Думай Диалектично ДБТ – Telegram
Думай Диалектично ДБТ
6.87K subscribers
582 photos
23 videos
4 files
649 links
Думай Диалектично 🦥 Диалектико-поведенческая терапия, ДБТ и ПРЛ, РАС, СДВГ, БАР, циклотимия, РПП

Авторы канала: https://news.1rj.ru/str/themindfitness
и https://news.1rj.ru/str/ricardatut
Download Telegram
🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤 по отношению к другим людям

🫙Крепкие и долгосрочные дружеские отношения строятся на осознанном подходе к взаимодействию с другими людьми.  Это означает быть внимательной,  сосредоточенной и полностью присутствующей в общении. 

🫙Как это достигается:

🪴 Внимание и любопытство:

Ключ к осознанности –  проявлять искренний интерес и любопытство к собеседнику.  Это означает быть открытым для новой информации о человеке,  признавать, что люди меняются,  и  не  придерживаться  строгих  представлений о них.  Гибкость и готовность к переоценке своих суждений –  важные качества в построении  долгосрочных отношений.

🪴 Избегайте чрезмерной сосредоточенности на себе:

Чрезмерная  сосредоточенность на себе мешает  действительно слушать и понимать другого человека.  Это приводит к тому, что мы  часто  говорим  только  о  себе,  не  уделяя  внимания  собеседнику.  Также,  чрезмерная  сосредоточенность  на  собственных  мыслях  и  чувствах  порождает  тревогу,  что  может  привести к избеганию общения или молчанию.  Это  противоположно  тому, что необходимо для построения крепких связей.

🪴 Оставайтесь в настоящем:

Слушайте собеседника,  не отвлекаясь на  планы  на  будущее или  анализ  прошедшего.  Полное присутствие в  моменте  —  залог  глубокого понимания и  уважения к  собеседнику.

🪴 Избегайте многозадачности:

Во время общения  не  отвлекайтесь  на  другие  дела:  отключите телефон,  не  переписывайтесь  с  другими  людьми.  Полное внимание  —  проявление  уважения  и  забота  о  собеседнике.

🪴 Не осуждайте и не настаивайте на своей правоте:

Открытость  и  принятие  мнений  другого  человека —  важные  элементы  успешных  отношений.  Не  надо  стараться  доказать  свою  правоту  и  осуждать  точки  зрения,  отличающиеся от ваших.

🧁В целом,  осознанность в общении –  это  активное  слушание,  полное  присутствие  в  моменте,  искренний  интерес  к  собеседнику и  готовность  учитывать  его  мнение.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍1🔥1
Осознанное отношение к другим людям в отношениях подразумевает несколько аспектов:
объективное описание событий,
отказ от оценок,
избегание предположений, 
недопущение сомнений в мотивах и
проявление доверия.

📕 Объективное описание

Вместо субъективных оценок ("хорошо", "плохо"), описывайте наблюдаемые факты, используя "кто", "что", "где", "когда".  Записывайте свои собственные ощущения (вкус, запах, звук)  отдельно от внешних наблюдений.  Важно отличать внутренний опыт (мысли, чувства) от внешней реальности.

Отсутствие оценок

Оценочные суждения мешают объективному восприятию.  Избегайте слов, несущих оценку,  сосредотачивайтесь на фактах. Не следует считать, что ваше видение ситуации – единственно верное.

🥹 Избегание предположений

Не делайте выводов о мыслях, чувствах, намерениях и желаниях других людей,  не проверяя их.  Рассматривайте свои интерпретации как гипотезы,  которые  нуждаются в проверке,  а не как  установленные  факты.  Вы  можете  описывать только то, что воспринимаете своими органами чувств.

🌟Не сомневайтесь в мотивах

Подозрительность и сомнения в мотивах других людей отталкивают.  Избегайте предположений о манипуляции или намерении причинить вред.  Например,  ваша  злость  не  всегда  означает,  что  другой  человек  хотел  вас  рассердить.

Проявление доверия:

Недоверие –  препятствие  для  близости.  Дайте  людям  шанс,  не  обвиняйте  их  без  достаточных  причин.  Доверие –  важная основа  крепких  отношений.

↗️ Взаимодействие с людьми основывается на наблюдаемых фактах, а не на предположениях.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍1🔥1🥰1


🥹 Функциональная модель самоповреждающего поведения помогает понять мотивы и причины, стоящие за этими действиями. Она разделяет поведение на различные категории в зависимости от ожидаемого результата:

1️⃣ Автоматическое негативное подкрепление. Самоповреждения могут использоваться для того, чтобы прекратить неприятные или подавляющие чувства. Например, физическая боль может временно отвлечь от переживаний, таких как тревога, депрессия или эмоциональная боль, снижая их интенсивность.

2️⃣ Автоматическое позитивное подкрепление. В некоторых случаях люди совершают самоповреждения, чтобы просто почувствовать хоть что-то. Это может происходить в ситуации эмоционального онемения или отрешенности. Физическая боль в этом случае становится способом вызвать ощущение или эмоцию, напомнив о собственной живости.

3️⃣ Социальное негативное подкрепление. Самоповреждающее поведение может использоваться для избегания неприятных ситуаций или ответственности. Например, человек может причинять вред себе, чтобы избежать выполнения сложного задания или участия в стрессовой активности.

4️⃣ Социальное позитивное подкрепление. Для некоторых самоповреждения являются способом привлечь внимание окружающих. Такое поведение может служить криком о помощи, выражая страдания и необходимость поддержки, которую человек не может получить другими способами.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔82👍1😭1


Самоповреждающее поведение часто рассматривается как деструктивный способ управления негативными эмоциями.

🙁Люди, которые прибегают к таким действиям, как правило, испытывают трудности с эмоциональной регуляцией и имеют низкую способность справляться с сильными переживаниями. Они могут испытывать сложности в поддержании чувства собственной ценности и построении взаимоотношений с окружающими.

