Есть во Америце Полунощной лицедей един и богатырь потешный именем же Ивашка Клавдий. В лето 7533 априля месяца бысть глагол от онаго Ивашки, яко чает де на Малыя Руси мира утверждения и о том челом бил Государю Московскому и всея Великия и Новыя Руси самодержцу Володимиру Володимировичу. Хощу - рече - на Русь явится аки вестник миру. Сие же есть лесть прегораздая и блядословие ивашково. Ибо приходише он прежде на Гетманщину в разбойное черкасское войско и глаголаше словеса поганая во славу оных.
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
👍44💯20😁14🔥4
В лето 7533 аврилия месяца удумаша немцы цесарския своея корысти ради жаловати черкас разбойных пищалями дальнобойными, иже рекутся "Телец".
На сие же дело отвещаше Марья Захарьева, глашатая Приказу Посольскаго: "Аще убо дадут немцы пищали сии гайдамакам треокаянным, да содеятся же сами в сей войне нам супротивником".
Такожде хощут немцы цесарския на Гетманщине двор пушкарский сотворити, дабы отливали пищали да ядра к оным. Токмо же будет двор сей ратям Государевым для боя вогненнаго местом законным.
"Новый Лѣтописецъ"
На сие же дело отвещаше Марья Захарьева, глашатая Приказу Посольскаго: "Аще убо дадут немцы пищали сии гайдамакам треокаянным, да содеятся же сами в сей войне нам супротивником".
Такожде хощут немцы цесарския на Гетманщине двор пушкарский сотворити, дабы отливали пищали да ядра к оным. Токмо же будет двор сей ратям Государевым для боя вогненнаго местом законным.
"Новый Лѣтописецъ"
🔥42👍15😡4
В лето 7533 аврилия месяца поиде Гетманщина немцам мериканским во холопство сугубое. Ибо бысть войску гетманову от мериканских немец дадено прежде зело гораздо оружья всякаго, да колымаг вогнебойных да самоходных, да прочего наряду воинскаго, дабы супротив ратей Государевых воевати. А дадено все сие бысть не в милостыню, ино же корысти великой ради да в рост! Посему же подобает Володьке-лицедею вси руды своя, да каменья драгия да ценныя немцам мериканским отдати, вкупе же и пристани морския, покуда не расплатится. Яко речет Писание: "не изыдеши оттуду, дондеже и последню медницу воздаси".
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
👍31😁12
18 апреля - День воинской славы России, день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере ("Ледовое побоище" 1242 г.).
В лѣто 6750 [1242]. Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь Андрѣемь и с низовци на Чюдьскую землю на Нѣмци и зая вси пути и до Пльскова; и изгони князь Пльсковъ, изъима Нѣмци и Чюдь, и сковавъ поточи в Новъгородъ, а самъ поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажития; а Домашь Твердиславичь и Кербетъ быша в розгонѣ, и усрѣтоша я Нѣмци и Чюдь у моста, и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инѣхъ с нимь избиша, а инѣхъ руками изъимаша, а инии къ князю прибѣгоша в полкъ, князь же въспятися на озеро, Нѣмци же и Чюдь поидоша по нихъ. Узрѣвъ же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озерѣ, на Узмени, у Воронѣя камени; и наѣхаша на полкъ Нѣмци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозѣ полкъ, и бысть сѣча ту велика Нѣмцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глѣба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, тѣхъ святыхъ великыми молитвами пособи богъ князю Александру; а Нѣмци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася мѣсяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Того же лѣта Нѣмци прислаша с поклономь: «безъ князя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а тѣми ся розмѣнимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите»; и таль пльсковьскую пустиша и умиришася. Того же лѣта князь Ярославъ Всеволодичь позванъ цесаремь татарьскымь Батыемь, иде к нему въ Орду.
Новгородская Первая Летопись Старшего извода (Синодальный список).
В лѣто 6750 [1242]. Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь Андрѣемь и с низовци на Чюдьскую землю на Нѣмци и зая вси пути и до Пльскова; и изгони князь Пльсковъ, изъима Нѣмци и Чюдь, и сковавъ поточи в Новъгородъ, а самъ поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажития; а Домашь Твердиславичь и Кербетъ быша в розгонѣ, и усрѣтоша я Нѣмци и Чюдь у моста, и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инѣхъ с нимь избиша, а инѣхъ руками изъимаша, а инии къ князю прибѣгоша в полкъ, князь же въспятися на озеро, Нѣмци же и Чюдь поидоша по нихъ. Узрѣвъ же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озерѣ, на Узмени, у Воронѣя камени; и наѣхаша на полкъ Нѣмци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозѣ полкъ, и бысть сѣча ту велика Нѣмцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глѣба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, тѣхъ святыхъ великыми молитвами пособи богъ князю Александру; а Нѣмци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася мѣсяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Того же лѣта Нѣмци прислаша с поклономь: «безъ князя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а тѣми ся розмѣнимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите»; и таль пльсковьскую пустиша и умиришася. Того же лѣта князь Ярославъ Всеволодичь позванъ цесаремь татарьскымь Батыемь, иде к нему въ Орду.
Новгородская Первая Летопись Старшего извода (Синодальный список).
👍45❤10🙏6
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
"Искони бѣ Слово, и Слово бѣ от Бога, и Богъ бѣ Слово. И се бѣ искони от Бога: и вся Тѣмъ быша. И безъ Него не бысть ничтоже, еже бысть. Въ Томъ животъ бѣ, и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ: и свѣтъ въ тьмѣ свѣтится, и тьма его не объятъ.
