Этически значим не уровень способностей и не масштаб деятельности, а наиболее полное и целенаправленное использование ума. Не рассеянное и механическое выполнение действий в рамках какой-либо работы, но сознательно избранное осуществление любого разумного дела, мелкого или крупного, на любом уровне способностей.
Айн Рэнд. Добродетель эгоизма.
Айн Рэнд. Добродетель эгоизма.
👍14❤6
Индивидуализм — не философский и даже не политический базовый принцип. Чтобы эта идея была истинной, она должна опираться на верную эпистемологическую и метафизическую основу.
Я прежде всего поборница разума, а не индивидуализма или капитализма. Я защищаю капитализм, поскольку защищаю разум. Это моя эпистемологическая основа.
Лекция "Философия: кому она нужна" (Военная академия Вест-Пойнт, 1974).
Я прежде всего поборница разума, а не индивидуализма или капитализма. Я защищаю капитализм, поскольку защищаю разум. Это моя эпистемологическая основа.
Лекция "Философия: кому она нужна" (Военная академия Вест-Пойнт, 1974).
🔥8👍5❤2
Уже настало время для политика-объективиста?
Леонард Пейкофф, “Философия объективизма”, лекция 12 (1976).
Безусловно, нет. К кому он будет апеллировать? Невозможно вести просветительскую кампанию одновременно с политической. Лет через пятьдесят, возможно, придет время для объективиста-политика, но, когда это станет возможным, он, быть может, и не понадобится. Общественное мнение и дальше будет развиваться в сторону свободы и разума. Следовательно, объективизму нужно идти в школы и там выправлять ситуацию.
Леонард Пейкофф, “Философия объективизма”, лекция 12 (1976).
🔥7
Ниже приведены ответы Айн Рэнд на вопросы слушателей радиопередачи Делла Шилдса «Ночной звонок», транслировавшейся в 1969 году.
—Есть ли в вашей философской системе место для Бога?
—Как вы можете объяснить Вселенную без Бога?
—Как вы можете объяснить жизнь и чудеса Вселенной на основании случайности, без понятия замысла?
—Есть ли в вашей философской системе место для Бога?
Нет, в ней нет для него места. Я включаю в свою философскую систему только то, что человек может осознать, воспринять, определить и продемонстрировать рациональным способом. Нет каких бы то ни было свидетельств так называемой «жизни после смерти» или другого мистического измерения, и моя философия не допускает изобретения фактов или принятия чего-либо на веру, то есть без фактической, рациональной демонстрации.
—Как вы можете объяснить Вселенную без Бога?
Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под «объяснением Вселенной». Если вы имеете в виду «объяснить, из чего Вселенная состоит», то это задача науки, а не философии. Это то, что изучает наука. Но если же вы имеете это в виду с философской точки зрения, Вселенная не нуждается в объяснении. Не забывайте, что означает это слово – оно означает «всё, что существует». Невозможно объяснить «всё, что существует». Существование не предполагает объяснения. Обратите внимание на следующее противоречие: где вы находитесь, интеллектуально, если собираетесь объяснить существование? Где вы, наблюдатель? Вы – часть Вселенной. Бытие существует, и только бытие существует. Бытие как таковое не требует объяснения, оно требует изучения. Нам необходимо знать, что существует. Какова его природа? Каковы законы природы? Но попытка объяснить источник существования или Вселенной – это противоречие в терминах. То же самое, конечно, относится и к человеческой жизни.
—Как вы можете объяснить жизнь и чудеса Вселенной на основании случайности, без понятия замысла?
