This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 апреля месяца 22 дня на Светлой седмице приде к Москве Порфирий, патриарх Сербский, и с ним митрополит Ириней. И собрашася они со патриархом всея Руси Кириллом да с Антонием митрополитом Волока Ламскаго и предсташа пред Государевы ясны очи. Патриарх же Сербский Порфирий рече государю Московскому Володимиру Володимировичу: "бых аз Великой Четыредесятницей во Палестинския земли у Гроба Господня во Ерусалиме. Патриарх же Ерусалимский Феофил глаголаше мне, яко ты государь всея Великия и Новыя Руси самодержец еси упование всего православнаго христьянства!"
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
👍47🙏26❤9👎1
От Государя великого Дональда Фредовича всея Америцы Полунощной Василью Петровичу Голобородько-Потужному
Что писал еси, что по грехом взяли у тебя волость Крымскую; ино было, Васюшка, войску твоему во время оно середи крымских улусов крепко стояти и яко зайцам из земли Крымская не бежати. Ныне же мниши землю Крымскую под руку свою воротити, а о том у нас с тобой разглагола не было. Ты же нача о том деле в воровской летописной избе сказывати. О земли же Крымския должно ти глаголати со Бараком Хусейновичем, при коем земля та от Гетманщины без рати отложися. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи в горнице Овальныя шутити?
А и ныне похвалятися ти несть чем, яко претвори ся Гетманщина твоя во едино поле скудельничье. Ты же ратоборствам конца не чаеши и докончания мирнаго заключити не хочеши.
А что сказываешься гетман да великой человек - ино что по грехом моим учинилось и нам того как утаити, что при моем господарстве булаву гетманскую стяжал еси. От прежняго же государя Бидона Дементьевича сотоварищи великия милости обрете, и они вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды.
И мы того не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И мы для приближенья твоего двесте тысящ леодров ефимков от казны давахом, a доселева долга своего не обретохом. Ты же от Уложения руднаго отрицаешися, ибо мниши долг наш яко милость.
"Новый Лѣтописецъ"
Что писал еси, что по грехом взяли у тебя волость Крымскую; ино было, Васюшка, войску твоему во время оно середи крымских улусов крепко стояти и яко зайцам из земли Крымская не бежати. Ныне же мниши землю Крымскую под руку свою воротити, а о том у нас с тобой разглагола не было. Ты же нача о том деле в воровской летописной избе сказывати. О земли же Крымския должно ти глаголати со Бараком Хусейновичем, при коем земля та от Гетманщины без рати отложися. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи в горнице Овальныя шутити?
А и ныне похвалятися ти несть чем, яко претвори ся Гетманщина твоя во едино поле скудельничье. Ты же ратоборствам конца не чаеши и докончания мирнаго заключити не хочеши.
А что сказываешься гетман да великой человек - ино что по грехом моим учинилось и нам того как утаити, что при моем господарстве булаву гетманскую стяжал еси. От прежняго же государя Бидона Дементьевича сотоварищи великия милости обрете, и они вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды.
И мы того не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И мы для приближенья твоего двесте тысящ леодров ефимков от казны давахом, a доселева долга своего не обретохом. Ты же от Уложения руднаго отрицаешися, ибо мниши долг наш яко милость.
"Новый Лѣтописецъ"
👏49🔥13😁9❤4👍4
840 лет назад, в конце апреля 1185 г., согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый, хотя и неудачный поход в русской военной истории. Тот поход приобрел огромное значение для всей русской культуры, ведь именно о нём повествует знаменитое "Слово о полку Игореве".
Распространено мнение, будто поход Игоря на половцев был незначительным событием и остался в памяти потомков лишь благодаря "Слову о полку Игореве". Однако это не совсем так. Даже если бы до нас не дошло «Слово о полку Игореве», следовало бы признать, что поход Игоря Святославича на половцев 1185 г. явился событием, которое произвело на современников большее впечатление, чем любые другие события XII — нач. XIII в., вплоть до монгольских нашествий.
А с учетом «Слова» — третьего дошедшего до нас произведения о событиях 1185 г. (помимо рассказов из Лаврентьевской и Ипатьевской летописи), — можно сказать, что Игорева эпопея оказалась самым ярким в глазах современников событием едва ли не за весь домонгольский период русской истории.
Впечатление, произведенное событиями 1185 г. на современников, никак не может быть объяснено, исходя из его места в политической истории. Следовательно, значимость происшедшего заключалась в другом:
1. Сепаратный поход. Этот факт, казалось бы, типичен. Но если вспомнить, что в 1184–1185 гг. большинство князей Южной Руси вело скоординированные совместные действия против половцев, то окажется, что в подобных ситуациях факты сепаратных походов единичны. Это акция деда Игоря Олега Святославича в 1096 г. и поход самого Игоря на реку Мерл в 1184 г. Таким образом, повторный сепаратный поход одного князя в условиях единения сил южнорусских князей — факт уникальный.
2-3. Затмение солнца само по себе — явление нередкое. Но неизвестны другие случаи, когда оно заставало бы войско в походе; соответственно, нет и других случаев, когда военачальник продолжал бы в такой ситуации поход. Затмение во время похода и пренебрежение этим недобрым предзнаменованием — еще два уникальных факта.
4. Никогда прежде не случалось, чтобы русское войско полностью погибло в степи.