Причины самоповреждающего поведения

🟢Эмоциональная уязвимость Люди, склонные к самоповреждениям, часто обладают высокой эмоциональной чувствительностью и трудностями в выражении эмоций. Это может приводить к накоплению невыраженных негативных чувств и, как следствие, к акту самоповреждения.
 
🟢Детские травмы. Пережитое в детстве насилие или отсутствие позитивных переживаний может усилить склонность к самоповреждениям, так как человек может не иметь адаптивных навыков для совладания с эмоциональной болью.

🔴Эмоциональное выражение. Трудности в выражении эмоций ассоциируются с более частым саморазрушающим поведением, поскольку такие акты могут быть единственным способом "выпустить пар".

🟠Негативные эмоции. Люди с самоповреждениями часто испытывают интенсивные негативные эмоции, такие как враждебность и чувство вины. Самоповреждения могут временно снижать интенсивность этих эмоций, создавая иллюзию контроля над ними.

Диалектико-поведенческая терапия (ДБТ) является эффективным методом для работы с самоповреждающим поведением и улучшением эмоциональной регуляции.

ДБТ предлагает:

1️⃣ Навыки эмоциональной регуляции. Обучает людей распознавать и управлять своими эмоциями в адаптивной форме.

2️⃣ Развитие стрессоустойчивости. Помогает учиться терпеть стресс без прибегания к саморазрушающему поведению.

3️⃣ Улучшение межличностных отношений. Учит навыкам коммуникации и взаимодействия с другими, что способствует формированию более устойчивых и поддерживающих связей.

4️⃣ Увеличение чувства самоценности. Помогает человеку развить более позитивное представление о себе и своих способностях.

ДБТ сфокусирована на интеграции конструктивных подходов к решению проблем и снижению самоповреждающего поведения, поддерживая человека в создании здоровых механизмов совладания и взаимодействия с окружающей средой.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥1


Выявление и обозначение эмоций играет ключевую роль в процессе их регуляции.

🟠Эмоции — это сложные переживания, которые включают как физиологические, так и поведенческие компоненты.

🔴Чтобы эффективно управлять своими эмоциями, важно научиться правильно наблюдать и описывать весь контекст, в котором они возникают.

Рассмотрим более подробно каждый из необходимых шагов:

1️⃣ Событие, вызвавшее эмоцию. Первый шаг заключается в определении ситуации или события, которое стало источником эмоциональной реакции. Это может быть как внешнее событие (например, разговор с коллегой), так и внутреннее (мысль или воспоминание).

2️⃣ Интерпретация события. Важную роль играет то, как мы воспринимаем и интерпретируем случившееся. Часто именно наша интерпретация, а не само событие, провоцирует эмоциональный отклик. Например, если кто-то не ответил на ваш звонок, вы можете интерпретировать это как игнорирование либо как занятость человека.

3️⃣ Предшествующая история. Важно учитывать личную историю и предыдущий опыт, который может повысить чувствительность к данному типу событий. Это может включать прошлые травматические события или сложившиеся убеждения.

4️⃣ Телесные ощущения. Здесь речь идет о том, как эмоция ощущается на физическом уровне — например, учащение сердцебиения в случае тревоги или чувство тяжести в груди при грусти.

5️⃣ Поведение, связанное с эмоцией. Выявление конкретных действий или побуждений, которые возникли в ответ на переживаемую эмоцию, помогает понять, как это поведение влияет на окружающих и на самого человека.

6️⃣ Влияние эмоции на другие сферы жизни. Оценка того, как данная эмоция оказывает влияние на различные аспекты жизни, такие как работа или отношения, помогает выявить паттерны, которые могут нуждаться в изменении.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤 

🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤🔤


Эмоции — это не только внутренние переживания, но и внешние действия и выражения, которые сопутствуют этим переживаниям.

📝 Одна из стратегий, позволяющая регулировать эмоции, заключается в изменении поведения и способов выражения эмоций, применяя противоположное действие. 🔳 Это означает, что человек будет действовать так, как если бы он испытывал не актуальную для него эмоцию. Такой подход позволяет изменить общий эмоциональный контекст ситуации.

Примеры применения стратегии противоположного действия

При работе с гневом важно перейти от агрессивного поведения к более мягкому и понимающему. Это может означать не просто избегать конфликта, а активно искать понимание другой стороны, проявляя уважение и симпатию вместо гнева.

🌀В терапии депрессии (поведенческая активация).  Депрессия часто сопровождается отстранённостью и пассивностью. Поведенческая активация направлена на преодоление этих проявлений. Путем вовлечения в активные действия, которые прежде приносили удовольствие, человек может начать получать положительные эмоции, снижая тем самым интенсивность депрессии. Исследования показали, что эта стратегия может быть столь же эффективной, как и когнитивно-поведенческая терапия в сочетании с медикаментозным лечением.

При работе с тревожными расстройствами (экспозиция). Экспозиция предполагает сознательное погружение в ситуации, объекты или мысли, вызывающие страх. Вместо ухода и избегания, что только усиливает тревогу, проведение времени в пугающей обстановке позволяет постепенно уменьшить страх. Это способствует осознанию, что реальная опасность отсутствует. В терапии ОКР экспозиция используется вместе с предотвращением ответной реакции, что помогает снизить уровень тревоги в ответ на вызывающие беспокойство стимулы и уменьшить склонность к избеганию.

⚫️Преодоление избегания - как в депрессии, так и в тревожных расстройствах, избегание является значительным фактором, что укрепляет и поддерживает расстройство.
🔲Противоположное действие, согласно этой модели, помогает открыть новые пути и изменить неадаптивные паттерны поведения.


Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6


Трудности в регуляции неприятных эмоций являются основной проблемой большинства людей. С точки зрения таких людей, болезненные чувства — это “проблемы, которые должны быть решены“. Дисфункциональное поведение, в частности с×××××дальность, употребление психоактивных веществ, переедание, подавление эмоций, гиперконтроль и непостоянство в межличностных отношениях, зачастую является способом регуляции непереносимых болезненных эмоций.

Самоповреждающее поведение представляет собой намеренное нанесение телесных повреждений себе. В рамках современного контекста этот феномен рассматривается как форма аутодеструктивного поведения и своего рода "реле", которое превращает внутреннюю эмоциональную боль в ощутимую физическую.

Самоповреждающее поведение характеризуется преднамеренностью и целенаправленностью. Человек осознает своё желание нанести себе вред и делает это систематически. Несмотря на социальную неприемлемость, данное поведение не подразумевает с×××××дных намерений. Обычно оно предшествует ощущению напряженности или тревоги и после акта вызывает временное облегчение.

Существует две основные составляющие этого поведения:
1. Психологическая — связанная с дистрессом и стремлением преодолеть его.
2. Физическая — непосредственное причинение физического вреда.

Самоповреждение встречается не только при пограничном расстройстве личности (ПРЛ), но и при депрессиях, а также как форма демонстративно-манипулятивного поведения.

Существуют три основные модели аутодеструктивного поведения:

1️⃣ Модель первичного саморазрушения. Характеризуется предвидением и желательностью вреда как средства достижения конечной цели.
  
2️⃣ Модель контрпродуктивных стратегий. Вредные последствия нежелательны и непредвиденны, возникая случайно.
  
3️⃣ Модель компромисса. Вредные последствия принимаются как необходимая плата за достижение краткосрочных, желательных результатов, таких как снижение интенсивности эмоциональной боли.

🟠Краткосрочные последствия самоповреждающего поведения включают снижение интенсивности эмоциональных переживаний, чувство прикосновения к реальности и временное удовольствие.

🔴Однако долгосрочные последствия могут быть разрушительными — ухудшение соматического здоровья, межличностных отношений и усиление психических расстройств.

Психологические факторы, лежащие в основе самоповреждений, включают трудности саморегуляции, импульсивность, высокую тревожность и проблемы с самооценкой и управлением эмоциями.

У людей, имеющих историю самоповреждающего поведения, риск суицидальных актов значительно выше, чем у тех, кто не имеет такого опыта.

Самоповреждение сигнализирует о стрессе и повышенном риске с×××××да. Данные исследований из разных стран говорят о том, что от 28 до 85% людей с подобным поведением имели с××××дальные попытки. Такая разница объясняется различиями в методах регистрации и определения самоповреждающего поведения.

Важно различать самоповреждающее поведение и с××××дальные действия. В первом случае цель состоит в преодолении негативных мыслей и улучшении настроения, тогда как в с×××××дальном акте — в прекращении страданий посредством ухода из жизни.

Нес×××××дальное самоповреждение часто рассматривается как последняя попытка выжить в субъективно неразрешимой ситуации.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔43👍1😢1
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Часть 1

Эмоции — сложные психологические состояния, которые состоят из нескольких ключевых компонентов, обеспечивающих их возникновение и развитие. Понимание этих составляющих помогает управлять эмоциями и лучше адаптироваться к ситуациям.

Рассмотрим основные элементы модели, из которых складываются эмоции:

Побуждающие события

Эмоции запускаются в ответ на определенные события или ситуации, происходящие вокруг нас или внутри нас. Эти события, названные "побуждающими", выступают в качестве сигналов для возникновения эмоций в данный момент.

Внутренние побуждающие события: мысли человека, его поведение, физические реакции, а также одна эмоция могут побуждать возникновение другой. Например, печаль может вызвать гнев.

Внешние побуждающие события:
это ситуации, происходящие в окружающем мире. Дождливый день на свадьбе или неожиданные новости могут повлиять на эмоции, вызывая грусть.

События могут автоматически побуждать эмоции: в некоторых случаях реакция на событие происходит автоматически, без осознанного размышления. Например, страх при виде высоты или радость от заката.

Изменение побуждающего события: изменение условий вокруг нас может изменить и эмоции. Можно избежать неприятных событий или изменить их, решив проблему, чтобы трансформировать эмоциональное состояние.

Осознанность

Эмоция не возникнет без осознания события, которое её вызывает. Внимание должно быть сосредоточено на этом событии, чтобы эмоция могла проявиться.

Неосознаваемые эмоции не существуют: даже внутренние события станут причиной эмоций только при наличии осознания на каком-либо уровне.

Изменения внимания
: отключение внимания от побуждающих событий может изменить эмоции, предоставляя возможность управлять своим эмоциональным состоянием.

Интерпретация событий

Часто не само событие, а его интерпретация запускает эмоциональную реакцию. Именно наши мысли, убеждения или оценки вызывают ответные эмоции.

Интерпретации сложных эмоций: сложные эмоции могут возникать в результате интерпретаций и убеждений. Например, отчаяние — это сочетание грусти и уверенности в безнадежности ситуации.

Приобретенные убеждения:
множество наших интерпретаций основано на ранее сформированных убеждениях о том, что представляет угрозу или безопасность.

Примером этого служит ситуация на переполненном рынке: если подруга не замечает вас, возможно, она просто не слышит в шумной обстановке, и тогда у человека нет причины обижаться. Но если интерпретация случившегося иная, то это может незаслуженно вызвать негативные эмоции.

Объединение понимания побуждающих событий, уровня осознанности и интерпретации позволяет управлять своими эмоциями и использовать их для улучшения повседневной адаптации и личностного роста.

Думай диалектично
6🙏1
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Часть 2

Факторы уязвимости — это условия и состояния, увеличивающие чувствительность человека к побуждающим событиям, что делает его более восприимчивым к эмоциональным реакциям. Эти факторы могут быть как недавними, так и корениться в далеком прошлом.

