На полях у психоаналітика – Telegram
На полях у психоаналітика
427 subscribers
155 photos
9 videos
27 files
138 links
Психоаналітичний ескапізм, переклади, нотатки. Я пишу на ру і на укр. Домовитись про зустріч (психоаналіз, психотерапія) можна тут: @bartosh_alena
Download Telegram
После предварительных встреч, приходит момент, когда психоаналитик решает положить анализанта на кушетку.

Кушетка действует на тело особым образом.
Субъект освобождается от груза либидинального тела, сдаёт его так сказать в гардероб. Воображаемое тело исключается, остаётся лишь брошенное тело на кушетку как тело-отброс, агальматический объект.

Кушетка, как гильотина отсекает способность двигаться, видеть, лишая скопческое удовольствие. Остаётся чистый говорящий субъект, одна лишь речь, которая паразитирует на теле.

Кушетка как односпальное ложе приводит в действие сексуальные отношения, потому что реальность бессознательного это сексуальность, но в то же время подчёркивает в психоаналитической ситуации несуществование сексуальных отношений, наслаждение исключается.

С этого момента начинается психоанализ..
2
Психоанализ — это психология или философия? В чём между ними разница?

🛋 Тезисы, озвученные В.А. Мазиным в видео "Психоанализ как методология":

- психоанализ обязан своему появлению философии, но современные влиятельные философы сами обращаются к психоанализу (А. Бадью, С. Жижек, Г.Ч. Спивак, Ж. Дерида и т.д.);
- психоанализ гетерогенен, то есть в нём существуют очень разные течения, и всё же всё упирается в мысль Фрейда («Вы можете считать себя лаканистами, я себя считаю фрейдистом» Ж. Лакан);
- между психоанализом и психологией нет ничего общего;
- «Психология — это полицейская нормирующая дисциплина». Это связано с тем, что в психологии не рассматривается каждый человек отдельно (а лишь как часть статистики), в то время как психоанализ — сингулярен;
- там, где есть типология, там нет психоанализа;
- психоанализ родился в поле литературы и философии (Гёте, Шекспир, древнегреческая трагедия: Нарцисс, Эдип, Эрот), а психология находится в спектре стандартных наук;
- психолог, как субъект знающий, применяет свои знания и может открыто что-то советовать, делать заключения. Психоаналитик «знания» не демонстрирует, и анализант через него самостоятельно познаёт себя;
- психоанализу нельзя научить, его можно только пережить.

#смотрим_вместе #вопросы #психоанализ
2
«Всё, что я любил когда-то, неважно, удалось мне это сохранить или нет, я буду любить всегда.» Андре Бретон

Автор текста: А.И. Коротецкая

Любовь — это ключ, открывающий двери нашей эмоциональной жизни. Иногда мы верим в то, что можем ее контролировать, однако она не перестает, лишая иллюзий, вести нас по неожиданным путям, по превратностям судьбы, в которых, без нашего ведома, течет противоречивое наше существование.

Любовь рождается из самой себя. Может показаться, что она эфемерна, словно бабочка, или бессмертна, как божество. Мы не знаем, что такое любовь. Мы лишь знаем, что если она есть, то влюбленные предназначены друг другу судьбой. В этом чувстве, рожденном из самого себя, и состоит безграничное «чудо» «любовного увлечения», в котором, как пишет Карл Ясперс: «приходит конец обыденности личности, она становится целостной и абсолютной».

«Я» и «Ты» понимают, что они двигаются, вернее, устремлены друг другу навстречу, находясь на космических расстояниях один от другого, с загадочных и незапамятных времен. Влечение одного к другому, несмотря на расстояния и времена, неминуемо сходятся в единый момент и обеспечивает стойкое помутнение рассудка.

Фройд верил, что воображение противостоит реальному, и что воображение, которое обогащает реальность, является врагом восприятия. Но, после Фройда, феноменология, и особенно Мерло-Понти, констатирует, что воображение, чьей фигурой является идеализация возлюбленного, влияет на наше восприятие реальности.