5. Случаи пленения русских князей степняками имели место: в 1215 г. попал в плен к половцам сын Всеволода Большое Гнездо переяславский князь Владимир, в 1235 г. — киевский князь Владимир Рюрикович; на Калке монголы пленили трех князей, в т. ч. киевского князя Мстислава Романовича. Но до 1185 г. известен только один факт такого рода: в 1154 г. половцами был захвачен Святослав Всеволодич, будущий киевский князь и один из героев «Слова о полку Игореве».
Однако это случилось во время не похода в степь, а междоусобной войны, дело происходило на русской территории близ Переяславля, и Святослав был сразу же выкуплен своим дядей Изяславом Давыдовичем, чьими союзниками выступали половцы. Таким образом, в 1185 г. впервые русские князья попали в плен к половцам на их территории, в результате русско-половецкого столкновения, и при этом захвачено было сразу четыре князя.
6. Уникальным фактом является побег князя из половецкого плена.
Таким образом, события 1185 г. включают в себя шесть уникальных фактов. В совокупности они давали небывалую доселе возможность осмысления событий в рамках христианской морали: грех (сопровождаемый отвержением Божьего знамения) — Господня кара — покаяние — прощение. Такое осмысление прослеживается во всех трех произведениях, посвященных событиям 1185 г.
https://vk.com/wall-110942671_442041
"Слово о полку Игореве" на древнерусском языке. Читает Дмитрий Лихачёв - https://rutube.ru/video/976646fdffa26e4d12b22d9ff81ce33f/?r=a/
Распространено мнение, будто поход Игоря на половцев был незначительным событием и остался в памяти потомков лишь благодаря "Слову о полку Игореве". Однако это не совсем так. Даже если бы до нас не дошло «Слово о полку Игореве», следовало бы признать, что поход Игоря Святославича на половцев 1185 г. явился событием, которое произвело на современников большее впечатление, чем любые другие события XII — нач. XIII в., вплоть до монгольских нашествий.
А с учетом «Слова» — третьего дошедшего до нас произведения о событиях 1185 г. (помимо рассказов из Лаврентьевской и Ипатьевской летописи), — можно сказать, что Игорева эпопея оказалась самым ярким в глазах современников событием едва ли не за весь домонгольский период русской истории.
Впечатление, произведенное событиями 1185 г. на современников, никак не может быть объяснено, исходя из его места в политической истории. Следовательно, значимость происшедшего заключалась в другом:
1. Сепаратный поход. Этот факт, казалось бы, типичен. Но если вспомнить, что в 1184–1185 гг. большинство князей Южной Руси вело скоординированные совместные действия против половцев, то окажется, что в подобных ситуациях факты сепаратных походов единичны. Это акция деда Игоря Олега Святославича в 1096 г. и поход самого Игоря на реку Мерл в 1184 г. Таким образом, повторный сепаратный поход одного князя в условиях единения сил южнорусских князей — факт уникальный.
2-3. Затмение солнца само по себе — явление нередкое. Но неизвестны другие случаи, когда оно заставало бы войско в походе; соответственно, нет и других случаев, когда военачальник продолжал бы в такой ситуации поход. Затмение во время похода и пренебрежение этим недобрым предзнаменованием — еще два уникальных факта.
4. Никогда прежде не случалось, чтобы русское войско полностью погибло в степи.
5. Случаи пленения русских князей степняками имели место: в 1215 г. попал в плен к половцам сын Всеволода Большое Гнездо переяславский князь Владимир, в 1235 г. — киевский князь Владимир Рюрикович; на Калке монголы пленили трех князей, в т. ч. киевского князя Мстислава Романовича. Но до 1185 г. известен только один факт такого рода: в 1154 г. половцами был захвачен Святослав Всеволодич, будущий киевский князь и один из героев «Слова о полку Игореве».
Однако это случилось во время не похода в степь, а междоусобной войны, дело происходило на русской территории близ Переяславля, и Святослав был сразу же выкуплен своим дядей Изяславом Давыдовичем, чьими союзниками выступали половцы. Таким образом, в 1185 г. впервые русские князья попали в плен к половцам на их территории, в результате русско-половецкого столкновения, и при этом захвачено было сразу четыре князя.
6. Уникальным фактом является побег князя из половецкого плена.
Таким образом, события 1185 г. включают в себя шесть уникальных фактов. В совокупности они давали небывалую доселе возможность осмысления событий в рамках христианской морали: грех (сопровождаемый отвержением Божьего знамения) — Господня кара — покаяние — прощение. Такое осмысление прослеживается во всех трех произведениях, посвященных событиям 1185 г.
https://vk.com/wall-110942671_442041
"Слово о полку Игореве" на древнерусском языке. Читает Дмитрий Лихачёв - https://rutube.ru/video/976646fdffa26e4d12b22d9ff81ce33f/?r=a/
👍24❤7
Повесть современных лет
840 лет назад, в конце апреля 1185 г., согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый, хотя и неудачный поход в русской военной истории. Тот поход приобрел огромное значение для всей русской культуры, ведь именно…
В каком городе плакала Ярославна из "Слова о полку Игореве"?