Я бы предложила вам очень чётко определить значение каждого понятия, которое вы используете. В природе нет никакого «замысла». Если вы имеете в виду постоянство природы – тот факт, что природа следует определённым законам – то это не замысел. Это действие закона тождества, под которым мы понимаем тот факт, что вещи являются самими собой. И поскольку противоречия не могут существовать – поскольку вещь, сущность, не может быть собой и не собой в то же самое время – конечно, в таком случае вы будете иметь то, что некорректно называется «упорядоченной, непротиворечивой» Вселенной. Но единственное объяснение, которое необходимо для этого – это осознание того, что противоречия не могут существовать и что во Вселенной не существует такой вещи, как случайность. В материальном мире ничто не происходит случайно, но ничто не происходит также в соответствии с замыслом. Это не альтернативы. Всё происходит в соответствии с законом тождества. Вещи существуют и взаимодействуют согласно своей природе. Это точно не случайность. Случайность – это понятие, которое относится только к человеческому неведению. Когда мы не знаем причин определённых событий, мы говорим, что это произошло случайно. Но ничто не происходит случайно, кроме человеческой иррациональности. И даже это не случайно. У человека есть свобода воли, следовательно, он может совершать поступки без причин или по подсознательным причинам, исходя из случайных ассоциаций, и он будет описывать это как случайные действия. Но если мы говорим с философской и метафизической точки зрения, если мы говорим о природе реальности, ничто не происходит случайно.
👍18🔥6❤3👏1
Все законы, запрещающие гомосексуализм, должны быть отменены. Я не одобряю подобной привычки, но недопустимо, чтобы закон вмешивался в отношения совершенолетних людей, действующих по взаимному согласию.
Айн Рэнд. Лекция "Живая смерть", 1968.
Айн Рэнд. Лекция "Живая смерть", 1968.
👍22❤4🤩2🤬1
Если удовольствие одного из нас потребует от другого жертвы, то никакой сделки не будет. Торговля, при которой один человек выигрывает, а другой теряет – обман. В бизнесе ты этого не делаешь, правда? Не поступай так и в личной жизни.
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
❤33
Мои персонажи не названы в честь реальных людей. Я составляю длинные спики имен и фамилий как для героев, так и для злодеев. Какие-то музыкальные сочетания звуков мне нравятся, их я и выбираю. Заметьте, что имена моих персонажей имеют сходные сочетания звуков. Кстати, я непреднамеренно выбрала для Рорка и Риардена имена, начинающиеся на Р. Это произошло абсолютно случайно.
Айн Рэнд. "Объективная коммуникация", лекция 1.
Айн Рэнд. "Объективная коммуникация", лекция 1.
❤13🔥5
Айн Рэнд о необходимости и случайности
В посткантовскую эпоху философы потеряли вкус к "интеллектуальной интуиции", но дихотомия необходимость-случайность осталась. Увековеченная в разных формах в XIX веке, она была переиначена в XX. Из нее следовало: так как мы можем изучать факты только опытно и опыт и не раскрывает необходимость, понятие "необходимые факты" должно быть выброшено. Как стало утверждаться, факты — по отдельности или вместе — случайны, и суждения, описывающие их, — "случайные истины". Как необходимые истины, они просто продукты лингвистического или концептуального соглашения. Они не обращены к фактам, они пусты, они тавтологичны.
Айн Рэнд. Введение в объективистскую эпистемологию.
В посткантовскую эпоху философы потеряли вкус к "интеллектуальной интуиции", но дихотомия необходимость-случайность осталась. Увековеченная в разных формах в XIX веке, она была переиначена в XX. Из нее следовало: так как мы можем изучать факты только опытно и опыт и не раскрывает необходимость, понятие "необходимые факты" должно быть выброшено. Как стало утверждаться, факты — по отдельности или вместе — случайны, и суждения, описывающие их, — "случайные истины". Как необходимые истины, они просто продукты лингвистического или концептуального соглашения. Они не обращены к фактам, они пусты, они тавтологичны.
Айн Рэнд. Введение в объективистскую эпистемологию.
❤6👍2
Они превратили слово реальность в антиидею, используя его для обозначения не политического, а метафизического равенства — равенства личных свойств и качеств, независимо от природных задатков или личного выбора, деятельности и характера. Они намерены бороться не с созданными человеком институтами, а с природой, то есть с реальностью, с помощью институтов, созданных человеком.
Айн Рэнд, статья "Эра зависти", 1971.
Айн Рэнд, статья "Эра зависти", 1971.
❤14
2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в семье фармацевта и зубного техника родилась Алиса Зиновьевна Розенбаум через несколько десятилетий ставшей известной под псевдонимом Айн Рэнд.