Все обстоит таким образом, что восприятие реальности не является чем-то пассивным, а актом активного созидания, в которое вмешиваются воображение и желание, и реальность преобразовывается. С этой точки зрения, объективность — это недостижимый идеал, она представляет собой желание достичь недостигаемой безопасности.

Возможно, принцип, сформулированный физиком В. Гейзенбергом, относится и к материи любви: состояние наблюдателя модифицирует объект наблюдения и наоборот. В действительности, то, что открывается в другом человеке, во многом зависит от того, кем мы являемся, и от того, кем мы считаем и как мы видим этого человека.

То есть наша любовь на самом деле меняет обьект нашей любви.

Любовь как акт, говорит нам Бродский «лишена глагола», но… она, Любовь, творит новую реальность. И человек, нами любимый, приобретает новые качества, дремлющие в нем доселе.

Послание понятно. Любовь не есть пассивное состояние, а активное созидание, которое трансформирует реальность, саму по себе непримечательную, в восхищение, благодаря идеализации, которую любовь хочет реализовать. Люди, способные на любовь, никогда не живут в ожидании встречи со своей жизнью, но способны создавать и преобразовывать реальное, согласно своему собственному идеалу. По сути дела, объект любви, кем бы он не был, не существует до любви, но создается ею.

Другими словами, там где есть любовь, нет места для «здорового реализма». Как говорит У. Стивенс, любовь — это последняя иллюзия, которую мы изобретаем, чтобы защититься от разочарования. Потому что там, где присутствует осторожность, принятая во имя «тестирования реальности», невозможно попасть в сады Любви.

О любви говорят, пишут, поют всю историю человечества. И Фройд также отсылал нас к поэтам, они больше понимают в материи любви. И мне очень нравятся слова Данте о том, что любовь — это та сила, что движет Солнце и светила, и Бродского о том, что любовь есть связь между объектом и его отражением и очень — слова Бретона про то что любовь — это когда я потерялся, а ты пришёл сообщить обо мне новости.

#цитата
2
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
_______________________________

📘 Фрейд "Исследования истерии"
📗 Зейгарник "Патопсихология"
📙 Бэнкрофт "Почему он делает это?"
📕 Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика"
📘 Жижек "Погляд навскіс"
📗 Соломон "Анатомия депрессии"
📙Марода «Зваблення, капітуляція і трансформація»
📕 Біон "Довгі вихідні": Індія
_______________________________
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ

- Психоанализ и сюрреализм
- Франц Кафка: под влиянием времени или собственного отца
- Мучительный выбор
- Про психическую катастрофу
- «Рассказ о том, как отвалилась голова»
- О важности сеттинга, ребёнке дня и ребёнке ночи
- Про пол и гендер
- Заметка о языке
- Соматичне відігравання: товстий терапевт
- Почему сессия длится 50 минут?
- Психиатрическая Клиника для сломленных духом Мягких Игрушек
- Занадто оголене життя Франца Кафки: Процес як любовний роман
_______________________________
ПЕРЕКЛАДИ НА УКР

- Читання Томаса Огдена, есе про Біона
- "Дещо більше", ніж інтерпретація. Деніел Стерн та ін.
- На сесіїї з Метом. Генрі К. Маркман та коментатори
- Недбалість і співтворчість у психоаналітичній зустрічі. BCPSG
- Аналіз протоколу на локальному рівні взаємодії. BCPSG
- Ганс Джером. Наш час вийшов (2018)
- Ґаліт Атлас. Будь жінкою в ліжку, не будь терапевткою
- Барбінгеймер йде до гінеколога (2023)
- IARPP-Колоквіум "Чому війна" (2024)
- Біон. Довгі вихідні. Індія
- Антоніно Ферро. Трансформації в сновидіння та символи (2009)
_______________________________
ВИДЕО И ЛЕКЦИИ

