На полях у психоаналітика – Telegram
На полях у психоаналітика
427 subscribers
155 photos
9 videos
27 files
138 links
Психоаналітичний ескапізм, переклади, нотатки. Я пишу на ру і на укр. Домовитись про зустріч (психоаналіз, психотерапія) можна тут: @bartosh_alena
Download Telegram
"Идентифицируясь с отдельными чертами психи­ческого двойника, мы уподобляемся тем сторонам другого, в которых больше всего нуждаемся. Мы принимаем хоро­шее, что было в наших взаимоотношениях, и делаем это частью своеи‌ идентичности. Идентификации, таким обра­зом, являются своего рода внутренними подарками на па­мять, мотивированные нашим бессознательным желанием сохранить близость с потерянным человеком или вещью. Обогащающие идентификации помогают нам отделиться от психического двойника утраченного другого, потому что мы сберегаем для себя то, что однажды получили. Тем самым мы можем с чем-то расстаться и одновременно остаться с ним, по иронии судьбы обогатившись нашим опытом утраты."

Волкан. Жизнь после утраты

#цитата
3
Осторожно относилась всегда к позитивной психологии и психологии счастья
Раньше интуитивно, сейчас все больше понимаю, что права

Весь текст тут
https://knife.media/negative-psychoanalysis/
3🤔1
В 2002 году был снят фильм «Эквилибриум», повествующий о ядерной войне, из-за которой человечество решило отказаться от главных спровоцировавших её факторов. А именно — от эмоций, чувств, которые иногда находят своё воплощение в бездумной жестокости. Но начисто лишившись деструктивного компонента, человек также потерял что-то ценное, обратную сторону: умение радоваться мелочам, красоте, в них заложенной, перестал ощущать любовь, привязанность, горевать об утратах. И хотя книга «Демон полуденный. Анатомия депрессии» вряд ли имеет отношение к кино, и написана за год до этого, основная идея Соломона оказывается созвучной: избавь человека от малейших проявлений страдания — и ты лишишь его возможности быть человеком в принципе. Потому что боль от потери выражает, на сколько важен для тебя потерянный объект.

Тут собраны некоторые тезисы из книги, всё ещё актуальной на данный момент. Безумно интересны главы VIII История (начиная с гуморальных представлений Гиппократа и до нашего времени), IX Бедность (для депрессии нет классовых границ; для средств против неё — есть), XI Эволюция (гипотезы о пользе депрессии для вида, ведь почему-то это состояние не отсеялось в процессе естественного отбора). Но они в заметке не упоминаются.

#книги
🔥4
Спасибо, что вы тут. С Новым годом! 🎄
🎉52🔥1
В биологическом плане пол может быть либо мужским, либо женским. В общее понятие пола входят:

1) Генетика.
Набор половых хромосом: XX, XY. Другие сочетания очень редки;

2) Гонады (внутренние половые органы: яичники, яички). Либо по мужскому типу (М), либо по женскому (Ж). Очень редко интерсексуальные состояния, когда человек обладает двумя наборами сразу;

3) Гометы (половые клетки: сперматозоид, яйцеклетка). Никогда не может "поддерживаться" оба сразу;

4) Церебральный пол (условно пол головного мозга). Мозг функционирует в специфическом сочетании половых гормонов, одинаковых для всех. М от Ж отличаются соотношением этих гормонов и циклам выработки;

5) Морфологический пол (анатомическое строение, внешние половые органы).

Интересно, что в пренатальном периоде закладка внутренних гениталий такая, что в каждом есть предшественники как мужского, так и женского (Вульфовы и Мюллеровы протоки). Дальше всё зависит от того, как сработает ген SRY (Sex-determining region) на Y хромосоме. И будут развиваться либо яички, либо яичники. А наружные гениталии, напротив, развиваются из одного зачатка (половой бугорок, который затем модифицируется кому как повезёт).

Успех каждой следующей стадии полового формирования определяется тем, как завершилась предыдущая. Генетический пол (XX, XY) определяет развитие половых желез (яичники, яички). Они продуцируют фетальные андрогены (условно мужские половые гормоны), которые влияют на мозг и тело. Гормоны крайне важны.

Что может пойти не так?
Из-за стресса, лекарств, болезней матери и проч., может нарушиться концентрация андрогенов, либо восприимчивость к нему клеток эмбриона. Тогда, как пример, наружные половые органы не сформируются в соответствии с внутренними. Тело будет развиваться по умолчанию (по женскому типу). Фактически, человек, которому суждено стать мужчиной, отчасти сформируется как женщина.

Эмбрион имеет естественную способность развиваться по женскому типу, независимо от наборов половых хромосом. Для того чтобы родился и вырос мальчик, нужно достаточное количество андрогенов в критические периоды. Если их концентрация недостаточна, даже при ХY, родится девочка (но в будущем не сможет иметь детей).

Таким образом, первой с точки зрения половой дифференциации была Ева :) И из женского организма в ходе эволюции уже развивался мужской.

#по_следам_лекций
🔥4👍1😁1
При этом,

сексуальная идентичность = половая принадлежность + гендерная идентичность/роль/экспрессия + сексуальная ориентация

Гендер – внутреннее психическое ощущение своего пола, определённое позиционирование себя в обществе, некий социальный конструкт. Гендерная идентичность строится на поиске себя в континууме "феминность - маскулинность" и может быть как бинарной (либо Ж, либо М, без привязки к биологическому полу), так и небинарной (агендеры, бигендеры, когда самоощущение не определено, флюидные, когда оно нестойкое).

Любопытно, что общество пошло именно по такому пути (расширение количества гендеров), вместо того, чтобы, скажем, оставить обозначения Ж и М лишь для биологической данности, не требуя от других чего-то заранее предусмотренного. Принять, что мужчина имеет право вышивать крестиком или плакать, а женщина не обязана быть кроткой, скромной, "украшением офиса" и т.д.

С психоаналит. точки зрения эта тема связана с идентичностью в принципе, с тем, как и на сколько устойчиво мы определяем себя (процесс идентификации, интеграции Я), и способны ли сделать выбор, или нам сложно принять ограничения, страшно совершить ошибку в самоопределении.

Возможно, я в чём-то заблуждаюсь. Что думаете по гендерному вопросу?

#по_следам_лекций #мысли
2
В тему пола и гендера вспомнилась коротенькая история Патрика Кейсмента («Обучение у жизни. Становление психоаналитика»), произошедшая, когда ему было 5 лет. Взрослые собрались на чаепитие, а детей, поскольку день выдался жарким, отослали купаться. Патрик вернулся в гостинную раздетым и без купального костюма, чем удивил свою мать. Состоялся такой разговор:
— Среди вас были только маленькие мальчики или маленькие мальчики и девочки вместе?
— Я не знаю. У нас не было никакой одежды.
😁31
Как часто вы сохраняете картинки или тексты, которые потом не пересматриваете и не читаете? Или делаете репост со списком интересных ссылок, которым в приципе не суждено быть открытыми? При этом сам факт подобного сохранения приносит некоторое удовольствие.

Во времена, когда начался ковид, и всё обучение перешло в онлайн, можно было услышать такую историю. Человек, вместо того, чтобы присутствовать на лекции, включал запись экрана, сохранял видео, но затем — никогда к нему не возвращался. В каком-то смысле, компьютер, делающий запись, «смотрел» лекцию за учащегося.

Жижек приводит и другие примеры «делегированного удовольствия». Например, в плоскости эмоций — это закадровый смех в старых комичных сериалах (смеётся кто-то другой, и я отдыхаю, ведь могу в этот момент смотреть комедию с серьёзным лицом). Или плакальщицы на похоронах, упоминания о которых есть даже в древнеегипетском и древнегреческом искусстве. Кто-то, возможно, не знакомый с умершим, выражал о нём скрорбь за деньги, плакал вместо его родных и близких.

Феномен, который тут проявляется, современный философ Роберт Пфаллер описал как интерпассивность. Интерпассивность — делегирование своих чувств или действий кому-то/чему-то внешнему. Способ наслаждаться посредством Другого.

#заметки #психоанализ
5🔥1
В лакановской версии понимания психики Жижек использовал эту концепцию, чтобы описать возникновение субъекта.

«С точки зрения психоанализа каждый рожденный ребенок в силу своей слабой приспособленности в первые месяцы выступает в качестве объекта для взрослых, но, тогда как и когда возникают структуры субъективности? [... ]

Нужен логический промежуточный шаг: момент интерпассивности, в котором от представления «Другой это делает за меня» субъект мысленно переходит к «это делается мной через Другого». Подобный ход мысли по-своему предопределен тем, что пока еще ребенок не знает других желаний, кроме своих. Открыть факт, что у матери (Другого) есть какие-то еще неизвестные (не только ребенку, но порой и ей самой) желания — ему еще только предстоит. Таким образом интерпассивность — это и есть первый шаг в субъективации: представить себя тем, кто делегирует свое удовлетворение другому. Иными словами, чтобы произвести субъекта необходима вовсе не автономная активность, порождаемая изнутри (как считали философы Нового времени). Для этого скорее нужно принять факт того, что ты пассивный объект в действиях Другого, а затем совершить проекцию этой позиции на Другого. То есть по сути сперва создается место того, кто действует, а только потом субъект начинает с ним как-то идентифицироваться, пытаться его занять.»
(И. Кудряшов)

#цитата
2
«Женщина, покидающая кабинет психоаналитика»
Ремедиос Варо 1960 г.

Работа испанской художницы-сюрреалистки, которая интересовалась психоанализом, кабаллой, алхимией. Ремедиос Варо была одногруппницей Дали, лекции им читали в том числе Альберт Эйнштейн и Мари Кюри.
🔥32🌚1
Некоторые другие работы: «Мимикрия» (недвижимая женщина превращается в кресло, пока мебель заигрывает друг с другом), «Явление», «Глаза и очки».
👍31
Однажды для меня стало открытием, что многие симптомы, на первый взгляд довольно патологические, на самом деле спасают психику от окончательного фиаско.

Например, продуктивная симптоматика (когда появляется что-то, чего раньше не было – галлюцинации, бред и т.п.) Оливер Сакс описывает человека с корсаковским синдромом, совершенно неудерживающем в памяти текущие события. То есть, прошлое до определённого времени сохранилось, а настоящее – уже не фиксируется. Этот герой – мистер Томпсон – весь день рассказывал о себе выдуманные истории, как комик на сцене, и не мог отличить истинное от лживого. Он замолкал только на природе, редко расстраивался, не похоже, что глубоко о чём-то задумывался. С одной стороны, плотный фантазийный поток, достраивающий ускользающую реальность, полностью убил чувство осмысленности жизни, и сам по себе выглядит проблематично. Но с другой, это ведь работа психики над залатыванием амнестической пропасти. Там, где воспоминания отсутствуют, появляется конфабуляторный бред – последняя (и, к сожалению, безуспешная) попытка снова собрать расползающийся мир и собственное «Я».

#заметки
4😢2👍1👎1🎉1
Любой из нас имеет свою историю, свое внутреннее повествование, непрерывность и смысл которого составляют основу нашей жизни. Можно утверждать, что мы постоянно выстраиваем и проживаем такой «нарратив», что личность есть не что иное как внутреннее повествование.
Желая узнать человека, мы интересуемся его жизнью вплоть до мельчайших подробностей, ибо любой индивидуум представляет собой биографию, своеобразный рассказ. Каждый из нас совпадает с единственным в своем роде сюжетом, непрерывно разворачивающимся в нас и посредством нас. Он состоит из наших впечатлений, чувств, мыслей, действий и (далеко не в последнюю очередь) наших собственных слов и рассказов. С точки зрения биологии и физиологии мы не так уж сильно отличаемся друг от друга, но во времени – в непрерывном времени судьбы – каждый из нас уникален.

Чтобы оставаться собой, мы должны собой обладать: владеть историей своей жизни, помнить свою внутреннюю драму, свое повествование.


Оливер Сакс

#цитата
3👍1