Влияние недавних и прошлых событий

- Недавние события: недостаток сна, плохое питание, болезни и стресс могут усилить нашу эмоциональную уязвимость. Например, переутомленный человек может вспыхнуть гневом из-за небольшого давления.

- События из далекого прошлого: нерешённые ситуации из детства могут повысить уязвимость в настоящем. Воспоминания срабатывают на подсознательном уровне, вызывая те же реакции, которые были в прошлом.

Изменение факторов уязвимости, например, улучшение сна или снижение стресса, может смягчить негативные эмоции.

Биологические изменения

- Мозговые реакции: эмоции вызывают нейрохимические изменения в головном мозге, влияя на всё тело. Лимбическая система особенно важна для управления эмоциями.

- Изменения нервной системы: через нервную систему регулируются реакции мышц и вегетативные процессы, такие как частота сердцебиений и дыхание. Симпатическая нервная система активизируется при стрессе, готовя тело к действию, тогда как парасимпатическая система успокаивает организм в расслабленном состоянии.

Изменение биологических процессов, например, путем использования лекарств или техник релаксации вроде йоги, может помочь управлять эмоциями и адаптироваться к ситуациям.


Думай диалектично
8💯1
Тренинг с открытой датой, поэтому нужно сейчас записаться в лист ожидания. Уже записались несколько желающих
Это можно сделать по ссылке https://forms.gle/V4JHsp4PJZdkskXv5
А также расскажите знакомым, чтобы ускорить процесс набора в этот тренинг женщин 🤝

-----
Это интересно и важно!

ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДБТ
для пожилых женщин 60+

Дорогие мои, эту возрастную группу очень тяжело собрать для исследования, по моему опыту, поэтому если вы поможете распространением / пригласите мам / бабушек к участию, то это очень поможет

Набираем группу пожилых дам 60-74 на тренинг навыков ДБТ (сейчас именно этот возраст, не старше)

Только социальные места - стоимость 1000 р. за занятие

Наша цель - апробировать стандартный протокол М. Линехан на пожилых женщинах. Онлайн. Понадобится согласие на участие в исследовании.

Обязательно перед тренингом:
- прохождение бесплатного интервью
- заполнение опросников (очень много вопросов)
- прохождение психологических диагностических тестов
- прохождение комплексной нейропсихологической диагностики (бесплатно)

После тренинга:
- заполнение опросников
- прохождение психологических диагностических тестов
- прохождение комплексной нейропсихологической диагностики (бесплатно)
6
Инвалидация в семье (по Марше Линехан)



Инвалидация в семейной среде представляет собой процесс, при котором эмоциональные переживания и потребности одного из членов семьи систематически игнорируются, не принимаются всерьез или подвергаются сомнению.

Диалектико-поведенческая терапия (ДБТ), разработанная М. Линехан, выделяет несколько типов семей, где инвалидация является частью повседневной жизни. Понимание этих типов может помочь выявить источники эмоциональных трудностей и нарушений у детей, выросших в таких условиях.

🌀 Хаотичная семья

Хаотичные семьи характеризуются отсутствием стабильности и часто включают в себя проявления злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), психическими расстройствами и финансовыми проблемами. В таких семьях родители, как правило, отсутствуют физически или эмоционально, уходя от ответственности за ребенка. Потребности ребенка игнорируются или не учитываются, что оставляет его наедине с собственными проблемами и неудачами. Это может привести к серьезным психологическим последствиям, таким как низкая самооценка, ощущение ненужности и сложности в построении доверительных отношений.

🔳Перфекционистская семья

В перфекционистских семьях родители уделяют внимание только успехам и достижению высоких стандартов, игнорируя негативные эмоции ребенка. Выражение эмоций часто подавляется и наказывается, что создает атмосферу, в которой ребенок учится скрывать свои истинные чувства и понимать, что выражение эмоций является неуместным. Взрослея, такие дети могут испытывать проблемы с эмоциональной идентификацией и коммуникацией, избегая конфликтов и избегая признания собственных эмоциональных состояний.

Типичная семья

Типичные семьи, хотя и кажутся внешне благополучными, акцентируют внимание на когнитивной регуляции и контроле над эмоциями. В таких условиях ребенка учат строгими правилами и границам, где эмоции часто подавляются ради соблюдения стандартизированного поведения. Вместо поддержки и принятия дети получают моделирование поведения, основанного на логике, что может создать трудности в развитии эмоционального интеллекта и эмпатии.

Инвалидация может иметь долгосрочные последствия для эмоционального и психологического развития детей. Это ведет к развитию таких проблем, как депрессия, тревожные расстройства, трудности в построении отношений и даже пограничное расстройство личности. Понимание и признание этих негативных моделей — первый шаг к изменению поведения и созданию более поддерживающей семейной среды.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔52🥰1
Стереотипное самоповреждающее поведение. Расчесывание кожи, выдергивание волос

Стереотипное самоповреждающее поведение — это форма дисфункционального поведения, характеризующаяся продолжительными и регулярными актами нанесения вреда себе, которые становятся привычными и совершаются автоматически. Это явление часто связано с нарушениями эмоциональной регуляции и проблемы с управлением стрессом.

Самоповреждающее поведение может проявляться в разных формах: неконтролируемое расчесывание кожи, выдергивание волос, поверхностные и другие способы нанесения физического вреда. Оно возникает как стратегия совладания, помогающая временно уменьшить эмоциональную боль, стресс или чувство пустоты. Для многих это становится способом почувствовать контроль над телом и эмоциями или отвлечься от психологического дистресса.

Стереотипное самоповреждение отличается от других форм своим автоматическим характером. Это поведение совершается без осознания его последствий, т.е. это не волевое действие, оно происходит неконтролируемо. Причинами этого могут быть длительный стресс, ощущение безнадежности, проблемы в социализации или дефицит навыков эмоциональной регуляции. Это может действовать как временная "анестезия" для интенсивных эмоций.