Anonymous Quiz
10%
Киев
2%
Курск
57%
Путивль
13%
Новгород-Северский
18%
Чернигов
Индо-пакистанский конфликт 15 века
"...Мелик-ат-туджар со своей ратью выступил из города Бидара против индусов в день памяти шейха Алаеддина, а по-нашему — на Покров святой Богородицы, и рати с ним вышло пятьдесят тысяч, да султан послал своей рати пятьдесят тысяч, да пошли с ними три везира и с ними еще тридцать тысяч воинов. И пошли с ними сто слонов в доспехах и с башенками, а на каждом слоне по четыре человека с пищалями. Мелик-ат-туджар пошел завоевывать Виджаянагар — великое княжество индийское.
А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него — пятьдесят тысяч.
Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров — двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских. Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях.
А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах.
А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками. А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших — по двадцать тысяч.
С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями.
А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших. И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. Мухаммедова вера годится. А раст дени худо донот — а правую веру Бог ведает. А правая вера — единого Бога знать и имя его во всяком месте чистом в чистоте призывать.
Султан пришел в Гулбаргу с мелик-ат-туджаром и с ратью своей на пятнадцатый день после улу байрама. Война им не удалась — один город взяли индийский, а людей много у них погибло и казны много поистратили.
А индийский великий князь могуществен, и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит — удивительное место, для всего пригодное. Та сторона не проходима — путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая. Стояла рать под городом месяц, и люди гибли от жажды, и очень много людей поумирало от голода да от жажды. Смотрели на воду, да не подойти к ней.
Ходжа мелик-ат-туджар взял другой город индийский, силой взял, день и ночь бился с городом, двадцать дней рать ни пила, ни ела, под городом с пушками стояла. И рати его погибло пять тысяч лучших воинов. А взял город — вырезали двадцать тысяч мужского полу и женского, а двадцать тысяч — и взрослых, и малых — в плен взяли. Продавали пленных по десять тенек за голову, а иных и по пять, а детей — по две тенки. Казны же совсем не взяли. И стольного города он не взял..."
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
"...Мелик-ат-туджар со своей ратью выступил из города Бидара против индусов в день памяти шейха Алаеддина, а по-нашему — на Покров святой Богородицы, и рати с ним вышло пятьдесят тысяч, да султан послал своей рати пятьдесят тысяч, да пошли с ними три везира и с ними еще тридцать тысяч воинов. И пошли с ними сто слонов в доспехах и с башенками, а на каждом слоне по четыре человека с пищалями. Мелик-ат-туджар пошел завоевывать Виджаянагар — великое княжество индийское.
А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него — пятьдесят тысяч.
Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров — двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских. Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях.
А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах.
А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками. А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших — по двадцать тысяч.
С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями.
А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших. И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. Мухаммедова вера годится. А раст дени худо донот — а правую веру Бог ведает. А правая вера — единого Бога знать и имя его во всяком месте чистом в чистоте призывать.
Султан пришел в Гулбаргу с мелик-ат-туджаром и с ратью своей на пятнадцатый день после улу байрама. Война им не удалась — один город взяли индийский, а людей много у них погибло и казны много поистратили.
А индийский великий князь могуществен, и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит — удивительное место, для всего пригодное. Та сторона не проходима — путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая. Стояла рать под городом месяц, и люди гибли от жажды, и очень много людей поумирало от голода да от жажды. Смотрели на воду, да не подойти к ней.
Ходжа мелик-ат-туджар взял другой город индийский, силой взял, день и ночь бился с городом, двадцать дней рать ни пила, ни ела, под городом с пушками стояла. И рати его погибло пять тысяч лучших воинов. А взял город — вырезали двадцать тысяч мужского полу и женского, а двадцать тысяч — и взрослых, и малых — в плен взяли. Продавали пленных по десять тенек за голову, а иных и по пять, а детей — по две тенки. Казны же совсем не взяли. И стольного города он не взял..."
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
❤32👍6
Был на Руси человек един,
Думный боярин Володимир Волков сын.
Родом же бысть от страны восточныя да от града Вернаго.
И глаголаше он речи всякия грозныя да гневныя.
Да глас его был яко у скомороха-потешника,
Иже обретаются на "Вертепе шутовском" во избе пересмешныя.
И смеяшася вси над Жириновским боярином,
Яко над Пашкой Волей али же над Михайлой Галустяновым.
И рече боярин словесы вельми дивная да странная,
Яко грядет война на Малыя Руси да во Земли Обетованныя.
Да никто же словесам его никоими делы не внимаше,
Якоже и пророчице троянския Кассандре во время оно веры не даша.
Токмо же ныне по слову боярина Волкова все начаша свершаться.
И чтит его днесь народ яко пророка али старца.
Воистину же в Писании сказано сице:
"Род, побивающий камнями пророков, а после возводящий им гробницы".
Думный боярин Володимир Волков сын.
Родом же бысть от страны восточныя да от града Вернаго.
И глаголаше он речи всякия грозныя да гневныя.
Да глас его был яко у скомороха-потешника,
Иже обретаются на "Вертепе шутовском" во избе пересмешныя.
И смеяшася вси над Жириновским боярином,
Яко над Пашкой Волей али же над Михайлой Галустяновым.
И рече боярин словесы вельми дивная да странная,
Яко грядет война на Малыя Руси да во Земли Обетованныя.
Да никто же словесам его никоими делы не внимаше,
Якоже и пророчице троянския Кассандре во время оно веры не даша.
Токмо же ныне по слову боярина Волкова все начаша свершаться.
И чтит его днесь народ яко пророка али старца.
