АНДРЕЙ ТКАЧЁВ – Telegram
АНДРЕЙ ТКАЧЁВ
122K subscribers
959 photos
224 videos
3 files
693 links
Проповеди отца Андрея Ткачева.
Download Telegram
Посмотрел док. "Брат мой Каин". Фильм 2015 года, показывался на фестивале "Радонеж", но увидел я его только сегодня. Кстати, "Радонеж" прямо сейчас идет и презентует в кинотеатрах Москвы фильмы, но широкий зритель информации об этом не видит и не слышит.
"Брат мой Каин" о прокуроре, осужденном на смерть за умышленное убийство. До введения моратория на "вышку" он много лет прожил, дрожа при звуке лязгающего замка. Хотя и жизнью трудно назвать беспросветное пребывание в вонючем и холодном каменном мешке, но, съедамый страхом и совестью человек хочет Жить. И, по Достоевскому, если "подлец при этом человек, то подлец и тот, кто его подлецом называет"
Я - говорит осужденный - допрашивал когда-то таких же. И один мне на вопрос "Чего бы ты хотел?" ответил: Если бы можно было сесть на воле под яблоню, так до смерти под ней бы и просидел.
Я - говорит дальше - тогда этому не поверил. Думал - просто слова. Я теперь знаю - это не слова. Это сама правда.
В фильме есть о том, что навечно заключенный человек опытным путем может узнать все, до чего на воле многим дела нет. Леденящий ужас близкого Ада, тошнотворный и неотступный страх смерти, и Христос, Который воистину есть, и только в Нем спасение для всех. Для всех, включая безнадежных.
Там не все подряд обязательно веруют. Некоторые озлобляются или окаменевают. Но уже если веруют, то веруют не чуть-чуть, а до последнего атома. И молятся там, наверняка, по другому. Да и принимает Христос из этого Ада молитвы тоже, наверное, по другому. Один знакомый мне батюшка (удивительный человек, если честно) говорил, что работь на "строгаче" с "полосатиками" и честней, и полезней, чем возиться, скажем, с веселыми и беззаботными студентами. А пожизненные сидельцы, это еще серьезней, чем строгий режим.
Есть фраза о том, что через пару лет, если-таки расстреляют преступника, то расстреляют уже другого человека, а не того, которого взяли после злодеяния. И есть дикуссия о правомерности смерти или пожизненного. Эта дискуссия непроходима, как лабиринт на Крите. И я об этом высказываться здесь не буду.
Просто скажу, что есть честный и сердечный фильм. При этом без "сю-сю". И его, если не всем, то хотя бы работникам ФСИН, или студентам-юристам, да и священникам посмотреть надо.
*
А вообще, в России, и не только, каждый год снимается немало хороших лент, документальных скорее, чем художественных, смотреть которые надо не для убийства времени, а для тормошения полусонной души. Вот и сейчас "Радонеж" эти фильмы показывает, но массового зрителя об этом не оповестили.
У Покровского монастыря на Таганке почти всегда очередь. Народ идет к Матроне и несет ей свои беды, просьбы, тревоги и благодарности. Матрона, как отделение Небесной почты, исправно доносит до Христа эти ежедневные человеческие письма и телеграммы.
Есть еще место, где ежедневная и многолюдная очередь была бы уместна. Это Донской. Гроб с телом Патриарха Тихона.
Я не любитель очередей, потому что живо помню их по советскому периоду. И вообще очереди (тогда их называли "хвостами") появились в России в дни Февральской революции. Коллапс власти и саботаж проявился в перебоях с продовольствием. Так что, в основном очереди, это знак либо внутренних нестроений, либо плохо налаженного быта. То и другое любить нельзя.
А вот очереди к мощам - можно.
*
Тихон, первый Всероссийский Патриарх, на котором сломалась Синодальная канцелярщина, и вместо чиновничьего присутствия стал править Церковью живой человек и Отец. Он достоин благодарных очередей. У него, как у Патриарха, есть благодать Отца, т.е. того, кто любит тебя и понимает тебя. Журить и ругать он и при жизни не любил. Само имя его народ расшифровал гениально: "Тих он". Не будет он ругать и сегодня, а вот помочь - поможет.
