Не всё, что выбивается из обычного и поэтому "ненормальное", обязательно должно быть "неполноценным".
Г. Аспергер
#цитата
Г. Аспергер
#цитата
🔥4
Forwarded from Амбассадор психоанализа
«Любовь может выходить за рамки чисто потребительских отношений при условии, что она позволяет себе быть «обманутой скорбью», допуская возможность невосполнимой утраты и тем самым сохраняя открытым пространство пустоты, которую нельзя заполнить потребительским прибавочным наслаждением» Р. Кавасола
❤6
Из интервью с Д. Рождественским
- Какие личностные качества необходимы психоаналитику?
- У хорошего психоаналитика должно быть два личностных качества: он должен быть ленив и нелюбопытен. Лень необходима - мне трудно представить себе нечто более страшное, чем психоаналитик, который горит энтузиазмом и рвением начать делать что-то с пациентом или для пациента. Это, как говорил Балинт, химера из ночного кошмара. Психоаналитик должен быть либо ленивым, либо очень усталым человеком. Потому что, только когда человек либо ленив, либо очень устал, он не будет делать ничего лишнего. Самое губительное в работе с пациентом – это начинать делать лишние вещи, о которых он тебя не просит. Это все равно что тащить дерево вверх за ветви с целью ускорения его роста, и, кроме того, в большинстве случаев оказывается, что вещи-то эти нужны были аналитику, а не пациенту. Знаете, как в древности мастера писали фрески? Перед тем, как приступить к фреске, они изнуряли себя физическим трудом – дробили камни, таскали воду и брались за работу тогда, когда уже буквально руки отваливались от усталости. И тогда они не делали ни одного лишнего мазка, потому что на это уже не хватало сил.
А насчет любопытства – видите ли, любопытные люди слишком много читают. Они поглощают огромное количество психоаналитической литературы, и в результате у них в голове уже не остается места для собственных мыслей. И тогда они начинают пытаться втиснуть пациента в прокрустово ложе существующих теорий. Теории надо знать, но только не для того, чтобы пытаться «запихнуть» в них реального человека. Когда работаешь с пациентом, нужно отрешиться от всех теорий и с каждым новым человеком заново создавать всю психоаналитическую теорию в процессе общения с ним. И это будет одноразовая теория, пригодная только для этого пациента и ни для кого больше. Но это единственный путь к тому, чтобы понять его по-настоящему. Я часто говорю студентам: «Постарайтесь за время обучения усвоить как можно большее количество знаний, но когда вы начнете взаимодействовать с живым человеком, пришедшим к вам, все выкиньте из головы, не пытайтесь его «подогнать» ни под какие теории. Если знания, которые вы получили, достаточно интегрировались в вашем профессионализме, они сами, без вашего сознательного участия, найдут свое место в том, как вы строите беседу, что и как вы говорите. И тогда остается просто, расслабившись, отдаться свободному течению беседы с человеком».
#цитаты
- Какие личностные качества необходимы психоаналитику?
- У хорошего психоаналитика должно быть два личностных качества: он должен быть ленив и нелюбопытен. Лень необходима - мне трудно представить себе нечто более страшное, чем психоаналитик, который горит энтузиазмом и рвением начать делать что-то с пациентом или для пациента. Это, как говорил Балинт, химера из ночного кошмара. Психоаналитик должен быть либо ленивым, либо очень усталым человеком. Потому что, только когда человек либо ленив, либо очень устал, он не будет делать ничего лишнего. Самое губительное в работе с пациентом – это начинать делать лишние вещи, о которых он тебя не просит. Это все равно что тащить дерево вверх за ветви с целью ускорения его роста, и, кроме того, в большинстве случаев оказывается, что вещи-то эти нужны были аналитику, а не пациенту. Знаете, как в древности мастера писали фрески? Перед тем, как приступить к фреске, они изнуряли себя физическим трудом – дробили камни, таскали воду и брались за работу тогда, когда уже буквально руки отваливались от усталости. И тогда они не делали ни одного лишнего мазка, потому что на это уже не хватало сил.