Воистину же в Писании сказано сице:
"Род, побивающий камнями пророков, а после возводящий им гробницы".
❤55🙏24👍12😁4👎1
В лето 7533 аврилия месяца на день двадесять шестый случися взятие веси Горнальския, а такожде изгнание гайдамаков разбойных со всея волости Курския. О том же воевода Герасимов челом бил Государю Великому Володимиру Володимировичу.
Прежде же взяша черкасы окаянныя во Горнали обитель святую да сотвориша из оной обители детинец, яко же по ратному делу научению от англян безбожных, дабы стыдилися пушкари русскии боем пищальным по обители палити страха Господняго ради.
Токмо лепше животы воинам сохранити, нежели стены монастырския, иже рукотворны суть. И бысть сеча велика. И быша гайдамаки володькины биты гораздо.
Самый же Володька-лицедей явися в той же день в Рым на погребение папы усопшего. А сам той Володька несть папежник, ино июдей, али безбожник, али чернокнижник какой. И учинися срам велий Дональду Трампову, яко пред Володькою поставлен бысть аки холоп да пес презренный.
"Новый Лѣтописецъ"
Прежде же взяша черкасы окаянныя во Горнали обитель святую да сотвориша из оной обители детинец, яко же по ратному делу научению от англян безбожных, дабы стыдилися пушкари русскии боем пищальным по обители палити страха Господняго ради.
Токмо лепше животы воинам сохранити, нежели стены монастырския, иже рукотворны суть. И бысть сеча велика. И быша гайдамаки володькины биты гораздо.
Самый же Володька-лицедей явися в той же день в Рым на погребение папы усопшего. А сам той Володька несть папежник, ино июдей, али безбожник, али чернокнижник какой. И учинися срам велий Дональду Трампову, яко пред Володькою поставлен бысть аки холоп да пес презренный.
"Новый Лѣтописецъ"
👍50👏10🔥5🙏2
В лето 7533 апреля месяца на 27 день во Ирландския земли во стольном граде Дублине собрашася на стогнах и торжищах многия тьмы народа. И учиниша хождение уличное неправд и злодейств бусурманских ради, яко умножися зело разбой среди люда иноземнаго. И воздвигоша стяги державныя во множестве великом, а иныя парсуны светописныя являша. А на парсунах тех писаны быша три лика: един лик богатыря потешнаго Конаря Магрегаря, второй лик государя мериканскаго Дональда Трампова, третий же лик государя Московскаго и всея Великия и Новыя Руси самодержца Володимира Володимировича.
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
🔥36😁12❤7👍2
Сегодня, 29 апреля, академику Андрею Анатольевичу Зализняку исполнилось бы 90 лет (1935-2017)
Андрей Анатольевич Зализняк. Советский и российский лингвист, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктор филологических наук. Известен своими работами в области русского словоизменения и акцентологии, а также исследованиями по истории русского языка, прежде всего по языку новгородских берестяных грамот и «Слова о полку Игореве».
Лекция "Контуры истории русского языка" - https://rutube.ru/video/17911d65894cc0dab58182855a6a30f0/?r=a/
Андрей Анатольевич Зализняк. Советский и российский лингвист, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктор филологических наук. Известен своими работами в области русского словоизменения и акцентологии, а также исследованиями по истории русского языка, прежде всего по языку новгородских берестяных грамот и «Слова о полку Игореве».
Лекция "Контуры истории русского языка" - https://rutube.ru/video/17911d65894cc0dab58182855a6a30f0/?r=a/
RUTUBE
Лекция "Контуры истории русского языка"
Читает Андрей Анатольевич Зализняк
👍38❤19🙏2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 апреля месяца бысть разглагол Государя Московскаго и всея Великия и Новыя Руси самодержца Володимира Володимировича с воеводой царицынским боярином Бочаровым. Воевода же бил челом Государю, дабы пристань воздушную волости царицынской именовати "Сталинград", яко люд ратный о том де просит. Государь же повеле дело сие исполнити.
Бе же сам град прежде именовашеся Сталинградом до лета 7470, покуда не повеле Двудесятый Собор имя Сталиново не поминати и грады в честь него не нарекати, а мощи его из гроба каменнаго на Москве вынести. Самый же Никитка Первопочатник имя Сталиново проклял, а учение его к ереси причислил. И бысть всякий сталинит для коммунистей аки арианин али иконоборец для православных.
"Новый Лѣтописецъ"
Бе же сам град прежде именовашеся Сталинградом до лета 7470, покуда не повеле Двудесятый Собор имя Сталиново не поминати и грады в честь него не нарекати, а мощи его из гроба каменнаго на Москве вынести. Самый же Никитка Первопочатник имя Сталиново проклял, а учение его к ереси причислил. И бысть всякий сталинит для коммунистей аки арианин али иконоборец для православных.
"Новый Лѣтописецъ"
👍37🔥12
30 апреля — День пожарной охраны России. Всех причастных - с праздником!
30 апреля 1649 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии», в котором говорилось о создании профессиональной противопожарной охраны.
"Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да Подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы до Яузских ворот и по Васильевскому лужку, для береженья, пяти человекам от огня и от всякого воровства; а с ним и с подьячим указал Государь быть в объезде, для береженья, пяти человекам решёточным приказчикам, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатиной, и с топором, и с водоливными трубами.
