Роман Моложон – Telegram
Роман Моложон
675 subscribers
43 photos
2 videos
198 links
Выборы. Политика. Общественные процессы.

Роман Моложон (авторский канал).
Заместитель генерального директора Агентства «Полилог» по политическим проектам.
https://news.1rj.ru/str/polylog_expertise
Download Telegram
Выборы-2025: подводим черту

Вместе с коллегами из «Полилога» подготовили и опубликовали (лучше поздно, чем никогда) исследование по итогам выборов 2025 года. Главный акцент, конечно, на том, что все это значит с точки зрения предстоящих выборов в Госдуму.

Интересное в исследовании:
Перспективы партий в преддверии большой кампании 2026 года. Какие вызовы стоят перед ключевыми парламентскими игроками и как их решать?
Какие тренды в явке? Как регионы работают с мобилизацией?
На что есть запрос избирателя и причем здесь социальная архитектура?
Раскрутят ли гайки по вопросу использования ИИ в предвыборной агитации?
Самые интересные кейсы кампаний 2025 года.

Полная версия исследования доступна на «Полилог.Экспертиза».
Прочитал – перешли коллеге.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
♦️ Дальний Восток: экономическое лидерство и парадоксы благосостояния

Рейтинг материального благополучия регионов за 2024 год вновь зафиксировал устойчивые позиции субъектов ДВ: Чукотка, Сахалин и Магаданская область стабильно входят в топ-10.

Лидерство ДФО — тренд последних четырех лет. Ежегодно 4 региона попадают в первую десятку — исключением в последнем рейтинге стала Камчатка. Причем динамика позитивна: с 2021 года во всех субъектах итоговый балл вырос — в Магадане на 1.98, Чукотке на 4.72, Сахалин поднялся на 18.87, Камчатка на 19.13.

О чем говорят эти результаты?

Государственные программы поддержки («Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар», инфраструктурные мегапроекты — СПГ, трансграничный автодорожный мост) показывают свою эффективность. Уровень доходов населения позволяет компенсировать довольно высокий уровень цен (в половине субъектов ДФО покупательная способность медианных доходов опережает среднероссийский уровень), включая покупку жилья.

Значительные успехи в экономической динамике Дальнего Востока — результат последовательного позиционирования макрорегиона как стратегического национального приоритета XXI века. Высший уровень публичной поддержки, в особенности в лице Президента, служит притоку инвестиций, раскрытию конкурентных преимуществ округа. ДФО становится демонстрационной площадкой реализации эффективной государственной политики.

Однако неравномерность развития Дальнего Востока может ставить под угрозу устойчивость лидерства. Удержание позиций упрется не в доходы, а в качество жизни — половина дальневосточных регионов занимает 60+ места по этому показателю. Сохраняющаяся глубокая дифференциация внутри округа — тройка субъектов (ЕАО, Забайкалье, Бурятия) не преодолела порог в 55 баллов — создает потенциальную угрозу социальной стабильности. Ключевая задача здесь — «дособрать» социальный каркас: от доступного жилья и современной медицины до условий для самореализации. Иначе экономические успехи не будут конвертироваться в устойчивое закрепление жителей на территориях.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔳 Сокращение числа партий перед выборами-2026

За последние несколько дней число политических партий, допущенных к выборам, уменьшилось: ЦИК сообщила о ликвидации партии «Гражданская инициатива». Следующий претендент на исключение — Партия роста, по которой накануне Минюст подал иск в ВС. В случае его удовлетворения (в чем не приходится сомневаться) в стране останется 20 зарегистрированных политических партий.

Этот процесс — часть тенденции «естественного отбора» на российском партийном поле: с начала 2020 года исчезли 19 партий. Причина в каждом случае одна из трех: неучастие в выборах на протяжении семи лет, недостаточное количество региональных отделений (< 45) и/или членов (< 500). ЦИК оценивает эту динамику положительно.

Прецедент с Партией роста наглядно демонстрирует сложность прохождения правового фильтра для малых политструктур : партия не преодолела порог по зарегистрированным региональным отделениям. Иск Минюста следует рассматривать как закономерный этап в процессе объединения Партии роста с «Новыми людьми», начавшегося в прошлом году.