Во многих случаях стереотипное самоповреждение является результатом многолетних или хронических эмоциональных трудностей. Изоляция, отсутствие поддержки, травматический опыт или жизнь в дисфункциональной среде усиливают проявление такого поведения. Люди, подвергшиеся этому поведению, могут страдать от низкой самооценки, чувства беспомощности и трудностей с выражением эмоций.

Если у вас есть самоповреждающее поведение, то стоит рассмотреть терапию именно в этих методах:

💯Диалектико-поведенческая терапия (ДБТ) специализированный метод, направленный на развитие навыков эмоциональной регуляции, межличностной эффективности и стрессоустойчивости.

💯 Когнитивно-поведенческая терапия помогает изменить автоматические негативные мыслительные паттерны, связанные с самоповреждением.

🔅 Также стоит подключить техники релаксации: медитация, йога и дыхательные практики могут помочь снизить стресс и контролировать импульсы.

Почему мы здесь об этом говорим? Потому что к нам приходят с такими (и не только) проблемами.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7💔2🔥1
Сенсорная среда при РАС и ПРЛ

СП — это сложное и часто деструктивное явление, которое встречается у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и пограничным личностным расстройством (ПРЛ). Несмотря на его потенциально опасный характер, СП может выполнять определённые функции, связанные с внутренними переживаниями и состояниями людей, которые сталкиваются с сенсорной перегрузкой или дефицитом.

Причины СП

🥹 Бедность сенсорной среды: в некоторых случаях СП может быть ответом на сенсорную депривацию. Это проявляется, когда человек испытывает недостаток разнообразия сенсорных стимулов. Потребность "почувствовать что-то" может побуждать человека к СП как к средству обретения ощущения собственного тела и окружающей среды.

🥹 Избыточная сенсорная стимуляция: с другой стороны, СП может возникать в контексте сенсорной перегрузки, особенно у людей с РАС. Избыточное воздействие стимулов, таких как шум или яркий свет, может приводить к повышенной тревожности и вызвать деструктивное поведение как способ справиться с перегрузкой и попытаться восстановить внутреннее равновесие.

Для людей с ПРЛ диссоциация и внутренняя пустота могут быть частыми переживаниями. СП в таких случаях выступает как акт самоидентификации, попытка "вернуться в своё тело" и снова почувствовать себя живым.

1️⃣ СП может стать формой самостимуляции, частью эмоционального самовыражения, когда традиционные способы управления эмоциями недоступны или не работают.

2️⃣ СП может быть результатом нарушения интеграции внутренних переживаний, ведя к ситуации, когда физическая боль становится средством замены или переключения внимания с эмоциональной боли и пустоты.

Баланс сенсорной среды может помочь: создание баланса между сенсорной стимулацией и спокойствием; предоставление возможностей безопасного и удовлетворяющего тактильного взаимодействия, которое заменяет деструктивные формы.

❣️ Проанализируйте, в каких ситуациях проявляется СП, кто и что вас окружает, что предшествует СП.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🤝1
Почему важно выполнять домашние задания и заполнять дневниковую карточку в ДБТ?
Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) – это не просто набор техник, а способ изменить работу мозга, научив его эффективно управлять эмоциями, импульсами и мыслями. Один из ключевых инструментов ДБТ – домашние задания и дневниковая карточка навыков. Почему они так важны?

1️⃣ Формирование новых нейронных связей

Наш мозг изменчив (нейропластичность) и постоянно перестраивается в ответ на новый опыт. Когда вы регулярно применяете навыки ДБТ и фиксируете это в карточке, создаются и укрепляются новые нейронные связи, отвечающие за регуляцию эмоций. Чем чаще вы это делаете, тем устойчивее становятся эти изменения.

2️⃣ Активизация префронтальной коры

Префронтальная кора мозга отвечает за осознанность, самоконтроль и принятие решений. Заполнение карточки помогает вам отслеживать свои реакции, анализировать их и находить более адаптивные стратегии поведения. Это тренировка для мозга: так же, как мышцы укрепляются от повторений в спортзале, ваш мозг учится действовать иначе.

3️⃣ Укрепление связи между эмоциями и логикой

В ДБТ важен баланс между эмоциональным и рациональным мышлением (концепция "мудрого разума"). Регулярное ведение дневниковой карточки помогает осознавать свои эмоции, не подавляя их, а управляя ими осознанно. Это снижает импульсивность и помогает принимать более взвешенные решения.

4️⃣ Снижение стресса и тревожности

Когда вы систематически записываете свои эмоции, мысли и действия, активизируются зоны мозга, связанные с рефлексией (например, поясная кора). Это снижает гиперактивность миндалевидного тела – структуры, отвечающей за страх и тревогу, что делает вас менее уязвимыми перед стрессом.

5️⃣ Привычка к осознанности

Заполнение карточки – это способ тренировки осознанности (mindfulness). Она помогает замечать и фиксировать происходящее в моменте, а не действовать на автопилоте. Исследования показывают, что регулярная практика осознанности изменяет работу мозга, улучшая его способность регулировать эмоции.

Домашние задания и дневниковая карточка – не просто формальность, а инструмент реальных изменений в мозге. Регулярная практика – ключ к устойчивому эмоциональному равновесию и более осознанной жизни.

Заполняете ли вы свою карточку сегодня? Какие навыки вам особенно помогают?

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10
Анализ пропущенного звена в ДБТ – это инструмент диалектической поведенческой терапии (ДБТ), который помогает разобрать сложные ситуации, когда человек НЕ применил нужные навыки, НЕ заполнил дневниковую карточку.

Проверка пропущенного звена – важный этап в обучении и терапии, позволяющий увидеть причины и найти решения для будущих ситуаций.

🔅 Как проходит проверка?

🙂‍↕️ Анализ факта.
Тренер (терапевт) просит участницу тренинга (клиентку) описать ситуацию, в которой она не использовала навык.
Важно точно указать, какой навык был необходим в этот момент.

