На полях у психоаналітика – Telegram
На полях у психоаналітика
427 subscribers
155 photos
9 videos
27 files
138 links
Психоаналітичний ескапізм, переклади, нотатки. Я пишу на ру і на укр. Домовитись про зустріч (психоаналіз, психотерапія) можна тут: @bartosh_alena
Download Telegram
оставалась неизмененной и нуждалась в том, чтобы ее приняли и трансформировали в облике Маноло. Терапия способствовала дальнейшему развитию альфа-функции и до такой степени, что «Маноло» смог распасться на мелкие составляю-
щие, быть «переваренным» и трансформированным в эмоции и мысли.

#психолог #психотерапевт #василийманзар
👍1
Несколько мыслей в контексте языка/мови по поводу убийства в себе «внутреннего москаля», отказа от своей русскоязычной части и призывов «похоронить свою старую идентичность». Тема чувствительная, но это моё приватное мнение, ни к чему не призывающее.

Если начать издалека и с общего, я думаю, психоанализ как мировоззрение – это что-то, что ставит И там, где раньше было категорическое ИЛИ. Как говорит Єгор Буцикін, ссылаясь на другого исследователя, мета психоаналітичного процесу в тому, щоб об'єднувати те, що було розщеплене, інтегрувати досвід, ми насправді не аналізуємо, а з'єднуємо між собою різні частини особистості. И тогда больше смысла было бы в том, чтобы называть это психосинтезом. Перед лицом психосинтеза любой человек одновременно может быть И правым И заблуждающимся, И умным И глупым, И сильным И слабым, И жадным И щедрым, И плохим И хорошим, И ребёнком И взрослым, и так далее.

Наша идентичность – не кожа, которая полностью обновляется каждых 7 лет, не оставляя после себя старых клеток. Это скорее многослойное лоскутное одеяло из идентификаций с кем-то значимым, где каждый лоскуток пришит к другому нитями личных инсайтов, мыслей и эмоций. А каждый слой – определённый период взросления и становления. Самый важный и толстый слой, задающий материал и форму всего одеяла, конечно, детство. В детстве нам вручают бесценный инструмент – иглу с тонким ушком – слово, язык, речь – которым мы начинаем сшивать (называя) кусочки реальности друг с другом. Огромный пласт всего того, что есть Я, создан при помощи этой иглы.

Год открытой войны, вкупе с прошлыми, когда конфликт был выражен не настолько остро, ставит ряд вопросов: а не бракованный ли нам выдали инструмент? Кто его производитель и поставщик? Может, стоит избавиться вообще от всего, что было им произведено? На сколько этично пользоваться иголкой той же марки, что и та, что сейчас распарывает швы нашей мирной жизни, уничтожая то хорошее, что в ней было?

І для когось відповідь однозначна та очевидна. Бо то є аутентичним, справжнім та (нарешті) ненав'язаним йому та його сім'ї. Хтось, повернувшись до української, яка раніше була заборонена або просто не в тренді, повертається до себе та традицій роду.

А для кого-то резкие изменения – от себя уход. Потому что самый ценный слой его одеяла ещё помнит тепло маминой колыбельной, звучавшей по-русски. И весь его опыт, выраженный в других слоях, тоже прошит этими ё, ы, ъ. Не каждая шляпка над е, выраженная в двух точках, это шляпка на голове внутреннего москаля. Москаль, рашист, загарбник – это не про язык, а про дискурс, который может быть разным.

Психотерапия, психоанализ точно не про то, чтобы хоть что-то в себе убивать. Мова, language, Sprache, język, и вообще изучение языков и культур обогащают идентичность, добавляют в наше одеяло новые, уникальные лоскуты. Хорошая возможность побыть разными версиями себя. Так зачем хоронить заживо важную часть, если можно её расширить? Это то же самое, как сказать: давайте похороним анальную стадию развития, потому что она грязная и звучит противно. Забудем всё, чему тогда научились. Психосинтез: И ребёнок И взрослый, И мать И жена, И примитивные защиты И зрелые, И українською можу И по-русски И po polsku И как-то ещё. А что с этими возможностями в виде «И» делать (переходить/не переходить, обдумывать/сразу использовать, спробувати/не поспішати) – выбор и ответственность каждого отдельного субъекта.

#заметки #мысли
6👍2
Психоанализ не для всех. Это могло бы прочитаться как пафосное, полное превосходства заявление. На моем опыте психоанализ не подходит той категории людей, которые не хотят о себе нечего знать. Задача таких людей - забыть себя. Это забывание спасло когда-то им жизнь и они приходят к пси-специалисту, чтоб им помогли забыть себя. Чтоб им помогли и дальше держать свою историю на расстоянии от сознания, отщепленной и отброшенной.

