Отряд Пролетарского Гнева – Telegram
Отряд Пролетарского Гнева
242 subscribers
530 photos
26 videos
9 files
393 links
Просвещение или смерть!

Политика - это концентрированное выражение экономики, экономика - это жизнь, ну а продолжение политики - это война, как говорят классики научного коммунизма.
Солнце для всех!
Download Telegram
_пред.часть_

В период же утвердившегося капитализма центральным становится уже противоречие между капиталистическим хозяйством и его производительными силами. Именно это противоречие вынуждает буржуазию маскировать свое господство своим, буржуазным патриотизмом.
В этот момент буржуазия, как и аристократия революционных времён, стала проводить аналогичную реакционную и деструктивную политику, и стала переходить от буржуазного патриотизма к буржуазному национализму. Патриотическая борьба крестьян против феодально-крепостнического гнёта была сугубо революционно-демократической, как и говорилось ранее. Эта борьба позволяла обществу осуществить прогресс в своём развитии, ликвидировать феодализм, утвердить новый капиталистический способ производства. Революционная борьба пролетариата против капиталистической эксплуатации, маскируемой фразами о национальном единстве, борьба против буржуазного государства, защищающего интересы эксплуататоров, является также глубоко патриотической. Эта борьба, имеющая своей конечной целью ликвидацию капитализма и утверждение социализма, выражая интересы пролетариата, тем самым выражает интересы большинства нации. Только эта борьба способна обеспечить прогресс общества, только она защищает жизненные интересы нации.
В.И. Ленин в своей статье «О национальной гордости великороссов» блестяще показал это на примере русской нации, русского пролетариата. Он писал:
«Интерес (не по-холопски понятой) национальной, гордости великороссов совпадает социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев» (В.И. Ленин, Соч., т. 21, изд. 4, с. 87).
Сказанное Лениным о национальной гордости русских рабочих относится, конечно, к пролетариям всякой другой нации, ибо классовые интересы рабочих всех стран и наций совпадают. Т.е. со времени того, как капитализм полностью установился, были вскрыты новые классовые противоречия, которая буржуазия пыталась заглушить старым революционно-демократическим патриотизмом, но, ничего не добившись этим, прибегнула к реакционным методам, которые сформировали буржуазный национализм.
В конце XIX — начале XX века капитализм перерос в высшую, последнюю стадию своего развития — империализм, что только обострило классовый конфликт раннего капитализма. В этот период национально-освободительные движения соединились с коммунистическими движениями, так как после всех социальных потрясений и роста интереса к марксизму ввиду событий периода начала XX века в Европе и конкретно России пошло понимание совпадения интересов империалистических держав-метрополий и их национальной буржуазии, а также национальной буржуазии колониальных стран, охотно шедших на договор с компрадорами. Накалился революционный кризис в колониях и в империалистических странах. Так как разные империалистические державы имели свои собственные интересы и их национальная буржуазия требовала всё больших рынков сбыта, то и империалистическая война за передел рынков в виде колоний и сфер влияний была неизбежна. Это послужило причиной Первой Мировой войны, которая стала катализатором для возникновения сильных рабочих движений в одних странах (в победивших странах Антанты, «красное десятилетие» и подъём профсоюзов во времена великой депрессии в США) и революций в других (Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская революция в России, революция в Венгрии, Италии, последующий рост заинтересованности коммунизмом, как доказательство — это пик Итальянской ком. партии в послевоенные годы), а также подъема национально-освободительного движения в колониях.

#часть3
#образование
#просвещение_или_смерть

_продолжение_
👍2
_пред.часть_

Буржуазия, с помощью буржуазного национализма скрывает за ширмой «общенациональных интересов» и «защиты родины» свои классовые интересы, которые лоббируются капиталистическими государствами. Это выражается в военной экспансии и интервенции в какую-либо страну, которая «угрожает отечеству». На деле же это обоснование к повиновению страны, интересы которой просто идут вразрез с интересами крупных империалистических держав. Это было в Чили при Пиночете, в Индонезии при Сухарто, в Корее при Пак Чон Хи и Вьетнаме, в странах Латинской Америки во время операции «Кондор».

