Объективизм. Айн Рэнд – Telegram
Объективизм. Айн Рэнд
518 subscribers
200 photos
9 videos
5 files
191 links
Этот канал посвящен философии объективизма, ее теории и практике.

Прочие социальные сети:
https://vk.com/ayn_rand_objectivism

Админ – @kodintsev_a
Download Telegram
Инсталляция «Сила одной книги».
Оба понятия — разум и свобода — являются результатами друг друга, их отношения обратны друг другу: когда люди рациональны, свобода побеждает; когда люди свободны, побеждает разум.

Айн Рэнд. Философия. Кому она необходима?
Приступая к профессиональной деятельности, должен ли человек ставить себе цель стать в ней лучше всех остальных?

Не следует приступать к профессиональной деятельности с мыслью, что вы должны быть в ней лучшим. Это справедливо сейчас и будет справедливо в Атлантиде объективистов. Никогда не делайте свою работу предметом сравнения или персональных претензий: например, «я лучше мистера X.». Скажем, вы писатель. Вот как вам следует размышлять: «Я могу сказать людям нечто важное, и именно я это говорю». Точка. И будь что будет. Возможно, есть кто-то лучше, а кто-то — хуже. Скорее всего, если вы будете исходить из этой предпосылки, то будете лучше 99% специалистов в вашей сфере. Если же допустить, что стремление стать лучше других стало вашей целью, значит, вы будете судить о своей работе еще до ее выполнения. Вы будете оценивать нечто, чего еще нет, а это противоречие. Сначала сделайте что-нибудь. Затем оцените это по объективным критериям. Если кто-то лучше вас согласно этим критериям, поучитесь у него. Пусть это вас вдохновляет. А если многие хуже вас, не гордитесь этим. Это очень плохо. Самое трагичное — оказаться одиночкой среди некомпетентных людей.

Айн Рэнд. Ответы. Об этике, искусстве, политике и экономике.
Чтобы выжить, человеку требуются знания, а обрести их можно только посредством познания; человек, отвергающий посредственность мышления, может существовать, только паразитируя на разуме других. А паразит не может быть индивидуалистом. Иррационалист, поклонник произвольных, необдуманных действий, видящий в знании и объективности лишь "рамки" для своей свободы, живущий настоящим моментом гедонист, руководствующийся исключительно личными эмоциями, не может быть индивидуалистом. "Независимость", к которой стремится иррационалист, — это независимость от реальности; он восклицает, подобно герою "Записок из подполья" Достоевского: "Господи боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся?"

Айн Рэнд. Добродетель эгоизма.
Говорят, любовь слепа, секс глух к разуму и насмехается над всеми философскими идеями. Но на самом деле сексуальный выбор — это результат коренных убеждений человека. Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает. И какой бы ерундой насчет ценности альтруизма его ни пичкали, секс — самое эгоистичное из всех действий, действие, которое совершается только ради собственного наслаждения. Только попробуйте представить себе половой акт в духе самоотречения и доброхотного даяния — акт, который невозможен в самоунижении, только в самовозвышении, только в уверенности, что тебя желают и что ты этого желания достоин. Это действие заставляет человека обнажить дух, так же как и тело, и признать своё истинное Я мерилом своей ценности. Мужчину всегда притягивает женщина, отражающая его глубочайшее видение себя самого, женщина, завоевание которой позволит ему испытывать — или притворяться, что испытывает, — чувство собственного достоинства. Человек, который уверен в собственной ценности, захочет обладать женщиной высшего типа, женщиной, которую он обожает, самой сильной и самой недоступной, потому что только обладание героиней даст ему чувство удовлетворения. Обладание незамысловатой проституткой не даст ничего.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
Проклятием бедности является невозможность уединения; только очень богатые или очень бедные горожане радуются летним отпускам; очень богатые — потому что у них есть частные владения; очень бедные — потому что не имеют ничего против запаха чужих тел на общественных пляжах и танцплощадках; людям с хорошим вкусом и небольшим доходом некуда пойти, если им не по душе толпы. Откуда возникло убеждение, что бедность прививает человеку стадный инстинкт?

Айн Рэнд. Источник.
​​Жизнь Айн Рэнд в Санкт-Петербурге (Часть 1).

Алиса Розенбаум родилась в 1905 году в Петербурге. Отец — Зиновий Захарович — был человеком "self-made". Он закончил Варшавский университет в 1899, где получил ученую степень по химии. А через несколько лет стал управляющим аптеки (сначала на нынешнем Московском проспекте, затем на Невском). Мать — Анна Борисовна (или Ханна Берковна) — из зажиточной еврейской семьи, имевших связи в Минобороны Российской империи. И мать, и отец были из т.н. светских евреев: дома разговаривали по-русски, отмечали только крупные религиозные праздники, а дочери получали только светское образование по тогдашним канонам: немецкий и французские языки, лучшая гимназия, фортепиано, гимнастика и т.д. Но и на этом они не останавливались. Розенбаумы учили своих детей, что цивилизация и культура находятся только на Западе, одним из примером такого крайнего проявления был запрет на чтение русской литературы. Помимо этого они выезжали за границу, в частности, в Швейцарию и Австрию, когда Айн было 9 лет.