А насчет любопытства – видите ли, любопытные люди слишком много читают. Они поглощают огромное количество психоаналитической литературы, и в результате у них в голове уже не остается места для собственных мыслей. И тогда они начинают пытаться втиснуть пациента в прокрустово ложе существующих теорий. Теории надо знать, но только не для того, чтобы пытаться «запихнуть» в них реального человека. Когда работаешь с пациентом, нужно отрешиться от всех теорий и с каждым новым человеком заново создавать всю психоаналитическую теорию в процессе общения с ним. И это будет одноразовая теория, пригодная только для этого пациента и ни для кого больше. Но это единственный путь к тому, чтобы понять его по-настоящему. Я часто говорю студентам: «Постарайтесь за время обучения усвоить как можно большее количество знаний, но когда вы начнете взаимодействовать с живым человеком, пришедшим к вам, все выкиньте из головы, не пытайтесь его «подогнать» ни под какие теории. Если знания, которые вы получили, достаточно интегрировались в вашем профессионализме, они сами, без вашего сознательного участия, найдут свое место в том, как вы строите беседу, что и как вы говорите. И тогда остается просто, расслабившись, отдаться свободному течению беседы с человеком».
#цитаты
❤5🔥4👍1
Бути українцем - це не тільки жити в умовах кінця світу, а й мати певні плани на потім.
(Із матеріалів сьогоднішньої конференції "Етичні виклики в психоаналітичній терапії під час війни")
#цитата
(Із матеріалів сьогоднішньої конференції "Етичні виклики в психоаналітичній терапії під час війни")
#цитата
❤11
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
Антонино Ферро о разыгрывающемся детском травматическом опыте через "взрослую" сексуальность. Луке сорок лет, он адвокат, преподает в университете гражданское право. В детстве родители души в нем не чаяли, но когда ему было два года, у матери обнаружилось заболевание крови, которое вынуждало ее проводить долгое время в стационаре и привело к ярко выраженной депрессии, в том числе из-за курсов химиотерапии, которые ей приходилось выносить. Отец, очень занятый работой, выражал свою любовь как мог, но был не в силах заменить Луке мать — заполнить физическое, а часто и психическое ее отсутствие.
Сразу после вступления в брак Лука начал жить двойной жизнью: жизнью с женой и детьми и второй, тайной жизнью с ночными вылазками и гомосексуальными связями, которые, как ему казалось, помогали успокоить подчас накрывающее его чувство отчаянной пустоты. Однако эта двойная жизнь со временем поляризировалась,
как будто существовал один Лука — «культурный», а другой совершенно «бескультурный», и они самым драматичным образом чередовались. Семейная и университетская жизнь первого оказалась в весьма шатком положении из-за Луки «бескультурного», у которого образовалась бурная связь с гомосексуалом-садистом по имени Маноло, ради которого Лука принимал участие в садомазохистских оргиях, получая раны и ушибы, не говоря уже о всевозможных унижениях.
Тогда-то Лука и обратился за помощью к психоаналитику. С самого начала казалось очевидным, что Маноло представляет ту отсеченную от детско-родительских отношений часть, которая не обрела способствующего трансформации принятия у «заботящегося взрослого» и так и осталась пропитанной насилием. Лука подчиняется этому насилию ради того, чтобы усмирить его (даже если он не может его контейни-
ровать) и чтобы вновь обрести собственные утраченные протоэмоциональные состояния. Даже кабинет анализа с самого начала оживает в рассказах Луки, как будто речь идет о двух разделенных местах: кабинете адвоката, серьезного человека,
и darkroom, как в порно-клубе, где выступает Маноло.