Бысть человѣкъ посланъ от Бога, имя ему Иоаннъ. Се прїде въ съвѣдѣтельство, и да съвѣдѣтельствуетъ о Свѣтѣ, да вси вѣру имуть иму.
Не бѣ тъ свѣтъ, но да съвѣдительствуетъ о Свѣтѣ: бѣ Свѣтъ истинный, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ миръ: въ мирѣ бѣ, и весь миръ Тѣмъ бысть, и мiръ Его не позна: въ своя приде, и свои Его не прияша.
Елико же ихъ приятъ, и дастъ имъ область чадомъ Божиемъ быти, верующемъ въ имя Его, иже ни от крови, и ни от похоти плътьскыи, ни от похоти мужескы, но от Бога родишася.
И Слово плоть бысть вселился в ны и видехомъ славу Его".
"Сийское Евангелие", 1339 год.
Сийское Евангелие было написано в Москве при великом князе Иване Калите в качестве вклада в Лявленский Успенский монастырь (располагался в селе Лявля в 35 километрах к югу от Архангельска), который в 1633 году был присоединён к Сийскому монастырю в библиотеку которого оно и попало. В Антониево-Сийском монастыре Евангелие в июне 1829 года обнаружил археограф П. М. Строев. По месту обнаружения оно и получило своё название — Сийское.
"Искони бѣ Слово, и Слово бѣ от Бога, и Богъ бѣ Слово. И се бѣ искони от Бога: и вся Тѣмъ быша. И безъ Него не бысть ничтоже, еже бысть. Въ Томъ животъ бѣ, и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ: и свѣтъ въ тьмѣ свѣтится, и тьма его не объятъ.
Бысть человѣкъ посланъ от Бога, имя ему Иоаннъ. Се прїде въ съвѣдѣтельство, и да съвѣдѣтельствуетъ о Свѣтѣ, да вси вѣру имуть иму.
Не бѣ тъ свѣтъ, но да съвѣдительствуетъ о Свѣтѣ: бѣ Свѣтъ истинный, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ миръ: въ мирѣ бѣ, и весь миръ Тѣмъ бысть, и мiръ Его не позна: въ своя приде, и свои Его не прияша.
Елико же ихъ приятъ, и дастъ имъ область чадомъ Божиемъ быти, верующемъ въ имя Его, иже ни от крови, и ни от похоти плътьскыи, ни от похоти мужескы, но от Бога родишася.
И Слово плоть бысть вселился в ны и видехомъ славу Его".
"Сийское Евангелие", 1339 год.
Сийское Евангелие было написано в Москве при великом князе Иване Калите в качестве вклада в Лявленский Успенский монастырь (располагался в селе Лявля в 35 километрах к югу от Архангельска), который в 1633 году был присоединён к Сийскому монастырю в библиотеку которого оно и попало. В Антониево-Сийском монастыре Евангелие в июне 1829 года обнаружил археограф П. М. Строев. По месту обнаружения оно и получило своё название — Сийское.
👍51🙏40🔥2❤1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 апреля месяца на Страстной седмице удумаша на Гетманщине во граде Киеве учинити действо потешное лубков самодвижущихся, иже о житии содомитском повествует. Яко рече Пророк: и во святилищи мерзость запустения будет. Тогда же собрашася отроки неции во дружину малую да воссташа с хоругвями да знаменами супротив сего действа содомскаго. На ту же дружину напусти гетман Володька-скоморох стражу городовую, и побиша тех отроков, и в возок узилищный их погрузиша.
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
😱29😡15😁9💯4👍2❤1
Повесть современных лет
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! "Искони бѣ Слово, и Слово бѣ от Бога, и Богъ бѣ Слово. И се бѣ искони от Бога: и вся Тѣмъ быша. И безъ Него не бысть ничтоже, еже бысть. Въ Томъ животъ бѣ, и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ: и свѣтъ въ тьмѣ свѣтится, и тьма его не объятъ. Бысть…
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона Киевского, середина XI века. Перевод на современный язык.
Запись Свято-Тихвинского монастыря.
Слушать на "Рутубе" можно по ссылке: https://rutube.ru/video/e3ea2c052ecbfbd800229a1cd72a107a/?r=a
Запись Свято-Тихвинского монастыря.
Слушать на "Рутубе" можно по ссылке: https://rutube.ru/video/e3ea2c052ecbfbd800229a1cd72a107a/?r=a
🔥27❤2👍1
19 апреля исполнилось 1140 лет со дня смерти святого равноапостольного Мефодия (+885), архиепископа Моравского, просветителя славян.
Прилучи же ся въ ты дни Ростиславъ, князь словѣньскъ, съ Святопълкъмь посъласта из Моравы къ цьсарю Михаилу, глаголюща тако: «Яко Божиею милостию съдрави есмъ, и суть въ ны въшьли учителе мнози, крьстияни из влахъ и из грькъ и из нѣмьць, учаще ны различь, а мы словѣни проста чадь и не имамъ, иже бы ны наставилъ на истину и разумъ съказалъ. То, добрѣи владыко, посъли такъ мужь, иже ны исправить вьсяку правьду». Тъгда цьсарь Михаилъ рече къ философу Костянтину: «Слышиши ли, философе, рѣчь сию? Инъ сего да не можеть сътворити развѣ тебе. Тѣ на ти дари мнози, и, поимъ братъ свой игуменъ Мефедии, иди же. Вы бо еста селунянина, да селуняне вьси чисто словѣньскы бесѣдують».