С самого раннего детства Айн Рэнд проявила себя неординарным ребёнком, разрушающим вокруг себя общепринятые нормы. В первую очередь это было связано с конфликтами с матерью. Когда семья Розенбаумов решили переехать на Невский проспект, дети какое-то время были вынуждены жить у родственников. По возвращению, Айн попросила мать купить ей мини-блузку, которую увидела у старших кузин. На просьбу последовал отказ, так как Анна считала, что девочки должны воздержать от подобных вещей. Для маленькой Рэнд этот отказ получил огромный отклик, о котором она помнила и спустя полвека.

Другой случай: Анна часто устраивала встречи гостей и во время сервировки стола, Айн, скорее всего в порядке эксперимента, попросила налить ей чашку чая. Ответ был также отрицательный: детям пить чай нельзя. Тогда Рэнд воздержалась от прямого столкновения с матерью, но задалась вопросом: «Почему они не позволяют мне иметь то, что я хочу?». И сделала вывод: «Когда-нибудь у меня это будет». И возможно именно тогда и зародилась философия, которую мы знаем, как объективизм.
Я была рождена, и я знала, что я живу, и понимала, чего хочу. Как ты думаешь, что поддерживает во мне жизнь? Почему я живу? Потому, что у меня есть желудок, который я набиваю пищей? Потому, что я дышу и зарабатываю себе на пропитание? Или потому, что я знаю, чего я хочу, - может быть, именно это и есть сама жизнь. И кто - в этой проклятой вселенной, - кто может сказать мне, почему я должна жить не ради того, чего хочу. Кто членораздельно ответит мне на этот вопрос?

Айн Рэнд. Мы — живые.
В них нет самих себя. Они живут в других. Живут как бы взаймы….. В каком его поступке или мысли проявилось его Я? Какой была его цель в жизни? Величие — в чужих глазах. Слава, восхищение, зависть — все, что исходит от других. Другие продиктовали ему убеждения, которых он не разделял, и он удовлетворился тем, что другие верят, будто он их разделяет. Его движущей силой и главной заботой были другие. Он не хотел быть великим, лишь бы другие считали его великим. Он не хотел строить — хотел, чтобы им восхищались как строителем. Он заимствовал у других, чтобы произвести впечатление на других. Вот его самоотречение. Он предал свое Я и успокоился. Но его называют эгоистом.

Айн Рэнд. Источник.
Человек не может выжить, не будучи человеком. Он может отказаться от своих средств выживания, от своего мышления, он может превратить себя в недочеловеческое создание и может превратить свою жизнь в короткий период агонии, — подобно тому, как его тело какое-то время может существовать в процессе разрушения болезнью. Но в качестве недочеловека он не может достичь успеха ни в чем, кроме недочеловеческого состояния, как было продемонстрировано в отвратительные исторические периоды антирационализма. Человек должен быть человеком по своему сознательному выбору, а научить его жить по-человечески должна этика.

В этике объективизма человеческая жизнь служит ценностным стандартом, а собственная жизнь каждого индивидуума — его нравственным предназначением.

Айн Рэнд. Добродетель эгоизма.
​​Жизнь Айн Рэнд в Петербурге (Часть 2).

Отношения с отцом у Рэнд было гораздо лучше. Первое детское воспоминание: она сидит в отцовском кабинете, а за окном грохочут первые в России трамваи. Папа объясняет их устройство, а она радуется, что все понимает. Однако, ей и в голову не приходило, как близко она была к проявлению американского капитализма: трамвайные линии Петербурга были проложены американской компанией Westinghouse.

Отношения с матерью, напротив, портились. С раннего детства Айн оказалась в эпицентре семейных конфликтов — Анна соперничала с мужней сестрой. Жили они в одном доме, в каждой семье было по три девочки. Айн была незаурядным ребёнком, чем не забывала хвастаться ее мать, расхваливая ее на званных вечерах, но, когда они оставалась один на один, все было иначе. Она ругала Айн за неспособность заводить друзей, за нерешительность, за отстранённость. «Почему у тебя нет подруг?» — этот вопрос, как вспоминала позже Айн, стал навязчивым заклинанием. Подчас критика со стороны матери переходила в приступы ярости: она намеренно ломала ногу любимой детской куклы или отдавала лучшие игрушки Айн в детский приют. Она могла в открытую при детях сказать, что никогда не хотела их иметь, что сделала это из обязательства, а отец, предпочитающий в свободное время играть в вист, совсем не заботился о погоде в семейном доме.

После обучения на дому Айн отдали в гимназию, где владычествовали царские порядки. Замкнутость девочки все больше стали проявляться: ее не заботили игры и сплетни: «Я была застенчивой, потому что просто не представляла, о чем мне разговаривать с людьми», — писала позднее Рэнд. — «Детство — это самый худший период в жизни человека». Пока она училась в гимназии, то справлялась с помощью фантазий: представляя себе Екатериной Великой. Как и императрица, Айн считала себя избранной. Другой отдушиной были французские журналы. На их страницах она открыла для себя вечные истории о рыцарстве, любви и Прекрасной Дамы. Именно тогда она и начала сочинять собственные истории, которые позже зачитывала младшим сёстрам.

