Projects & Principles – Telegram
Projects & Principles
3.62K subscribers
1.79K photos
23 videos
2 files
513 links
Авторская подборка чего-то на стыке города и текста от архитектурного редактора Полины Патимовой.

Если найдутся дела и темы: @ppatimova
Download Telegram
Вчера я попрощалась с домом, в котором прожила семь лет — хрущёвкой из жёлтого кирпича на юго-востоке Москвы. В ней прошли всё моё студенчество и много рабочих лет. Я принимала в ней друзей и родных и смотрела из большого кухонного окна во двор в разные сезоны — это было удобно, потому что оно было обновлённым, и в нём не было переплётов. В квартире было утреннее солнце, но и на закате было хорошо. Я очень любила качели во дворе и много чего успела на них передумать, глядя на девятиэтажку напротив (она пока стоит).

В дальней комнате из двух у меня был кабинет (а ещё там спали гости, а потом я стала переселяться туда, когда принимала кого-то): в ковидные времена это было удобно — я спала в одной комнате, а работала в другой, глядя на макушки деревьев со своего пятого этажа. Он был последним, поэтому над моим застеклённым и душным балконом был свес кровли, и когда на него садились голуби, казалось, что там сверху паркуется грифон. В общем, я очень любила эту квартиру.

А ещё я много гуляла по зелёным дворам и сначала очень удивлялась датам постройки, сложенным на фасадах из кирпича: 1959. Я уехала оттуда в декабре 2021-го в счастливую жизнь, особенно не раздумывая и не скучая потом: время покидать этот дом подходило плавно, решение перемещаться куда-то поцентральнее зрело во мне не один год, так что я не ощущала это как потерю. Когда я вернулась в Москву в 2023-м, я увидела, что мою улицу Нижегородскую активно перестраивают — и поняла, что дом, наверное, снесли. И пару лет я боялась ехать туда и смотреть на это — а вчера поехала вместе с подругой, которая тоже очень любила эту квартиру. И застала промежуточный этап.

Сейчас почти все пятиэтажки стоят там пустые с выбитыми окнами и снятыми дверями — тревожные и мертвенные в сумерках, обнесённые синими заборами. Пространство тоже меняется: на месте компактных утопающих в зелени домов из кирпича с милыми крыльцами растут спорадические многоэтажки, которые стараются позатейливее сесть на свой футпринт — с разворотом, с отступом, с блестящим стеклянным фасадом. Этот контраст маленького и большого, умирающего и наступающего, выношенного и сияющего какой-то очень пугающий: как сказала моя подруга, кажется, что кого-то заставляют замолчать. А у меня в голове, пока мы ходили, всё крутилось два слова: «поглощение» и «фагоцитоз». Как будто ценности нового города поглощают, уничтожают ценности старого как враждебные. И кажется, тот город нравился мне больше.

Я думаю, людям, которые купили квартиры в новых домах, там тоже не по себе: им вряд ли нравится советская застройка, они уже пару лет живут среди расселений, сносов и строек — и будут жить так ещё пару лет: в тревоге и мрачности разрушений и кутерьме строительства. Слепые тёмные окна, сквоттеры (кажется), заборы, пустые остановки на огромной магистрали — всё это выглядит тревожно даже тёплым осенним вечером.

Мы висели на строительном заборе, заглядывая в заросший двор, где я любила есть мороженое, и в дырки на месте моего подъезда — и я подумала: видимо, я противница сносов? Это ведь очень консервативно? И когда я успела? И как вообще обо всём этом думать? Дойти до того, что любой снос — это плохо? Нет, это абсурд. Но почему-то очень грустно и больно видеть, как то, что было твоей повседневной средой — дом, двор, соседние дворы — уничтожается. Я прогулялась по дворам в одну сторону, вспомнила свои ощущения от них — и уже не нашла сил пройти обратно.
43😢29
Любой разговор про две столицы — про Москву и Неву — всегда рискует стать баттлом: где и что лучше, кто живёт правильно, в чём истина. И это всегда скучища. Гораздо интереснее, когда взгляд на два города остаётся стереоскопическим: думать можно по-разному и о разном, и это интересно.

Вот как раз об этом внимательном взгляде канал Attentiview — в нём молодой архитектор Виктория Конышко́ва рассказывает об искусстве и архитектуре, делится фактами, которые её удивляют, говорит о зданиях, книгах и выставках. И к счастью, шагает гораздо дальше диалектика Москва–Санкт-Петербург: например, рассказывает о Пскове.