*
Вряд ли даже у Гермогена Чаша скорбей была более горька, чем у Тихона. Он впервые в истории имел дело с насквозь безбожной властью. В глазах той власти Церковь была врагом и пережитком, подлежащим непременному уничтожению. Вопрос только - скорому или растянутому во времени. Но это вопрос технический. И Тихон, поначалу, как и многие, считавший, что большевики, это ненадолго, потом не без ужаса понял, что это лишь начало длинной эпохи. Наступил период опасных компромисов с властью. Потом Патриарх Сергий ощутит вполне смертельную болезненность и двусмысленность этого процесса.
Народ расшатался в устоях. Полюбил земную сласть и потерял чувство Неба. Подхватил легкие и лживые лозунги. Народ заболел. Тихон потому и Белое Движение открыто не благословил, что Белые не знали чего хотят и как исцелить Россию. "Ночь будет темной и долгой" - сказал Патриарх перед смертью. Он был поистине мучеником в те 7 лет и 4 с небольшим месяца своего Патриаршества. Он умирал за Церковь каждый день, но отслужил в общей сложности 777 богослужений! Он испытал тюремное заточение и молчаливую измену почти всех, кто был к нему близок.
*
Тихон, это Отец, не давший нашим дедам до конца изолгаться и исчезнуть. А значит он есть тот, кто дал возможность и нам родиться. К его отеческой руке с благодарным лобзанием нужно идти непременно. У его гроба нужно преклонять колени и шепотом рассказывать ему о своих страхах и бедах, немощах и неудачах. Людской ручеек должен течь к нему, не переставая. Потому что у него есть патриаршая благодать любить Весь народ, как если бы это был Один ребенок, болезненный и слабенький, но оттого еще более любимый.
Когда Иезекииль говорит о царе Тира, то речь как-то неожиданно переходит на "помазанного херувима", "внутренность которого исполнилась неправды, и он согрешил" (Иез. 28:14-19) Во всем этом тексте мы видим нечто большее, нежели историю одного из земных царей. Это, прикровенно рассказанная, история падения Денницы, т.е. диавола.
"От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я повергну тебя на землю" И еще: "Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя" (Иез. 28:18) Не есть ли это тот самый Адский пламень, зажженный внутри гордого духа? Если да, то это рождение Ада.
*
Когда Ад зажегся, огонь его был соблазнителен. Сатана прровозгласил, что никому поклоняться, включая Бога, не хочет и не будет. Теперь эта идея живет во многих инфецированных гордостью людях. Тогда эта идея охватила Ангельский мир и многим погравилась (у Зла есть своя обворожительная притягательность!).
Ангелам пришлось разделиться. И именно тогда раздался голос Михаила Архангела: "Кто как Бог!" То есть: "Нет никого подобного Господу! Господь достоин поклонения и искренного служения! Кто за Бога - ко мне!" И тогда на Небе была война, в результате которой сатана был побежден и свержен. "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лук.10:18)- говорит Иисус. Никто из людей этого не видел, и дело было, скорее всего, до сотворения человека.
*
Сегодня был Михайлов день и праздник в честь святых бесплотных духов. Сегодня это дело решенное - Михаил победил и дьявол низвержен. Не имея власти вредить на Небе, он всю злость и хитрость употребляет на Земле и губит людей. Михаил же и здесь ему противится, разрушая темные козни. Но когда все начиналось, это была битва с неизвестным финалом. Не было ясно, кого больше, "наших" или "ихних". А вдруг все Ангелы соблазнились бы идеей Денницы! По сути, Михаил есть вождь добрых духов, спасший их тем, что не побоялся возглавить Небесную войну. Когда есть тот, кто берет на себя ответственность и открыто становится во главе войска, остальным становится легче. Теперь уже не трудно определиться.
*
Так что мы хвалим и чествуем Михаила за проявленную смелость в тех условиях, когда ничего еще не было ясно. Ведь и Давид, идя на бой с Голиафом, шел в неизвестность. Шансы не были даже один к одному. У Давида шансов было совсем мало. Но он осмелел во имя Божье, и воевал во имя Божье. И с именем Бога, без пристрелочных метаний, в один бросок сразил гордеца, уже предвкушавшего победу. Давид поступил среди людей так, как Михаил на Небе поступил среди Ангелов.
Отсюда - свтлое рыцарство, которое не спрашивает "сколько врагов", потому что воюет не числом, а Правдой. Михаил воистину велик. Не просто по природе, как светлый и бессмертный. Но по характеру, как смелый и дерзновенный в борьбе за Истину.
Иоанн Александрийский, которого память сегодня, получил прозвище "Милостивый". Потерянным он считал день, в который не благотворил кому-либо. И это было не только делом природной доброты. Другой празднуемый сегодня святой - Нил Афонский - в своих посмертных вещаниях сказал, что "Сребролюбие - предтеча Антихриста".
Благотворить нужно уже потому, что открытые руки и сердце, есть противоядие Антихристовой инфекции. У Павла всемирный обманщик назван "человеком греха и сыном погибели". Так же говорит об Иуде в Первосвященнической молитве Христос: "Никто от них (апостолов) не погиб, только сын погибельный"
Достойно великого внимания то, что ученик-предатель и Антихрист названы одним и тем же словом - "сын погибели". Иуда, говорит Иоанн Богослов, "был вор". Это вовсе не означает, что Иуда лазил по чужим карманам. Нет. Но он думал о деньгах, считал чужие убытки и достатки, калькулировал в голове видимое им имущество. И о мире, возлитом на Иисуса, он пожалел. Сказал, что можно было бы его продать, чтобы раздать деньги нищим. Но не о нищих он переживал. Он по сердцу был Вор, отсюда пристальное внимание ко всем финансовым нюансам.
*
Теперь внимание! Воровское сердце может быть в груди у человека вовсе не богатого. Ошибочно думать, что только неправедные олигархи и казнокрады повинны в Иудином грехе. Если самый скромно живущий человек одержим горькой завистью к чужому успеху; если он подсчитывает в уме стоимость чужих машин и домов; если деньги в его глазах почти равны Богу, ибо ими можно "решить все вопросы", то значит душа этого человека весьма схожа с душой Иуды. Дух Антихриста ближе к такому человеку, нежели Дух Христов. На этом грунте всеобщего завистливого материализма Антихрист и воздвигнет свою недолговечную всемирную империю.
*
Нужно уметь отдавать. И вдовица, отдавшая на храм две лепты, ясно указывает на то, что отдавать должны учиться все - и бедные, и богатые. Каждый в меру своих возможностей. Чужой финансовый успех должен быть нам безразличен. Собственные житейские успехи должны обезараживаться памятью смерти, милостыней и чувством своей перед Богом нищеты. "Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца". (Пс 61:11)
В противном случае христиане ничем не будут отличаться от язычников, и лицемерное, насквозь пропитанное земными страстями христианство удобно вымостит дорогу "обезьяне Бога".
"Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его;
Ибо, умирая, ничего не возьмет он с собой, и не сойдет с ним в землю слава его
" (Пс. 48:17-18)
Стоит всегда и всем учиться довольствоваться малым и быть Богу благодарным. Сия великая наука открыта всем, кто открыл Духу Святому бедное свое сердце.
"Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более
". (Пс. 61:2-3)
Откуду есть пошла русская революция со всем её бесчеловечием!
В 1869 свет увидела книжица "Катехизис революционера" за авторством Нечаева. Сей последний был прототипом Верховенского-младшего в "Бесах" и, судя по мыслям, был душою сущий бес.
В его катехизисе 26 пунктов, определяющих отношение к власти, обществу, товарищам и народу.
