На полях у психоаналітика pinned «ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ _______________________________ 📘 Фрейд "Исследования истерии" 📗 Зейгарник "Патопсихология" 📙 Бэнкрофт "Почему он делает это?" 📕 Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика" 📘 Жижек "Погляд навскіс" 📗 Соломон "Анатомия депрессии" 📙Марода…»
Потрясающе наблюдать как Уилфред Бион, видевший психоанализ исключительно в области науки, и много сделавший для образования в нём структуры, сохранил глубоко поэтическое восприятие процесса. Процесса психоанализа и жизни в целом.
Размышляя, брать ли пациента, он говорит:
Предположим, вы идете через здание и увидели на полу цвета, отбрасываемые светом, проходящим через окно. Эредиа, в стихотворении "Витраж", описывает портреты на могильных надгробиях: они не могут ни видеть, ни слышать, но их глазами из камня они могут смотреть на эти расстилающиеся по полу цвета. Когда этот пациент говорит со мной и свет падает на нашу беседу, какие цвета вы видите? Нравятся ли они вам? Хотели бы вы провести там больше времени? Хотели бы вы рассмотреть окно, через которое проникает солнечный свет, чтобы узнать, как оно сделано?
... Какую тень он [пациент] отбрасывает у вас в голове?
Психоаналитик для Биона — это художник, который умеет видеть красоту, передать истину так, чтобы её можно было распознать. «Этот эстетический элемент красоты делает очень сложную ситуацию переносимой.»
Математик может увидеть, что алгебраическая формула красива; музыкант может услышать ноты, которые всего лишь знаки на бумаге. Даже используя язык, который я знаю лучше всего, я не могу сказать вам, кто такой "художник". Я предпочитаю, чтобы вы пошли дальше этого слова и увидели то, что я пытаюсь передать вам этим неподходящим словом. Это точно не тот, кто может обмануть ваши глаза, заставить вас увидеть дерево там, где его нет, скорее это кто-то, кто сделал так, чтобы вы могли увидеть, что это на самом деле дерево и увидеть его корни, даже если они под землей.
А насчёт попытки осмыслить происходящее в кабинете только с рациональной стороны, подойти к этому слишком сухо, "научно," он замечает:
[Психические осколки] это что-то, что следует внимательно и очень осторожно рассматривать и исследовать, иначе вы можете выкинуть необходимую, живительную искорку. Можно позволить себе отбросить воображаемые предположения на основании, что они не научны – Вы можете выкинуть семя растения на основании, что это не дуб или не лилия, а мусор.
#цитата #психоанализ
Размышляя, брать ли пациента, он говорит:
Предположим, вы идете через здание и увидели на полу цвета, отбрасываемые светом, проходящим через окно. Эредиа, в стихотворении "Витраж", описывает портреты на могильных надгробиях: они не могут ни видеть, ни слышать, но их глазами из камня они могут смотреть на эти расстилающиеся по полу цвета. Когда этот пациент говорит со мной и свет падает на нашу беседу, какие цвета вы видите? Нравятся ли они вам? Хотели бы вы провести там больше времени? Хотели бы вы рассмотреть окно, через которое проникает солнечный свет, чтобы узнать, как оно сделано?
... Какую тень он [пациент] отбрасывает у вас в голове?
Психоаналитик для Биона — это художник, который умеет видеть красоту, передать истину так, чтобы её можно было распознать. «Этот эстетический элемент красоты делает очень сложную ситуацию переносимой.»
Математик может увидеть, что алгебраическая формула красива; музыкант может услышать ноты, которые всего лишь знаки на бумаге. Даже используя язык, который я знаю лучше всего, я не могу сказать вам, кто такой "художник". Я предпочитаю, чтобы вы пошли дальше этого слова и увидели то, что я пытаюсь передать вам этим неподходящим словом. Это точно не тот, кто может обмануть ваши глаза, заставить вас увидеть дерево там, где его нет, скорее это кто-то, кто сделал так, чтобы вы могли увидеть, что это на самом деле дерево и увидеть его корни, даже если они под землей.
А насчёт попытки осмыслить происходящее в кабинете только с рациональной стороны, подойти к этому слишком сухо, "научно," он замечает:
[Психические осколки] это что-то, что следует внимательно и очень осторожно рассматривать и исследовать, иначе вы можете выкинуть необходимую, живительную искорку. Можно позволить себе отбросить воображаемые предположения на основании, что они не научны – Вы можете выкинуть семя растения на основании, что это не дуб или не лилия, а мусор.
#цитата #психоанализ
Telegraph
На полях парижского семинара Биона, 1978
(Я позволила себе выбрать самое красивое из выступления, так что семинар приведён не в полном объёме. Источник и перевод целиком здесь.) Бион: Я должен объяснить, почему мне придется говорить на английском языке. Отчасти потому что я не говорю по-французски…
❤2
В сверхнасыщенной лекции "Психоанализ в 21 веке" В.А. Мазин очень доступно раскрывает основные положения психоанализа:
0) децентрация субъекта
1) субъект расщеплён
2) субъект принадлежит другому
3) субъект — это субъект культуры
4) субъект конституируется в отношении с другим
+ субъект — это субъект технологии
Заметка — короткий конспект видео (объяснение этих пунктов); и ещё одно место, где много раз повторяется слово "субъект".
#смотрим_вместе #психоанализ
0) децентрация субъекта
1) субъект расщеплён
2) субъект принадлежит другому
3) субъект — это субъект культуры
4) субъект конституируется в отношении с другим
+ субъект — это субъект технологии
Заметка — короткий конспект видео (объяснение этих пунктов); и ещё одно место, где много раз повторяется слово "субъект".
#смотрим_вместе #психоанализ
Telegraph
На полях лекции "Психоанализ в 21 веке"
Децентрация субъекта В 17 веке Рене Декарт формулирует известную формулу, центрирующую субъект: "Я мыслю, значит я существую". Или "Тот, кто мыслит, существует". Субъект в ней (я) обнаруживает себя в акте мышления; является сознательным. В конце 19 века наука…
❤2
❤2
Часто, упоминая Нэнси Мак-Вильямс, нам сразу предлагают рассмотреть типы организации характеров (нарциссический, шизоидный, истерический и проч.) Иногда подмечается, что каждый из них может существовать на одном из трёх уровней развития (невротический, пограничный, психотический). При этом редко цитируется та часть книги, где объясняется, зачем вообще потребовалась такая классификация, насколько она является условной; не говорят также и об ограничениях полезности подобной диагностики. Этим вопросам и посвящён данный текст.
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
Telegraph
На полях "Психоаналитической диагностики": зачем это нужно?
Содержание Цели диагностической гипотезы Ограничения полезности диагностики Что такое структура характера На что опирается Мак-Вильямс Цитаты Цели диагностической гипотезы Планирование лечения (выбор стиля общения, тона интерпретаций, фокуса первоначальных…
❤2
Из статьи P. Roth "Столетие Фрейда":
#цитата
Психоанализ не похож на физическую медицину. Это не чистая наука, как надеялся Фрейд в начале своих исследований. Психоаналитики используют комбинацию научно подтвержденных данных, философских наблюдений о человеческой природе и конкретных, кропотливо приобретенных терапевтических навыков, чтобы понять своих пациентов. Они в первую очередь не заинтересованы в изменении определенного поведения и совсем не заинтересованы в формировании у них некоторого заранее заданного представления о "нормальности". Скорее, практику психоанализа можно сравнить, как выразился британский психоаналитик Пол Уильямс, с реставрацией картины. "Пациент и аналитик вместе пытаются избавиться от грязи и искажений изображения, не повредив находящийся под ними оригинал. В случае появления повреждений ремонт проводится в соответствии, насколько это возможно, с намерениями создателя — самости пациента. Этот процесс — и наука, и искусство". Такого рода процесс заключается в открытии, переживании и усвоении того, что является подлинным и эмоционально истинным в самом пациенте.#цитата
❤2
Я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться.
Дональд Винникотт
#цитата
Дональд Винникотт
#цитата
❤3
Об изоляции, отрицании, проекциях и проч. мы говорим постоянно. Поэтому выделила у Мак-Вильямс описание только тех защит, о которых упоминают чуть реже. Содержание текста: морализация, раздельное мышление, аннулирование, реверсия, сексуализация.
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
Telegraph
На полях "Психоаналитической диагностики": редкие защиты
То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное, как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира. Содержание Морализация Раздельное мышление Аннулирование Реверсия Сексуализация Морализация Морализация является прямой…
❤4
Психоанализ и сюрреализм, ч.1
Будущий основоположник сюрреализма — французкий поэт и писатель Андре Бретон (1896-1966) — в своё время высоко оценил идеи Фрейда о бессознательном. Он считал, что Фрейд "заново открыл могущественную силу снов и воображения, скрытую под слоем рационалистических взглядов на жизнь". В 1919 году Бретон с коллегой пишут сочинение, применяя новый подход в составлении текстов — метод автоматического письма. Суть его состоит в том, чтобы полностью отказаться от контроля за движением своей руки и мысли, выписывать абсолютно всё, что приходит в голову; иногда человек находился в изменённом состоянии сознания или гипнотическом трансе. Что это напоминает? Именно данная работа под названием "Магнитные поля" становится предвестником сюрреализма.
Таким образом, сюрреальность — совмещение сна и реальности, фантасмагория, разворачивающаяся на их стыке.