Этим материалом в честь ее дня рождения мы бы хотели поддержать всех тех, кто сейчас вынужден был оказаться в эммиграции, а также рассказать вам о самой любимой книге нашей любимой писательнице.
Текст по ссылке — https://telegra.ph/Tolko-volya-i-kontrol-Vse-ostalnoe-posylat-k-chertu--Ajn-Rehnd-02-05
Этим материалом в честь ее дня рождения мы бы хотели поддержать всех тех, кто сейчас вынужден был оказаться в эммиграции, а также рассказать вам о самой любимой книге нашей любимой писательнице.
Текст по ссылке — https://telegra.ph/Tolko-volya-i-kontrol-Vse-ostalnoe-posylat-k-chertu--Ajn-Rehnd-02-05
Telegraph
Только воля и контроль. Все остальное посылать к черту — Айн Рэнд
Перевод книги Anne C. Heller – “Ayn Rand and the World She Made” Что касается карьеры Рэнд, то никакого развития не последовало: из шести сценариев, написанных ею для студии Де Милля, ни один не был поставлен, и к весне 1927 года она уже не работала на студии…
❤24👍1
Объективизм. Айн Рэнд pinned «2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в семье фармацевта и зубного техника родилась Алиса Зиновьевна Розенбаум через несколько десятилетий ставшей известной под псевдонимом Айн Рэнд. Этим материалом в честь ее дня рождения мы бы хотели поддержать всех тех…»
Когда ученые мужи задумываются о практическом воплощении своих теорий, они сходятся в первую очередь в том, что неуверенность и скептицизм — это социально значимые черты, которые должны быть истоком терпимости к многообразию, гибкости, общественной «приспособляемости» и готовности к компромиссу. Некоторые доходят даже до того, что открыто заявляют, что ясность мысли — это признак диктаторской ментальности, а хронические сомнения — отсутствие твердых убеждений, нехватка абсолютных ценностей — это гарантия мирного, «демократического» общества.
Они ошибаются.
Считается, что кантовская дихотомия породила две линии кантианцев; все они принимают его основные постулаты, но избирают для себя противоположные стороны: одни выбирают разум и отвергают реальность, а другие выбирают реальность и отвергают разум. Первые оставляют мир на растерзание вторым.
Собрал же все то, что пытались сделать рационализаторы Канта, унаследовал безжизненные руины софистики, казуистики, стерильности и безграничной банальности, к которым они свели философию, экзистенциализм.
Экзистенциализм в принципе заключается в указании на современную философию и заявлении «Если это разум, то пошел он к черту!».
Невзирая на то, что прагматики-позитивисты-аналитики уничтожили мышление, экзистенциалисты считали их его защитниками, представляли их миру как пример рациональности, а сами вслед за этим полностью отвергли разум, объявив о его несостоятельности, протестуя против его «провала», призывая вернуться к реальности, к проблемам человеческого существования, к ценностям, к действию — к субъективным ценностям и бездумному действию. Во имя реальности они провозгласили моральное превосходство «инстинктивного», порывов, ощущений и когнитивные способности желудка, мышц, почек, сердца и крови. Это был бунт безголовых тел.
Но битва еще не окончена. Кафедры философии современных университетов стали полем сражения, которое фактически оказывается не более чем семейной ссорой между прагматиками и экзистенциалистами. А их последователи стали активистами студенческого мятежа.
Айн Рэнд. Возвращение примитива.
Они ошибаются.
Считается, что кантовская дихотомия породила две линии кантианцев; все они принимают его основные постулаты, но избирают для себя противоположные стороны: одни выбирают разум и отвергают реальность, а другие выбирают реальность и отвергают разум. Первые оставляют мир на растерзание вторым.
Собрал же все то, что пытались сделать рационализаторы Канта, унаследовал безжизненные руины софистики, казуистики, стерильности и безграничной банальности, к которым они свели философию, экзистенциализм.
Экзистенциализм в принципе заключается в указании на современную философию и заявлении «Если это разум, то пошел он к черту!».