*
Революционер в этом тексте положительно похож на вора в законе старых понятий. "Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени…" То есть есть кличка и нет ни семьи, ни любви, ни чего либо дорогого для простого человека. Только разрушение, боль и смерть окружающих. Революционер подчеркнуто асоциален ради главной свободы - свободы убивать и грабить.
*
Весьма любопытно, как "бесы" относятся к власти и элите общества. Катехизис разлагает эту массу на четыре категории. Первые, это государственники (типа Столыпина), полезные обществу и опасные для революции. Их нужно убивать без жалости.
Потом идут те, "которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта". Это средние полицейские чины, охранники тюрем, может - капиталисты, озлобляющие народ вечной жаждой прибыли. Но самое интересное дальше!
*
Цитирую полностью: "К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами"
- Яркая идея по созданию пятой колонны, вероятно используемая не только революционерами, но и спецслужбами самых разных гос-в, пожалуй, и до сего дня.
Четвертая категория несколько похожа на третью: эта "категория состоит из государственных честолюбцев и либералов… Прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя,… и их руками мутить государство.
*
1905 год был далеко. Еще дальше были Февраль и Октябрь 17-го. Но душа народная изнывала от внутренних болезней, и беснующиеся языки выкрикивали программу действий для будущих поколений разрушителей. Сила окаменевших во зле проповедников была такова, то, содержимый в Петропавловской крепости, Нечаев сумел заразить своей проповедью значительное число охранявших его военнослужащих.
Но нам, вчитывающимся в пожелтевшие страницы, следует знать, что методология уничтожения нашего государства, принадлежа самым разным людям и организациям, по сути не меняется столетиями.
На площадке РАНХиГС проходила конференция по теме нравственного возрождения страны. Выступал умничка Борис Корчевников. Говорил о "традиции". Нам ведь нужно передавать лучшие традиции народа грядущим поколениям. Само слово trāditiō «предание», от слова "передавать". И надо сначала понять - Что именно достойно передачи, и Чем мы обладаем, чтобы это передавать.
*
Карнавальные и показные штучки здесь не спасут. Я по Украине помню всякую клоунаду типа "День вышиванки". Но позвольте, если вы 364 года ходите в костюме с галстуком, а раз в год напяливаете вышиванку, то традиция ваша, это костюм с галстуком. Все остальное - показная театральщина.
Вот "Битва экстрасенсов" или "Поле чудес", это у нас традиция или нет? Тот же вопрос в отношении "черной пятницы" или привычки заполнять бары в вечер последнего рабочего дня. Судя по регулярности повторения, это уже традиция. Её что-ли передавать? Вопрос обостряется, если принять во внимание сложности с миграцией.
*
В какую культуру прикажете "инкультурировать" сынов Востока, доставляющих и МВД, и обывателям столько проблем? В "Поле чудес" и в "Модный приговор"? Гастарбайтеры приезжают в большие города, оставляя за спиной не только семью и привычный уклад. Они отвязываются и от привычной в родных местах морали. Так обычно бывает у людей, сменивших место жизни. Дома одно, а в чужой стране - другое. А здесь их встречает Вавилонская культура массового потребления, запах больших денег и вседозволенности, шокирующе одетые женщины и клубно-ресторанная жизнь в режиме 24/7. Прежде чем их инкультурировать, нам бы сам окультуриться. Иначе мы просто развращаем их своей массовой аморальностью, а потом сами страдаем от их развращенности.
*
У них есть своя религия, кому-то непонятная и оттого пугающая. Но пугает она в первую очередь того, у кого Своей Религии Нет! И, согласитесь, если пугает женщина в хиджабе, то почему законный моральный ужас не вызывает женщина, летом загорающая с голой грудью, или человек сплошь размалёванный татуировками? И что вообще хуже: замотаться с ног до головы в арабскую, не присущую даже нашим мусульманам Кавказа и Татарстана одежду, или "размотаться" до стыдного состояния в летние месяцы и ходить так, что не поймешь - одет человек или раздет? Вопрос не тривиальный.