Любимый предмет в гимназии — арифметика. Логика и точность математических наук покорили ее разум. А ненависть к зубрежке заставили ее изучать материал с опережением, что позволяло писать свои первые опусы на уроках: сценарии с 8 лет, а прозу с 9.
В абсолютном смысле эгоист отнюдь не человек, жертвующий другими. Это человек, стоящий выше необходимости использовать других. Он обходится без них. Он не имеет к ним отношения ни в своих целях, ни в мотивах действий, ни в мышлении, ни в желаниях, ни в истоках своей энергии. Его нет для других людей, и он не просит, чтобы другие были для него. Это единственная возможная между людьми форма братства и взаимоуважения.

Айн Рэнд. Источник.
Лишь в области чистой, фундаментальной науки истина – абсолютный критерий. Сталкиваясь с прикладной наукой, мы имеем дело с людьми. А имея дело с людьми, нужно принимать во внимание еще ряд соображений помимо истины.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
Всегда, когда кто-то обвиняет кого-то в бесчувствии, он подразумевает, что этот человек справедлив. Он подразумевает, что этот человек не испытывает беспричинных эмоций и не приемлет в людях чувств, на которые они не имеют права. Он подразумевает, что чувствовать – то же, что идти против разума, нравственных ценностей, реальности.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
На самом деле я очень счастливый человек – настолько, насколько возможно быть счастливым. Только что-то внутри меня знает о жизни, которой я никогда не жил, о жизни, которой никто никогда не жил, но которой следовало бы жить.

Айн Рэнд. Идеал.
Человек, готовый работать из-под палки, – это быдло, которому опасно поручать даже бездушный груз, не то что здоровье человека.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
Вчера была круглая дата: 115 лет со дня рождения Айн Рэнд.

Айн Рэнд – писательница, философ, последовательный защитник свободы. Её герои вдохновляют, будоражат сознание, могут вызывать смешанные чувства, равнодушных нет – будь то сторонник или противник ее взглядов.

Мы поздравляем каждого последователя или поклонника писательницы с ее Днем Рождения. УРА!
Кто такая Айн Рэнд?

Американская писательница русского происхождения. Родилась в 1905 году в Российской империи; уже после революций 1917 года, в 1926 оказалась в Америке для учебы, а в 1931 году получила американское гражданство, выйдя замуж за актера Фрэнка О’Коннора. Скончалась в 1982 году в результате сердечной недостаточности. Айн Рэнд — философ, писатель, критик, сценарист. За свою жизнь написала несколько книг, самые известные — это "Атлант расправил плечи (1957)" и "Источник (1943)", создала философскую систему, до сих пор оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей во всем мире.

Поделитесь этим видео с друзьями.

https://youtu.be/GIBflEde-O8
Неспособные самостоятельно мыслить подражатели, которые поставляют на рынок то, что, по их мнению, отвечает распространённым вкусам общества, постоянно проигрывают первопроходцам, чьи товары повышают знания и развивают вкусы. Именно в этом смысле свободным рынком управляют не потребители, а производители. Наибольшего успеха добиваются те, кто открывает новые области производства, о существовании которых до них никто не догадывался.

Айн Рэнд. Добродетель эгоизма.
Поскольку не существует рационального оправдания необходимости жертвовать интересами одних людей во имя других, нет и объективных критериев того, как подобные жертвы должны осуществляться на практике. Все законодательные акты, принятые во имя общественных интересов (как и любая раздача денег, отнятых силой у одних, чтобы другие могли получить их, не заработав), в конечном итоге утверждают необходимость наделить кого-либо из государственных служащих неопределенной и неопределимой, не подчиняющейся объективным законам деспотической властью.

Главная беда заключается не в том, что подобная власть может быть несправедливой, — а в том, что она в принципе не способна быть справедливой. Даже мудрейший и честнейший человек на планете не в состоянии найти способ справедливо, беспристрастно и разумно применять несправедливые, небеспристрастные и неразумные правила игры. Лучшее, что может сделать честный чиновник, — не брать взяток за свое субъективное решение, однако это не сделает его решение ни более справедливым, ни менее пагубным.

Человек с твердыми убеждениями невосприимчив к постороннему влиянию. Однако сегодня твердых убеждений не существует, их место занимает личное влияние. Когда сознание плутает в туманном лабиринте необъективного, где нет ни выходов, ни решений, человек готов ухватиться за любой довод, кажущийся хотя бы отчасти убедительным и относительно правдоподобным. Испытывая неуверенность, он готов идти за кем угодно. Такой человек — настоящий подарок для социальных манипуляторов, продажных пропагандистов, лоббистов.

Айн Рэнд. Капитализм. Незнакомый идеал.