Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
Войска беспилотных систем созданы в Вооруженных силах Российской Федерации - сообщил замначальника нового рода войск.

Небесным покровителем операторов БПЛА можно считать св. Трифона, день памяти - 14 февраля.

Кстати, операторы БПЛА в Русском войске XVI-XVII вв. носили чин сокольничьего).
👍9541🔥26💯8👏1
В лето 7534 новембрия месяца в нощи днено бысть знамение на небесех аки пожарная зоря от севера. И озари ся небо светом, и сотвори ся червлено все. И бысть тако свет всю нощь, аки от луны полны светящеся.

"Новый Лѣтописецъ"
👍65🔥408
"Знай, что воеводы в этой стране (России) люди ученые, законоведы, философы, логично рассуждающие, любят тонкие вопросы, глубокомысленные споры. Они приобретают знания от наставников, к ним приезжающих, от патриархов и архиереев, коих они обыкновенно расспрашивают..., не упорствуют (в споре), но стремятся увеличить свои знания, ибо мы видели у каждого из них тысячи больших книг, кои они охотно и много читают днем и ночью. Они не имеют пристрастия к вину и веселью. У воевод киевских мы видели целые воза книг, но что Киев в сравнении с Москвой? Все это происходит от их любви к знанию; они знают по пядям даже нашу страну и ее историю.

Нас спрашивал этот калужский воевода, говоря: «от Адама до года воплощения Господа Христа не пять ли тысяч пятьсот лет сполна, без прибавки или убавления? От воплощения Христа до сего года прошло 1654 года, а от Адама до сих пор прошло 7162 года; эти лишние восемь лет, которые не согласуются со счетом воплощения, откуда явились и как их объяснить?» Никого не нашлось, кто бы смог дать ему ответ. Мы раньше немало расспрашивали об этом предмете в Константинополе и тамошних местах, но никто не дал нам ответа, пока, наконец, мы не убедились из древних греческих книг, что воплощение Христа совершилось в 5508 году".


Архидиакон Павел Алеппский, середина 17 в.
47👍20🔥9🙏1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рече во время оно Государь Царь и Великий Князь Олександр Олександрович, яко богата Русь токмо двема союзники: ратию наземною да ратию судовою...

Такожде и ныне. Клянется господарь Сербский Олексашка Вучич Руси во братстве быти, а сам же рече, яко творит помощь Гетманщине оружно. Понеже стращают его немцы мериканския да европейския да чают похолопити. Еще же восхоте Олексашка Вучич во Белеграде на месте Избы воеводской поставити двор ямской да трактир на казну мериканскую. Сия же Изба воеводская бита зело бысть вогненным боем немцами мериканскими да цесарскими да аглицкими в лето 7507.

"Новый Лѣтописецъ"
💯49🔥204👍2
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре.

«Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец ордынскому игу. Молодое единое Русское государство стало полностью политически независимым.

"...И приидоша татарове, начаша стреляти, и наши на них, инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнози, а овии противу воевод вструг приступиша. Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межу наших падаху и никогоже уязвляху. И отбиша их от брегу. И по многи дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази великы тогда, река нача бо ставитися. Бысть же страх на обоихъ, — едини других боящеся.

Егда же ста река, тогда князь великий повеле сыну своему, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами преити к себе на Кременецъ, боящеся татарскаго прихожения, яко да совокупляшася брань и сотворят с противными.

Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко Вседержителю Спасу и Богу Господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери преславные Богородицы со слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися. И наши, мнящи, татар за ними реку прешедших, за ними женут, приидоша на Кременецъ. Князь же великий с сыном своим, и братиею, и со всеми воеводами поидоша к Боровску, глаголюще, яко «на тех полях бой с ними поставим», и слушающи злых человек — сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей християнских, а наровников бесерменских, иже глаголютъ: «Побежди, не можеши с ними стати на бой». Сам бо диавол их же усты глаголаше, той же, иже древле вшед в змию и прельсти Адама и Евву. Бе бо дивно тогда свершися Пречистые чюдо: едини от других побеже и никтоже женяше.

Царь (Ахмат) же бежаше во Орду, и прииде на него ногайский царь Ивак и Орду взя и его уби. Един же царевичь хотя за рекой Окою имати украину, князь же великий посла братию свою, дву Андреевъ, и услыша татарове и тии побегоша. И тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых. Бе бо тогда студен и мрази велицы. Царь побежал ноября 11.

В лето 6989 прииде князь великий на Москву из Боровска и похвали Бога и пречистую Богородицу, глаголюще: «Ни аггел, ни человекъ спасе нас, но сам Господь спасе нас Пречистые и всех святых моленми. Аминь".


Из "Повести о стоянии на Угре".
🔥44🙏22💯84👍2
Повесть современных лет
545 лет назад, в ноябре 1480 г., завершилось Стояние на реке Угре. «Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец…
1480 год. Контрнаступ хана Ахмата на реке Угре был сорван ударом по центру принятия решений в виде рейда князя Василия Ноздреватого и царевича Нур-Давлета на столицу Большой Орды город Сарай-Берке.

"...И совеща князь великий с воеводы своими добро дело, иже полза бысть ему великая, и по немъ и детемъ, и внуком его в веки. И посылаетъ отай царя Златую Орду пленити служиваго своего царя Нурдовлета Городецкаго, с нимъ же и воеводу — князя Василиа Ноздроватаго Звенигородцкаго со многою силою, и доколе царь стояше на Руси, не ведущу ему сего... И прибегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша. И скоро в томъ часе царь от реки Угры назадь обратися бежати, никоея пакости земли нашей не учиниша."

"Казанская история"
👏53🔥3112
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7534 новембрия месяца бысть глагол на Руси о звере дивном, иже ушми вельми горазд, а глаголется зверь сей Чебурашко. Рече бо думный боярин Макаров, яко есть де той Чебурашко иудей по рождению своему, поелику прииде на Русь из земли Иудейския.

Мнится же мне, яко сей боярин Макаров сказаний Едуардия Успенскаго не читаше, ибо сказано во оных, яко обиташе той Чебурашко во лесах дремучих, иже во землях южных, идеже ни зимы несть ни предзимья, но токмо едино лето знойно да варно. Во земле же Иудейстей сицевых лесов несть, ино суть токмо горы да пустыни да холмы каменисты. Во оных же сказаниях явися Чебурашко из ларца с яблоками китайскими, и бысть ему во друзех лют зверь коркодил, рекомый Геннадий.

"Новый Лѣтописецъ"
😁121👍38💯1917🔥9🤔2
Ежели кто в силах милость сотворити Приказу летописному да малою лептою онаго пожаловати, копейки, алтыны, рубли да ефимки цифирные шли сюда: 4817760276664871 (Изба ростовщическая, прозываемая "Сбербанк"), а такожде по числу дальногласному +79091055981 в лавку меняльную, рекомую "Халва". Ибо речено бысть: "Иже дает убогим не оскудеет".

На фото - памятник копейке, которую ввело в обращение народное ополчение Минина и Пожарского. Установлен на территории ярославского Спасо-Преображенского монастыря в 2013 году.
🔥28🙏8
А у немец мериканских лубки самодвижущиеся дивны зело и рекут о тварях вельми чудных, иже суть аки бесы видимые. Овый же от них речется Булатный Богатырь, овый Нетопырь, овый Мизгирь-Муж.

А суть також четверо из подпола: вельми дивны и ликом зелены. Пребываху прежде средь гадов речных, егда же окропи их злодей в личине железной мертвой водицей, стали суть на человецев сходны. Прозываются они черепахи боевитыя, гады-пластуны, а верховодит оными щур премудрый и учит их бою кулачному. Подруга же их собинная, Аврилией Ниловой нарекаема, часописица мериканская есть.

А еще есть сказание лубочное о Фоме и Ереме. Той же Фома искушаем зело Еремою. Фома волком рыщет да коршуном вьется: хощет пояти Ерему. Ерема же хитер зело да ловок, бежит от Фомы аки пардус, да по местом укромным хоронится. Егда же схоронится Ерема, то чинит Фоме пакости всякия, обиды многия да поношения.