Тъгда не съмяста ся отрещи ни Бога, ни цьсаря, по словеси Святаго апостола Петра, якоже рече: «Бога боитеся, цьсаря чьтѣте». Нъ велику слышавъша рѣчь, на молитву ся наложиста и съ инѣми, иже бяаху тогоже духа, егоже и си. Да ту яви Богъ философу словѣньскы книгы. И абие устроивъ письмена и бесѣду съставль, пути ся ятъ моравьскаго, поимъ Мефедия. Начатъ же, пакы съ покоръмь повинуя ся, служити философу и учити съ нимь. И трьмъ лѣтомъ ишьдъшемъ, възвратистася из Моравы, ученикы научьша.
...Увѣдѣвъ же такова мужа, апостоликъ Никола посъла по ня, желая видѣти я яко аньгела Божия. Святи учение ею, положь словѣньское Евангелие на олтари Святаго Петра апостола, святи же на поповьство блаженаго Мефедия.
Бяаху же етера многа чадь, яже гужаху словѣньскыя книгы, глаголюще, яко не достоить никоторомуже языку имѣти буковь своихъ, развѣ евреи и грькъ и латинъ, по Пилатову описанию, еже на крьстѣ Господьни написа. Еже апостоликъ, пилатъны и трьязычьникы нареклъ, проклятъ. И повелѣ единому епископ, иже бѣ тоюже язею больнъ, и святи от ученикъ словѣньскъ три попы и 2 анагноста.
++++++++
Случилось же в те дни, что Ростислав, князь славянский, и Святополк послали из Моравии κ царю Михаилу, говоря так: «Мы Божьей милостью здоровы, но пришли нам много учителей христиан от итальянцев, и от греков, и от немцев, уча нас по-разному, a мы, славяне, люди простые, и нет y нас, кто бы наставил нас истине и научил разуму. Потому, добрый владыка, пошли такого мужа, который наставит нас всякой правде». Тогда царь Михаил сказал Философу Константину: «Слышишь ли, Философ, эту речь? Никто другой не может этого сделать, кроме тебя. Так на тебе дары многие и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы солуняне, a солуняне все хорошо говорят по-славянски».
Тут они не посмели отказаться ни перед Богом, ни перед царем, по слову святого апостола Петра, как он сказал: «Бога бойтесь, цесаря чтите». Но почувствовав величие дела, предались они молитве вместе с другими, кто был такого же духа, что и они. И тут явил Бог Философу славянские книги. И тот, тотчас упорядочив буквы и составив беседы, отправился в путь в Моравию, взяв Мефодия. И стал он, снова с покорностью повинуясь, служить Философу и учить вместе с ним. И когда минуло три года, возвратились они из Моравии, выучив учеников.
...Узнав же ο таковых людях, апостолик Николай послал за ними, желая видеть их, как ангелов Божьих. Он освятил учение их, положив славянское Евангелие на алтаре святого апостола Петра, и посвятил в попы блаженного Мефодия.
Было много других людей, которые поносили славянские книги, говоря, что не подобает никакому народу иметь свои буквы, кроме евреев, греков и латинян, по надписи Пилата, которую он на кресте Господнем написал. Их апостолик назвал пилатниками и триязычниками. И одному епископу, который был болен тою же болезнью, он повелел посвятить из учеников славянских трех в попы, a двух в анагностов (причетников).
Житие св. Мефодия
Прилучи же ся въ ты дни Ростиславъ, князь словѣньскъ, съ Святопълкъмь посъласта из Моравы къ цьсарю Михаилу, глаголюща тако: «Яко Божиею милостию съдрави есмъ, и суть въ ны въшьли учителе мнози, крьстияни из влахъ и из грькъ и из нѣмьць, учаще ны различь, а мы словѣни проста чадь и не имамъ, иже бы ны наставилъ на истину и разумъ съказалъ. То, добрѣи владыко, посъли такъ мужь, иже ны исправить вьсяку правьду». Тъгда цьсарь Михаилъ рече къ философу Костянтину: «Слышиши ли, философе, рѣчь сию? Инъ сего да не можеть сътворити развѣ тебе. Тѣ на ти дари мнози, и, поимъ братъ свой игуменъ Мефедии, иди же. Вы бо еста селунянина, да селуняне вьси чисто словѣньскы бесѣдують».
Тъгда не съмяста ся отрещи ни Бога, ни цьсаря, по словеси Святаго апостола Петра, якоже рече: «Бога боитеся, цьсаря чьтѣте». Нъ велику слышавъша рѣчь, на молитву ся наложиста и съ инѣми, иже бяаху тогоже духа, егоже и си. Да ту яви Богъ философу словѣньскы книгы. И абие устроивъ письмена и бесѣду съставль, пути ся ятъ моравьскаго, поимъ Мефедия. Начатъ же, пакы съ покоръмь повинуя ся, служити философу и учити съ нимь. И трьмъ лѣтомъ ишьдъшемъ, възвратистася из Моравы, ученикы научьша.
...Увѣдѣвъ же такова мужа, апостоликъ Никола посъла по ня, желая видѣти я яко аньгела Божия. Святи учение ею, положь словѣньское Евангелие на олтари Святаго Петра апостола, святи же на поповьство блаженаго Мефедия.
Бяаху же етера многа чадь, яже гужаху словѣньскыя книгы, глаголюще, яко не достоить никоторомуже языку имѣти буковь своихъ, развѣ евреи и грькъ и латинъ, по Пилатову описанию, еже на крьстѣ Господьни написа. Еже апостоликъ, пилатъны и трьязычьникы нареклъ, проклятъ. И повелѣ единому епископ, иже бѣ тоюже язею больнъ, и святи от ученикъ словѣньскъ три попы и 2 анагноста.