- Психоанализ как методология
- Психоанализ в 21 веке
- Читаем Фрейда вместе с Мелани Кляйн
- Росію доб'є українська байдужість
- Конференція про мову і мовлення
_______________________________
ФИЛЬМЫ И ОБЗОРЫ

- Фильм eXistenZ (1999)
- Короткометражка "Первый сеанс" (2016)
- Аниме Учитель марионеток - Коллекция Дзюндзи Ито
- Славой Жижек о Счастье
- Сериал «Столик в углу»
- Фільм "Злочини майбутнього" (2022)
- Реклама Prada "A therapy"
- Мультик "Извлечение"
- Фильм «Не беспокойся, дорогая» (2022)
- Сериал "Оленёнок" (2024)
6
На полях у психоаналітика pinned «ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ _______________________________ 📘 Фрейд "Исследования истерии" 📗 Зейгарник "Патопсихология" 📙 Бэнкрофт "Почему он делает это?" 📕 Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика" 📘 Жижек "Погляд навскіс" 📗 Соломон "Анатомия депрессии" 📙Марода…»
Потрясающе наблюдать как Уилфред Бион, видевший психоанализ исключительно в области науки, и много сделавший для образования в нём структуры, сохранил глубоко поэтическое восприятие процесса. Процесса психоанализа и жизни в целом.

Размышляя, брать ли пациента, он говорит:

Предположим, вы идете через здание и увидели на полу цвета, отбрасываемые светом, проходящим через окно. Эредиа, в стихотворении "Витраж", описывает портреты на могильных надгробиях: они не могут ни видеть, ни слышать, но их глазами из камня они могут смотреть на эти расстилающиеся по полу цвета. Когда этот пациент говорит со мной и свет падает на нашу беседу, какие цвета вы видите? Нравятся ли они вам? Хотели бы вы провести там больше времени? Хотели бы вы рассмотреть окно, через которое проникает солнечный свет, чтобы узнать, как оно сделано?

... Какую тень он [пациент] отбрасывает у вас в голове?

П
сихоаналитик для Биона — это художник, который умеет видеть красоту, передать истину так, чтобы её можно было распознать. «Этот эстетический элемент красоты делает очень сложную ситуацию переносимой.»

Математик может увидеть, что алгебраическая формула красива; музыкант может услышать ноты, которые всего лишь знаки на бумаге. Даже используя язык, который я знаю лучше всего, я не могу сказать вам, кто такой "художник". Я предпочитаю, чтобы вы пошли дальше этого слова и увидели то, что я пытаюсь передать вам этим неподходящим словом. Это точно не тот, кто может обмануть ваши глаза, заставить вас увидеть дерево там, где его нет, скорее это кто-то, кто сделал так, чтобы вы могли увидеть, что это на самом деле дерево и увидеть его корни, даже если они под землей.

А насчёт попытки осмыслить происходящее в кабинете только с рациональной стороны, подойти к этому слишком сухо, "научно," он замечает:

[Психические осколки] это что-то, что следует внимательно и очень осторожно рассматривать и исследовать, иначе вы можете выкинуть необходимую, живительную искорку. Можно позволить себе отбросить воображаемые предположения на основании, что они не научны – Вы можете выкинуть семя растения на основании, что это не дуб или не лилия, а мусор.

#цитата #психоанализ
2
В сверхнасыщенной лекции "Психоанализ в 21 веке" В.А. Мазин очень доступно раскрывает основные положения психоанализа:

0) децентрация субъекта
1) субъект расщеплён
2) субъект принадлежит другому
3) субъект — это субъект культуры
4) субъект конституируется в отношении с другим
+ субъект — это субъект технологии

Заметка — короткий конспект видео (объяснение этих пунктов); и ещё одно место, где много раз повторяется слово "субъект".

#смотрим_вместе #психоанализ
2
Противоположность депрессии — это не счастье, а стойкость.

Эндрю Соломон

#цитата
2
Часто, упоминая Нэнси Мак-Вильямс, нам сразу предлагают рассмотреть типы организации характеров (нарциссический, шизоидный, истерический и проч.) Иногда подмечается, что каждый из них может существовать на одном из трёх уровней развития (невротический, пограничный, психотический). При этом редко цитируется та часть книги, где объясняется, зачем вообще потребовалась такая классификация, насколько она является условной; не говорят также и об ограничениях полезности подобной диагностики. Этим вопросам и посвящён данный текст.

#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
2
Из статьи P. Roth "Столетие Фрейда":

Психоанализ не похож на физическую медицину. Это не чистая наука, как надеялся Фрейд в начале своих исследований. Психоаналитики используют комбинацию научно подтвержденных данных, философских наблюдений о человеческой природе и конкретных, кропотливо приобретенных терапевтических навыков, чтобы понять своих пациентов. Они в первую очередь не заинтересованы в изменении определенного поведения и совсем не заинтересованы в формировании у них некоторого заранее заданного представления о "нормальности". Скорее, практику психоанализа можно сравнить, как выразился британский психоаналитик Пол Уильямс, с реставрацией картины. "Пациент и аналитик вместе пытаются избавиться от грязи и искажений изображения, не повредив находящийся под ними оригинал. В случае появления повреждений ремонт проводится в соответствии, насколько это возможно, с намерениями создателя — самости пациента. Этот процесс — и наука, и искусство". Такого рода процесс заключается в открытии, переживании и усвоении того, что является подлинным и эмоционально истинным в самом пациенте.

#цитата
2
Я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться.

Дональд Винникотт

#цитата
3
Психоанализ и сюрреализм, ч.1

Будущий основоположник сюрреализма — французкий поэт и писатель Андре Бретон (1896-1966) — в своё время высоко оценил идеи Фрейда о бессознательном. Он считал, что Фрейд "заново открыл могущественную силу снов и воображения, скрытую под слоем рационалистических взглядов на жизнь". В 1919 году Бретон с коллегой пишут сочинение, применяя новый подход в составлении текстов — метод автоматического письма. Суть его состоит в том, чтобы полностью отказаться от контроля за движением своей руки и мысли, выписывать абсолютно всё, что приходит в голову; иногда человек находился в изменённом состоянии сознания или гипнотическом трансе. Что это напоминает? Именно данная работа под названием "Магнитные поля" становится предвестником сюрреализма.

Таким образом, сюрреальность — совмещение сна и реальности, фантасмагория, разворачивающаяся на их стыке.

Почитать об этом подробнее можно в "Бесцеремонной истории сюрреализма" Р. Ванейгема. А сейчас хочу предложить несколько цитат из "Магнитных полей" А. Бретона и Ф. Супо:

📙 Мы – пленники капель воды, бесконечно простейшие организмы. Бесшумно мы кружим по городам, завораживающие афиши больше не трогают нас. К чему эти великие и хрупкие всплески энтузиазма, высохшие подскоки радости? Мы не ведаем ничего, кроме мёртвых звезд, мы заглядываем в лица людей и вздыхаем от удовольствия. У нас во рту сухо, как в затерянной пустыне; наши глаза блуждают без цели, без надежды. Нам остались только кафе, мы собираемся здесь вместе: пить освежающие зелья, разбавленные алкоголи за столиками, липкими, как тротуары, на которые пали наши вчерашние мёртвые тени.

📕 Временами ветер обнимает нас большими холодными ладонями и привязывает к деревьям, что вырезало солнце. Мы смеёмся стройным хором, распеваем песни, и никто в отдельности уже не знает, как бьётся его сердце. Лихорадка отпускает нас.

📙 Вечер, нас двое над бурной рекой, половодье нашего отчаянья. Мы утратили последнюю способность мыслить. Слова сами срываются с наших искажённых губ, мы хохочем, прохожие оборачиваются в испуге и торопятся скорее вернуться домой.