Тактическая цель — Госдума-2026. К грядущим выборам партийный ландшафт будет упорядочен: из 20 остающихся партий только 12 получат право участвовать без сбора подписей — что на две меньше, чем в 2021 году. Остальным восьми для допуска потребуется собрать по 200 тысяч подписей. Хотя теоретически расширение парламентского представительства исключать нельзя, ключевой сценарий на предстоящий электоральный цикл предполагает сохранение стабильного пятипартийного ядра Госдумы. Здесь роль непарламентских партий сводится к нескольким функциям: канализировать протестные настроения, демонстрировать многообразие выбора, минимально перетягивать голоса из корзины парламентской оппозиции — но без реального шанса на попадание в Госдуму.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ЕДГ-2026: губернаторы

В 2026 году ожидаются прямые выборы губернаторов семи регионов (Тверская, Белгородская, Пензенская, Ульяновская области, Мордовия, Тыва, Чечня). Еще в трех регионах глав выберут парламенты субъектов (Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия).

В Тверской области взамен ушедшего на пост полпреда в СЗФО Игоря Рудени врио губернатора еще не назначен. В остальных регионах с высокой долей вероятности действующие главы пойдут на очередной срок. По губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову и главе Чечни Рамзану Кадырову это подтверждается и вчерашними данными о высоких рейтингах этих руководителей.

Досрочные выборы возможны в Карелии — Артур Парфенчиков работает на посту с 2017 года (срок полномочий истекает в 2027 году). Слухи о его отставке периодически возникают, кроме того, в ЕДГ-2026 будет переизбираться Законодательное собрание Республики Карелия — следующий год может стать удобным моментом для назначения нового главы, который в том числе подтянет результаты голосования в региональный парламент.
❣️ Муниципальная реформа-2025: региональный выбор

С 19 июня 2025 года в России начала действовать новая модель местного самоуправления (МСУ). Хотя переходный период рассчитан до 2027 года, текущий этап носит критическое значение: именно сейчас формируется будущая архитектура местной власти.

Недавние высказывания губернаторов демонстрируют различные тактики адаптации к новым требованиям:

▫️ Курс на новую модель. Выбор в пользу полной интеграции одноуровневой модели демонстрирует глава Ставрополья Владимир Владимиров, чей регион вошел в число пионеров перехода на одноуровневую систему МСУ. Предстоящий Всероссийский муниципальный форум «Малая Родина — сила России» закрепляет статус региона как одного из флагманов муниципальной реформы.
Ставку на плавный переход к новой модели делает и губернатор Новосибирской области Андрей Травников — с учет социально-экономических особенностей субъекта и опорой на расширение участия жителей.

▫️ Сохраняя традиции. Особую чувствительность к реформе демонстрируют национальные республики, где упразднение местного самоуправления — риск потери каналов коммуникации с местными элитами и дестабилизации ситуации.
Глава Дагестана Сергей Меликов исключил возможность директивных мер, предложив дифференцированный подход с учетом этнополитической специфики.
В Якутии Айсен Николаев заявил, что сохранение первоначальной системы МСУ — дань уважения историческим традициям и мнению людей. В целом, позиция главы самого большого субъекта страны учитывает сложившуюся территориально-административную структуру и нюансы выстраивания взаимодействия с местными элитами.
В Хакасии Валентин Коновалов наложил вето на закон о переходе на одноуровневую систему МСУ, раскритиковав его за несогласованность с позицией как местных органов, так и жителей.
Губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь также выступил за сохранение двухуровневой системы, назвав местную власть «важной частью управленческой команды», максимально приближенной к жителям.

▫️ Маневры. В Алтайском крае, где ранее ликвидация сельских администраций и депутатских советов столкнулась с общественным протестом, губернатор Виктор Томенко пошел на тактическую уступку, признав оптимальным для региона вариантом сохранение двухуровневой системы.

Недавняя встреча Президента с лидерами парламентских фракций, где были обозначены негативные социальные эффекты разработанных мер, перевела реформу из парадигмы форсированного внедрения в режим управляемой адаптации. Губернаторы получили подтверждение возможности более гибкого и постепенного перехода к новой архитектуре публичной власти — с сохранением баланса между централизацией и местным самоуправлением.

