В истории селекционно-генетической науки нет примеров такого глубокого понимания жизни и развития растения, которого достиг Иван Мичурин.
С раннего девства Ивану начали прививать семейные традиции. Родившийся в Рязанской губернии в семье обедневшего мелкопоместного дворянина мальчик с детства увлекался садоводством, которое было любимым занятием его отца и деда. С четырёх лет мальчик вместе со своим отцом Владимиром Ивановичем уже работал в саду, где они вместе занимались посадками, прививками, пасекой. Также будущему биологу посчастливилось получить в наследство богатую коллекцию плодовых деревьев и библиотеку сельскохозяйственной литературы, благодаря чему у него был неограниченный доступ к многолетнему опыту своей семьи.
Гимназического образования юноша не получил; окончив лишь училище, Мичурин переехал в уездный город Тамбовской губернии Козлов (ныне Мичуринск), где прошла вся его дальнейшая жизнь.
В 1874 году Мичурин женился на Александре Васильевне Петрушиной, в браке с которой у него родились сын и дочь. Из-за недостатка средств он открыл при своей квартире часовую мастерскую, а в свободное время продолжал заниматься созданием новых сортов плодово-ягодных культур.
В 1875 году Иван Владимирович приобрёл земельный надел (около 500 квадратных метров), где организовал первый в России селекционный питомник. Там он собрал коллекцию плодово-ягодных растений в 600 с лишним видов.
В 1900 году Мичурин перенёс насаждения на участок с более бедными почвами «для обеспечения «спартанского» воспитания гибридов», так как пришёл к выводу, что почва питомника — мощный чернозём — является жирной и «балует» гибриды, делая их менее устойчивыми к опустошительной для теплолюбивых сортов «русской зиме».
В 1906 году вышли в свет первые научные работы Ивана Мичурина, посвящённые проблемам выведения новых сортов плодовых деревьев. Фраза, которую учёный взял за правило жизни, звучала так: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача». Он считал, что человек для достижения своих целей должен активно взаимодействовать с природой, пользоваться её благами, преобразовывать её.
В 1913 году Мичурин отказался от предложения Департамента земледелия США переехать в Америку или продать свою коллекцию растений. Потеря жены в годы Первой мировой войны полностью погрузила Ивана Васильевича в работу в своём питомнике.
После 1917 года, изъявив желание работать с новой властью, учёному была оказана материальная помощь, а также приняты меры по охране его питомника.
В 1934 году на базе станции была создана Центральная генетическая лаборатория, в настоящее время — Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина, которая занимается разработкой методов выведения новых сортов плодовых культур, селекционной работой.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7👍5
Режиссёр фильма Александр Николаевич Поздняков – российский драматург, киновед, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный кинематографист Российской Федерации, автор книг о киностудии «Ленфильм», фильмов «Свет в павильоне», «Герман. По ту сторону камеры», «Ёлка на берегах Невы», «Голоса в старых стенах» и многих других.
В фильме «Маяк Петра Великого» («Саардамский плотник, петербургский каменщик») рассказывается о том, как менялся образ Петра Первого в кино. В разные годы его играли Николай Симонов, Дмитрий Золотухин, Алексей Петренко, Максимилиан Шелл, Александр Балуев и другие известные актеры.
Съёмки проходили в Петропавловской крепости, здании Двенадцати коллегий, кирхе Святого Михаила, парке Дубки в Сестрорецке, а также в павильонах «Ленфильма».
В фильме снимались Андрей Дидик, Леонид Петров, Татьяна Пилецкая, Андрей и Илья Носковы и другие.
По завершении кинопоказа зрители смогли задать вопросы режиссёру фильма Александру Позднякову, а также его помощнице – второму оператору документальных сцен Юлии Дементьевой. Сейчас Юлия – автор собственных документальных фильмов и редактор программы «Свой Петербург» на телеканале «Культура».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9
Семья Воронихина проживала в селе Новое Усолье, находившемся в центре строгановских владений на Урале. Здесь добывали соль, и потому многие называли эти места «соляным царством».