Если мы хотим цивилизовать жителей бедных аулов и кишлаков, погружая их в Западное безумие, которым болеем сами, то плоды такого "цивилизаторства" будут горькими. Если уж кого-то чему-то учить, то учить нужно лучшему, которое есть у нас, только большинство наше того не ведает.
*
Что лучше Православия вы найдете в наших палестинах по части красоты, исторической значимости и моральной силы? Ничего. Даже не ищите. Не в Мавзолей же, право, снова идти. Но вырастает обидно звучащая задача: Нам самим предстоит совершить Исход из удушающего пост-модернизма, стяжательства и безбожия в сторону подлинной духовной Родины - в Православие, в страну Серафима Саровского. Духовный Вавилон крайне эгоистичен и сребролюбив. Вавилон - враг семьи, враг подлинной мужественности и женственности. Вавилону нужен всеобщий грех, а нам нужно вести с ним зрячую внутреннюю борьбу. Иначе, не дай Бог, наступит час Х, когда никакое МВД нам не поможет.
*
Об этом говорил Умничка-Боря. И поправки к Конституции, инициированные Президентом, именно об этом говорят. Но об этом пока молчат федеральные каналы. Видимо думают, что "само рассосется". Или о чем-то другом думают, что нам неведомо. Ведь о чем-то они, все-таки, думают.
Возвращаясь к вчерашнему разговору... Корчевников начинал с того, что информационные сводки с войны постоянно говорят о разрушении логистики. Нужно перерезать дороги и разрушать мосты. Нужно переводить врага на сухой паек. Такова логика войны. Но именно этим занималась Советская власть, ведя настырную войну с Русской историей и собственным народом.
*
Каждая новая власть после Октября неизменно отменяла предыдущую. Ленин стремился обнулить Русский мир. Советская республика объявила себя точкой отсчета совершенно новой истории, словно до нее ничего не было. Потом Сталин "подправил" Ленина. От теории мировой революции мы перешли к "Советскому патриотизму" и построению социализма в отдельно взятой стране. Потом Хрущев отменил Сталина, повесив на него всю кровь раннего Союза. Хрущева, как потерявшего берега, обнулил Брежнев. Череда меняющихся пенсионеров после Брежнева пришла к Горбачеву, решившему начать диалог с Западом и окончившим предательством и рекламой пиццы. Ельцин своим "Борис, ты не прав" отослал Горбачева на свалку. И только Путин решил сломать экс-традицию обнуления предшественников. Мы начали выздоравливать.
*
В свой день рождения Путин недавно отслужил панихиду в Петропавловском соборе у могилы Петра Первого и прочих монархов былых времен. СМИ, как обычно, выводов не сделали. Не сумели или не захотели. А ведь Путин поступил, как "понтифик", т.е. как тот, кто "возводит мосты", сшивает ткань истории, никого не исключая. Это новое в нашей свежей истории. Нео-большевики визжат, что мы хотим отменить Союз и его достижения. Это неверно. По совести красную идею и ее дела нужно переместить хотя бы из центра на периферию. Но для этого надо быть по духу большевиком, а мы не таковы. Бояться нечего и все достойное останется. Космос, балет, кинематограф, военный героизм и трудовой подвиг. Все останется. Только нужно назвать вещи, события и действующих лиц правильными именами. Надо назвать палача - палачом, фанатика - фанатиком, вора - вором и предателя - предателем. Жертву нужно назвать жертвой и героя - героем. Это надо сделать, вобрав в себя, пропустив через сердце весь массив отечественной истории. Здесь опять следует поблагодарить Мединского, вводящего в массовое сознание устраненных оттуда или оболганых деятелей Русского мира. Дело это нужно множить и развивать.
*
На войне следует рушить логистику врага и принуждать его, голодного и безоружного, к сдаче. А вот внутри собственной истории нужно наводить мосты и строить дороги. Иначе не только передавать будет нечего, но и в случае обретения ценностной базы невозможно будет транспортировать ее внутри народного тела, по причине разбитой логистики. Политическая преемственность, школа, Церковь и семья занимаются этим. И новый Вавилон хорошо знает, что делает, когда насаждает во всем мире "школу без молитвы, семью без верности и политику без совести" (Николай Сербский)
*
Особого опитимизма нет. И нет наглого самохвальства, а-ля "шапками закидаем", тоже нет. Дорого это "закидательство" оборачивается. Но есть любовь к Родине, которая "никогда не перестает" (1 Кор. 13:8), и желание врачевать старые раны, не нанося, по возможности, новых.
"По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12) Это предсказанный признак приближения Судного Дня.
Разбираясь с понятием "беззаконие", находим без особого труда, что большинство противоправных, беззаконных и просто бесчеловечных поступков проистекают из жажды быстрой и легкой наживы. Всюду, или почти всюду есть в преступлениях корыстный мотив, попросту - деньги.
Черные риэлторы, телефонные мошенники, торговцы контрафактом, бюджетные воры, коучи личностного роста и прочая армия злодеев ищут материальной выгоды. Часто - сверх-выгоды. Что доказывает одну, ясную, как день, мысль Апостола: Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим.6:10)
Именно - всех зол! Ибо, если бы удалось вырвать страсть к деньгам из человечества, как вырывают гнилой зуб, то реально опустели бы тюрьмы. Только маньяки да убийцы на почве ревности, и может кто-то еще, кто совершает зло без мотива, а лишь по любви к чужой боли, остались бы под угрозой закона. Все остальные просто исчезли бы. Корень вырван - засохли ветви.
*
Но корень не вырван и вряд ли вырван будет. Наоборот, сладкая мечта о личном обогащении есть господствующий фантом из всех, какие только владеют людьми. Американская мечта предлагала стать богатым при помощи упорного труда. Но это уже вчерашний день. Игра на ставках или банальная лотерея предлагают более соблазнительный путь - стать богатым внезапно, в один клик, после одного купленного билета. "Сорвать куш" - это интернациональный термин, понятный без перевода.
Стоило бы прислушаться к голосу мудрого Павла: желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6:9) Но этот холодный душ многим неведом или на дух непереносим. Напротив, есть массовое желание поддаться на одно из искушений в пустыни, и поклониться тому, кто обещает "все богатства мира во мгновение ока" в обмен на продажу души.
*
Антихрист, имеющий ненадолго воцариться над сгнившим человечеством, есть "сын погибели". И тем же именем назван Иуда - вор и предатель. Антихриста именно примут люди, имеющие воровское, иудино сердце. Поэтому распространение корысти, влюбленности в богатство, повсеместные попытки обогащаться быстро и любым способом, это процесс приготовления безбожной массы к принятию власти Всемирного обманщика. Всякие электронные чипы и коды есть лишь техническое сопровождение уже состоявшегося отпадания от Бога.
Отдельные изречения св. Филарета Московского (в день памяти)
-Как всегда есть Бог, так всегда есть и чудеса, потому что Бог как всегда существует, так всегда же и действует: если Он действует, то очевидно, что есть дела Божий. Дела собственно Божий – суть чудеса.
- Путь к Богу известен: благочестивое размышление, молитва, вера. До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верой и молитвой.
- Мир считает забавы почти такой же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить, играя. Нет: жизнь не игра, но дело важное... Кто понял (достижение вечного блаженства) и занялся им, как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав. Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущей тенью?
- Для чего корыстолюбивые, честолюбивые, завистливые несытыми глазами хотят поглотить весь мир? Прежде, нежели они смогут насытиться, исчезнет мир, и прежде, нежели мир исчезнет, исчезнут они из мира.
- Постоянная жизнь в безмолвии – не для многих. Но посещение безмолвия для всякого должно быть вожделенно. Кто не удаляет себя, хоть однажды в день, хоть на непродолжительное время, от всякого внешнего земного занятия, попечения, пристрастия и не вводит своей души в благоговейное безмолвие перед Богом – тот еще не познал пути мира для души своей.
- В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше каяться.
- Наши изуродованные суетой обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, нежели внешние враги.
- Как наше время походит на последнее? Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я на изобилие людей, заслуживающих лишения сана. Но и то правда, что боюсь чужих грехов, а не своих!
- Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать, и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней.
- С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения; кто хочет иметь любовь к ближнему, тот должен иметь око простое.
- Мне кажется, врагов бывает мало, а более недоброжелательствующих по ошибочному пониманию людей и дел их.
(надеюсь уязвить читателя желанием самому найти труды Филарета и продолжить знакомство с ними, ибо это полезно в высшей степени)
Рядом с дворцовой церковью в Зимнем Дворце есть галлерея портретов героев войны 1812 года. Всего 332 портрета! Написаны Д. Доу вместе с А. Поляковым и В. Голике. В советское время галлерея была дополнена еще четырьмя портретами: одного офицера и трех нижних чинов. Платов, Милорадович, Тучковы, Ермолов и еще множество менее знакомых широкому кругу, но не менее значимые в истории Отечества лиц, смотрят на нас со стен Зимнего Дворца.
Пушкин, в стихе, посвященном Барклаю де Толли в 1835 году писал:
... Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.
Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине...
*
Дело в том, что это - наш первый "Бессмертный полк". В данном качестве галлерея не предствала перед нами, но она достойна этого имени.
А если собрать фотогаллерею воинов Белого движения, начиная с кадетов и юнкеров Добровольческой Армии, то и это будет тоже наш, уже второй "Бессмертный полк". Из истории никого выбрасывать не надо. И предавать преступному забвению тоже.
*
С такого ракурса мы пока не смотрели на героев до-советского периода. Но на нас из иного мира смотрят они. Смотрят и желают войти в современную историю на правах людей, беззаветно преданных Отечеству. И нам очень нужен сегодня дух стойкости, живший в груди героев Бородино. Дух скорби о разлуке с Родиной, терзавший сердца участников Русского исхода из Севастополя. Дух обреченной храбрости защитников Перекопа.
В общем, у нас есть несколько Бессмертных полков, без вопросов составляющих, и может не одну, Бессмертную дивизию, или Бесмертную Армию.
Завтра память Прокопия мученика, чтеца Кесарийского. О нем читаем, что он изъяснял людям Слово Божие и изгонял демонов.
Нынешний чтец всем известен. Он читает часы, шестопсалмие и Апостол. Никому ничего не объясняет (это дело священников), и экзорцизмом не занимается (это тяжелый вопрос)
Но в дышащей чудесами христианской древности Чтец имел широкие полномочия.
Во-первых, чтение. На службе раньше читали много. Гораздо больше, нежели сейчас. По Литургиям коптов, сохранившим следы глубокой древности, мы узнаем о тех чтениях. Ветхий Завет (пророки) непременно и много. Обязательно на каждой Литургии - Деяния Апостолов. И, конечно, Послания. Не удивительно после нескольких лет служения превратиться к мастерски подкованного человека, постоянно упражняющегося в Слове Божием. Кстати, и сейчас, при постриге в чтеца - его прошли все носители сана - человеку вменяется в обязанность ежедневное! чтение Писаний! Древние это соблюдали.
Поэтому, если надо было кого наставить в основах веры, церковный чтец был "самое то". Отсюда и второе послушание - наставление готовящихся в Крещению. Начитанный человек, хорошо разбирающийся в христианских книгах мог беседовать с оглашенными и помогать епископу в их обучении. Наконец, экзорцизм. Постоянное пребывание в храме, всегдашнее поучение в Слове, при чистой и целомудренной жизни делает человека реальным подвижником веры. Таковым именно духи и повинуются. И хорошо проходившие путь чтеца, могли достичь и этой благодати: совершать заклинания над одержимыми и с властью изгонять злую силу.
Как вам такой Чтец? Проповедник, учитель, постоянный участник Литургии, ближайший помощник духовенства, и даже экзорцист.