Для регионов же, выбравших курс на трансформацию, оптимальным временем становится межэлекторальный период — осень-зима 2025-2026 годов. Это позволит завершить переход к 2027 году без спешки и конфликтов, а также упростит администрирование думской кампании в обновленной управленческой структуре.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Как переломить тренды внутренней миграции

Недавнее исследование вновь зафиксировало устойчивый миграционный потенциал внутри страны: каждый пятый мечтает о переезде — в особенности молодежь и жители малых городов. География предпочтений остается неизменной: Москва и Санкт-Петербург (32%), южные регионы (21%).

Это плохие новости для Дальнего Востока и Арктики, где проблема оттока населения по-прежнему стоит остро.

0️⃣Формула притяжения. Согласно данным РОМИР, основной драйвер внутренней миграции — разрыв между ожидаемым и реальным качеством среды. Ключ к счастью в городе — экономические возможности (рабочие места — 64%) и качество повседневной среды (общественные пространства — 77%, развитая транспортная сеть — 67%). Климат вторичен. Таким образом, властям в целом подконтрольны решающие факторы для смены миграционных ориентиров.

Общественные пространства. В рамках Стратегии пространственного развития макрорегионов ключевым направлением определена реновация опорных населенных пунктов (из 76 — 19 в Арктике, 5 на ДВ). Основной инструмент — мастер-планы, формирующие социально-экономический каркас территорий с учетом мнения жителей. Социология фиксирует позитивный отклик: 84% жителей считают мастер-планы полезными, 65% отмечают улучшения за два года, а 73% видят обновление крупных общественных пространств.

Транспорт. Комплексный план до 2036 года предусматривает создание около 40 транспортных объектов в Арктике и ДФО. Главный акцент в Стратегии ПР — модернизация БАМа, Транссиба и Северного морского пути. Параллельно реализуются и проекты локального уровня:
в Арктике проекты повышения связности агломераций: расширение трассы М-8, объездной дороги в Новодвинске и создание городской электрички в Архангельске.
на ДВ обновили трамвайный парк Улан-Удэ, систему общественного транспорта Хабаровска и дорожную инфраструктуру во Владивостоке.

Трудоустройство. Создание новых рабочих мест — прямое следствие комплексного развития инфраструктуры в энергетике, транспорте, науке и социальной сфере. В ДФО рост частной инициативы стимулируют ТОР — инструмент, способный дать старт новым предприятиям. В Арктике более 300 компаний-резидентов планируют создать дополнительно не менее 14,6 тысячи рабочих мест.

Государственные меры дают первые результаты: в 2024 году на Дальнем Востоке зафиксирован рекордный миграционный приток — 24 тысячи человек. В дальнейшем устойчивость положительной динамики будет зависеть от скоординированной работы всех уровней власти с учетом запросов жителей и грамотного регионального брендинга.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Региональные власти: централизация как антикризисная мера?

Решение губернатора Иркутской области Игоря Кобзева возглавить правительство региона (внеся соответствующие изменения в устав региона) может положить начало тренду среди других губернаторов.

Вчера Игорь Кобзев на заседании ЗС заявил, что намерен совмещать должности главы региона и председателя правительства. Свое решение он объяснил непростой ситуацией с региональным бюджетом и необходимостью в эти условиях «централизовать оперативное управление». Таким образом, губернатор публично зафиксировал свою персональную ответственность за «выполнение в полном объеме всех социальных обязательств перед людьми» и предложил план из шести шагов для нивелирования проблемы. Безусловно, это сильное решение для главы региона. Игорь Кобзев хорошо понимает логику антикризисного управления и доказал эффективность в этой функциональной роли — что неудивительно, учитывая его предыдущий бэкграунд и историю назначения в Иркутскую область в 2019 году.

Следует отметить, что совмещение (пусть даже и временное) должностей главы региона и правительства в последние годы — не самый распространный прецедент. Среди примеров: глава Чувашии Олег Николаев, губернатор Саратовской области Роман Бусаргин, губернатор Кировской области Александр Соколов. Такую меру можно трактовать в том числе короткой скамейкой профессиональных управленцев, которым бы ВДЛ могли довериться в ответственные моменты (как правило, подобное решение принималось сразу после назначения или избрания на пост главы субъекта).