++++++++
Случилось же в те дни, что Ростислав, князь славянский, и Святополк послали из Моравии κ царю Михаилу, говоря так: «Мы Божьей милостью здоровы, но пришли нам много учителей христиан от итальянцев, и от греков, и от немцев, уча нас по-разному, a мы, славяне, люди простые, и нет y нас, кто бы наставил нас истине и научил разуму. Потому, добрый владыка, пошли такого мужа, который наставит нас всякой правде». Тогда царь Михаил сказал Философу Константину: «Слышишь ли, Философ, эту речь? Никто другой не может этого сделать, кроме тебя. Так на тебе дары многие и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы солуняне, a солуняне все хорошо говорят по-славянски».
Тут они не посмели отказаться ни перед Богом, ни перед царем, по слову святого апостола Петра, как он сказал: «Бога бойтесь, цесаря чтите». Но почувствовав величие дела, предались они молитве вместе с другими, кто был такого же духа, что и они. И тут явил Бог Философу славянские книги. И тот, тотчас упорядочив буквы и составив беседы, отправился в путь в Моравию, взяв Мефодия. И стал он, снова с покорностью повинуясь, служить Философу и учить вместе с ним. И когда минуло три года, возвратились они из Моравии, выучив учеников.
...Узнав же ο таковых людях, апостолик Николай послал за ними, желая видеть их, как ангелов Божьих. Он освятил учение их, положив славянское Евангелие на алтаре святого апостола Петра, и посвятил в попы блаженного Мефодия.
Было много других людей, которые поносили славянские книги, говоря, что не подобает никакому народу иметь свои буквы, кроме евреев, греков и латинян, по надписи Пилата, которую он на кресте Господнем написал. Их апостолик назвал пилатниками и триязычниками. И одному епископу, который был болен тою же болезнью, он повелел посвятить из учеников славянских трех в попы, a двух в анагностов (причетников).
Житие св. Мефодия
🙏29❤4👍4👏2
В лето 7533 повеле Великий Государь на маия месяца девятаго дня на Москве великий воинский ход творити ради осьмидесяти лет Победы Великия над немцами цесарскими. На ход же сей званы суть государи от земель разных.
Токмо Володька-лицедей из зависти своея великия да окаянства всякаго удума такожде во Киеве граде стольном свое хождение учинити. Да токмо званы на него государи от стран, яже во холопстве у ирода Гитлера быша, да и самый господарь немец цесарских Федька Мерцев, у коего дед в воинстве гитлеровой воеваше. А гайдамаки гетманския такожде всяких разбойников чтут, что во холопех у немец бяху.
"Новый Лѣтописецъ"
Токмо Володька-лицедей из зависти своея великия да окаянства всякаго удума такожде во Киеве граде стольном свое хождение учинити. Да токмо званы на него государи от стран, яже во холопстве у ирода Гитлера быша, да и самый господарь немец цесарских Федька Мерцев, у коего дед в воинстве гитлеровой воеваше. А гайдамаки гетманския такожде всяких разбойников чтут, что во холопех у немец бяху.
"Новый Лѣтописецъ"
👍51😡10💯5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 апреля месяца 22 дня на Светлой седмице приде к Москве Порфирий, патриарх Сербский, и с ним митрополит Ириней. И собрашася они со патриархом всея Руси Кириллом да с Антонием митрополитом Волока Ламскаго и предсташа пред Государевы ясны очи. Патриарх же Сербский Порфирий рече государю Московскому Володимиру Володимировичу: "бых аз Великой Четыредесятницей во Палестинския земли у Гроба Господня во Ерусалиме. Патриарх же Ерусалимский Феофил глаголаше мне, яко ты государь всея Великия и Новыя Руси самодержец еси упование всего православнаго христьянства!"
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
👍47🙏26❤9👎1
От Государя великого Дональда Фредовича всея Америцы Полунощной Василью Петровичу Голобородько-Потужному
Что писал еси, что по грехом взяли у тебя волость Крымскую; ино было, Васюшка, войску твоему во время оно середи крымских улусов крепко стояти и яко зайцам из земли Крымская не бежати. Ныне же мниши землю Крымскую под руку свою воротити, а о том у нас с тобой разглагола не было. Ты же нача о том деле в воровской летописной избе сказывати. О земли же Крымския должно ти глаголати со Бараком Хусейновичем, при коем земля та от Гетманщины без рати отложися. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи в горнице Овальныя шутити?
А и ныне похвалятися ти несть чем, яко претвори ся Гетманщина твоя во едино поле скудельничье. Ты же ратоборствам конца не чаеши и докончания мирнаго заключити не хочеши.
А что сказываешься гетман да великой человек - ино что по грехом моим учинилось и нам того как утаити, что при моем господарстве булаву гетманскую стяжал еси. От прежняго же государя Бидона Дементьевича сотоварищи великия милости обрете, и они вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды.
И мы того не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И мы для приближенья твоего двесте тысящ леодров ефимков от казны давахом, a доселева долга своего не обретохом. Ты же от Уложения руднаго отрицаешися, ибо мниши долг наш яко милость.
"Новый Лѣтописецъ"
Что писал еси, что по грехом взяли у тебя волость Крымскую; ино было, Васюшка, войску твоему во время оно середи крымских улусов крепко стояти и яко зайцам из земли Крымская не бежати. Ныне же мниши землю Крымскую под руку свою воротити, а о том у нас с тобой разглагола не было. Ты же нача о том деле в воровской летописной избе сказывати. О земли же Крымския должно ти глаголати со Бараком Хусейновичем, при коем земля та от Гетманщины без рати отложися. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи в горнице Овальныя шутити?
А и ныне похвалятися ти несть чем, яко претвори ся Гетманщина твоя во едино поле скудельничье. Ты же ратоборствам конца не чаеши и докончания мирнаго заключити не хочеши.
А что сказываешься гетман да великой человек - ино что по грехом моим учинилось и нам того как утаити, что при моем господарстве булаву гетманскую стяжал еси. От прежняго же государя Бидона Дементьевича сотоварищи великия милости обрете, и они вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды.
И мы того не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И мы для приближенья твоего двесте тысящ леодров ефимков от казны давахом, a доселева долга своего не обретохом. Ты же от Уложения руднаго отрицаешися, ибо мниши долг наш яко милость.
"Новый Лѣтописецъ"
👏49🔥13😁9❤4👍4
840 лет назад, в конце апреля 1185 г., согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый, хотя и неудачный поход в русской военной истории. Тот поход приобрел огромное значение для всей русской культуры, ведь именно о нём повествует знаменитое "Слово о полку Игореве".
Распространено мнение, будто поход Игоря на половцев был незначительным событием и остался в памяти потомков лишь благодаря "Слову о полку Игореве". Однако это не совсем так. Даже если бы до нас не дошло «Слово о полку Игореве», следовало бы признать, что поход Игоря Святославича на половцев 1185 г. явился событием, которое произвело на современников большее впечатление, чем любые другие события XII — нач. XIII в., вплоть до монгольских нашествий.
А с учетом «Слова» — третьего дошедшего до нас произведения о событиях 1185 г. (помимо рассказов из Лаврентьевской и Ипатьевской летописи), — можно сказать, что Игорева эпопея оказалась самым ярким в глазах современников событием едва ли не за весь домонгольский период русской истории.
Впечатление, произведенное событиями 1185 г. на современников, никак не может быть объяснено, исходя из его места в политической истории. Следовательно, значимость происшедшего заключалась в другом:
1. Сепаратный поход. Этот факт, казалось бы, типичен. Но если вспомнить, что в 1184–1185 гг. большинство князей Южной Руси вело скоординированные совместные действия против половцев, то окажется, что в подобных ситуациях факты сепаратных походов единичны. Это акция деда Игоря Олега Святославича в 1096 г. и поход самого Игоря на реку Мерл в 1184 г. Таким образом, повторный сепаратный поход одного князя в условиях единения сил южнорусских князей — факт уникальный.
2-3. Затмение солнца само по себе — явление нередкое. Но неизвестны другие случаи, когда оно заставало бы войско в походе; соответственно, нет и других случаев, когда военачальник продолжал бы в такой ситуации поход. Затмение во время похода и пренебрежение этим недобрым предзнаменованием — еще два уникальных факта.
4. Никогда прежде не случалось, чтобы русское войско полностью погибло в степи.
5. Случаи пленения русских князей степняками имели место: в 1215 г. попал в плен к половцам сын Всеволода Большое Гнездо переяславский князь Владимир, в 1235 г. — киевский князь Владимир Рюрикович; на Калке монголы пленили трех князей, в т. ч. киевского князя Мстислава Романовича. Но до 1185 г. известен только один факт такого рода: в 1154 г. половцами был захвачен Святослав Всеволодич, будущий киевский князь и один из героев «Слова о полку Игореве».
Однако это случилось во время не похода в степь, а междоусобной войны, дело происходило на русской территории близ Переяславля, и Святослав был сразу же выкуплен своим дядей Изяславом Давыдовичем, чьими союзниками выступали половцы. Таким образом, в 1185 г. впервые русские князья попали в плен к половцам на их территории, в результате русско-половецкого столкновения, и при этом захвачено было сразу четыре князя.
6. Уникальным фактом является побег князя из половецкого плена.
Таким образом, события 1185 г. включают в себя шесть уникальных фактов. В совокупности они давали небывалую доселе возможность осмысления событий в рамках христианской морали: грех (сопровождаемый отвержением Божьего знамения) — Господня кара — покаяние — прощение. Такое осмысление прослеживается во всех трех произведениях, посвященных событиям 1185 г.
https://vk.com/wall-110942671_442041
"Слово о полку Игореве" на древнерусском языке. Читает Дмитрий Лихачёв - https://rutube.ru/video/976646fdffa26e4d12b22d9ff81ce33f/?r=a/
Распространено мнение, будто поход Игоря на половцев был незначительным событием и остался в памяти потомков лишь благодаря "Слову о полку Игореве". Однако это не совсем так. Даже если бы до нас не дошло «Слово о полку Игореве», следовало бы признать, что поход Игоря Святославича на половцев 1185 г. явился событием, которое произвело на современников большее впечатление, чем любые другие события XII — нач. XIII в., вплоть до монгольских нашествий.
А с учетом «Слова» — третьего дошедшего до нас произведения о событиях 1185 г. (помимо рассказов из Лаврентьевской и Ипатьевской летописи), — можно сказать, что Игорева эпопея оказалась самым ярким в глазах современников событием едва ли не за весь домонгольский период русской истории.
Впечатление, произведенное событиями 1185 г. на современников, никак не может быть объяснено, исходя из его места в политической истории. Следовательно, значимость происшедшего заключалась в другом:
1. Сепаратный поход. Этот факт, казалось бы, типичен. Но если вспомнить, что в 1184–1185 гг. большинство князей Южной Руси вело скоординированные совместные действия против половцев, то окажется, что в подобных ситуациях факты сепаратных походов единичны. Это акция деда Игоря Олега Святославича в 1096 г. и поход самого Игоря на реку Мерл в 1184 г. Таким образом, повторный сепаратный поход одного князя в условиях единения сил южнорусских князей — факт уникальный.