И Ивану и подьячему взять на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных приказчиков пять человек, и велел им быть с собою, и ездить в своём объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в безпрестани. А для береженья во всех улицах и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства не было. Да и того в улицах и переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили. Да Ивану и подьячему Викуле приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведерные жаркие дни, изб и мылень не топили, и в вечер поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылень печать, чтобы единолично избы и мылени никто не топил.
А где варят и хлеб пекут, велел всем людям печи подделать, и в поварнях и в других местах, а в избах единолично хлеб печь и есть варить не велел; а у которых людей поварень нет, и тем людям велел печи сделать на огородах, или в земле на полых местах, не близко хором, и от ветра те печи велел ущитить накрепко. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить или в вечер поздно с огнем сидеть: и им тех описать имена, принести к боярам. А на которых дворах люди будут больны, или родильницы, и учтут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц избы топить, и Ивану подьячему, досмотря болей и родильниц, велеть тем людям печи топить для болей и родильниц в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решёточным приказчикам и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб единолично избы топить с великим береженьем. А во дворах по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помели и с веники.
А хлебы велел печь и есть варить в печах с великим береженьем, с первого до четвертого часу дня; а с четвертого часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и в печах огня не было. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самольством избы и мыльни топить, или которые люди для сторожа людей не дадут и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людям, чтоб пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во дворах своих водоливные трубы медные, и деревянные ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были во всех дворах, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решёточными приказчиками, и со всякими людьми, и с водоливными запасами быть готовым, без всякого переводу.
А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имени у тех сторожей будут десятские; и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к боярам в верх, да такову же роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подьячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасами быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтоб дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь тушить...".
30 апреля 1649 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии», в котором говорилось о создании профессиональной противопожарной охраны.
"Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да Подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы до Яузских ворот и по Васильевскому лужку, для береженья, пяти человекам от огня и от всякого воровства; а с ним и с подьячим указал Государь быть в объезде, для береженья, пяти человекам решёточным приказчикам, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатиной, и с топором, и с водоливными трубами.
И Ивану и подьячему взять на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных приказчиков пять человек, и велел им быть с собою, и ездить в своём объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в безпрестани. А для береженья во всех улицах и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства не было. Да и того в улицах и переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили. Да Ивану и подьячему Викуле приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведерные жаркие дни, изб и мылень не топили, и в вечер поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылень печать, чтобы единолично избы и мылени никто не топил.
А где варят и хлеб пекут, велел всем людям печи подделать, и в поварнях и в других местах, а в избах единолично хлеб печь и есть варить не велел; а у которых людей поварень нет, и тем людям велел печи сделать на огородах, или в земле на полых местах, не близко хором, и от ветра те печи велел ущитить накрепко. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить или в вечер поздно с огнем сидеть: и им тех описать имена, принести к боярам. А на которых дворах люди будут больны, или родильницы, и учтут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц избы топить, и Ивану подьячему, досмотря болей и родильниц, велеть тем людям печи топить для болей и родильниц в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решёточным приказчикам и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб единолично избы топить с великим береженьем. А во дворах по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помели и с веники.
А хлебы велел печь и есть варить в печах с великим береженьем, с первого до четвертого часу дня; а с четвертого часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и в печах огня не было. А которые люди учнут ослушаться, и учнут самольством избы и мыльни топить, или которые люди для сторожа людей не дадут и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людям, чтоб пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во дворах своих водоливные трубы медные, и деревянные ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были во всех дворах, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решёточными приказчиками, и со всякими людьми, и с водоливными запасами быть готовым, без всякого переводу.
А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имени у тех сторожей будут десятские; и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к боярам в верх, да такову же роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подьячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасами быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтоб дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь тушить...".
👍40🔥5❤2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
30 апреля 1564 года Андрей Курбский ушел из Юрьева и сбежал в Литву. Перейдя на сторону врага, князь предал не только страну и государя, но и свою семью – он оставил дома беременную жену и сына.
Сразу после побега Курбский написал письмо Ивану Грозному, в котором выставил себя жертвой и изгнанником, а во всех бедах обвинил царя. С этого началась знаменитая переписка Курбского и Грозного – один из самых ярких и любопытных документов эпохи.
На видео - отрывок из Послания Ивана Грозного "Против крестопреступников, князя Андрея Курбского с товарищами, об их измене".
См. также фрагмент Первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - https://rutube.ru/video/7a8f716536d95e00808c0b3d0eedbed7/?r=a
Сразу после побега Курбский написал письмо Ивану Грозному, в котором выставил себя жертвой и изгнанником, а во всех бедах обвинил царя. С этого началась знаменитая переписка Курбского и Грозного – один из самых ярких и любопытных документов эпохи.
На видео - отрывок из Послания Ивана Грозного "Против крестопреступников, князя Андрея Курбского с товарищами, об их измене".
См. также фрагмент Первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - https://rutube.ru/video/7a8f716536d95e00808c0b3d0eedbed7/?r=a
👍27🔥5❤3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Латиница у славян
Почему одни славяне пишут на кириллице, а другие на латинице? Насколько вообще латиница удобна для передачи славянской речи?
Видео от @SlaweniskaDelaTg
Почему одни славяне пишут на кириллице, а другие на латинице? Насколько вообще латиница удобна для передачи славянской речи?
Видео от @SlaweniskaDelaTg
👍7👏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
"Истинная история расселения славян". Хорватская реклама.