Напомню, что волна реформ, в рамках которого разделялись позиции ВДЛ и главы регионального правительства, по большей части прошла во второй половине прошлого десятилетия. Насколько эта мера оказалась эффективной — судить сложно, однако она, как минимум, дала поле для маневра главам субъектов, которые могли в случае необходимости сбавить общественный резонанс отставкой руководителя, отвечающего за оперативное управление.

Сейчас непростая ситуация с бюджетной обеспеченностью складывается во многих субъектах, в том числе в Кузбассе, Карелии и ряде других территорий. Последуют ли главы «дефицитных» регионов примеру иркутского коллеги, покажет время.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
📄 Региональный контекст: трудовая миграция

Новая Концепция миграционной политики меняет логику управления миграцией. Приоритетом объявлены национальная безопасность и интеграционная политика вместо ситуативных экономических и демографических выгод.

Формально останавливать поток трудовых мигрантов в Россию до 2030 года не планируется, но региональная практика опережает федеральные планы. Число субъектов, установивших запреты для иностранных рабочих, выросло за два года в 3,5 раза, достигнув 51.

За этот год самые серьёзные ужесточения:
В Вологодской области Георгий Филимонов расширил запрет до 20 отраслей, в том числе в строительной.
В Самарской области бывший губернатор Дмитрий Азаров распространил отказ на 114 видов экономической деятельности.
Глава Кубани Вениамин Кондратьев наложил запрет на все сферы экономической деятельности —  первый прецедент в российской практике.
На этом фоне Минтруд предложил снизить в 2026 году долю иностранцев в девяти сферах.

Однако за политическими жестами следует экономическая реальность — ответное лоббистское давление бизнеса. Политический характер таких решений игнорирует инвестиции в региональные проекты, подрывая доверие бизнеса к власти. Результат —  откат или компромисс: отмена запрета в Вологде, перенос в Краснодаре.

Экономические последствия указывают на неэффективность взятого курса:

0️⃣ Отраслевой кризис. Число мигрантов в отрасли за I квартал 2025 года упало на 15–20%, но их доля выросла до 14–15%: строительных проектов становится меньше. Кризис вытесняет из отрасли в первую очередь местных работников, усиливая структурную зависимость от оставшихся мигрантов.

0️⃣ Системный кадровый голод. Квоты на разрешения на работу для иностранцев выросли в 1,6 раза за 6 лет. Что доказывает увеличивающуюся потребность в трудовых ресурсах в регионах, с чем сталкиваются 83% компаний.

0️⃣ Региональные риски. В Санкт-Петербурге запреты в такси и доставке могут спровоцировать рост цен на услуги и потерю 2,5 млрд рублей бюджета. В Екатеринбурге из-за оттока мигрантов дефицит кадров в ЖКХ достиг уровня, где к уборке улиц начали привлекать школьников, в Ленинградской области под угрозой деятельность АПК.

Концепция —  это управленческий ответ на бессистемные попытки решить проблему на местах. Документ признает объективную потребность экономики в иностранной рабочей силе, но меняет ее статус с «незаменимого ресурса» на вспомогательный фактор. Успех новой модели будет зависеть от слаженного взаимодействия региональных властей и бизнеса. Первые сопровождают пребывание мигрантов, становясь гарантом легальности процессов; вторые создают условия для их адаптации и профессиональной переподготовки, осуществляя полный контроль над всей реализацией.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
📄Миграционная концепция: партийный расклад

Переходим от региональной перспективы к партийной. Новая концепция миграционной политики сформировалась под влиянием комплекса партийных инициатив. Однако не все из них были приняты, либо приняты не совсем в той редакции, которую партии предлагали изначально.

ЕР:
Создание реестра с ограничениями на работу, регистрацию и передвижение.
Требование уважать российскую культуру и традиции.
Акцент на контроле через сбор данных.

Установление лимита на переводы (30 тыс. руб./мес) для лиц из реестра.
Обязанность банков предоставлять информацию об операциях иностранцев для реестра.
Запрет на заключение брака для лиц из реестра.

Новые люди:

Внедрение цифрового профиля и контроля мигрантов («Мигрант ID»).
Ограничение пребывания в России неработающих и не проходящих обучения членов семей трудовых мигрантов.

