Платон Караваев – Telegram
Платон Караваев
1.28K subscribers
2.24K photos
136 videos
2 files
634 links
Канал о доброй Руси, о ее прошлом, настоящем и будущем, в помин о наших честных предках, об их богомудром обиходе и доброделании.

https://dzen.ru/rus_strannik
https://dzen.ru/platon_karavaev
Download Telegram
25 ноября 1891 года (12 по старому стилю) отошел ко Господу Константин Николаевич Леонтьев (монах Климент) - столп религиозно-консервативной мысли, философ, писатель, литературный критик, публицист, поздний славянофил, дипломат.

Уроженец Калужской земли, дворянин, Константин Леонтьев верно служил Отечеству в качестве врача и дипломата.

Проучившись пять лет на медицинском факультете Московского университета, в 1854 году отправился в качестве военного лекаря на Крымскую войну 1853–1856 гг. 

После увольнения в 1857- ом работал домашним врачом в имении барона Д. Г. Розена в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. 

С 1863-го до 1873-го десять лет прожил в Турции, служа Отечеству на различных консульских должностях при азиатском департаменте Министерства иностранных дел (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках).

Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 году был помощником редактора «Варшавского Дневника», кн. Н.Голицына, потом был назначен цензором в Москву.​ ​ ​ ​ ​

В 1887 году вновь вышел в отставку и уехал жить в Оптину пустынь. По ранее данному обету тайно постригся в монахи с именем Климента. Потом переехал в Сергеев посад, где умер 12 ноября 1891 года. Был верным сподвижником старца Амвросия.

Константин Николаевич оставил яркий след в русской философии и публицистике. В своих работах он раскрывал взаимоотношения христианства, славянства, Европы, секуляризации. Леонтьев предрёк, что победивший в будущем социализм принесёт Европе «новый феодализм», «новое рабство и закрепощение».

В своей книге “Византизм и славянство” Константин Леонтьев писал:

⚡️"Византизм в государстве значит – самодержавие. А что религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства."

Вечная память рабу Божьему Клименту.

Русский странник
Платон Караваев
🙏343
Сегодня Святая Русь почитает святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей наравне с Василием Великим и Григорием Богословом.

В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.

Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".

А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.

Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.

В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.

«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»

Так баили на Руси наши седые предки...

Сегодня Святая Русь почитает святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей наравне с Василием Великим и Григорием Богословом.

В сей день наши прадеды прощевались с последними оттепелями вместе со всей дикой животиной, которая по лесам-полям пряталась в норы.

Мороз-"железный нос" в эту пору крепчает не на шутку, природа замирает, растения засыпают, запевают вьюги да метели, и наш хлебороб подмечал: "На Златоуста все поле пусто".

А в завтрашний день святая Церковь поминает святого апостола Филиппа. Мир русский-православный заговляется на Филипповки, на Рождественский пост, который начинается на следующий день.

Если иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья, - ждет деревенский люд богатого урожая овса на будущий год; воронье черное каркает - к оттепели.

В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы развеселые.

«Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда!» «Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет!»

Так баили на Руси наши седые предки...

Русский странник
Платон Караваев
👍13🙏114
Как убивали наши деревни

Карельское село Кереть до 1917 года - первое фото.

На втором - оно же к концу советской эпохи на закате 1980-ых.

Русский странник
Платон Караваев
😢44🙏3🤔2🤡2😡1
"КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ"

Фото было сделано в Саратовской губернии (Россия) в 1906 году.

Русский странник
Платон Караваев
32👍12
Поздравляю всех с началом Рождественского поста!

Святитель Феофан Затворник:

С нынешнего дня начинается святой пост, Церковью Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, – в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, напр., пост святые четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. – Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост точно легче «Великого» и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи.

Русский странник
Платон Караваев
27
Василий Белов "Лад":

Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнем связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному.

И если есть в мире слияние незримого и физически ощутимого, то пример родного очага идеальный для такого слияния.

С началом христианства очаг в русском жилище, по-видимому, отдал часть своих «прав и обязанностей» переднему правому углу с лампадой и православными иконами. Божница в углу над семейным столом, на котором всегда лежали обыденные хлеб-соль, становится духовным средоточием крестьянской избы как зимней, так и летней.

