Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
День Сибири

После своего восшествия на престол в 1881 году император Александр III постановил праздновать День благодарения Сибири. В 1882 году 8 ноября (26 октября по старому стилю) отмечалось 300-летие со дня присоединения Сибири к российскому государству. Так в календаре Российской империи появился еще один праздник. Дата была привязана к занятию казаками атамана Ермака столицы Сибирского ханства города Кашлык (Искер).

Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами. 1582 г. ноября 16.

"От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Чюсовую Максиму Яковлеву сыну да Миките Григорьеву сыну Строгановым.

Писал к нам ис Перми Василей Пелепелицын, что послали вы из острогов своих волжьских атаманов и казаков Ермака с товарищи воевати остяки и вогуличи и Пелынские и Сибирские места сентября в 1 день, а в тот же день собрався Пелынской князь с сибирскими людьми и с вогуличи, приходил войною на наши Пермьские места, и к городу к Чердыни к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людем починили. И то зделалось вашею изменою: вы вогуличь и вотяков и пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу. А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Нагайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили; и им было вины свои покрыти тем, что было нашу Пермскую землю оберегать, и они зделали с вами вместе по тому ж, как на Волге чинили и воровали: в которой день к Перми к Чердыни приходили вогуличи сентября в 1 день, а в тот же день от тебя из острогов Ермак с товарыщи пошли воевать вогуличь, а Перми ничем не пособили. И то все сталося вашим воровством и изменою.

А только бы вы нам служили, и вы б тех казаков в те поры в войну не посылали, а послали их и своих людей из своих острогов нашие земли Пермские оберегать. И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака с товарыщи взяв отвести в Пермь и в Усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном с своими посланники с Воином с Оничковым да с Ываном с Глуховым, чтоб вперед воинские люди, пелынцы, и отяки, и вогуличи с сибирскими людьми, на наши земли войною не пришли и нашие земли не извоевали; а велели есмя тем казаком быти в Перми до весны, и на отяки и на вогуличи ходити с Воином воевать и их в нашу волю приводить по нашему указу.

А вы б, обсылася в Чердынь с Васильем с Пелепелицыным и с Воином с Оничковым, посылали от себя воевать вогуличь и отяков. А однолично б естя, по сей нашей грамоте, казаков всех, только к вам из войны пришли, послали их в Чердынь тотчас и у себя их не держали. А будет для приходу вам в остроге быти нельзя, и вы б у себя оставили немногих людей, человек до 100, с которым атаманом, а достальных всех выслали в Чердынь однолично тотчас. А не вышлете из острогов своих в Пермь волских казаков атамана Ермака Тимофеева с товарыщи, а учнете их держати у себя и Пермских мест не учнете оберегати, и такою вашею изменою что над Пермскими месты учинитца от вогуличь, и от пелынцов, и от Сибирскаго салтана людей вперед, и нам в том на вас опала своя положить большая, а атаманов и казаков, которые слушали вас и вам служили, а нашу землю выдали, велим перевешати. И вы б тех казаков однолично отпустили от себя в Пермь, и нашим делом над пелынцы и над вогуличи и над оcтяки промышляли по нашему указу, ссылался о том с Васильем с Пелепелицыным и с Воином Оничковым, чтоб дал бог их извоевать и в нашу волю привести, а Пермской земли и ваших острогов уберечи".


Картина "Послы Ермака у Красного крыльца перед царем Иоанном Грозным". Ростворовский С.Р. 1884 г.
37🔥10👍9🤔1
4️⃣0️⃣0️⃣0️⃣1️⃣5️⃣0️⃣0️⃣0️⃣
Дорогие друзья, спешим поделиться с вами радостными событиями жизни Летописного Приказа!

На днях число подписчиков нашего канала достигло числа 4000, а буквально сегодня число читателей нашей группы “Вконтакте" vk.com/povest_let преодолело отметку в 15000!

Благодарим всех наших читателей, подписчиков, комментаторов, благотворителей и авторов дружеских телеграм-каналов, помогающих нам распространять по всему русскому міру страницы нашей Повести современных лет:

Андрей Медведев - @MedvedevVesti

Дмитрий Конаныхин - @grishkafilippov

Клуб "Улица правды" - @clubpravda

Astra Militarum [Z] - @astramilitarum

Русская народная линия - @ruskline_ru

Русское Собрание - @RusSobranie

Заметки на полях - @stoyakin_v

Русскій вѣстникъ - @traditional_news

Дюков. Историк-рационализатор - @historiographe

Таёжный привал - @taygaprival

Культурный фронт - @kultyrni_front

"В начале было Слово" - @theword_in_the_beginning

Андроников монастырь - @andronikovmonastery

Гумконвой - @gumkonvoy

Русский зодчий - @ru_zodchiy

Русь Державная - @BURvmeste2020

Третий Рим - @TertiaRoma

Русь Триединая - @russtrien

credo ergo sum - @zinahojysn

Вестник Новороссии - @nvreport

Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы) - @kartezianec

Вовиночка Z - @vovinochka
👍2120👏11🔥4💯1😡1
В лето 7534 новембрия месяца бысть во Америце Полунощной да во граде Новем Йоркском во городничие избран муж веры агарянския, во Африце рожденный, друг собинный Олексашки Соросова, а наречен же именем словенским Зоран. Яко есть сей надежа для всяких бесермен, во Америку пришедых, а такожде у прочего люда убогаго да нищего. А всякий люд гулящий да лихой во граде Новойоркском возрадовася вельми зело.

Дональд же Трампов избранием таковым посрамлен бысть гораздо, и глаголаше, яко хощет де всяких бесермен гулящих из Америцы Полунощной изгнати прочь.

"Новый Лѣтописецъ"
😁43🔥18👍5
Тоя же седмицы лета 7534 новембрия месяца седе король Угорский Виктор Обрин в лодию воздушную, дабы путь держати в землю Мериканскую да узрети тамо Дональда Трампова. Рече бо, яко мир де чает вскорости видети промеж Русью да Гетманщиною да тому послужити желает. Наипаче же о благе народу Угорскаго радеет, иже во королевстве Угорском и во иных землях обитает. На Гетманщине же людие суть притесняемы от злочинных властей, а за участь людей угорских тамошних король Виктор на Володьку-лицедея весьма зол.

Паки же король Угорский обрете уговор со Дональдом Трамповым о русском аере горючем, да о смоле земляной, да о прочей гостьбе, дабы вести ея с Москвою по старине. Ибо хитр король Угорский, яко и сам рек единожды о себе: "старый лис есмь".

"Новый Лѣтописецъ"
😁5515🔥13👍4
9 ноября - День памяти прп. Нестора Летописца - первого русского историка

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров древних (и не очень) русских летописей.

1. Радзивиловская летопись. Насилие обров над дулебами: мужчины-обры, едущие в телегах, запряженных женщинами-дулебами, миниатюра.

2. Лаврентьевская летопись (1377 г.). Статья о событиях 6530 г. (1022 г.) Рассказ об убийстве князем Мстиславом касожского князя Редеди.

3. Лаврентьевская летопись. Статьи о событиях 6366 и 6367 гг.: "Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ".

4. Троицкий список (конца XV или самого начала XVI века) «Хожения за три моря» Афанасия Никитича.

5. Лицевой летописный свод XVI века с "расшифровкой" текста и переводом на современный русский язык.

6. Известие Нового летописца о выступлении в 1612 г. Второго народного ополчения из Нижнего Новгорода. Список XVIII в.

7. Хлебниковский список Ипатьевской летописи. XVI в.

8. Никоновская летопись. Список Оболенского.

9. Фроловский список Новгородской четвертой летописи

10. В. М. Васнецов, "Нестор Летописец".
🔥4225👍13💯2👏1
Войска беспилотных систем созданы в Вооруженных силах Российской Федерации - сообщил замначальника нового рода войск.

Небесным покровителем операторов БПЛА можно считать св. Трифона, день памяти - 14 февраля.

Кстати, операторы БПЛА в Русском войске XVI-XVII вв. носили чин сокольничьего).
👍9541🔥26💯8👏1
В лето 7534 новембрия месяца в нощи днено бысть знамение на небесех аки пожарная зоря от севера. И озари ся небо светом, и сотвори ся червлено все. И бысть тако свет всю нощь, аки от луны полны светящеся.

"Новый Лѣтописецъ"
👍65🔥408
"Знай, что воеводы в этой стране (России) люди ученые, законоведы, философы, логично рассуждающие, любят тонкие вопросы, глубокомысленные споры. Они приобретают знания от наставников, к ним приезжающих, от патриархов и архиереев, коих они обыкновенно расспрашивают..., не упорствуют (в споре), но стремятся увеличить свои знания, ибо мы видели у каждого из них тысячи больших книг, кои они охотно и много читают днем и ночью. Они не имеют пристрастия к вину и веселью. У воевод киевских мы видели целые воза книг, но что Киев в сравнении с Москвой? Все это происходит от их любви к знанию; они знают по пядям даже нашу страну и ее историю.

Нас спрашивал этот калужский воевода, говоря: «от Адама до года воплощения Господа Христа не пять ли тысяч пятьсот лет сполна, без прибавки или убавления? От воплощения Христа до сего года прошло 1654 года, а от Адама до сих пор прошло 7162 года; эти лишние восемь лет, которые не согласуются со счетом воплощения, откуда явились и как их объяснить?» Никого не нашлось, кто бы смог дать ему ответ. Мы раньше немало расспрашивали об этом предмете в Константинополе и тамошних местах, но никто не дал нам ответа, пока, наконец, мы не убедились из древних греческих книг, что воплощение Христа совершилось в 5508 году".


Архидиакон Павел Алеппский, середина 17 в.
47👍20🔥9🙏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рече во время оно Государь Царь и Великий Князь Олександр Олександрович, яко богата Русь токмо двема союзники: ратию наземною да ратию судовою...

Такожде и ныне. Клянется господарь Сербский Олексашка Вучич Руси во братстве быти, а сам же рече, яко творит помощь Гетманщине оружно. Понеже стращают его немцы мериканския да европейския да чают похолопити. Еще же восхоте Олексашка Вучич во Белеграде на месте Избы воеводской поставити двор ямской да трактир на казну мериканскую. Сия же Изба воеводская бита зело бысть вогненным боем немцами мериканскими да цесарскими да аглицкими в лето 7507.

"Новый Лѣтописецъ"
💯49🔥204👍2
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре.

«Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец ордынскому игу. Молодое единое Русское государство стало полностью политически независимым.

"...И приидоша татарове, начаша стреляти, и наши на них, инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнози, а овии противу воевод вструг приступиша. Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межу наших падаху и никогоже уязвляху. И отбиша их от брегу. И по многи дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази великы тогда, река нача бо ставитися. Бысть же страх на обоихъ, — едини других боящеся.

Егда же ста река, тогда князь великий повеле сыну своему, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами преити к себе на Кременецъ, боящеся татарскаго прихожения, яко да совокупляшася брань и сотворят с противными.

Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко Вседержителю Спасу и Богу Господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери преславные Богородицы со слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися. И наши, мнящи, татар за ними реку прешедших, за ними женут, приидоша на Кременецъ. Князь же великий с сыном своим, и братиею, и со всеми воеводами поидоша к Боровску, глаголюще, яко «на тех полях бой с ними поставим», и слушающи злых человек — сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей християнских, а наровников бесерменских, иже глаголютъ: «Побежди, не можеши с ними стати на бой». Сам бо диавол их же усты глаголаше, той же, иже древле вшед в змию и прельсти Адама и Евву. Бе бо дивно тогда свершися Пречистые чюдо: едини от других побеже и никтоже женяше.

Царь (Ахмат) же бежаше во Орду, и прииде на него ногайский царь Ивак и Орду взя и его уби. Един же царевичь хотя за рекой Окою имати украину, князь же великий посла братию свою, дву Андреевъ, и услыша татарове и тии побегоша. И тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых. Бе бо тогда студен и мрази велицы. Царь побежал ноября 11.

В лето 6989 прииде князь великий на Москву из Боровска и похвали Бога и пречистую Богородицу, глаголюще: «Ни аггел, ни человекъ спасе нас, но сам Господь спасе нас Пречистые и всех святых моленми. Аминь".


Из "Повести о стоянии на Угре".
🔥44🙏22💯84👍2
Повесть современных лет
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре. «Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец…
1480 год. Контрнаступ хана Ахмата на реке Угре был сорван ударом по центру принятия решений в виде рейда князя Василия Ноздреватого и царевича Нур-Давлета на столицу Большой Орды город Сарай-Берке.

"...И совеща князь великий с воеводы своими добро дело, иже полза бысть ему великая, и по немъ и детемъ, и внуком его в веки. И посылаетъ отай царя Златую Орду пленити служиваго своего царя Нурдовлета Городецкаго, с нимъ же и воеводу — князя Василиа Ноздроватаго Звенигородцкаго со многою силою, и доколе царь стояше на Руси, не ведущу ему сего... И прибегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша. И скоро в томъ часе царь от реки Угры назадь обратися бежати, никоея пакости земли нашей не учиниша."

"Казанская история"
👏53🔥3112