Установление правил проживания для мигрантов на уровне региона.
Повышение стоимости патентов в 1,5 раза и/или введение пошлины на оформление мигрантов (финансирование «Мигрант ID»).
Запрет для мигрантов переводить за границу суммы, превышающие их официальную зарплату.
Включение в экзамен для мигрантов раздела о нормах общения с женщинами в России.

СРЗП:
Повышение ответственности работодателей.
Отмена действующей патентной системы и переход к вахтовому методу. В теории близко к переходу к целевому оргнабору.
Сбор биометрических персональных данных на границе.
Полный запрет на въезд членов семей низкоквалифицированных мигрантов.

Ограничения на работу мигрантов в социально значимых отраслях. Нет в Концепции, однако у региональных властей есть право вводить ограничения на миграционный учет и проживание в отдельных муниципалитетах.
Идеи депортационного депозита и депортации всего клана за преступление одного члена семьи.

ЛДПР:

Принцип «приехал, отработал, уехал».
Закрепление за одним работодателем.

Ввод длительных ограничений (7-10 лет) для получения мигрантами социальной поддержки, права на оружие или занятия руководящих должностей в силовых структурах.

КПРФ:
Представила проект поправок в Закон о правовом положении иностранных граждан, расширив перечень запретов на труд иностранцев, однако ни один из них не вошел в КМП.

Итоговый документ демонстрирует классический управленческий компромисс: в Концепцию, как правило, вошли инструменты контроля, но за пределами остались меры, несущие экономические и социальные риски.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Обращу внимание читателей на проект «Русский Ренессанс» — цикл короткометражных киноновелл о жизни в ДНР.

Автор проекта, выпускница ВГИК и Академии Н.С. Михалкова Мария Андреева продолжает традиции российского кинематографа. Она стала первым режиссером, организовавшим постановочные съемки в освобожденной Авдеевке Донецкой Народной Республики.

Проект транслирует культурно-политический месседж, направленный на сохранение исторической памяти и культурного кода через язык кино. В основе цикла — реальные истории жителей Донбасса, которые вопреки военным действиям сохраняют человеческое достоинство, внутренние силы и стремление к жизни и творчеству.

Первые новеллы, «Друзья» и «Цветы», показывают, как среди руин возрождается мирная жизнь, восстанавливаются города, архитектура и истинные человеческие ценности.
🗣 Инаугурационные речи: актуальная губернаторская риторика

Выступления губернаторов на инаугурациях по итогам ЕДГ-2025 позади — выделим ключевые тенденции в политическом языке региональной власти.

▫️ Приоритеты развития. В речах губернаторов подчеркивается статус регионов — локомотивов модернизации и инновационного развития. Это требует не только технических решений, но и обоснования исторической и социальной миссии регионов.

▫️ Ставка на стабильность и доверие. Прослеживается переход к этике ответственности, где губернатор — защитник интересов граждан, соединяющий бюрократию и гражданское общество в рамках эффективного диалога.

▫️ Солидарность как инструмент. Обращение к гражданам как к «команде» и «соратникам» играет роль эффективного инструмента консолидации. Особенно ярко этот нарратив проявляется в прифронтовых регионах, где концепция «общей судьбы» становится не просто метафорой, а формой политической нравственной интеграции.

▫️ Эволюция образа губернатора. Фигура губернатора эволюционирует от чиновника-управленца к стратегу-хозяину, который мыслит на десятилетия вперед и отвечает за судьбу своей территории не только перед центром, но и перед «историей и совестью». Это качество отражает запрос на персональную легитимность через глубокую связь с идентичностью региона и его будущим.

▫️ Адаптация единого дискурса. Язык региональных элит говорит об общероссийской идеологической парадигме. Ее успешно адаптируют к конкретным региональным контекстам. Через свои выступления власти формируют единое ценностное поле, сплачивая общество вокруг ключевых нарративов.