Буржуазия находила и внутренних врагов в виде коммунистов при маккартизме в США, были гонения на коммунистов и в послевоенной Европе. Буржуазный национализм под видом борьбы за нацию, борьбы с «внутренними и внешними врагами нации» приводит лишь к упрочению господства национальной буржуазии в мире через подчинение других государств и наций. Но есть также и обратная сторона медали. Это – буржуазный космополитизм, который выражается в проведении буржуазией современных глобализационных процессов, слиянии наций и стран, на деле означающее слияние глобальных рынков, подчинение слабых стран империалистическим и сращивание «компрадорской» буржуазии с крупно-национальной, но никак не действительное стирание национальных различий вообще. Но некоторые невежественные люди, выдающие себя за марксистов, искренне выступают в поддержку космополитизма, исходя из неточного анализа трудов Маркса и Энгельса. В письме Инессе Арманд В. И. Ленин разъяснял:
«В «Коммунистическом манифесте» сказано, что рабочие не имеют отечества. Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано еще, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно. В чем же состоит эта связь? По-моему, именно том, что демократическом движении (в такой момент, такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, от защиты отечества войне национальной)» (Журнал «Большевик» 1 за 1949 г., стр. 41.).

Борьба пролетариата за социализм означает его борьбу с социальной и политической средой капиталистического общества, борьбу с «отечеством» буржуазии. Эта борьба выражает собой как коренные интересы нации, которой принадлежит данный пролетариат, так интересы пролетариев всех других наций в совокупности. Борьбу с национальным гнётом и в определённых условиях защиту отечества при капитализме Ленин рассматривал как составную часть борьбы рабочего класса за демократию.
«Что защита отечества допустима (когда допустима) лишь как защита демократии (в соответственную эпоху), это мое тоже мнение» ,
(там же), — писал Ленин Инессе Арманд.

Поэтому действительный марксист может выступать только лишь за пролетарский, революционно-демократический (социалистический) патриотизм, но никак не за космополитизм.
Выше писалось, что патриотизм, ровно как и образование национально-освободительных движений, неразрывно связан с революционно-демократическим движением. И Октябрьская революция не исключение. За место огромного числа разрозненных как культурно, так и социально-экономически буржуазных наций Российской Империи пришли пролетарские, советские нации, которые на базе русской культуры и языка, с учетом национальных особенностей всех советских наций объединились в единое социалистическое отечество. Без такого воссоединения не была бы возможна победа в гражданской войне 1918–1920 гг. и в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., когда представители некогда различных народностей вместе сражались за своё социалистическое отечество и интересы коммунизма вообще.

#часть4
#образование
#просвещение_или_смерть

_продолжение_
👍2
_пред.часть_

Возможно ли было такое, если бы украинцы, белорусы, татары, русские, казахи, армяне, грузины и многие другие думали лишь о своей народности? Навряд ли. Мы бы просто получили вторую Австро-Венгерскую империю, которая разрывалась от национальных конфликтов в период «весны народов», о чём также писалось ранее. Социалистический патриотизм никак не противоречит пролетарскому интернационализму, так как интересы рабочих каждой нации и страны во многом одинаковы, и такой патриотизм может существовать лишь в условиях активного сотрудничества всех рабочих. Без такого патриотизма само существование социализма ставится под вопрос.

В современной России тема буржуазного национализма стоит как нигде остро. Мы получаем сейчас схожую картину, что была во времена утвердившегося капитализма в странах Европы. Буржуазия также пытается паразитировать на прошлом, вот только уже на достижениях советской власти, из которых выхолащивается революционное и классовое содержание. Паразитируя на победе в Великой Отечественно, 23 февраля и достижениях советских наций буржуазия пытается протолкать новые лозунги о «едином отечестве» и «единой нации» в борьбе против внешнего врага в лице фашистов тогда и врагов капиталистического государства сейчас, которых оно называет экстремистами, ставя на человека это клеймо на всю жизнь.

Тезисно:
Буржуазия, с помощью буржуазного национализма скрывает за ширмой «общенациональных интересов» и «защиты родины» свои классовые интересы, которые лоббируются капиталистическими государствами. Это выражается в военной экспансии и интервенции в какую-либо страну, которая «угрожает отечеству». На деле же это обоснование к повиновению страны, интересы которой просто идут вразрез с интересами крупных империалистических держав.
Так как разные империалистические державы имели свои собственные интересы и их национальная буржуазия требовала всё больших рынков сбыта, то и империалистическая война за передел рынков в виде колоний и сфер влияний была неизбежна. Это послужило причиной Первой Мировой войны.


Борьба пролетариата за социализм означает его борьбу с социальной и политической средой капиталистического общества, борьбу с «отечеством» буржуазии. Эта борьба выражает собой как коренные интересы нации, которой принадлежит данный пролетариат, так интересы пролетариев всех других наций в совокупности.

©Наука марксизм
*и их телеграмм-канал

#часть5
#образование
#просвещение_или_смерть
👍3
«После этой войны снова начнётся война. И война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений, не теми, кто тёмными толпами одушевляет штыки, когда они уже выкованы. <...>
...

#часть1
#отрывок
#культура
#класс_борьба

_продолжение_
💯2
_пред.часть_

Нельзя знать, какие исторические комбинации породят великие бури, какие имена собственные будут в то время олицетворять изменчивые идеалы, навязанные человечеству. Причиной, быть может, всюду будет страх перед действительной свободой народов. Ясно только то, что бури будут.
Вооружения будут год от году расти с головокружительной быстротой. Неистовая пытка точности овладевает мною. Мы отбывали три года воинской повинности, дети наши будут отбывать пять, будут отбывать десять лет. Мы платим два миллиарда в год на подготовку войны. Заплатим двадцать, заплатим пятьдесят. Всё, что у нас есть, отнимут; это будет грабёж, разорение, банкротство. Благосостояние будет убито войной, как и люди; оно исчезнет под обломками и в дыму, а золото нельзя изобрести, как и солдат. Разучились считать; не знают больше ничего. Триллион — миллион миллионов… Слово кажется мне начертанным на волнах событий. <…>
На земле не будет ничего иного, кроме подготовки к войне. Она поглотит все живые силы, завладеет всеми открытиями, всей наукой, всеми идеями. <…>
Другие расходы иссякнут раньше расходов на истребительные войны, как и другие устремления, как и сама цель жизни. Вот смысл последнего века человечества.
©Анри Барбюс/Ясность

иллюстрация Отто Дикс

#часть2
#отрывок
#культура
#класс_борьба
👍6😢1
В 1928 году в Харбине была издана книга белоэмигранта Ф. Т. Горячкина «Первый русский фашист Пётр Аркадьевич Столыпин». (В то время фашизм ещё не успел себя запятнать чередой военных преступлений против человечности). В ней утверждается: фашизм – это не изобретение Бенито Муссолини. Итальянского лидера давным-давно предвосхитил и превзошёл Пётр Столыпин – «русский колосс, гениальный государственный деятель».

#часть1
#класс_борьба
#история

_продолжение_
🔥5
_пред.часть_

Аннотация книги из интернета:
Если бы революционеры-террористы не убили Столыпина, то фашистское государство было бы построено в России уже давно – утверждал Горячкин.

В Харбине белоэмигранты в то время основали Русскую фашистскую партию. А под её эгидой была открыта Столыпинская академия. Русские фашисты строили свои политические программы, подражая Муссолини, и вставляя в них уже далеко не новые черносотенные идеи. Как видно, они очень высоко ценили деятельность Столыпина на посту премьер-министра Российской империи.

Что же привлекало их в деятельности этого политика? Был ли Петр Аркадьевич и впрямь «первым русским фашистом», или это – ни на чём не основанное преувеличение? Вот как Горячкин объясняет свою точку зрения:

№4 Православие, самодержавие, народность

Итальянское слово «фашист» понималась по-русски как « националист», охранитель своих исторических национальных святынь. Святыни эти – Бог и православная вера, царь и исконные земли русского православного народа. Главными эти святыни признавал и Пётр Столыпин.
Далее Горячкин громит большевиков «кровавых материалистических интернационалистов». А православный фашизм – последовательный враг всех революций. Был таким же убеждённым врагом революционеров и Пётр Столыпин. Он уверенно противопоставлял им себя и своих единомышленников:
№3 «Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия»

В качестве альтернативы революции, Столыпин предлагает экономическую эволюцию.
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» – так Столыпин описывал начатые им реформы, главной целью которых являлось создание класса мелких землевладельцев.
Это должно было привести к процветанию страны.

