижнем на улице Семашко в начале XX в. находился приют для подкидышей. До его появления незадачливые мамаши оставляли своих новорожденных детей на вокзалах, около домов и магазинов. Например, в октябре 1850 г. театральный парикмахер Антипа Стрепетов обнаружил на ступеньках своего дома на Большой Покровке сверток с новорожденной девочкой. Девочка выросла и стала известной актрисой Полиной Стрепетовой. В начале XX в. на средства купечества построили особняк (на фото) с большими окнами, электричеством, горячей водой, где и разместили приют. На крыльце установили люльку, оснащенную электрическим звонком, в которую мать клала ребенка. Через пять минут выходила привратница, забирала малыша, а мать успевала убежать. Подкидывание сначала было тайным. Потом стали принимать на содержание матерей с детьми. В 1911 г. врач Илья Мечников, посетив заведение, сказал, что "такому дому было бы место и в Париже". После революции приют преобразовали в НИИ педиатрии.
👍1