Первоначальное образование Андрей Никифорович получил в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Александра Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. На развитие самобытного таланта художника-самоучки оказали сильное влияние известные в то время архитекторы Баженов и Казаков.
В конце 1779 года по распоряжению Строганова Воронихин приехал в Петербург, а затем вместе с сыном графа, Павлом Строгановым, совершил путешествия по России. В 1786 году Андрей Никифорович получил вольную и отправился в Швейцарию и Францию, где познакомился с памятниками европейской архитектуры. Там Воронихин изучал пейзажную живопись и архитектуру, занимался математикой, естественными науками, физикой, механикой и астрономией.
По возвращении из-за границы началась творческая пора жизни Воронихина. Первой большой его работой была внутренняя отделка построенного Растрелли дворца Строганова (1791) на Невском проспекте в новом классицистическом стиле.
В 1800 году Воронихин получил звание архитектора за проект галереи у ковша Самсона, обелиска и ваз-фонтанов Петергофских каскадов, а в 1802 году удостоился звания профессора архитектуры. С 1802 года Андрей Никифорович был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств.
Главным творением архитектора считается собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, а работы были завершены в 1811 году. По случаю освящения этого храма Воронихину были пожалованы орден Св. Анны второй степени и пожизненная пенсия.
Из других построек Воронихина известны: дом государственного казначейства, здание Горного института в Петербурге, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы и павильоны в Стрельне, Гатчине и Павловске.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8❤5
В совещании приняли участие генеральный директор Российской национальной библиотеки Денис Цыпкин, генеральный директор Президентской библиотеки Юрий Носов, директор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Зоя Чалова, директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев, председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга Владимир Рябовол и другие. Также были зачитаны приветствия от президента Российского книжного союза Сергея Степашина и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
О роли библиотек в системе исторического просвещения участникам совещания рассказал директор департамента по просветительской работе Президентской библиотеки Игорь Солонько.
В рамках экспертной сессии «К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году Защитника Отечества: проекты библиотек, писательского сообщества, издательств» директор департамента по библиотечному взаимодействию Президентской библиотеки Юлия Селиванова познакомила собравшихся с проектом «Стихи Победы», подготовленным Президентской библиотекой совместно с Библиотечной Ассамблеей Евразии (БАЕ).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8👍5
В июле 1924 года РКСМ было присвоено имя Владимира Ильича Ленина, организация стала называться Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ). После образования Союза Советских Социалистических Республик, комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).
В комсомол принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Высшим руководящим органом ВЛКСМ был Всесоюзный съезд. Между съездами руководство осуществлял Центральный комитет ВЛКСМ, который избирал Бюро и Секретариат. Первичные комсомольские организации создавались на предприятиях, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях, в армии.
Комсомольцы были активными участниками Гражданской войны. В 1918–1920 годах комсомол направил в Красную Армию свыше 75 тысяч своих членов. Подпольные комсомольские группы действовали в тылу Белой армии. К 1920 году численность комсомола возросла до 482 тысяч человек. В мае 1922 года была создана пионерская организация, руководство которой было поручено комсомолу.
Комсомольцы активно участвовали в восстановлении страны после Первой мировой войны, оказывали содействие власти в борьбе с бандитизмом, проводили в деревнях пропагандистскую и просветительскую работу. При активном участии комсомола были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат. В рамках культурной революции комсомольцы провели культпоход по ликвидации неграмотности. По инициативе комсомола родилась новая, массовая форма технического обучения рабочих – техминимум.
С началом Великой Отечественной войны в Красную армию влилось около двух миллионов комсомольцев. В тылу врага действовали подпольные комсомольские организации: «Молодая гвардия» (Краснодон), «Партизанская искра» (Николаевская область) и другие.
В 1990 году после XXVIII съезда КПСС, провозгласившего отказ партии от вмешательства в деятельность молодёжных организаций, XXI съезд ВЛКСМ принял решение об организационно-политической самостоятельности. После августовского кризиса, 27 сентября 1991 года, XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ распустил самую массовую молодёжную организацию страны.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11❤4👏3
Ранее предпринимались попытки овладеть морской стихией. Долгое время реки оставались главными транспортными артериями России: по ним путешествовали «из варяг в греки», ходили на Царьград и Каспий, осваивали пути по Чёрному морю и Ледовитому океану.
До Петра I единственным российским портом был Архангельск, а внешнюю торговлю вели голландцы и англичане. К середине XVII века задача выхода к морям стала как никогда насущной: с помощью флота можно было прорвать торговую блокаду и обеспечить безопасность отечественного мореходства.
Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота – Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Они и составили Азовскую флотилию.
Первая крупная победа России за выход к морю одержана 29 (19) июля 1696 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву.
Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал летом 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н.Эреншельда. А с разгромом шведского флота у Гренгама в 1720 году российский флот стал самым мощным на Балтике.
Молодой флот сыграл решающую роль в победоносном завершении Северной войны. В 1721 году Россия подписала Ништадтский мир, заявив о появлении новой морской державы, и провозгласила себя империей.
Создание флота и начало регулярного отечественного судостроения стало первым успешным государственно значимым проектом Петра I. Он заложил несколько верфей, в том числе Адмиралтейские и Соломбальскую (сейчас «Красная кузница») – два старейших предприятия Объединённой судостроительной корпорации. По всей стране заработали заводы, производства и мануфактуры, на которые приглашали иностранных специалистов. Для обучения российских моряков и корабелов в Москве была открыта навигационная школа.
Всего за четверть века в России был создан не только один из самых мощных для того времени флот, но и собственные образование, наука и промышленность.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤9👍4
С 29 по 31 октября Президентская библиотека принимает участие в XIII Международной научно-практической конференции «Мир оружия: история, герои, коллекция», которая проводится в Тульском государственном музее оружия. Конференция посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В мероприятии участвуют представители музеев, библиотек, научно-исследовательских и общественных организаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска, Волгограда, Воронежа, Новосибирска, Курска, Казани, Самбека (Ростовская область), Козьмодемьянска (Республика Марий Эл), Барнаула, Брянска, Майкопа (Республика Адыгея), Керчи (Республика Крым), Саратова, Екатеринбурга, Томска, Самары, Смоленска, а также Республики Сербия. Заочно участвуют специалисты из Канады.
▪️ Тема, с которой на конференции выступает сотрудник Президентской библиотеки Артур Сакаев, – «Мобилизационные мероприятия по производству вооружения в начальный период Великой Отечественной войны: из электронного фонда Президентской библиотеки».
В мероприятии участвуют представители музеев, библиотек, научно-исследовательских и общественных организаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска, Волгограда, Воронежа, Новосибирска, Курска, Казани, Самбека (Ростовская область), Козьмодемьянска (Республика Марий Эл), Барнаула, Брянска, Майкопа (Республика Адыгея), Керчи (Республика Крым), Саратова, Екатеринбурга, Томска, Самары, Смоленска, а также Республики Сербия. Заочно участвуют специалисты из Канады.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9
Альбом «Планета Русь» – иллюстрированное издание, посвящённое русскому искусству, своего рода энциклопедия по русскому реализму, позволяющая проследить пути его развития с конца XIX до начала XXI века.
Мероприятие проводилось в рамках передвижного выставочного проекта «Планета Русь», представленного в Резервном центре и приуроченного ко Дню народного единства.
Цель передвижного выставочного проекта «Планета Русь» – восстановление культурного и духовного наследия, воспитание чувства гражданственности и любви к Отечеству у молодого поколения. Автор проекта – народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств Пётр Стронский.
На выставке можно увидеть пейзажи, портреты, жанровые и исторические картины, которые раскрывают величественный образ и красоту России. Авторы работ – известные современные художники: народные и заслуженные художники Российской Федерации, члены Союза художников России, Московского союза художников, Международной академии культуры и искусства, Союза художников Подмосковья, Творческого союза художников России. Представленные в экспозиции произведения демонстрируют разнообразие стилей, техник, манер исполнения и одновременно сохранение традиций русской школы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9❤2🔥1