Реформа Столыпина была им направлена, по мнению Горячкина «на уничтожение навсегда всех экономических революций», на лишение революционеров и смутьянов поддержки населения.

№2 Реформы, нацеленные на повышение благосостояния своего народа, своей нации

Импонировало русским фашистам и то, что по задумке столыпинских реформ, «исключительно только свой народ, своя нация обогащается. Это очень важно».
Далее Горячкин выдумывает своему кумиру безупречную благородную родословную, заявляя, что Столыпин по матери Рюрикович, и принадлежит к потомству святого равноапостольного князя Владимира.

№1 Либералы – ещё большее зло, чем революционеры

Проводит автор параллели и с оценкой Столыпиным противоположного политического течения – либералов-западников. Этих «мягкотелых, слепо пресмыкающихся перед Европой людишек» Горячкин считает ещё худшим злом, чем большевиков. Он называет их добровольными предателями своей нации, ряжеными космополитами.

Вся эта либеральная интеллигенция – просто словоблудцы и лжецы, которые не любят свою Отчизну и занимаются историческим шулерством. Они много болтают, но демонстрируют полную импотенцию в любых реальных делах.

Как известно, крайне невысокого мнения о либеральных болтунах и демагогах был и Пётр Аркадьевич Столыпин. Он относился к ним с нескрываемым презрением.


Добавим высказывания по вопросу И. Сталина:

"По сути дела гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме. Известно, что гитлеровцы так же охотно попирают права рабочих, права интеллигенции и права народов, как попирал их царский режим, что они так же охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим".

Из доклада Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 года.
Борьбу Деникина и Колчака, Юденича и Врангеля против революции в России империалисты были склонны изображать как борьбу исключительно внутреннюю. Но мы все знали, и не только мы, но и весь мир знал, что за спиной этих контрреволюционных русских генералов стояли империалисты Англии и Америки, Франции и Японии, без поддержки которых серьезная гражданская война в России была бы совершенно невозможна» [ И.Сталин т. 8, с. 360]


#часть3
#класс_борьба
#история
👍7
ПРОШЕНИЕ ИЕРОМОНАХА ИЛИОДОРА В СВЯТЕЙШИЙ СИНОД ОБ ОТРЕЧЕНИИ ЕГО ОТ ЦЕРКВИ (приводится в сокращении), 1912 год:

«Кто вы? Вы все – карьеристы… За звезды, за ордена, за золотые шапки, за бриллиантовые кресты, за панагии, усыпанные драгоценными камнями… Вы к начальству ласковы, смиренны, чтобы сохранить за собой земное благополучие. Бедных вы презираете, а с богатыми целуетесь! Вся жизнь ваша – сплошное удовольствие. Вы одеваетесь в роскошные шелковые рясы, ездите в дорогих каретах, спите на мягких постелях, услаждаетесь вкусными обедами, пьете прекрасное вино, копите много денег....


#часть1
#отрывок
#история
#церковь

_продолжение_
_пред.часть_

...Вы – горды, надменны, злы, мстительны… За расположение угнетателей народных вы готовы продать душу дьяволу. Под своими широкими мантиями вы скрываете всякую нечистоту и не правду… Вы ослепляете народ своей пышностью, а не даете ему жизни! Вы храмы обратили в полицейские участки, в торговые палаты и в постоялые дворы. И проклятьями, и пеплом, и огнем вечным заставляете бедных малодушных людей поклоняться вам и питать ваши ненасытные чрева!

Вас я презираю всею силою души. С вами, поклонниками святого черта, грязного хлыста Гришки Распутина, я не хочу быть в духовном общении ни одной минуты более.

Поэтому скорее срывайте с меня рясу!

Отлучайте меня от своей церкви!

Вы должны это сделать!

Животные, упитанные кровью народной, доколе вы будете сидеть на шее народа?

Доколе будете прикрываться именем божиим?»


Бритвою он полоснул себя по руке, кровью подписался: СЕРГЕЙ ТРУФАНОВ.
<…>

На вокзале во Владимире журналистов даже прибавилось. Подали состав.

За минуту до отхода поезда бывший Илиодор опустился на грязный перрон – принес перед публикой всенародное покаяние:

– Я прошу прощения у великой русской интеллигенции, которую я оскорблял. Я прошу всех евреев простить меня за то, что я их преследовал.

Прощу простить меня родственников Льва Толстого, ныне мертвого, которого я оскорблял при жизни и в гробу. Наконец, и людей со слабым зрением, которые носили очки, я тоже прошу извинить меня за грубые мои нападки на них… Но людей с портфелями все-таки не люблю! Чего они там таскают?
©Нечистая сила/В. Пикуль

на иллюстрации слева иеромонах Илиодор и на иллюстрации справа бывший иеромонах Илиодор, нынешний крестьянин Сергей Труфанов

#часть2
#отрывок
#история
#церковь
👍5
- А вот скажи: чтобы быть творцом, надо быть одинаково самым несчастным и, в тоже время, самым счастливым человеком на Земле ?
- Во первых, настоящий художник всегда знает насколько он хорош или он не художник. Во вторых, помни, художник никогда не должен оправдываться, он должен нести ответственность. Ну и в третьих, художник, либо настоящий, либо он не художник вовсе.
- Как любовник.
- …а стремиться художник должен к хладнокровию криминалиста и объективности патологоанатома.
(Большая выдумка?)

картина: Р. Магритт/Это не трубка (из цикла: «Вероломство образов»)
©Dmitrij Pančuk

©Щебетание
👍5
Картина будущего — картина агонии. Учёные прилагают смехотворные усилия, чтобы установить в тысячелетиях причины конца населенного мира. Комета ли уничтожит людей, недостаток воды или угасание Солнца? Они забыли причину самую вероятную и самую близкую: самоубийство.
©Анри Барбюс/Ясность

иллюстрация Отто Дикс

#отрывок
👍2
Прежде, чем бормотать о любви к Родине, стоит разобраться в понятиях, что есть Родина и гос-во.
Государство – надстройка правящего класса для угнетения и диктата своей воли по средства репрессивных органов и законов. Т.е., примитивно, если у вас прав класс олигархов, то и гос-во олигархическое, если буржуазная демократия, то это государство принадлежит 5% крупным дельцам, и их обслуге, социалистическое - обществу, большинству.

Родина – это люди, их общественно-экономическая формация, на этом произрастает язык, культура, менталитет (образ мышления), братство.

#часть1
#образование
#класс_борьба

_продолжение_
👍3🔥21
_пред.часть_

Берёзки и голубое небо есть и во Франции и в Канаде, и там они возможно гораздо жирнее и красивей.
Классовая принадлежность
(Герцен верно говорил: русский помещик - ближе и роднее немецкому или английскому, а русский крестьянин ближе и роднее немецкому крестьянину, чем помещику живущему в трёх верстах).

Все остальное - буржуазные предрассудки, на которых взращивается фашистско-солидаристское объединение, где социально-экономический базис заменяется на идиалистический: русский мир, "особенностью и избранностью", глубинными народом, вождём, религиозным мракобесием, заменой научного подхода на идеалистическую картину мира, национализмом, "так бог управил", "Примирением" и даже отрицанием существования классов etc

Не давайте себя поймать на удочку, морковку для осла.

На смежную тему патриотизма тут

#часть2
#образование
#класс_борьба
4🔥3👍2
ТРЕУГОЛЬНИК ШАНИНА

Сначала запретили букву ы.
Потом запретили букву а.
Потом зпретили букву б.
Потом зпретили укву в.
Потом зпретили уку г.
Потом зпретили уку е.
Потом зпртли уку з.
Потом пртли уку и.
Потом пртл уку к.
Потом пртл уу л.
Потом прт уу м.
Пото прт уу о.
пт прт уу п.
т рт уу р.
т т уу т.
уу у.


«Треугольник Шанина» — неофициальное название короткого рассказа северодвинского писателя М. А. Шанина «Сначала запретили». Поводом для написания рассказа стали слухи и высказывания о сомнительных инициативах, направленных на изъятие некоторых букв из русского языка, в том числе сообщение о том, что В. В. Жириновский предлагает исключить букву «ы» из русского алфавита. Создан в 2018 году.

Пи/си как все начиналось. Симптоматику нужно видеть, это и есть политическая дальнозоркость.

#просвещение_или_смерть
👍4🔥3🥰1
По данным Военного министерства, за 1915 год войска получили лишь 64,7% потребного количества сапог. Треть армии оказалась разутой.

