Гуманитарный метод: что может быть актуальнее?
🟥 Гуманитарное знание обычно воспринимается как нишевое, — предназначенное для немногочисленных интересующихся, нечто вроде игры в бисер для тех, кто осознает свою необычность. Анфилады ссылок, тексты о текстах о текстах, нескончаемые споры о вкусах и убеждениях, дерзкие, но принципиально недоказуемые гипотезы...
◀️ Такое понимание, однако, описывает лишь часть сложной мозаичной картины. Если мы посмотрим на гуманитарное знание не как на абстракцию, а как на реальность, мы увидим, что оно — часть культуры конкретного общества в конкретный исторический период. Соответственно, оно озвучивает мировоззренческие позиции нередко даже там, где стремится быть максимально "строго научным". Оно — совокупность мнений, мечтаний, догадок, предрассудков тех, кто его создаёт, — живых людей.
💓 Этим оно и сложно. Более того, даже на самих себе мы можем проследить, как наше академическое воспитание формирует нашу картину мира и, в конечном счёте, наши мировоззренческие и политические пристрастия.
❓ От того, какими будут гуманитарные методы, зависит наше социальное будущее. И тут важен наш вклад: нам не удастся уклониться от творчества, сама жизнь не даст нам возможности спрятаться за "ученичеством" и "изучением наследия".
🔝 Вы узнаете:
⏺️ Гуманитарный метод – миф или реальность?
⏺️ Могут ли гуманитарные науки быть трансляторами идеологий?
⏺️ Как они формируются из общественной реальности своего времени?
⏺️ Какая гуманитарная наука отражается в зеркале современности?
Об этом мы и проведем разговор 3 сентября в главном здании РУДН💬
Регистрация на мероприятие по ссылке.
Об этом мы и проведем разговор 3 сентября в главном здании РУДН
Регистрация на мероприятие по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2 15 9 5 1
Основа всех мыслимых зданий или как Л. Витгенштейн строил дом.❤️
В 1926 г. в Вене сестра Людвига Витгенштейна решила построить себе дом. Архитектор Пауль Энгельман уже начал работу, но тут Людвиг, только что закончив «Логико-философский трактат», решил помочь Витгенштейну старшему (ну, его сестре) построить уютное семейное гнездышко, заложив в его основу философскую точность: никаких излишеств, только строгая геометрия и… прецизионные ручки и радиаторы.
🧟♀️ На стройке стало весело: если ручка была на миллиметр не там — демонтировать. Потолок? Тоже на 30 мм поднять, потому что у философа каждый миллиметр на счету✂ .
В итоге гнездышко, по словам сестры, вышло специфическим. Сестра сказала: «Жить там? Я — нет. Это в лучшем случае жилище для богов».
Дом обошелся в разы дороже, чем планировала Маргарет, потому что Людвиг придумал уникальную систему отопления и дверные ручки собственного дизайна (представьте: изогнутая колбаска из металла, приделанная к черной пластине из металла) В 1929 г. Витгенштейны теряют почти все свое состояние при крахе на Нью-Йоркской бирже, но за три года до этого все было хорошо.
Позже Людвиг всегда говорил «мой дом» — «мой дом, который я построил для Маргарет», а при поползновениях продать жилище предлагал, так уж и быть, повесить занавески и постелить ковры.
К слову сам Людвиг Витгенштейн в философском доме никогда не жил, он жил в деревянном домике в Норвегии со скошенной крышей, поросшей мхами и с видами на красочное разнотравье вокруг лазурного озера, хотя 3 см потолка все равно прибавить умудрился.
💬 Признавайтесь в комментариях, как выглядел бы ваш философский дом, а редакция сделает вид, что не делает выводы…
В 1926 г. в Вене сестра Людвига Витгенштейна решила построить себе дом. Архитектор Пауль Энгельман уже начал работу, но тут Людвиг, только что закончив «Логико-философский трактат», решил помочь Витгенштейну старшему (ну, его сестре) построить уютное семейное гнездышко, заложив в его основу философскую точность: никаких излишеств, только строгая геометрия и… прецизионные ручки и радиаторы.
В итоге гнездышко, по словам сестры, вышло специфическим. Сестра сказала: «Жить там? Я — нет. Это в лучшем случае жилище для богов».
Дом обошелся в разы дороже, чем планировала Маргарет, потому что Людвиг придумал уникальную систему отопления и дверные ручки собственного дизайна (представьте: изогнутая колбаска из металла, приделанная к черной пластине из металла) В 1929 г. Витгенштейны теряют почти все свое состояние при крахе на Нью-Йоркской бирже, но за три года до этого все было хорошо.
Позже Людвиг всегда говорил «мой дом» — «мой дом, который я построил для Маргарет», а при поползновениях продать жилище предлагал, так уж и быть, повесить занавески и постелить ковры.