Почитать об этом подробнее можно в "Бесцеремонной истории сюрреализма" Р. Ванейгема. А сейчас хочу предложить несколько цитат из "Магнитных полей" А. Бретона и Ф. Супо:
📙 Мы – пленники капель воды, бесконечно простейшие организмы. Бесшумно мы кружим по городам, завораживающие афиши больше не трогают нас. К чему эти великие и хрупкие всплески энтузиазма, высохшие подскоки радости? Мы не ведаем ничего, кроме мёртвых звезд, мы заглядываем в лица людей и вздыхаем от удовольствия. У нас во рту сухо, как в затерянной пустыне; наши глаза блуждают без цели, без надежды. Нам остались только кафе, мы собираемся здесь вместе: пить освежающие зелья, разбавленные алкоголи за столиками, липкими, как тротуары, на которые пали наши вчерашние мёртвые тени.
📕 Временами ветер обнимает нас большими холодными ладонями и привязывает к деревьям, что вырезало солнце. Мы смеёмся стройным хором, распеваем песни, и никто в отдельности уже не знает, как бьётся его сердце. Лихорадка отпускает нас.
📙 Вечер, нас двое над бурной рекой, половодье нашего отчаянья. Мы утратили последнюю способность мыслить. Слова сами срываются с наших искажённых губ, мы хохочем, прохожие оборачиваются в испуге и торопятся скорее вернуться домой.
📕 Отчётливо слышны его шаги; он топчет собственное сердце.
#заметки #книга #цитата
Будущий основоположник сюрреализма — французкий поэт и писатель Андре Бретон (1896-1966) — в своё время высоко оценил идеи Фрейда о бессознательном. Он считал, что Фрейд "заново открыл могущественную силу снов и воображения, скрытую под слоем рационалистических взглядов на жизнь". В 1919 году Бретон с коллегой пишут сочинение, применяя новый подход в составлении текстов — метод автоматического письма. Суть его состоит в том, чтобы полностью отказаться от контроля за движением своей руки и мысли, выписывать абсолютно всё, что приходит в голову; иногда человек находился в изменённом состоянии сознания или гипнотическом трансе. Что это напоминает? Именно данная работа под названием "Магнитные поля" становится предвестником сюрреализма.
Таким образом, сюрреальность — совмещение сна и реальности, фантасмагория, разворачивающаяся на их стыке.
Почитать об этом подробнее можно в "Бесцеремонной истории сюрреализма" Р. Ванейгема. А сейчас хочу предложить несколько цитат из "Магнитных полей" А. Бретона и Ф. Супо:
📙 Мы – пленники капель воды, бесконечно простейшие организмы. Бесшумно мы кружим по городам, завораживающие афиши больше не трогают нас. К чему эти великие и хрупкие всплески энтузиазма, высохшие подскоки радости? Мы не ведаем ничего, кроме мёртвых звезд, мы заглядываем в лица людей и вздыхаем от удовольствия. У нас во рту сухо, как в затерянной пустыне; наши глаза блуждают без цели, без надежды. Нам остались только кафе, мы собираемся здесь вместе: пить освежающие зелья, разбавленные алкоголи за столиками, липкими, как тротуары, на которые пали наши вчерашние мёртвые тени.
📕 Временами ветер обнимает нас большими холодными ладонями и привязывает к деревьям, что вырезало солнце. Мы смеёмся стройным хором, распеваем песни, и никто в отдельности уже не знает, как бьётся его сердце. Лихорадка отпускает нас.
📙 Вечер, нас двое над бурной рекой, половодье нашего отчаянья. Мы утратили последнюю способность мыслить. Слова сами срываются с наших искажённых губ, мы хохочем, прохожие оборачиваются в испуге и торопятся скорее вернуться домой.
📕 Отчётливо слышны его шаги; он топчет собственное сердце.
#заметки #книга #цитата
❤2
Описывая параноидных личностей, Нэнси Мак-Вильямс делает особый акцент на их страхе гомосексуальности. Как этот страх возникает?
Многие параноидные люди оказываются одинокими. И поскольку в детстве мы скорее начинаем общаться с людьми одного с нами пола, потому что они более на нас похожи, то при изоляции от других, остаётся активной тяга к кому-то с таким же полом. Томление по близости, выраженное таким образом, интерпретируется параноидным человеком как гомосексуальность. Включается множество разнообразных защит. Одна из сложностей для терапевта — проследить весь путь аффекта, от его возникновения в чистом виде, до видоизменённых защитных форм.
