Академия психиатрии и психотерапии|МАПП – Telegram
Академия психиатрии и психотерапии|МАПП
10.1K subscribers
754 photos
66 videos
11 files
524 links
Образование в сфере психиатрии, психотерапии и психологии

Интересные материалы, подборки книг и бесплатные мероприятия каждый месяц.
Download Telegram
Недавно мы рассказывали вам о нашей большой работе по обновлению сайта Академии, но этим наша деятельность не ограничивается!

➡️Мы сейчас еще готовим новые программы повышения квалификации для специалистов по интересным и востребованным темам.

Обо всем будем рассказывать по порядку и начнем с приятной новости — этой осенью будет целых две программы подряд с Аленой Сергеевной Розиной!🥳

Для тех, кто еще не знаком с ней, мы расскажем об Алене Сергеевне отдельным постом, а кто уже давно с нами, следующим постом мы просто опубликуем анонс пятого потока обучения на программе «Психиатрия для психологов»⬇️
🔥2👍1
🔥Коллеги, мы открываем набор в пятый поток обучения на программе повышения квалификации «Психиатрия для психологов».

Присоединяйтесь, если вы хотите:
— Чувствовать себя уверенно в работе с любыми клиентами.
— Понимать границы своей профессиональной компетенции.
— Быть эффективными в работе с клиентами, имеющими ментальные расстройства.

Вас ждет интересное и практичное обучение психиатрии!

Формальности (для формата «Профи»):
—225 акад.часов, 5 месяцев
—20 занятий: 17 видеолекций и 18 практикумов в Zoom
—9 видеоразборов клинических случаев в записи
—При успешном окончании удостоверение о повышении квалификации с внесением данных в ФИС ФРДО.

«Мясо»:
—Авторские алгоритмы диагностики психических расстройств.
—Разбор клинических случаев, видео- и аудиопримеры, смоделированные ситуации.
—Интересные лекции, адаптированные под потребности психологов.
—Отработка диагностических умений на практикумах.

☝️Присоединяйтесь в числе первых!
🔥1
Почему многие опытные психологи избегают разговоров с клиентом о психиатрии?

В повседневной практике психолога нередко встречаются клиенты, у которых за привычными запросами стоят психиатрические проявления. Это не всегда очевидно с первой встречи и не всегда укладывается в привычные схемы работы.

И у многих специалистов с большим опытом возникает парадокс: чем увереннее в своих методах, тем осторожнее — а порой и уклончивее идет разговор о психиатрии с клиентом.

Почему так происходит?

У опытного специалиста уже есть уверенность в ведении клиентов и наработанное мастерство. Но при встрече с психиатрической темой часто появляется растерянность или желание обойти её. 👉Включается избегание: «я справлюсь своими методами», «это не моя территория», «лучше не поднимать тему медикаментов, чтобы не потерять контакт» и т.п.

В итоге опытный психолог может оказаться в уязвимом положении — не из-за недостатка практики, а из-за нехватки фундаментальной клинической базы. Поскольку работа психолога без знаний по психиатрии может быть иллюзией компетентности, в которой не хочется себе признаваться.

Почему избегаем?

🔹Во-первых, нехватка структурированных и практикоориентированных знаний рождает страх ошибиться.

🔹Во-вторых, есть опасение повредить рабочий альянс: «скажу про консультацию психиатра — клиент уйдет к нему».

🔹В-третьих, срабатывает расхождение профессиональных языков: термины, логика дифференциальной картины, критерии — всё это кажется «чужим».

🔹И наконец, вопрос идентичности: «я не врач».

В сумме это делает тему психиатрии эмоционально заряженной и откладываемой.

Последствия для практики ощутимы:

— Смещаются границы ответственности: психолог дольше держит кейс в поле «психологических причин», чем это допустимо.

— Увеличивается риск затягивания процесса и неэффективности интервенций — не потому что методы «слабые», а потому что они применяются к иной задаче.

— Появляется напряжение в коммуникации с психиатрами: нет общей рамки, меньше доверия и, как следствие, меньше возможностей совместной помощи клиенту.

☝️База по психиатрии для психолога — это не про «стать врачом» и не про назначение препаратов. Это про картину, в которой видны маркеры риска, про общий понятийный язык и про своевременное направление.

Именно этот разрыв закрывает программа «Психиатрия для психологов»: систематизирует клиническую базу, переводит «чужой» язык в рабочие категории психолога и даёт практические ориентиры — где моя ответственность, где нужна совместная работа, как говорить с клиентом о направлениях и медикаментах корректно и этично.

Запись на 5-й поток программы уже открыта. Начало 20 октября. Если вы хотите чувствовать себя увереннее и иметь прочную профессиональную базу, присоединяйтесь.
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/
2
Порция позитива уже спешит к вам. Сегодня с профессиональным уклоном: как никак на повестке дня «Психиатрия для психологов»!))😊
🤣9😁5💯1
Когда мечтала о белом платье, но что-то пошло не так...
🥴6😁3😢3😈2
Почему психологам важно уметь работать с РПП

Расстройства пищевого поведения традиционно относят к зоне ответственности психиатров. Но большинство клиентов не начинают путь с психиатрической помощи. На прием к врачу они попадают уже тогда, когда ситуация стала запущенной и сформировалось полноценное расстройство с телесными и психическими осложнениями.

Попадая к врачу-психиатру, такого человека ждет длительное и непростое лечение, поскольку расстройство наносит серьезный урон не только психике, но и организму в целом. Порой врачам приходит бороться за жизнь пациента в прямом смысле этого слова.

👉Однако у РПП есть длительный доклинический этап — когда нарушения пищевого поведения только начинают формироваться. В этот период паттерны обратимы и еще не успели нанести серьезного вреда организму.

Если человеку оказать помощь на этом этапе, то выстроить здоровые отношения с едой и собственным телом, освоить навыки эмоциональной регуляции без вовлечения физиологии в порочный круг, будет легче. Процесс терапии пройдет мягче и результаты лучше.

➡️Чаще всего именно психологи оказываются первыми специалистами, к которым обращаются клиенты с нарушениями пищевого поведения на доклиническом уровне. Нет, они не приходят к психологу говорить про еду. Чаще речь пойдет о неуверенности в себе, о проблемах в отношениях и сомнений в своей внешней привлекательности, о беспокоящей тревоге или сниженном настроении, с которыми не получается справляться.

☝️Умение психолога распознать деструктивные паттерны, корректно обсудить их с клиентом и предложить своевременную работу способно предотвратить переход нарушений в клиническое расстройство.

РПП — одно из немногих психических расстройств с высоким уровнем летальности, поэтому компетенция в этой области не является узкой нишей. Это важная часть профессиональной ответственности психолога. Чем раньше специалист распознает риск и начинает работу, тем выше шансы избежать тяжелого течения и длительного лечения у психиатра.

👉Наша программа повышения квалификации «Расстройства пищевого поведения» поможет вам освоить инструменты для раннего распознавания и сопровождения клиентов с нарушениями пищевого поведения, а также понять, когда пора подключать коллег-психиатров.

📣30 сентября — последний день, когда можно попасть во второй поток программы. Успевайте отправить нам заявку!
https://products.psy-academy.ru/rpp/
В практике психолога бывают моменты, когда за привычным запросом клиента чувствуется что-то большее. И внутри возникает вопрос: «А вдруг это уже психиатрия?»👀

Иногда такие ситуации придают работе остроты, а иногда — тревоги.

Хотим понять, насколько вам это знакомо. Ответьте в опросе ниже⬇️⬇️⬇️

💬 Если вы ответили «да» или «иногда», расскажите в комментариях про ситуацию, когда вы почувствовали, что знаний по психиатрии не хватало. Такие истории помогают коллегам увидеть себя со стороны.
Чего часто не хватает в коммуникации психолог—психиатр?