Трагедия такого человека описанная Фрейдом в том, что он назвал навязчивым повторением. То есть, опыт, какой бы он не был, стремится к интеграции в личность. Бион это описал красивейшим образом, так, что непереваренная мысль возвращается к мыслителю. Таким образом трагедия человека, который стремится не знать и забыть себя в том, что он насильственным образом отказывается помнить и знать себя. Это совершается за счёт садизма над собственной самостью, той частью своей истории, которая нежелательна.

Психоанализ, из моей собственной формулировки, я бы назвал самораскрытием растянутым во времени. Это узнавание себя, возвращение себе своей истории и полноты своей личности. Это нелёгкий и неповерхностный труд, но который себя полностью оправдывает.

Троник, известный исследователь из бостонской группы возглавляемой Стерном, цитирует слова Брукса: "Как гласит пословица, единственный способ выбраться из этой путаницы - влезть в нее". Троник на мой взгляд прекрасно описал такой избегающий способ отношения к себе через создание жесткой определённости. Незнание себя создаёт ложную определённость для самости за счёт ее садистического подавления. Автор видит выход и решение в возвращении к неопределённости и создании смыслов внутри неё.

Грин в сформулированном им контрфобическом избегании показывает осторожность таких людей, которых я отнёс к тем, кому не показан психоанализ, через страх того, что свободные ассоциации потянут за собой травматический опыт и знание о себе, которое скрывалось от самого себя.

И тем не менее Ломбарди указывает на особенность психоанализа, который позволяет совершить переход от "определенного" мышления обслуживающего избегание к "абстрактному" в условиях неопределённости. Только в условиях неопределённости возникает то, что Винникотт назвал переходным пространством, в котором появляется креативность. Креативность, как творческая способность создавать новые смыслы пересматривая старые.

(с) психолог Василий Манзар

#психотерапевт
7
Некоторые обновления:

Комментарии теперь закрыты, потому что я подумывала забросить этот канал. Пока его дальнейшая судьба неизвестна, тут всё же будет появляться что-то, что мне интересно. Вперемешку на укр и рус языках. Отдельно существует чат, в котором остаётся возможность обратной связи.

Также изредка планирую записывать аудио версии статей/отдельных глав из книг на украинском языке. Если вам такое может пригодиться, первая запись - аматорское чтение книги Томаса Огдена, касающейся работ Биона. Начиная с 36:54 описывается клинический случай, который Огден пытается рассмотреть через бионовскую перспективу.

Спасибо, что вы всё ещё тут.

#аудио
13😢2🤔1
Несколько веков назад японцы придумали кинцуги (kintsugi) - технику починки разбитой керамики. Осколки склеивались смолой дерева уруси, смешанной с порошкообразным золотом или серебром. Считается, что уже в XV веке мастера осознали, что иногда "бесшовное" склеивание невозможно, но если покрыть трещинки лаком уруси, вещь может стать даже более элегантной и красивой, чем она была. Кинцуги отсылает к японской концепции ваби-саби - красоты несовершенства. Согласно этой философии, не нужно скрывать свои шрамы, в том числе и духовные, а признать их важной частью своей жизни. Шрамы, оставшиеся там, где раньше были раны, могут стать напоминанием о неукротимости человека.

Сейчас у нас даже есть специальные группы, где люди таким образом реставрируют разбитую посуду, и это становится метафорой посттравматического роста.

#заметки
9👍1
Однако, кажется, это не передаёт того, что происходит в современности, и как на самом деле люди справляются с войной. Возможно, сейчас нам ближе трактовка американского художника Глена Мартина Тейлора, использующего вместо золота гвозди или проволоку.
🤔1
«Столик в углу» – небольшой сериал, развивающий воображение, так как состоит он только из диалогов. Пожилой мужчина из дальнего угла забегаловки может исполнить любое твоё желание, если выполнишь его задание, и в подробностях об этом расскажешь. Задания, как правило, выглядят нелепо, но по мере выполнения человек больше знакомится с собой: например, монахине, утратившей возможность слышать Бога, приходится забеременеть, а для желающей умереть девушки находится ироничная задача «создать то, ради чего стоит жить». К сожалению, главный герой так и не признался, к какой школе психоанализа он принадлежит.

#смотрим_вместе
🔥72👍1
Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing

Оригінальне дослідження щодо зв'язку моральності та чистоти тіла. Людина, яка вважає, що скоїла щось дурне, буде більш схильна до оперування словами, пов'язаними з темою чистоти, а також частіше вдається до фізичного очищення і застосування антисептиків. Автори називають це "ефектом Макбет*" - загрозу моральній чистоті, що викликає потребу очищати фізичне тіло.

* Так, леді Макбет сподівалась, що вода очистить її від зрадницького вбивства короля. Намагаючись очистити совість від крові, Макбет одержимо вигукувала: "Геть, проклята пляма! Геть!".

Багато з нас хочуть відповідати зразку високої моралі, але як можна поводитись з компрометуючими ситуаціями, де наша поведінка була не зовсім етичною? У релігіях для цього широко застосовується механізм змивання гріхів. Наприклад, настанова "Встань, прийми хрещення і змий свої гріхи" в христианстві, обмивання тіла перед молитвою в ісламі, вимога до охайності в індуїзмі. Англійською такі слова як "clean" і "pure" описують як фізичний, так і духовний стан (наприклад, "він чисто співає"). Китайський вислів "брудні руки" стосується людини, яка краде. Тобто навіть на рівні мови є зв'язок між тілесною та моральною чистотою. Так і з відразою, що насправді є афектом смакових нервів (відраза захищає від поїдання небезпечної їжі), але тепер вона набула соціального та культурного значення (людина відчуває відразу, огиду, коли бачить насильство).

Отже, автори кажуть, що фізичний акт очищення, який пом'якшує фізичну огиду, так само знижує соціальну та моральну огиду, у такий спосіб полегшуючи моральний осуд.

#статьи
4👍4🤔1
1😁1
Провели 4 експеримента:

1. Учасників просили згадати деякі моменти свого життя. Коли людина згадує неприємний вчинок, у неї збільшується к-ть лексики, пов'язана з очищенням.

2. Учасникам запропонували переписати від руки розповідь від першої особи, а потім оцінити продукти (мило, зубну пасту, порошок, сік, диски, батарейки тощо). Ті, хто переписував розповідь, що включала неетичний вчинок, вище оцінували засоби для чищення, ніж ті, хто писав звичайний текст.

3. Пізніше людям пропонували подарунок: серветки або олівець. Ті, хто згадав неетичний вчинок в 1., частіше обирали антисептичні серветки (67%) .

4. Далі дослідники слідкували за поведінкою учасників, що обрали серветки, і запропонували їм допомогти студентам на волонтерській основі. Ті, хто вже встиг протерти руки (змив свої моральні недосконалості) погоджувалися у 41% випадків. А ті, хто до цього не протирав руки - у 74%. Ніби волонтерством вони намагались компенсувати погані вчинки, пригадані напередодні. Але така компенсаторна поведінка вже не була потрібною групі, яка "зняла гріх" антисептиком.

"Ще невідомо, чи справді чисті руки створюють чисті помисли, але наші дослідження показують, що вони принаймні забезпечують чисту совість після зазіхань на моральність."

#статьи
5
Барри Пронер о психоаналитическом слушанье. Г-ну В. приснилось, что он «был в центре города». Он сказал, что разваливается на части, внутри полный бардак и хаос. Пациент занял себя делами, чтобы расписание «склеило» и удержало вместе части его Я. Список дел состоял из похода в банк, библиотеку и чтения книг. Когда он сидит дома один, то не знает, что делать без жены и аналитика. Он хотел бы уметь контролировать желание и потребность другого быть с ним. Я проинтерпретировал его слова про центр города как фразу «не обладаю кем-то» (слово «downtown» (центр города) произносится как «don’t-own» (не обладаю). Ему было больно от того, что он не может распоряжаться своими объектами, другими людьми.

#психолог #психотерапевт #василийманзар
👍41🔥1🌚1
😁9🌚1
Перечитывая Алису в Стране чудес Кэрролла. По мотивам первой встречи.

📙 Поиск имеющейся трудности:

Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая.

Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто.

📕 Дополнительные прояснения:

– Что вам известно, свидетельница, по данному вопросу? – обратился Король к Алисе.
– Ничего, – сказала Алиса.
– И ничего больше? – спросил Король.
– И больше ничего, – ответила Алиса.
– Это чрезвычайно важно! – сказал Король.


📙 Налаживание контакта:

— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я!
— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?


📗 Установление границ:

Нельзя делать то, что нельзя.

📙 Просьба свободно ассоциировать:

Думай о смысле, а слова придут сами.

📕 Слова, которые пришли:

— С чего начинать, Ваше Величество? — спросил он.
— Начни с начала, — важно ответил Король, — продолжай, пока не дойдешь до конца. Как дойдешь — кончай!


Я расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра, — сказала неуверенно Алиса. — А про вчера и рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая.

— Как мне попасть в дом? – повторила Алиса громче.
— А стоит ли туда попадать? – сказал Лягушонок. – Вот в чем вопрос.


📗 Подведение итогов:

– Будьте любезны, в каком направлении мне идти?
– В известном тебе, – ответил Кот.
– Оно мне неизвестно.
– Значит, в неизвестном. Во всяком случае, известно, что в известное время ты окажешься та-ам или ту-ут, – мурлыкнул Кот.

У меня положение безвыходное, но я хоть брыкаться могу!

#цитаты
9🔥1
У людей есть естественная склонность бояться друг друга. Когда вы идёте на вечеринку и отказываетесь рядом с незнакомцем, вы склонны задавать довольно бессмысленные вопросы типа "Как поживаете?" в попытке преодолеть тревогу. Наконец кто-то даёт вам в руки бокал, и вы немного успокаиваетесь. Я помню, как слушал лекцию аналитика Евы Розенфельд, которая знала Фрейда и его семью, когда те жили в Вене, и она сказала, что у них был обычай не предлагать гостям напитки, а рассказывать анекдоты, чтобы те чувствовали себя непринуждённо.

Я боюсь всех вас; я боюсь своих родителей; я боюсь своего начальника и подчинённых, я боюсь свою жену, своих детей, своих пациентов. Этот страх перед любым другим есть страх неизвестного - и в других, и в себе самом. Уилфред Бион как-то сказал, что если вы не боитесь пациента, собирающегося прийти в ваш кабинет, то, должно быть, что-то неправильно, потому что это предполагает, что вы знаете, что произойдёт. А если вы знаете, то какой смысл в этой встрече.

Преодолеть этот страх - эмоциональная задача.

Невилл Симингтон

#психотерапевт #психолог #василийманзар
👍62
Сказки нужны для того, чтобы дети могли свои прямые непосредственные фантазии и переживания облечь в символическую форму и таким образом их вытеснить.

Поль Дени

#цитата
🔥6👍1🌚1
Всегда есть первый момент появления симптома, и это первое появление имеет решающее значение. Все происходит в первую минуту, потому что именно тогда воздействие симптома наиболее пронзительно и неизгладимо. Как будто первоначальное появление симптома лучше раскрывает его причину, чем его последующие повторные появления. Часто пренебрегают определением начала расстройства, хотя это очень важно для понимания процесса болезни. Поэтому для психоаналитика должно стать привычкой во время предварительных интервью точно определять первое появление расстройства и знать, что оно будет повторяться до тех пор, пока не будет произнесено слово, которое придаст ему истинное значение. В этом смысле давайте не будем забывать об этом: что не то, что обрело смысл в наших головах, всегда возвращается в наших действиях, а наоборот, то, что обрело смысл, перестает возвращаться. Но что значит придать смысл беспорядку? Смысл расстройства - это не что иное, как ответ на вопрос: почему это расстройство было необходимо? Какова была цепь психических событий, которые сделали его необходимым? Решением какой проблемы является расстройство?

Хуан-Давид Назио «L'inconscient, c'est la répétition!»

#цитата
🔥32🤔1
Як і всі симптоми, розлад харчової поведінки відразу висловлює і бажання, і його уникнення. Наприклад, проблеми, пов'язані з масою тіла, можуть виражати нестерпне відчуття «надто багато»: занадто багато бажання, занадто багато потреб, занадто багато відчуттів, занадто сильне вторгнення об'єкта або потягу. І тоді здійснення контролю - це спроба обмежити це «надто багато» і водночас це засіб виживання.

Страх бути товстим може бути страхом бути неконтрольованим, але також страхом ненормальності, що виходить із зосередженості на частині тіла, що означає зло. Часті проблеми навколо «надто великої нижньої частини тіла» вказують на зв'язок між ротом-вагиною та анусом, жадібністю та агресією. При булімії або надмірній вазі пацієнти можуть говорити про «поїдання сміття (лайна)», що виражає анальне бажання зіпсувати хороший об'єкт і відвернутися від хорошої їжі, що походить від первинного об'єкта. Жадібність, яка підміняє потребу в об'єкті, не призводить до задоволення через агресивний і псуючий характер зв'язку з об'єктом. Компульсивне поїдання «сміття» є мазохістичним самообслуговуванням, для пацієнта здається цей шлях безпечніший, ніж покладатися на ненадійний об'єкт.

Зведення психічної реальності до проблем із їжею - це відчайдушна спроба знайти спосіб контролювати те, що здається неконтрольованим, а потреба покладатися на людину надто ризикована, і вона дискваліфікується. Пацієнти з харчовим розладом ненавидять сам апетит, інколи навіть заперечують його існування. Фактично, пацієнти з розладом харчової поведінки дуже вимогливі і постійно потребують внутрішніх об'єктів, але їх «жадібне» Над-Я, постійно вторгається і пред'являє величезні вимоги як до себе, так і до своїх об'єктів, саме це пронизує їх відчайдушні спроби не потребувати нікого. Здається, вони постійно перебувають у серцевині внутрішньої битви із собою та своїми об'єктами. Це нескінченна битва з власним тілом, яке проживається як поганий об'єкт. Садистичне Над-Я підтримує їхню постійну низьку самооцінку.

#нотатки
5🤔1😱1