Главные тенденции губернаторской риторики: социальная ориентированность, расширение как личной, так и региональной ответственности и артикуляция моральных нарративов. Все это переводит речь о региональном развитии в поле глубокого политического и социокультурного конструирования.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Рекомендую подборку экспертных каналов от коллег Полилог.Экспертиза.  В фокусе — аналитика событий и трендов нового электорального сезона.
Роман Моложон pinned «Рекомендую подборку экспертных каналов от коллег Полилог.Экспертиза.  В фокусе — аналитика событий и трендов нового электорального сезона.»
Осенние кадровые перестановки в поствыборных регионах

К концу октября в ряде поствыборных регионов заканчивается этап формирования новых управленческих команд. Кадровые решения избранных губернаторов сводятся к трем стратегиям.

🕐 Пересборка команды. Активное обновление с привлечением новых специалистов, реорганизация структуры. Курс на повышение эффективности власти и решение новых вызовов.

Игорь Кобзев (Иркутская область) — масштабные отставки «ветеранов» регионального управления, оживление управленческой структуры для ускоренного решения региональных задач.
Владимир Солодов (Камчатский край) — 1) три врио зампредседателя правительства, врио министра имущественных и земельных отношений и врио министра образования покинули правительство; 2) создание новых ведомств: министерства территориального развития, агентства по информационной политике.
Александр Хинштейн (Курская область) — изменение структуры правительства области, внедрение лояльных и профессиональных кадров из Самарской области, которую ранее губернатор представлял в Госдуме.
Юрий Слюсарь (Ростовская область) — кадровая встряска: мобилизация управленческого состава. Замена глав Минздрава, Минспорта и Минприроды, отставка двух замгубернаторов.
Евгений Солнцев (Оренбургская область) — реорганизация правительства (создание нового департамента информационной политики) и усиление его ключевых фигур (вице-губернатора) для укрепления вертикали управления внутри региона.

🕑 Умеренное обновление с целевыми корректировками. Точечное усиление управленческого корпуса, сохранение баланса между новыми и старыми кадрами.

Евгений Первышов (Тамбовская область) — постепенное кадровое обновление с приоритетом поддержки институциональной стабильности: вовлечение новых специалистов, включая ветеранов СВО и их родственников.
Владислав Шапша (Калужская область) — все члены региональной команды сохранили за собой должности, за исключением замгубернатора и министра внутренней политики.
Олег Николаев (Чувашия) — действующая команда продолжит свою работу, в состав не вошел только один зампредседателя кабмина.

🕒 Институциональная преемственность. Сохранение ключевых управленцев, ставка на стабильность системы.

Александр Дронов (Новгородская область) — большинство министров и заместителей сохранены, есть перестановки.
Ростислав Гольдштейн (Коми) — практически все члены правительства остались на своих должностях.
Денис Паслер (Свердловская область) — перестановки в кабинете министров. В целом, состав правительства остался тем же.
Рустам Минниханов (Татарстан) — должности руководителей ключевых 18 ведомств остались без изменений.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🇷🇺 «Справедливая Россия». В точке бифуркации

Перед выборами в IX созыв Государственной Думы «Справедливая Россия» вновь оказалась в ситуации глубокого идеологического кризиса. На старте нового электорального сезона партия выбрала стратегию консолидации вокруг лидера.

Выборы-2021. Перед предыдущей думской кампанией партия взяла курс на создание блока лево-патриотического спектра, объединившись с «прилепинцами» и «семигинцами». Это усилило электоральный потенциал и позволило «Справедливой России» остаться в парламентской пятерке.

В поисках собственной риторики. Союз с Захаром Прилепиным привел к идеологическому сдвигу в сторону ультрапатриотической и популистской риторики. Однако электорат «прилепинцев» оказался малочисленным, а радикальный курс — особенно на фоне июньских событий 2023 года — оттолкнул традиционных левых избирателей СР и привел к разногласиям внутри партии. Вместо усиления — ослабление позиций в борьбе с ЛДПР и «Единой Россией», которые уверенно монополизировали патриотическую повестку.

Идеологический тупик. Попыткой создать «новую площадку» для объединения разнородного электората стала объявленная партией в прошлом году идеология «патриотического социализма». На практике — размытый конструкт, дезориентирующий и актив, и потенциального избирателя. Новый образ не смог выделить партию среди более сильных конкурентов: в сравнении с КПРФ — в социальной повестке, в сравнении с ЕР и ЛДПР — в патриотической. На этом фоне особенно опасным для эсеров стала экспансия либерал-демократов в левую повестку.