🙂‍↕️Поиск пропущенного звена.
Разбираются предшествующие события, мысли, эмоции и действия, которые могли помешать применению навыка.

Анализируются когнитивные барьеры, например: "Я не поверила, что это поможет", "Мне было слишком тяжело остановиться".

🙂‍↕️Оценка препятствий.
Выявляются эмоциональные, когнитивные и поведенческие трудности, которые привели к тому, что навык не был использован.
Например, человек мог оказаться в сильном эмоциональном возбуждении (гиперактивация миндалевидного тела), что сделало доступ к префронтальной коре сложным.

🙂‍↕️ Коррекция стратегии.
Вместе с тренером (терапевтом) участница тренинга (клиентка) разрабатывает альтернативные способы применения навыка в аналогичной ситуации.

Аналогично пропущенным звеном считается НЕ заполненная дневниковая карточка. В результате анализа прояснится, помнила ли участница тренинга о необходимости применять навыки, а также заполнять дневниковую карточку, с какими сложностями столкнулась, что могло бы помочь в будущем заполнении, корректируется стратегия.

Анализ пропущенного звена - это возможность заметить и скорректировать поведение.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9
Ценности и их роль в диалектической поведенческой терапии (ДПТ) Марши Линехан

Ценности — это ключевые ориентиры в жизни человека, которые определяют, что для него важно, что он ценит и к чему стремится.

В контексте диалектической поведенческой терапии (ДПТ) Марши Линехан ценности играют важную роль, особенно в межличностных взаимодействиях и процессе принятия решений.

Понимание и осознание своих ценностей помогает человеку не только лучше справляться с эмоциями, но и наладить здоровые и конструктивные отношения с окружающими.

Ценности — это внутренние убеждения человека, которые направляют его действия и определяют, что он считает важным в жизни. Они могут быть связаны с различными сторонами жизни, такими как семья, любовь, карьера, честность, независимость, безопасность, саморазвитие и т.д. Ценности могут меняться в зависимости от жизненного опыта, культурных традиций и личных предпочтений.

Для каждого человека ценности уникальны и определяются его историей, переживаниями, социальным окружением и внутренними стремлениями.

Для одного человека ценность может заключаться в семье и близких отношениях, он будет стремиться к построению крепких и поддерживающих связей.

Для другого — в саморазвитии и профессиональной реализации, что будет побуждать его к поиску новых знаний и достижению карьерных целей.

Для третьего ценностью может быть независимость, что проявляется в стремлении к личной автономии и свободе от внешнего контроля.

Ценности и ДБТ

ДБТ, разработанная Маршей Линехан, основывается на интеграции нескольких подходов: когнитивно-поведенческой терапии, практик осознанности и принятия.

Важным компонентом ДБТ является работа с ценностями, особенно когда речь идет о межличностных взаимодействиях и установлении здоровых границ.

Одним из ключевых элементов ДПТ является «диалектика», или стремление к балансу между противоположными идеями. Когда речь идет о ценностях, это может проявляться в стремлении находить гармонию между внутренними убеждениями и внешними требованиями.

Например, человек может сталкиваться с противоречием между личными ценностями (например, стремление к самостоятельности) и внешними требованиями (необходимость работать в команде). ДБТ помогает выработать стратегии, которые позволяют интегрировать эти противоречия без ущерба для психического благополучия.

Одним из наиболее сильных аспектов ДПТ является её способность помочь людям с пограничным расстройством личности (ПРЛ) и другими психическими расстройствами установить и следовать своим ценностям, несмотря на интенсивные эмоции и межличностные трудности. Когда люди начинают осознавать свои ценности, они становятся более устойчивыми к стрессу и разочарованиям, так как их действия и решения основаны на глубоком понимании того, что для них действительно важно.

1️⃣ Осознание своих ценностей. Одним из первых шагов в ДБТ является помощь человеку в осознании своих ключевых ценностей. Это может быть сделано через упражнения, такие как создание списка ценностей или обсуждение жизненных приоритетов. Например, человек может выяснить, что для него важны честность и открытость в отношениях, и это будет влиять на его поведение и решения.

2️⃣ Применение ценностей в межличностных отношениях. После того как человек осознает свои ценности, важно начать применять их в реальных взаимодействиях. Например, если ценностью является доверие, человек будет стремиться строить отношения, в которых открытость и честность занимают центральное место. ДБТ помогает людям эффективно коммуницировать со своими ценностями и стремиться к отношениям, которые поддерживают эти ценности.

3️⃣ Принятие ценностей как основы для самопомощи. В условиях эмоциональной нестабильности люди с ПРЛ часто могут забывать о своих ценностях, что ведет к импульсивным решениям или разрыву отношений. ДБТ помогает научиться стабилизировать эмоциональные реакции и принимать решения на основе ценностей, а не импульсов.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5
Продолжаем набор в тренинг навыков ДБТ для женщин
Для записи на бесплатную консультацию перед тренингом пишите в директ @TatianaMu или WhatsApp + 7 953 3707731

Узнать подробнее о том, что такое ДБТ можно в группе Думай диалектично

Тренинг навыков ДБТ
4🥰2👌1
Неустойчивость Эго при пограничном расстройстве личности: «Куда ведут, туда и иду»

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) – одно из самых сложных и многогранных расстройств, характеризующееся эмоциональной нестабильностью, страхом оставления, импульсивностью и неустойчивым самоощущением.

Одним из ключевых аспектов ПРЛ является неустойчивость Эго – размытые границы личности, низкая автономность и зависимость от внешних ориентиров. Это состояние порождает феномен: «Куда ведут, туда и иду», когда человек легко поддается влиянию других, теряя свою идентичность.

🥹 Что такое неустойчивость эго?

Эго – это структура личности, отвечающая за самовосприятие, осознание своих границ, устойчивость внутренних ценностей и способность к саморегуляции.

У людей с ПРЛ Эго недостаточно сформировано, что проявляется в:

😞 Постоянном сомнении в себе: человек не понимает, кто он, чего хочет и к чему стремится.

❤️ Чрезмерной зависимости от мнения окружающих: собственные желания и ценности могут полностью меняться в зависимости от среды.

💀 Подверженности влиянию: человек легко вовлекается в чужие идеи, отношения, стили поведения, даже если они противоречат его предыдущим убеждениям.

«Куда ведут, туда и иду»: механизмы и причины

Этот феномен связан с несколькими факторами:

Страх отвержения и одиночества. Люди с ПРЛ испытывают глубокий ужас перед покинутостью. Чтобы избежать изоляции, они готовы приспосабливаться к другим, даже в ущерб себе.

Диссоциация и разрыв идентичности. Из-за высокой эмоциональной чувствительности личность человека может буквально «размываться», подстраиваясь под обстоятельства.

Низкая толерантность к неопределенности. Отсутствие стабильного внутреннего стержня делает человека зависимым от внешнего контроля – ему легче следовать за кем-то, чем самостоятельно принимать решения.

Импульсивность. Спонтанное принятие решений и стремление к моментальному облегчению могут приводить к хаотичной смене направлений в жизни.

К каким последствиям это ведет?

Разрушение личности. Постоянные метания между разными ролями мешают сформировать целостную идентичность.

Токсичные отношения. Склонность следовать за другими делает человека уязвимым перед манипуляторами, абьюзерами и деструктивными группами.

Эмоциональное истощение. Неспособность выбрать собственный путь приводит к хроническому стрессу, тревоге и депрессии.

Проблемы с реализацией в жизни. Частая смена увлечений, профессий, партнеров мешает добиться долгосрочных целей.

Как укрепить эго и обрести внутреннюю опору?

Развитие самосознания: ведение дневника, рефлексия, работа с терапевтом помогают лучше понимать себя.

Практика осознанности (MBCT, ACT): учит наблюдать за своими эмоциями и мыслями, не теряя себя.

Формирование личных ценностей: важно осознавать, что действительно значимо именно для вас.

💯 Отработка навыков эмоциональной регуляции (DBT): помогает справляться со страхом отвержения и импульсивными реакциями.

Ограничение вредного влияния: осознанный выбор окружения помогает сохранить границы личности.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7😢1💔1
Взаимосвязь IFS и ДБТ

👌 Просто интересно

⚡️Диалектическая поведенческая терапия (DBT) и ⚡️терапия внутренней семейной системы (IFS) – это два подхода, которые зарекомендовали себя как эффективные методы работы с эмоциональной регуляцией, травмой и внутренними конфликтами. Несмотря на различия в теоретических основах, эти направления могут быть интегрированы для более глубокой работы с клиентами, особенно теми, кто испытывает трудности с эмоциональной нестабильностью, самоповреждающим поведением или последствиями травмы.

Рассмотрим основные принципы DBT и IFS, их точки пересечения и способы объединения этих подходов в психотерапии.

Диалектическая поведенческая терапия (DBT) включает четыре ключевых модуля:

Осознанность (mindfulness) – способность оставаться в настоящем моменте, не оценивая свои мысли и эмоции.

Эффективность в межличностных отношениях – развитие навыков общения, позволяющих выражать свои потребности и устанавливать здоровые границы.

Эмоциональная регуляция – умение управлять сильными эмоциями, избегая деструктивных реакций.

Переносимость дистресса – развитие навыков терпимости к боли и стрессу без импульсивных реакций.

DBT сочетает когнитивно-поведенческие техники с элементами диалектики (принятие и изменение), что помогает людям справляться с интенсивными эмоциями и улучшать качество жизни.

🌀Терапия внутренней семейной системы (IFS), разработанная Ричардом Шварцем, рассматривает личность человека как систему субличностей (частей), каждая из которых выполняет определенную функцию.

В IFS выделяются три основные категории частей:

Защитники (менеджеры и пожарные) – защищают личность от боли и травмирующего опыта.

Менеджеры контролируют поведение, чтобы избежать эмоциональной уязвимости.

Пожарные действуют импульсивно, чтобы заглушить боль (например, самоповреждение, злоупотребление веществами).

Изгнанники – травмированные части, хранящие болезненные эмоции и воспоминания.

Я (Self) – истинное "Я", обладающее качествами мудрости, сострадания и лидерства, способное интегрировать все части.

❤️Цель IFS – установить гармонию внутри психической системы, помогая частям снизить свою защитную активность и позволить "Я" взять на себя управление.

Хотя DBT и IFS основаны на разных концепциях, у них есть несколько точек пересечения:

🥲Работа с деструктивным поведением

В DBT самоповреждение рассматривается как форма избегания эмоциональной боли. Навыки регуляции помогают человеку находить здоровые способы справляться с дистрессом.

🥲 В IFS самоповреждение может выполняться "пожарными", которые пытаются заглушить боль "изгнанников". Терапия помогает обнаружить и трансформировать эти части.

🔳Осознанность и принятие
Оба подхода подчеркивают важность осознанности. DBT учит не отождествляться с эмоциями, а в IFS клиент учится распознавать свои части и относиться к ним с любопытством и состраданием.

🔲Принятие и изменение
DBT сочетает стратегии принятия и изменения, помогая клиентам находить баланс.

В IFS человек учится принимать свои части, чтобы трансформировать их роль.

Развитие внутреннего наблюдателя

DBT использует навык наблюдения за эмоциями и мыслями, описания эмоций и мыслей, не вовлекаясь в них.

В IFS клиент дистанцируется от своих частей и взаимодействует с ними из позиции "Я".

Работа с травмой
В DBT при травматическом опыте используется навык радикального принятия.

В IFS клиент учится интегрировать "изгнанников", работая с травмой мягко и бережно.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6
ПРЛ. Другой "не поведенческий" ракурс рассмотрения

🌟 Психоанализ рассматривает пограничное расстройство личности (ПРЛ) как результат ранних нарушений в развитии личности и отношений с объектами привязанности. В отличие от когнитивно-поведенческих подходов, психоанализ фокусируется на глубинных бессознательных конфликтах, механизмах защиты и особенностях формирования Эго.

🐱 Этиология ПРЛ с психоаналитической точки зрения

🟠Основные причины развития ПРЛ в рамках психоанализа:
📝 Ранние травмы (особенно в первые годы жизни)
📝 Нарушение привязанности к значимым объектам (мать, отец, опекуны)
📝 Нестабильное чувство "Я" из-за неадекватного отражения и отклика со стороны родителя
📝 Конфликт между стремлением к слиянию и страхом поглощения

Что говорили о ПРЛ разные психоаналитики?

1️⃣ Мелани Кляйн: Теория объектных отношений
У людей с ПРЛ доминируют шизо-параноидная и депрессивная позиции, но они не интегрируются.
Пациент бессознательно разделяет объекты на "хорошие" и "плохие", что ведет к черно-белому мышлению.
Активны проективная идентификация, идеализация и обесценивание.

2️⃣ Отто Кернберг: Концепция пограничной организации личности
ПРЛ — это не отдельное расстройство, а уровень организации личности между неврозом и психозом.
Главная проблема — диффузная идентичность: нестабильное представление о себе и других.
Основные механизмы защиты: расщепление, проективная идентификация, обесценивание.

3️⃣ Дональд Винникотт: "Ложное Я"
Люди с ПРЛ развивают ложное Я, чтобы соответствовать требованиям окружающих.
Эмоциональная нестабильность — результат неспособности сформировать "достаточно хорошую мать" внутри себя.

4️⃣ Хайнц Кохут: Нарушения нарциссического развития
ПРЛ — это расстройство нарциссической регуляции, где пациент испытывает постоянное чувство пустоты.
Им необходимо внешнее подтверждение собственной ценности, но они не могут его интегрировать.

🐱 Основные механизмы защиты при ПРЛ
Расщепление – восприятие себя и других как либо «хороших», либо «плохих».
Проективная идентификация – пациент бессознательно "вбрасывает" в другого невыносимые аспекты своей личности.
Идеализация и обесценивание – сильное восхищение сменяется агрессивным обесцениванием.
Всесилие – ощущение контроля над другими, чтобы защититься от тревоги.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8
Когда нужен именно ДБТ-терапевт и на какой срок?

Диалектико-поведенческая терапия (ДБТ) — это научно обоснованный метод, разработанный специально для работы с тяжелыми эмоциональными состояниями и сложными поведенческими паттернами. Однако далеко не во всех случаях ДБТ-терапия необходима в полном объеме.

Давайте разберем, когда именно нужен ДБТ-терапевт и на какой срок.

1️⃣ Когда ДБТ — первая линия лечения
Если у вас есть диагноз, для которого ДБТ является рекомендованным первым методом лечения, то необходима комплексная ДБТ-терапия, включающая индивидуальные сессии и тренинг навыков. Обычно курс занимает 1 год.

К таким состояниям относятся:
Пограничное расстройство личности (ПРЛ)
Самоповреждающее поведение и хроническая суицидальность
Расстройства пищевого поведения (РПП), кроме анорексии
Зависимости и компульсивное поведение (игровая зависимость, зависимость от соцсетей и т. д.)
Тяжелая эмоциональная дисрегуляция

В этих случаях ДБТ направлена на формирование устойчивых стратегий регуляции эмоций, улучшение качества жизни и снижение опасных или деструктивных паттернов поведения.

2️⃣ Когда тренинг навыков уже помогает, но нужно больше
Даже если у вас нет ПРЛ или других состояний, для которых ДБТ является основным методом лечения, навыки могут быть полезны при других расстройствах и сложностях. В таких случаях возможно несколько форматов работы.

Навыки ДБТ могут быть полезны при:
🟠Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (К-ПТСР)
🔴Рекуррентная депрессия (часто возвращающаяся депрессия)
🔴Расстройства аутистического спектра (РАС), особенно при эмоциональной дисрегуляции
🔵Биполярное аффективное расстройство (БАР)
🔵Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
⚫️Эмоциональная нестабильность без клинического диагноза

Если тренинг навыков уже дает результаты, но вы понимаете, что требуется более глубокое погружение, можно выбрать один из подходов:
🔳Комплексная ДБТ-терапия + тренинг навыков (1 год) — если симптомы достаточно выражены и требуют структурированной работы.

🔲Поддерживающая терапия + ДБТ-навыки — если основное лечение проходит в другом методе, но навыки ДБТ важны для поддержания стабильности.

3️⃣ Если у вас нет диагноза, но ДБТ-навыки помогают
Если вы уже пробовали навыки ДБТ и чувствуете, что они улучшают качество вашей жизни, но у вас нет диагноза, требующего комплексной ДБТ-терапии, то вам может подойти тренинг навыков ДБТ без индивидуальной терапии.
В этом случае можно выбрать специалиста, который работает в ДБТ и других методах (например, когнитивно-поведенческой терапии, схематерапии, ACT и т. д.), чтобы интегрировать навыки ДБТ в более широкий терапевтический процесс.

ДБТ-терапевт нужен в следующих случаях:
При состояниях, для которых ДБТ — первая линия лечения → полный курс на 1 год
Если тренинг навыков помогает, но нужно большелибо комплексная ДБТ (1 год), либо другой метод + поддержка ДБТ
Если у вас нет диагноза, но навыки полезныДБТ-тренинг без обязательной индивидуальной терапии

Выбор формата работы зависит от ваших целей, состояния и уже полученного опыта с ДБТ. Главное — найти тот вариант, который будет максимально эффективным именно для вас.

Думай диалектично
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4