👍36😁19🔥2
Говорит старику старуха:
"А хочу быть римскою папой".
"Добро, будет она римской папой".
Воротился старик ко старухе -
Перед ним монастырь латынский,
По стенам латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним Вавилонская башня;
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха,
На старухе сорочинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал ей голосом громким:
"Здравствуй ты, старая баба,
Я чай твоя душенька довольна".
Сказка о рыбаке и рыбке: невключенные в итоговую версию строки из черновой рукописи.
"А хочу быть римскою папой".
"Добро, будет она римской папой".
Воротился старик ко старухе -
Перед ним монастырь латынский,
По стенам латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним Вавилонская башня;
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха,
На старухе сорочинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал ей голосом громким:
"Здравствуй ты, старая баба,
Я чай твоя душенька довольна".
Сказка о рыбаке и рыбке: невключенные в итоговую версию строки из черновой рукописи.
😁57👍10❤5
3 мая - день памяти русского национального героя, спасителя Отечества в Смутное время князя Димитрия Михайловича Пожарского.
Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 г. пожалован в стольники. В 1608 г. был назначен воеводой, разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г. князь Димитрий отбил от города Зарайска сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 г. участвовал в первом ополчении Прокопия Ляпунова, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского. Он отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, затем в родовое село Мугреево.
Вскоре возглавить втрое ополчение князя пригласил Козьма Минин и осенью 1611 г. он прибыл в Нижний Новгород. В 1612 г. князь Димитрий Пожарский сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов и освободить Москву 26 октября 1612 г. На Земском соборе 1612-13 гг. он сыграл выдающуюся роль при избрании Царем Михаила Федоровича Романова, в день венчания на царство 11 июля 1613 г. стал боярином и пожалован вотчиной в Балахнинском уезде.
В 1613-19 гг. князь участвовал в войне с поляками и мародерами, затем был воеводой в Твери (1619-20) и Новгороде (1628-30), воеводой армии прикрытия во время Русско-польской войны (1632-34), ведал приказами: Ямским (1621), Разбойным (1624) и Судным (1636-37; 1640-42). В 1634-35 гг. возвел каменный шатровый храм Покрова в подмосковном селе Медведково, а в 1636 г. – Казанский собор на Красной площади в честь святыни Нижегородского ополчения – Казанской иконы Богоматери. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля, приняв перед смертью схиму с именем Косьма в память сотоварища по ополчению.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/05/03/den_pamyati_patriarha_pimena
Картина «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов», 1882 г. Автор - Котарбинский В. А.
Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 г. пожалован в стольники. В 1608 г. был назначен воеводой, разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г. князь Димитрий отбил от города Зарайска сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 г. участвовал в первом ополчении Прокопия Ляпунова, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского. Он отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, затем в родовое село Мугреево.
Вскоре возглавить втрое ополчение князя пригласил Козьма Минин и осенью 1611 г. он прибыл в Нижний Новгород. В 1612 г. князь Димитрий Пожарский сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов и освободить Москву 26 октября 1612 г. На Земском соборе 1612-13 гг. он сыграл выдающуюся роль при избрании Царем Михаила Федоровича Романова, в день венчания на царство 11 июля 1613 г. стал боярином и пожалован вотчиной в Балахнинском уезде.
В 1613-19 гг. князь участвовал в войне с поляками и мародерами, затем был воеводой в Твери (1619-20) и Новгороде (1628-30), воеводой армии прикрытия во время Русско-польской войны (1632-34), ведал приказами: Ямским (1621), Разбойным (1624) и Судным (1636-37; 1640-42). В 1634-35 гг. возвел каменный шатровый храм Покрова в подмосковном селе Медведково, а в 1636 г. – Казанский собор на Красной площади в честь святыни Нижегородского ополчения – Казанской иконы Богоматери. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля, приняв перед смертью схиму с именем Косьма в память сотоварища по ополчению.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/05/03/den_pamyati_patriarha_pimena
Картина «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов», 1882 г. Автор - Котарбинский В. А.
❤54👍5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7533 маия месяца глаголаша Володьки-скомороха бирючи, яко де Роберт Фитцев, господарь Словен Дунайских, во град Москву на Ход Великий воинский ехати не хощет и что Государя нашего всея Великия и Новыя Руси Самодержца Володимира Володимировича оный Роберт не жалует.
Отвеща же на то Роберт Фитцев, яко и на Москву ехати хощет и яко несть гетман Володька государь честный, ино же чрез холопство мериканское войну себе обретший. Понеже чает руды своя да угодия немцам мериканским отдати ради оружья всякаго.
"Новый Лѣтописецъ"
Отвеща же на то Роберт Фитцев, яко и на Москву ехати хощет и яко несть гетман Володька государь честный, ино же чрез холопство мериканское войну себе обретший. Понеже чает руды своя да угодия немцам мериканским отдати ради оружья всякаго.
"Новый Лѣтописецъ"
👍53❤12🔥10
В лето 7533 маия месяца свершися двадесять да пятое лето, яко Государь наш всея Великия да Новыя Руси Самодержец Володимир Володимирович на Престоле стольнаго града Москвы сидит. Ради же сей годовщины бысть у него разглагол зело пространен со мужем книжным да в летописании хитрым гораздо Павлом сыном Зарубиным.