Еще же есть позорище потешное о людех, иже лики утиные имут. Един же от утиглавцев богат есть вельми, наипаче всех золотых поясов, иже во Новеграде Великом во время оное бяху. Речется же он Скрягой Утиным, ибо сребролюбив зело: чахнет над златом своим аки кощей. А роди ся он во земле Шкотской на острове Вританском.

А есть еще у них славный богатырь Хорунжий Америка. От младых ногтей бысть он телесами расслаблен, аки наш Илия Муромец, да придоша к нему калики перехожие, зельем чудодейственными напоиша, и стал он богатырем да красавцем писаным. Взял щит червленый да поиде с немецким колдуном Красным Кощеем битися. Билися они три дня да три ночи. Красного Кощея Хорунжий в пекло загнал, да сам во льды свержеся. Через семь десятков лет отрыт бысть - а он аки живой обретеся.

А есть такожде лубок мериканский, по манге ниппонской сотворенный, иже глаголется "Преображенцы". Токмо сие не о Преображенском полку Государевом, но о богатырях железных, кои горазды во колымаги преображатися, а тако же во лодии небесныя да во прузей всяких размера прегораздаго.

"Новый Лѣтописецъ"
😁86🔥3816👍8👎1💯1
19 ноября 1711 г. родился Михаил Васильевич Ломоносов.

"Повелитель многих языков - язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется людям иностранным и некоторым природным Россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали. Но кто неупрежденный великими о других мнениями прострет в него разум, и с прилежанием вникнет, со мною согласится.

Народ российский, по великому пространству обитающий, не взирая на дальние расстояния да ухабы в дорогах невесёлых, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в сёлах. Напротив того, в некоторых других государствах, например, в Германии - Баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского, или бранденбургский - швабского, хотя все того ж немецкого народа одного.

Подтверждается вышеупомянутое наше преимущество - живущими за Дунаем народами славенского поколения, которые греческого исповедания держатся с высшего благословения, ибо, хотя разделены от нас иноплеменным языком и не одним, у нас не применительным, однако, употребляя славенские книги, говорят языком, россиянам довольно вразумительным,
который гораздо больше с нашим наречием сходнее, нежели польский...

По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку - больше семисот лет - не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было: не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали, ради великой его перемены, случившейся через то время, что мы по книгам нашим наблюдали.

Сие краткое напоминание довольно к движению ревности в тех, которые к прославлению Отечества Российского природным языком усердствуют, ведая, что с падением оного без искусных в нём писателей нашего, славянского да российского, рода - немало затмится слава всего нашего народа".


"Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке", 1758 г.

Портрет работы Филиппа Москвитина.
65🙏14👍9🔥6👏3💯2
Повесть современных лет
19 ноября 1711 г. родился Михаил Васильевич Ломоносов. "Повелитель многих языков - язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется…
"...И тот город Нюрнберг стоит посреди Аламанской земли. В Аламанской же земле вера не иная и язык не иной, но там такая же вера — латинская и язык немецкий же, но в языке различия есть: как у русских с сербами, так и у населения Аламанской земли с немцами.

...От Сени до города Брыни пятнадцать миль, и путь идет лесом через горы; и в тех городах живут хорваты, язык их близок к русскому, а вера у них латинская..."

=======

...И тьи Нурбех град стоит среди Аламанские земли. Аламанская земля, то есть не инаа вера, ни ины язык, но есть едина вера латиньская, а языкъ немецкий же, но разно, яко и русь с сербы, тако и онѣ с нѣмьци.

...От Сени до града Брыни 15 миль, а путь лѣсомъ на горы; и в тѣх градѣх живут хавратяне, языкъ с руси, а вѣра латыньская...


«Хождение на Флорентийский собор» - путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро-Флорентийский собор 1437–1439 годов и о возвращении послов на Русь.
👍4511🤔2💯2🔥1
19 ноября в России отмечается День ракетных войск и артиллерии. Всех причастных - с праздником!

Началом русской артиллерии можно считать 1376 г., когда после похода на Волжскую Булгарию были "затрофеены" первые пушки. Тот поход был организован князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Затем эти пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах. В 1382 году эти орудия использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша.

Вот как описывает Булгарский поход Лицевой летописный свод: "Казанцы же вышли из города им навстречу, стреляя из луков и самострелов, а инии гром пущающе з града, страшаще русское воиньство, а некоторые выехали на верблюдах, кони же русских всадников испугались верблюдов. Но помог Бог русским князьям, и вогнали их обратно в город".

А это уже повесть о нашествии Тохтамыша повествует про первое использование пушек в 1382 г.: "И тако по три дня бьяхуся промеж собою пренемагающеся. Егда бо татарове приступаху к граду, близ приступающе к стѣнамъ градскимь, тогда гражане, стрегущи града, супротивишася имъ вѣзбраняюще: ови стрѣлами стрѣляху съ заборол, овии же камениемь шибаху на ня, друзии же тюфяки пущаху на них, а инии самострѣлы, напрязающе, пругаху и порокы. Есть же нѣции, егда и самыа ты пушки пущаху"

"Перевод" на современный язык:

"И так в течение трех дней бились между собой до изнеможения. Когда татары приступали к граду, вплотную подходя к стенам городским, тогда горожане, охраняющие город, сопротивлялись им, обороняясь: одни стреляли стрелами с заборол, другие камнями метали в них, иные же били по ним из тюфяков, а другие стреляли, натянув самострелы, и били из пороков. Были же такие, которые и из самих пушек стреляли".
31👍18🔥12🙏2👎1
В лето 7534 новембрия месяца бысть на Гетманщине смута и замятня. Объяви бо нарочитая сыскная стража, иже от немец мериканских поставлена, о панах да атаманах ближних гетмана Володьки-скомороха, яко оные паны суть тати, корыстолюбцы, да казнокрадцы, да воры. И о том воровском деле грамотки цифирныя явлены быша, а во тех грамотех вси их крамольныя словесы писаны, како казну гетманскую расхищаху да мошны своя набиваху. И объявиша о них сыск.

Одни же от тех панов да атаманов за рубежи черкасские убежаша, а иных на суд приведоша. Такожде и сам гетман Володька-скоморох из Гетманщины отошед и поиде ко Франкам да Грекам да к Султану Турскому, и дьяк его Андрейка Ермак також. Прежде же атаман гетманской рады Рустемка Умеров с Гетманщины прочь убег да по странам чужим странствовати нача: у Турок бе и в Аравии, такожде и до Немец мериканских добежа, на Гетманщину воротитися никоими делы не хощет.

А в панов Раде учиниша паны да вельможи рокош супротив гетмана лицедея и глаголаша, яко не хощут де впредь Андрейку Ермака, хранителя булавы гетманской, на службе державой видети, понеже в нем корень всей злобы, бед и нестроений, иже во Черкасах учинишася.

"Новый Лѣтописецъ"
🔥57👍16😁92
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7534 новембрия месяца на двадесятый день опосля стояния долгаго бысть град Купянск во Слободской Руси ратями Государевыми взят. О сем же рече пред очима Государевыми набольший воевода Большого полка Герасимов.

Гетман же Володька-зельевдыхатель восхоте за Купянск сей крепко стояти и посылаше рати мнозии на него. Да бысть бит крепко и посрамлен зело. Яко и за место отхожее златое бирюча своего Миндича. Сицевого же скомороха и татя, каковый же он сам есть скоморох и тать.

"Новый Лѣтописецъ"
🔥7618😁12👍4
В лето 7534 новембрия месяца на день двадесять вторый написа Дональд Трампов память, дабы на Гетманщине мир упромыслити.

Володька же зельевдыхатель отвеща на память сию глаголом пространным. Яко не может Гетманщина с немцами мериканскими во ссоре быти, но такоже не может и войну прекратити. И бысть лик его скорбен вельми и печален, яко постигла лжегетмана туга и кручина от грядущего мирнаго уложения. А неции от гайдамаков разбойных начаша Володьке-лицедею грозити, понеже аще заключит мир и ряд по памяти мериканския, то быти ему убитым абие.

"Новый Лѣтописецъ"
🔥40😁13👍102
"Стародубская резня". Как "просвещенная Европа" устраивала массовые убийства русских людей.

1535 год. Шла очередная Русско-литовская война. 30 июля польско-литовское войско осадило город Стародуб. В это же время на рязанские земли начался набег крымских татар, и значительная часть русского войска была переброшена туда. Поэтому русское командование не имело возможность послать войско на помощь Стародубу. Его гарнизон под командованием воеводы князя Фёдора Овчины-Оболенского упорно оборонялся. Литовцы впервые применили мины и, взорвав часть стены, вновь атаковали город. Овчина-Оболенский отбил две атаки, однако в итоге город был взят и сожжён осаждающими, мирных жителей в количестве 13 тысяч человек поляки и литовцы полностью истребили. По оценкам М. М. Крома, учинённая гетманом Яном Тарновским жестокость выбивалась из практики даже того времени.

Позже Иван IV в переписке вспоминал: «в наши не в свершенные лета отец государя вашего Жигимонт король прислал своих людей с бесермены к нашей вотчине к Стародубу, и город взяли, и воевод наших, и детей боярских с женами и с детьми многих поимали и порезали, как овец».

Польский хронист Марцин Вельский поместил в «Хронике всего света» подробный рассказ о взятии Стародуба. Отмечая беспощадность Тарновского, М. Вельский пишет, что он «велел казнить всех старых», оставив в живых лишь тех, кто моложе (видимо, для взятия их в плен). «…Подсадных людей и пищальников и чернь сажали улицами да обнажали да секли» — сообщает Вельский. Согласно Евреиновской летописи, плененных в Стародубе детей боярских казнили целый день, «и много трупов мертвых…лежаше до тысечи».

"В лето 7043 (1535)... Того ж месяца пришли литовские воеводы Торновской и иные многие воеводы со многими людьми ис под Гомья к Стародуби, да с ними великого князя изменник князь Семен Бельской. И стояли под городом пять недель, подкопывалися под стену под городовую, да, подкопався, город сожгли и воеводу князя Федора Васильевича Овчину Оболенского и иных воевод с собою свели и детей боярских, а иных детей боярских и чернь побишя безчислено много..."
Постниковский летописец.
😱57🙏33😡15💯53🔥2
В Северной Осетии прошел православный Крестный ход.

Улицы Владикавказа озарили тысячи христиан, чествующих Собор Аланских святых и Колесование Георгия Победоносца, дни празднования которых в этом году совпали воедино.

Крещение Алании произошло приблизительно в 916 году. Абсолютно все источники с XI до XV века уже говорят об аланах как о христианском народе.

Сообщает @traditional_union

Аланская княжна Мария Шварновна, известная в русских летописях как Мария Ясыня, была первой супругой великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, соответственно она же стала матерью великого князя Ярослава Всеволодовича и бабушкой Александра Невского. Родив 12 детей, Великая княгиня Мария скончалась в 1205 либо в 1206 г. День памяти - 1 апреля.

Напутствуя старшего сына Константина на княжение в Новгород, Мария дала ему и братьям материнское наставление. Исследователи отмечают, что по исторической значимости и духовной глубине оно созвучно «Поучению» великого князя киевского Владимира Мономаха:

«Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а вскоре я отойду от сего маловременного света ко отцам своим. Итак вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте любовь к Богу и Пречистой его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам, и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонить 〈...〉Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, больных посещайте и себя в чистоте соблюдайте, милостыню всегда творите, ибо она поставит вас пред Богом, никакого человека не минуйте без привета. Сами же между собой имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит от всякого зла〈...〉И если же в ненависти, и в распрях, и во вражде будете между собою, то сами погибнете, и благословенное наследие — державу Отечества нашего погубите, которую праотцы ваши, и отец ваш, и прочее родство ваше многим трудом и потом приобрели〈...〉Старейшего же брата вашего Константина имейте как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей братию свою как сыновей, береги их, как член своего тела, слушай Иоанна Евангелиста Богослова, говорящего: «Если кто говорит:"Люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец»〈...〉Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона.〈...〉И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба».
90👍21🔥12🙏5