К слову сам Людвиг Витгенштейн в философском доме никогда не жил, он жил в деревянном домике в Норвегии со скошенной крышей, поросшей мхами и с видами на красочное разнотравье вокруг лазурного озера, хотя 3 см потолка все равно прибавить умудрился.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
P.S. Прилагаем зарисовку Шопенгауэра с Атманом авторства В. Буша, на которой видно, что Атман еще и миленько пострижен.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Испанский епископ и советский гений: одиночка, который заставил заговорить цивилизацию майя
🫠 История «алфавита Ланды» — это детектив с гениальной развязкой. В XVI веке епископ Диего де Ланда в ходе борьбы с язычеством провёл парадоксальный двухэтапный эксперимент: 1) сжег практически все пиктографические рукописи в городе Мани (Юкатан) и 2) надиктовал испанский алфавит (a, b, c...) грамотному писцу-майя, чтобы тот записал эти звуки их знаками (сохранения письменности ради).
⏺️ В результате получился список из 27 иероглифов, которые веками считали бесполезной ошибкой. Учёные видели, что один знак мог означать несколько букв, а одна буква записывалась разными знаками, и решили, что Ланда всё перепутал, а майя не имели настоящей письменности.
⏺️ Все изменилось, когда советский ученый Юрий Кнорозов доказал, что система майя была логосиллабической (одни знаки обозначали целые слова, другие — слоги).
⏺️ Кнорозов взял из труда Ланды слово, записанное «иероглифами» — «капатан» (исп. capitán — капитан).
Ланда записал его тремя иероглифами: «ca» + «pa» + «tan».
По логике Кнорозова, это были не три буквы, а три слога: «ka» + «pa» + «ta» (носовой звук «n» в конце часто опускался в подобных записях).
Затем он открыл древние рукописи майя (кодексы) и стал искать, как там записано слово «капитан» (оно, как заимствование из испанского, вполне могло встречаться в более поздних текстах). И он нашел. И оно было записано ровно теми тремя слоговыми знаками, которые были указаны у Ланды для «ca», «pa» и «tan».
⏺️ Свой главный доклад о дешифровке иероглифики майя он опубликовал в 1952 году, а в 1955 защитил по этой работе докторскую диссертацию. Защита длилась всего 3,5 минуты, ибо оппонировать гениальному открытию было просто нечего. Учёный совет единогласно присудил ему степень не кандидата, а сразу доктора исторических наук. Это был беспрецедентный случай.
P.S. нет, на скульптурном изображении Диего де Ланда не в солнцезащитных очках, так просто кажется…
Ланда записал его тремя иероглифами: «ca» + «pa» + «tan».
По логике Кнорозова, это были не три буквы, а три слога: «ka» + «pa» + «ta» (носовой звук «n» в конце часто опускался в подобных записях).
Затем он открыл древние рукописи майя (кодексы) и стал искать, как там записано слово «капитан» (оно, как заимствование из испанского, вполне могло встречаться в более поздних текстах). И он нашел. И оно было записано ровно теми тремя слоговыми знаками, которые были указаны у Ланды для «ca», «pa» и «tan».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Парадигма
Гуманитарный метод: что может быть актуальнее? 🟥 Гуманитарное знание обычно воспринимается как нишевое, — предназначенное для немногочисленных интересующихся, нечто вроде игры в бисер для тех, кто осознает свою необычность. Анфилады ссылок, тексты о текстах…
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
paradigmaacademy.timepad.ru
Гуманитарный метод: что может быть актуальнее? / События на TimePad.ru
Открытая лекция в гуманитарном студенческом лектории Парадигма, где мы посмотрим на гуманитарное знание не как на абстракцию, а реальность, которая является частью культуры конкретного общества в конкретный исторический период. Каково влияние гуманитарного…
А тем временем объявляем о следующей лекции!
⭐️ Дамаск, Омейяды и улемы в изгнании: сирийский ликбез
⏺️ С приходом «Арабской весны» Ближний Восток погрузился в политический хаос. Сотни тысяч сломленных судеб, перекроенные карты государств, разгул бандитизма, — все это до неузнаваемости изменило привычный для туристов и местных жителей ландшафт. Но у бытовых трагедий есть и оборотная сторона, часто ускользающая от наблюдателя — идеологический фон, заданный… игрой теологий.
➡️ Игра теологий развернулась и в Сирии; ее кульминация пришлась на декабрь 2024 г., когда в легендарную Мечеть Омейядов с триумфом вошел новый правитель страны. Уже тогда начала складываться мифология режима, прочно завязанная на национальном колорите и религиозных концептах. А в начале 2025 г. обострилась война Дамаска с локальными, региональными мифами, которых оказалось больше, чем предполагали победители…
🟥 Вы узнаете:
▶️ Почему лидеру арабского государства жизненно важно быть богословом?
▶️ Как истории халифов VII в. перекраивают ленты информагентств?
▶️ До какой степени теология служит инструментом социального проектирования?
▶️ И почему суверенному государству необходим собственный ал-Азхар?
Об этом мы и проведем разговор 12 сентября в главном здании РУДН💬
Регистрация на мероприятие по ссылке.
Об этом мы и проведем разговор 12 сентября в главном здании РУДН
Регистрация на мероприятие по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Напоминаем о том, что сегодняшняя лекция «Гуманитарный метод: что может быть актуальнее?» состоится в 18:00 в главном корпусе РУДН.
На входе в здание университета мы вас встретим и проведем в библиотеку, где и будет проходить встреча!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM