Академия психиатрии и психотерапии|МАПП – Telegram
Академия психиатрии и психотерапии|МАПП
10.1K subscribers
750 photos
66 videos
11 files
524 links
Образование в сфере психиатрии, психотерапии и психологии

Интересные материалы, подборки книг и бесплатные мероприятия каждый месяц.
Download Telegram
Чего часто не хватает в коммуникации психолог—психиатр?

Спасибо всем, кто участвовал в опросе💗Его результаты наглядно показывают, как сильно психологам не хватает базы по психиатрии и практической насмотренности, чтобы видеть и замечать важные аспекты в состоянии и проявлениях клиента.

Сегодня мы хотим обратить внимание на еще один значимый аспект — это коммуникация специалистов: психолога и психиатра. Поскольку порой нам важно не только уметь отметить для себя, что происходит с клиентом, но и уметь передать необходимую информацию коллеге, обсудить с ним дальнейшие действия по ведению клиента.

Психолог и психиатр часто работают с одними и теми же людьми, но опираются на разные модели. В идеале — это, конечно, партнерство специалистов. Но на практике мы ощущаем разрыв в языке и приоритетах — и страдает прежде всего клиент.

😊Что ценит психиатр. Когда психолог видит и описывает динамику состояния, отмечает риски и вовремя сигнализирует. Когда в сообщении есть конкретика: что, когда и как менялось, что усиливало/ослабляло симптомы, как это повлияло на сон, работу, отношения, соблюдение режима.

😢Что часто отсутствует. Вместо наблюдений звучат общие формулировки про «личностные особенности» или «паттерны». Избегаются клинические термины, даже когда они уместны. Симптомы фиксируются без временной шкалы. Не подчеркивается функциональное снижение (где именно человек стал «не справляться»). Недооценивается необходимость консультации врача — особенно когда нужна медикаментозная поддержка.

Откуда же берется этот разрыв?
🔹Разный язык: психолог говорит о контексте и процессах, психиатр — о симптомах и синдромах.
🔹Разные приоритеты: для психолога важна динамика терапии, для психиатра — диагностика и безопасность «здесь и сейчас».
🔹Плюс нехватка общей базы у психологов: сложно уверенно назвать маркеры и отделить наблюдение от интерпретации.

Последствия нехватки базы очевидны. Психолог может дольше держать случай в «психологическом поле», когда по идее клиенту уже нужна комбинированная помощь.

👍Что помогает выровнять коммуникацию?
Базовый «общий язык» — он не про постановку диагнозов психологом, а про точные наблюдения. Прекрасно работает простая структура для передачи информации:
— кратко проблема и триггеры;
— временная шкала (когда началось, как менялось);
— выраженность и частота проявлений;
— функциональное снижение (где именно стало хуже);
— что уже пробовали и как сработало;
— конкретные опасения/риски, ради которых инициируется консультация.

Важно не «диагностировать», а описывать. Лучше «наблюдаю выраженное снижение сна, утреннюю инерцию, потерю интереса, мысли о бессмысленности, за 3 недели — ухудшение; прошу оценить необходимость фармподдержки», вместо привычного психологам «похоже на депрессию, нужно лекарство».

👉Формула «наблюдения + вопросы» сильнее, чем «впечатления + предположения».

Когда общий язык найден, взаимодействие проще. Психиатр получает опорные данные и быстрее принимает решения. Психолог сохраняет роль ведущего в долгосрочной работе и опирается на врача в критические моменты. Клиент своевременно получает нужный тип помощи — безопасно и без перетягивания ролей.

👉Если хотите выровнять этот «общий язык» и чувствовать себя увереннее в сложных случаях, в программе «Психиатрия для психологов» мы как раз разбираем, что и как передавать коллеге-врачу, на каких маркерах строить наблюдения и где проходят границы ответственности психолога.

Присоединяйтесь к обучению:
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/
1
Добавим позитивчика в нашу жизнь! 😊 Всем отличных выходных!
😁18👍1🤓1
С чего психологу начать знакомство с психиатрией?

Все больше практикующих психологов отмечают: в работе нередко встречаются запросы, за которыми может скрываться не только психологическая, но и клиническая проблема.

Возникает вопрос: как вовремя это распознать психическое расстройство, направить клиента к психиатру, и при этом не потерять его между двумя системами помощи — психологической и психиатрической?

Часто на этом этапе мешает не нехватка мотивации, а ощущение: «Психиатрия слишком сложная, медицинская, не для меня».😩
На самом деле первый шаг не требует погружения в диагнозы и схемы лечения.

Мы в Академии рекомендуем начать изучение психиатрии с бесплатного мини-курса «Психические расстройства в практике психолога».
Он создан именно для того, чтобы дать психологу безопасную точку входа — без медицинских перегрузок, но с ключевыми ориентирами для практической работы.

Что вы получите на курсе:
— поймете, где проходит тонкая грань между нормой и патологией;
— узнаете, какие признаки должны насторожить и побудить рекомендовать клиенту консультацию психиатра;
— разберетесь, как корректно вести такой разговор, не разрушая доверие и рабочий альянс;
— увидите, как сотрудничество психолога и психиатра помогает клиенту и облегчает работу специалиста;
— сможете оценить, что дает психологу владение элементами клинического мышления.

Курс состоит из 5 видеоуроков, которые можно пройти в удобном темпе.

⭐️Ведёт его Алена Сергеевна Розина, врач-психиатр и психотерапевт с большим практическим опытом и невероятным умением объяснять сложные вещи простым и доступным языком, с жизненными и близкими психологам примерами.

Если вы хотите понять, с чего начать освоение психиатрии и как она помогает в практике психолога, этот курс — лучший первый шаг.

➡️ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ПРОЙТИ КУРС.
Как знание психиатрии влияет на уверенность психолога в работе

В практике любого психолога встречаются случаи, когда ты работаешь с клиентом, но все время крутится ощущение, что ты что-то упускаешь. Ты применяешь разные техники, меняешь подходы. В какой-то момент даже кажется, что клиент куда-то двигается, но потом раз и вы снова на нулевой точке.

Такие эпизоды часто тянут за собой тревогу и сомнения в себе как в профессионале, поскольку ты не можешь понять, что же на самом деле происходит с человеком и почему его продвижение в терапии буксует.

Когда же у тебя есть крепкая база по психиатрии, то такие ситуации обретают ясность. Вместо растерянности есть четкое представление: что именно наблюдать, как это называть своими словами и в какой момент подключать врача-психиатра.

Что именно дает уверенность на практике:

Понимание границ ответственности. Ты видишь, где психологическая работа безопасна и продуктивна, а где без оценки психиатра можно потерять время.

Умение выделять клинически значимые признаки из общей картины: не только «что человек чувствует», но и как это выражено, как часто повторяется и как влияет на функционирование.

Язык для трудных разговоров. Когда ты сам легко и просто объясняешь клиенту особенности его состояния, то доверие сохраняется, и направление к психиатру воспринимается клиентом как расширение помощи, а не отказ в ней.

Какие страхи уходят:

Исчезает постоянное «а вдруг наврежу». Ты опираешься на критерии и заранее отмеченные «красные флажки», а не на общий уровень собственной тревоги.

Необычные проявления перестают пугать. У них появляется структура: что это, насколько выражено, к чему приводит — и что делать дальше.

Неловкость в диалоге с психиатрами сменяется партнерством. Ты входишь в разговор не с «впечатлениями», а с наблюдениями, и это быстро выравнивает доверие.

Знание психиатрии переводит психолога из режима «тревожно реагировать на непонятное» в режим осознанного ведения: с четкими ориентирами, прогнозируемыми шагами и партнерскими отношениями с коллегами. Это делает помощь клиенту точнее, а также укрепляет свою профессиональную идентичность.

👉Обрести крепкую базу по психиатрии можно на нашей программе повышения квалификации «Психиатрия для психологов» (225 акад.часов, 5 месяцев, удостоверение о ПК).
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/

Вас ждет много практики, интереснейшие клинические случаи!
Начинаем обучение 20 октября — успевайте вовремя отправить заявку и присоединиться к группе «Профи».
3
Любой психолог время от времени сталкивается с ситуацией, когда кажется, что «всё делаешь правильно», но у клиента изменений особо нет. 😳При этом клиент может быть осознанный, мотивированный, работает в сессиях — но эффект минимальный или нестойкий.

Тут уж невольно начинаешь задаваться внутренним вопросом: «Почему не работает терапия? Что я делаю не так?». 🤔

Но так бывает, и с каждым годом все чаще, что дело не в методе и не в психотерапевте. 👉Просто в процессе участвует третий фактор — психиатрический компонент, который без медикаментозной поддержки не даст устойчивого результата.

Есть состояния, при которых когнитивная и эмоциональная сферы просто не могут полноценно включиться в психотерапевтический процесс.

Например:
🔹выраженная депрессия с когнитивным замедлением и утратой энергетики;
🔹тревожные расстройства с навязчивостями, которые «захватывают» всё внимание;
🔹биполярные колебания, где состояние клиента постоянно «сбрасывает» процесс;
🔹психотические или пограничные эпизоды, где нарушено восприятие реальности.

В этих состояниях психотерапия остается важной, но не ведущей — пока физиологическая основа не стабилизирована, глубинная работа неэффективна.

Как меняется ситуация, когда подключается психиатр?

Медикаментозная поддержка снижает выраженность симптомов и возвращает когнитивную доступность. Клиент снова способен концентрироваться, осознавать, анализировать, выдерживать эмоции, совершать новые действия. 😊

Сессии перестают быть «разговорами о том, как всё сложно» и становятся работой: гипотезы проверяются, навыки закрепляются, откаты предсказуемы и короче. И, как следствие, у психолога уходит беспомощность и ощущение, что «клиент всё понимает, но ничего не меняется».

☝️Направление к психиатру — не признание «поражения» и не признак слабости психолога, а проявление профессиональной зрелости.

При совместной работе наши роли не конкурируют.

➡️Психиатр отвечает за оценку рисков и медицинскую часть — стабилизацию, безопасность, подбор схем.
➡️Психолог — за интеграцию переживаний, перестройку паттернов, укрепление навыков и поддерживающую рамку.

На стыке этих функций клиент получает то, чего не хватало: возможность быть субъектом терапии, а не «носителем симптома».

🔥Мы напоминаем о том, что 20 октября начинается 5-й поток обучения психиатрии для психологов:
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/

Это большая практико-ориентированная программа по итогам которой вы получите актуальные научные знания о психических расстройствах, а также возможностях и ограничения в работе психолога с ними.

👉Успевайте присоединиться к группе «Профи» пока есть места. А для тех, кому хотелось бы пока небольшого знакомства с психиатрией есть еще два формата обучения: «Новичок» и «Специалист».
2
Всем прекрасных, позитивных выходных! И свежая порция юмора уже спешит на помощь вашему настроению! 😊
😁114👍2🔥2
Для тех, кто с нами на канале недавно, мы хотим напомнить, что у нас есть одна любопытнейшая видеосерия.

В процессе ведения еще первого потока обучения на программе «Психиатрия для психологов», мы обнаружили несколько интересных аспектов, которые существенно различаются у специалистов — психологов и психиатров, имеющих дело с одним и тем же объектом — психикой.

Последующие потоки только подтвердили, замеченные нами нюансы. О них Алёна Сергеевна Розина — автор и ведущая программы, записала несколько видеороликов.

В этом посте мы собрали ссылки на все выпуски.

🔹Выпуск 1. Зачем психологам курс психиатрии, ведь к психологам приходят здоровые люди?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/644

🔹Выпуск 2. В какую ловушку мышления с легкостью попадают психологи, рискуя при этом не заметить серьезную психопатологию у клиента?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/674

🔹Выпуск 3. Зачем психологам задавать клиентам вопросы про «физиологию»?
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/686

🔹Выпуск 4. Особенность мышления психологов, затрудняющая диагностику психопатологии.
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/706

🔹Выпуск 5. Один язык — разные смыслы.
https://news.1rj.ru/str/psyacademy2022/748

👉Смотрите видео, и присоединяйтесь к обучению на программе «Психиатрия для психологов». Начинаем — 20 октября.
2🔥21
🔥🔥🔥Друзья, до старта программы повышения квалификации «Психиатрия для психологов» остались буквально считанные дни. А потому пора принимать решение об обучении.

Всегда есть соблазн отложить повышение квалификации до лучших времен — до следующего потока, до следующего года, до еще чего-нибудь. Такова уж человеческая природа, что мы склонны ждать более благоприятных или даже идеальных условий, когда будет самое то.

Если вы психолог, и вы здесь, с нами в нашем канале, то тема психиатрии и психотерапии вам откликнулась, вы понимаете важность этих знаний в вашей практической работе.

Мы будем рады помочь вам не только обрести необходимые знания по психиатрии, но и помочь сформировать нужные диагностические умения, и научиться 🧠думать так, как думают толковые психиатры.

Они умеют:

➡️Определенным образом структурировать отдельные признаки расстройства.
➡️Понимать логику развития симптомов, их взаимосвязь и взаимодействие, и как результат определять диагностическую категорию расстройства.
➡️Подбирать лечение с учетом всех особенностей течения данного расстройства на основе понимания механизмов его развития.

Интереснее всего, что такой подход к диагностике и терапии применим не только к работе с психическими расстройствами. Навыки клинического мышления можно и даже необходимо применять и работе с обычными личностными и межличностыми проблемами клиентов.

👋Отправляйте нам заявку на обучение «Хочу учиться на психиатрии!» в вотсап +7 (962) 999-59-00. Менеджер учебного отдела свяжется с вами и поможет в оформлении документов.

Обучение начнется уже в понедельник — 20 октября.
https://products.psy-academy.ru/psihiatriya-dlya-psihologov/
🔥21
Свежий юмор уже спешит добавить позитива в вашу жизнь!😊Всем отличных выходных!
😁17👍3
🛌Бедроттинг: феномен усталого общества

На этой неделе мы хотим рассказать вам подробнее о таком явлении как бедроттинг.

В буквальном переводе термин bed rotting означает «гниение в кровати». Так в соцсетях начали обозначать целенаправленное лежание в постели целыми днями без сна, болезни или видимой причины, характерное для поколения зумеров.

Термин начал набирать популярность в TikTok в 2022–2023 годах, когда видео с одноименным хештегом собирали миллионы просмотров: пользователи делились, как проводят день, не вставая с кровати.

➡️Выглядит это так: бедроттер не вылезает из пижамы, не умывается, не планирует «сделать что-то полезное». Вместо этого он смотрит сериалы, листает соцсети, иногда задремывает, ест прямо в постели, заказывая доставку.

Сначала набирающий популярность тренд рассматривался как протест против давления продуктивности. «Я устал — я просто лежу» звучало как новый способ заботы о себе и отказа от бесконечной гонки.

Но очень быстро стало понятно: ☝️за внешним отдыхом нередко стоит не восстановление, а утрата витальности. Поведение, подающееся как самопомощь, оказывается реакцией на истощение, апатию, подавленность.

Почему этот феномен привлек внимание профессионалов?👀

👉Вот вроде поведение внешне выглядит вполне безобидным, но устойчивое «лежание» и описания людей, «не способных встать с кровати», слишком напоминают клинические картины.

«Я просто отдыхаю», «я даю себе время», «ни на что нет сил», «мне ничего не хочется», «я отдыхаю от мира» — и под этим «отдыхаю» вполне может скрываться потеря энергии, витальности, ангедония, депрессивная апатия.

Подобные культурные тренды меняют восприятие симптомов и нормализуют то, что раньше вызывало тревогу. Соцсети романтизируют пассивность, стирая границы между «передышкой» и клиническим расстройством.

Бедроттинг — яркий пример того, как поверхностный феномен требует глубокого профессионального взгляда.

В следующих публикациях мы подробнее разберем:
• психологические функции бедроттинга и механизмы, которые его поддерживают;
• признаки, по которым можно заподозрить депрессивное течение;
• как специалисту оставаться внимательным к этим состояниям, не романтизируя и не стигматизируя их.


P.S. А пока напоминаем, что сегодня началось обучение на пятом потоке программы повышения квалификации «Психиатрия для психологов».

Если вы хотите глубже понимать, где кончается психологический феномен и начинается клиническое состояние — успевайте присоединиться до первого практикума. 🔥30 октября мы закроем набор!

Пишите нам в вотсап +7 (962) 999-59-00 «Хочу учиться на психиатрии!». Менеджер учебного отдела свяжется с вами и поможет в оформлении документов.
10🔥4
Психологическое содержание феномена бедроттинга

На поверхностном уровне лежание — это бездействие, отдых, отказ от стимулов. Но психологически — ➡️попытка вернуть себе ощущение безопасности, сократить контакт с внешней средой, временно «отключиться» и перестать «жить наружу» — не отвечать, не решать, не справляться.

Постель в этом случае становится символом базовой защиты, почти утробной среды, где не нужно быть активным или продуктивным. Это не случайное поведение, а форма адаптации к внутреннему перенапряжению — эмоциональному, когнитивному, ролевому.

В такие моменты психика естественным образом стремится к упрощению и отступает к более базовым формам психорегуляции — регрессии, где всё предсказуемо и не нужно быть«в форме».

Бедроттинг в этом смысле — не каприз и не слабость, а способ остановить внутренний распад, когда другие механизмы совладания уже не работают. Это способ сказать миру: 👉«Мне слишком много, я хочу побыть там, где безопасно».

Возможные глубинные механизмы

🔹Выученная беспомощность: опыт, когда усилия не приводят к результату, формирует отказ от действия.

🔹Нарциссическая усталость: истощение от постоянной необходимости соответствовать, быть «достаточно хорошим», успешным, продуктивным.

🔹Конфликт «хочу / могу»: желание что-то изменить сталкивается с внутренним ощущением невозможности.

🔹Иногда сюда добавляется элемент пассивной агрессии к среде — «я не буду делать, потому что от меня слишком много требуют».

Таким образом, мы видим, что бедроттинг — это защитное поведение психики, призванное выразить то, что человек уже не способен дальше вывозить эмоциональную, когнитивную и ролевую нагрузку.

В следующем посте мы разберем, почему «гниение в кровати» вовсе не отдых и не приводит к восстановлению сил.
7🔥3
🔥25 октября — супервизия по психиатрии!

Мы к вам сегодня с отличной новостью!😊

Мы возобновляем групповые супервизии по психиатрии!

Более того, сейчас на встречи могут прийти не только слушатели наших программ, но любой специалист с профильным образованием (высшее психологическое или диплом о переподготовке на психолога, высшее медицинское).

Ведет супервизию Алёна Сергеевна Розина — к.м.н., врач-психиатр, врач-психотерапевт, главный врач психотерапевтического центра «Фарватер», автор и ведущая программы «Психиатрия для психологов».

Ближайшая встреча состоится 🔥25 октября (суббота) в 11:00 по мск. Продолжительность встречи — 3 часа.

Есть два формата участия:
1 — Автор случая (3 места). Выносит свой случай и свою работу на разбор.
2 — Зритель. Если пока вынести на супервизию нечего, но хочется участвовать.
Кстати, если подумываете об обучении на программе по психиатрии, то это отличная возможность увидеть преподавателя в деле.

Какие плюшки от участия для автора случая помимо 100% внимания?
—Профессиональный взгляд психиатра на состояние и динамику клиента: где психотерапия уместна, а где стоит привлечь врача.
—Помощь в распознавании клинических маркеров в поведении и речи клиента.
—Разбор психотерапевтических стратегий при различных расстройствах психики.
—Конкретные формулировки, как корректно обсуждать с клиентом необходимость консультации психиатра.
—Возможность проверить гипотезы и понять, не «упирается» ли случай в биологический фактор.

Что получает наблюдатель (зритель)?
—Практическое обучение клиническому мышлению «вживую»: как психиатр анализирует случай и на что обращает внимание.
—Возможность увидеть, как выстраивается диалог между психологом и психиатром в реальной ситуации.
—Расширение диапазона: какие состояния встречаются в практике чаще, чем кажется.
—Разбор типичных ошибок — на чужих кейсах, без риска для клиента.
—Уверенность в собственных наблюдениях: после нескольких разборов начинаешь лучше различать, где норма, где патология.
—Ответы на свои «вопросы без адресата» — даже если не выносишь свой случай, часто находишь аналогии со своей работой.
—Возможность присмотреться к формату, чтобы позже вынести на разбор свой кейс.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ:

👉Необходимо подать заявку на участие в вотсап Академии: +7 962 999-59-00.
В заявке напишите свой вариант участия — автор случая либо зритель.

Стоимость участия:
🔹Для автора случая — 4500 рублей. Осталось 1 место — успевайте!
🔹Для зрителя — 2500 рублей.

С вами свяжется наш менеджер учебного отдела и вышлет реквизиты для оплаты участия.
🔥54
Почему «гниение в кровати» не отдых, а ловушка для мозга🧠

Начав знакомство с темой бедроттинга мы говорили о том, что его приверженцы позиционируют такое своё поведение как отдых.

Со стороны действительно выглядит похоже. Тело без активных движений, дела отложены, мир оставлен за дверью. Создается иллюзия сохранения энергии и «перезагрузки».

Парадокс в том, что «гниение» — это не отсутствие активности. Это активность особого рода, и для истощенного мозга она не менее, а порой и более затратна, чем работа.

Давайте разберемся, что происходит в мозге, когда мы «просто лежим и скроллим».

Нейробиология «гниения»: почему скроллинг — это для мозга работа, а не отдых

Истощение префронтальной коры (ПФК). Напомним, что она ответственна за контроль, принятие решений и внимание. Но при перегрузке ресурсы ее «батареи» и так ограничены и истощены.

Что происходит при бесцельном скроллинге? Каждые несколько секунд мозг делает микровыбор: «Лайкнуть?», «Пролистать?», «Сохранить?», «Удивиться?». Это тысячи крошечных решений, которые незаметно, но методично добивают и без того истощенные ресурсы ПФК. Результат — нарастающая ментальная «затуманенность», прокрастинация и ощущение, что даже простые задачи становятся неподъемными.

Дофаминовые качели вместо дофаминового вознаграждения. Короткий контент создает не насыщение, а непрерывное предвкушение награды (микродозы дофамина). Мозг не расслабляется, а находится в режиме постоянного низкоуровневого поиска, что лишь увеличивает внутреннее напряжение и подрывает способность получать удовольствие от обычных, «медленных» дел.

Дисфункция сети пассивного режима работы мозга (Default Mode Network) — о ней мы подробнее рассказываем в курсе «Анатомия и физиология ЦНС».

В состоянии настоящего покоя (медитация, прогулка) DMN активируется здоровым образом, способствуя консолидации памяти и творческим инсайтам. Однако при «гниении» с цифровым стимулом DMN активируется дисфункционально, что напрямую связывают с руминациями (навязчивой мысленной жвачкой) и тревогой. Мозг не отдыхает, он просто начинает бегать по кругу.

Так в чем же тогда фундаментальная разница между пассивным потреблением и активным бездействием?

➡️«Гниение в кровати» — это пассивное потребление. При бедроттинге мозг выполняет роль пассивного обработчика внешнего, хоть и низкоинтенсивного, стимула.

Это как оставить рабочий чат открытым фоном — вы вроде бы не работаете, но мозг остается настороже, не переходя в фазу глубокого восстановления. Это поддерживает симпатическую нервную систему в тонусе.

Настоящий отдых — это активное бездействие. Это осознанное создание условий, где мозг свободен от внешних задач. Сон, медитация, прогулка в одиночестве без подкастов, простое лежание с закрытыми глазами. Здесь нет цели «потреблять».

В этой тишине мозг наконец-то может сделать свою внутреннюю работу: перезарядиться, упорядочить впечатления, восстановить силы. И здесь в полную силу вступает парасимпатическая нервная система, отвечающая за «отдых и переваривание». Снижается уровень кортизола, идут процессы физического и ментального восстановления.

➡️Таким образом бедроттинг — это вовсе не отдых, а форма избегающей деятельности, которая создает дополнительную когнитивную нагрузку на истощенные системы регуляции. Это не восстановление сил, а их имитация, ведущая к углублению состояния истощения.

👉Так что когда клиент рассказывает о том, что он днями напролет проводит в кровати (или, если вынужден работать, то всё оставшееся от работы время), то точно будет полезно прояснить, а как именно проявляется это его нахождение там?
🔥7👍43
Как не спутать бедроттинг с депрессией?

Поведенческий рисунок бедроттинга и клинической депрессии часто идентичен: социальная изоляция, снижение мотивации, длительное пребывание в постели.

Если поведение выглядит одинаково, где тогда специалисту (прежде всего психологу) искать ту самую грань, где заканчивается современный поведенческий феномен и начинается психиатрическая симптоматика?

Давайте разберем, на что смотреть, когда видим «просто устал»?

➡️Не просто «не хочу», а «не могу» (снижение энергии и побуждений).

— Бедроттинг. Человек выбирает пассивность, ему это (на первых порах) приносит облегчение. Есть внутреннее сопротивление деятельности, но при необходимости он может мобилизоваться.

— Абулия, Апатия. Характерно тотальное снижение витальной энергии. Мобилизация невозможна или требует невероятных усилий. «Дверный звонок звонит, а я не могу встать, чтобы открыть, хотя мне нужно».

➡️Не просто скучно, а ничего не радует (ангедония).

— Бедроттинг. Скроллинг, сериалы, еда доставляют кратковременное, но удовольствие. Это способ регуляции.

— Клиническая ангедония. Утрата способности получать удовольствие от чего бы то ни было — от хобби, общения, еды, секса. Мир становится «выцветшим», наступает эмоциональная нивелировка.

➡️Не просто плохой сон, а нарушение витального ритма.

— Бедроттинг. Режим сбит, но человек может выспаться днем. Сон часто используется как избегание.

— Клинические нарушения сна. Ранние утренние пробуждения с тягостным чувством тревоги и тоски (классика при депрессии). Или, наоборот, гиперсомния, когда спят по 12-14 часов и не высыпаются. Здесь ключ — суточные колебания: характерное ухудшение состояния по утрам и некоторое облегчение к вечеру.

➡️Не просто усталость, а «свинцовая» астения.

— Бедроттинг. Усталость после стресса, которая проходит после настоящего отдыха.

— Астенический синдром. Усталость, не пропорциональная затраченным усилиям. Ощущение «свинцовой тяжести» в теле. Ключевой признак: Отдых не приносит облегчения. Проснулся таким же разбитым, как и лег спать.

☝️Мы видим, что психиатрическая грамотность для психолога — это не опция, а необходимость!

Потому как за простым и кажущимся невинным поведением — ну кто из нас не любит поваляться в кроватке — может прятаться психическое расстройство.

Увы, но без знания психиатрии психолог имеет высокий риск «нормализации» патологии.

Например, самая частая ошибка — списать клиническую депрессию на «лень», «выгорание» или «дурную привычку». Это приводит к годам неэффективной психотерапии и утяжелению состояния.

🔥Мы, конечно же, ратуем за повышение психиатрической грамотности психологов, и напоминаем, что до 30 октября еще есть возможность присоединиться к программе «Психиатрия для психологов».

А для тех, кто хотел бы познакомиться с преподавателем программы — Алёной Сергеевной Розиной — есть возможность завтра 25 октября в 11:00 мск присоединиться к супервизорской группе и увидеть, как проходят разборы клинических случаев и работе психологов с ними.
🔥UPD: Супервизия состоится 1 ноября.

Заявку на участие в супервизии оставляйте в вотсап Академии +7 962 999-59-00 с пометкой «Хочу на супервизию».
👍72