Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
Тоя же седмицы лета 7534 новембрия месяца седе король Угорский Виктор Обрин в лодию воздушную, дабы путь держати в землю Мериканскую да узрети тамо Дональда Трампова. Рече бо, яко мир де чает вскорости видети промеж Русью да Гетманщиною да тому послужити желает. Наипаче же о благе народу Угорскаго радеет, иже во королевстве Угорском и во иных землях обитает. На Гетманщине же людие суть притесняемы от злочинных властей, а за участь людей угорских тамошних король Виктор на Володьку-лицедея весьма зол.

Паки же король Угорский обрете уговор со Дональдом Трамповым о русском аере горючем, да о смоле земляной, да о прочей гостьбе, дабы вести ея с Москвою по старине. Ибо хитр король Угорский, яко и сам рек единожды о себе: "старый лис есмь".

"Новый Лѣтописецъ"
😁5515🔥13👍4
9 ноября - День памяти прп. Нестора Летописца - первого русского историка

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров древних (и не очень) русских летописей.

1. Радзивиловская летопись. Насилие обров над дулебами: мужчины-обры, едущие в телегах, запряженных женщинами-дулебами, миниатюра.

2. Лаврентьевская летопись (1377 г.). Статья о событиях 6530 г. (1022 г.) Рассказ об убийстве князем Мстиславом касожского князя Редеди.

3. Лаврентьевская летопись. Статьи о событиях 6366 и 6367 гг.: "Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ".

4. Троицкий список (конца XV или самого начала XVI века) «Хожения за три моря» Афанасия Никитича.

5. Лицевой летописный свод XVI века с "расшифровкой" текста и переводом на современный русский язык.

6. Известие Нового летописца о выступлении в 1612 г. Второго народного ополчения из Нижнего Новгорода. Список XVIII в.

7. Хлебниковский список Ипатьевской летописи. XVI в.

8. Никоновская летопись. Список Оболенского.

9. Фроловский список Новгородской четвертой летописи

10. В. М. Васнецов, "Нестор Летописец".
🔥4225👍13💯2👏1
Войска беспилотных систем созданы в Вооруженных силах Российской Федерации - сообщил замначальника нового рода войск.

Небесным покровителем операторов БПЛА можно считать св. Трифона, день памяти - 14 февраля.

Кстати, операторы БПЛА в Русском войске XVI-XVII вв. носили чин сокольничьего).
👍9541🔥26💯8👏1
В лето 7534 новембрия месяца в нощи днено бысть знамение на небесех аки пожарная зоря от севера. И озари ся небо светом, и сотвори ся червлено все. И бысть тако свет всю нощь, аки от луны полны светящеся.

"Новый Лѣтописецъ"
👍65🔥408
"Знай, что воеводы в этой стране (России) люди ученые, законоведы, философы, логично рассуждающие, любят тонкие вопросы, глубокомысленные споры. Они приобретают знания от наставников, к ним приезжающих, от патриархов и архиереев, коих они обыкновенно расспрашивают..., не упорствуют (в споре), но стремятся увеличить свои знания, ибо мы видели у каждого из них тысячи больших книг, кои они охотно и много читают днем и ночью. Они не имеют пристрастия к вину и веселью. У воевод киевских мы видели целые воза книг, но что Киев в сравнении с Москвой? Все это происходит от их любви к знанию; они знают по пядям даже нашу страну и ее историю.

Нас спрашивал этот калужский воевода, говоря: «от Адама до года воплощения Господа Христа не пять ли тысяч пятьсот лет сполна, без прибавки или убавления? От воплощения Христа до сего года прошло 1654 года, а от Адама до сих пор прошло 7162 года; эти лишние восемь лет, которые не согласуются со счетом воплощения, откуда явились и как их объяснить?» Никого не нашлось, кто бы смог дать ему ответ. Мы раньше немало расспрашивали об этом предмете в Константинополе и тамошних местах, но никто не дал нам ответа, пока, наконец, мы не убедились из древних греческих книг, что воплощение Христа совершилось в 5508 году".


Архидиакон Павел Алеппский, середина 17 в.
47👍20🔥9🙏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рече во время оно Государь Царь и Великий Князь Олександр Олександрович, яко богата Русь токмо двема союзники: ратию наземною да ратию судовою...

Такожде и ныне. Клянется господарь Сербский Олексашка Вучич Руси во братстве быти, а сам же рече, яко творит помощь Гетманщине оружно. Понеже стращают его немцы мериканския да европейския да чают похолопити. Еще же восхоте Олексашка Вучич во Белеграде на месте Избы воеводской поставити двор ямской да трактир на казну мериканскую. Сия же Изба воеводская бита зело бысть вогненным боем немцами мериканскими да цесарскими да аглицкими в лето 7507.

"Новый Лѣтописецъ"
💯49🔥204👍2
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре.

«Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец ордынскому игу. Молодое единое Русское государство стало полностью политически независимым.

"...И приидоша татарове, начаша стреляти, и наши на них, инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнози, а овии противу воевод вструг приступиша. Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межу наших падаху и никогоже уязвляху. И отбиша их от брегу. И по многи дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази великы тогда, река нача бо ставитися. Бысть же страх на обоихъ, — едини других боящеся.

Егда же ста река, тогда князь великий повеле сыну своему, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами преити к себе на Кременецъ, боящеся татарскаго прихожения, яко да совокупляшася брань и сотворят с противными.

Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко Вседержителю Спасу и Богу Господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери преславные Богородицы со слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися. И наши, мнящи, татар за ними реку прешедших, за ними женут, приидоша на Кременецъ. Князь же великий с сыном своим, и братиею, и со всеми воеводами поидоша к Боровску, глаголюще, яко «на тех полях бой с ними поставим», и слушающи злых человек — сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей християнских, а наровников бесерменских, иже глаголютъ: «Побежди, не можеши с ними стати на бой». Сам бо диавол их же усты глаголаше, той же, иже древле вшед в змию и прельсти Адама и Евву. Бе бо дивно тогда свершися Пречистые чюдо: едини от других побеже и никтоже женяше.

Царь (Ахмат) же бежаше во Орду, и прииде на него ногайский царь Ивак и Орду взя и его уби. Един же царевичь хотя за рекой Окою имати украину, князь же великий посла братию свою, дву Андреевъ, и услыша татарове и тии побегоша. И тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых. Бе бо тогда студен и мрази велицы. Царь побежал ноября 11.

В лето 6989 прииде князь великий на Москву из Боровска и похвали Бога и пречистую Богородицу, глаголюще: «Ни аггел, ни человекъ спасе нас, но сам Господь спасе нас Пречистые и всех святых моленми. Аминь".


Из "Повести о стоянии на Угре".
🔥44🙏22💯84👍2
Повесть современных лет
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре. «Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец…
1480 год. Контрнаступ хана Ахмата на реке Угре был сорван ударом по центру принятия решений в виде рейда князя Василия Ноздреватого и царевича Нур-Давлета на столицу Большой Орды город Сарай-Берке.

"...И совеща князь великий с воеводы своими добро дело, иже полза бысть ему великая, и по немъ и детемъ, и внуком его в веки. И посылаетъ отай царя Златую Орду пленити служиваго своего царя Нурдовлета Городецкаго, с нимъ же и воеводу — князя Василиа Ноздроватаго Звенигородцкаго со многою силою, и доколе царь стояше на Руси, не ведущу ему сего... И прибегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша. И скоро в томъ часе царь от реки Угры назадь обратися бежати, никоея пакости земли нашей не учиниша."

"Казанская история"
👏53🔥3112
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7534 новембрия месяца бысть глагол на Руси о звере дивном, иже ушми вельми горазд, а глаголется зверь сей Чебурашко. Рече бо думный боярин Макаров, яко есть де той Чебурашко иудей по рождению своему, поелику прииде на Русь из земли Иудейския.

Мнится же мне, яко сей боярин Макаров сказаний Едуардия Успенскаго не читаше, ибо сказано во оных, яко обиташе той Чебурашко во лесах дремучих, иже во землях южных, идеже ни зимы несть ни предзимья, но токмо едино лето знойно да варно. Во земле же Иудейстей сицевых лесов несть, ино суть токмо горы да пустыни да холмы каменисты. Во оных же сказаниях явися Чебурашко из ларца с яблоками китайскими, и бысть ему во друзех лют зверь коркодил, рекомый Геннадий.

"Новый Лѣтописецъ"
😁121👍38💯1917🔥9🤔2
Ежели кто в силах милость сотворити Приказу летописному да малою лептою онаго пожаловати, копейки, алтыны, рубли да ефимки цифирные шли сюда: 4817760276664871 (Изба ростовщическая, прозываемая "Сбербанк"), а такожде по числу дальногласному +79091055981 в лавку меняльную, рекомую "Халва". Ибо речено бысть: "Иже дает убогим не оскудеет".

На фото - памятник копейке, которую ввело в обращение народное ополчение Минина и Пожарского. Установлен на территории ярославского Спасо-Преображенского монастыря в 2013 году.
🔥28🙏8
А у немец мериканских лубки самодвижущиеся дивны зело и рекут о тварях вельми чудных, иже суть аки бесы видимые. Овый же от них речется Булатный Богатырь, овый Нетопырь, овый Мизгирь-Муж.

А суть також четверо из подпола: вельми дивны и ликом зелены. Пребываху прежде средь гадов речных, егда же окропи их злодей в личине железной мертвой водицей, стали суть на человецев сходны. Прозываются они черепахи боевитыя, гады-пластуны, а верховодит оными щур премудрый и учит их бою кулачному. Подруга же их собинная, Аврилией Ниловой нарекаема, часописица мериканская есть.

А еще есть сказание лубочное о Фоме и Ереме. Той же Фома искушаем зело Еремою. Фома волком рыщет да коршуном вьется: хощет пояти Ерему. Ерема же хитер зело да ловок, бежит от Фомы аки пардус, да по местом укромным хоронится. Егда же схоронится Ерема, то чинит Фоме пакости всякия, обиды многия да поношения.

Еще же есть позорище потешное о людех, иже лики утиные имут. Един же от утиглавцев богат есть вельми, наипаче всех золотых поясов, иже во Новеграде Великом во время оное бяху. Речется же он Скрягой Утиным, ибо сребролюбив зело: чахнет над златом своим аки кощей. А роди ся он во земле Шкотской на острове Вританском.

А есть еще у них славный богатырь Хорунжий Америка. От младых ногтей бысть он телесами расслаблен, аки наш Илия Муромец, да придоша к нему калики перехожие, зельем чудодейственными напоиша, и стал он богатырем да красавцем писаным. Взял щит червленый да поиде с немецким колдуном Красным Кощеем битися. Билися они три дня да три ночи. Красного Кощея Хорунжий в пекло загнал, да сам во льды свержеся. Через семь десятков лет отрыт бысть - а он аки живой обретеся.

А есть такожде лубок мериканский, по манге ниппонской сотворенный, иже глаголется "Преображенцы". Токмо сие не о Преображенском полку Государевом, но о богатырях железных, кои горазды во колымаги преображатися, а тако же во лодии небесныя да во прузей всяких размера прегораздаго.

"Новый Лѣтописецъ"
😁86🔥3816👍8👎1💯1