Спасибо всем, кто участвовал в опросе💗Его результаты наглядно показывают, как сильно психологам не хватает базы по психиатрии и практической насмотренности, чтобы видеть и замечать важные аспекты в состоянии и проявлениях клиента.

Сегодня мы хотим обратить внимание на еще один значимый аспект — это коммуникация специалистов: психолога и психиатра. Поскольку порой нам важно не только уметь отметить для себя, что происходит с клиентом, но и уметь передать необходимую информацию коллеге, обсудить с ним дальнейшие действия по ведению клиента.

Психолог и психиатр часто работают с одними и теми же людьми, но опираются на разные модели. В идеале — это, конечно, партнерство специалистов. Но на практике мы ощущаем разрыв в языке и приоритетах — и страдает прежде всего клиент.

😊Что ценит психиатр. Когда психолог видит и описывает динамику состояния, отмечает риски и вовремя сигнализирует. Когда в сообщении есть конкретика: что, когда и как менялось, что усиливало/ослабляло симптомы, как это повлияло на сон, работу, отношения, соблюдение режима.

😢Что часто отсутствует. Вместо наблюдений звучат общие формулировки про «личностные особенности» или «паттерны». Избегаются клинические термины, даже когда они уместны. Симптомы фиксируются без временной шкалы. Не подчеркивается функциональное снижение (где именно человек стал «не справляться»). Недооценивается необходимость консультации врача — особенно когда нужна медикаментозная поддержка.

Откуда же берется этот разрыв?
🔹Разный язык: психолог говорит о контексте и процессах, психиатр — о симптомах и синдромах.
🔹Разные приоритеты: для психолога важна динамика терапии, для психиатра — диагностика и безопасность «здесь и сейчас».
🔹Плюс нехватка общей базы у психологов: сложно уверенно назвать маркеры и отделить наблюдение от интерпретации.

Последствия нехватки базы очевидны. Психолог может дольше держать случай в «психологическом поле», когда по идее клиенту уже нужна комбинированная помощь.

👍Что помогает выровнять коммуникацию?
Базовый «общий язык» — он не про постановку диагнозов психологом, а про точные наблюдения. Прекрасно работает простая структура для передачи информации:
— кратко проблема и триггеры;
— временная шкала (когда началось, как менялось);
— выраженность и частота проявлений;
— функциональное снижение (где именно стало хуже);
— что уже пробовали и как сработало;
— конкретные опасения/риски, ради которых инициируется консультация.

Важно не «диагностировать», а описывать. Лучше «наблюдаю выраженное снижение сна, утреннюю инерцию, потерю интереса, мысли о бессмысленности, за 3 недели — ухудшение; прошу оценить необходимость фармподдержки», вместо привычного психологам «похоже на депрессию, нужно лекарство».

👉Формула «наблюдения + вопросы» сильнее, чем «впечатления + предположения».

Когда общий язык найден, взаимодействие проще. Психиатр получает опорные данные и быстрее принимает решения. Психолог сохраняет роль ведущего в долгосрочной работе и опирается на врача в критические моменты. Клиент своевременно получает нужный тип помощи — безопасно и без перетягивания ролей.

👉Если хотите выровнять этот «общий язык» и чувствовать себя увереннее в сложных случаях, в программе «Психиатрия для психологов» мы как раз разбираем, что и как передавать коллеге-врачу, на каких маркерах строить наблюдения и где проходят границы ответственности психолога.

Присоединяйтесь к обучению:
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/
1
Добавим позитивчика в нашу жизнь! 😊 Всем отличных выходных!
😁18👍1🤓1
С чего психологу начать знакомство с психиатрией?

Все больше практикующих психологов отмечают: в работе нередко встречаются запросы, за которыми может скрываться не только психологическая, но и клиническая проблема.

Возникает вопрос: как вовремя это распознать психическое расстройство, направить клиента к психиатру, и при этом не потерять его между двумя системами помощи — психологической и психиатрической?

