23 ноября 1934 года скончался крупнейший русский предприниматель, выдающийся книгоиздатель, Иван Дмитриевич Сытин.
Жизнь и карьера этого человека, как и целой армии русских купцов и промышленников, вышедших из простых крестьянских семей, - показательный пример, как работали социальные лифты в Российской Империи. В советских учебниках истории такого не писали, но факт остается фактом.
Иван Дмитриевич родился 24 января 1851 года в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье крестьянина, работавшего волостным писарем.
Будучи старшим среди двух сестер и одного брата, Иван с ранних лет трудился помощником скорняка в книжной лавке, где у него появилась особая любовь книгам.
В 25 лет он женился и купил станок для литографической печати. Так Иван Сытин основал свою «Первую Образцовую типографию». Начальную прибыль обеспечил выпуск карт с местами сражений в Русско-турецкой войне.
Дело шло в гору, и 1882 году на Всероссийской промышленной выставке Сытин получил бронзовую медаль за свою книгопечатную продукцию.
Иван Дмитриевич сделал литературу доступной для широких масс за счет производства и продажи изданий по низким ценам. Таковым было его "народное" издательство «Посредник», открывшее простым людям Ивана Тургенева, Льва Толстого, Николая Лескова.
Кроме того, Сытин стал издавать огромными тиражами ежегодные календари, которые одновременно исполняли роль справочных пособий. В народе они пользовались колоссальным спросом.
В 1890 году Сытин вошел в состав Русского библиографического общества, издавал журналы «Книговедение», «Вокруг света», «Модный журнал», «Вестник школы» и многие другие, газету «Русское слово», издания для детей «Пчелка», «Мирок», «Друг детей».
Крупным издательским проектом Сытина стала «Военная энциклопедия». В 1911-1915 годах вышло 18 томов, но издание осталось незавершенным. К 1917 году Сытин был владельцем крупной сети книжных магазинов во многих губерниях Российской империи: от Варшавы до Иркутска.
К 1917 г. фирма Сытина выпускала уже 25% всех книг в России.
19 февраля 1917 г. в Москве торжественно отметили 50-летний юбилей издательской деятельности И.Д.Сытина. Первым его поздравил телеграммой сам Государь Император Николай II.
В честь юбилея был выпущен альманах «Полвека для книги», в подготовке которого приняли участие многие известные авторы.
"Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания…Моя мечта, чтобы народ имел доступную по цене,понятную, здоровую, полезную книгу. Чтобы книга стала лучшим другом крестьянина и стала близка ему”
И.Д.Сытин.
После трагических событий 1917 года «Товарищество Ивана Сытина» было "национализировано" большевиками. Прежде богатейшему русскому предпринимателю пришлось писать унизительное письмо в Совнарком с просьбой назначить пенсию «бывшему Сытину».
В октябре 1927 года, к 10-летию революции, просьбу удовлетворили: памятуя о прежних заслугах на ниве народного образования, Сытину положили пенсию в 250 рублей в месяц.
В 1934 году на Введенском кладбище его тихо похоронили в присутствии самых близких и верных людей.
Русский странник
Платон Караваев
Жизнь и карьера этого человека, как и целой армии русских купцов и промышленников, вышедших из простых крестьянских семей, - показательный пример, как работали социальные лифты в Российской Империи. В советских учебниках истории такого не писали, но факт остается фактом.
Иван Дмитриевич родился 24 января 1851 года в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье крестьянина, работавшего волостным писарем.
Будучи старшим среди двух сестер и одного брата, Иван с ранних лет трудился помощником скорняка в книжной лавке, где у него появилась особая любовь книгам.
В 25 лет он женился и купил станок для литографической печати. Так Иван Сытин основал свою «Первую Образцовую типографию». Начальную прибыль обеспечил выпуск карт с местами сражений в Русско-турецкой войне.
Дело шло в гору, и 1882 году на Всероссийской промышленной выставке Сытин получил бронзовую медаль за свою книгопечатную продукцию.
Иван Дмитриевич сделал литературу доступной для широких масс за счет производства и продажи изданий по низким ценам. Таковым было его "народное" издательство «Посредник», открывшее простым людям Ивана Тургенева, Льва Толстого, Николая Лескова.
Кроме того, Сытин стал издавать огромными тиражами ежегодные календари, которые одновременно исполняли роль справочных пособий. В народе они пользовались колоссальным спросом.
В 1890 году Сытин вошел в состав Русского библиографического общества, издавал журналы «Книговедение», «Вокруг света», «Модный журнал», «Вестник школы» и многие другие, газету «Русское слово», издания для детей «Пчелка», «Мирок», «Друг детей».
Крупным издательским проектом Сытина стала «Военная энциклопедия». В 1911-1915 годах вышло 18 томов, но издание осталось незавершенным. К 1917 году Сытин был владельцем крупной сети книжных магазинов во многих губерниях Российской империи: от Варшавы до Иркутска.
К 1917 г. фирма Сытина выпускала уже 25% всех книг в России.
19 февраля 1917 г. в Москве торжественно отметили 50-летний юбилей издательской деятельности И.Д.Сытина. Первым его поздравил телеграммой сам Государь Император Николай II.
В честь юбилея был выпущен альманах «Полвека для книги», в подготовке которого приняли участие многие известные авторы.
"Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания…Моя мечта, чтобы народ имел доступную по цене,понятную, здоровую, полезную книгу. Чтобы книга стала лучшим другом крестьянина и стала близка ему”
И.Д.Сытин.
После трагических событий 1917 года «Товарищество Ивана Сытина» было "национализировано" большевиками. Прежде богатейшему русскому предпринимателю пришлось писать унизительное письмо в Совнарком с просьбой назначить пенсию «бывшему Сытину».
В октябре 1927 года, к 10-летию революции, просьбу удовлетворили: памятуя о прежних заслугах на ниве народного образования, Сытину положили пенсию в 250 рублей в месяц.
В 1934 году на Введенском кладбище его тихо похоронили в присутствии самых близких и верных людей.
Русский странник
Платон Караваев
🙏40❤5🕊2👎1😢1
Откуда денежки у стран "золотого миллиарда"
Один только факт из истории: за время британского владычества в Индии (1773-1947), в результате 14 голодоморов погибло более 60 миллионов человек. Основной причиной служили непомерные налоги, вывоз продовольствия и политика «выжженной земли».
На каких же еще костях взросли европейские ценности, "свобода, равенство и братство" с пресловутым "научно-технического прогрессом"?
Навскидку: инквизиция, крестовые походы, Варфоломеева ночь, индейский холокост, негритянское рабство, расизм, Pax Britanica, опиумные войны, французская революция, гильотина, наполеоновские походы, коммунизм, фашизм, Гитлер, Хиросима и Нагасаки, военные операции "оборонительного альянса" НАТО...
А теперь расскажите про "жестокость" Ивана Васильевича, "порабощение" Сибири и "ужасы" крепостного права в России...
Русский странник
Платон Караваев
Один только факт из истории: за время британского владычества в Индии (1773-1947), в результате 14 голодоморов погибло более 60 миллионов человек. Основной причиной служили непомерные налоги, вывоз продовольствия и политика «выжженной земли».
На каких же еще костях взросли европейские ценности, "свобода, равенство и братство" с пресловутым "научно-технического прогрессом"?
Навскидку: инквизиция, крестовые походы, Варфоломеева ночь, индейский холокост, негритянское рабство, расизм, Pax Britanica, опиумные войны, французская революция, гильотина, наполеоновские походы, коммунизм, фашизм, Гитлер, Хиросима и Нагасаки, военные операции "оборонительного альянса" НАТО...
А теперь расскажите про "жестокость" Ивана Васильевича, "порабощение" Сибири и "ужасы" крепостного права в России...
Русский странник
Платон Караваев
1💯40❤8👏2
24 ноября (13 ноября по старому стилю) родился настоящий патриот Отечества, достойный пример всем нашим доблестным воинам, выдающийся русский полководец, Александр Васильевич Суворов.
Всю свою жизнь этот человек был верен своему Кресту и достойно его нес до самого конца. Ратное дело, которому он себя посвятил, трудно назвать службой. Это было служение. На каждом этапе своего пути - от рядового до генералиссимуса - он открыто, честно и не жалея себя исполнял свой долг, служил Богу и Отечеству.
Именно поэтому Суворов не проиграл ни одного сражения. Как искренне верующий хоистианин, он всегда шел в бой с молитвой на устах, вёл благочестивую аскетичную жизнь, всем сердцем любил простого солдата и всегда помогал всем, кто нуждался.
Неслучайно сейчас поднимается вопрос о его канонизации, и Русская Община это всецело поддерживает.
О масштабе и глубине его личности сами за себя говорят его слова:
"Без добродетели нет ни славы, ни чести."
О безбожии: "Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века. Сей ад распрстя челюсти свои до гор Альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны."
"Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч."
"Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках."
"Вот мои мысли о людях: вывеска дураков - гордость, людей посредственного ума - подлость, а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью."
"Мужественные подвиги достовернее слов."
"Где меньше войска, там больше храбрых."
"Где тревога, туда и дорога; где ура - туда и пора; голова хвоста не ждет."
"Добродетель всегда гонима."
"Единство дает согласие. Смотри на дело в целом."
"Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество."
"Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог."
"Искренность отношений, правда в общении - вот дружба."
"Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость - тиранство."
"Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте."
"Подозрение - мать премудрости."
"С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных."
"Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!"
Вечная память рабу Божьему Александру.
Русский странник
Платон Караваев
Всю свою жизнь этот человек был верен своему Кресту и достойно его нес до самого конца. Ратное дело, которому он себя посвятил, трудно назвать службой. Это было служение. На каждом этапе своего пути - от рядового до генералиссимуса - он открыто, честно и не жалея себя исполнял свой долг, служил Богу и Отечеству.
Именно поэтому Суворов не проиграл ни одного сражения. Как искренне верующий хоистианин, он всегда шел в бой с молитвой на устах, вёл благочестивую аскетичную жизнь, всем сердцем любил простого солдата и всегда помогал всем, кто нуждался.
Неслучайно сейчас поднимается вопрос о его канонизации, и Русская Община это всецело поддерживает.
О масштабе и глубине его личности сами за себя говорят его слова:
"Без добродетели нет ни славы, ни чести."
О безбожии: "Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века. Сей ад распрстя челюсти свои до гор Альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны."
"Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч."
"Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках."
"Вот мои мысли о людях: вывеска дураков - гордость, людей посредственного ума - подлость, а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью."
"Мужественные подвиги достовернее слов."
"Где меньше войска, там больше храбрых."
"Где тревога, туда и дорога; где ура - туда и пора; голова хвоста не ждет."
"Добродетель всегда гонима."
"Единство дает согласие. Смотри на дело в целом."
"Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество."
"Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог."
"Искренность отношений, правда в общении - вот дружба."
"Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость - тиранство."
"Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте."
"Подозрение - мать премудрости."
"С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных."
"Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!"
Вечная память рабу Божьему Александру.
Русский странник
Платон Караваев
❤34🙏17🕊3
Вот такие дома строили наши «обездоленные» крестьяне на Русском Севере.
Это жилище – родовое гнездо семьи Рекиных в деревне Часовенской на реке Лодьме Архангельского уезда (ныне Приморский район). Простоял до 1980-х.
В советское время в доме размещались местные конторы: фельдшерский пункт, волостное правление и суд.
Русский странник
Платон Караваев
Это жилище – родовое гнездо семьи Рекиных в деревне Часовенской на реке Лодьме Архангельского уезда (ныне Приморский район). Простоял до 1980-х.
В советское время в доме размещались местные конторы: фельдшерский пункт, волостное правление и суд.
Русский странник
Платон Караваев
❤24👍12
25 ноября 1891 года (12 по старому стилю) отошел ко Господу Константин Николаевич Леонтьев (монах Климент) - столп религиозно-консервативной мысли, философ, писатель, литературный критик, публицист, поздний славянофил, дипломат.
Уроженец Калужской земли, дворянин, Константин Леонтьев верно служил Отечеству в качестве врача и дипломата.
Проучившись пять лет на медицинском факультете Московского университета, в 1854 году отправился в качестве военного лекаря на Крымскую войну 1853–1856 гг.
После увольнения в 1857- ом работал домашним врачом в имении барона Д. Г. Розена в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.
С 1863-го до 1873-го десять лет прожил в Турции, служа Отечеству на различных консульских должностях при азиатском департаменте Министерства иностранных дел (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках).
Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 году был помощником редактора «Варшавского Дневника», кн. Н.Голицына, потом был назначен цензором в Москву.
В 1887 году вновь вышел в отставку и уехал жить в Оптину пустынь. По ранее данному обету тайно постригся в монахи с именем Климента. Потом переехал в Сергеев посад, где умер 12 ноября 1891 года. Был верным сподвижником старца Амвросия.
Константин Николаевич оставил яркий след в русской философии и публицистике. В своих работах он раскрывал взаимоотношения христианства, славянства, Европы, секуляризации. Леонтьев предрёк, что победивший в будущем социализм принесёт Европе «новый феодализм», «новое рабство и закрепощение».
В своей книге “Византизм и славянство” Константин Леонтьев писал:
⚡️"Византизм в государстве значит – самодержавие. А что религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства."
Вечная память рабу Божьему Клименту.
Русский странник
Платон Караваев
Уроженец Калужской земли, дворянин, Константин Леонтьев верно служил Отечеству в качестве врача и дипломата.
Проучившись пять лет на медицинском факультете Московского университета, в 1854 году отправился в качестве военного лекаря на Крымскую войну 1853–1856 гг.
После увольнения в 1857- ом работал домашним врачом в имении барона Д. Г. Розена в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.
С 1863-го до 1873-го десять лет прожил в Турции, служа Отечеству на различных консульских должностях при азиатском департаменте Министерства иностранных дел (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках).
Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 году был помощником редактора «Варшавского Дневника», кн. Н.Голицына, потом был назначен цензором в Москву.
В 1887 году вновь вышел в отставку и уехал жить в Оптину пустынь. По ранее данному обету тайно постригся в монахи с именем Климента. Потом переехал в Сергеев посад, где умер 12 ноября 1891 года. Был верным сподвижником старца Амвросия.
Константин Николаевич оставил яркий след в русской философии и публицистике. В своих работах он раскрывал взаимоотношения христианства, славянства, Европы, секуляризации. Леонтьев предрёк, что победивший в будущем социализм принесёт Европе «новый феодализм», «новое рабство и закрепощение».
В своей книге “Византизм и славянство” Константин Леонтьев писал:
⚡️"Византизм в государстве значит – самодержавие. А что религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства."
Вечная память рабу Божьему Клименту.
Русский странник
Платон Караваев
🙏34❤3
Сегодня Святая Русь почитает святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей наравне с Василием Великим и Григорием Богословом.
В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.
Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".
А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.
Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.
В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.
«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»
Так баили на Руси наши седые предки...
Сегодня Святая Русь почитает святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей наравне с Василием Великим и Григорием Богословом.
В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.
Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".
А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.
Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.
В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.
«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»
Так баили на Руси наши седые предки...
Русский странник
Платон Караваев
В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.
Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".
А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.
Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.
В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.
«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»
Так баили на Руси наши седые предки...
Сегодня Святая Русь почитает святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей наравне с Василием Великим и Григорием Богословом.
В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.
Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".
А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.
Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.
В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.
«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»
Так баили на Руси наши седые предки...
Русский странник
Платон Караваев
👍13🙏11❤4
Как убивали наши деревни
Карельское село Кереть до 1917 года - первое фото.
На втором - оно же к концу советской эпохи на закате 1980-ых.
Русский странник
Платон Караваев
Карельское село Кереть до 1917 года - первое фото.
На втором - оно же к концу советской эпохи на закате 1980-ых.
Русский странник
Платон Караваев
😢44🙏3🤔2🤡2😡1
"КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ"
Фото было сделано в Саратовской губернии (Россия) в 1906 году.
Русский странник
Платон Караваев
Фото было сделано в Саратовской губернии (Россия) в 1906 году.
Русский странник
Платон Караваев
❤32👍12
Поздравляю всех с началом Рождественского поста!
Святитель Феофан Затворник:
С нынешнего дня начинается святой пост, Церковью Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, – в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, напр., пост святые четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. – Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост точно легче «Великого» и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи.
Русский странник
Платон Караваев
Святитель Феофан Затворник:
С нынешнего дня начинается святой пост, Церковью Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, – в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, напр., пост святые четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. – Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост точно легче «Великого» и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи.
Русский странник
Платон Караваев
❤27
Василий Белов "Лад":
Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнем связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному.
И если есть в мире слияние незримого и физически ощутимого, то пример родного очага идеальный для такого слияния.
С началом христианства очаг в русском жилище, по-видимому, отдал часть своих «прав и обязанностей» переднему правому углу с лампадой и православными иконами. Божница в углу над семейным столом, на котором всегда лежали обыденные хлеб-соль, становится духовным средоточием крестьянской избы как зимней, так и летней.
Однако правый передний угол совсем не противостоял очагу, они просто дополняли друг друга. Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса, считались образы Богоматери (связь со значением большухи, хранительницы очага и семейного тепла, очевидна), Николая Чудотворца (который и плотник, и рыбак, и охотник) и, наконец, образ Егория, попирающего копьем змия (заступник силой оружия)...
Русский странник
Платон Караваев
Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнем связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному.
И если есть в мире слияние незримого и физически ощутимого, то пример родного очага идеальный для такого слияния.
С началом христианства очаг в русском жилище, по-видимому, отдал часть своих «прав и обязанностей» переднему правому углу с лампадой и православными иконами. Божница в углу над семейным столом, на котором всегда лежали обыденные хлеб-соль, становится духовным средоточием крестьянской избы как зимней, так и летней.
Однако правый передний угол совсем не противостоял очагу, они просто дополняли друг друга. Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса, считались образы Богоматери (связь со значением большухи, хранительницы очага и семейного тепла, очевидна), Николая Чудотворца (который и плотник, и рыбак, и охотник) и, наконец, образ Егория, попирающего копьем змия (заступник силой оружия)...
Русский странник
Платон Караваев
❤25