Ну а ещё в канале много парадных, фасадов, витражей и углов — а вместе с ними много контекста и визуальных практик. Вот такие столичные истории. А на фото из канала человек на крыше отдыхает с видом на Фонтанку в закатном солнце.

https://news.1rj.ru/str/attentiview
9
Ислледовательская программа Аудитории* 2024 года подходит к концу — и весь сентябрь участники будут рассказывать о своих проектах. А ещё в преддверии нового года будет день открытых дверей: следующая программа стартует в ноябре. Ко всем встречам можно подключаться онлайн, и первая уже завтра.

· 6 сентября — Депортируемое тело в интерьере: элементарные пространства гуманитарного исключения. Максим Спиваков.

· 13 сентября — От Voxel City к классовой критике: московская архитектура и капиталистические отношения. Денис Прокуронов.

· 20 сентября — Архитектурный разучиватель. Настя Савельева и Полина Шурупова.

· 23 сентября — День открытых дверей.

· 27 сентября — Этический проект. Сергей Ситар, Александр Острогорский, Ирина Аристархова, Юрий Григорян, Марат Невлютов, Евгения Репина и Сергей Малахов, Николай Смирнов, Полина Патимова.

Все встречи начинаются онлайн в 11:00 по московскому времени. У них будут видеотрансляции: это ссылка на канал проекта, а в описаниях событий выше будут появляться гиперссылки, по которым будут доступны события и записи. Если вы интересуетесь теорией и/или думаете о поступлении в Аудиторию* в этом году, присоединяйтесь.

Open Call на новый сезон уже открыт — подать заявку можно до 5 октября включительно.
11🔥3👏1
Недавно Юрий Пальмин показал мне восхитительную кинопародию: The Man Behind the World’s Ugliest Buildings. Это псевдодокументальный фильм о вымышленном архитекторе по имени Gerhardt Fjuck — стоит ли говорить, что там промелькивают металлические листы Фрэнка Гери.

Фильм идёт чуть больше четырёх минут и изумительно вышучивает архитекторские клише и симулякры. Архитектор в нём строит здания без окон и вентиляции (и возможно, владеет бетонным заводом) и пафосно рассказывает о том, что люди должны делать в его зданиях. И конечно, там много восхищённых комментаторов, которые объясняют, что революционного он придумал:

He molds the world to his design! — «Он формирует мир под свой дизайн» (или под свои проекты).

Или вот собственный принципиальный тезис:

I want you to feel like I hate you personally. Because I do. — «Я хочу, чтобы [в моих зданиях] вы чувствовали, что я ненавижу вас лично. Потому что я так и делаю».

Ну и там каждая фраза прекрасна. Отдельная шутка — облик архитектора: он похож на Лагерфельда, но это собирательный образ немолодого пафосного человека, который очень старается показать свою концептуальность. Важен и акцент — это целеустремлённый и не до конца понятый иностранец в США (и кажется мне, что это камень в огород Патрика Шумахера).

Мне кажется, что рассказывая о себе или о других архитекторах, можно проверять, не похож ли рассказ вот на это. В общем, посмотрите — это правда очень остроумно.
27🔥11👏3🤯1
Я вчера добралась до Дома Наркомфина, чтобы поглядеть на новую мебель в коммунальном блоке — и она мне очень понравилась.

Её разработал архитектор Михаил Хвалебнов — он отталкивался от восточноевропейского модернизма: «слегка грубого, иногда неуклюжего, но знакомого настолько, что вызывает тёплое чувство, скорее всего связанное с воспоминаниями из детства».

Вообще-то, увидев мебель на фото, я была настроена скептично: мне всегда было удобно в коммунальном блоке, а ортогональная модернистская мебель редко бывает удобной — это же, как правило, вещи-скульптуры. Но вчера я полтора часа зумилась на стуле, и он прошёл эту проверку с блеском — удобный!

Очень любопытно сделаны столешницы: они из текстолита — это многослойный слоистый пластик, который прессуют при высоких температурах из нескольких слоёв ткани и обычно используют как электроизоляцию. Мне показалось остроумным, что Гинзбург, Милинис и Прохоров постоянно экспериментировали с материалами в этом проекте — и что Миша тоже так сделал.

Ещё мне очень понравились лаконичные торшеры, включающиеся внизу — правда, в солнечном свете я не поняла, насколько они интенсивные, надо вернуться в сумерках.

Попасть в коммунальный блок могут держатели карт «Гаража» и посетители экскурсий в Дом Наркомфина — подробнее об этом на сайте проекта.

Фото: Варвара Топленникова.
25🔥9👏3😢1
Вчера я была на презентации воркшопа «Немое», который Лена Борисова и Марат Невлютов проводили в рамках выставки «Времени нет». Участники воркшопа исследовали графику в архивах Музея архитектуры (МУАРа), а потом делали собственные графические высказывания на основе найденных объектов — чуть подробнее об этом.

Мне понравились все работы. Но особенно впечатлила даже не работа, а одна из штудий Александры Колосовой внутри рабочего процесса — она рассказала об американском архитекторе, о котором я никогда раньше не слышала.

Пол Лаффоли (Paul Laffoley) — автор весьма странной графики, которая похожа на сложные аналитические интерфейсы. А внутри этих интерфейсов — оккультные символы. Всё вместе — какой-то графический гибрид научной фантастики и мифов. Параноидальной системы, в которой ячейки заполнены чем-то сюрреалистичным.

По тем немногочисленным текстам, что я пока отыскала, кажется, что Лаффоли и впрямь был человеком странным — например, верил, что в его голове находится инопланетный имплант, который отвечает за его творческие импульсы. Из более ординарного: архитектор работал над поэтажными планами для башен-близнецов в Нью-Йорке.

В общем, теперь и вы знаете о таком человеке. А посмотреть на графику после воркшопа можно в Аптекарском приказе МУАРа — работы ребят пополнили выставку, которая будет работать до начала октября. Если ещё не были, успевайте — вот расписание ближайших кураторских экскурсий (очень советую сходить на выставку именно с ними).
17🔥7👏3
Уже несколько лет издательская программа Музея «Гараж» делает конкурс ГАРАЖ.txt для исследователей, которые пишут о современном искусстве и культуре на русском.

На этой неделе стартовал конкурс этого года — если у вас есть рукопись или идея для текста, которую вы готовы трансформировать в синопсис, а потом развить до книги, их можно подать на конкурс до 24 ноября включительно.

Круг исследований заявлен довольно широко: история и теория искусства ХХ–ХХI веков, вопросы эстетики, теория новых медиа, социология культуры, критическая теория современности, культурная антропология, история современного искусства, архитектуры, театра, кинематографа и фотографии.

Победителей объявят в конце декабря — и они начнут работать над своими книгами. Мне кажется, неплохой (хоть и непростой) план на год.
🔥96👏1
Projects & Principles
Ислледовательская программа Аудитории* 2024 года подходит к концу — и весь сентябрь участники будут рассказывать о своих проектах. А ещё в преддверии нового года будет день открытых дверей: следующая программа стартует в ноябре. Ко всем встречам можно подключаться…
Завтра в Аудитории* день открытых дверей — начало в 19:00 по московскому времени. Всё онлайн.

На встрече команда расскажет об опубликованных книгах, а участники сезона 2024–2025 — о своих исследованиях (совсем коротко). Скоро программа кликнет новый Open Call, так что приходите послушать!
17
И ещё важные новости: Аудитория* объявила приём исследовательских заявок на новый сезон — податься можно до 5 октября, а значит, на это есть пара недель.

Важно, чтобы у вас была тема для исследования или идея о такой теме: проект предполагает высокую организованность и навыки самостоятельной работы — это не школа с занятиями, а довольно интенсивный забег на девять месяцев, во время которого вы ведёте свою работу, довольно часто рассказываете, как и куда она движется, и получаете комментарии. И стипендию.

Настрожила! А теперь добавлю: мой сезон прошёл интересно — вдруг и вам понравится. Я думаю, это хороший путь, чтобы написать свою первую книгу — или даже не первую.
7🔥4👏1
Недавно я посмотрела фильм «Роузы» (или «Супруги Роуз»), в котором Оливия Колман и Бенедикт Камбербэтч играют супругов, отношения которых ухудшаются с годами. Комедия довольно лобовая, иногда с шутками на грани, но любопытно, что жена — шеф-повар, а муж — архитектор.

Персонаж с такой профессией — вообще довольно редкий и иносказательный случай. Когда-то на профпрактике в МАРШе Александр Острогорский обсуждал с нами, в скольких фильмах и сериалах мы встречали архитекторов. Есть Говард Рорк, главный герой «Источника», есть Тед Мосби из «Как я встретил вашу маму» — и как-то больше никого. Даже если архитекторы встречаются в художественных фильмах — мы, как правило, ничего не знаем об их работе: профессия скорее говорит об их благополучии или неудачах, но не больше.

И вот в «Роузах» удивительно, что целых две коллизии фильма вращаются вокруг зданий, которые строит главный герой — и вокруг его амбиций. Первое здание — абсурдный и смешной корабль на побережье, в прочности которого архитектор уверен. Второе — собственный дом семейства, который по-дурацки выглядит снаружи, но который мы в основном видим через интерьеры.

Эта история — ремейк фильма «Война супругов Роуз» 1989 года. Там семейную пару играют Кейтлин Тёрнер и Майкл Дуглас, но никто из них не архитектор: муж — юрист, а жена — домохозяйка с гимнастическим прошлым. Если на рубеже 1980–х и 1990-х благополучие символизировала юриспруденция, то в 2025 его символизирует архитектура — хотя оно оказывается невероятно хрупким.
18