Невзирая на то, что прагматики-позитивисты-аналитики уничтожили мышление, экзистенциалисты считали их его защитниками, представляли их миру как пример рациональности, а сами вслед за этим полностью отвергли разум, объявив о его несостоятельности, протестуя против его «провала», призывая вернуться к реальности, к проблемам человеческого существования, к ценностям, к действию — к субъективным ценностям и бездумному действию. Во имя реальности они провозгласили моральное превосходство «инстинктивного», порывов, ощущений и когнитивные способности желудка, мышц, почек, сердца и крови. Это был бунт безголовых тел.
Но битва еще не окончена. Кафедры философии современных университетов стали полем сражения, которое фактически оказывается не более чем семейной ссорой между прагматиками и экзистенциалистами. А их последователи стали активистами студенческого мятежа.
Айн Рэнд. Возвращение примитива.
🔥6👍4
Сегодня у нас необычный материал для канала: перевод материала Ярона Брука, вступившего в полемику с анархо-капиталистами, по вопросу взаимотношения правительства и защиты прав и свобод личности.
Текст по ссылке — https://telegra.ph/Anarho-kapitalizm-VS-Obektivizm-vzglyad-na-pravitelstvo-i-prava-lichnosti-02-09
Текст по ссылке — https://telegra.ph/Anarho-kapitalizm-VS-Obektivizm-vzglyad-na-pravitelstvo-i-prava-lichnosti-02-09
Telegraph
Анархо-капитализм VS Объективизм: взгляд на правительство и права личности. Часть 1.
Данный материал представляет собой перевод статьи Ярона Брука (Ayn Rand Insitute) и строится вокруг полемики государства, как института, гарантирующего соблюдения прав и свобод личности. Как мы можем освободить людей от власти грубой силы и создать свободное…
🔥7👍2👏1
Машины — это продолжение человеческого разума, полностью зависящее от него, так же, как и человеческое тело, когда разум останавливается, они рассыпаются в прах, как рассыпается в прах тело.
Застой в технологиях — все равно что застой в мышлении. "Ограничения" технологий — все равно, что цензура мысли.
Однако — заявляют экологи — людям не нужно работать или думать, за них все сделают компьютеры. Попробуйте представить себе шеренгу компьютеров, программируемых кучкой хиппи.
Теперь обратимся к печальной иронии того факта, что экологические крестоносцы и их юные последователи отвергают пассивность среднего класса, противостоят общепринятым мнениям, призывают к действиям, вопят о необходимости "перемен", и при этом в том, что касается природы, они — несгибаемые консерваторы.
Айн Рэнд. Антииндустриальная революция. 1971 год.
Застой в технологиях — все равно что застой в мышлении. "Ограничения" технологий — все равно, что цензура мысли.
Однако — заявляют экологи — людям не нужно работать или думать, за них все сделают компьютеры. Попробуйте представить себе шеренгу компьютеров, программируемых кучкой хиппи.
Теперь обратимся к печальной иронии того факта, что экологические крестоносцы и их юные последователи отвергают пассивность среднего класса, противостоят общепринятым мнениям, призывают к действиям, вопят о необходимости "перемен", и при этом в том, что касается природы, они — несгибаемые консерваторы.
Айн Рэнд. Антииндустриальная революция. 1971 год.
❤9
Во имя всего лучшего в вас, не оставляйте этот мир худшим. Во имя тех ценностей, которые поддерживают огонь вашей души, не позволяйте, чтобы ваше видение истинного человека искажалось примерами уродливого, дурного, презренного в тех, кто никогда не заслужит высокого звания человека. Не теряйте из виду истинный образ человека, высоко несущего голову, человека несгибаемого, непреклонного разумом, неустрашимо шагающего в новые дали. Не дайте погаснуть своему костру, берегите каждую искорку своего огня, одиноко горящего в безысходных трясинах приблизительного, несостоявшегося, непроявленного. Не дайте погибнуть герою в вашем сердце, страдающему от мысли, что вы не живете той жизнью, которую заслужили, но не могли получить. Проверьте, тем ли путем вы идете, ту ли ведете борьбу. Мир, к которому вы стремитесь, достижим, он существует, он реален, он возможен, он ваш.