Карон (Karon, 1989) обобщил способы, которыми параноидный человек с бредом может справляться с желанием близости с человеком своего пола. Пути, которыми можно опровергнуть чувство "Я его люблю":
- "Я не люблю его, я люблю себя" — мегаломания;
- "Я не люблю его, я люблю её" — эротомания;
- "Я не люблю его, она любит его" — бредовая ревность;
- "Я не люблю его, он любит меня" — проецирование гомосексуальности, вызывающее бредовую угрозу гомосексуальности;
- "Я не люблю его, я ненавижу его" — реактивное образование;
- "Он ненавидит меня, следовательно, это позволяет мне ненавидеть его (если я ненавижу его, я не люблю его)" — наиболее обычное проецирование бредовой ненависти.
Так и Фрейд объяснял паранойю посредством бессознательного действия реактивного образования ("Я вас не люблю; я ненавижу вас") и последующей проекции ("Это не я ненавижу вас — это вы ненавидите меня").
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
Многие параноидные люди оказываются одинокими. И поскольку в детстве мы скорее начинаем общаться с людьми одного с нами пола, потому что они более на нас похожи, то при изоляции от других, остаётся активной тяга к кому-то с таким же полом. Томление по близости, выраженное таким образом, интерпретируется параноидным человеком как гомосексуальность. Включается множество разнообразных защит. Одна из сложностей для терапевта — проследить весь путь аффекта, от его возникновения в чистом виде, до видоизменённых защитных форм.
Карон (Karon, 1989) обобщил способы, которыми параноидный человек с бредом может справляться с желанием близости с человеком своего пола. Пути, которыми можно опровергнуть чувство "Я его люблю":
- "Я не люблю его, я люблю себя" — мегаломания;
- "Я не люблю его, я люблю её" — эротомания;
- "Я не люблю его, она любит его" — бредовая ревность;
- "Я не люблю его, он любит меня" — проецирование гомосексуальности, вызывающее бредовую угрозу гомосексуальности;
- "Я не люблю его, я ненавижу его" — реактивное образование;
- "Он ненавидит меня, следовательно, это позволяет мне ненавидеть его (если я ненавижу его, я не люблю его)" — наиболее обычное проецирование бредовой ненависти.
Так и Фрейд объяснял паранойю посредством бессознательного действия реактивного образования ("Я вас не люблю; я ненавижу вас") и последующей проекции ("Это не я ненавижу вас — это вы ненавидите меня").
#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
❤4
Чем мне действительно нравится психоанализ в действии, так это тем, что он приучает тебя думать. Не в пафосном смысле этого слова, провозглашающем торжество какой-нибудь изощрённой и никому не понятной мысли, а во вполне обычном повседневном контексте. Не бойся думать всё, что приходит в голову. Но не только. Прежде чем действовать, отыгрывать, делать категоричные выводы, осуждать, плеваться, пытаться немедленно изгнать противное представление из сознания: подумай. Подумай о том, что это значит, зачем это происходит, какова твоя реакция и почему, с чем это связано, какие ассоциации вызывает, какова здесь твоя роль. Так история получает смысл, которого ей не хватало раньше. Ситуация становится чем-то большим, чем набором совершённых поступков и ни к чему не привязанных фактов.
Как сказала Нина Савченкова, цитируя уже не помню кого: психоаналитик — это тот, кто думает о своём клиенте.
И хороша та картинка, где терапевт сидит возле пустой кушетки, вздыхая: "Что ж, давайте порассуждаем, почему вы сегодня не пришли".
#мысли
Как сказала Нина Савченкова, цитируя уже не помню кого: психоаналитик — это тот, кто думает о своём клиенте.
И хороша та картинка, где терапевт сидит возле пустой кушетки, вздыхая: "Что ж, давайте порассуждаем, почему вы сегодня не пришли".
#мысли
❤3
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё.
Кант
#цитата
Кант
#цитата
❤2😁1
Джонатан Боргель "Первый сеанс" (Première séance, 2016) — короткометражка французского режиссёра, которую хочется пересматривать.
#смотрим_вместе
#смотрим_вместе
❤2
Из статьи Viksa Vita - Reverie о "музыкальных" людях, ч.1
Сoн наяву.
Понятие, которое внес в психоанализ Вилфред Бион.
Ревери это то, что рождается в аналитике при встрече с клиентом. Чувства, ощущения, мысли, образы, физиологические реакции, воспоминания, фантазии, ассоциации. Хрупкое, эфемерное, едва уловимое полотно, сотканное из паутины неподвластных нам бессловесных реакций. Все, что поднимается из глубин.
Ценность ревери для понимания человека напротив, и того, что происходит в комнате, иногда является гораздо выше вербального взаимодействия. Ревери это диалог двух бессознательных.
Мастерству осознавать свое ревери, настаивать на его важности, прислушиваться к его мельчайшим деталям, придавать им должное значение, не отметать за очевидной бредовостью, следует учиться всю жизнь, ибо самое значимое, ценное и невысказанное часто кроется в том мираже, который является нам из ниоткуда.
[...]
Некоторые люди похожи на книги. Они приходят и рассказывают нам свою историю, и мы понимаем ее словесное значение. Иногда - буквально, иногда - прислушиваясь к подтексту, к мотивам, к аллегориям, к метафорам. Текст сам по себе собран и простроен, если повезет - обработан и отредактирован, осталось найти его подоплеку, глубинный смысл, главные и вторичные линии, тайный или явный замысел автора. В таких случаях терапевт исполняет функцию интерпретатора текста, иногда - литературного критика, иногда - редактора и корректора. Терапевт использует свое понимание, и предлагает прочтение клиенту.
Но существуют люди, которые похожи на музыку. Они существуют как музыкальное произведение, которое не поймешь, если вам попытаются объяснить его смысл и посыл, то, как она работает. Сольфеджио не поможет, как не поможет полка психоаналитических теорий.
Понять музыкальное произведение возможно только прочувствовав его, даже не осознавая, а просто отдаваясь тому, как оно отзывается в нас. Музыка вызывает в нас размытые чувства, туманные образы, неопределенные и незафиксированные состояния: неожиданную грусть, горькую печаль, щемящую тоску, восторг радости, ощущение полноты жизни или прилив надежды, и эти состояния сменяют друг друга волнами, из минора в мажор, из пиано в форте, из аллегро в анданте. Музыка отзывается в нас через наши личные грусти, печали, мечты и фантазии, но они пробуждаются из взаимодействия между нами и звуками, и даже не звуками, а сменой их, течением звучания.
Музыка порождает в нас наиболее чистое ревери, с которым стоит познакомиться поближе [...]
Слишком часто мы ошибочно спешим признать человека - музыку за человека - книгу. В этом нет ничего удивительного, ибо для нашего душевного спокойствия гораздо удобнее находиться рядом с людьми-книгами. Люди-книги, невротичные люди, ответственны за то, что и как делают нам чувствовать, ибо они умеют структурировать свое эмоциональное переживание, говорить о нем, содержать его в себе, и в них нет ни потребности ни надобности коммуникатировать вне сферы слов. Музыкальные люди, довербальные люди, не могут владеть своими эмоциями, ибо часто эмоции владеют ими. А эмоции эти настолько мощны, что начинают овладевать и теми, кто рядом с ними. Через ревери.
#психоанализ #цитата
Сoн наяву.
Понятие, которое внес в психоанализ Вилфред Бион.
Ревери это то, что рождается в аналитике при встрече с клиентом. Чувства, ощущения, мысли, образы, физиологические реакции, воспоминания, фантазии, ассоциации. Хрупкое, эфемерное, едва уловимое полотно, сотканное из паутины неподвластных нам бессловесных реакций. Все, что поднимается из глубин.
Ценность ревери для понимания человека напротив, и того, что происходит в комнате, иногда является гораздо выше вербального взаимодействия. Ревери это диалог двух бессознательных.
Мастерству осознавать свое ревери, настаивать на его важности, прислушиваться к его мельчайшим деталям, придавать им должное значение, не отметать за очевидной бредовостью, следует учиться всю жизнь, ибо самое значимое, ценное и невысказанное часто кроется в том мираже, который является нам из ниоткуда.
[...]
Некоторые люди похожи на книги. Они приходят и рассказывают нам свою историю, и мы понимаем ее словесное значение. Иногда - буквально, иногда - прислушиваясь к подтексту, к мотивам, к аллегориям, к метафорам. Текст сам по себе собран и простроен, если повезет - обработан и отредактирован, осталось найти его подоплеку, глубинный смысл, главные и вторичные линии, тайный или явный замысел автора. В таких случаях терапевт исполняет функцию интерпретатора текста, иногда - литературного критика, иногда - редактора и корректора. Терапевт использует свое понимание, и предлагает прочтение клиенту.
Но существуют люди, которые похожи на музыку. Они существуют как музыкальное произведение, которое не поймешь, если вам попытаются объяснить его смысл и посыл, то, как она работает. Сольфеджио не поможет, как не поможет полка психоаналитических теорий.
Понять музыкальное произведение возможно только прочувствовав его, даже не осознавая, а просто отдаваясь тому, как оно отзывается в нас. Музыка вызывает в нас размытые чувства, туманные образы, неопределенные и незафиксированные состояния: неожиданную грусть, горькую печаль, щемящую тоску, восторг радости, ощущение полноты жизни или прилив надежды, и эти состояния сменяют друг друга волнами, из минора в мажор, из пиано в форте, из аллегро в анданте. Музыка отзывается в нас через наши личные грусти, печали, мечты и фантазии, но они пробуждаются из взаимодействия между нами и звуками, и даже не звуками, а сменой их, течением звучания.
Музыка порождает в нас наиболее чистое ревери, с которым стоит познакомиться поближе [...]
Слишком часто мы ошибочно спешим признать человека - музыку за человека - книгу. В этом нет ничего удивительного, ибо для нашего душевного спокойствия гораздо удобнее находиться рядом с людьми-книгами. Люди-книги, невротичные люди, ответственны за то, что и как делают нам чувствовать, ибо они умеют структурировать свое эмоциональное переживание, говорить о нем, содержать его в себе, и в них нет ни потребности ни надобности коммуникатировать вне сферы слов. Музыкальные люди, довербальные люди, не могут владеть своими эмоциями, ибо часто эмоции владеют ими. А эмоции эти настолько мощны, что начинают овладевать и теми, кто рядом с ними. Через ревери.
#психоанализ #цитата
❤2
Из статьи Viksa Vita - Reverie о "музыкальных" людях, ч.2
Музыкальные люди, пограничные люди, самые трудные, но самые искренние клиенты. Они не лгут никогда, потому что не умеют лгать, хоть очень стараются. Они будут пытаться лгать вам, увиливать, зарываться в слова, исполнять заранее подготовленную роль, и при этом, чаще даже не подозревая, станут атаковать вас призрачной армией неведомо откуда взявшихся эмоций, импульсов и образов. Они могут твердить вам в течении получаса, что у них все отлично, что жизнь прекрасна, что все начинает устраиваться как нельзя лучше, улыбаться и шутить, но если вы прислушаетесь к своему ревери, и поймете, что за эти полчаса вы нервно ерзаете на стуле, у вас болит голова, вы вспоминаете о больной прабабушке и у вас рождается смертельная ассоциация, будьте уверены, что словам не стоит доверять, только музыке.
Подобное состояние довольно просто опознать. Продолжая использовать музыкальную метафору, можно сказать, что люди эти подобны исполнителям опереточного либретто, наложенного на оперный мотив. Иногда наоборот. В любом случае, ваше ревери распознает диссонанс, и сообщит вам об этом, если вы настроены слышать себя, а не певца.
Правило таково: верьте мотиву, не верьте либретто.
[...]
#психоанализ #цитата
Музыкальные люди, пограничные люди, самые трудные, но самые искренние клиенты. Они не лгут никогда, потому что не умеют лгать, хоть очень стараются. Они будут пытаться лгать вам, увиливать, зарываться в слова, исполнять заранее подготовленную роль, и при этом, чаще даже не подозревая, станут атаковать вас призрачной армией неведомо откуда взявшихся эмоций, импульсов и образов. Они могут твердить вам в течении получаса, что у них все отлично, что жизнь прекрасна, что все начинает устраиваться как нельзя лучше, улыбаться и шутить, но если вы прислушаетесь к своему ревери, и поймете, что за эти полчаса вы нервно ерзаете на стуле, у вас болит голова, вы вспоминаете о больной прабабушке и у вас рождается смертельная ассоциация, будьте уверены, что словам не стоит доверять, только музыке.
Подобное состояние довольно просто опознать. Продолжая использовать музыкальную метафору, можно сказать, что люди эти подобны исполнителям опереточного либретто, наложенного на оперный мотив. Иногда наоборот. В любом случае, ваше ревери распознает диссонанс, и сообщит вам об этом, если вы настроены слышать себя, а не певца.
Правило таково: верьте мотиву, не верьте либретто.
[...]
#психоанализ #цитата
❤2
Про обиду из "Опытов любви" Алена де Боттона:
📙 Обижающийся - сложная натура, его сообщения крайне противоречивы, он во всеуслышание требует помощи и внимания и в то же время готов его отвергнуть, поскольку хочет, чтобы его понимали без слов.
📕 Всякая обида берёт начало от несправедливости, которая, возникнув, могла бы тотчас исчезнуть, но вместо того была взлелеяна обиженным и припасена на потом, чтобы, проявившись, отозваться гораздо более болезненно. Откладывание объяснений усугубляет обиду, чего не происходит, если дело разъясняется тут же. Дать сразу понять, что ты сердишься, - самый великодушный поступок, который только можно совершить, потому что он спасает объект обиды от пускающего корни чувства вины, а значит, от того, чтобы оставить свои бастионы и сойти вниз к обиженному.
📙 Происходит характерная нестыковка целей и средств, обида используется для того, чтобы обратить внимание на нечто, не имеющее к ней непосредственного отношения: "Я сержусь на тебя за то, что ты обвинила меня в пропаже ключа" заключает в себе дальнейший, более широкий смысл (о котором напрямую не говорят): "Я сержусь на тебя за то, что ты больше меня не любишь".
📕 "Ты должна любить меня, - говорит романтический террорист, - я заставлю тебя любить меня, обижаясь или заставляя тебя ревновать!" Но это приводит к парадоксу, поскольку, получив обратно любовь, он уже заранее относится к ней с подозрением, и у романтического террориста вырывается жалоба: "Если я только заставил тебя любить себя, то я не могу принять этой любви, потому что ты не даришь мне ее добровольно".
#книга #цитата
📙 Обижающийся - сложная натура, его сообщения крайне противоречивы, он во всеуслышание требует помощи и внимания и в то же время готов его отвергнуть, поскольку хочет, чтобы его понимали без слов.
📕 Всякая обида берёт начало от несправедливости, которая, возникнув, могла бы тотчас исчезнуть, но вместо того была взлелеяна обиженным и припасена на потом, чтобы, проявившись, отозваться гораздо более болезненно. Откладывание объяснений усугубляет обиду, чего не происходит, если дело разъясняется тут же. Дать сразу понять, что ты сердишься, - самый великодушный поступок, который только можно совершить, потому что он спасает объект обиды от пускающего корни чувства вины, а значит, от того, чтобы оставить свои бастионы и сойти вниз к обиженному.
📙 Происходит характерная нестыковка целей и средств, обида используется для того, чтобы обратить внимание на нечто, не имеющее к ней непосредственного отношения: "Я сержусь на тебя за то, что ты обвинила меня в пропаже ключа" заключает в себе дальнейший, более широкий смысл (о котором напрямую не говорят): "Я сержусь на тебя за то, что ты больше меня не любишь".
📕 "Ты должна любить меня, - говорит романтический террорист, - я заставлю тебя любить меня, обижаясь или заставляя тебя ревновать!" Но это приводит к парадоксу, поскольку, получив обратно любовь, он уже заранее относится к ней с подозрением, и у романтического террориста вырывается жалоба: "Если я только заставил тебя любить себя, то я не могу принять этой любви, потому что ты не даришь мне ее добровольно".
#книга #цитата
❤2
Все посты по "Психоаналитической диагностике" Мак-Вильямс:
1. Таблица про уровень развития структуры личности
2. Условность классификации
3. Редкие защиты
4. Защиты при паранойе
#содержание #книга
1. Таблица про уровень развития структуры личности
2. Условность классификации
3. Редкие защиты
4. Защиты при паранойе
#содержание #книга
❤2
❤2
❔ Почему ненависть появляется раньше любви?
🛋 Короткий конспект лекции Елизаветы Зельдиной "Читаем Фрейда вместе с Мелани Кляйн":
- всё, что происходит во внутреннем мире, изначально разделено только на переживание удовольствия и неудовольствия;
- «С формированием языка и абстрактного мышления, благодаря соединению чувственных остатков словесных представлений с внутренними процессами, эти процессы сами по себе становились бы доступными для восприятия» Фрейд;
- то есть, пока мы не разделили собственное восприятие внешнего мира и не освоили набор "остатков словесных представлений", соединяя их с внутренними процессами, у нас нет никакой возможности узнать о внешнем мире, так как он пока что является проекцией наших собственных внутренних ощущений;
- Фрейд говорит о том, что первую эпоху младенчества наши восприятия разделены на "хорошие" и "плохие" (и находятся в бессознательном). Позже, когда сознание начинает регулироваться органами чувств, у нас появляются более сложные категории.
- хорошие и плохие объекты по Кляйн являются частичными объектами. Они не переживаются как нечто отдельное (в будущем это станет ощущениями). Например, тело матери содержит на себе много частичных объектов, а потом, когда мать становится целостной для ребёнка, эти частичные объекты становятся её характеристиками/качествами;
- тело ребёнка находится в постоянном колебании. Например, голод-сытость. Голод переживается как неудовольствие. Но так как разделения на внешнее и внутреннее пока нет (и нет себя), то голод воспринимается как присутствие объекта, который принёс этот голод ("плохой объект"). Это то, что захватывает всё психическое, то есть при голоде младенец переживает только голод и больше ничего (тотальное неприятное переживание);
- такой первоначальной системе постоянно требуется какое-то действие, чтобы сменить ощущение, изменить - на + или наоборот, так как чтобы избавится от прошлого состояния его можно только заменить на новое;
- важно то, что для младенца всё хорошее, что с ним происходит, воспринимается как часть него. А что-то, что вызывает неудовольствие, дифференцируется как "не я". Только когда мама уходит, и есть возможность ощутить неудовольствие (голод, сырость, другую фрустрацию), появляется объект, который вызывает это напряжение, и он уже может восприниматься как отдельный от психического;
- «Ненависть — первая моторная форма отношения с объектом» Фрейд. Моторная потому, что мы либо отдаляем объект, либо сами отдаляемся (например, сон), чтобы стать "отдельными";
- первоначальные любовь и ненависть не связаны с качественным переживанием, это именно вопросы отдаления/приближения. Садизм, о котором говорит Кляйн, "агрессивные атаки" нужны младенцу чтобы отдалиться от плохих частичных объектов, но взрослый, который сталкивается с такими реакциями у ребёнка, приписывает ему оценочные суждения;
- плохой объект — это первый объект. Мы принципиально способны столкнуться с объектами только из-за их плохости;
- тем не менее, чем больше столкновений с хорошим объектом произойдёт, тем быстрее человек выйдет из двоичной системы удовольствия/неудовольствия (когда опыта с хорошим объектом достаточно, чтобы при его уходе ощущать пустоту и надежду на возвращение, а не присутствие плохого объекта).
#смотрим_вместе #психоанализ
🛋 Короткий конспект лекции Елизаветы Зельдиной "Читаем Фрейда вместе с Мелани Кляйн":
- всё, что происходит во внутреннем мире, изначально разделено только на переживание удовольствия и неудовольствия;
- «С формированием языка и абстрактного мышления, благодаря соединению чувственных остатков словесных представлений с внутренними процессами, эти процессы сами по себе становились бы доступными для восприятия» Фрейд;
- то есть, пока мы не разделили собственное восприятие внешнего мира и не освоили набор "остатков словесных представлений", соединяя их с внутренними процессами, у нас нет никакой возможности узнать о внешнем мире, так как он пока что является проекцией наших собственных внутренних ощущений;
- Фрейд говорит о том, что первую эпоху младенчества наши восприятия разделены на "хорошие" и "плохие" (и находятся в бессознательном). Позже, когда сознание начинает регулироваться органами чувств, у нас появляются более сложные категории.
- хорошие и плохие объекты по Кляйн являются частичными объектами. Они не переживаются как нечто отдельное (в будущем это станет ощущениями). Например, тело матери содержит на себе много частичных объектов, а потом, когда мать становится целостной для ребёнка, эти частичные объекты становятся её характеристиками/качествами;
- тело ребёнка находится в постоянном колебании. Например, голод-сытость. Голод переживается как неудовольствие. Но так как разделения на внешнее и внутреннее пока нет (и нет себя), то голод воспринимается как присутствие объекта, который принёс этот голод ("плохой объект"). Это то, что захватывает всё психическое, то есть при голоде младенец переживает только голод и больше ничего (тотальное неприятное переживание);
- такой первоначальной системе постоянно требуется какое-то действие, чтобы сменить ощущение, изменить - на + или наоборот, так как чтобы избавится от прошлого состояния его можно только заменить на новое;
- важно то, что для младенца всё хорошее, что с ним происходит, воспринимается как часть него. А что-то, что вызывает неудовольствие, дифференцируется как "не я". Только когда мама уходит, и есть возможность ощутить неудовольствие (голод, сырость, другую фрустрацию), появляется объект, который вызывает это напряжение, и он уже может восприниматься как отдельный от психического;
- «Ненависть — первая моторная форма отношения с объектом» Фрейд. Моторная потому, что мы либо отдаляем объект, либо сами отдаляемся (например, сон), чтобы стать "отдельными";
- первоначальные любовь и ненависть не связаны с качественным переживанием, это именно вопросы отдаления/приближения. Садизм, о котором говорит Кляйн, "агрессивные атаки" нужны младенцу чтобы отдалиться от плохих частичных объектов, но взрослый, который сталкивается с такими реакциями у ребёнка, приписывает ему оценочные суждения;
- плохой объект — это первый объект. Мы принципиально способны столкнуться с объектами только из-за их плохости;
- тем не менее, чем больше столкновений с хорошим объектом произойдёт, тем быстрее человек выйдет из двоичной системы удовольствия/неудовольствия (когда опыта с хорошим объектом достаточно, чтобы при его уходе ощущать пустоту и надежду на возвращение, а не присутствие плохого объекта).
#смотрим_вместе #психоанализ
❤1🔥1
Дебаты, во время которых Ольшанский даже не попытался объясняться доступно, и начисто забыл, что такое дебаты в принципе. Но вышло всё равно занимательно. Иллюстрация полярных точек зрения, и немного абсурда от научной научности. "Мы предпочитаем эксперимент как научный метод, поэтому давайте отметём даже математику как не науку" (а не при помощи ли статистики обрабатываются данные, полученные в ходе эксперимента? :))
#смотрим_вместе #психоанализ
#смотрим_вместе #психоанализ
YouTube
Психоанализ VS КПТ. Дмитрий Ольшанский и Александр Граница
чем психоанализ отличается от психотерапии? есть ли научные доказательства теории Фройда? зачем всюду видеть скрытую символику? нужен ли дидактичекий анализ? как работать с трансфером?
❤1😁1