И глагола Великий Государь, яко есть Москва по откровению старца Рим Третий. Ино два Рима падоста, Третий Рим стоит, а Четвёртому же не быти никоими делы. И князь Святый Олександр Ярославич противу немец, ересь латинскую чтущих, бияшеся вельми крепко. А Государь Царь Иоанн Васильевич ереси римския не соблазнися, от чего прозван бысть во странах закатных Ужасным, но не Грозным. Ибо гроза несть ужас да страх, но токмо лад, ряд да противу врагов твердое стояние да крепкое наказание.
А Государь Петр Алексеевич многия науки прехитрыя изучи да на Руси утверди. Да сотворися Император по образу Кесарей Ромейских.
Такожде показа Государь наш Володимир Володимирович храм свой домовый, идеже молится за всю Русь и народ ея. Еще же рече, яко грядет меж Русью Великия да Малыя мир да ряд.
"Новый Лѣтописецъ"
И глагола Великий Государь, яко есть Москва по откровению старца Рим Третий. Ино два Рима падоста, Третий Рим стоит, а Четвёртому же не быти никоими делы. И князь Святый Олександр Ярославич противу немец, ересь латинскую чтущих, бияшеся вельми крепко. А Государь Царь Иоанн Васильевич ереси римския не соблазнися, от чего прозван бысть во странах закатных Ужасным, но не Грозным. Ибо гроза несть ужас да страх, но токмо лад, ряд да противу врагов твердое стояние да крепкое наказание.
А Государь Петр Алексеевич многия науки прехитрыя изучи да на Руси утверди. Да сотворися Император по образу Кесарей Ромейских.
Такожде показа Государь наш Володимир Володимирович храм свой домовый, идеже молится за всю Русь и народ ея. Еще же рече, яко грядет меж Русью Великия да Малыя мир да ряд.
"Новый Лѣтописецъ"
🔥38🙏13👍12
...Нѣкогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: «Папа нашь тако глаголет: “Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобѣ от двоюнадесятъ кординалу два хытреша — Агалдада и Гѣмонта, да послушаеши учения ихъ о законѣ Божии”».
Князь же Александръ, здумавъ съ мудреци своими, въсписа к нему и рече: «Отъ Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмѣшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова рожества, от рожества Христова до страсти и воскресения, от въскресения же его и на небеса възшествиа и до царства Константинова, от начала царства Константинова до перваго збора и седмаго — си вся добрѣ съвѣдаемь, а от вас учения не приемлем». Они же възвратишяся въсвояси.
=======
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси...
«Повесть о житии Александра Невского»
Картина Г.И. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов»
Князь же Александръ, здумавъ съ мудреци своими, въсписа к нему и рече: «Отъ Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмѣшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова рожества, от рожества Христова до страсти и воскресения, от въскресения же его и на небеса възшествиа и до царства Константинова, от начала царства Константинова до перваго збора и седмаго — си вся добрѣ съвѣдаемь, а от вас учения не приемлем». Они же възвратишяся въсвояси.
=======
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси...
«Повесть о житии Александра Невского»
Картина Г.И. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов»
❤51👍10
6 мая - день памяти выдающегося русского полководца князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, скончавшегося 23 апреля 1610 г.
На военное поприще он вступил в 1606 г., с появлением разбойных отрядов Ивана Болотникова, которого 20-летний Скопин-Шуйский дважды разбил. Затем молодой князь показал себя талантливым военачальником при освобождении Русской земли от иноземцев и помогавших им русских изменников. Выступив 14 апреля 1609 г. для спасения Престола, князь взял Орешек, Тверь и Торжок, очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил поляков 12 января 1610 г. снять осаду Троице-Сергиевой лавры. В марте он снял блокаду Москвы, которая ликованием встретила молодого полководца. По свидетельству современников, народ смотрел на Скопина-Шуйского, как на своего «спасителя», «отца отечества» и даже предлагал ему царскую корону, от которой он решительно отказался.
Имя молодого князя, славившегося «многолетним разумом» и душевным благородством, было у всех на устах, что возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Д.И.Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. По свидетельству летописца, Скопин-Шуйский был «испорчен» (т.е. отравлен) на пиру, в ходе которого жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля, после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе Кремля с большими почестями в особом специально отстроенном для сего новом при деле.
https://ruskline.ru/news_rl/2025/05/06/den_pamyati_nebesnogo_pokrovitelya_russkih_voinov_i_russkih_monarhistov
О МУЖЕСТВѢ ЦАРСКАГО ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛИЕВИЧА СКОПИНА
В лѣто 7117-го государь царь и великий князь Василей Ивановичь всея Руси послалъ во Свейскую землю воеводу от сродьства своего, князя Михаила Василиевича Скопина, а велѣлъ ему призывати ко своему царскому жалованию ратных людей немецкихъ и всякихъ земель. Онъ же повелѣние государя своего Василия царя скоро изполни: шедъ, множество людей немецкихъ на царскую его милость призва и русьскихъ всякихъ людей ратных много собра и ко царствующему граду Москвѣ со многими людми возвратися. И бысть воевода храбръ и мужественъ и добрымъ благоприятелствомъ ко всему народу русьскому себе показа. Скоро, аки молния, супостатныя полки обтече и вся овцохищныя волки люто устраши. Пастырь бо звѣрогонителенъ бысть и сице врагомъ и всѣмъ мятежникомъ непобѣдимъ, яко и всѣхъ от царствующаго града отгнати сотвори. Бѣ бо во бранехъ лютъ на враги и стремлениемъ зело изкусен, и ратник непобедимъ. Мнѣлъ бы убо и вся страны Русьския земли таковымъ мужественымъ храбрьствомъ от рукъ супостатных свобожденымъ быти, аще не бы темный гробъ общия нужды того доброзрителную храбрость покрылъ.