2-3. Затмение солнца само по себе — явление нередкое. Но неизвестны другие случаи, когда оно заставало бы войско в походе; соответственно, нет и других случаев, когда военачальник продолжал бы в такой ситуации поход. Затмение во время похода и пренебрежение этим недобрым предзнаменованием — еще два уникальных факта.
4. Никогда прежде не случалось, чтобы русское войско полностью погибло в степи.
5. Случаи пленения русских князей степняками имели место: в 1215 г. попал в плен к половцам сын Всеволода Большое Гнездо переяславский князь Владимир, в 1235 г. — киевский князь Владимир Рюрикович; на Калке монголы пленили трех князей, в т. ч. киевского князя Мстислава Романовича. Но до 1185 г. известен только один факт такого рода: в 1154 г. половцами был захвачен Святослав Всеволодич, будущий киевский князь и один из героев «Слова о полку Игореве».
Однако это случилось во время не похода в степь, а междоусобной войны, дело происходило на русской территории близ Переяславля, и Святослав был сразу же выкуплен своим дядей Изяславом Давыдовичем, чьими союзниками выступали половцы. Таким образом, в 1185 г. впервые русские князья попали в плен к половцам на их территории, в результате русско-половецкого столкновения, и при этом захвачено было сразу четыре князя.
6. Уникальным фактом является побег князя из половецкого плена.
Таким образом, события 1185 г. включают в себя шесть уникальных фактов. В совокупности они давали небывалую доселе возможность осмысления событий в рамках христианской морали: грех (сопровождаемый отвержением Божьего знамения) — Господня кара — покаяние — прощение. Такое осмысление прослеживается во всех трех произведениях, посвященных событиям 1185 г.
https://vk.com/wall-110942671_442041
"Слово о полку Игореве" на древнерусском языке. Читает Дмитрий Лихачёв - https://rutube.ru/video/976646fdffa26e4d12b22d9ff81ce33f/?r=a/
👍24❤7
Повесть современных лет
840 лет назад, в конце апреля 1185 г., согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый, хотя и неудачный поход в русской военной истории. Тот поход приобрел огромное значение для всей русской культуры, ведь именно…
В каком городе плакала Ярославна из "Слова о полку Игореве"?
Anonymous Quiz
10%
Киев
2%
Курск
57%
Путивль
13%
Новгород-Северский
18%
Чернигов
Индо-пакистанский конфликт 15 века
"...Мелик-ат-туджар со своей ратью выступил из города Бидара против индусов в день памяти шейха Алаеддина, а по-нашему — на Покров святой Богородицы, и рати с ним вышло пятьдесят тысяч, да султан послал своей рати пятьдесят тысяч, да пошли с ними три везира и с ними еще тридцать тысяч воинов. И пошли с ними сто слонов в доспехах и с башенками, а на каждом слоне по четыре человека с пищалями. Мелик-ат-туджар пошел завоевывать Виджаянагар — великое княжество индийское.
А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него — пятьдесят тысяч.
Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров — двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских. Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях.
А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах.
А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками. А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших — по двадцать тысяч.
С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями.
А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших. И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. Мухаммедова вера годится. А раст дени худо донот — а правую веру Бог ведает. А правая вера — единого Бога знать и имя его во всяком месте чистом в чистоте призывать.
Султан пришел в Гулбаргу с мелик-ат-туджаром и с ратью своей на пятнадцатый день после улу байрама. Война им не удалась — один город взяли индийский, а людей много у них погибло и казны много поистратили.
А индийский великий князь могуществен, и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит — удивительное место, для всего пригодное. Та сторона не проходима — путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая. Стояла рать под городом месяц, и люди гибли от жажды, и очень много людей поумирало от голода да от жажды. Смотрели на воду, да не подойти к ней.
Ходжа мелик-ат-туджар взял другой город индийский, силой взял, день и ночь бился с городом, двадцать дней рать ни пила, ни ела, под городом с пушками стояла. И рати его погибло пять тысяч лучших воинов. А взял город — вырезали двадцать тысяч мужского полу и женского, а двадцать тысяч — и взрослых, и малых — в плен взяли. Продавали пленных по десять тенек за голову, а иных и по пять, а детей — по две тенки. Казны же совсем не взяли. И стольного города он не взял..."
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
"...Мелик-ат-туджар со своей ратью выступил из города Бидара против индусов в день памяти шейха Алаеддина, а по-нашему — на Покров святой Богородицы, и рати с ним вышло пятьдесят тысяч, да султан послал своей рати пятьдесят тысяч, да пошли с ними три везира и с ними еще тридцать тысяч воинов. И пошли с ними сто слонов в доспехах и с башенками, а на каждом слоне по четыре человека с пищалями. Мелик-ат-туджар пошел завоевывать Виджаянагар — великое княжество индийское.
А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него — пятьдесят тысяч.
Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров — двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских. Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях.
А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах.
А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками. А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших — по двадцать тысяч.
С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями.
А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших. И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. Мухаммедова вера годится. А раст дени худо донот — а правую веру Бог ведает. А правая вера — единого Бога знать и имя его во всяком месте чистом в чистоте призывать.
Султан пришел в Гулбаргу с мелик-ат-туджаром и с ратью своей на пятнадцатый день после улу байрама. Война им не удалась — один город взяли индийский, а людей много у них погибло и казны много поистратили.
А индийский великий князь могуществен, и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит — удивительное место, для всего пригодное. Та сторона не проходима — путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая. Стояла рать под городом месяц, и люди гибли от жажды, и очень много людей поумирало от голода да от жажды. Смотрели на воду, да не подойти к ней.