Часто на этом этапе мешает не нехватка мотивации, а ощущение: «Психиатрия слишком сложная, медицинская, не для меня».😩
На самом деле первый шаг не требует погружения в диагнозы и схемы лечения.

Мы в Академии рекомендуем начать изучение психиатрии с бесплатного мини-курса «Психические расстройства в практике психолога».
Он создан именно для того, чтобы дать психологу безопасную точку входа — без медицинских перегрузок, но с ключевыми ориентирами для практической работы.

Что вы получите на курсе:
— поймете, где проходит тонкая грань между нормой и патологией;
— узнаете, какие признаки должны насторожить и побудить рекомендовать клиенту консультацию психиатра;
— разберетесь, как корректно вести такой разговор, не разрушая доверие и рабочий альянс;
— увидите, как сотрудничество психолога и психиатра помогает клиенту и облегчает работу специалиста;
— сможете оценить, что дает психологу владение элементами клинического мышления.

Курс состоит из 5 видеоуроков, которые можно пройти в удобном темпе.

⭐️Ведёт его Алена Сергеевна Розина, врач-психиатр и психотерапевт с большим практическим опытом и невероятным умением объяснять сложные вещи простым и доступным языком, с жизненными и близкими психологам примерами.

Если вы хотите понять, с чего начать освоение психиатрии и как она помогает в практике психолога, этот курс — лучший первый шаг.

➡️ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ПРОЙТИ КУРС.
Как знание психиатрии влияет на уверенность психолога в работе

В практике любого психолога встречаются случаи, когда ты работаешь с клиентом, но все время крутится ощущение, что ты что-то упускаешь. Ты применяешь разные техники, меняешь подходы. В какой-то момент даже кажется, что клиент куда-то двигается, но потом раз и вы снова на нулевой точке.

Такие эпизоды часто тянут за собой тревогу и сомнения в себе как в профессионале, поскольку ты не можешь понять, что же на самом деле происходит с человеком и почему его продвижение в терапии буксует.

Когда же у тебя есть крепкая база по психиатрии, то такие ситуации обретают ясность. Вместо растерянности есть четкое представление: что именно наблюдать, как это называть своими словами и в какой момент подключать врача-психиатра.

Что именно дает уверенность на практике:

Понимание границ ответственности. Ты видишь, где психологическая работа безопасна и продуктивна, а где без оценки психиатра можно потерять время.

Умение выделять клинически значимые признаки из общей картины: не только «что человек чувствует», но и как это выражено, как часто повторяется и как влияет на функционирование.

Язык для трудных разговоров. Когда ты сам легко и просто объясняешь клиенту особенности его состояния, то доверие сохраняется, и направление к психиатру воспринимается клиентом как расширение помощи, а не отказ в ней.

Какие страхи уходят:

Исчезает постоянное «а вдруг наврежу». Ты опираешься на критерии и заранее отмеченные «красные флажки», а не на общий уровень собственной тревоги.

Необычные проявления перестают пугать. У них появляется структура: что это, насколько выражено, к чему приводит — и что делать дальше.

Неловкость в диалоге с психиатрами сменяется партнерством. Ты входишь в разговор не с «впечатлениями», а с наблюдениями, и это быстро выравнивает доверие.

Знание психиатрии переводит психолога из режима «тревожно реагировать на непонятное» в режим осознанного ведения: с четкими ориентирами, прогнозируемыми шагами и партнерскими отношениями с коллегами. Это делает помощь клиенту точнее, а также укрепляет свою профессиональную идентичность.

👉Обрести крепкую базу по психиатрии можно на нашей программе повышения квалификации «Психиатрия для психологов» (225 акад.часов, 5 месяцев, удостоверение о ПК).
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/

Вас ждет много практики, интереснейшие клинические случаи!
Начинаем обучение 20 октября — успевайте вовремя отправить заявку и присоединиться к группе «Профи».
3
Любой психолог время от времени сталкивается с ситуацией, когда кажется, что «всё делаешь правильно», но у клиента изменений особо нет. 😳При этом клиент может быть осознанный, мотивированный, работает в сессиях — но эффект минимальный или нестойкий.

Тут уж невольно начинаешь задаваться внутренним вопросом: «Почему не работает терапия? Что я делаю не так?». 🤔

Но так бывает, и с каждым годом все чаще, что дело не в методе и не в психотерапевте. 👉Просто в процессе участвует третий фактор — психиатрический компонент, который без медикаментозной поддержки не даст устойчивого результата.

Есть состояния, при которых когнитивная и эмоциональная сферы просто не могут полноценно включиться в психотерапевтический процесс.

Например:
🔹выраженная депрессия с когнитивным замедлением и утратой энергетики;
🔹тревожные расстройства с навязчивостями, которые «захватывают» всё внимание;
🔹биполярные колебания, где состояние клиента постоянно «сбрасывает» процесс;
🔹психотические или пограничные эпизоды, где нарушено восприятие реальности.

В этих состояниях психотерапия остается важной, но не ведущей — пока физиологическая основа не стабилизирована, глубинная работа неэффективна.

Как меняется ситуация, когда подключается психиатр?

Медикаментозная поддержка снижает выраженность симптомов и возвращает когнитивную доступность. Клиент снова способен концентрироваться, осознавать, анализировать, выдерживать эмоции, совершать новые действия. 😊

Сессии перестают быть «разговорами о том, как всё сложно» и становятся работой: гипотезы проверяются, навыки закрепляются, откаты предсказуемы и короче. И, как следствие, у психолога уходит беспомощность и ощущение, что «клиент всё понимает, но ничего не меняется».

☝️Направление к психиатру — не признание «поражения» и не признак слабости психолога, а проявление профессиональной зрелости.

При совместной работе наши роли не конкурируют.

➡️Психиатр отвечает за оценку рисков и медицинскую часть — стабилизацию, безопасность, подбор схем.
➡️Психолог — за интеграцию переживаний, перестройку паттернов, укрепление навыков и поддерживающую рамку.

На стыке этих функций клиент получает то, чего не хватало: возможность быть субъектом терапии, а не «носителем симптома».

🔥Мы напоминаем о том, что 20 октября начинается 5-й поток обучения психиатрии для психологов:
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/

Это большая практико-ориентированная программа по итогам которой вы получите актуальные научные знания о психических расстройствах, а также возможностях и ограничения в работе психолога с ними.

👉Успевайте присоединиться к группе «Профи» пока есть места. А для тех, кому хотелось бы пока небольшого знакомства с психиатрией есть еще два формата обучения: «Новичок» и «Специалист».
2
Всем прекрасных, позитивных выходных! И свежая порция юмора уже спешит на помощь вашему настроению! 😊
😁114👍2🔥2
Для тех, кто с нами на канале недавно, мы хотим напомнить, что у нас есть одна любопытнейшая видеосерия.

В процессе ведения еще первого потока обучения на программе «Психиатрия для психологов», мы обнаружили несколько интересных аспектов, которые существенно различаются у специалистов — психологов и психиатров, имеющих дело с одним и тем же объектом — психикой.

Последующие потоки только подтвердили, замеченные нами нюансы. О них Алёна Сергеевна Розина — автор и ведущая программы, записала несколько видеороликов.

В этом посте мы собрали ссылки на все выпуски.

🔹Выпуск 1. Зачем психологам курс психиатрии, ведь к психологам приходят здоровые люди?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/644

🔹Выпуск 2. В какую ловушку мышления с легкостью попадают психологи, рискуя при этом не заметить серьезную психопатологию у клиента?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/674

🔹Выпуск 3. Зачем психологам задавать клиентам вопросы про «физиологию»?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/686

🔹Выпуск 4. Особенность мышления психологов, затрудняющая диагностику психопатологии.
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/706

🔹Выпуск 5. Один язык — разные смыслы.
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/748

👉Смотрите видео, и присоединяйтесь к обучению на программе «Психиатрия для психологов». Начинаем — 20 октября.
2🔥21