📕 Отчётливо слышны его шаги; он топчет собственное сердце.

#заметки #книга #цитата
2
Описывая параноидных личностей, Нэнси Мак-Вильямс делает особый акцент на их страхе гомосексуальности. Как этот страх возникает?

Многие параноидные люди оказываются одинокими. И поскольку в детстве мы скорее начинаем общаться с людьми одного с нами пола, потому что они более на нас похожи, то при изоляции от других, остаётся активной тяга к кому-то с таким же полом. Томление по близости, выраженное таким образом, интерпретируется параноидным человеком как гомосексуальность. Включается множество разнообразных защит. Одна из сложностей для терапевта — проследить весь путь аффекта, от его возникновения в чистом виде, до видоизменённых защитных форм.

Карон (Karon, 1989) обобщил способы, которыми параноидный человек с бредом может справляться с желанием близости с человеком своего пола. Пути, которыми можно опровергнуть чувство "Я его люблю":

- "Я не люблю его, я люблю себя" — мегаломания;
- "Я не люблю его, я люблю её" — эротомания;
- "Я не люблю его, она любит его" — бредовая ревность;
- "Я не люблю его, он любит меня" — проецирование гомосексуальности, вызывающее бредовую угрозу гомосексуальности;
- "Я не люблю его, я ненавижу его" — реактивное образование;
- "Он ненавидит меня, следовательно, это позволяет мне ненавидеть его (если я ненавижу его, я не люблю его)" — наиболее обычное проецирование бредовой ненависти.

Так и Фрейд объяснял паранойю посредством бессознательного действия реактивного образования ("Я вас не люблю; я ненавижу вас") и последующей проекции ("Это не я ненавижу вас — это вы ненавидите меня").

#книга #психоанализ #психотерапия #диагностика
4
Чем мне действительно нравится психоанализ в действии, так это тем, что он приучает тебя думать. Не в пафосном смысле этого слова, провозглашающем торжество какой-нибудь изощрённой и никому не понятной мысли, а во вполне обычном повседневном контексте. Не бойся думать всё, что приходит в голову. Но не только. Прежде чем действовать, отыгрывать, делать категоричные выводы, осуждать, плеваться, пытаться немедленно изгнать противное представление из сознания: подумай. Подумай о том, что это значит, зачем это происходит, какова твоя реакция и почему, с чем это связано, какие ассоциации вызывает, какова здесь твоя роль. Так история получает смысл, которого ей не хватало раньше. Ситуация становится чем-то большим, чем набором совершённых поступков и ни к чему не привязанных фактов.

Как сказала Нина Савченкова, цитируя уже не помню кого: психоаналитик — это тот, кто думает о своём клиенте.

И хороша та картинка, где терапевт сидит возле пустой кушетки, вздыхая: "Что ж, давайте порассуждаем, почему вы сегодня не пришли".

#мысли
3
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё.

Кант

#цитата
2😁1
Джонатан Боргель "Первый сеанс" (Première séance, 2016) — короткометражка французского режиссёра, которую хочется пересматривать.

#смотрим_вместе
2
Из статьи Viksa Vita - Reverie о "музыкальных" людях, ч.1

Сoн наяву.
Понятие, которое внес в психоанализ Вилфред Бион.

Ревери это то, что рождается в аналитике при встрече с клиентом. Чувства, ощущения, мысли, образы, физиологические реакции, воспоминания, фантазии, ассоциации. Хрупкое, эфемерное, едва уловимое полотно, сотканное из паутины неподвластных нам бессловесных реакций. Все, что поднимается из глубин.

Ценность ревери для понимания человека напротив, и того, что происходит в комнате, иногда является гораздо выше вербального взаимодействия. Ревери это диалог двух бессознательных.