Ходжа мелик-ат-туджар взял другой город индийский, силой взял, день и ночь бился с городом, двадцать дней рать ни пила, ни ела, под городом с пушками стояла. И рати его погибло пять тысяч лучших воинов. А взял город — вырезали двадцать тысяч мужского полу и женского, а двадцать тысяч — и взрослых, и малых — в плен взяли. Продавали пленных по десять тенек за голову, а иных и по пять, а детей — по две тенки. Казны же совсем не взяли. И стольного города он не взял..."
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
❤32👍6
Был на Руси человек един,
Думный боярин Володимир Волков сын.
Родом же бысть от страны восточныя да от града Вернаго.
И глаголаше он речи всякия грозныя да гневныя.
Да глас его был яко у скомороха-потешника,
Иже обретаются на "Вертепе шутовском" во избе пересмешныя.
И смеяшася вси над Жириновским боярином,
Яко над Пашкой Волей али же над Михайлой Галустяновым.
И рече боярин словесы вельми дивная да странная,
Яко грядет война на Малыя Руси да во Земли Обетованныя.
Да никто же словесам его никоими делы не внимаше,
Якоже и пророчице троянския Кассандре во время оно веры не даша.
Токмо же ныне по слову боярина Волкова все начаша свершаться.
И чтит его днесь народ яко пророка али старца.
Воистину же в Писании сказано сице:
"Род, побивающий камнями пророков, а после возводящий им гробницы".
Думный боярин Володимир Волков сын.
Родом же бысть от страны восточныя да от града Вернаго.
И глаголаше он речи всякия грозныя да гневныя.
Да глас его был яко у скомороха-потешника,
Иже обретаются на "Вертепе шутовском" во избе пересмешныя.
И смеяшася вси над Жириновским боярином,
Яко над Пашкой Волей али же над Михайлой Галустяновым.
И рече боярин словесы вельми дивная да странная,
Яко грядет война на Малыя Руси да во Земли Обетованныя.
Да никто же словесам его никоими делы не внимаше,
Якоже и пророчице троянския Кассандре во время оно веры не даша.
Токмо же ныне по слову боярина Волкова все начаша свершаться.
И чтит его днесь народ яко пророка али старца.
Воистину же в Писании сказано сице:
"Род, побивающий камнями пророков, а после возводящий им гробницы".
❤55🙏24👍12😁4👎1
В лето 7533 аврилия месяца на день двадесять шестый случися взятие веси Горнальския, а такожде изгнание гайдамаков разбойных со всея волости Курския. О том же воевода Герасимов челом бил Государю Великому Володимиру Володимировичу.
Прежде же взяша черкасы окаянныя во Горнали обитель святую да сотвориша из оной обители детинец, яко же по ратному делу научению от англян безбожных, дабы стыдилися пушкари русскии боем пищальным по обители палити страха Господняго ради.
Токмо лепше животы воинам сохранити, нежели стены монастырския, иже рукотворны суть. И бысть сеча велика. И быша гайдамаки володькины биты гораздо.
Самый же Володька-лицедей явися в той же день в Рым на погребение папы усопшего. А сам той Володька несть папежник, ино июдей, али безбожник, али чернокнижник какой. И учинися срам велий Дональду Трампову, яко пред Володькою поставлен бысть аки холоп да пес презренный.
"Новый Лѣтописецъ"
Прежде же взяша черкасы окаянныя во Горнали обитель святую да сотвориша из оной обители детинец, яко же по ратному делу научению от англян безбожных, дабы стыдилися пушкари русскии боем пищальным по обители палити страха Господняго ради.
Токмо лепше животы воинам сохранити, нежели стены монастырския, иже рукотворны суть. И бысть сеча велика. И быша гайдамаки володькины биты гораздо.
Самый же Володька-лицедей явися в той же день в Рым на погребение папы усопшего. А сам той Володька несть папежник, ино июдей, али безбожник, али чернокнижник какой. И учинися срам велий Дональду Трампову, яко пред Володькою поставлен бысть аки холоп да пес презренный.
"Новый Лѣтописецъ"
👍50👏10🔥5🙏2
В лето 7533 апреля месяца на 27 день во Ирландския земли во стольном граде Дублине собрашася на стогнах и торжищах многия тьмы народа. И учиниша хождение уличное неправд и злодейств бусурманских ради, яко умножися зело разбой среди люда иноземнаго. И воздвигоша стяги державныя во множестве великом, а иныя парсуны светописныя являша. А на парсунах тех писаны быша три лика: един лик богатыря потешнаго Конаря Магрегаря, второй лик государя мериканскаго Дональда Трампова, третий же лик государя Московскаго и всея Великия и Новыя Руси самодержца Володимира Володимировича.
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
🔥36😁12❤7👍2
Сегодня, 29 апреля, академику Андрею Анатольевичу Зализняку исполнилось бы 90 лет (1935-2017)
Андрей Анатольевич Зализняк. Советский и российский лингвист, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктор филологических наук. Известен своими работами в области русского словоизменения и акцентологии, а также исследованиями по истории русского языка, прежде всего по языку новгородских берестяных грамот и «Слова о полку Игореве».
Лекция "Контуры истории русского языка" - https://rutube.ru/video/17911d65894cc0dab58182855a6a30f0/?r=a/
Андрей Анатольевич Зализняк. Советский и российский лингвист, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктор филологических наук. Известен своими работами в области русского словоизменения и акцентологии, а также исследованиями по истории русского языка, прежде всего по языку новгородских берестяных грамот и «Слова о полку Игореве».
