Фриланс будущего – Telegram
Фриланс будущего
5.67K subscribers
587 photos
10 videos
3 files
419 links
О работе в цифровой экономике. Рассказываем, как тренды и тенденции Индустрии 4.0 влияют на рынок труда.

Новый формат фриланса и подход к реализации бизнес-проектов — на платформе П4.0: https://clck.ru/WjES9
Download Telegram
С какими сложностями из этого списка вы уже сталкивались?
Anonymous Poll
46%
Поиск проектов
42%
Тайм-менеджмент
34%
Переработки
33%
Одиночество
25%
Сложные клиенты
У профессионалов поколения Y (25 – 40 лет) в приоритете три вещи: деньги (92%), защищенность (87%) и свободное время (86%). Важную роль играет коллектив (80%) и гибкость рабочего графика (79%).

Фриланс позволяет выбирать проекты, отталкиваясь от этих критериев. Компаниям, которые хотят привлечь лучших специалистов, важно понимать — в 2021 не только работодатель выбирает сотрудника, но и наоборот. Разбираемся, как компании удержать крутого фрилансера? На что сами профессионалы обращают внимание, выбирая проект?

Справедливая и своевременная оплата. В зависимости от характера работы схема оплаты может быть разной: за час, за день или за единицу работы. Например, копирайтер может получать деньги за одну статью, а разработчик — за день. Уровень должен соответствовать навыкам специалиста и услугам, которые он предоставляет. Профессионал, который востребован на рынке, вправе настаивать на своих условиях, поэтому компаниям нужно помнить: фрилансер — это не дешевая рабочая сила.

Чёткое ТЗ и качественное сотрудничество. Случается, что работодатель дает задание и устраняется, а специалист остается один на один с десятком вопросов, ответы на которые приходится вытягивать из заказчика или искать самостоятельно. Чтобы фрилансеры откликнулись на ваш проект, во-первых, избегайте размытых формулировок в ТЗ. Во-вторых, помните, что качественное сотрудничество — это работа в команде и готовность руководителей потратить время на «погружение» специалиста в контекст.

Комфортная среда. Иногда фрилансеры работают в офисе компании, хотя и не числятся в штате. Сегодня люди хотят трудиться в удобном, вдохновляющем и живом пространстве. Это повышает продуктивность, поэтому от серых столов и невыразительного интерьера придётся отказаться не только ради фрилансеров, но и ради постоянного коллектива.

Корпоративная ответственность. В 2021 году люди стали больше задумываться об экологии, благотворительности и социальной ответственности. Выбирая проекты, некоторые фрилансеры обращают внимание не только на уровень оплаты, но и на позицию компании, на ее глобальную миссию или вклад в общее благополучие.

Сложные и интересные проекты. Крутой фрилансер уже набил руку на простых проектах, теперь он, скорее всего, ищет новый вызов и хочет делать работу, которая позволит прокачать профессиональные скиллы или может изменить мир!
Сколько зарабатывают фрилансеры в России?

В 2020 году объём рынка достиг $41 млрд. Если в 2017 году в стране было 5 млн фрилансеров, то в 2020 — уже 14 млн. Не нужно быть экспертом, чтобы предположить — в ближайшем будущем их станет еще больше.

Исследования показывают, что фрилансеры во время пандемии стали работать больше, а их средняя ставка сократилась. Нестабильность в экономике вынуждает специалистов подстраховываться и брать больше проектов, а высокая конкуренция на рынке не позволяет задирать цены на услуги.

Несмотря на то, что Россия вошла в десятку стран по объему рынка независимых работников, уровень зарплат у нас существенно отстаёт от США или Канады, которые тоже входят в топ. Большинство фрилансеров в России (64%) получают не больше 30 000 рублей. Только 6% преодолели границу в 100 000 рублей. Разберёмся, какие специалисты зарабатывают на фрилансе лучше всего?

ТОП-5 самых высокооплачиваемых профессий на фрилансе:

▫️Разработчики мобильных приложений (62 400 р. в месяц)
▫️Программисты (59 400 р.)
▫️Архитекторы и инженеры (55 600 р.)
▫️Бизнес-консультанты (49 500 р.)
▫️Дизайнеры (43 800 р.)

Здесь, конечно, приводятся средние зарплаты, сумма может отличаться в зависимости от проекта, уровня профессионализма и опыта работы фрилансера, но показатели близки к реальности. Поделитесь мнением, согласны со статистикой или у вас есть другие наблюдения?
Что значит быть лидером? Раздавать указания? Контролировать процесс? Просматривать отчеты? Если вы ответили «да» на все эти вопросы, то, скорее всего, вы представляете себе руководителя компании с иерархической моделью отношений внутри. Но в эпоху цифровой революции иерархия уходит на второй план.

Сегодня появляется всё больше инновационных проектов. Экономика меняется, бизнес тестирует гипотезы и постоянно сталкивается с новыми вызовами. Здесь нужен другой подход — сетевой. В этом случае руководитель в партнёрстве с членами команды работает над сложной задачей.

Руководителям бывает трудно перестроиться с иерархической модели на сетевую. Они не всегда готовы вовлечься в работу над проектом полноценно. Но без этого условия намного сложнее добраться до результата. Мы подготовили руководство для лидеров гибких команд. В статье рассказываем, каким должен быть лидер в эпоху Индустрии 4.0.
Мы уже говорили, зачем компаниям работать с фрилансерами. Теперь подскажем, где их найти. Поиск должен быть быстрым — внешние компетенции нужны для срочных и ограниченных по времени задач. Сегодня крутой фрилансер почти как иголка в стоге сена: независимых работников и разных бирж для них становится все больше, но где искать лучшего спеца? Предлагаем несколько идей.

🤝Нетворкинг или сарафанное радио
Можно попробовать решить проблему по поиску специалиста с помощью коллег и профессиональных связей. Как правило, личная рекомендация — гарантия того, что специалисту можно доверять. К тому же, вы сможете заранее узнать, на что стоит обратить внимание во время работы с конкретным фрилансером. У этого способа есть существенный минус — на поиск может уйти много времени. Возможно, коллеги по цеху не захотят делиться контактами — топовые фрилансеры сегодня нужны всем.

👥Социальные сети
Идите в Linkedin и Facebook. Расскажите в своем профиле, кого именно вы ищите, а репосты сделают свое дело. Возможно, за вашей страницей уже следит профессионал, который мечтает с вами сотрудничать. По сути соцсети работают как сарафанное радио, только охват больше, а коммуникация — быстрее. Но этот метод работает не всегда — может случиться так, что никто не откликнется, поэтому делать ставку только на этот канал не стоит.

🔎Human cloud платформы
Присмотритесь к Upwork, Профессионалам 4.0, Freelancer и Toptal. Human cloud платформы — это большая сеть, где можно найти подходящего специалиста или дождаться пока он откликнется самостоятельно, посмотреть портфолио и почитать отзывы руководителей. Рейтинги и отзывы — это, конечно, субъективная вещь. Поэтому важно выбирать проверенные площадки, на которых есть фильтр или система, отсеивающая «фейковые» оценки.

В отличие от сарафанного радио и социальных сетей, платформы гарантируют результат. Без нужного человека вы точно не останетесь. Скорее наоборот — придется выбирать из конкурирующих между собой специалистов.

Поделитесь своими секретами. Где найти профессионального фрилансера?
В Asana выяснили, что у удалёнки есть и темная сторона

На первый взгляд удалёнка — классный тренд. Одни компании тестируют гибридные форматы, другие — полностью переводят сотрудников на хоум-офис. Специалисты проводят больше времени с близкими, экономят время и деньги, которые раньше тратили на дорогу, чувствуют себя более расслабленно без постоянного контроля со стороны руководителей и, в общем-то, получают больше свободы.

Но аналитики Asana выяснили, что дистанционная работа создает дополнительные проблемы. Компания провела опрос среди 13 тысяч сотрудников со всего мира — оказалось, что на удаленке людям сложнее организовать рабочий процесс, а это приводит к нарушению дедлайнов (26%) и дублированию работы (30%).

Попытки выстроить работу отнимают у сотрудников слишком много времени — на переключение между задачами и приложениями, поиск информации и онлайн-совещания уходит до 60% рабочего времени.

Возможно поэтому почти все сотрудники (87%) стали «засиживаться» за работой — в 2020 году опрошенные трудились на 213 часов больше, чем в 2019-ом. Как следствие, эмоциональное выгорание пережили 70% профессионалов, а 75% сказали, что с трудом отключаются от своих обязанностей.

В Asana пришли к выводу, что продуктивности мешают постоянные видеосозвоны, завалы в чатах и электронное почте и, вытекающее из этого, увеличение задач.
📌 Самые востребованные вакансии прямо сейчас

Как будет выглядеть мир, когда пандемия, наконец, закончится? На этот вопрос пытается ответить LinkedIn, опираясь на данные о вакансиях. Коротко — рабочие места будут восстанавливаться, а цифровизация продолжит набирать обороты.

LinkedIn проанализировал самые «быстрорастущие» вакансии. Среди них первое место занял фулфилмент специалист, который отвечает за управление запасами и контролирует процессы на складе. С марта по апрель количество предложений от работодателей на эту должность выросло на 230%. Это связано с популярностью интернет-торговли и потребностью продавцов грамотно организовывать логистические процессы. Ожидается, что розничная торговля продолжит развиваться с помощью цифровых каналов даже после того, как пандемия уйдет в прошлое.

В некоторых странах после жесткого локдауна возобновили работу обычные магазины и рестораны — работодатели снова начали «набирать» кассиров, продавцов и официантов.

Среди самых популярных вакансий оказались и разработчик моделей BIG DATA (+80%), переводчик (+56%) и QA-инженер (+53%). Чаще всего в апреле работодатели искали программистов, разработчиков приложений, проджект-менеджеров и налоговых специалистов — они вошли в ТОП-10. Востребованность профессионалов в сфере digital легко объяснима — мы живем в эпоху Цифровой революции. Интерес к налоговым консультантам и специалистам по компенсациями (+28%) связан с последствиями пандемии и новыми законами, например, регулирующими работу с фрилансерами. Без экспертов, которые разбираются в правовых нюансах новой реальности, теперь компаниям не обойтись.

В предыдущем отчете LinkedIn за февраль-март 2021 года самой «быстрорастущей» стала вакансия ресепшиониста. Без труда могли найти работу разработчики в сфере электронной коммерции и Javanoscript, инженеры полного цикла и медсестры.

🙇‍♂️Делитесь, пандемия как-то повлияла на вашу карьеру?
«Сбербанк» разрешил сотрудникам уходить в неоплачиваемый отпуск на год

Сбер объявил о двух нововведениях. Первое — возможность работать удалённо в течение трех месяцев из любого региона России. Второе — саббатикал, или перерыв в карьере за свой счёт сроком от 1 до 12 месяцев. Вернуться можно в любой момент — банк сохранит рабочее место специалиста.

Если удалёнкой после пандемии никого не удивишь, то саббатикал пока еще редкий бонус на российском рынке. И пока неясно, как всё будет работать: какие именно сотрудники смогут претендовать на бонус, насколько заранее его нужно согласовать и как быть, если специалист хочет взять паузу, а руководитель не готов его отпускать. Но инициатива вдохновляющая!

Исследования показали, что после такого отпуска сотрудники испытывают меньше стресса на работе. Перерыв позволяет прокачать профессиональные компетенции, восполнить психологические ресурсы и почувствовать себя независимым, энергичным и здоровым!

Преимущества для компаний тоже понятны. Во-первых, счастливый и отдохнувший сотрудник работает продуктивнее. Во-вторых, саббатикал может привлечь в компанию свободолюбивых миллениалов, которые всё чаще делают выбор в пользу гибких условий труда. Третий плюс не самый очевидный, но все-таки важный — готовность к неожиданным перестановкам. Саббатикал это повод наладить механизм преемственности внутри компаний. Зависеть от одного специалиста не очень удобно, а здесь придётся подготовить план действий на случай, если менеджер решит уйти на каникулы.
Фриланс — выбор свободолюбивых. К свободе бонусом идёт дополнительная ответственность. Отпускные, больничный, пенсия и рост доходов — за это независимый специалист отвечает самостоятельно. Разбираемся, теряет ли что-то сотрудник, который решил сменить офис на независимость, и как обеспечить себе соцпакет на фрилансе.

На самом деле фрилансер ничего не теряет. По данным PwC, ставка самозанятого специалиста в среднем на 20-25% выше, чем у сотрудника в штате. Эту разницу фрилансер может откладывать на отпуск, а работник с договором получит ее от работодателя в назначенный срок. Также обстоят дела с ДМС и кофе с булочками в офисе. Да, отличие фрилансера от нефрилансера прячется в слове «ответственность», которую приходится развивать чуть активнее, когда работаешь сам на себя.

«У меня есть и основное место работы, и проекты на фрилансе. Я не особенно рассчитываю на пенсионные отчисления и самостоятельно откладываю какую-то часть денег, инвестирую, накапливаю подушку безопасности. На фрилансе за меньшее количество часов ты получаешь больше денег. Так фрилансер страхует свои риски. Если все в порядке с поиском проектов, если заказчики довольны и рекомендуют тебя, ты сам поддерживаешь какой-то нетворкинг и рассказываешь о своем опыте, то проблем нет», — Екатерина Головаченко, талант П4.0.

Способность планировать наперед отличает опытного фрилансера от начинающего. Первые месяцы в новом качестве ты просто наслаждаешься свободным временем и дополнительными деньгами, позже — понимаешь, что нужно учиться копить и четко планировать время.

Что лучше: соцпакеты и стабильная зарплата или свобода, но с дополнительной ответственностью?
🌎Как подготовиться к глобальным переменам?

Пандемия показала, как непредсказуемо будущее — в один день наша реальность может полностью измениться из-за появления опасных инфекций. Следом за вирусом пришли новые онлайн-технологии, массовый переход на удалёнку и цифровизация бизнеса. Многие компании не были готовы к этим переменам, другие — адаптировались быстро. Можно ли прогнозировать будущее, чтобы в следующий раз глобальные изменения не застали нас врасплох?

Для этого существует форсайт. С английского это слово переводится как «предвидение». Форсайт-исследования проводятся во всех сферах от моды до атомной энергетики. Отличается только команда экспертов и временной горизонт.

«Форсайт» может быть глобальным исследовательским проектом, в котором участвуют тысячи ученых, политиков, бизнесменов и специалистов, а может быть небольшой сессией, где стратегические ориентиры определяют от 7 до 15 человек.

Пример форсайт-исследования — «Атлас новых профессий», над которым работали больше 4 тысяч экспертов. Атлас объясняет, какие специалисты и почему будут нужны работодателям через 10-15 лет.

По сути «форсайт» — это система методов, которые позволяют прогнозировать развитие той или иной области — эксперты оценивают факторы, которые влияют на рынок; анализируют, какие технологии выстрелят, какие продукты и услуги будут востребованы; что из этого существует, а что необходимо доработать. Затем они определяют, на базе какой науки будут создаваться новые технологии и процессы.

Такие события как пандемия в форсайте называются «черными лебедями» — они маловероятны, но сильно влияют на будущее, а значит их важно предвидеть и оценить.

Конечно, будущее невозможно предсказать со стопроцентной точностью, поэтому эксперты рассматривают разные варианты, выбирают наиболее предпочтительный и решают, какие шаги нужно сделать, чтобы до него добраться. Форсайт пропагандирует идею о том, что будущее зависит от наших усилий — нужно только понять, куда их прикладывать. Об этом расскажем в следующем посте.
Если за последний год вы не прошли ни одного нового курса, у нас плохие новости — вы рискуете отстать от рынка труда.

По оценкам экспертов, к 2022 году из-за развитиях технологий 75 млн человек останутся без работы. Сама тенденция не новая — машины начали заменять людей ещё в XVIII веке, но за последние 10 лет темпы автоматизации ускорились.

Единственный шанс противостоять сокращениям — бесконечно учиться. Концепция Lifelong learning появилась в 1926-м году, но особенно актуальной стала сейчас, в эпоху Индустрии 4.0. Футурологи составляют разные прогнозы и называют разные цифры, но сходятся в одном — часть существующих профессий устареет, на рынке труда появятся новые.

Какие навыки нужно развивать, чтобы оставаться востребованным? Вот несколько рекомендаций от «Атласа новых профессий»:

🔹 новые технологии будут появляться в разных точках планеты, значит профессионалу будущего придётся работать в мультикультурной среде. Нужно владеть языками, а ещё разбираться в международных отраслевых требованиях и стандартах.

🔹 рост числа проектов требует от специалистов умения работать в команде и навыков управления этими командами, поэтому софт скиллы — необходимость.

🔹 сегодня бизнес существует в условиях высокой степени неопределённости — профессионалам важно развивать системное мышление, научиться быстро адаптироваться к переменам и эффективно управлять ресурсами.

🔹 человек будет заниматься работой, с которой роботы не справятся. Это креативные задачи, поэтому способность к творчеству теперь ценный надпрофессиональный навык.

🔹 работники будут все чаще использовать компьютеры и общаться с роботами — очевидно, что владения MS Office больше недостаточно. Нужно осваивать простейшие навыки программирования.

И это только дополнительные компетенции, которыми следует дополнить свои профессиональные знания.

🙇‍♂️Одновременно с осознанием важности непрерывного обучения все заговорили о выгорании и необходимости соблюдать work-life balance. И как встроить обучение в свою и без того загруженную жизнь?

Для начала пробегитесь глазами по сайтам с вакансиями и посмотрите, какие требования предъявляют работодатели к специалистам из вашей сферы. Затем четко определите, какой именно навык вы хотите освоить, и честно оцените, сколько времени вы готовы на это выделить. Лучше учиться каждый день по полчаса, чем беспощадно откладывать занятия на субботу и лишать себя целого выходного. Если вы фрилансер, расписание придется согласовать с самим собой. А вот штатным сотрудникам рекомендуем напрямую обратиться к руководителю — возможно, он разрешит тратить часть рабочего дня на прохождение курса и согласится оплатить обучение.
Вы поверите, если мы скажем, что все ваши мечты могут легко сбыться, а проблемы — решиться? Для этого достаточно развить проектное мышление!

По сути проект — это проблема, с которой нужно справиться в сжатые сроки и с ограниченными ресурсами. Умение мыслить проектами позволяет превратить мечту или проблему в цель и подготовить конкретные шаги для ее достижения.

Если вас не устраивает зарплата — это проблема, которая не только раздражает, но и мешает добраться до мечты, например, до путешествия на остров Пасхи. Как поступит человек с проектным мышлением?

— Он начнет с обозначения проблемы.
— Затем представит, как будет выглядеть будущее без неё.
— Сформулирует, какие действия нужно предпринять, чтобы добраться до этой картинки, и сколько времени на это потребуется.
— Составит план и начнёт действовать.

Звучит просто, почему же тогда не у всех получается? Потому что не все умеют делегировать, оценивать и анализировать. Чтобы успешно справиться с проектом, нужно сначала научиться управлять собой и другими. Как это сделать?

🔹 Начните тренировку с рутинных дел — разбейте текущие задачи на короткие проекты с целью и сроками. Подумайте, что можно поручить другим, каких людей нужно привлечь. Время, которое вы сэкономите, можно инвестировать в работу или обучение.

🔹 Научитесь прогнозировать риски. Тратить время на поиск решения, когда проблема уже появилась и все вокруг горит, не самая удачная стратегия, а вот планирование рисков — полезная штука. Дьявол кроется в деталях.

🔹 Не забывайте фиксировать опыт и анализировать результаты. Один из методов управления проектами Dragon Dreaming учит не только мечтать, планировать и действовать, но и «праздновать». Если у вас есть команда, превратите «празднование» в настоящий ритуал — соберитесь, чтобы поблагодарить друг друга и обсудить успехи. Это последний, но очень важный этап, который помогает оценить проделанную работу и унести выводы с собой в будущие проекты.
Кто такой Data Scientist: личный опыт

Количество информации, сгенерированной человеком, сложно даже представить. За 1 минуту в Интернете пользователи тратят 1,6 млн долларов, отправляют 69 млн сообщений в WhatsApp и Messenger и загружают 500 часов контента на YouTube. Всемирный экономический форум (ВЭФ) прогнозирует, к 2025 году в мире ежедневно будет создаваться 463 эксабайта данных — это 212 765 957 DVD-дисков.

Среди этих эксабайтов прячутся важные для бизнеса знания и закономерности. Находить их помогает Data Scientist — специалист, который владеет программированием и софтом, а ещё разбирается в математике и статистике. Как минимум ближайшие 5 лет спрос на таких специалистов будет расти. О профессии будущего мы спросили Мариса Гужа. Он — дата-сайентист.

«Дата-сайентист делает все, что связано с данными. В коммерческой сфере он пытается удовлетворить бизнес — помочь принять решение или достичь желаемых целей на основе данных. Это может быть базовый анализ или построение предиктивной модели, которая предсказывает выручку. Может быть модель, связанная с искусственным интеллектом, имеющая более прикладной характер, например, распознавание речи в аудиозаписях.

Я работаю в стартапе. Мы анализируем соцсети с помощью открытых источников данных и предоставляем клиентам, которые хотят запустить рекламную кампанию через инфлюенсеров, различные скоринги, аналитику аудитории. Мы выясняем, с кем блогер уже работал, или, например, сколько у него стоит пост. Бизнес не хочет покупать рандомных блогеров — важно понимать, что деньги будут потрачены эффективно.

Вообще, дата-сайентист может работать и в штате, и на фрилансе. Если у компании нет возможности выделить деньги на специалиста, на железо, компьютеры и видеокарты, проще обратиться к фрилансеру.

В России ставка у таких профессионалов несколько ниже, чем за рубежом. За последний проект, который я обсуждал, компания была готова платить 1600-2000 рублей в час. На Upwork за не очень сложные задачи предлагают около 30$. В среднем проекты длятся от 20 до 40 часов. Это такой психологический порог для заказчика. Если ты делаешь что-то очень интеллектуальное и под ключ, можешь попросить и 70$ в час, но в этом случае у тебя должен быть большой опыт и список заметных кейсов за спиной».

На российском Headhunter сегодня можно найти 350 предложений о работе в сфере Data Science, некоторые компании предлагают впечатляющие вознаграждения — зарплата достигает 500 тыс рублей в месяц. В США дата-сайентист может претендовать на $113,736 в год.
Продакт-менеджер на фрилансе

Сегодня поговорим о самой трендовой профессии на рынке труда – продакт-менеджере. Можно ли фрилансить в этой сфере и где искать проекты, нам рассказал Сергей Колосков, продуктовый консультант и автор телеграм-канала Fresh Product Manager.

О профессии
Продакт-менеджер отвечает за три метрики со стороны IT — счастье пользователя, бизнеса и команды. Он использует аналитику, продуктовые исследования и подходы, знает, что такое CJM, GTD, Agile-методология и unit-экономика.

Продакт — это мини-CEO. Это возможность быть лидером и настоящим боссом на пути невзгод, когда не хватает ресурсов разработки и денег, когда пользователи недовольны. Если что-то пошло не так, ты всегда виноват, а когда всё хорошо — про тебя забудут. Это тяжелый эмоциональный груз. При этом тебе нужно всех хвалить и подбадривать.

Продакт-менеджмент и фриланс
Фриланс — это история, когда уже есть мышцы и ты тестируешь, поднимешь ли груз. Это для профессионалов.

На фрилансе реально построить продуктовые процессы, посмотреть, как работают другие команды — техподдержка, маркетинг — и подсказать направление. Реально поддерживать работу с Growth-хакингом и с актуализацией бэклога, помочь сформулировать верхнеуровневые концепции. Но постоянно управлять разработкой, общаться с пользователем и бизнесом — крайне сложно. Всё что я перечислил — потолок продакта на фрилансе. И это 40% от того, чем он обычно занимается в штате.

О поиске проектов
Предложений не так много. У бизнеса пока нет точного понимания, чем такой специалист будет полезен. К тебе будут обращаться, если у тебя есть релевантный опыт. Я 6 лет работаю в электронной коммерции, я погружен и могу быстро разобраться с проблемами, поэтому ко мне приходят. Нарабатываю базу кейсов, прогреваю нетворк, стараюсь, чтобы в портфолио были разные проекты — образование, hr-технологии, entertainment, фудтех. Искать проекты помогает телеграм-канал и мой курс по продакт-менеджменту.

О перспективах
Мы ещё не прошли этап, когда профессия становится жизненно необходимой, консервативные отрасли только знакомятся с этим направлением. Я вижу, что на рынке существует потребность в талантливых, харизматичных и опытных специалистах, их не так много. Думаю, что спрос будет медленно расти.

Мыслить и принимать решения в условиях ограничений — это междисциплинарный навык будущего. Он сложно роботизируется, поэтому точно не пропадет.
Учёные выяснили, что на профессиональный успех в большей степени влияют гибкие навыки, а важность хард скиллов они оценили в 15%. Цифры вызывают удивление, но есть и другие исследования, которые это подтверждают. Так, например, менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом, или EQ, зарабатывают вдвое больше коллег, которые решили не делать на него ставку. В прошлом году EQ вошёл в список самых востребованных софт скиллов в рейтинге Linkedin, а 71% американских работодателей вообще считают, что эмоциональный интеллект важнее IQ.

Со статистикой можно спорить, но отрицать важность стрессоустойчивости, коммуникабельности или навыка распознавать эмоции — сложно. Ежедневно мы сталкиваемся с раздражителями, которые могут не иметь отношения к работе, но точно на нее влияют. Когда мы спокойны и сосредоточены, мы лучше используем свои экспертные знания, а вот зашкаливающий уровень эмоций порой выбивает из колеи и будто блокирует работу мозга. Получается, что эффективность наших хард скиллов во многом зависит от способности управлять эмоциями и мыслями.

Эмпатия и коммуникация не меньше влияют и на успех командной работы. Эксперты, которые не могут сработаться и найти общий язык, доберутся до результата, но каким он будет? Google тоже проводил свое исследование и выяснил, что их лучшие команды — это группы, в которых собрались сотрудники с высоким уровнем гибких навыков.

«Мы все живём в стрессовых условиях и в условиях многозадачности. Здесь тебя может спасти только команда. Ты можешь быть очень классным специалистом, но если ты один, тебе будет тяжело. Раньше на софт скиллы не обращали так много внимания, считалось, что это вторично. Теперь на рынке много хороших профессионалов, поэтому рынок переключился на поиск людей, которые обладают не только жесткими навыками, но и коммуникабельностью, высоким эмоциональным интеллектом и уровнем стрессоустойчивости, умеют соблюдать work-life balance», — Елена Капыш, начальник управления планирования и контроля ООО «Газпром нефть шельф».

