AGILE Practitioner – Telegram
AGILE Practitioner
532 subscribers
44 photos
12 videos
5 files
216 links
Собственные практики и полезная инфа об Agile, управлении проектами, ИТ-сервисе, мотивации и доверии в командах
Download Telegram
​​Системный администратор и скрам-мастер не нужны когда всё хорошо. Как только плохо они сразу же виноваты и резко нужны🤔

Вспоминаю как CEO постоянно спрашивал: "Женя как померять твою эффективность? За что мы платим тебе деньги?" (кстати, один из популярных вопросов на собеседовании на скрам-мастера).

И ты придумываешь (когда мало опыта) себе тучи метрик, чтобы продемонстрировать свою эффективность. А метрика лишь бинарная:
незрелая команда => расти,
незрелый PO => расти,
организация нуждается в коучинге => расти,
организация нуждается в scaling => расти.

Как только зрелость любого из уровней вырастет в ~norming => perfoming - как правило зрелость участников позволяет самим эффективно делать эмпирические выводы о своей деятельности. Дальше агент изменений всё. Остаётся выбор или высасывать себе задачи из пальца или искать новые вызовы.

P.s. есть ещё одна похожая роль - директор по цифровой трансформации😏. Как говорил один знакомый CDTO: "моя задача в том, чтобы пока все наши конкуренты поднимаются по ступенькам на 1й этаж, мы поднялись на лифте на 3й с помощью цифровизации процессов. Эффективность моей работы заключается в том, что я должен уйти через 3 года".

Случается, что при этом за целый год не рождается ни стратегии ни хотя бы ступенек, хотя человек уходит, да😂
🔥122
​​- Мне нужен скрам-мастер чтобы записывать за мной, что мне нужно не забыть (с) разработчик Евлампий
- Да, что там у скрам-мастера работы? Просто двигай за команду стикеры на дейли и диаграмму сгорания рисуй (с) аналитик Амелия
- Скрам-мастер же ничего не кодит и не создаёт, он только собирает все эти встречи, которые мешают настоящей работе (с) владелец продукта Горислав

Порой послушаешь и кажется, что скрам-мастер даже не то, что не менеджер, а как минимум 5-е колесо в телеге. При этом от начинающих агентов изменений слышу вопрос, а какие навыки мне прокачать, чтобы стать хорошим экспертом. Мне перечень навыков для развития видится таким:

1. Преподавание, чтобы способствовать обучению
2. Коучинг, чтобы раскрыть потенциал
3. Наставничество, чтобы показать путь
4. Навигация, чтобы ориентироваться в условиях неопределенности
5. Эмпатия, чтобы понимать чувства других
6. Адаптация чтобы справляться с изменениями
7. Эмоциональный интеллект для коннекта с людьми
8. Креативность для изучения новых возможностей
9. Лидерство, чтобы помочь другим добиться успеха
10. Ситуативная включённость для выявления проблем
11. Фасилитация для налаживания сотрудничества
12. Переговоры для обеспечения условий "win-win"
13. Разрешение конфликтов для урегулирования споров
14. Сотрудничество для работы в команде
15. Дисциплина для соблюдения слаженного движения вперёд
16. Фокус для мышления на достижение цели
17. Решение проблем для устранения препятствий
18. Системное мышление, позволяющее увидеть взаимосвязь
19. Бережливое мышление, чтобы избежать бесполезной деятельности
20. Эмпирическое принятие решений
21. Активное слушание, чтобы понять других
22. Умение правильно задавать вопросы, чтобы получать ответы

Наращивая и обладая арсеналом из знаний и навыков в этих областях у тебя точно будет возможность помогать команде там, где это действительно нужно.

P.s. все персонажи выдуманы и совпадения с Евлампиями, Амелиями и Гориславами - случайны😊

А какие 5 навыков из этих являются ключевыми для любого менеджера проекта (необязательно в Agile и необязательно в ИТ)?
👍8🔥32
Спасибо тем, кто поучаствовал в опросе🙌.

На самом деле конечно многие из вышеперечисленных качеств важны для РП, но мой личный опыт показал, что ключевые 5 это:

❗️16. Фокус для мышления на достижение цели
На этом вопросе часто сыпятся соискатели на собесах сравнивая РП и агента изменений. Да что уж даже РП не всегда отвечает, что является главным для руководителя проектов😉

❗️15. Дисциплина для соблюдения слаженного движения вперёд
Без самодисциплины практически невозможно добиться структурности в реализации проекта

❗️13. Разрешение конфликтов для урегулирования споров
Конфликты команды, стейкхолдеров, подрядчиков - это всегда есть на любом проекте, умение в разрешение конфликтов и понимание уровней критичный навык

❗️17. Решение проблем для устранения препятствий
В любом проекте есть препятствия - если их нет, то зачем тогда нужен РП?!😏

❗️10. Ситуативная включённость для выявления проблем
Развитие предыдущего пункта. Невозможно предусмотреть всё, поэтому готовность РП должна быть 24х7

По последнему пункту вспоминаю проект, когда аутсорсили сеть пивоваренных заводов Heineken (в 11 регионах). Специалисты поддержки в моём проекте находились on-site на площадке Заказчика 24х7 в 3 смены. Не вдаваясь в подробности тогда у нас шла миграция ITSM системы с Service Desk от Axyos Assyst на Terrasoft SD. Т.к. SLA подразумевал непрерывную поддержку мы создали 2 независимых канала передачи данных. И вот в одно прекрасное воскресное утро ИТ директор Heineken звонит мне и говорит, что все системы легли. Выяснилось, что там где был 1й канал (провайдера) вырубили свет во всём районе, а в абсолютно другой части района резервный 2й канал (другого провайдера) перекопал экскаватор🤦‍♂️. "Борьба за живучесть" была как на корабле, т.к. простой 1 дня работы в SLA по штрафам стоил как квартал работы по контракту.

В итоге за 1 час был развёрнут беспроводной канал доступа, хотя в реестре рисков на старте проекта конечно такого форс-мажора не было предусмотрено.


P.s. Многие проголосовали за этот пункт: 9. Лидерство, чтобы помочь другим добиться успеха. Я не считаю, что лидерство - является именно ключевым качеством РП. При возможности я всегда даю возможность лидировать в проекте подрядчику, разработчику, стейкхолдеру из проектного комитета, тимлиду, если у него есть для этого возможность и способность. При невозможности делегировать - это конечно тоже является критичным навыком.
🔥8
В одном известном приложении для доставки здорового питания был проведен опрос среди пользователей о том, почему они выбирают именно это приложение. В выборке оказался взрослый мужчина, который несколько месяцев заказывал ежедневно 750 ккал, при средней норме 2500 ккал в день.

Фрагмент интервью:
- А вам вообще как хватает на день, нормально 750 ккал?
- А я своей дочери беру. Она гимнастка. Если ест что-то другое, то жопа перевешивает🤪

Забота о здоровье детей может стать важным фактором выбора того или иного продукта для родителей.

Анализируя потребности клиентов, важно понимать не только, что они используют продукт, но и как - истинная мотивация может стать ключом к успешному развитию продукта. Благодаря таким примерам в своё время сделали взрывной рост Pinterest, Инста и много других продуктов.
👍8🔥3
ОКР

Речь не про болезнь и фреймворк целеполагания😉

Все мы рано или поздно сталкиваемся с перегрузом от количества проектов/задач/встреч. Неважно работаешь ты уже 5 лет в компании или на испытательном периоде. Организации обычно развиваются динамично и в какой-то момент появление новых людей или направлений в работе может так сложить, что ты уже не успеваешь даже понять за что хвататься первым в приоритете.

Мне в этом случае всегда помогает 3 правила в работе:

Организация:
❗️Выделить от 2х часов в календаре, чтобы заняться расстановкой фокусов и приоритетов
Посчитать в 2х разрезах куда уходит моё время:
○ Какие активности
○ Как эти активности распределяются по матрице: планирование, выполнение, делегирование, контроль - уже на этом этапе обычно открываются инсайты, что часть полезного ресурса уходит, например в функцию "выполнение" вместо грамотного планирования или делегирования.
○ Выписать весь верхнеуровневый бэклог своих дел по матрице Эйзенхауэра: важное/неважное/срочное/несрочное (причем важно не спускаться в детализацию. Только ключевые задачи/проекты)

Коммуникация:
○ После того как проведён первичный анализ имеет смысл посмотреть на матрицу стекйхолдеров
○ Далее на типы руководителей по DISC или Адизесу
○ Дополнительно посмотреть на мотивацию сотрудников по Макклелланду
○ Проверить на перебор/достаточность встреч по синхронизации стратегических задач с руководством/отделом/1-1 с сотрудниками

Развитие:
После того как у нас всё ОК😉 готово - можно смело сформировать обновлённый план с фокусом в соответствии с приоритетами:
○ Расставить встречи
○ Разрулить имеющиеся конфликты
○ Договориться со стейкхолдерами о новых приоритетах

Времени - уйдёт немного. Нервов сэкономится вагон!
🔥10👍1🤡1
Forwarded from Асхат Онлайн
Забавный плач ярославны в linkedin. Bass Vodde, соавтор LeSS жалуется, что во многих компаниях скрам-мастера превращаются в Delivery Managers. Басс говорит, что Скрам-мастер не отвечает за поставку и не является менеджером (как та морская свинка) и следовательно не может быть Delivery Manager.

Кстати, ровно это и бесит страшно менеджмент в организациях. Вроде человек есть, но он ни за что конкретное и измеримое не отвечает. И руками ничего не делает, но и не менеджер. Я кстати тоже не понимаю, как самоорганизация команд уничтожает твою ответственность за итоговый результат, если ты буквально нанят заниматься его улучшением. Типа вы меня наняли наладить поставку, спасибо, только я за это отвечать не буду.

В ответ ему много чего смешного прилетает. Дэвид Андерсон злорадствует, что если ты delivery manager, то ты нанятый, а если скрам-мастер, то безработный, вот так все просто.

Matthew Skelton (это который Team Topology) намекает, что может быть скрам не такой уж универсальный подход и можно использовать другие... (Тут в скобках замечу, что я с ним согласен. Если ты скрам-мастер, а твои команды используют канбан, то получается бред какой-то).

Что вообще происходит? Как так сложилось, что появились отдельные скрам-мастера а не хотя бы аджайл мастера?

Мне кажется, это часть некого естественного исторического процесса. Гибкие подходы были революционными в свое время и авторы Cкрама сделали очень крутой ход, который сильно упростил adoption подхода — он дал особую идентичность апологетам метода. Мы скрам-мастера! Со временем, конечно же, из сакральных знаний скрам превратился просто в набор знаний и навыков, которыми должен (в идеале) обладать каждый руководитель. Более того, никаких других подходов, специфических для софтверных продуктовых проектов, практически и нет — вотерфолл мы убили. Более того, берусь утверждать, что если бы не айдентити скрам-мастера, то никакого развития скрам не получил. Примеров полно — есть подходы типа DSDM, DAD, и проч. Нет айдентити — нет развития.

Вот, набросил опять. Что думаете? :)
👍41
5️⃣ компаний из которых надо уходить:

🙁 нет роста (горизонтального либо вертикального)
🙁 не платят (мало/совсем/"в конверте")
🙁 начинается "депрессия" как только приходишь на работу, а в остальном отличное настроение
🙁 раздражение от работы и неудовлетворение (когда ты тратишь 8 часов, а не инвестируешь во что-то ценное для тебя)
🙁 токсичные люди


5️⃣ компаний в которых надо работать:

🙂 общие ценности
🙂 люди (руководство / подчиненнённые / команда)
🙂 прозрачная стратегия компании, которая свободно транслируется руководством
🙂 динамика развития. Если компания стагнирует или ещё хуже сокращает направления деятельности, то это ведёт к возложению функций нескольких людей на одного. В целом происходит образование напряженности и оптимизации бизнес-процессов в попытке "выжить любой ценой", а не с целью стать лучше. Кроме того у многих собственников по-прежнему сама цель деньги, а не то, где они хотят, чтобы оказалась их компания.
🙂 карьерный рост/деньги/интересные задачи. Кто-то хочет расти в тимлида, кто-то зарабатывать х2 через год, а кто-то заниматься проектами, которые обогащают наш мир, а не уничтожают природу.
👍14🦄1
​​Записывали вчера с коллегами подкаст. Обсуждение натолкнуло на мысль, что если у сотрудника всё идёт классно - это не повод обольщаться😉

Однажды руководитель проекта в моём проектном офисе вёл несколько проектов поставки специализированного промышленного кабеля из Барселоны в город, ну пусть будет в Уфу🤪. Проекты шли великолепно, все поставки происходили в срок и документы подписывались вовремя.

Однако, спустя 1,5 года ведения проектов выяснилось, что товарищ довольно таки умело поделывал счета-фактуры. Переделывал банально с помощью фотошопа, подписывал у клиента и сдавал в нашу бухгалтерию как ни в чём ни бывало. Подделывал в таких моментах, что даже при бухгалтерской сверке эти "недочёты" не вскрывались.

Вскрылось это как часто бывает - случайно. Товарищ находится в командировке в Уфе, наша офис-вумен недополучила посадочный квиточек с прошлой его командировки. Совершает звонок в аэрофлот а "такой-то" у вас зарегистрирован был на рейс? - Нет не летал. Вообщем путём нехитрого расследования в рабочем ящике обнаружились и факсимиле аэропорта Пулково!!! и печати нашей компании, которыми он штамповал накладные и счет-фактуры. Ну, а сам товарищ когда всё вскрылось оказался вместо командировки в Уфе на отдыхе в Китае🤯😂.

В итоге мне пришлось экстренно лететь в Уфу, за пару литров шоколадки и несколько килограмм VSOP устраивал телемост их главбуха с главбухом своего холдинга и переделывал все доки уже закрытого периода. К счастью всё это завершилось успешно, но нашего "Дэвила Копперфильда" потом сутки не выпускала служба безопасности, заставила вернуть все истраченные корпоративные расходы и "вежливо" предложила поискать себе другое место работы. Вывод дружите с офис-менеджерами - они могут многое о вас знать😊

А вспомнилась вся эта история в контексте того, что скрам-мастер конечно должен стремиться создать такие условия самоорганизации для команды, чтобы он был не нужен, но может так сложиться, что команда то улучшилась, но сама. А CIO придет с вопросом а где наш скрам-мастер?😂
🔥9
🙌 всем кому интересно регайтесь
🔥 участие бесплатное
🤲 во второй день мы c Head of Product расскажем для чего и как мы сертифицировали владельцев продуктов онлайн-кинотеатра KION в цифровой эко-системе МТС
🔥8❤‍🔥1
🔥 Открыта регистрация на TRUE Product Transformation Conf 🔥

Друзья, мы приглашаем вас на TRUE Product Transformation Conf — первую внешнюю конференцию о продуктовой трансформации в экосистеме МТС, которая пройдет 21 и 23 октября.

За два года трансформации мы провели огромную работу и хотим поделиться своим опытом и лучшими практиками с внешним сообществом.

Что будет на конференции:
21 октября, встречаемся очно в лофте «Весна» в Москве или онлайн. Сделаем обзор результатов продуктовой трансформации на уровне компании, поделимся кейсами изменений в телекоме, рознице, платформах, МТС Travel и многими другими, в том числе в не продуктовых (на первый взгляд) направлениях.

23 октября, онлайн день. Обсудим инструменты, практики и кейсы управления продуктовыми командами от агентов изменений.


✴️В программе — 18 докладов, воркшопы, нетворкинг и обмен опытом с Agile-комьюнити.

Кому будет полезно
Менеджменту — PO, CPO, CTO, членам продуктовых команд, агентам изменений — Scrum-мастерам, Agile-коучам, менеджерам, и всем, кто хочет знать, как трансформировать процессы в экосистеме.

Количество мест на очное участие 21 октября ограничено, рекомендуем зарегистрироваться сейчас.

🚀ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ПОСМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ 🚀

До встречи! 🥚
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7👍2
​​Можно ли заскорить ценность техдолга? Может ли это быть выражено в деньгах?

Обычно проблема возникает из-за того, что между CEO/CIO/CDTO/CPO нет доверия с CTO. То есть CTO понимает, что есть потребность делать техдолг (энейблеры в SAFe), но когда доверия и прозрачности к деливери командам (или их лидам) - нет, то никакие квоты и убеждения в важности ТД не помогут. Он воспринимается как "чёрная дыра" в которую сливается непонятное количество FTE непонятно зачем. И кажется, что возможности продемонстрировать ценность от ТД - нет.

Однако измерить и оценить ценность ТД можно!
💸 посчитай time-to-market фич с/без техдолга
💸 посчитай отказоустойчивость с/без техдолга
💸 посчитай bus-factor с/без техдолга
и т.д.

Делать ТД нужно - это гигиена системы, как СТО в авто. Машина конечно будет ездить какое-то время, но рано или поздно жахнет потребность с уже другим ценником, чем если подходить к этому с позиции грамотного сервиса.

Шаги к тому, чтобы начать его делать централизовано:
1️⃣ повысить доверие к разработке через прозрачность работы (data-driven подход)
2️⃣ вовлечь PO для понимания важности и оценки ТД, который берёт команда (потом это можно делегировать самой команде)
3️⃣ прийти к квотированию: динамическому и максимально прозрачному на выбранный период
👍8🔥4
Сегодня хочу обратить внимание на канал Даши.
Она прошла lifeway от детишек с особенностями до C-level с особенностями😏

Большое количество разборов загогулин в головах ТОПов, команд и топовых команд. А о её мемах ребята до сих пор слагают легенды😉

Если ты не боишься острых высказываний и откровенно о том, что обычно организации стараются замести под половицы - то вам сюда⬇️

Мой топ постов у неё в канале:

🤯 Трансформация в компаниях похожа на ставки на спорт
💸 Кейс про то, как легко потерять 40 миллионов
🗣 Почему ругаться полезно
🫂 Почему не починить доверие за 4 часа
🚀 Про работу с маленькими и большими
#полезное in English

🔹 Сейчас существует много информации о том, как AI помогает, а в статье рассматривается, как AI наоборот мешает работать, в частности в процессе дискавери

🔹 Подход к тому как вести артефакты о принятых в своё время архитектурных решениях. Приятным бонусом к статье прикреплён шаблончик, который можно использовать в своей работе.

🔹 Про доверие и психологическую безопасность. О том, что чем больше дисфункций в рабочей среде, когда множества мелких вещей засоряют каналы обратной связи, наблюдаемость, мотивацию, тем сложнее понять что происходит. Крутой инсайт, о котором раньше не слышал - вариант закона Гудхарта по Катлеру:
"В условиях высокой психологической безопасности, доверия и признания сложных социотехнических систем, когда мера становится целью, она может оставаться хорошей мерой, поскольку невыполнение цели рассматривается как ценный сигнал для постоянного совершенствования, а не как неудача"


🔹 Объяснение почему OKR не равно стратегии на примере компании Тесла
🔥9
​​Про важность нейминга, нормирования и излишней терминологии.

В одной компании была открыта ярмарка вакансий и босс пришёл к нанимающему менеджеру с вопросом какую медиану в бюджет заложить на вакансию? Манагер с пониманием рынка ответил - медиана 50к.

😎 Что услышал босс: "Наш бюджет на эту вакансию 50к"
👌 Что услышал манагер: "Медиана будет - 50к". То есть предельные значения salary range могут варьироваться
☝🏻Что было на самом деле: медианой в бюджете называлась та цифра, которая и закладывалась как "потолковая в бюджете"

Как стоило бы поступить:

1️⃣ Не добавлять слово "медиана". Лишняя инфа вводит в заблуждение. Просто бюджет на позицию "такой-то" и баста.
2️⃣ Когда нанимающий менеджер услышал слово "медиана" уточнить: "А что имеется ввиду под этим термином именно в этой компании?"
3️⃣ Даже если ты эксперт в найме на соответствующую профессию/квалификацию, то не лишним будет сходить к эксперту в рынке - нанимающему рекрутёру, чтобы уточнить не поменялся ли рынок соискателей

Короче, если ты даже уверен, что знаешь, то не факт, что ты знаешь🙂. Даже если ты уверен, что знаешь - лучше переспроси. Потому что в разных местах в одно и то же понятие вкладывают разный смысл.

По этому поводу вспомнилась весёлая история одного психолога:

"Мне 18 лет. Суриковский институт. Катька, дочка художника большого театра, приглашает 100 начинающих художников (Репинка, Мухинка) - всех друганов. Художники сидят наверху выпивают, а родители внизу в квартире живут. Сверху у неё мастерская. И после изрядного количества алкоголя начинается традиционное: Ты художник? Да ты гавно, а не художник!... Внезапно эти 100 изрядно выпивших организмов начинают драться😂😂. Мне тогда повезло - я не художник😂. И тут в мастерскую поднялся и зашёл отец. Я - заслуженный художник союза, а вы все гавно, а не художники🤡 Умник - не думай, что ты умнее других!"

Вывод:
Не знаешь?😦
Не уверен?😧
Вопрос критичный?🤯

СПРОСИ!🤲
👍6🔥3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня не пятница, ну и чтош)) #пятничныйюмор

-что вы видите на салфетке?
-мечту, а вы?
-а я вижу как утекают мои миллионы....

Спасибо @Cat_with_your_camera 🙌🙏
😁8
​​#непропроекты #инструменты

В прошлый раз рассказывал как управляю тайм-менеджментом в работе.
 
🤲 Сегодня поделюсь новым подходом, который выручил, когда количество коммуникаций настолько зашкаливает (👋 Enterprise), что простое "заведение задачи в Outlook" - это уже действие, которое отнимает непростительно много времени в моменте.
 
⚠️ Сразу оговорюсь, что метод работает с тем мессенджером, который ты используешь в своих рабочих коммуникациях. Если мессенджеров >1 (например, Telegram & Slack или MS Teams и Telegram), то возможно нужно будет адаптировать под себя.
 
🤯 В какой-то момент создав папку для рабочих коммуникаций я посчитал, что число 1-1 чатов, групп и каналов там в 3 раза больше, чем всех остальных чатов в тележке. А ещё стало происходить так, что пока я работаю на встрече, прилетает по 3-4 запроса на которые у меня нет возможности ответить "здесь и сейчас".
 
🫡 Опыт в ВМФ приучил меня к дисциплине, а опыт управления проектами - к ответственности, поэтому триггером что-то менять в управлении своими задачами послужило, что несколько раз в месяц ко мне стали приходить "а что там с моим вопросом?". Для меня это означало, что я не проконтролил вопрос, не дал во время ответ, не управляю сроками/результатами и т.д.
 
Далее собственно подход, который я для себя придумал:
1️⃣ Создал группу в телеграмме, куда можно добавить (для создания группы) и сразу удалить любого участника - назвал её Task Manager и закрепил в верхушке чатов
2️⃣ Когда приходит ЛЮБОЙ письменный запрос в тележке делаю скрин и отложенным сообщением кидаю себе в эту группу с комментарием что нужно сделать
3️⃣ Каждый день (желательно за 1 час до начала встреч) начинаю с того, что просматриваю список на сегодня
4️⃣ Отвечаю кому должен
5️⃣ Вношу объёмные задачи и необходимые встречи в календарь в рамках своего традиционного подхода или сразу же выполняю - то, что можно сделать
6️⃣ Удаляю из импровизированного "бэклога" скрины, которые сделал
7️⃣ Запросы, которые сейчас "не горят" переношу дальше в отложенных

BONUS: ты всегда видишь скрин переписки и участника, а не "переработанные" собой домыслы о задаче. Поэтому, чтобы вернуться в памяти к тому, что нужно сделать уходит пара секунд, а не поиск чата, погружение в переписку, восстановление событий и т.д.
 
🛑 Критично важно для использования этого подхода: ДИСЦИПЛИНА! Любой запрос, который ты прочёл и не можешь ответить прямо сейчас - заноси в Task Manager. Рабочую память разгрузил - потом разберёшься.
🔥11