Лекция "Контуры истории русского языка" - https://rutube.ru/video/17911d65894cc0dab58182855a6a30f0/?r=a/
RUTUBE
Лекция "Контуры истории русского языка"
Читает Андрей Анатольевич Зализняк
👍38❤19🙏2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 апреля месяца бысть разглагол Государя Московскаго и всея Великия и Новыя Руси самодержца Володимира Володимировича с воеводой царицынским боярином Бочаровым. Воевода же бил челом Государю, дабы пристань воздушную волости царицынской именовати "Сталинград", яко люд ратный о том де просит. Государь же повеле дело сие исполнити.
Бе же сам град прежде именовашеся Сталинградом до лета 7470, покуда не повеле Двудесятый Собор имя Сталиново не поминати и грады в честь него не нарекати, а мощи его из гроба каменнаго на Москве вынести. Самый же Никитка Первопочатник имя Сталиново проклял, а учение его к ереси причислил. И бысть всякий сталинит для коммунистей аки арианин али иконоборец для православных.
"Новый Лѣтописецъ"
Бе же сам град прежде именовашеся Сталинградом до лета 7470, покуда не повеле Двудесятый Собор имя Сталиново не поминати и грады в честь него не нарекати, а мощи его из гроба каменнаго на Москве вынести. Самый же Никитка Первопочатник имя Сталиново проклял, а учение его к ереси причислил. И бысть всякий сталинит для коммунистей аки арианин али иконоборец для православных.
"Новый Лѣтописецъ"
👍37🔥12
30 апреля — День пожарной охраны России. Всех причастных - с праздником!
30 апреля 1649 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии», в котором говорилось о создании профессиональной противопожарной охраны.
"Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да Подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы до Яузских ворот и по Васильевскому лужку, для береженья, пяти человекам от огня и от всякого воровства; а с ним и с подьячим указал Государь быть в объезде, для береженья, пяти человекам решёточным приказчикам, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатиной, и с топором, и с водоливными трубами.
И Ивану и подьячему взять на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных приказчиков пять человек, и велел им быть с собою, и ездить в своём объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в безпрестани. А для береженья во всех улицах и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства не было. Да и того в улицах и переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили. Да Ивану и подьячему Викуле приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведерные жаркие дни, изб и мылень не топили, и в вечер поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылень печать, чтобы единолично избы и мылени никто не топил.
А где варят и хлеб пекут, велел всем людям печи подделать, и в поварнях и в других местах, а в избах единолично хлеб печь и есть варить не велел; а у которых людей поварень нет, и тем людям велел печи сделать на огородах, или в земле на полых местах, не близко хором, и от ветра те печи велел ущитить накрепко. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить или в вечер поздно с огнем сидеть: и им тех описать имена, принести к боярам. А на которых дворах люди будут больны, или родильницы, и учтут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц избы топить, и Ивану подьячему, досмотря болей и родильниц, велеть тем людям печи топить для болей и родильниц в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решёточным приказчикам и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб единолично избы топить с великим береженьем. А во дворах по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помели и с веники.
А хлебы велел печь и есть варить в печах с великим береженьем, с первого до четвертого часу дня; а с четвертого часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и в печах огня не было. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самольством избы и мыльни топить, или которые люди для сторожа людей не дадут и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людям, чтоб пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во дворах своих водоливные трубы медные, и деревянные ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были во всех дворах, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решёточными приказчиками, и со всякими людьми, и с водоливными запасами быть готовым, без всякого переводу.
А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имени у тех сторожей будут десятские; и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к боярам в верх, да такову же роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подьячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасами быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтоб дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь тушить...".
30 апреля 1649 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии», в котором говорилось о создании профессиональной противопожарной охраны.
"Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да Подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы до Яузских ворот и по Васильевскому лужку, для береженья, пяти человекам от огня и от всякого воровства; а с ним и с подьячим указал Государь быть в объезде, для береженья, пяти человекам решёточным приказчикам, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатиной, и с топором, и с водоливными трубами.
И Ивану и подьячему взять на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных приказчиков пять человек, и велел им быть с собою, и ездить в своём объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в безпрестани. А для береженья во всех улицах и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства не было. Да и того в улицах и переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили. Да Ивану и подьячему Викуле приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведерные жаркие дни, изб и мылень не топили, и в вечер поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылень печать, чтобы единолично избы и мылени никто не топил.
А где варят и хлеб пекут, велел всем людям печи подделать, и в поварнях и в других местах, а в избах единолично хлеб печь и есть варить не велел; а у которых людей поварень нет, и тем людям велел печи сделать на огородах, или в земле на полых местах, не близко хором, и от ветра те печи велел ущитить накрепко. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить или в вечер поздно с огнем сидеть: и им тех описать имена, принести к боярам. А на которых дворах люди будут больны, или родильницы, и учтут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц избы топить, и Ивану подьячему, досмотря болей и родильниц, велеть тем людям печи топить для болей и родильниц в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решёточным приказчикам и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб единолично избы топить с великим береженьем. А во дворах по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помели и с веники.
А хлебы велел печь и есть варить в печах с великим береженьем, с первого до четвертого часу дня; а с четвертого часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и в печах огня не было. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самольством избы и мыльни топить, или которые люди для сторожа людей не дадут и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людям, чтоб пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во дворах своих водоливные трубы медные, и деревянные ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были во всех дворах, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решёточными приказчиками, и со всякими людьми, и с водоливными запасами быть готовым, без всякого переводу.
А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имени у тех сторожей будут десятские; и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к боярам в верх, да такову же роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подьячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасами быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтоб дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь тушить...".
👍40🔥5❤2