При этом никакой "тайной доктрины". Все легально и общедоступно. И Писание, и службы. Требуется только духовное постоянство, верность Богу и подвижническая жизнь. При том, что все вообще раскисло, такие люди возможны и сейчас. Теоретически, но возможны.
*
Храмы духовно сильны отнюдь не одним только духовенством. "Солью" храма вполне может быть свечница или уборщица, творящая Иисусову молитву. Сторож, читающий по ночам в храме Псалтирь. Чтец, влюбленный в Священное Писание и могущий наставлять переступающих порог храма. У Бога много даров. И дары раздаются не только по линии иерархии, но и по линии жертвенного служения, как бы скромно оно не выглядело в наших глазах.
Не хочется пропустить память Меркурия великомученика. Этот святой принял смерть за Иисуса Христа в окрестностях Кесарии Каппадокийской и был почитаем Василием Великим, несшим служение в тех краях. Во дни Юлиана Отступника Василий молился о том, чтобы Юлиан, эта лисица, хитро и изобретательно гнавшая Церковь, была устранена Богом.
Вы спросите: А так можно? Если вы толстовец, то нет. Если же принадлежите к Святой Апостольской Христовой Церкви, то "все возможно верующему". Юлиан был поборником восстановления языческой славы Рима. Христос был его личным Врагом. Весь жар души Юлианом был посвящен унижению и возможному уничтожению Христианства. Церковь же дерзала молиться о том, чтоб тот был забран от земли, как Бог того захочет.
Мученик Меркурий выполнил просьбу Василия. Среди битвы с персами Юлиан был смертельно ранен неким с Небес явившимся воином. Это и был Меркурий. Последние слова Юлиана были обращены к небу. "Ты победил, Галилеянин!" - крикнул умирающий враг Церкви, погрозив небу кулаком. (Любопытно, что этими же словами встретил Герцен новость об отмене крепостного права)
*
Это важный эпизод истории. Мученики вмешиваются в земной ход событий, и не всегда, как "Скорая помощь". Иногда, как "штурмовой отряд". По молитве Дмитрия Солунского юноша Нестор сразился с неким Лием и убил того, поставив точку в кровавом языческом празднике. Мы говорили об этом в дни памяти Св. Дмитрия. Федор Тирон, опять же во дни Юлиана, предупредил христиан Константинополя о том, что пища на рынках осквернена кровью идольских жертв. То есть мученикам, чьи окрыленные души вошли в Небесный покой, не безразлично, как живет Церковь на земле. И они вмешиваются в ход событий, иногда предупреждая, иногда исцеляя, а иногда наказывая упертых врагов Истины. Это может быть неприемлемо для женоподобных душ, которые избирательно относятся к святым, желая видеть только приятное. Но если речь идет о лекарстве, то оно чеще всего горькое. И с этим лучше смириться.
Конечно, надо еще быть Василием Великим, чтобы вымаливать такие непривычные милости у Бога. Если кто-то вздумает молиться о смерти своего личного обидчика, вряд ли Меркурий или Дмитрий поспешат исполнять злые хотелки. Речь должна идти о сложнейших этапах бытия Церкви, и Святейшего Бога лучше всего умолять святым же мужам.
*
Но и в наше время помощь совершается. В бытность Хусни Мубарака президентом Египта, святой Меркурий защитил один женский монастырь в Каире. Земли монастыря было решено отдать Министерству Обороны республики, и монахини не придумали ничего лучше, как в строгом посте просить о помощи великомученика, которого чтил издревле монастырь. Меркурий явился Хусни Мубараку с требованием оставить монахинь в покое, что и было немедленно исполнено. Свидетельство об этом событии достаточно известно между христианами.
Так что "рука Божия не сократилась, и мышца Его не ослабела, чтобы спасать". Святые не просто вписаны в церковный календарь, но они составляют "облако свидетелей", окружающих Престол Божий, и готовы приходить на помощь, как в древние, так и в текущие дни.