Мастерству осознавать свое ревери, настаивать на его важности, прислушиваться к его мельчайшим деталям, придавать им должное значение, не отметать за очевидной бредовостью, следует учиться всю жизнь, ибо самое значимое, ценное и невысказанное часто кроется в том мираже, который является нам из ниоткуда.

[...]

Некоторые люди похожи на книги. Они приходят и рассказывают нам свою историю, и мы понимаем ее словесное значение. Иногда - буквально, иногда - прислушиваясь к подтексту, к мотивам, к аллегориям, к метафорам. Текст сам по себе собран и простроен, если повезет - обработан и отредактирован, осталось найти его подоплеку, глубинный смысл, главные и вторичные линии, тайный или явный замысел автора. В таких случаях терапевт исполняет функцию интерпретатора текста, иногда - литературного критика, иногда - редактора и корректора. Терапевт использует свое понимание, и предлагает прочтение клиенту.

Но существуют люди, которые похожи на музыку. Они существуют как музыкальное произведение, которое не поймешь, если вам попытаются объяснить его смысл и посыл, то, как она работает. Сольфеджио не поможет, как не поможет полка психоаналитических теорий.

Понять музыкальное произведение возможно только прочувствовав его, даже не осознавая, а просто отдаваясь тому, как оно отзывается в нас. Музыка вызывает в нас размытые чувства, туманные образы, неопределенные и незафиксированные состояния: неожиданную грусть, горькую печаль, щемящую тоску, восторг радости, ощущение полноты жизни или прилив надежды, и эти состояния сменяют друг друга волнами, из минора в мажор, из пиано в форте, из аллегро в анданте. Музыка отзывается в нас через наши личные грусти, печали, мечты и фантазии, но они пробуждаются из взаимодействия между нами и звуками, и даже не звуками, а сменой их, течением звучания.

Музыка порождает в нас наиболее чистое ревери, с которым стоит познакомиться поближе [...]

Слишком часто мы ошибочно спешим признать человека - музыку за человека - книгу. В этом нет ничего удивительного, ибо для нашего душевного спокойствия гораздо удобнее находиться рядом с людьми-книгами. Люди-книги, невротичные люди, ответственны за то, что и как делают нам чувствовать, ибо они умеют структурировать свое эмоциональное переживание, говорить о нем, содержать его в себе, и в них нет ни потребности ни надобности коммуникатировать вне сферы слов. Музыкальные люди, довербальные люди, не могут владеть своими эмоциями, ибо часто эмоции владеют ими. А эмоции эти настолько мощны, что начинают овладевать и теми, кто рядом с ними. Через ревери.

#психоанализ #цитата
2
Из статьи Viksa Vita - Reverie о "музыкальных" людях, ч.2

Музыкальные люди, пограничные люди, самые трудные, но самые искренние клиенты. Они не лгут никогда, потому что не умеют лгать, хоть очень стараются. Они будут пытаться лгать вам, увиливать, зарываться в слова, исполнять заранее подготовленную роль, и при этом, чаще даже не подозревая, станут атаковать вас призрачной армией неведомо откуда взявшихся эмоций, импульсов и образов. Они могут твердить вам в течении получаса, что у них все отлично, что жизнь прекрасна, что все начинает устраиваться как нельзя лучше, улыбаться и шутить, но если вы прислушаетесь к своему ревери, и поймете, что за эти полчаса вы нервно ерзаете на стуле, у вас болит голова, вы вспоминаете о больной прабабушке и у вас рождается смертельная ассоциация, будьте уверены, что словам не стоит доверять, только музыке.

Подобное состояние довольно просто опознать. Продолжая использовать музыкальную метафору, можно сказать, что люди эти подобны исполнителям опереточного либретто, наложенного на оперный мотив. Иногда наоборот. В любом случае, ваше ревери распознает диссонанс, и сообщит вам об этом, если вы настроены слышать себя, а не певца.

Правило таково: верьте мотиву, не верьте либретто.

[...]

#психоанализ #цитата
2