Однако правый передний угол совсем не противостоял очагу, они просто дополняли друг друга. Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса, считались образы Богоматери (связь со значением большухи, хранительницы очага и семейного тепла, очевидна), Николая Чудотворца (который и плотник, и рыбак, и охотник) и, наконец, образ Егория, попирающего копьем змия (заступник силой оружия)...


Русский странник
Платон Караваев
25
В старину в русском языке использовалось 15 падежей. Из них сохранились только 6, их изучают в школе. Вот те падежи, от которых остались лишь тени:


🔹️Звательный падеж
От этого падежа остались слова Боже, отче, друже, братие, владыко, княже, старче, а также архаичное склонение имён - Амвросие, Пантелеймоне. Но полностью этот падеж не исчез. Сегодня к нему относятся имена со звательной интонацией: мам, пап, дядь, Вань, Ань, Федь, а ещё «эй, ребят».


🔹️Местный падеж
В лесу (не в лесе), на шкафу (не на
шкафе), при полку, НА Святой Руси, НА Украине, на белом свете. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу. Думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно в лесу.


🔹️ Количественно-отделительный падеж
Выпить кефиру или чаю, съесть чесноку, задать жару, прибавить ходу, отлить бензину. Также: огоньку не найдется? А вот «задать жара» режет слух.


🔹️Счётный падеж
Десять грамм, сто килобайт, пятнадцать минут. Примечательно, что с цифрами от двух до четырёх используется не счётный падеж, а остатки двойственного числа.


Отдельная группа - существительные, образованные от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две мастерских. Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти.


🔹️Отложительный падеж.
Определяет исходную точку передвижения: из лесу, из дому. Существительное становится безударным: Я из лесу вышел, был сильный мороз. Ты тут без году неделя.


🔹️Лишительный падеж - с глаголами
отрицания:
не знаем правды
не имеете права («не имеете право»
скажет лишь иностранец, и выдаст себя)
не пью ни капли вина
ни шагу назад
ни пяди земли
они не познают истины
не видеть толку


🔹️Ждательный падеж.
Ждать письма, ждать у моря погоды (не погоду). Есть разница между «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждём доставки письма - письмо играет пассивную роль. Но когда ждём маму, то знаем, что она идёт сама.


🔹️Превратительный падеж.
пошёл в летчики,
не берут в жёны,
годится в сыновья.


Как думаете может ли язык быть одновременно и простым, и выразительным?

Источник: https://vk.com/wall-114218190_207817
30👍6
Архимандрит Иоиль Яннакопулос

Один коммунист сказал о. Иоилю:
– Батюшка, коммунизм – это то же христианство! В плане общественном между ними нет никакой разницы. И коммунизм, и христианство хотят равенства, братства и социальной справедливости.
– И, однако, существует одна маленькая разница, – сказал о. Иоиль.
– Какая же?
– Христианство говорит своему приверженцу: «Почему у тебя есть, а у другого нет? Иди, отдай ему!» А коммунизм своему приверженцу говорит: «Почему у другого есть, а у тебя нет? Иди, отними у него!» Понял разницу?

Подробнее здесь:
https://pravoslavie.ru/115219.html

Русский странник
Платон Караваев
👍261👎1
Введеньев день

Сегодня Святая Русь вспоминает, как родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели свою трехлетнюю дочь в Иерусалимский Храм.

По преданию таким образом был исполнен их обет перед Богом - отдать долгожданную дочь служению Ему. С тех пор Она праведно жила при храме пока, не обручилась Иосифу.

Праздник этот называется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Его смысл лаконично выразил митрополит Антоний Сурожский:

"…Не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться…"

Наши предки в Введеньев день устраивали по всем городам и весям первый зимний торг. В Белокаменную Первопрестольную свозили сани со всех окрестных слобод и посадов, где процветал щепной да лубяный промыслы. На Лубянской площади вырастали целые горы из новых саней и шумела здесь ярмарка несколько дней подряд.

С сего дня на Руси начинали устраивать гулянки-катания по первопуткам. Первый санный выезд для наших предков почитался особым торжеством. Ведь в седые времена, задолго до поездов и автомобилей, снежная зима открывала людям широкие возможности для путешествий.

Как говорили наши предки: "Сани там пролетят, где телега встанет".

С Праздником!

Русский странник
Платон Караваев
25