Аналитик в состоянии не только уловить Маноло как отделенную часть Луки (а также как способ Луки видеть образ своего аналитика), но и разобрать Маноло на мельчайшие эмоциональные компоненты, из которых тот состоит. Этот разбор
на части проходит через схватывание и описание в различных сценариях ярости, ревности, жажды мщения, насилия… Маноло. Это позволит Луке в какой-то момент поговорить с «женой» (принимающей частью себя и аналитика ) об этой двойной
жизни. А перед этим ему приснился сон, в котором он увидел себя в кинотеатре в родном городе, с двумя кинозалами рядом, где, бывало, в одном зале шел фильм про любовь, а в другом — про индейцев или про войну. И иногда в зале, где шел фильм про любовь, были даже слышны выстрелы и крики из другого зала.
История продолжается: у Луки обнаруживают тяжелое заболевание — не поддающуюся воздействию разновидность диабета, которую, однако, включают в экспериментальный протокол лечения Каролинского института в Стокгольме
по пересадке клеток поджелудочной железы. Маноло каким-то образом представляет собой неконтейнируемое скопление «кетоновых тел», которые ведут Луку к аннулированию его культурной, гражданской жизни, но анализ становится той
самой пересадкой клеток, пересадкой альфа-функции, которая позволяет Луке метаболизировать собственные протоэмоциональные состояния ярости, гнева, ревности, отчаяния, до тех пор пока Маноло, у которого больше нет никакого резо-
на существовать, не уйдет со сцены.
Лука сможет отнестись с принятием к собственным протоэмоциям и реализует с самим собой отношения , выйдя из садомазохистских отношений и гомосексуальности; но это все никак не связано с полами, и герои этой истории могли бы оказаться любого биологического пола. Одна часть психики Луки обрела способность к принятию и трансформации и наладила отношения . Другая ее часть
Сразу после вступления в брак Лука начал жить двойной жизнью: жизнью с женой и детьми и второй, тайной жизнью с ночными вылазками и гомосексуальными связями, которые, как ему казалось, помогали успокоить подчас накрывающее его чувство отчаянной пустоты. Однако эта двойная жизнь со временем поляризировалась,
как будто существовал один Лука — «культурный», а другой совершенно «бескультурный», и они самым драматичным образом чередовались. Семейная и университетская жизнь первого оказалась в весьма шатком положении из-за Луки «бескультурного», у которого образовалась бурная связь с гомосексуалом-садистом по имени Маноло, ради которого Лука принимал участие в садомазохистских оргиях, получая раны и ушибы, не говоря уже о всевозможных унижениях.
Тогда-то Лука и обратился за помощью к психоаналитику. С самого начала казалось очевидным, что Маноло представляет ту отсеченную от детско-родительских отношений часть, которая не обрела способствующего трансформации принятия у «заботящегося взрослого» и так и осталась пропитанной насилием. Лука подчиняется этому насилию ради того, чтобы усмирить его (даже если он не может его контейни-
ровать) и чтобы вновь обрести собственные утраченные протоэмоциональные состояния. Даже кабинет анализа с самого начала оживает в рассказах Луки, как будто речь идет о двух разделенных местах: кабинете адвоката, серьезного человека,
и darkroom, как в порно-клубе, где выступает Маноло.
Аналитик в состоянии не только уловить Маноло как отделенную часть Луки (а также как способ Луки видеть образ своего аналитика), но и разобрать Маноло на мельчайшие эмоциональные компоненты, из которых тот состоит. Этот разбор
на части проходит через схватывание и описание в различных сценариях ярости, ревности, жажды мщения, насилия… Маноло. Это позволит Луке в какой-то момент поговорить с «женой» (принимающей частью себя и аналитика ) об этой двойной
жизни. А перед этим ему приснился сон, в котором он увидел себя в кинотеатре в родном городе, с двумя кинозалами рядом, где, бывало, в одном зале шел фильм про любовь, а в другом — про индейцев или про войну. И иногда в зале, где шел фильм про любовь, были даже слышны выстрелы и крики из другого зала.
История продолжается: у Луки обнаруживают тяжелое заболевание — не поддающуюся воздействию разновидность диабета, которую, однако, включают в экспериментальный протокол лечения Каролинского института в Стокгольме
по пересадке клеток поджелудочной железы. Маноло каким-то образом представляет собой неконтейнируемое скопление «кетоновых тел», которые ведут Луку к аннулированию его культурной, гражданской жизни, но анализ становится той
самой пересадкой клеток, пересадкой альфа-функции, которая позволяет Луке метаболизировать собственные протоэмоциональные состояния ярости, гнева, ревности, отчаяния, до тех пор пока Маноло, у которого больше нет никакого резо-
на существовать, не уйдет со сцены.
Лука сможет отнестись с принятием к собственным протоэмоциям и реализует с самим собой отношения , выйдя из садомазохистских отношений и гомосексуальности; но это все никак не связано с полами, и герои этой истории могли бы оказаться любого биологического пола. Одна часть психики Луки обрела способность к принятию и трансформации и наладила отношения . Другая ее часть
👍1
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
оставалась неизмененной и нуждалась в том, чтобы ее приняли и трансформировали в облике Маноло. Терапия способствовала дальнейшему развитию альфа-функции и до такой степени, что «Маноло» смог распасться на мелкие составляю-
щие, быть «переваренным» и трансформированным в эмоции и мысли.
#психолог #психотерапевт #василийманзар
щие, быть «переваренным» и трансформированным в эмоции и мысли.
#психолог #психотерапевт #василийманзар
👍1
Несколько мыслей в контексте языка/мови по поводу убийства в себе «внутреннего москаля», отказа от своей русскоязычной части и призывов «похоронить свою старую идентичность». Тема чувствительная, но это моё приватное мнение, ни к чему не призывающее.
Если начать издалека и с общего, я думаю, психоанализ как мировоззрение – это что-то, что ставит И там, где раньше было категорическое ИЛИ. Как говорит Єгор Буцикін, ссылаясь на другого исследователя, мета психоаналітичного процесу в тому, щоб об'єднувати те, що було розщеплене, інтегрувати досвід, ми насправді не аналізуємо, а з'єднуємо між собою різні частини особистості. И тогда больше смысла было бы в том, чтобы называть это психосинтезом. Перед лицом психосинтеза любой человек одновременно может быть И правым И заблуждающимся, И умным И глупым, И сильным И слабым, И жадным И щедрым, И плохим И хорошим, И ребёнком И взрослым, и так далее.
Наша идентичность – не кожа, которая полностью обновляется каждых 7 лет, не оставляя после себя старых клеток. Это скорее многослойное лоскутное одеяло из идентификаций с кем-то значимым, где каждый лоскуток пришит к другому нитями личных инсайтов, мыслей и эмоций. А каждый слой – определённый период взросления и становления. Самый важный и толстый слой, задающий материал и форму всего одеяла, конечно, детство. В детстве нам вручают бесценный инструмент – иглу с тонким ушком – слово, язык, речь – которым мы начинаем сшивать (называя) кусочки реальности друг с другом. Огромный пласт всего того, что есть Я, создан при помощи этой иглы.
Год открытой войны, вкупе с прошлыми, когда конфликт был выражен не настолько остро, ставит ряд вопросов: а не бракованный ли нам выдали инструмент? Кто его производитель и поставщик? Может, стоит избавиться вообще от всего, что было им произведено? На сколько этично пользоваться иголкой той же марки, что и та, что сейчас распарывает швы нашей мирной жизни, уничтожая то хорошее, что в ней было?
І для когось відповідь однозначна та очевидна. Бо то є аутентичним, справжнім та (нарешті) ненав'язаним йому та його сім'ї. Хтось, повернувшись до української, яка раніше була заборонена або просто не в тренді, повертається до себе та традицій роду.
А для кого-то резкие изменения – от себя уход. Потому что самый ценный слой его одеяла ещё помнит тепло маминой колыбельной, звучавшей по-русски. И весь его опыт, выраженный в других слоях, тоже прошит этими ё, ы, ъ. Не каждая шляпка над е, выраженная в двух точках, это шляпка на голове внутреннего москаля. Москаль, рашист, загарбник – это не про язык, а про дискурс, который может быть разным.
Психотерапия, психоанализ точно не про то, чтобы хоть что-то в себе убивать. Мова, language, Sprache, język, и вообще изучение языков и культур обогащают идентичность, добавляют в наше одеяло новые, уникальные лоскуты. Хорошая возможность побыть разными версиями себя. Так зачем хоронить заживо важную часть, если можно её расширить? Это то же самое, как сказать: давайте похороним анальную стадию развития, потому что она грязная и звучит противно. Забудем всё, чему тогда научились. Психосинтез: И ребёнок И взрослый, И мать И жена, И примитивные защиты И зрелые, И українською можу И по-русски И po polsku И как-то ещё. А что с этими возможностями в виде «И» делать (переходить/не переходить, обдумывать/сразу использовать, спробувати/не поспішати) – выбор и ответственность каждого отдельного субъекта.
#заметки #мысли
Если начать издалека и с общего, я думаю, психоанализ как мировоззрение – это что-то, что ставит И там, где раньше было категорическое ИЛИ. Как говорит Єгор Буцикін, ссылаясь на другого исследователя, мета психоаналітичного процесу в тому, щоб об'єднувати те, що було розщеплене, інтегрувати досвід, ми насправді не аналізуємо, а з'єднуємо між собою різні частини особистості. И тогда больше смысла было бы в том, чтобы называть это психосинтезом. Перед лицом психосинтеза любой человек одновременно может быть И правым И заблуждающимся, И умным И глупым, И сильным И слабым, И жадным И щедрым, И плохим И хорошим, И ребёнком И взрослым, и так далее.
Наша идентичность – не кожа, которая полностью обновляется каждых 7 лет, не оставляя после себя старых клеток. Это скорее многослойное лоскутное одеяло из идентификаций с кем-то значимым, где каждый лоскуток пришит к другому нитями личных инсайтов, мыслей и эмоций. А каждый слой – определённый период взросления и становления. Самый важный и толстый слой, задающий материал и форму всего одеяла, конечно, детство. В детстве нам вручают бесценный инструмент – иглу с тонким ушком – слово, язык, речь – которым мы начинаем сшивать (называя) кусочки реальности друг с другом. Огромный пласт всего того, что есть Я, создан при помощи этой иглы.
Год открытой войны, вкупе с прошлыми, когда конфликт был выражен не настолько остро, ставит ряд вопросов: а не бракованный ли нам выдали инструмент? Кто его производитель и поставщик? Может, стоит избавиться вообще от всего, что было им произведено? На сколько этично пользоваться иголкой той же марки, что и та, что сейчас распарывает швы нашей мирной жизни, уничтожая то хорошее, что в ней было?
І для когось відповідь однозначна та очевидна. Бо то є аутентичним, справжнім та (нарешті) ненав'язаним йому та його сім'ї. Хтось, повернувшись до української, яка раніше була заборонена або просто не в тренді, повертається до себе та традицій роду.
А для кого-то резкие изменения – от себя уход. Потому что самый ценный слой его одеяла ещё помнит тепло маминой колыбельной, звучавшей по-русски. И весь его опыт, выраженный в других слоях, тоже прошит этими ё, ы, ъ. Не каждая шляпка над е, выраженная в двух точках, это шляпка на голове внутреннего москаля. Москаль, рашист, загарбник – это не про язык, а про дискурс, который может быть разным.
Психотерапия, психоанализ точно не про то, чтобы хоть что-то в себе убивать. Мова, language, Sprache, język, и вообще изучение языков и культур обогащают идентичность, добавляют в наше одеяло новые, уникальные лоскуты. Хорошая возможность побыть разными версиями себя. Так зачем хоронить заживо важную часть, если можно её расширить? Это то же самое, как сказать: давайте похороним анальную стадию развития, потому что она грязная и звучит противно. Забудем всё, чему тогда научились. Психосинтез: И ребёнок И взрослый, И мать И жена, И примитивные защиты И зрелые, И українською можу И по-русски И po polsku И как-то ещё. А что с этими возможностями в виде «И» делать (переходить/не переходить, обдумывать/сразу использовать, спробувати/не поспішати) – выбор и ответственность каждого отдельного субъекта.
#заметки #мысли
❤6👍2
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
Психоанализ не для всех. Это могло бы прочитаться как пафосное, полное превосходства заявление. На моем опыте психоанализ не подходит той категории людей, которые не хотят о себе нечего знать. Задача таких людей - забыть себя. Это забывание спасло когда-то им жизнь и они приходят к пси-специалисту, чтоб им помогли забыть себя. Чтоб им помогли и дальше держать свою историю на расстоянии от сознания, отщепленной и отброшенной.
Трагедия такого человека описанная Фрейдом в том, что он назвал навязчивым повторением. То есть, опыт, какой бы он не был, стремится к интеграции в личность. Бион это описал красивейшим образом, так, что непереваренная мысль возвращается к мыслителю. Таким образом трагедия человека, который стремится не знать и забыть себя в том, что он насильственным образом отказывается помнить и знать себя. Это совершается за счёт садизма над собственной самостью, той частью своей истории, которая нежелательна.
Психоанализ, из моей собственной формулировки, я бы назвал самораскрытием растянутым во времени. Это узнавание себя, возвращение себе своей истории и полноты своей личности. Это нелёгкий и неповерхностный труд, но который себя полностью оправдывает.
Троник, известный исследователь из бостонской группы возглавляемой Стерном, цитирует слова Брукса: "Как гласит пословица, единственный способ выбраться из этой путаницы - влезть в нее". Троник на мой взгляд прекрасно описал такой избегающий способ отношения к себе через создание жесткой определённости. Незнание себя создаёт ложную определённость для самости за счёт ее садистического подавления. Автор видит выход и решение в возвращении к неопределённости и создании смыслов внутри неё.
Грин в сформулированном им контрфобическом избегании показывает осторожность таких людей, которых я отнёс к тем, кому не показан психоанализ, через страх того, что свободные ассоциации потянут за собой травматический опыт и знание о себе, которое скрывалось от самого себя.
И тем не менее Ломбарди указывает на особенность психоанализа, который позволяет совершить переход от "определенного" мышления обслуживающего избегание к "абстрактному" в условиях неопределённости. Только в условиях неопределённости возникает то, что Винникотт назвал переходным пространством, в котором появляется креативность. Креативность, как творческая способность создавать новые смыслы пересматривая старые.
(с) психолог Василий Манзар
#психотерапевт
Трагедия такого человека описанная Фрейдом в том, что он назвал навязчивым повторением. То есть, опыт, какой бы он не был, стремится к интеграции в личность. Бион это описал красивейшим образом, так, что непереваренная мысль возвращается к мыслителю. Таким образом трагедия человека, который стремится не знать и забыть себя в том, что он насильственным образом отказывается помнить и знать себя. Это совершается за счёт садизма над собственной самостью, той частью своей истории, которая нежелательна.
Психоанализ, из моей собственной формулировки, я бы назвал самораскрытием растянутым во времени. Это узнавание себя, возвращение себе своей истории и полноты своей личности. Это нелёгкий и неповерхностный труд, но который себя полностью оправдывает.
Троник, известный исследователь из бостонской группы возглавляемой Стерном, цитирует слова Брукса: "Как гласит пословица, единственный способ выбраться из этой путаницы - влезть в нее". Троник на мой взгляд прекрасно описал такой избегающий способ отношения к себе через создание жесткой определённости. Незнание себя создаёт ложную определённость для самости за счёт ее садистического подавления. Автор видит выход и решение в возвращении к неопределённости и создании смыслов внутри неё.
Грин в сформулированном им контрфобическом избегании показывает осторожность таких людей, которых я отнёс к тем, кому не показан психоанализ, через страх того, что свободные ассоциации потянут за собой травматический опыт и знание о себе, которое скрывалось от самого себя.
И тем не менее Ломбарди указывает на особенность психоанализа, который позволяет совершить переход от "определенного" мышления обслуживающего избегание к "абстрактному" в условиях неопределённости. Только в условиях неопределённости возникает то, что Винникотт назвал переходным пространством, в котором появляется креативность. Креативность, как творческая способность создавать новые смыслы пересматривая старые.
(с) психолог Василий Манзар
#психотерапевт
❤7
Некоторые обновления:
Комментарии теперь закрыты, потому что я подумывала забросить этот канал. Пока его дальнейшая судьба неизвестна, тут всё же будет появляться что-то, что мне интересно. Вперемешку на укр и рус языках. Отдельно существует чат, в котором остаётся возможность обратной связи.
Также изредка планирую записывать аудио версии статей/отдельных глав из книг на украинском языке. Если вам такое может пригодиться, первая запись - аматорское чтение книги Томаса Огдена, касающейся работ Биона. Начиная с 36:54 описывается клинический случай, который Огден пытается рассмотреть через бионовскую перспективу.
Спасибо, что вы всё ещё тут.
#аудио
Комментарии теперь закрыты, потому что я подумывала забросить этот канал. Пока его дальнейшая судьба неизвестна, тут всё же будет появляться что-то, что мне интересно. Вперемешку на укр и рус языках. Отдельно существует чат, в котором остаётся возможность обратной связи.
Также изредка планирую записывать аудио версии статей/отдельных глав из книг на украинском языке. Если вам такое может пригодиться, первая запись - аматорское чтение книги Томаса Огдена, касающейся работ Биона. Начиная с 36:54 описывается клинический случай, который Огден пытается рассмотреть через бионовскую перспективу.
Спасибо, что вы всё ещё тут.
#аудио
❤13😢2🤔1
Несколько веков назад японцы придумали кинцуги (kintsugi) - технику починки разбитой керамики. Осколки склеивались смолой дерева уруси, смешанной с порошкообразным золотом или серебром. Считается, что уже в XV веке мастера осознали, что иногда "бесшовное" склеивание невозможно, но если покрыть трещинки лаком уруси, вещь может стать даже более элегантной и красивой, чем она была. Кинцуги отсылает к японской концепции ваби-саби - красоты несовершенства. Согласно этой философии, не нужно скрывать свои шрамы, в том числе и духовные, а признать их важной частью своей жизни. Шрамы, оставшиеся там, где раньше были раны, могут стать напоминанием о неукротимости человека.
Сейчас у нас даже есть специальные группы, где люди таким образом реставрируют разбитую посуду, и это становится метафорой посттравматического роста.
#заметки
Сейчас у нас даже есть специальные группы, где люди таким образом реставрируют разбитую посуду, и это становится метафорой посттравматического роста.
#заметки
❤9👍1
Однако, кажется, это не передаёт того, что происходит в современности, и как на самом деле люди справляются с войной. Возможно, сейчас нам ближе трактовка американского художника Глена Мартина Тейлора, использующего вместо золота гвозди или проволоку.
🤔1
«Столик в углу» – небольшой сериал, развивающий воображение, так как состоит он только из диалогов. Пожилой мужчина из дальнего угла забегаловки может исполнить любое твоё желание, если выполнишь его задание, и в подробностях об этом расскажешь. Задания, как правило, выглядят нелепо, но по мере выполнения человек больше знакомится с собой: например, монахине, утратившей возможность слышать Бога, приходится забеременеть, а для желающей умереть девушки находится ироничная задача «создать то, ради чего стоит жить». К сожалению, главный герой так и не признался, к какой школе психоанализа он принадлежит.
#смотрим_вместе
#смотрим_вместе
🔥7❤2👍1
Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing
Оригінальне дослідження щодо зв'язку моральності та чистоти тіла. Людина, яка вважає, що скоїла щось дурне, буде більш схильна до оперування словами, пов'язаними з темою чистоти, а також частіше вдається до фізичного очищення і застосування антисептиків. Автори називають це "ефектом Макбет*" - загрозу моральній чистоті, що викликає потребу очищати фізичне тіло.
* Так, леді Макбет сподівалась, що вода очистить її від зрадницького вбивства короля. Намагаючись очистити совість від крові, Макбет одержимо вигукувала: "Геть, проклята пляма! Геть!".
Багато з нас хочуть відповідати зразку високої моралі, але як можна поводитись з компрометуючими ситуаціями, де наша поведінка була не зовсім етичною? У релігіях для цього широко застосовується механізм змивання гріхів. Наприклад, настанова "Встань, прийми хрещення і змий свої гріхи" в христианстві, обмивання тіла перед молитвою в ісламі, вимога до охайності в індуїзмі. Англійською такі слова як "clean" і "pure" описують як фізичний, так і духовний стан (наприклад, "він чисто співає"). Китайський вислів "брудні руки" стосується людини, яка краде. Тобто навіть на рівні мови є зв'язок між тілесною та моральною чистотою. Так і з відразою, що насправді є афектом смакових нервів (відраза захищає від поїдання небезпечної їжі), але тепер вона набула соціального та культурного значення (людина відчуває відразу, огиду, коли бачить насильство).
Отже, автори кажуть, що фізичний акт очищення, який пом'якшує фізичну огиду, так само знижує соціальну та моральну огиду, у такий спосіб полегшуючи моральний осуд.
#статьи
Оригінальне дослідження щодо зв'язку моральності та чистоти тіла. Людина, яка вважає, що скоїла щось дурне, буде більш схильна до оперування словами, пов'язаними з темою чистоти, а також частіше вдається до фізичного очищення і застосування антисептиків. Автори називають це "ефектом Макбет*" - загрозу моральній чистоті, що викликає потребу очищати фізичне тіло.
* Так, леді Макбет сподівалась, що вода очистить її від зрадницького вбивства короля. Намагаючись очистити совість від крові, Макбет одержимо вигукувала: "Геть, проклята пляма! Геть!".
Багато з нас хочуть відповідати зразку високої моралі, але як можна поводитись з компрометуючими ситуаціями, де наша поведінка була не зовсім етичною? У релігіях для цього широко застосовується механізм змивання гріхів. Наприклад, настанова "Встань, прийми хрещення і змий свої гріхи" в христианстві, обмивання тіла перед молитвою в ісламі, вимога до охайності в індуїзмі. Англійською такі слова як "clean" і "pure" описують як фізичний, так і духовний стан (наприклад, "він чисто співає"). Китайський вислів "брудні руки" стосується людини, яка краде. Тобто навіть на рівні мови є зв'язок між тілесною та моральною чистотою. Так і з відразою, що насправді є афектом смакових нервів (відраза захищає від поїдання небезпечної їжі), але тепер вона набула соціального та культурного значення (людина відчуває відразу, огиду, коли бачить насильство).
Отже, автори кажуть, що фізичний акт очищення, який пом'якшує фізичну огиду, так само знижує соціальну та моральну огиду, у такий спосіб полегшуючи моральний осуд.
#статьи
❤4👍4🤔1