Войско в лаптях

Генерал-лейтенант Николай Головин так описывает положение с обувью, когда он был начальником штаба VII армии на Юго-Западном фронте осенью 1915 года в Галиции:
«Высадившись с железной дороги, части этой армии должны были пройти 4–5 переходов, чтобы занять назначенные на фронте места. Это походное движение совпало с осенней распутицей, и пехота потеряла свои сапоги. Тут начались наши страдания. Несмотря на самые отчаянные просьбы о высылке сапог, мы получали их столь ничтожными порциями, что пехота армии ходила босая. Такое катастрофическое положение длилось почти два месяца».


#часть1
#история
#статистика

_продолжение_
🤯1
_пред.часть_

Отметим указание в этих словах не только на нехватку, но и на плохое качество армейских сапог. Уже в эмиграции в Париже генерал Головин вспоминал:
«Такого острого кризиса, как в снабжении обувью, в прочих видах снабжения не приходилось переживать».

В 1916 году командующий Казанским военным округом генерал Сандецкий доносил в Петроград, что 32 240 солдат запасных батальонов округа, подлежащих отправке на фронт, не имеют обуви, и, так как ее нет и на складах, то пополнение округ вынужден отправлять обутым в купленные по сёлам лапти.

О вопиющих проблемах с обувью на фронте рассказывают и письма солдат Первой мировой войны. В одном из таких писем, сохранившихся в архивах города Вятка, можно прочитать: «Обувают нас не в сапоги, а выдают ботинки, а пехотным лапти выдают»; «ходим наполовину в лаптях, над нами германец и австриец смеются — возьмут в плен кого в лаптях, с него лапти снимут и вывесят на окоп и кричат — не стреляйте в лапти свои»; «солдаты сидят без сапог, ноги обвёрнуты мешками»; «привезли лаптей два воза, доколе вот такой срам — войско в лаптях — до чего довоевали…»

Пытаясь как-то бороться с «обувным» кризисом, уже 13 января 1915 года командование императорской армии разрешило шить для солдат сапоги с укорочёнными на 2 вершка (почти 9 см) голенищами, а затем последовало предписание выдавать солдатам, вместо положенных по уставу кожаных сапог, ботинки с обмотками и «парусиновые сапоги», то есть сапоги с голенищами из брезента.

До войны рядовым русской армии полагалось всегда носить сапоги, теперь же для работ «вне строя» разрешили выдавать любую другую имеющуюся в наличии обувь. Во многих частях, наконец, стали использовать шкуры забитого на мясо скота дня изготовления кожаных лаптей.

С подобной обувью наш солдат впервые познакомился ещё во время русско-турецкой войны 1877-78гг. в Болгарии. У болгар кожаные лапти именовались «опанками», и именно так они названы, например, в приказе по 48-й пехотной дивизии от 28 декабря 1914 года. В начале войны эта дивизия из Поволжья была переброшена в Галицию и уже через несколько месяцев, столкнувшись с нехваткой сапог, была вынуждена делать для солдат «опанки».

В других частях подобную обувку именовали на кавказский манер «каламанами» или на сибирский — «кóтами», как за Уралом называли женские полусапожки. В 1915 году такие самодельные кожаные лапти уже были распространены по всему фронту.

Также солдаты плели для себя обычные лапти из лыка, а в тыловых частях изготавливали и носили сапоги на деревянной подошве. Вскоре армия даже начала централизованную закупку лаптей. Например, в 1916 году из города Бугульма Симбирской губернии земство поставило в армию 24 тыс. пар лаптей на 13 740 руб. — каждая пара лаптей обходилась армейской казне в 57 копеек.

Понимая, что своими силами с дефицитом армейской обуви не справиться, царское правительство уже в 1915 году обратилось за сапогами к союзникам по «Антанте». Осенью того года в Лондон из Архангельска отплыла русская военная миссия адмирала Александра Русина с целю разместить во Франции и Англии русские военные заказы. Одной из первых, помимо просьб о винтовках, стояла просьба о продаже 3 млн пар сапог и 3600 пудов подошвенной кожи.

Сапоги и обувь в 1915 году, не считаясь с расходами, пытались экстренно купить по всему миру. Для солдатских нужд пробовали приспособить даже партию резиновых сапог, закупленных в США, но по гигиеническим свойствам от них все же отказались.

«Пришлось уже в 1915 году сделать очень крупные заказы на обувь — преимущественно в Англии и в Америке, — вспоминал позже начальник мобилизационного отдела русского Генштаба генерал Лукомский. — Эти заказы обошлись казне очень дорого; были случаи крайне недобросовестного их выполнения, и они заняли очень значительный процент тоннажа судов, столь драгоценного для подвоза боевых припасов».
#часть2
#история
#статистика

_продолжение_
_пред.часть_

Трудности с обувью, пусть и не в таких масштабах, испытывали почти все союзники и противники России по Великой войне.

Из всех стран, вступивших в бойню в 1914 году, полностью обуты в кожаные сапоги были только армии России и Германии. Солдаты «Второго Рейха» начала войну в сапогах образца 1866 года, введённых ещё армией Пруссии. Как и русские, немцы тогда предпочитали носить солдатский сапог не с носками, а с портянками — Fußlappen по-немецки. Но, в отличие от русских, сапог немецкого солдата имел голенища на 5 см короче, которые сшивались двумя швами по бокам. Если все русские сапоги были обязательно чёрными, то в германской армии некоторые части носили коричневые сапоги.

Солдатские ботинки с обмотками. Фото: 1914.borda.ru

Подошва укреплялась 35-45 железными гвоздями с широкими шляпками и металлическими подковами на каблуке — таким образом, метал покрывали почти всю поверхность подошвы, что придавало ей долговечность и характерный лязг, когда колонны германских солдат шли по мостовой. Масса металла на подошве сохраняла её во время маршей, но зимой это железо промерзало и могло застудить ноги.

Кожа также была несколько жёстче, чем у русских сапог, не случайно немецкие солдаты в шутку прозвали свою казённую обувку Knobelbecher — «стакан для игральных костей». Солдатский юмор подразумевал, что нога болтается в крепком сапоге, как кости в стакане.

В итоге более низкий и жёсткий немецкий солдатский сапог был чуть крепче русского: если в мирное время в России пара сапог полагалась солдату на год, то в экономной Германии — на полтора года. В холод подкованный массой металла сапог был неудобнее русского, но когда он создавался, Генштаб Прусского королевства планировал воевать только против Франции или Австрии, где не бывает 20-градусных морозов.

Французская пехота начала войну не только в заметных издалека синих шинелях и красных штанах, но и в весьма любопытной обуви. Пехотинец «Третьей республики» носил кожаные ботинки «образца 1912 года» — по форме точь-в-точь современная модельная мужская обувь, только вся подошва была проклепана 88 железными гвоздями с широкой шляпкой.

От лодыжки до середины голени ногу французского солдата защищали накладные кожаные «гетры образца 1913 года», фиксировавшиеся кожаным шнурком. Начавшаяся война быстро показала недостатки такой обуви — армейский ботинок «образца 1912 года» имел неудачный покрой в районе шнуровки, легко пропускавший воду, а «гетры» не только тратили дорогую в условиях войны кожу, но их было неудобно одевать и при ходьбе они натирали икры.

Любопытно, что Австро-Венгрия начала войну просто в ботинках, отказавшись от сапог, коротких кожаных Halbsteifel, в которых солдаты «двуединой монархии» провоевали весь XIX век. Брюки австрийских солдат сужались к низу и у ботинка застёгивались на пуговицы. Но и это решение оказалось не удобным — нога в низком ботинке легко промокала, а не защищённые брюки в полевых условиях быстро рвались в клочья.

В итоге, к 1916 году большинство солдат всех участвовавших в войне стран носили оптимальную для тех условий военную обувь — кожаные ботинки с матерчатыми обмотками. Именно в такой обуви в августе 1914 года вступила на войну армия Британской империи.

Богатая «фабрика мира», как тогда называли Англию, могла позволить себе одеть всю армию в сапоги, но ее солдатам приходилось воевать также в Судане, Южной Африке и Индии. А в жару в кожаных сапогах особо не походишь, и практичные британцы адаптировали для своих нужд элемент обуви горцев в Гималаях — те плотно обматывали вокруг ноги длинный узкий кусок ткани от лодыжки до колена.

На санскрите он именовался «patta», то есть лента. Вскоре после подавления сипайского восстания эти «ленты» были приняты в обмундировании солдат «Британской индийской армии». К началу XX века уже вся армия Британской империи в полевых условиях носила обмотки, а в английский язык из хинди перешло слово «puttee», которым эти «ленты» и обозначались.

#часть3
#история
#статистика

_продолжение_
_пред.часть_

Секреты обмоток и кожаного шнурка

Любопытно, что на начало XX столетия обмотки были и общепринятым элементом одежды спортсменов Европы в зимнее время — бегунов, лыжников, конькобежцев. Часто использовали их и охотники. Эластичной синтетики тогда ещё не существовало, а плотный матерчатый «бинт» вокруг ноги не только фиксировал и защищал её, но и имел ряд преимуществ перед кожей.

Обмотка легче любых кожаных гетр и голенищ, нога под ней лучше «дышит», следовательно, меньше устаёт, и, что главное на войне, надёжно защищала ногу от пыли, грязи или снега. Ползая по-пластунски, солдат в сапогах так или иначе будет загребать их голенищами, а обмотки — нет. При этом нога, обмотанная в несколько слоёв ткани, неплохо защищена и от влаги — ходьба по росе, мокрому грунту или снегу не приводит к промоканию насквозь.

В распутицу, в поле или в залитых водой окопах сапоги вязли в грязи и сползали, ботинок же с хорошо повязанной обмоткой крепко держался. В жару же ноги в обмотках не преют, в отличие от ноги в сапоге, а в холодную погоду дополнительный слой ткани неплохо согревает.

Но главным для большой войны оказалось иное свойство обмоток — их потрясающая дешевизна и простота. Именно поэтому уже к 1916 году солдаты всех воюющих стран сражались, в основном, в обмотках.

Производство этого нехитрого предмета достигало тогда фантастических объёмов. Например, только одна британская компания Fox Brothers&Co Ltd за годы Первой мировой произвела 12 млн пар обмоток, в развёрнутом состоянии это лента длинной 66 тыс. км — достаточно, чтобы два раза обернуть всё побережье Великобритании.

Не смотря на всю простоту, обмотки имели свои особенности и требовали навыков для их ношения. Существовало несколько разновидностей обмоток. Наиболее распространёнными были обмотки, фиксировавшиеся завязками, но были и разновидности, крепившиеся маленькими крючками и пряжками.

В русской армии обычно использовались самые простые обмотки на завязках длиной 2,5 м и шириной 10 см. В положении «снято» они сматывались в рулон, причём шнурки оказывались внутри, являясь своего рода «осью». Взяв такой рулон, солдат начинал наматывать обмотку на ногу снизу-вверх. Первые витки должны быть самыми тугими, тщательно закрывая верхнюю часть ботинка спереди и сзади. Затем лента бинтовалась на ногу, последние витки немного не доходили до колена. Конец обмотки обычно представлял собой треугольник, в вершину которого вшивались два шнурка. Эти шнурки обматывались вокруг последнего витка и завязывались, получившийся бантик прятался за верхний край обмотки.

В итоге ношение обмоток требовало определённого навыка, так же, как и удобное ношение портянок. В немецкой армии суконная обмотка длинной 180 см и шириной 12 см крючком цеплялась за край ботинка и туго наматывалась снизу-вверх, фиксируясь под коленом завязками или специальной пряжкой. У англичан был самый сложный метод повязывания обмотки — сначала с середины голени, потом вниз, затем снова вверх.

Кстати, способ завязывания армейских ботинок в годы Первой мировой заметно отличался от современного. Во-первых, тогда чаще всего использовался кожаный шнурок — синтетических тогда ещё не было, а матерчатые быстро изнашивались. Во-вторых, он обычно не завязывался на узлы или бантики. Применялась так называемая «шнуровка одним концом» — на конце шнурка завязывался узел, шнурок продевался в нижнее отверстие шнуровки так, чтобы узел оказался изнутри за кожей ботинка, и другой конец шнурка последовательно продевается через все отверстия.

При таком способе солдат, надев ботинок, одним движением затягивал всю шнуровку, оборачивал конец шнурка вокруг верха ботинка и просто затыкал его за край или за шнуровку. За счёт жёсткости и трения кожаного шнурка такая «конструкция» надёжно фиксировалась, позволяя одеть и завязать ботинок буквально за секунду.

#часть4
#история
#статистика

_продолжение_