=======
В 7117-м (1609) году государь царь и великий князь всея Руси Василий Иванович послал в Шведскую землю воеводу, родственника своего, князя Михаила Васильевича Скопина, и поручил ему нанимать за царское жалование ратных людей немецких и из других земель. Тот же повеление государя своего — царя Василия — вскоре исполнил: отправившись, набрал за царское его жалование множество людей немецких, и много всяких русских людей ратных собрал, и к царствующему граду Москве со множеством людей возвратился. И был он воевода храбрый и мужественный, и показал себя поборником добрым всего народа русского. Стремительно, как молния, являлся повсюду перед полками вражескими и до смерти устрашил всех волков овцехищных. Был он как пастух зверегонитель, неодолимый врагами и всеми мятежниками, и всех их смог отогнать от царствующего града. Был он в боях с врагами лют и весьма искусен в атаках и воин непобедимый. Думаю, что и вся земля Русская была бы вызволена из рук супостатов мужеством и храбростью его, если бы темный гроб, всем уготованный, не скрыл бы его прославленную храбрость.
"Хронограф" 1617 г.
На фото - памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому в Калязине.
На военное поприще он вступил в 1606 г., с появлением разбойных отрядов Ивана Болотникова, которого 20-летний Скопин-Шуйский дважды разбил. Затем молодой князь показал себя талантливым военачальником при освобождении Русской земли от иноземцев и помогавших им русских изменников. Выступив 14 апреля 1609 г. для спасения Престола, князь взял Орешек, Тверь и Торжок, очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил поляков 12 января 1610 г. снять осаду Троице-Сергиевой лавры. В марте он снял блокаду Москвы, которая ликованием встретила молодого полководца. По свидетельству современников, народ смотрел на Скопина-Шуйского, как на своего «спасителя», «отца отечества» и даже предлагал ему царскую корону, от которой он решительно отказался.
Имя молодого князя, славившегося «многолетним разумом» и душевным благородством, было у всех на устах, что возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Д.И.Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. По свидетельству летописца, Скопин-Шуйский был «испорчен» (т.е. отравлен) на пиру, в ходе которого жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля, после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе Кремля с большими почестями в особом специально отстроенном для сего новом при деле.
https://ruskline.ru/news_rl/2025/05/06/den_pamyati_nebesnogo_pokrovitelya_russkih_voinov_i_russkih_monarhistov
О МУЖЕСТВѢ ЦАРСКАГО ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛИЕВИЧА СКОПИНА
В лѣто 7117-го государь царь и великий князь Василей Ивановичь всея Руси послалъ во Свейскую землю воеводу от сродьства своего, князя Михаила Василиевича Скопина, а велѣлъ ему призывати ко своему царскому жалованию ратных людей немецкихъ и всякихъ земель. Онъ же повелѣние государя своего Василия царя скоро изполни: шедъ, множество людей немецкихъ на царскую его милость призва и русьскихъ всякихъ людей ратных много собра и ко царствующему граду Москвѣ со многими людми возвратися. И бысть воевода храбръ и мужественъ и добрымъ благоприятелствомъ ко всему народу русьскому себе показа. Скоро, аки молния, супостатныя полки обтече и вся овцохищныя волки люто устраши. Пастырь бо звѣрогонителенъ бысть и сице врагомъ и всѣмъ мятежникомъ непобѣдимъ, яко и всѣхъ от царствующаго града отгнати сотвори. Бѣ бо во бранехъ лютъ на враги и стремлениемъ зело изкусен, и ратник непобедимъ. Мнѣлъ бы убо и вся страны Русьския земли таковымъ мужественымъ храбрьствомъ от рукъ супостатных свобожденымъ быти, аще не бы темный гробъ общия нужды того доброзрителную храбрость покрылъ.
=======
В 7117-м (1609) году государь царь и великий князь всея Руси Василий Иванович послал в Шведскую землю воеводу, родственника своего, князя Михаила Васильевича Скопина, и поручил ему нанимать за царское жалование ратных людей немецких и из других земель. Тот же повеление государя своего — царя Василия — вскоре исполнил: отправившись, набрал за царское его жалование множество людей немецких, и много всяких русских людей ратных собрал, и к царствующему граду Москве со множеством людей возвратился. И был он воевода храбрый и мужественный, и показал себя поборником добрым всего народа русского. Стремительно, как молния, являлся повсюду перед полками вражескими и до смерти устрашил всех волков овцехищных. Был он как пастух зверегонитель, неодолимый врагами и всеми мятежниками, и всех их смог отогнать от царствующего града. Был он в боях с врагами лют и весьма искусен в атаках и воин непобедимый. Думаю, что и вся земля Русская была бы вызволена из рук супостатов мужеством и храбростью его, если бы темный гроб, всем уготованный, не скрыл бы его прославленную храбрость.
"Хронограф" 1617 г.
На фото - памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому в Калязине.
🙏38🔥7👍6