Но чтобы завоевать его, надо посвятить ему всего себя, надо полностью порвать с вашим пошлым миром, покончить с представлением о человеке, как о жертвенном животном, существующем ради удовольствия других. Сражайтесь за ценность своей личности. Сражайтесь за то, что является сущностью человека, — за верховенство его разума. Со светлой надеждой и полной уверенностью сражайтесь, зная безусловную свою правоту и веря в нее, ибо ваш нравственный принцип есть принцип жизни, ибо вы ведете бой за все новое, ценное, великое, доброе — за все светлое и радостное на земле.
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
Но чтобы завоевать его, надо посвятить ему всего себя, надо полностью порвать с вашим пошлым миром, покончить с представлением о человеке, как о жертвенном животном, существующем ради удовольствия других. Сражайтесь за ценность своей личности. Сражайтесь за то, что является сущностью человека, — за верховенство его разума. Со светлой надеждой и полной уверенностью сражайтесь, зная безусловную свою правоту и веря в нее, ибо ваш нравственный принцип есть принцип жизни, ибо вы ведете бой за все новое, ценное, великое, доброе — за все светлое и радостное на земле.
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
❤24
Forwarded from Value of Reason — Объективизм: философия Айн Рэнд
Пренебрежительное отношение к научному исследованию искусства сохраняется именно потому, что искусство не социально. (Это еще одно проявление бесчеловечности альтруизма, его грубого безразличия к наиболее глубоким потребностям человека, к реальной человеческой личности; бесчеловечности любой этической теории, рассматривающей нравственные ценности как чисто социальную сущность.) Искусство относится к не социализируемому аспекту действительности, универсальному (то есть применимому ко всем людям), но не коллективному, — к природе человеческого сознания.
Один из отличительных признаков произведения искусства (включая литературу) — то, что оно не служит практической, материальной цели, а является самоцелью; оно предназначено только для созерцания и размышления, и удовольствие от этого процесса такое сильное и глубоко личное, что произведение воспринимается как самодостаточная и не нуждающаяся в оправдании первичная сущность. Это ощущение часто заставляет людей наотрез отказываться от любых предложений о том, чтобы проанализировать то или иное произведение, — такие предложения кажутся им посягательством на их собственное «я», на глубинную суть их естества.
Никакое человеческое чувство не беспричинно, и это распространяется на сильные чувства, связанные с искусством: они тоже не могут быть беспричинными, ни к чему не сводимыми и не связанными с источником эмоций (и ценностей) — жизненно необходимыми потребностями живого существа. У искусства есть назначение, и оно служит некой потребности человека, только не материальной — это потребность нашего сознания. Искусство неразрывно связано с выживанием, но не физическим — оно нужно для сохранения и выживания разума, без чего не может существовать тело.
— Айн Рэнд, Романтический манифест (Психоэпистемология искусства)
Один из отличительных признаков произведения искусства (включая литературу) — то, что оно не служит практической, материальной цели, а является самоцелью; оно предназначено только для созерцания и размышления, и удовольствие от этого процесса такое сильное и глубоко личное, что произведение воспринимается как самодостаточная и не нуждающаяся в оправдании первичная сущность. Это ощущение часто заставляет людей наотрез отказываться от любых предложений о том, чтобы проанализировать то или иное произведение, — такие предложения кажутся им посягательством на их собственное «я», на глубинную суть их естества.
Никакое человеческое чувство не беспричинно, и это распространяется на сильные чувства, связанные с искусством: они тоже не могут быть беспричинными, ни к чему не сводимыми и не связанными с источником эмоций (и ценностей) — жизненно необходимыми потребностями живого существа. У искусства есть назначение, и оно служит некой потребности человека, только не материальной — это потребность нашего сознания. Искусство неразрывно связано с выживанием, но не физическим — оно нужно для сохранения и выживания разума, без чего не может существовать тело.
— Айн Рэнд, Романтический манифест (Психоэпистемология искусства)
❤15👍3👏2
Человек, занятый только физическим трудом, потребляет материальные ценности, эквивалентные своему вкладу в процесс производства, и не оставляет дополнительных ценностей ни для себя, ни для других. Но человек, создающий идею в любой сфере работы разума, открывающий новое знание, — вечный благодетель человечества. Материальные изделия делить невозможно, они принадлежат конечному потребителю; только ценность идеи можно разделить с неограниченным количеством людей, сделав всех богаче без чьей-либо жертвы.
Айн Рэнд. Что такое капитализм?
Айн Рэнд. Что такое капитализм?
👍22❤6
Айн Рэнд напоминает: самый мирный период в истории человечества (между Наполеоновскими войнами и 1 Мировой войной) пришелся на расцвет капитализма без вмешательства государства.
Подробнее: https://youtube.com/shorts/Miw99hWXkf8?si=0XCP6jZkCMqnl5hm
Подробнее: https://youtube.com/shorts/Miw99hWXkf8?si=0XCP6jZkCMqnl5hm
YouTube
Capitalism Leads to Peace #aynrand #objectivism #capitalism
Capitalism is the only economic, social system in history that has lead to peace, not war. Learn more about Ayn Rand and her philosophy: aynrand.org/learnmor...
👍8🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Попросил lumalabs (AI, генерирующая видео) показать, как она представляет себе Айн Рэнд, работающую в своем доме над романом. Результат убил.
👍8
Forwarded from Value of Reason — Объективизм: философия Айн Рэнд
Если не брать в расчет редчайшие и не признаваемые академической средой исключения, философское «течение», которое затопляет сегодня каждую аудиторию, каждую учебную программу и каждый мозг, — это агностицизм, неприкрытый иррационализм и этический субъективизм. Мы живем в эпоху кульминации длительного процесса разрушения, мы достигли конца дороги, проложенной Кантом.
С тех самых пор, как Кант разлучил разум с реальностью, его интеллектуальные воспитанники продолжали усердно расширять эту пропасть. Во имя разума прагматизм провозгласил сиюминутный взгляд на вещи самым вдохновляющим, игнорирование контекста — правилом гносеологии, выгоду — принципом морали, а коллективный субъективизм — заменой метафизики. Логический позитивизм пошел еще дальше и, все так же во имя разума, поднял психоэпистемологию мелких крючкотворов до статуса научной системы, объявив, что знание состоит из манипуляций с языком. Приняв это всерьез, лингвистический анализ провозгласил, что задачей философии является не нахождение общих для всего бытия законов, а объяснение людям, что они имеют в виду, когда что-то говорят, потому что сами они никак не могут этого знать (это последнее к тому моменту действительно стало правдой — в философских кругах). Это стало последним выстрелом философии, которая далее оборвала канаты и улетела прочь, подобно воздушному шару, потеряв всякую видимость связи с реальностью и всякое отношение к проблемам человеческого существования.
— Айн Рэнд, из статьи Выгодное дело: студенческие волнения
С тех самых пор, как Кант разлучил разум с реальностью, его интеллектуальные воспитанники продолжали усердно расширять эту пропасть. Во имя разума прагматизм провозгласил сиюминутный взгляд на вещи самым вдохновляющим, игнорирование контекста — правилом гносеологии, выгоду — принципом морали, а коллективный субъективизм — заменой метафизики. Логический позитивизм пошел еще дальше и, все так же во имя разума, поднял психоэпистемологию мелких крючкотворов до статуса научной системы, объявив, что знание состоит из манипуляций с языком. Приняв это всерьез, лингвистический анализ провозгласил, что задачей философии является не нахождение общих для всего бытия законов, а объяснение людям, что они имеют в виду, когда что-то говорят, потому что сами они никак не могут этого знать (это последнее к тому моменту действительно стало правдой — в философских кругах). Это стало последним выстрелом философии, которая далее оборвала канаты и улетела прочь, подобно воздушному шару, потеряв всякую видимость связи с реальностью и всякое отношение к проблемам человеческого существования.
— Айн Рэнд, из статьи Выгодное дело: студенческие волнения
👍8💯3🔥2❤1👏1
Айн Рэнд отвечает на вопрос зрительницы об Израиле и политике, которую проводит США на Ближнем Востоке.
https://www.youtube.com/watch?v=BYVCvkN6NBk
https://www.youtube.com/watch?v=BYVCvkN6NBk
YouTube
Айн Рэнд об Израиле
Интервью Айн Рэнд, где она отвечает на вопросы гостей студии и даёт оценку политки США на среднем востоке.
👏6❤2💯1