Как думаете, можно стать успешным без софт скиллов?
Сначала ты с энтузиазмом хватаешься за новый проект, засиживаешься допоздна и рассказываешь друзьям, что кайфуешь от своей работы. Затем начинаешь замечать, что заснуть и проснуться вовремя всё сложнее, нервничаешь больше обычного, чаще опаздываешь и переносишь дедлайны.

Потом оказывается, что выходных недостаточно, чтобы восстановиться — люди раздражают, продуктивность близка к нулю, но ты винишь себя и свои навыки тайм-менеджмента.

Когда энергии не хватает даже для самых простых задач, а в голове звучит только песня группы Нервы «Кофе — мой друг...», ты признаешься — это выгорание! Рассказываем, как его пережить и при этом сохранить работу!

🔹Выбрать психолога, который поможет правильно справиться с эмоциональным напряжением и избежать истощения в будущем.

🔹Составить расписание на день: подъем, завтрак, прогулка, работа (без супергеройства), перерыв и дальше по списку. Не забудь зафиксировать время отбоя.

🔹Исключить работу по выходным. Просто приятно проводить свободное время, но помнить, что сильные эмоциональные потрясения тебе пока не нужны, поэтому альпинизм и прыжки с парашютом можно отложить на потом.

🔹Вспомнить о своем теле. Ты не слишком внимательно его слушал, если добрался до выгорания. Пришло время для йоги, легких пробежек, массажа или медленной зарядки по утрам!

🔹Сильно сократить количество задач и обсудить с руководством свое положение. Тебя поддержат!

🔹Позволить себе «недорабатывать» даже в рабочее время. Если устал, бери паузу для перезагрузки.

🔹Взять отпуск и гордо лениться. Сон, еда, книга и прогулка перед сном! Двух недель мало, чтобы полностью восстановиться, но подзарядиться точно получится. После этого можно подумать о том, что привело к выгоранию, и решить, как изменить жизнь!

Делитесь, какие рекомендации помогают вам?
В 2021 году все только и говорят, что об инновациях. Это неудивительно, ведь именно кризис часто становится точкой роста для бизнеса. Так, пандемия COVID-19 почти мгновенного изменила ресторанную индустрию — появились цифровые меню с QR-кодами, «тёмные кухни», ориентированные только на доставку. Жесткие ограничения заставили рестораторов искать выход и тестировать форматы, которые скоро перестанут считаться инновационными и станут нормой. По оценкам экспертов, к 2030 году рынок онлайн-доставки вырастет в девять раз, а к 2040 году люди совсем перестанут готовить дома.

Этот пример, как и недавнее исследование McKinsey, подтверждает, что вовремя проведенная трансформация и способность бизнеса увидеть в проблеме возможность, играют ключевую роль в дальнейшем развитии компании.

За создание и внедрение радикально новых идей внутри организации отвечает инновационный менеджер. Он одновременно и креативный мыслитель, и прагматичный управленец, который может просчитать и представить, как идея будет выглядеть на практике. Чем он занимается?

— Анализирует технологии и тенденции на рынке
— Выявляет скрытые потребности клиентов
— Прорабатывает опыт конкурентов или компаний в смежных областях
— Ищет возможности для улучшения используемых инструментов, процессов или технологий
— Генерирует новые идеи и предлагает экономически выгодные решения
— Создает инновационную культуру внутри компании — отвечает за привлечение талантов, формирует высокоэффективные команды, направляет сотрудников

«Для корпорации — это специалист, который сможет оценить внутренние потребности компании, понять, какие технологии и инновации нужны, чтобы их закрыть, как быстро они смогут окупиться. Если говорить о частном инвесторе, например, венчурном, то ценность ИМ заключается в его способности оценить перспективы стартапа. Он может оценить команду и технологии и сказать, как быстро проект стартанет, вырастет, когда его можно будет продать и сколько получится заработать», — Илья Белов, трекер П4.0, инновационный менеджер.