Возврат «Справедливой России» к старому названию, структуре с опорой на ресурсы Сергея Миронова — это не обновление, а констатация кризиса прежней стратегии. Без уникального политического нарратива, без новой ценностной рамки, способной вовлечь избирателя, шансы улучшить электоральную динамику минимальны. Тем не менее, присутствие на съезде первого заместителя руководителя Администрации Президента Сергея Кириенко дает основания полагать, что партия не будет исключена из сценария думской кампании 2026 года.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Несколько мыслей о заявленном оптимальном результате ЕР на думских выборах

🔳 Озвученные 55% при явке 55% — это осторожный прогноз, фиксирующий устойчивый минимум поддержки, который ЕР демонстрирует на последних избирательных кампаниях. Если бы выборы проходили сегодня, итоговые цифры, очевидно, были бы выше.

🔳 Однако к 2026 году электоральная ситуация станет сложнее. Бюджетная напряженность в регионах и обострение экономической повестки объективно затруднят положение, в том числе и партии власти. В этих условиях «осторожные» 55% выглядят скорее как «золотая середина» — ниже опускаться не готовы, но и завышать планку при длинной дистанции пока не рискуют. Разумеется, к выборам ЕР будет нацелена на повышение этого KPI.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кандидатский минимум: что делать с соцсетями, чтобы попасть в Госдуму-26

Консалтинговая группа «Полилог» подготовила исследование об интернет-коммуникациях действующих депутатов Госдумы.

В докладе дал короткий чек-лист по соцсетям, который поможет перед началом новой избирательной кампании. Подробнее — по ссылке.

Прочитал — перешли коллеге.
🇷🇺 «На Севере — жить!»: соцархитектура в Мурманской области

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис в своей недавней статье рассказал о видении будущего Арктики. А в нашей новой рубрике #соцархитектура_в_регионах расскажем о том, как инициированный им проект «На Севере — жить!» позволил добиться позитивных социальных изменений в Мурманской области.

0️⃣ Контекст: «Жить трудно, но можно терпеть»

В конце 2010-х годов социологические замеры фиксировали устойчивый пессимизм: более трети населения Заполярья оценивали социально-экономическую ситуацию как напряженную. За 2009-2018 миграционный отток только молодежи достиг 35%. Ключевой проблемой стало недоверие к власти: население воспринимало региональные и местные органы управления как закрытую систему, которая отстранилась от диалога с обществом. Такая ситуация требовала принципиального пересмотра управленческой логики.

0️⃣ Проект-стратегия: «На Севере — жить!»

Цели: 1) ценностная — четкое видение перспектив для каждого жителя Мурманской области; 2) проблемно-ориентированная — преодоление устойчивой негативной тенденции оттока населения из региона.

Само создание стратегии — пример грамотно выстроенного социального проектирования: в голосовании за ее программу в 2019 году приняли участие более 27 тысяч человек, в нее вошли 500 тысяч предложений. Результат — полномасштабный план мероприятий, отвечающий на запросы ключевых социальных групп.

Проекты реализованы в разных сферах: образование и молодежь («Курс на Север», молодежные пространства «СОПКИ», «Арктическая школа»), социальная поддержка и жилье («Зарплата мамы», «Активное долголетие», «Свой дом в Арктике»), благоустройство городской среды («На Севере — твой проект», «Теплое окно») и другие.

0️⃣Социальный эффект

Изменился миграционный тренд: в 2023 году в Мурманскую область впервые с 1989-го приехало больше людей, чем уехало.
С 2017 года численность многодетных семей в Заполярье увеличилась на 40%.
Зафиксированы: реальный рост доходов за последние четыре года, количества браков, снижение разводов и случаев младенческой смертности.
Главное — улучшение качества жизни мурманчан.

Показательны позиции в рейтингах:

🌐 По итогам лета 2025 года Мурманск вошел в список лидеров среди российских городов, которые иностранные туристы посещали чаще всего.
🌐 Мурманская область по ВРП занимает 10 место в России на душу населения, 20 место в рейтинге регионов по качеству жизни, входит в топ-10 по средней зарплате и в топ-25 по качеству образования.

0️⃣ Перспективы

В 2019 году Андрей Чибис точно определил социальный заказ внутри региона. Внедрение комплексного плана развития позволило ответить на ключевые запросы жителей. Позиционирование его как «народной стратегии» сформировало культуру доверия к власти. Губернатор успешно связал общегосударственный курс с региональными вызовами: укрепление российских позиций в Арктике через реальное повышение качества жизни.

В упомянутой статье показательно сравнение арктической политики с покорением космоса: социальные изменения требуют аналогичной масштабной и стратегической работы.

Запущенный как предвыборный проект «На Севере — жить!» перерос в узнаваемый социальный бренд Заполярья — как внутри региона, так и за его пределами. Редкий случай, когда инициатива сверху прижилась и стала народной идеей, работающим инструментом развития и продвижения территории.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🇷🇺 20 лет Дня народного единства: трансформация смыслов

Уже 20 лет День народного единства является официальным государственным праздником. Переосмысленная дата, заменившая 7 ноября, стала инструментом конструирования новой гражданской идентичности без опоры на советское прошлое.

Как показывает социология, за это время праздник укоренился, но при этом смысловое восприятие его остается зыбким:

Значимость праздника для граждан увеличилась с 24% (2019) до 39% (2023).
Доля россиян, ощущающих народное единство, выросла почти в 3 раза — с 23% (2012) до 61% (2024).
В то же время, 73% опрошенных (2024) не знают, к какому историческому событию приурочен праздник. В общественном сознании дата продолжает ассоциироваться исключительно с дополнительным выходным и занимает 10-е место из 14 в числе важных праздников.
Молодежь, для которой праздник стал частью взросления, чаще (45%) видит (2024) в нем символ единства народов России. Вероятно, с естественной сменой поколений эта тенденция будет укрепляться.

Динамика транслируемых ценностей вокруг 4 ноября прослеживается в поздравительных президентских речах — ключевом канале смыслового наполнения праздника.

0️⃣ 2005-2007: «Не по принуждению сверху, а по зову сердца». Задача — легитимация праздника в общественном сознании через гуманистический аполитичный нарратив. Единство — не директива государства, а органичный порыв народа. Праздник позиционируется как акт гражданской солидарности, день добрых дел.

0️⃣ 2008-2011: Символ новой России. День народного единства становится инструментом внешней политики и «мягкой силы» в рамках «Русского мира». Единство — духовная и культурная связь всех, кто говорит на русском языке и ассоциирует себя с российской культурой, независимо от места жительства/гражданства.

0️⃣ 2012-2021: Цивилизационный поворот. Праздник становится инструментом идеологической мобилизации. Единство — сплоченность перед лицом внешней угрозы, синоним защиты суверенитета. Из добровольной солидарности оно становится необходимым условием выживания страны.

0️⃣ 2022-2023: «Нас пытаются уничтожить, но мы не позволим». С началом СВО риторика достигает идеологической пиковой точки. Единство —  тотальная мобилизационная сплоченность в условиях военного противостояния. Акцент сместился на борьбу с «отменой истории», «либеральной конъюнктурой» Запада.

0️⃣ 2024-2025: Основа для созидания. Фокус смещается на мирные цели, оставаясь в рамках идеологии «особого пути». Единство — ключевое условие выхода России «на новые рубежи».

▫️ Политический дискурс вокруг Дня народного единства отражает глубокую трансформацию национальной идентичности России в XXI веке. Власть неоднократно перенастраивала смысл 4 ноября, реагируя на меняющиеся внутренние и внешние вызовы. Отчасти это объясняет, почему жители России испытывают трудности в понимании его концепции: смысловая неустойчивость, отсутствие устоявшихся ритуалов не позволили сформировать полноценную культуру для нового праздника.
▫️ Однако фундамент для его консолидирующей роли сформировался. В общественном сознании успешно укоренилась идея о многонациональности как «бесценном даре» и стратегическом преимуществе России. На этом может быть выстроена позитивная повестка праздника. Причем, судя по государственным сигналам последних выступлений, нарративы будут устремлены в будущее, где единство — идеологический фундамент для развития страны.
▫️ Теперь важно наполнить праздник ритуалами, а также сформулировать понятные ответы на вопросы «что» и «как» празднуем в День народного единства.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM